МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Эволюция православной духовной миссии под влиянием процессов модернизации
О.Л. Церпицкая
В статье рассматриваются основные формы современной миссионерской деятельности Русской православной церкви, специализированные в контексте особенностей социокультурного и политического положения православных верующих и групп населения, проявляющих позитивное отношение к идеалам православия, критическое отношение православной миссии к негативным проявлениям постмодерна в сфере культуры.
Миссия - это проповедь, которая всегда осуществляется в определенной политической среде и контексте. Появление в XX в. новых форм миссионерской деятельности было обусловлено теми социальными и политическими трансформациями и деформациями, без которых немыслимы глобальные модернизацион-ные процессы. Согласно классификации подходов к миссионерской деятельности Иакова Стамулиса1, новые формы миссий появлялись именно в рамках политических потребностей, так как миссионерское поле трансформировалось социально-политическими процессами и миссии необходимо было приспосабливать под конкретные ситуации.
Существенным в этой связи является тот факт, что необходимость миссии в любой ситуации - это данность. Миссия для православного христианина - процесс постоянный и неизменный, и личностная форма миссии имеет место даже в обстоятельствах, угрожающих жизни, как это не раз было в XX в.2. Это дает основание предположить, что миссионерский императив (как выражение потребности в миссии) защищен от внешних влияний внутренней резистентностью к ценностям, которые распространяются благодаря процессам
модернизации и зачастую диаметрально противоположны вероучительным нормам.
Практическое воплощение данных положений о внутренней резистентности православия к ценностям и нормам, экспортируемым модерном и постмодерном, находят практическую реализацию в одном из самых древних проводников личной миссии - паломничестве. С его помощью импорт идей и ценностей осуществлялся задолго до ситуации постмодерна3. Паломничество, как одна из форм межкультурной коммуникации, используется государством и сегодня в качестве способа реакции на глобальные процессы. Устойчивость паломников к внешним влияниям, обусловленная многовековой неизменностью базовых норм и ценностей в православии, позволяет не только говорить о внутренней его резистентности как вероучения, но и использовать эту резистентность (ее личностный аспект) для формирования имиджа государства или достижения иных целей на международной арене.
Таким образом, внешнего императива к эволюции миссия не имеет - проповедь является единственным и внутренним императивом, а эволюция миссионерской деятельности базируется на реак-
Церпицкая Ольга Львовна - к.полит.н., доцент кафедры мировой политики факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета. E-mail: fmo_nauka@mail.ru
Межкультурная коммуникация
ции на изменения социально-политических и, как следствие, ценностных ориентиров общества. То есть эволюция в данном контексте - это изменение под внешним влиянием формы, но не содержания. Подобные изменения происходят в рамках политического подхода, иными словами, они не были бы возможны без участия государства. Кроме того, под влиянием глобальных модернизационных процессов личность претерпела значительные изменения4. И необходимость адекватной церковной реакции на характеристики современной личности обусловили новые методологические основания для миссионерской деятельности.
Наиболее естественное направление миссии - личностное - благодаря ситуации постмодерна трансформируется в личностно-наднациональное, то есть миссия перестает исчерпываться обращением к личности, когда сам человек начинает идентифицировать себя как «общество» или даже «человечество»5. Миссия же в стремлении донести себя до личности обращается к идентификатору. Но и обращение к национальному государству уже не имеет того эффекта, как в период, когда международные институты были менее развиты. Так, на сегодняшний день новых форм миссионерской деятельности можно выделить три: одну институциональную - представительства при международных организациях и две смысловые - «миссию среди мигрантов» и «миссию на оккупированных территориях».
Создание представительств как эволюционная форма миссии в глобальном масштабе было продиктовано деформациями политической сферы. И хотя зарубежные учреждения Русской православной церкви устраивались таким образом, чтобы эволюционировать без ущерба традиции и сохранять различные формы миссии, как институциональная форма миссия под влиянием внешних факторов существует постоянно. Сначала зарубежные приходы были разделены по категориям, затем часть из них трансформировалась в миссии с разным подчинением, а на сегодняшний день миссия как институциональная форма уступает место представительствам, которые, по сути, тоже могут быть классифицированы как форма миссии - только в глобальном масштабе, который диктует ситуация постмодерна.
Именно с появлением представительств Русская православная церковь приобрела важный инструмент для адекватных ответов на вызовы современной цивилизации. Как форма миссионерской деятельности, представительства в некоторых сферах заменяют собой миссии (в значении института), создававшиеся для дальнейшего распространения православия и устроения новых поместных церквей, но не имеющих возможности отвечать на требования церковно-государственных и церковно-общественных отношений ни на глобальном, ни на региональном уровне6. Представительства же призваны противостоять или демонстрировать противостояние церкви некоторым вызывающим серьезное беспокойство мировым тенденциям, которые ведут к подавлению христианских ценностей
и дискриминации христиан. Таким образом, представительство можно характеризовать как методику ответа на ситуацию постмодерна. Но, помимо этого, представительство также является и новой формой зарубежных учреждений, способствующих налаживанию диалога с мировой общественностью для защиты традиционных ценностей на международном уровне и сообщения международным организациям и властям иностранных государств мнения Русской православной церкви по актуальным вопросам. Кроме того, деятельность представительств содействует достижению внешнеполитических целей (в том числе государственных) не только России (вспомнить хотя бы ситуацию со строительством Русского культурного центра в Париже7), но и отчасти Украины, Молдовы, Белоруссии. Представительства также способствуют изменению образа православия и стран «Русского мира» в сторону более благоприятную путем взаимодействия с зарубежными СМИ и институтами гражданского общества.
Довольно любопытным с прогностической точки зрения является и появление Комитета представителей православных церквей при ЕС8, так как оно (также невозможное без создания соответствующего Представительства) позволяет «смоделировать» ситуацию, в которой православные церкви выступают как единая Вселенская церковь. А ведь именно вынужденное, но сближение церквей можно признать единственным положительным для них аспектом ситуации постмодерна, когда некоторые сложные для обсуждения вопросы в свете происходящего в мире отходят на второй план.
Но локальный уровень по-прежнему не уступает своих позиций в миссионерской деятельности, и в его рамках актуальной проблемой для современного миссионера является поиск доступного включения религиозных ценностей в конкретную форму проповеди, которое даст оптимальное сочетание формы миссии и ее содержания. Изменения в данной сфере предвозвестила Псковская миссия9, пример которой позволяет выделить «миссию на оккупированных территориях» в качестве самостоятельной формы миссии.
Прецедентов, подобных Псковской православной миссии, в мировой истории не было. Долгое время это исключительное явление церковной жизни считалось вариантом ведения подрывной идеологической работы на оккупированной территории, что и сейчас встречается в публицистике. Но это была именно миссионерская деятельность: основные составляющие миссии - проповедь, личный пример миссионера, социальная работа - присутствовали в ней. Кроме того, сами участники миссии ставили своей целью проповедь Христа Распятого (то есть внутренний императив миссии налицо), ничего общего не имевшую с пропагандой освободительного движения, фашизма или советской власти (отношения с которым и с которыми были сложными). А так как Псковская миссия была создана при участии оккупационных властей, имевших свои планы на ее счет, можно проследить начало использования
О.Л. Церпицкая
церковью политического подхода в своих целях, когда этого подхода невозможно избежать. Именно Псковская миссия стала ярчайшим ответом на квинтэссенцию эпохи модерна с его богоборческими настроениями.
Но переход к ситуации постмодерна поставил перед миссионерами новую задачу: вследствие размывания границ и свободного перемещения людей появилось большое число мигрантов, в свою очередь сделавших реальностью опасность социального взрыва. Связано это с неравномерностью распространения глобальных модернизационных процессов, так как мигранты, как правило, выходцы из тех регионов, где общества еще довольно традиционны. В этой связи интересная тенденция наблюдается у исламских обществ: используя определенные материальные блага, приносимые глобальными процессами, не допускать глубинных изменений общественных и человеческих ценностей, базирующихся на Исламе. И эта тенденция открывает определенные перспективы христианско-мусульманского диалога с целью обмена опытом внутренней резистентности.
Ряд отличительных особенностей имеет и «миссия среди мигрантов». Прежде всего, сплоченная и не всегда доброжелательная среда, в которую попадает миссионер, формируемая невозможностью жить дома, не всегда адекватными условиями жизни в государстве пребывания и непонятностью местных норм. Языковой барьер между миссионером и объектом миссионерской деятельности,
а также недостаток литературы на необходимых языках также не облегчают условия осуществления миссии. И, наконец, неприязнь у «чужакам», веками складывавшаяся или недавно приобретенная, но закрепившаяся в обществе10. Но самая основная черта, которая присутствует у «миссии среди мигрантов» и которую можно проследить у всех эволюционных форм, - это то, ради чего осуществляется проповедь. В условиях постмодерна, после долгих богоборческих «экспериментов» эпохи модерна проповедь не имеет своей целью именно обращение, но, скорее, ознакомление и сближение перед лицом глобальных вызовов. Именно в этом состоит основное сущностное отличие современной миссии от предыдущих ее устремлений. Так, в современной общественно-политической ситуации миссия - это уже не столько попытка обратить в свою веру, сколько стремление рассказать о ней с целью поиска общих возможностей, которые позволят противостоять тенденциям, как несомым ситуацией постмодерна, так и являющимся наследием эпохи модерна.
Tserpitskaya O.L. The evolution of the Orthodox church's mission under the influence of modernization.
Summary: The basic forms of modern missionary work Russian Orthodox Church, special features in the context of socio-cultural and political situation of the Orthodox believers and groups that exhibit a positive attitude toward the ideals of Orthodoxy. Critical of the Orthodox mission in negative manifestations of postmodernism in culture.
----------- Ключевые слова --------------------------------------- Keywords ------------
Духовная миссия, миссионерский императив, Spiritual mission, the missionary imperative, pilgrimage,
паломничество, резистентность ценностной сферы, resistance value sphere, a new form of missionary
новая форма миссионерской деятельности, РПЦ, activity, ROC, "the mission of migrants".
"миссия среди мигрантов".
Примечания
1. Стамулис И. Восточно-православное богословие миссии сегодня // Православная миссия сегодня: Сборник текстов по курсу «Миссиология». СПб, 1999. С. 91-291.
2. Подробнее см.: Русская Православная Церковь. XX век / Под ред. архим. Тихона (Шевкунова). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. 800 с. Петров М.Н. Крест под молотом. Великий Новгород, 2000. 446 с.
3. Церпицкая О.Л. Православная духовная миссия и глобальные модернизационные процессы. СПб., 2011. С. 136-140, 162-166.
4. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Ин-т экспериментальной социологии.; СПб: Алетейя, 1988. 160 с.
5. Там же.
6. Маркушина Н.Ю., соавт. Исследование роли региональной компоненты в формировании внешней политики Российского государства. СПб.: СПбГУ, 2009. С. 78-82.
7. Samuel H. French Secret Service Fear Russian Cathedral a Spying Front // http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/europe/ france/7771858/French-secret-service-fear-Russian-cathedral-a-spying-front.html (28.05.2010).
8. Ильин А., прот. Комитет представителей Православных Церквей при Европейском союзе: миссия выполнима // http://www. patriarchia.ru/db/text/1117034.html (19.03.2010).
9. Подробнее см.: Раевская-Хьюз О. О Псковской миссии // ЖМП. 2001. Сентябрь // www.pagez.ru (12.08.2004). Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь. М.: Издательство Крутицкого Патриаршего подворья; Общество любителей церковной истории, 2002.
10. Люлька А. Миссия среди мигрантов возможна // http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=20&s=21&id=13139 (28.03.2011).