Научная статья на тему 'Эволюция представлений о культуре и цивилизации в период становления С. Н. Булгакова как религиозного философа'

Эволюция представлений о культуре и цивилизации в период становления С. Н. Булгакова как религиозного философа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
497
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / МАРКСИЗМ / ИДЕАЛИЗМ / RELATIONS BETWEEN TERMS 'CULTURE' AND 'CIVILIZATION' / MARXISM / IDEALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кабанова Наталия Геннадиевна

В статье рассматривается период творчества русского философа С. Н. Булгакова с 1896 по 1912 год, показывается эволюция его взглядов от марксистских до идеалистических. В статье исследуются представления Булгакова о культуре и цивилизации, связанные с изменениями в мировоззренческих взглядах мыслителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кабанова Наталия Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evolution of representations about culture and civilization in the period of S. N. Bulgakov's becoming a religious philosopher

This article considers the period of creativity of Russian philosopher and thinker S. N. Bulgakov between 1896 and 1912, in which the views of the teacher of political economy went all the way from Marxist to idealistic positions. This article is a research of Bulgakov's representations about culture and civilization, which had been changing according to the changes in philosopher's ideological views.

Текст научной работы на тему «Эволюция представлений о культуре и цивилизации в период становления С. Н. Булгакова как религиозного философа»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 4 (258).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 23. С. 136-139.

Н. Г. Кабанова

ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ И ЦИВИЛИЗАЦИИ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ С. Н. БУЛГАКОВА КАК РЕЛИГИОЗНОГО ФИЛОСОФА

В статье рассматривается период творчества русского философа С. Н. Булгакова с 1896 по 1912 год, показывается эволюция его взглядов - от марксистских до идеалистических. В статье исследуются представления Булгакова о культуре и цивилизации, связанные с изменениями в мировоззренческих взглядах мыслителя.

Ключевые слова: культура, цивилизация, марксизм, идеализм.

Духовное становление личности, поиск социальных идеалов, соответствующих политическим и нравственным взглядам, становление мировоззренческих принципов - сложный и тернистый путь человека, сопровождающийся иллюзиями, «болезнями роста», разочарованиями, озарениями и новыми поисками. Этот путь проходят многие общественные деятели, мыслители и граждане с активной жизненной позицией.

Сергей Николаевич Булгаков в своем философском становлении не только прошел сложный путь ученого и мыслителя, но и отразил в своем творчестве путь развития русской философии от ученичества по отношению к западной философии и через ее критическое переживание - к самостоятельному становлению. Л. А. Зандер, ученик и последователь С. Н. Булгакова, предложил заслуживающую внимания периодизацию его богатого творческого наследия: «начальный, марксистский период (1896-1902), религиозно-философский (1902-1925); собственно богословский (с 1925)»1.

Под влиянием многих факторов (от сложных экономических и политических событий, происходивших в Европе и России на рубеже Х1Х-ХХ веков, до внутренних и глубоко лично значимых - таких, например, как знакомство с философским наследием В. Соловьева или встреча с П. Флоренским) развивалось и эволюционировало творчество преподавателя политэкономии, ученого, публициста, общественного деятеля и религиозного философа С. Н. Булгакова. Его волновали многие актуальные социальные проблемы - пути общественного развития, роль хозяйственной жизни, методология познания и многие другие. Но всегда в центре внимания мыслителя находился человек, с его поисками смыслов

и жизненных ориентиров, жаждой познания и духовного обогащения. Так или иначе, творческое наследие Булгакова связано с осмыслением понятия культуры и влиянием на духовную культуру цивилизационного развития человечества. Этот аспект творческого наследия философа является менее изученным исследователями и предстает особенно актуальным в эпоху развития современного общества, массового производства и господства потребительского поведения людей.

Рассмотрим эволюцию представлений С. Н. Булгакова о культуре и цивилизации в период его становления как религиозного философа.

Становление С. Н. Булгакова как ученого пришлось на период активного развития отечественной экономической мысли и огромного влияния на нее немецкой классической философии и марксизма. После окончания юридического факультета Московского университета молодой ученый издает свой первый научный труд «О рынках при капиталистическом производстве» (1894), который приносит ему признание в среде русских марксистов. В книге содержится аргументированная позиция ученого, который полемизирует с представителями либерального народничества о возможностях развития капитализма в России. Этой проблемой одновременно занимались несколько «русских учеников» Маркса: С. Н. Булгаков, М. И. Ту-ган-Барановский, В. И. Ленин (в то время известный под псевдонимами Вл. Ильин, Волгин, К. Тулин), Н. Е. Федосеев и др.

Представление о культуре Булгаков излагает с марксистских позиций. Так, подвергая анализу экономическое учение Генри Джорджа, он пишет: «...Несомненно, продукт предшествующего производства пред-

шествует последующему производству; на этом только основана возможность накопления богатств, вообще преемственность человеческой культуры»2. Данное высказывание отражает представление о культуре, которую ученый определяет как процесс накопления богатств от поколения к поколению, при этом богатство подразумевается, в первую очередь, как рост материальных благ общества. При таком подходе именно экономическая сфера является определяющей для других сфер жизни. Уровень и состояние политической, социальной и культурной жизни зависят от производительных сил и материального благосостояния общества. Такое соотношение приоритетов свойственно формационному подходу понимания исторического процесса, сформулированному К. Марксом.

С. Н. Булгаков тесно связывал развитие культуры с уровнем развития производства. Капитализм приходит на смену традиционному обществу. Промышленный переворот открывает новую страницу в истории: формируется индустриальная цивилизация, в которой количество добываемых и производимых угля и стали, построенных железных дорог определяют место каждой страны на мировом рынке. Развитие индустриальной цивилизации отмечается Булгаковым как последовательное прохождение обществом определенного цикла: «период меланхоличного состояния, процветания, кризиса, затем опять меланхоличного состояния и т. д.»3. Периоды экономического процветания сопровождаются расширением производства, повышением спроса на рабочую силу, «заработная плата повышается, рабочие пользуются кратковременным благоденствием». Затем «наступает крах, капиталы не находят себе приложения, добавочное количество рабочих опять попадает в резерв». Цикличность развития буржуазного общества (цивилизации) объясняется С. Н. Булгаковым как антагонизм производства и потребления. Пытаясь максимально увеличить свой чистый доход, производитель стремится сократить расходную часть капитала, и, прежде всего, это касается заработной платы рабочих, что, в свою очередь, вызывает сокращение потребления и ведет к кризису перепроизводства.

В 1900 году Булгаков защищает диссертацию «Капитализм и земледелие». Приверженный марксистским взглядам, ученый пытается проверить законы концентрации

производства и капиталов на российском опыте. Россия начала XX века была аграрной страной, но русские последователи К. Маркса не спешили рассматривать его теорию в этой экономической области. Булгаков хотел в своей работе подтвердить правоту Маркса в аграрном секторе, которому сам основоположник марксизма не уделил достаточного внимания. Подойдя к исследованию ответственно и тщательно, Булгаков пришел к неожиданному для себя выводу. Он обнаружил, что Карл Маркс ошибался. Булгаков впервые вступает в полемику с Марксом, пытаясь доказать, что для российского аграрного хозяйства законы развития капитализма, установленные Марксом на примере Англии, не действуют.

Вскоре С. Н. Булгакова избрали профессором Киевского политехнического института и приват-доцентом Киевского университета св. Владимира. Здесь он близко познакомился с последователями умершего в 1900 году Вл. Соловьева, осмыслил идею Герцена о «русском общинном социализме» и тезис Ф. М. Достоевского о «всесветном единении во имя Христово» как о «русском социализме».

В результате идейных исканий С. Н. Булгаков впервые выступил в печати в 1902 году как религиозный мыслитель. Его статья «Основные проблемы теории прогресса» появилась в сборнике П. И. Новгородцева «Проблемы идеализма». В этот сборник вошли статьи С. Н. и Е. Н. Трубецких, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка и других мыслителей, которые одновременно с С. Н. Булгаковым отошли от марксизма и позитивизма и начали поиск нового мировоззрения в русле религиозно -идеалистической философии.

В статье «Основные проблемы теории прогресса», затрагивая вопрос развития культуры, Булгаков не может согласиться с тем, что в марксистском толковании развитие культуры представляется как рост потребностей человечества и возможностей их удовлетворения. Философ утверждает, что «рост материальных потребностей и их удовлетворение является истинно прогрессивным лишь постольку, поскольку он освобождает дух, одухотворяет человека, а не поскольку он, усиливая область чувственности, содействует понижению духовной жизни»4. Но избежать нравственных болезней, пассивности и бездуховности сознания можно. Булга-

ков называет «посылки теории прогресса»: нравственная свобода человеческой личности (свобода воли) как условие автономной нравственной жизни; абсолютная ценность личности и идеальная природа человеческой души, способной к бесконечному развитию и усовершенствованию; абсолютный разум, правящий миром и историей; добро не только как субъективное представление, но и как объективное и мощное начало. Так, выясняет С. Н. Булгаков, «основные проблемы теории прогресса суть вместе с тем и проблемы философии христианского теизма и разрешимы лишь на почве этой философии, а учение о прогрессе в действительности есть специфически христианская доктрина»5. Так представления Булгакова о культуре сводятся к признанию духовного участия человека в процессе производства, обеспечивающего осмысленность любой экономической деятельности.

В 1906 году издается следующий труд ученого «Краткий очерк политэкономии». За несколько лет в сознании молодого ученого произошли определенные изменения взглядов на хозяйственную деятельность общества. Если в книге «О рынках.» Булгаков поддерживает марксистское понимание развития общества посредством прогресса, прежде всего, производственных сил, а культуру оценивает как накопление материальных благ, то уже в «Кратком очерке» его взгляды переживают определенную эволюцию. Теперь представления о культуре несколько изменились. Еще признавая примат материальной культуры над духовной жизнью общества, Булгаков определяет их тесную взаимосвязь и взаимовлияние. «Успехи материальной культуры служат условием духовного роста и духовной зрелости человечества, человек из беспомощного младенца становится сознательным и зрелым мужем»6.

Развитие цивилизации и машинной техники рассматривается Булгаковым как прогрессивное явление. «Мертвая машина может служить могучим орудием разъединения людей, вражды, эксплуатации, но она же может быть и великим средством человеческой солидарности, объединения, прогресса»7. Появление машин меняет характер труда. «Тяжелые мускульные работы, в которых человек выступал как вьючный скот, как рабочая сила, слагаются с него, и весь производительный процесс принимает более духовный, осмыс-

ленный, сознательный характер»8. Теперь, по мнению Булгакова, цивилизация сопровождает развитие культуры и несет в себе положительный результат лишь при условии того, что относится ко всем инженерно-техническим достижениям людям необходимо как к средству достижения социально и личностно значимых задач и целей.

Книга «Философия хозяйства» была написана С. Н. Булгаковым в 1912 году с идеалистических позиций, с позиций религиозной философии. «Философия хозяйства» - редкое сочетание православной религиозности, по-литэкономических тем и философского арсенала сразу всех немецких классиков - Канта, Гегеля, Шеллинга. В центре книги - задача религиозного осмысления экономической сферы»9.

По мнению С. Н. Булгакова, цивилизация есть результат человеческой истории, который мог бы стать звериной борьбой за выживание и привести в конечном итоге к гибели всего человечества. Но, являясь Божьим творением, человек находит спасение в культуре через хозяйственное творчество и совершенствование своей духовности. Философ определяет мир как хозяйство. Труд, затрачиваемый на производство материальных благ и духовных ценностей, создает культуру. «Хозяйство есть явление духовной жизни в такой же мере, в какой и все другие стороны человеческой деятельности и труда»10.

Понимание хозяйства как явления духовной жизни открывает глаза современному поколению людей, осознающих опасность последствий механического исполнения тех или иных технологических операций, действий по образцу, широкому тиражированию товаров, в том числе массовой культуры. Каково место человека в этом четко отлаженном механизме цивилизации? Человека - не исполнителя и «винтика», составляющего «производственную силу», а Творца, мыслящего и сознательно действующего, свободного и ответственного за свою деятельность?

Таким образом, представления С. Н. Булгакова о культуре и цивилизации прошли сложную эволюцию, связанную с его поисками политических и нравственных идеалов. В период становления молодого ученого, преподавателя политэкономии Булгаков, как и многие мыслители того времени, рассматривает социальные явления и процессы с марксистских позиций. Культура представляется

ему как процесс накопления материальных благ и средств производства от поколения к поколению. В этом значении понимание культуры очень близко к понятию цивилизации, по смыслу они используется практически как синонимы. Но по мере роста критического отношения, а затем и разочарования в марксизме, Булгаков склоняется к идеалистическим позициям. Признавая необходимость приоритета духовности над материальными потребностями человека и общества, философ понимает культуру как Хозяйство, одухотворенный Труд, Творчество. Место и роль человека в культуре воспринимается им сообразно тому, как Всевышний создавал мир и человека по образу и подобию Своему. Техника и цивилизация могут стать гибелью культуры, если позволить людям при их использовании довольствоваться лишь удовлетворением потребительских желаний и потребностей. От деградации в этом случае человека спасет Вера и осознание того, что он - творение Божье.

Примечания

1 Роднянская, И. Б. С. Н. Булгаков - публицист и общественный деятель // Булгаков, С. Н.

Сочинения : в 2 т. Т. 2. Приложение к журналу «Вопросы философии». М. : Наука, 1993. С. 6.

2 Булгаков, С. Н. О рынках при капиталистическом производстве. М. : Астрель, 2006. С. 70.

3 Там же. С. 102.

4 Булгаков, С. Н. Основные проблемы теории прогресса // Булгаков, С. Н. Сочинения. Т. 2. С. 69.

5 Там же. С. 61.

6 Булгаков, С. Н. Краткий очерк политической экономии. Основные черты современного хозяйственного строя // Булгаков, С. Н. О рынках при капиталистическом производстве. М. : Астрель, 2006. С. 167.

7 Булгаков, С. Н. Основные проблемы теории прогресса. С. 233.

8 Булгаков, С. Н. Краткий очерк политической экономии. С. 234.

9 Хоружий, С. С. Вехи философского творчества о. Сергия Булгакова // Булгаков, С. Н. Сочинения. Т. 1. С. 6.

10 Булгаков, С. Н. Философия хозяйства // Булгаков, С. Н. Сочинения. Т. 1. С. 233.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.