Научная статья на тему 'Эволюция представлений о патриотизме в русской философии'

Эволюция представлений о патриотизме в русской философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эволюция представлений / патриотизм / русская философия / evolution of ideas / patriotism / Russian philosophy

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шайхутдинова Н.Ф.

The article examines the current state of socio-philosophical cognition of patriotism as an element of cultural identity of the individual, which contributed to the definition of the basic foundations of patriotism as a social value in the socio-cultural context in Russia; analyzes the genesis and evolution of patriotism in Russian philosophy, which allowed a systematic approach to the study of the phenomenon of patriotism in the process of socio-cultural development of personality; The features and specifics of the development of patriotism in Russian society in the context of globalization are determined, its state is analyzed and development prospects are predicted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evolution of ideas about patriotism in Russian philosophy

The article examines the current state of socio-philosophical cognition of patriotism as an element of cultural identity of the individual, which contributed to the definition of the basic foundations of patriotism as a social value in the socio-cultural context in Russia; analyzes the genesis and evolution of patriotism in Russian philosophy, which allowed a systematic approach to the study of the phenomenon of patriotism in the process of socio-cultural development of personality; The features and specifics of the development of patriotism in Russian society in the context of globalization are determined, its state is analyzed and development prospects are predicted.

Текст научной работы на тему «Эволюция представлений о патриотизме в русской философии»

DOI: 10.24412/2226-0773-2024-13-7-597-604

EDN: RWAOVX

Эволюция представлений о патриотизме в русской философии

Н.Ф. Шайхутдинова

Московский государственный институт культуры

141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, д. 7

Moscow State Institute of Culture

Bibliotechnaya str., 7, Khimki, Moscow Region 141406 Russia

e-mail: skarlett2484@mail.ru

Ключевые слова: эволюция представлений, патриотизм, русская философия.

Key words: evolution of ideas, patriotism, Russian philosophy.

Резюме: В статье исследовано современное состояние социально-философского познания патриотизма как элемента культурного самосознания личности, что способствовало определению базовых оснований патриотизма как общественной ценности в социокультурном контексте в России; проанализированы генезис и эволюция патриотизма в русской философии, что позволило системно подойти к исследованию феномена патриотизма в процессе социально-культурного развития личности; определены особенности и специфика развития патриотизма в российском обществе в условиях глобализации, проанализировано его состояние и спрогнозированы перспективы развития.

Abstract: The article examines the current state of socio-philosophical cognition of patriotism as an element of cultural identity of the individual, which contributed to the definition of the basic foundations of patriotism as a social value in the socio-cultural context in Russia; analyzes the genesis and evolution of patriotism in Russian philosophy, which allowed a systematic approach to the study of the phenomenon of patriotism in the process of socio-cultural development of personality; The features and specifics of the development of patriotism in Russian society in the context of globalization are determined, its state is analyzed and development prospects are predicted.

[Shaikhutdinova N.F. The evolution of ideas about patriotism in Russian philosophy]

Сущностная характеристика российского патриотизма включает несколько ключевых аспектов, которые отличают его от патриотизма других стран.

1. Связь с историей и культурой. Российский патриотизм глубоко связан с историческими и культурными традициями страны. Россия имеет богатое наследие, которое протягивается на протяжении многих веков. Российские патриоты часто восхищаются достижениями и величием своей истории, считая их источником гордости и вдохновения.

2. Патриотическая ответственность. Российский патриотизм включает в себя чувство ответственности перед родиной и народом (Шайхутдинова, Бочкарева, 2023). Патриоты стремятся к благополучию своей страны и ее граждан. Они готовы вносить свой вклад в развитие и процветание России, а также защищать ее интересы и суверенитет (Бочкарева, 2015).

3. Верность национальным ценностям. Российский патриотизм тесно связан с национальными ценностями. Верность своим культурным и историческим ценностям является важной составляющей патриотической идентичности. Это может включать верность православию, языку, традициям и социальным ценностям, которые сформировались в России на протяжении времени.

4. Защита территориальной целостности. Российский патриотизм подразумевает готовность защищать территориальную целостность страны. Россия является одной из крупнейших стран мира с обширной территорией, и граждане стремятся сохранить ее границы и неприкосновенность.

5. Гордость за достижения. Российский патриотизм включает в себя гордость за достижения своей страны в различных сферах, таких как наука, искусство, спорт, технологии и другие области. Российские патриоты часто высоко ценят вклад своих соотечественников в развитие науки, искусства и других отраслей, а также стремятся продолжать эту традицию.

Представления о патриотизме в русской философии прошли через некоторую эволюцию на протяжении истории. Рассмотрим несколько этапов этой эволюции.

Первый этап можно связать с периодом Русского Просвещения XVIII века. В то время философы подчеркивали значение патриотических чувств и обязанностей по отношению к Родине. Например, мысль о любви к Отечеству и обязанности вносить вклад в благосостояние своей нации была выражена в трудах Михаила Ломоносова.

Второй этап связан с развитием славянофильской философии в XIX веке. Славянофилы считали, что уникальная русская культура и душа требуют особой любви и преданности от своих представителей. Идея русской истории, русской православной религии и преемственности поколений была основой их патриотических убеждений. Философы-славянофилы, такие как Иван Киреевский и Алексей Хомяков, акцентировали внимание на национальной идентичности и патриотической приверженности.

Третий этап связан с развитием русского марксизма и социалистической мысли. Многие русские марксисты видели патриотизм в рамках классовой борьбы и освобождения народа. Они призывали к осознанию социальной несправедливости и борьбе за социальные преобразования, которые, по их мнению, приведут к благу родины. Например, Владимир Ленин и Александр Богданов разрабатывали концепцию патриотизма рабочего класса.

В советское время, после Октябрьской революции 1917 года, понятие патриотизма было инструментализировано и подчинено идеологическим приоритетам коммунистической партии. Официальные ответы привлекались для пропаганды государственных идеалов и поддержания единства народа вокруг Советской Родины.

После распада Советского Союза и прихода к власти новых идей и политических режимов в России, понятие патриотизма прошло через еще одну эволюцию. Оно стало ассоциироваться с укреплением государства, защитой национальных интересов, развитием культуры и духовности, а также с гражданской ответственностью и участием в общественной жизни.

В целом, представления о патриотизме в русской философии развивались под влиянием исторических событий и социально-политических факторов. В каждом периоде акцентировались различные аспекты патриотизма, связанные с идеологическими, религиозными и социальными особенностями общества.

Представления о патриотизме в русской философии продолжают развиваться и изменяться в зависимости от времени и общественно-политических условий. Сегодня патриотизм часто рассматривается как чувство привязанности и любви к своей стране, осознанное участие в её развитии и процветании.

Современные представления о патриотизме включают в себя не только военную оборону и защиту интересов страны, но также и содействие экономическому развитию, социальной справедливости, культурному и образовательному прогрессу. Однако, эти представления могут различаться в зависимости от политических взглядов людей.

Для некоторых, патриотизм может включать верность определенным ценностям и идеалам, которые считаются характерными для их страны. Другие могут видеть патриотизм в активном участии в жизни общества, в принятии решений на местном и национальном уровне, а также в защите прав и свобод своих соотечественников.

В конечном счете, патриотизм - это сложное и многогранный концепт, который всегда остается открытым для толкования и интерпретации. Он связан с чувствами, убеждениями и действиями, которые каждый индивидуум определяет самостоятельно в соответствии с своей личной историей, ценностями и взглядами на мир.

В.Г. Белинский неоднократно отмечал, что патриотизм необходимо доказывать не словом, а делом. Интерес представляют взгляды Н.Г. Чернышевского, продолжая развивать идеи гражданственности и патриотизма, в своих работах он пишет, что изменить своей родине может только человек с низкой душой, истинный «патриот -это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ» (Белинский, 1954).

Необходимо обратиться к идеям В.А. Сухомлинского, который в своих трудах раскрывает сущность патриотического воспитания, заключающуюся в развитии нравственной доблести человека. Нравственность, по мнению ученого, в тесной взаимосвязи с другими положительными личностными характеристиками, способствует видению мира с позиций патриотизма (Сухомлинский, 1980).

В.А. Сухомлинский считает, что формирование патриотического сознания и любви к Родине невозможно без глубокого понимания современности, что действительно актуально и наглядно характеризует современную социокультурную ситуацию развития России (Сухомлинский, 1981).

В.И. Даль через толкование термина «патриот» дает следующее определение патриотизма: «Патриот -любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм -любовь к Отчизне».

Взгляды и концепции русских философов на патриотизм различаются в зависимости от времени и контекста. Ниже представлен обзор некоторых известных русских философов и их взглядов на патриотизм.

Иван Кантемир в своих работах из XVIII века акцентировал внимание на значимости любви к Отечеству и служении Родине. Он считал, что гражданин должен быть преданным своей стране и обязан участвовать в ее благосостоянии.

Константин Леонтьев, живший в XIX веке, выдвигал идею патриотического консерватизма. Он признавал необходимость бережного сохранения культурных и духовных традиций России и считал, что патриотизм связан с глубоким пониманием и преемственностью исторических ценностей.

Концепцию патриотизма К. Леонтьева можно описать как философскую и социально-политическую концепцию, основанную на идеях традиционализма и православия.

К. Леонтьев считал, что патриотизм должен быть основан на глубоком уважении к историческому и культурному наследию своей страны. Он подчеркивал важность сохранения и продолжения традиций, веры и ценностей, переданных от предков. В своих работах Леонтьев отражал необходимость глубокого понимания исторической сущности нации и ее особенностей (Сборник статей К. Леонтьева, 1885).

Одной из ключевых идей К. Леонтьева была концепция «нового средневековья», в которой он предлагал возвращение к идеалам средневековой цивилизации, основанных на религии, морали и героических ценностях. Это включало в себя восстановление традиционных общественных институтов и отказ от западной модернизации.

К. Леонтьев также выступал за укрепление духовной базы общества как основы его развития. Он считал, что патриотизм должен проявляться не только в эмоциональной любви к родине, но и в сознательном участии в ее благосостоянии, защите ее интересов и достижении морального совершенства.

В целом, концепция патриотизма Константина Леонтьева отличается своей консервативной направленностью и акцентом на сохранение и развитие традиций, религиозности и духовности. По его мнению, только осознанный и глубокий патриотизм может обеспечить стабильное и сбалансированное развитие общества.

Владимир Соловьев разрабатывал концепцию всеединства, которая включала патриотические аспекты. Он считал, что истинный патриотизм основывается на любви к высшим духовным идеалам, включая идею "Всеединого", объединяющего все нации в единое единство.

В. Соловьев: «Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не за счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех … истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия» (Соловьев, 2024).

Николай Бердяев, живший в XX веке, представляет более современный взгляд на патриотизм. Он подчеркивал значимость свободы и личности в формировании патриотических чувств. Бердяев считал, что истинный патриотизм выражается в сознательном участии в общественной жизни и в защите прав и свобод граждан.

Николай Бердяев, известный русский философ и писатель, разработал свою собственную концепцию патриотизма, которая отличается от традиционных подходов.

В своих работах Н. Бердяев утверждал, что патриотизм должен быть основан на глубоком духовном и моральном обновлении общества. Он полагал, что главное достояние нации - это ее духовная культура и идеалы, а не территория или экономическое преимущество. Поэтому патриотизм должен быть в первую очередь патриотизмом идеалов и духовности.

Бердяев подчеркивал важность индивидуальной свободы и творчества в патриотической сфере. Он призывал к развитию уникальности и творческого потенциала каждого человека как основы развития общества. В его понимании, нация должна стремиться к свободе и высоким нравственным идеалам, которые будут стимулировать индивидуальное и коллективное развитие.

Одной из ключевых идей Н. Бердяева было понимание патриотизма как любви к народу, его историческому и культурному наследию, но без превращения этой любви в идолопоклонство или национализм. Он говорил о необходимости преодоления узостей мышления и включения в общечеловеческие ценности, о чем свидетельствует его концепция «всемирного патриотизма».

В целом, концепция патриотизма Николая Бердяева подчеркивает духовную и этическую основу патриотизма, включая свободу личности и стремление к идеалам. Он искал выход из узости националистического мышления, чтобы обратить внимание на универсальные ценности и духовное развитие общества.

Александр Дугин, современный философ, пропагандирует идею патриотического национализма. Он призывает к сильной государственной власти и защите национальных интересов, придает большое значение национальной идентичности и многие его идеи ставят его в оппозицию к либеральным представлениям о патриотизме.

В целом, взгляды русских философов на патриотизм охватывают широкий спектр мнений. От уклонов в сторону консерватизма и традиций до акцента на свободе и личности. Мнения философов часто отражают не только их интеллектуальные и философские убеждения, но и общественно-политический контекст, в котором они жили.

ЛИТЕРАТУРА

Белинский В.Г. 1954. Полное собрание сочинений: В 13 т. АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом); редкол.: Н.Ф. Бельчиков (гл. ред.) и др. М.: Изд-во АН СССР. Т. 4. Статьи и рецензии. 1840-1841 [текст подгот. и коммент. сост. Л.Н. Назарова и др.; ред. Н.Ф. Бельчиков]. 675 c.; 4 л. ил.

Бочкарева Е.Д. 2015. Концептуальные подходы к понятию «историческая память молодежи». - Гуманитарное пространство. Международный альманах. 4 (5): 667-675.

Восток, Россия и славянство: Сборник статей К. Леонтьева. М.: Типо-лит. И.Н. Кушнерева и К°, 1885-1886. Т. 1. 1885. [6], II, 312 с.

Сухомлинский В.А. 1980. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т. 2. Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. М.: Педагогика. 384 с.

Сухомлинский В.А. 1981. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т. 3. Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль, А.И. Сухомлинская. М.: Педагогика, 1981. 640 с.

Соловьев В.С. 2024. Смысл мировой истории. М.: Archive publica. 52 с.

Шайхутдинова Н.Ф. Бочкарева Е.Д. 2023. Патриотическое воспитание молодежи в учреждениях культуры и образования - основа консолидации граждан России. - Педагогический научный журнал. 6 (5): 80-83.

Поступила / Received: 29.02.2023

Принята / Accepted: 01.07.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.