Научная статья на тему 'Эволюция правовой базы экономического сотрудничества России с иберийскими странами'

Эволюция правовой базы экономического сотрудничества России с иберийскими странами Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
356
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция правовой базы экономического сотрудничества России с иберийскими странами»

Цаликов Заур Русланович Аспирант

Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации

Эволюция правовой базы экономического сотрудничества России с

иберийскими странами

В начале XVI в. различия в уровне благосостояния между европейскими странами были не слишком велики. Современное разделение на богатые и бедные государства начинает зарождаться в эпоху, когда Васко да Гама (Vasco da Gama) отправился в Индию, а Христофор Колумб (Cristoforo Colombo) открыл Америку. Главным образом это было связано с техническими достижениями в судостроении. Полное парусное вооружение новых морских судов включало в себя прямые паруса на первых двух мачтах и треугольный парус на кормовой мачте. Более прочные корпуса и использование руля вместо кормового весла открыли возможность морских плаваний по всему миру. Наиболее сильное влияние трехмачтовые корабли с полным парусным вооружением оказали на разведывательные экспедиции европейцев, осуществлявшиеся с целью поиска новых земель.

Азиатские перец и пряности поставлялись в Европу через Ближний Восток индийскими, арабскими и венецианскими купцами. Португалия вознамерилась составить им конкуренцию, используя исключительно морской маршрут. Одержав в 1509 г. и 1538 г. победу над венецианскими, турецкими и азиатскими флотами, португальцы установили свою гегемонию в Индийском океане, двинувшись на Восток в направлении Индонезии (достигнув Молуккских островов - родины мускатного ореха и гвоздики), попутно создавая все новые и новые колонии.

В 1500 г. была открыта Бразилия, которая стала крупнейшей португальской колонией. С появлением специй и золота наступило временное чувство богатства, повлекшее за собой рост потребления роскоши.

В свою очередь, генуэзский мореплаватель Христофор Колумб поставил перед собой цель найти другой, отличный от португальского, морской маршрут в Азию. Для того, чтобы снарядить экспедицию, он обратился за поддержкой к королю Фердинанду II Арагонскому (Fernando de Aragon «el Catolico») и Изабелле I Кастильской (Isabel I la Catolica). Колумб намеривался достичь Индии, пересекая

океан в направлении Запада, но в результате своего путешествия открыл Америку, изменив тем самым мировую историю.

В дальнейшем, важнейшими успехами испанцев было покорение в 1521 г. отрядом Эрнана Кортеса (Hernan Cortes) империи Ацтеков и достигнутая через одиннадцать лет Франсиско Писарро (Francisco Pizarro y Gonzalez) победа над империей Инков. Разграбление государств ацтеков и инков привело к мгновенному обогащению Испании. Вскоре после приобретения новых земель испанцы открыли крупные месторождения серебра в Мексике и Боливии. Хлынувшие на Иберийский полуостров потоки серебра, с одной стороны, позволили содержать сражавшиеся по всей Европе с протестантами армии Габсбургов и обеспечили европейцев деньгами, необходимыми для закупок азиатских товаров, с другой - стали причиной к возникновению и длившемуся в течение нескольких десятилетий инфляционному процессу.

Правительства иберийских стран старались предоставлять право торговать с колониями лишь людям титульной нации, однако применить на практике подобные ограничения оказалось невозможным. Христофор Колумб был генуэзцем, а среди финансистов, матросов и солдат были итальянцы, немцы, голландцы. Таким образом, заморская экспансия иберийских стран была общеевропейским предприятием, в котором находили применение разнообразные навыки всех европейцев.

Во второй половине XVII в. к иберийским странам начинает проявлять интерес Россия. После заключенного в 1667 г. Соглашения с Речью Посполитой, по которому сторонами устанавливалось перемирие на тринадцать с половиной лет, царь Алексей Михайлович, заботясь о защите своих владений против турецкого султана (к которому обратился гетман Правобережной Украины Петр Дорошенко о принятии Малороссии в покровительство Порты, отправил к королям испанскому и французскому посольство с известием о заключенном перемирии и предложением войти в дружественный союз с Россией, «чтобы соединением всех государей христианских держать в страхе Порту и крымского хана и достигнуть освобождения Греков и всех христиан из под власти неверных». [1, C. 34]

Возглавлял посольство Петр Потемкин, стольник царя Алексея Михайловича. Поездка в Испанию была его первым дипломатическим поручением. Русское

посольство посетило Испанию в период регентства вдовы Филиппа IV Марии Анны Австрийской (Maria Anna Eleonore Wilhelmine Josepha von Osterreich); королю Карлу

II (Carlos II) тогда было семь лет. Прибывшая на Иберийский полуостров делегация из России застала испанский двор врасплох. Между гостями и хозяевами то и дело случались недоразумения, поскольку они по-разному представляли себе материальное участие сторон в издержках, связанных с поездкой и размещением дипломатической миссии. Русские посланники неустанно заботились о должном уровне приема, чтоб не уронить царского достоинства. Испанцы не знали, по какому протоколу их принимать. К тому же у одних не было переводчика, который бы знал испанский язык, у других не было знающего русский. Тем не менее, миссия была принята королем и его матерью, состоялся обмен грамотами и подарками. Однако заинтересованности в установлении постоянных дипломатических связей испанская корона не проявила.

Следующие контакты между сторонами относятся к сентябрю 1718 г., когда в Гааге российский министр князь Б.И. Куракин в ходе беседы с послом Испании маркизом Б. Ланди просил последнего донести до короля, что российский государь хочет вступить с ним в союз. В конце того же года испанский посол сообщил князю, что король выражает желание иметь с Петром I переписку и согласен заключить союз, а также готов предоставить России тридцать военных кораблей для использования их русскими против шведов. В апреле 1719 г. Петр I намеривался отправить в Испанию Александра Нарышкина с посланием к испанскому королю об установлении взаимовыгодного союза [1, C. 65]. Однако, только 22 апреля 1722 г. по указу Российского Императора в Мадрид выехал первый русский посол - князь С.Д. Голицын. Позднее в отчете государю князь сообщит о радушии и гостеприимстве, с которым его встретили испанцы. В качестве ответного шага Испания назначила послом в Россию герцога де Лириа (de Liria). Уже тогда, строя взаимоотношения с Россией, Испания исходила из понимания роли и места России в европейских делах. В 1761 г. король Карл III (Carlos III) напишет в миссию в России: «Хотя удаленность Московии от наших владений отдаляет также и взаимные интересы обеих монархий, мощь этой державы и её воздействия на переговоры и события в Европе делают её дружбу все более желанной». [2, C. 27]

В конце XVIII в. Испания находилась в тесных политических и экономических связях с Францией, в то время как Россия участвовала во второй антифранцузской коалиции европейских держав. Это повлияло на то, что в 1799 г. Павел I издал манифест об объявлении войны Испании, однако военные действия осуществлены не были. После вступления на престол Александра I между сторонами в 1801 г. был заключен мирный договор. [3, C. 442]

После грандиозного переворота, произошедшего в Европе между 1789 и 1815гг., кардинально изменилось политическое влияние европейских монархий на процессы мироустройства. Пять великих держав, следивших теперь за поддержанием мира, были теми же, что доминировали в Европе до 1789 г., однако расстановка сил заметно изменилась, так как Британия вышла из революционных и наполеоновских войн, повысив свое благосостояние и получив доступ к огромным богатствам за пределами Европы.

Карл Маркс (Karl Heinrich Marx) считал, что с начала XVI в. Испания выпала из обоймы западноевропейских держав, вступив на путь развития, более характерный для азиатских стран. Её «возвращение в Западную Европу», на эволюционный путь развития, присущий этим странам, по мнению немецкого экономиста, пришлось на 1808 г. - начало наполеоновских войн. [4, C. 9]

Действительно, наполеоновские войны 1803-1815 гг. самым непосредственным образом повлияли на развитие событий в Испании и в её колониях. Пребывание в плену в 1808-1814 гг. испанского короля Фердинанда VII (Fernando VII) способствовало либерализации политической обстановки в самой метрополии и привело к началу процесса борьбы в колониях за независимость от испанской короны.

19 марта 1812г. в Испании была принята конституция, в которой устанавливалось, что «испанская нация представляет собой объединение испанцев обоих полушарий». Конституция, хотя и признавала исполнительную власть короля, одновременно устанавливала суверенитет народа, а осуществление законодательной власти передавалось кортесам. В этот исторический период, в силу многолетней идентичности политических систем русский двор поддерживал с Испанией хорошие отношения и Александр I подписал 20 июня 1812 г. в Великих Луках договор с Испанией, признавший законность Конституции 1812 г. [4, C. 20]

Следует отметить, что Император Александр I имел свой взгляд на будущее Европы. В 1804 г. он, переписываясь с Уильямом Питтом (William Pitt), предлагал план достижения всеобщего мира, основанного на объединении государств, по сути - на европейском правительстве, которое положит конец феодализму и введет конституционное правление. Еще до окончания поражения Наполеона, четыре державы Россия, Англия, Австрия и Пруссия в марте 1814 г. подписали договор, в котором выразили готовность тесно сотрудничать между собой. В мае 1814 г. был подписан Парижский договор, в котором предусматривалось восстановление Франции в её границах 1792 г.; расширение Голландии посредством включения в её состав Бельгии и Люксембурга; независимость Швейцарии; раздел Италии на независимые государства; реставрация в Испании, как и во Франции, династии Бурбонов; создание конфедерации германских государств. [5, P. 59]

1 ноября 1814 г. в Вене начала работу общеевропейская конференция, получившая название «Венский конгресс». По итогам Венского конгресса в июне 1815 г. европейскими державами была выработана система договоров, направленных на восстановление феодально-абсолютистских монархий, разрушенных французской революцией 1789 г. и наполеоновскими войнами, и определены новые границы европейских государств.

После Венского конгресса по указанию Александра I в инструкции, которыми руководствовались русские посольства за границей, были внесены коррективы. «Все дворы европейские, - говорилось в наставлении послам «Обозрение политических отношений России ...» от 17 июня 1817 г. - желают проникнуть в тайну нашей политики; надлежит доказать им, что вся наша тайна в том единственно, чтоб не иметь тайных замыслов». Наставление императора касалось прежде всего Испании, так как в печати крупнейших европейских стран того времени, всячески муссировались слухи о якобы особо доверительных отношениях между российским и испанским монархами [6, C. 401]. «Отношение Испании с нами, - подчеркивалось в документе, - должны быть только приязненными, а не исключительно тесными, ибо последние могли бы произвести в других дворах недоверчивость, зависть и таким образом быть предосудительными как для важнейших польз испанской монархии, так и для целости общей политической системы Европы». Позиция России повлияла на то, что в вопросе войны за независимость в Испанской Америке,

Фердинанд VII мог полагаться исключительно на собственные силы и средства в деле усмирения американских колоний. [7, C. 355]

В XIX в. особое значение в обеспечении российских внешнеторговых интересов приобретают соглашения с иностранными государствами в форме договоров и конвенций о торговле и мореплавании. Все соглашения этого рода, заключенные с государствами Западной Европы и Америки ранее 1893 г., были основаны на взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования, или, как гласили акты тех лет, «на обоюдном пользовании договаривающимися сторонами правами наиболее благоприятствуемой нации». Такой режим касался предоставления подданным соответствующего государства свободы поселения, права покровительства законов и судебной защиты, вопросов производства ими торговли и промыслов, а также платежа налогов и таможенных пошлин. В соответствии с такими соглашениями льготы и преимущества, предоставляемые договором одной из сторон какой-либо третьей державе, должны были быть распространены и на другую договорившуюся сторону — «безвозмездно, если преимущество было дано безусловным образом, и с предоставлением равноценных выгод, если оно будет условное». [8, C. 756]

Для содействия и помощи подданным, находящимся за границей, государства стали назначать особых правительственных агентов — консулов, являющихся официальными представителями государства за границей. К 1739 г. относятся факты прямой торговли между Россией и Португалией, которая состояла из весьма небольшого спектра товаров. Португалия импортировала из России лес, железо, лен и воск, а Россия покупала португальские вино, фрукты, пробку, оливки и соль. [9, C. 196]

С 1769 г. португальцы стали проявлять систематическую заинтересованность в торговле с Россией, для осуществления которой стало необходимо учреждение первого официального генерального консульства. Оно было открыто в Лиссабоне, и прежде всего, защищало интересы и обслуживало русскую эскадру, находящуюся в Средиземное море. Первым консулом России в Португалии 2 октября 1769 г. был назначен банкир из Г амбурга Жоао Антонио Боршер (Joao Antonio Borsher). В свою очередь, по указу португальской королевы Марии I (Maria I de Braganfa) переводом из Гааги 20 октября 1779 г. в Санкт-Петербург прибыл в качестве первого

португальского посла - Франсишку Жозе Орта Машаду (Francisco Jose Horta Machado). Первый русский посол граф Нессельроде прибыл в Португалию 4 июля 1780 г.

Согласно Консульскому уставу Российской Империи от 21 января 1829 г. и Уставу от 23 декабря 1858 г., на консулах лежала «обязанность заботиться о выгодах русской торговли и промышленности». Консул обязан был сообщать о финансовых и экономических мерах той страны, в которой он находился, способствовать развитию торговых сношений России с этой страной. [10, C. 274]

В 1849-1851 гг. состоялось несколько раундов переговоров между Россией и иберийскими странами с целью подготовки договоров о торговле и мореплавании «на принципах справедливости, взаимности и полного равенства торговых флагов обеих сторон». По итогам переговоров 7 февраля 1895 г. Россия заключила торговый договор с Испанией (временный modus vivendi). 9 июля 1895 г. с Португалией была заключена Конвенция о торговле и мореплавании, в которой с русской стороны допускалось понижение на 20 % пошлин на пробку в сыром виде и в изделиях, а с португальской — сделаны уступки для товаров русского ввоза в эту страну. Сверх того, в отношении к товарам, наиболее интересующим каждую из договорившихся сторон, обусловливалось обоюдное пользование правом наиболее благоприятствуемой нации - наименьшими ставками таможенного тарифа.

В начале XX века российско-португальские отношения поддерживались на уровне торгового обмена. Доля России во внешнеторговом обороте Португалии была довольно мала - 1,8%, что обуславливалось слабой работой русских консульств в Португалии, одной из основных задач которых являлось оказание содействия развитию коммерческих связей между двумя странами и продвижению на португальский рынок российских товаров.

Заметное охлаждение в двусторонних отношениях наступило со свержением в Португалии 5 октября 1910 г. монархии и провозглашением Республики. Первоначально казалось, что провозглашение республики вывело Португалию в авангард европейской политики - двумя другими республиками тогда были Франция и Швейцария, - но португальская демократия вскоре пошатнулась. Между 1910 и 1926 гг. сменилось 45 правительств, каждое из которых в среднем правило четыре месяца; национальный бюджет страдал от дефицита. В 1926 г. в ходе

национальной революции демократическая республика сменилась военной диктатурой. В 1928 г. министром финансов при диктаторском режиме стал Антонио Салазар (Antonio de Oliveira Salazar), который был полон решимости «обуздать» свирепствовавший бюджетный дефицит. В период с 1917 г. по 1928 г. бюджетный дефицит равнялся 2 574 000 эскудо, в следующие же одиннадцать лет, в том числе годы «великой депрессии», ему удалось достичь общего профицита в 1 963 000 эскудо. [5, P. 300]

Пока назначались и сменялись другие министры, А. Салазар выдвигал инициативы, далеко выходившие за пределы его компетенции министра финансов: расходовал бюджетный профицит на общественные работы, перевооружение, социальную помощь, коммуникации, порты, оросительные и гидроэнергетические системы, образование. В итоге в июле 1932 г. он стал председателем Совета Министров страны, сохранив этот пост до осени 1968 г.

Февральская революция в России 1917 г. и события, произошедшие в Португалии в первой половине ХХ в., стали причиной разрыва между странами дипломатических отношений. В течение 57 лет (1917-1974 гг.) двусторонняя торговля осуществлялась на уровне отдельных торговых сделок, которые реализовывались через третьи страны (Франция, Австрия) и серьезного значения с обеих сторон им не придавалось.

Возобновление двусторонних торгово-экономических отношений между СССР и Португалией состоялось 19 декабря 1974 г., когда в Москве было заключено Торговое Соглашение между Правительством СССР и Правительством Португальской Республики. Соглашение определяло желание сторон содействовать укреплению и расширению отношений, способствовать чтобы товарооборот между сторонами носил постоянный и регулярный характер и осуществлялся в гармоничной форме и на разумно сбалансированной основе с тем, чтобы в наиболее полной мере были использованы возможности, вытекающие из прогресса экономики обеих стран.

Каждая сторона предоставляла для товаров, происходящих и импортируемых из территории другой стороны, и товаров, происходящих и экспортируемых со своей территории на территорию другой стороны, режим наиболее благоприятствуемой нации во всем, что касалось таможенных пошлин, налогов и

сборов, других сборов любого рода, включая внутренние налоги и сборы, а также правил и формальностей, связанных с таможенной очисткой и с получением импортных и экспортных лицензий.

Устанавливалось, что товары, происходящие из территории одной из сторон, не будут при импорте на территорию другой стороны подлежать обложению таможенными пошлинами, налогами и сборами, другими сборами любого рода, включая внутренние налоги и сборы, более высокими, чем те, которые взимаются при импорте аналогичных товаров, происходящих из какой-либо другой страны. Все преимущества, предоставляемые одной из сторон в отношении товаров, происходящих из какой-либо третьей страны, будут незамедлительно, и безусловно распространяться на аналогичные товары, происходящие с территории другой стороны. [11, С. 198-201]

На следующий день, 20 декабря 1974 г. стороны заключили Соглашение о морском судоходстве, направленное на развитие торгового мореплавания между двумя странами и содействию развития международного судоходства на основе принципов свободы торгового судоходства. В соглашении закреплялось, что каждая сторона предоставляла судам другой стороны такое же обращение, какое она предоставляла своим судам, занятым в международных сообщениях, в отношении свободного доступа в порты, использования портов для погрузки и выгрузки грузов, посадки и высадки пассажиров, уплаты корабельных и других сборов и налогов, использования услуг, предназначенных для мореплавания, и осуществления обычных коммерческих операций.

В 1987 г. СССР и Португалией заключили Соглашение об экономическом, промышленном и техническом сотрудничестве с целью расширения и диверсификации экономических отношений. [12, С. 468-472]

22 июля 1994 г. между Россией и Португалией был заключен основной стратегический документ - Договор о дружбе и сотрудничестве [13], в котором экономическим отношениям отводилось особое место. Устанавливалось, что стороны будут содействовать развитию взаимной торговли, прямых инвестиций и кооперации между предпринимателями и производителями обеих стран. При этом Португалия выражала готовность способствовать возрастающему участию и

интеграции Российской Федерации в международные экономические и финансовые организации.

29 мая 2000 г. в Москве двумя странами была заключена Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы. [14]

Двусторонние торгово-экономические отношения также развивались по линии бизнес сообщества. Среди объединений предпринимателей двух стран, наиболее динамично развиваются отношения между Торгово-промышленной Палатой России (ТПП России) и Ассоциацией предпринимателей Португалии (Associa?ao Empresarial de Portugal, AEP). Стороны поддерживают постоянные рабочие контакты, проводят обмен делегациями, организуются деловые семинары. ТПП России также развивает сотрудничество с Агентством по инвестициям и внешней торговле Португалии (Agencia para o Investimento e Comercio Externo de Portugal, AICEP).

В 1999 - 2000 гг. по инициативе Посольства Российской Федерации в Португалии и ряда крупных финансовых, промышленных и предпринимательских структур этой страны, в разное время сотрудничавших с Россией, прорабатывался вопрос о формировании Российско-Португальской торгово-промышленной палаты. Идея была поддержана с российской стороны рядом территориальных палат, однако реализовать предложение на практике не удалось.

В соответствии с договоренностями, достигнутыми в ходе II сессии Смешанной комиссии по экономическому, промышленному и техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и Португальской Республикой, было принято решение о целесообразности создания Российско-Португальского Совета предпринимателей, учредительное собрание российской части которого состоялось 21 марта 2006 г.

26 февраля 2007 г. в Лиссабоне прошел первый российско-португальский форум предпринимателей, приуроченный к проведению III сессии Смешанной комиссии. По итогам форума между ТПП России и AICEP было подписано Соглашение о принципах деятельности Российско-Португальского Совета предпринимателей.

Правовой базой двусторонних отношений между предпринимательскими кругами являются: Соглашение о сотрудничестве между ТПП России и ТПП Португалии от 25 августа 1992 г.; Соглашение о сотрудничестве между ТПП России и Португальской промышленной ассоциацией от 24 мая 1994 г.; Протокол о сотрудничестве ТПП России с Агентством по инвестициям и внешней торговле Португальской Республики (ранее - Институт торговли, инвестиций и туризма) от 21 октября 2005 г.; Соглашение о сотрудничестве между ТПП России и Ассоциацией предпринимателей Португалии от 11 октября 2007 г.; Соглашение о сотрудничестве в области обмена деловой информацией между ТПП России и Ассоциацией предпринимателей Португалии от 22 апреля 2008 г.

Похожая ситуация складывалась и во взаимоотношениях России и Испании. Нейтралитет в ходе Первой мировой войны принес долгожданную эпоху спокойствия Испании, униженной поражением в войне с США (1898 г.). Однако развитие страны сдерживали относительно низкий уровень роста населения и преимущественно аграрная экономика. Конец Первой мировой войны ознаменовался для Испании, как и для всей Европы, экономическим спадом. Ответом на растущую с 1923 по 1930гг инфляцию и крестьянское недовольство стала диктатура Примо де Риверы (Primo de Rivera).

В ходе гражданской войны, последовавшей за переворотом, во главе государства стал Франциско Франко (Francisco Franco), который единолично правил Испанией почти сорок лет - едва не дольше всех в новой европейской истории. Главными элементами его власти являлись армия и католическая церковь. Испания, в 1939 г. преимущественно сельская страна, выбрала особый, изолированный от развития прочей Западной Европы путь. [15, P. 332]

В пятидесятых и шестидесятых годах иберийские страны оставались сравнительно изолированными от Западной Европы. В то время как с окончанием Второй мировой войны демократия вернулась в большую часть Западной Европы, Испания и Португалия продолжали находиться под властью авторитарных правителей. Обеих стран война почти не коснулась, следовательно, отсутствовала необходимость мобилизации промышленности на восстановление разрушенного хозяйства. Однако к пятидесятым годам ХХ в. стала очевидна необходимость проведения модернизации с целью догнать другие страны Западной Европы,

добившиеся к тому времени явных экономических достижений. Обе страны начали процесс либерализации, за которым последовал экономический рост, но с другой стороны, это привело к внутриполитической напряженности, с которой диктаторам, пришедшим к власти в тридцатых годах - Ф. Франко в Испании и А. Салазару в Португалии - становилось все труднее справляться. В конце шестидесятых годов диктатура находилась в процессе умирания.

Дипломатические отношения между СССР и Испанией с 1936 г. по 1969 г. поддерживались неформально через советское посольство во Франции.

В 1967 г. СССР и Испания договорились открыть свои порты для судов обеих стран, и в 1969 г. в Мадриде открылось представительство Черноморской судоходной компании - первого советского учреждения со времён Гражданской войны в Испании, которое фактически выполняло функции консульства1. Деятельность этого представительства заложила основу для более тесного сотрудничества.

15 сентября 1972 г. в Париже было подписано Торговое Соглашение между Правительством СССР и Правительством Испанского государства, согласно которому стороны предоставляли друг другу режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлялся или мог быть предоставлен любой другой стране во всем том, что касается таможенных пошлин, сборов или налогов любого рода, налагаемых на импорт или экспорт, или в связи с импортом или экспортом, а также метода взимания этих пошлин, сборов или налогов, правил и формальностей, связанных с таможенной очисткой товаров, происходящих из другой страны или предназначенных для нее, и всех внутренних налогов или сборов.

В соответствии со Списком «А», составленным в Приложении к Соглашению, товарами советского экспорта являлись: станки, энергетическое оборудование, электротехническое оборудование, горно-шахтное оборудование, металлургическое оборудование (доменное, сталеплавильное, прокатное и литейное), нефтебуровое и нефтедобывающее оборудование, подъемно-транспортное оборудование, оборудование для пищевой промышленности машины для элеваторов, мукомольных предприятий, автоматизированных хлебозаводов, мясоперерабатывающих и рыбоперерабатывающих предприятий, молочной промышленности), оборудования

1 http://esp.ved.gov.ru/relations

для легкой промышленности (текстильные и промышленные швейные машины), оборудование химической промышленности, оборудование лесной, целлюлознобумажной и деревообрабатывающей промышленности, дорожно-строительные машины, насосно-компрессорное оборудование, оборудование полиграфической промышленности, контрольно-измерительные приборы, медицинское оборудование, железнодорожный подвижной состав, автомобили, самолеты, вертолеты, нефть, газ, цветные металлы продукты, бытовые товары.

В Списке «Б» указывались товары для экспорта из Испании в СССР: фрукты, овощи, продукты питания, нефтепродукты, химические промышленные товары (включая ртуть), шины, камеры и резиновые изделия, меховые изделия, изделия из натуральной пробки, трикотаж, обувь, изделия из керамики, оборудование для обработки текстильных материалов, мебель, электробытовые приборы (кухонные плиты, холодильники), электроборудование (сигнализации для железнодорожного транспорта, контрольные приборы, телефонное и электронное). [16, С. 344-351]

Начиная с 1988-1989 гг. в СССР стали заметно сокращаться показатели прироста промышленного производства, достигнув нулевого уровня в 1989 г. В этих условиях правительством была предпринята серия реформ, которые предусматривали, в том числе расширение самостоятельности предприятий, которые, как предполагалось, должны были управляться, исходя из принципов самоокупаемости и самофинансирования. Значительно возросли права трудовых коллективов, предприятий и организаций. Поощрялось развертывание частной инициативы в тех сферах, где это представлялось «социально оправданным» [17, Р. 512], в первую очередь в сельском хозяйстве, в возрождаемой сфере индивидуально -трудовой деятельности, в сфере услуг, объемы которых не соответствовали спросу. Постепенное развитие внутреннего частного сектора повлекло за собой отказ от монополии государства на внешнюю торговлю. Предприятиям стали предоставляться права на установление прямых контактов с иностранными партнерами. Это дало ограниченную возможность открыть внутренний рынок для вхождения в него иностранным инвестициям и содействовало созданию совместных предприятий.

Частный сектор, иностранные капиталовложения и, если брать шире, более глубокая интеграция в мировой рынок должны были стать - в идеале - стимулом к

развитию и повышению конкурентоспособности советских предприятий, что способствовало бы осуществлению реформы экономической системы страны. В условиях оживления рыночных отношений от предприятий требовалось бы улучшить свое финансовое положение, не забывая при этом об общих интересах, как в экономическом плане, так и в социальном.

С целью активизации экономических связей между организациями и фирмами, а также расширения взаимовыгодного торгового, промышленного и экономического сотрудничества и создания более благоприятных условий для реализации Соглашения между Правительством СССР и Правительством Испании о развитии экономического и промышленного сотрудничества от 24 февраля 1984 г., Долгосрочной программы развития экономического и промышленного сотрудничества между СССР и Испанией от 21 января 1988г., между Правительством СССР и Правительством Испании 27 октября 1990 г. был составлен Меморандум об улучшении условий финансирования торгово-экономического сотрудничества. [18, С. 340-341]

В Меморандуме закреплялись договоренности, согласно которым Правительство Испании предоставляло СССР на трехлетний срок кредит на сумму $1,5 млрд. Кредит предоставлялся двумя траншами (в равных долях) для приобретения в Испании продовольственных и промышленных товаров широкого потребления. Предусматривалось, что по мере использования указанных кредитов и выявления дополнительных потребностей в финансировании до истечения установленного срока, кредит может быть увеличен. Соответствующая кредитная линия была открыта Внешэкономбанку группой испанских банков 8 марта 1991 г.

С целью реализации положений Меморандума, в этот же день СССР и Испания заключили Соглашение о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений [19, С. 221-225]. Данное соглашение было заключено в тот период, когда СССР только вступал в рыночные отношения, и не было еще опыта подготовки такого рода двусторонних международных договоров. Основной целью сторон при подготовке документа являлась возможность обеспечить эффективную реализацию прав своих физических и юридических лиц в каждом из договаривающихся государств. Важным являлось то, что для иностранного инвестора, который несет определенные риски, было принципиально, что

государство, принимающее капиталы, предоставляет ему надлежащую защиту и гарантии.

17 февраля 1992 г. между Российской Федерацией и Испанией было заключено Соглашение в форме обмена письмами по вопросу внесения изменений в Меморандум между Правительством СССР и Правительством Испании об улучшении условий финансирования торгово-экономического сотрудничества от 27 октября 1990 г.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Е.Т. Гайдар уведомлял Министра промышленности, торговли и туризма Испании Х.К. Арансади (Jose Claudio Aransadi), что принимая во внимание изменение политической ситуации, правопреемником СССР по ранее выданным кредитам будет являться Российская Федерация. [20, C. 46-48]

За прошедшие годы обе страны накопили большой опыт динамичного и взаимовыгодного сотрудничества, строящегося на прочном фундаменте Договора о дружбе и сотрудничестве 1994 г.

12 апреля 1994 г. в Мадриде между Правительством Российской Федерации и Правительством Испании было заключено Соглашение об экономическом и промышленном сотрудничестве. В Приложении к Соглашению устанавливался перечень областей сотрудничества, представляющих взаимный интерес: сельское хозяйство (транспортировка, хранение, переработка и реализация сельхозпродукции), строительство (производство стройматериалов и оборудования, участие в совместных проектах), легкая промышленность (оборудование для производства высококачественных текстильных, швейных, обувных и кожевенных товаров), энергетика (включая сотрудничество на рынках третьих стран), нефтехимическая и газоперерабатывающая промышленность, здравоохранение, медицинская и фармацевтическая промышленность, рыболовство и рыбопереработка, производство средств транспорта и комплектующих изделий (включая железнодорожные вагоны), системы телекоммуникаций и оборудование связи (включая космические) и информатика. [21, C. 11-13]

В 1977 году Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) разработала первую модельную конвенцию об избежании двойного налогообложения. По мере развития двусторонних связей, на повестку российско -

испанского торгово-экономического сотрудничества был вынесен вопрос о целесообразности применения данного института. В столице Испании 16 декабря 1998 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания была заключена Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал. [22]

Основная цель Конвенции - способствовать двусторонней торговле и инвестированию путем уменьшения налоговых барьеров, препятствующих свободному обмену товарами и услугами. Облегчение налогового бремени направлено на стимулирование и развитие торговли и инвестирования между Россией и Испанией. При этом каждая сторона, в связи с тем, что вовлечена в международную торговлю, с точки зрения налогообложения выступает в двух качествах: в одних ситуациях осуществляет налогообложение доходов как страна местопребывания налогоплательщика, в других же ситуациях она облагает налогом доходы как государство - источник дохода, получаемого нерезидентом.

3 марта 2009 г. в Мадриде между Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым и Председателем Правительства Королевства Испания Х.Л. Сапатеро (Jose Luis Rodriguez Zapatero) была подписана Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Королевством Испания. В торговоэкономической области Декларация провозглашала активизацию развития торговоэкономических отношений, содействие обмену экономической информации и доступу к информации деловых кругов обеих стран и расширение сотрудничества между торговыми палатами и предпринимательскими и промышленными ассоциациями, придание импульса созданию совместных предприятий. Отдельное внимание уделялось важности создания благоприятных условий для взаимных инвестиций, их поощрение и обеспечение гарантий их защиты.

В этой связи необходимо отметить, что существенным элементом нормативно-правовой основы торгово-экономического сотрудничества России с Испанией являются также международные соглашения Торгово-промышленной палаты России: Соглашение о сотрудничестве с Высшим Советом палат торговли Испании (Consejo Superior de Camaras de Comercio de Espana) от 23 апреля 1992г. и

Соглашение с Испанским институтом внешней торговли (Instituto espanol de comercio exterior) от 9 июля 2007г.

С учетом многочисленных документов, заключенных в рамках российско-португальского и российско-испанского межведомственного взаимодействия, в целом имеющаяся договорно-правовая база Российской Федерации с иберийскими странами позволяет осуществлять достаточно эффективное сотрудничество. Однако необходимо отметить, что данная система имеет существенный потенциал институционального развития, поиска новых форм, в максимальной степени приближенных к требованиям современной жизни. Крайне важно, чтобы правительства России, Испании и Португалии утвердились в убеждении, что в сложных условиях посткризисного периода необходимо не только сохранять динамику отношений, но и определить дополнительные сферы и форматы сотрудничества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Русские в Испании: Книга первая. Век VII - век XIX, 2012»

2. Дипкурьер №4, 1995;

3. Испания: траектория модернизации на исходе двадцатого века, под ред. В.М. Давыдова, ИЛА РАН 2006;

4. Война за независимость Латинской Америки, под ред. Е.А. Ларина, 2011;

5. A. Driggs, P. Clavin. Modern Europe 1789-Present, Pearson Education Limited, 2003;

6. Война за независимость Латинской Америки, под ред. Е.А. Ларина, 2011;

7. Л.Ю. Слезкин. Россия и война за независимость в Испанской Америке, 1964;

8. Россия в конце XIX века / под общ. ред. В. И. Ковалевского, 1900;

9. Г.А. Жолобова. Правовое обеспечение российских внешнеторговых отношений на рубеже XIX-XX вв., Правоведение №1, 2005;

10. М.Н. Соболев. Очерки экономической политики промышленности и торговли, 1916;

11. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып.ХХХ.,1976;

12. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып.ХХХГ,1977;

13. Собрание законодательства Российской Федерации 2003, № 8;

14. Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 6;

15. Ibidem:

16. Сборник торговых договоров и соглашений по торгово-экономическому сотрудничеству СССР с иностранными государствами, Т.1,1977;

17. N. Werth. De L'Empire russe a l'Union sovietique 1900-1991, Press Universitaires de France, 1990:

18. Сборник международных договоров СССР, Вып. XL VI, 1993;

19. Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации, Вып. XLVII, 1994:

20. Бюллетень международных договоров №1, 1993:

21. Дипломатический вестник №9-10, 1994:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.