Научная статья на тему 'Эволюция представлений о жизненных стратегиях в социально-гуманитарных науках'

Эволюция представлений о жизненных стратегиях в социально-гуманитарных науках Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
535
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ / МОЛОДЕЖЬ / VITAL STRATEGIES / LIFE PLANS / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Липатова Мария Евгеньевна

В статье рассмотрены основные подходы к пониманию и изучению жизненных стратегий представителями различных социально-гуманитарных наук. Но особое внимание в статье уделено психологическому и социологическому направлениям. Сделан исторический экскурс в понимание сущности таких дефиниций, как жизненный путь, жизненные стратегии, показано, как из чисто психологической проблемы изучение жизненных стратегий стало одним из ведущих направлений социологии молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of life strategies in social and humanities sciences

In this article the author considers the basic approaches to understanding and studying of vital strategy by representatives of various social and humanitarian sciences. But the special attention in article is given psychological and sociological direction. Historical digression to understanding of essence life plan, vital strategy is made. The studying of vital strategy is shown as from purely psychological problem became one of leading directions of sociology of youth.

Текст научной работы на тему «Эволюция представлений о жизненных стратегиях в социально-гуманитарных науках»

ми, узнает, кем работают его родители и друзья семьи. По мере увеличения объема знаний об окружающем мире у человека расширяется сфера жизненных предпочтений, и он начинает задумываться не только о том, к какому социальному статусу стремиться, но и о том, какие ценности являются определяющими и каких морально-этических норм при этом следует придерживаться. В результате осмысления индивидом таких понятий, как "успех", "богатство", "известность", "ответственность", "социальные различия", ширятся и его представления о сферах человеческой жизни, четче осознаются жизненные цели и способы их достижения.

Сегодня проблема взаимоотношений человека с внешней средой является одной из самых острых. Ускоренное развитие социально-экономических процессов привело к тому, что у человека появилась возможность выбора из большого количества жизненных стратегий именно той, которая позволит ему лучше интегрироваться в общественные взаимоотношения и достичь высокой степени самореализации. Однако, наряду с этими общими тенденциями, глубинные изменения, произошедшие в нашей стране за последние десятилетия, привели к тому, что старые модели выстраивания жизненных стратегий перестали работать, а новые еще не успели сформироваться. Вот почему сегодня проблема целеполагания и ее решение требуют пристального внимания и тщательного изучения. Необходимо также провести детальный анализ существующих подходов к анализу этой проблемы.

Исследование проблемы выбора жизненного пути, образа жизни получило развитие в таких социально-гуманитарных науках, как антропология, социология, психология, философия. Например, психологи (Ш. Бюлер, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская и др.) одними из первых занялись изучением выбора жизненного пути и построением жизненной стратегии личности. Особо следует отметить гуманистическое направление в психологии, представители которого (К. Роджерс, А. Маслоу, Ш. Бюлер) акцентировали внимание на личностном развитии, самоактуализации, поиске смысла жизни и др. В гуманистической психологии признается и учитывается прежде всего ценность человека, его личности, право на свободу и счастье, а также возможность развития и проявления всех способностей индивида1. Представители этого направления придерживаются той точки зрения, что любое знание тесно связано с природой человека и его основными потребностями. Природа же постигается в ходе аффективного опыта, получаемого здесь и сейчас и приобретаемого на основе ориентации каждого человека

1 Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г. Панова. М., 1983. С. 130.

на свои собственные возможности2. Все вышесказанное позволяет рассматривать личность как целостное социальное существо, действующее в окружающей действительности и не рассматриваемое в отрыве от нее.

Одной из первых определение жизненного пути личности дала Шарлотта Бюлер, представительница немецкой школы гуманистической психологии, доктор философии3. Изучая богатейший биографический материал, полученный в ходе эмпирических исследований, Ш. Бюлер ввела понятие индивидуальной истории, т.е. жизни личности, которую понимала не просто как цепь случайностей, а как совокупность закономерных этапов, раскрытие не только внутреннего мира личности, но и особенностей реального жизненного мира. По мнению Ш. Бюлер, это и есть жизненный путь личности. Она выделяет три аспекта жизненного пути: 1) объективная логика жизни (последовательность внешних событий); 2) логика внутренних событий (эволюция внутреннего мира человека, смена его переживаний, ценностей); 3) результат деятельности. Основной движущей силой жизни личности, по мнению Ш. Бюлер, является ее стремление к самоосуществлению и творчеству, а самоосуществление предстает как итог жизненного пути, как реализация ценностей и целей человека. Таким образом, Ш. Бюлер не рассматривает непосредственно жизненные стратегии, но говорит о существовании у каждого человека определенных интенций (намерений), которые на протяжении всей жизни индивида оказывают влияние на выбор и достижение целей. Осмысливает же и оценивает собственные ожидания и степень их реализации человек только в конце своего жизненного пути.

Ш. Бюлер разработала периодизацию жизненного пути личности, которая отражает реализацию внутренней сущности человека, становление целевых структур личности в тот или иной период (фазу) жизненного цикла. Исследователь выделяет пять фаз жизненного цикла человека4. В начале и в конце жизни у человека нет четких целей. До 15 лет (I фаза) отсутствие четких целей связано с тем, что ребенок живет по преимуществу настоящим и имеет смутное представление о будущем. В данный период происходит развитие физических и умственных способностей индивида. В конце жизни (фаза V, 65—70 лет) основное внимание уделяется организации и проведению досуга, соотнесению прожитых событий с поставленными целями, оценке степени их достижения, восприятию своего существования как некоего закономерного целого, а не следования поставленным задачам, как это было в юности.

2 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. М., 2004. С. 38.

3 Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. С. 24—25.

4 Годфруа Ж. Указ. соч. С. 40.

Говорить о планировании жизни и выработке векторов собственного развития, об оценке своих сил и о постановке целей можно начиная со II фазы жизненного цикла (II фаза — 15—20-й годы жизни). Именно в этом возрасте люди осознают свои потребности, оценивают свои способности и навыки (а при необходимости и овладевают новыми), выбирают профессию, партнера, ищут смысл жизни.

В течение последующих двух фаз (III—IV) происходит реализация уже поставленных целей и постановка новых. Третья фаза жизненного цикла является не только наиболее продолжительной по времени, но и самой активной и охватывает возраст от 25 до 40—45 лет. Именно в этом возрасте индивид реализует все свои основные потенции: он более четко и осмысленно формулирует цели, что позволяет ему достигать конкретных результатов и стабильности не только в профессиональной, но и в личной жизни. Во время четвертой фазы (45—65 лет) при постановке дальнейших целей происходит учет достигнутых результатов в профессии, состояния здоровья, положения дел в семье и т.д.

Ш. Бюлер думала, что целеполагание, смыслообразование есть главная отличительная особенность бытия человека. На задний план отодвигается (или даже отвергается вовсе) социально-истори-ческая природа жизненного пути, упускается из виду тот факт, что само целеполагание является следствием всей предыдущей деятельности личности в конкретной общественной среде. По Ш. Бюлер, жизненный путь — это результат саморазвития духа. Этот идеалистический момент ее концепции отмечает представитель российской школы гуманистической психологии С.Л. Рубинштейн.

С.Л. Рубинштейн, анализируя подход Ш. Бюлер, развил идею жизненного пути дальше. Он рассматривал жизненный путь как единое целое, состоящее из взаимосвязанных этапов, каждый из которых в той или иной степени подготавливает последующий и влияет на него; жизненный путь это не просто сумма жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества5. По мнению С.Л. Рубинштейна, всегда следует учитывать, что на жизненном пути человека могут возникать ситуации (или, как их называет исследователь, "узловые моменты"), которые могут привести к резкому изменению направления жизненного пути6. С.Л. Рубинштейн рассматривает становление личности каждого отдельного человека во взаимосвязи с основными событиями его жизненного пути, который насыщен практической и теоретической деятельностью этой личности.

5 Цит. по\ Абульханова-Славская К.А. Указ. соч. С. 26.

6 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2009. С. 465.

Таким образом, в своем развитии индивид проходит определенные этапы, каждый из последующих наслаивается на предыдущий. Сначала человек учится владеть собственным телом, затем — самостоятельно передвигаться, все это расширяет его социальные контакты, помогает овладеть речью и т.д., другими словами, индивид становится самостоятельным субъектом общественной и личной жизни. Наряду с умением "справляться" с "внешними событиями" (как их называет С.Л. Рубинштейн) самостоятельность субъекта отражается в способности самостоятельно, сознательно ставить перед собой цели, задачи, определять направления своей деятельности. По мнению ученого, наиболее ярко это проявляется у подростка, который вступает в пору самостоятельности, а для этого ему необходимо обладать определенным мировоззрением, умением критически мыслить, знать свои склонности и способности, иметь развитое самосознание.

Следующий этап в изучении формирования жизненной стратегии и развертывания жизненного пути личности в отечественной науке представила К.А. Абульханова-Славская. Рассматривая сущность, основные признаки и характеристики стратегий жизни, ученая предложила типологию последних. Под стратегией жизни в широком смысле слова К.А. Абульханова-Славская понимает принципиальную, реализуемую "в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию"7. Каждому человеку приходится ориентироваться, действовать в различных социальных условиях, формах и структурах жизни, учитывать явные и скрытые принципы и механизмы жизни. Для этого необходимо определить индивидуальную траекторию движения, выявить собственные возможности и особенности, что будет способствовать наиболее правильному определению места индивида в жизни. Как отмечает исследователь, выработка индивидуальной траектории внутри социальной жизни — это задача каждого человека. Само общество обеспечивает возможности для развития и использования индивидуальностей.

Прежде чем дать определение понятия "жизненная стратегия", К.А. Абульханова-Славская рассматривает близкую к этому понятию категорию "притязания", или "жизненные притязания". Понятие "жизненные притязания" было введено в науку немецким психологом К. Левиным и экспериментально продемонстрировано Т. Дембо, которая в свою очередь предложила понятие "уровень притязаний". Дальнейшие исследования жизненных притязаний проводил Ф. Хоппе. Результаты этих исследований были отражены в его работе "Исследование уровня притязаний".

1 Абульханова-Славская К.А. Указ. соч. С. 245.

Исходя из концепции К.А. Абульхановой-Славской, притязание представляет собой более обобщенный по сравнению с мотивами механизм самореализации личности, отражение личностного выражения потребностей, выбора средств удовлетворения этих потребностей, в котором также заключена и ценностная составляющая. Притязания являются отражением активной деятельности личности и являются "ориентацией личности на характер самовыражения"8. На характеристику притязаний влияют образ Я и самооценка, представление о своих личности, возможностях, планируемых и предполагаемых достижениях в жизни. Жизненная стратегия, как отмечает К.А. Абульханова-Славская, это активная позиция личности, направленная на самореализацию, поиск своего места посредством "соотнесения жизненных требований с личной активностью, ее ценностями и способом самоутверждения"9.

В целом в рамках данного психологического подхода построение жизненных стратегий зависит от учета каждым индивидом своих способа жизни, структурирования, организации и оценки, соотнесения собственного типа личности со способом жизни.

В социологии жизненная стратегия изучалась через призму рассмотрения таких проблем, как жизненные планы молодежи (М.Н. Рут-кевич, Л.Я. Рубина, М.Х. Титма, Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкин и др.), диспозиционная регуляция социального поведения (В.А. Ядов), понятие целенаправленного поведения (Н.Ф. Наумова). Жизненные стратегии, как правило, исследуются на примере молодежи, и это — отражение ее восприятия как активной, деятельной социальной группы, обладающей своими устремлениями, ценностями, целями, которые не всегда могут совпадать с общепризнанными, особенно в современной России.

В советской социологии жизненные планы (ориентации) молодежи рассматривались с точки зрения перспективной реализации интересов личности, складывающихся под воздействием различных факторов, формирующих сознание. Через призму личного восприятия окружающих условий и возможностей индивид оценивал общественные потребности. В ходе формирования жизненных планов и выбора жизненного пути личные интересы, конечно, учитывались, но немаловажную роль играло планирование необходимого государству количества специалистов, что определяло и количество мест на обучение тем или иным специальностям в системе образования и рабочих мест в народном хозяйстве. При этом, как отмечают М.Н. Руткевич и Л.Я. Рубина, система образования являлась главным связующим звеном между планами и интересами

8 Там же. С. 226.

9 Там же. С. 244.

молодежи и общественными потребностями10 (которые могли и не совпадать).

На формирование жизненных планов и выбор жизненного пути оказывают влияние ряд факторов (интерес к специальности или предмету, совет родителей, пример знакомых, советы учителей и других работников школ), но в разной степени на разных этапах самоопределения. Исследователи отмечают, что особую роль играет социальная среда. Она является проводником влияния различных факторов и условий на личность, но одновременно обладает определенной самостоятельностью, что отражается в несовпадении интересов индивида и общества.

М.Н. Руткевич и Л.Я. Рубина определяют жизненные планы как "обобщенное выражение не только направления ориентаций, но и способов, путей реализации ожиданий в отношении будущего социального положения"11. Отличие жизненных планов от идеального образа и результатов жизнедеятельности, жизненной программы, заключается в ориентации на определенное социальное положение и отражение путей, способов его достижения. Они должны сочетать в себе профессиональную, социальную и гражданскую ориентации индивида. Вследствие этого и отмечается значимость оценки наличных возможностей в обществе, так как оно не только способствует росту, развитию каждого человека и удовлетворению его потребностей, но одновременно "организует эти потребности и способности, направляет в соответствии со своими нуждами"12. Четкая постановка целей, видение перспективы, учет индивидом своих потребностей и потребностей общества будут работать на активное, быстрое развитие личности и ее самореализацию.

Однако следует отметить, что серьезные изменения в социально-экономической и политической жизни нашей страны акцентировали внимание ученых на проблеме ориентации индивида в новых условиях и выстраивание жизненного пути с учетом происходящих изменений. Молодое поколение, с одной стороны, является преемником старшего поколения в части сложившихся социальных установок, ценностей, социального опыта, а с другой — само вырабатывает определенную иерархию ценностей, установок, определенные социальные ориентиры исходя из сложившихся к данному моменту условий жизнедеятельности. Поэтому, планируя свое будущее, молодежь вынуждена не только исходить из опыта других и из социальной реальности, но и опираться на собственное представление о будущем, в частности о своем личном будущем.

10 Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М., 1988. С. 130.

11 Там же. С. 140.

12 Там же.

Комплексный теоретико-методологический анализ жизненных стратегий с позиции институционального подхода и системного анализа был представлен в работах Ю.М. Резника, Т.Е. Резник и Е.А. Смирнова. Стратегия жизни понимается ими как саморегулирующаяся система социокультурных представлений личности о своей будущей жизни. Формирование представлений происходит под влиянием целого ряда факторов, которые следует учитывать при осуществлении сознательного выбора модели поведения в той или иной жизненной ситуации. Однако выработка определенной стратегии жизни позволяет упорядочить, сориентировать и направлять поведение индивида во временной перспективе.

Определяя предмет своего исследования, Ю.М. Резник и Е А Смирнов опираются на концепцию социологии жизни, которая объединяет в себе все аспекты (стороны) жизненных стратегий с использованием данных других социально-гуманитарных наук. Согласно данной концепции, каждый человек как субъект жизненного пути и представитель жизненного мира обладает несколькими специфическими способами организации жизни, которые в свою очередь являются частью системы общего жизненного ориентирования индивида.

Жизненные планы, сценарии и стратегии — способы преобразования или конструирования жизни, т.е. одна из составных частей системы организации жизни или жизненного ориентирования наряду со способами ведения жизни (форма, стиль и уклад жизни), пространственно-временным определением жизненных ситуаций (жизненные позиции и линии), способами описания и самоописания жизни (истории жизни, жизнеописания, биографии, автобиографии)13.

Важным аспектом подхода вышеназванных авторов к проблеме конструирования жизненных стратегий является акцент на два взаимосвязанных уровня: психический (или психологический) и социальный. Между ними существует принципиальное различие. Объективное представление об идеальном будущем связано со сферой культуры, а на субъективное представление серьезное влияние оказывают прошлый опыт и сформулированные цели как представление об этом будущем14. Как отмечают исследователи, в основе жизненных стратегий лежат установки, отражающие психологическую готовность личности к определенному действию. Жизненные стратегии являются практической реализацией установок индивида и формируют жизненный путь личности, так как происходит взаимодействие идеальных конструктов и реального

13 Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., 2002. С. 80-81.

14 Там же. С. 86.

поведения, деятельности. Таким образом, жизненные стратегии, по мнению Ю.М. Резника и Е.А. Смирнова, выступают в качестве критерия социальной и психологической зрелости личности.

Жизненные стратегии обладают тремя измерениями, каждое из которых отражает определенные качества содержания стратегии. Первое, личностное, измерение позволяет выделить направленность стратегического выбора человека. Второе, культурное, измерение обеспечивает выбор способов и средств реализации стратегии. Третье, институциональное, измерение позволяет решать вопросы, связанные с определением позиции и отношением индивида во взаимодействии с другими людьми при реализации своей стратегии.

Важным аспектом, который следует учитывать при конструировании жизненных стратегий, является единство институциональных и неинституциональных признаков. Объясняется это тем, что каждый человек живет, с одной стороны, в системном мире (институциональные системы и институты), а с другой — в несистемном, который более изменчив и в меньшей степени регламентирован.

При разработке жизненных стратегий индивид имеет дело с сознательными и интерактивными проявлениями жизни, событиями, которые он старается выстроить в определенном порядке их осуществления. Данный подход к жизни позволяет проводить ее последовательное изменение по выработанному плану и с учетом социокультурных условий. Исходя из рассмотренных аспектов понимания и конструирования жизненных стратегий, исследователи предлагают следующее определение стратегии жизни: стратегия жизни — это "динамическая система перспективного ориентирования личности в будущей жизни и возможностей его эффективного изменения (формирования) в соответствии с конкретным замыслом и данными условиями социокультурного развития"15.

В нашей стране преобразования затронули все структурные элементы общества, все его социальные институты и изменили жизнь каждого человека. Произошла ломка старых, советских, социальных ценностей, ориентаций, установок, изменилась их иерархия. Новые социальные условия способствовали появлению новых подходов к изучению социальных проблем. Так, для исследования жизненных стратегий в новом обществе, которое находится в условиях нестабильности, Н.Ф. Наумова предлагает использовать теорию сложных, развивающихся систем, а также привлекать эмпирический материал, полученный в ходе изучения катастроф, социальных проблем, кризисов16.

15 Там же. С. 99.

16 Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. 1995. № 2. С. 10.

Современное общество можно рассматривать как развивающуюся систему в условиях усиления неопределенности социальной ситуации, в которой живет и действует человек. При этом основными факторами, оказывающими воздействие на поведение, установки и стратегии индивида, являются его социальный и индивидуальный жизненный ресурс, начальный социально-экономический статус и его изменение в дальнейшем.

Существует зависимость между уровнем социально-экономического статуса и принятием решений, а также поведением человека. Чем выше статус, тем рациональнее экономическое поведение, и соответственно тем больше индивид будет ориентирован на сохранение и повышение статуса. Снижение рациональности ведет к появлению иррациональных надежд (осуществление которых маловероятно), что влечет за собой появление психологического дискомфорта. Поэтому рациональность является важной характеристикой поведения, а ее тип — важнейшим элементом жизненной стратегии. Важен не только способ решения проблемы, но и "постановки некоторой жизненной задачи, целеполагание, притязания, приоритеты, социальные средства и т.д."17

При изучении изменения системы жизненных ориентаций можно выделить несколько стадий, что позволит увидеть такую важную характеристику современной развивающей системы, как нелинейность. Откликом со стороны человека на происходящие события, изменения могут быть усиление гибкости социального поведения и смена жизненных стратегий при изменении "правил игры". Для того чтобы отметить переход от одной стадии к другой, Н.Ф. Наумова выделяет три основных фактора: недоверие к власти (или к властным социальным институтам), изменения в системе ценностных ориентаций и восприимчивость к внешнему влиянию (качественные сдвиги в жизненных стратегиях человека). На основе проведенных эмпирических исследований были выделены три стадии в развитии жизненных стратегий: надежда и разрушение, кризис и социальный стресс, адаптация и стратегическое поведение18.

С нашей точки зрения, наиболее интересным представляется подход к пониманию жизненных стратегий Г.А. Ельниковой и Ш.И. Алиева. Они рассматривают жизненные стратегии как идеальную модель, систему целей и задач человека, которая может быть сконструирована во всех сферах жизнедеятельности. Эта модель является отражением смысла жизни индивида и включает в себя выбор способов достижения поставленных целей и возможные решения задач19. Исследователи выделяют три группы жиз-

17 Там же. С. 11.

18 Там же. С. 18-20.

19 Ельникова Г.А., Алиев Ш.И. Жизненные стратегии молодежи: теоретический и методологический анализ. Белгород, 2008. С. 131.

ненных стратегий: целерациональные, ценностнорациональные, традиционные.

Само формирование жизненных стратегий, их отдельных элементов совпадает с первичной социализацией. По мере того как происходит самопознание личности, выделяются значимые для нее ситуации, вносятся правки и коррективы. Поворотным моментом в формировании жизненных стратегий является проблема выбора. С взрослением приходит осознание ответственности за совершаемые действия и соответственно чаще возникает необходимость выбора, что влечет за собой изменения в жизненных стратегиях. Наряду с этим, следует учитывать шесть групп факторов, влияющих на формирование жизненных стратегий: мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы, социокультурные факторы, социально-демографические факторы20.

Анализ траекторий жизненного пути (факторы, механизмы, особенности их влияния в различных социальных группах) — основа исследований Д.Л. Константиновского21. В разные годы он изучал ожидания молодежи и ее шансы в начале жизненного пути, возможности получения хорошего образования, реализацию ожиданий в действительности, социальную мобильность (особенности жизненных траекторий). Современные российские условия способствуют, согласно проведенному Д.Л. Константиновским анализу, формированию двух групп — "сильных" и "слабых", что выражается в развертывании различных жизненных путей. Исследователь предлагает способ, который позволяет оценить место, занимаемое индивидом в жизни, справедливость или несправедливость сложившейся жизненной карьеры в данных обстоятельствах времени и места. Рассматривается соотношение ожиданий, ориентаций, планов молодежи и реальная их реализация, действительные достижения. Выявленные несоответствия между ожиданиями и реальностью ведут к деформации ценностей и социальных ориентаций, формированию у человека постоянной неудовлетворенности своим положением22. Данная ситуация может привести к разрушению идеалов, усилению недоверия к социальным институтам и ценностям.

Рассмотренные подходы демонстрируют определенный отход от идеалистической концепции Ш. Бюлер в сторону более целостного понимания жизненных планов личности и их выстраиванию с учетом социальной реальности.

20 Там же. С. 133-134.

21 Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы — начало 2000-х). М., 2008.

22 Там же. С. 20.

Таким образом, мы попытались, с одной стороны, отразить становление и развитие проблематики жизненных стратегий, а с другой — показать, что построение жизненных стратегий сегодня представляет собой сложную систему и процесс, в которых должны учитываться многообразные и многочисленные факторы, оказывающие влияние на выстраивание жизненных планов. Важность изучения этой проблематики также обусловлена и тем, что в современных условиях добавляются такие компоненты, как неопределенность и нелинейность, что определенным образом влияет на постановку человеком целей и задач и выбор им соответствующих способов их достижения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. М., 2004.

Ельникова Г.А., Алиев Ш.И. Жизненные стратегии молодежи: теоретический и методологический анализ. Белгород, 2008.

Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы - начало 2000-х). М., 2008.

Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. 1995. № 2.

Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., 2002.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2009.

Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М., 1988.

Философский энциклопедический словарь / Под. ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г. Панова. М., 1983.

ВЕСТИ. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2011. № 3

К.Ю. Михалева, соиск. кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*

КОНЦЕПЦИИ МОДЫ В КЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (Г. СПЕНСЕР, Г. ЗИММЕЛЬ, Ж.-Г. ТАРД)

Статья посвящена анализу социологических концепций моды в трудах классиков социологии, таких, как Г. Спенсер, Г. Зиммель, Ж.-Г. Гард, чьи фундаментальные исследования феномена моды создали концептуальный и теоретический базис для современного понимания модной системы.

Ключевые слова: мода, модное поведение, социальный институт, социальное взаимодействие, теория подражания, формы подражания, праздный класс, символический капитал.

The article is devoted to analysis of sociological conceptions of fashion in studies of classics of sociology such as II. Spenser, G. Tarde, II. Simmel. The article provides an interpretive overview of groundbreaking writings of five theorists whose work has profoundly influenced the conceptual and theoretical basis of contemporary understanding of fashion system.

Key words: fashion, fashion behavior, social institution, social interaction, imitation theory, imitation forms, leisure class, symbolic capital.

Мода как социальный и культурный феномен является объектом пристального социологического интереса со времени появления социологической науки. Это было обусловлено прежде всего пониманием социальной значимости моды, ее социальной и экономической укорененности и обусловленности, ее социальной функциональности. Выявление социологического смысла моды, ее социальной природы и функций стало предметом социологического интереса в классических социологических теориях. Задачей данной статьи является анализ социологических концепций моды, выявление их историко-социологической специфики и демонстрации того факта, что все эти концепции моды являются фундаментальной частью общей социологической теории.

Как уже было сказано, концептуальное осмысление моды фактически является ровесником социологии. Оно оформляется в XIX в. вместе с форированием общей социологической теории во всем многообразии ее подходов, теоретических образований и имен создателей этих образований. Общая теоретико-методологическая позиция, лежащая в основе социологической теории, определяет и прочтение моды как социального явления. Вместе с тем, несмотря

* Михалева Катерина Юрьевна, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.