DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.120.6.090
ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТНЫХ ОБРАЗОВ К.Ф. ЮОНА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА
I ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
Научная статья
Дроздова М.А.* ORCID: 0000-0001-9691-0575,
Петербургский государственный университет сообщения Императора Александра I, Санкт-Петербург, Россия
* Корреспондирующий автор (maria_drozdova[at]hotmail.com)
Аннотация
В статье рассматривается эволюция портретной живописи К.Ф. Юона на примере работ разных периодов творчества. В искусствоведческой литературе художник традиционно рассматривается как мастер пейзажного жанра, значительное количество исследований его произведений посвящено лирическим архитектурным пейзажам и образам русской провинции. При этом портретное творчество мастера оставлено искусствоведами практически без внимания, несмотря на то, что на протяжении всего художественного пути длиною более чем в половину века, Юон неоднократно обращался к изображению как образов героев эпохи, так и создавал глубокие, наполненные психологизмом яркие образы простого человека. В послереволюционный период значительное внимание художник уделял женским образам, подчеркивая изменение роли женщины в новом государстве и исследуя появление «советской женщины» - равноправной участницы общественной жизни. Представляется интересным проследить эволюцию портретных образов К.Ф. Юона в контексте развития русского искусств I половины ХХ века.
Ключевые слова: Юон, русская живопись, портрет, женский портрет, соцреализм, модерн, реализм.
EVOLUTION OF PORTRAIT IMAGES OF K.F. YUON IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN ART IN THE FIRST HALF OF THE 20TH CENTURY.
Research article
Drozdova M.A.*
ORCID: 0000-0001-9691-0575, Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University, Saint-Petersburg, Russia
* Corresponding author (maria_drozdova[at]hotmail.com)
Abstract
The article analyzes the evolution of K.F. Yuon's portrait painting on the example of works of different creative periods. In art literature, the artist is traditionally regarded as a master of landscape genre, a sufficient amount of research of his work is devoted to lyric architectural landscapes and images of the Russian province. At the same time, the portrait work of the artist was mostly disregarded by critics, despite the fact that throughout the artistic journey of more than half a century, Yuon was repeatedly turning to the image of both heroes of the era and deep, psychological portraits of the common man. In the post-revolutionary period, the artist paid considerable attention to female images, emphasizing the changing role of women of the new state and exploring the emergence of a «Soviet woman» - an equal participant of public life. It is of interest to trace the evolution of portrait images of K.F. Yuon in the context of the development of Russian art in the first half of the 20'th century.
Keywords: Yuon, Russian art, portrait, female portrait, socialist realism, modern, realism.
Введение
К.Ф. Юон прожил длинную творческую жизнь, захватив период расцвета русской реалистической традиции во второй половине XIX века, в значительной степени повлиявшей на сложение его художественных принципов, период вхождения русского искусства в европейский художественный контекст в начале ХХ века и эпоху формирования главного советского художественного стиля - соцреализма. Его визитной карточкой стали лирические архитектурные пейзажи старинных русских городов и полотна о новом мире 1920-х гг., развивающие тему строительства нового мира. При этом в своем творчестве мастер нередко обращался к портретному жанру, в частности, создавал уникальные женские образы, соединяющие как типические черты, так и уникальную психологическую характеристику героини. Однако, в исследовательской литературе этому направлению творчества К.Ф. Юона практически не уделялось внимания [1], [6], [8], [10]. Представляется интересным проследить изменения в подходе к изображению женских образов в творчестве мастера, сумевшего на отдельных этапах своего пути выразить в своих полотнах главные художественные идеи времени.
Методы и принципы исследования
Целью настоящего исследования является изучение эволюции развития портретного жанра в работах К.Ф. Юона на разных этапах его творчества. Для этого интересно было бы поставить задачу рассмотреть наиболее «симптоматичные» произведения мастера, в которых проявляются изменения в подходе к созданию портрета в контексте развития русского искусства I половины ХХ века. В работе художественно-стилистический и сравнительный анализ произведений сочетается с системным изучением художественного процесса и историко-культурного и художественного контекста первой половины ХХ века.
Основные результаты
Портретный жанр в творчестве К.Юона получил значительное развитие в 20-50-хх гг. ХХ века. После революции 1917 года образ человека и его роль на полотнах мастера меняется. Человеческие образы наполняются личными и
типическим чертами, художник создает галерею образов эпохи. В его творчестве появляются портреты, призванные запечатлеть новых героев новой страны. Неизменными остаются только тональность и стиль в портретах жены и сына - как до, так и после революции их изображения проникнуты теплом и светом. Очевидно, что семейная жизнь художника стала той константой, на которую не влияют политические события и культурный контекст эпохи. Близких друзей художник также изображает, выделяя не столько типические характеристики, сколько индивидуальные черты. Таким образом, портретная живопись художника развивается в двух направлениях - парадного портрета героя эпохи и более интимного изображения личности, основанного на принципах психологизма и внимания к индивидуальности персонажа.
Обсуждение
Юону повезло учиться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в середине 1890-х гг., когда там преподавали такие масштабные творческие личности, как В. Серов, И. Левитан, А. Архипов, Л. Пастернак и другие [4]. В ранних работах мастера сочетаются реалистические принципы передачи окружающей действительности, тщательное штудирование натуры, психологизм в сложении образа героя, увлечение ар-нуво и другими популярными в конце XIX - начале ХХ века европейскими течениями в живописи.
Одним из первых ярких и удачных портретных образов, созданных художником, стал женский портрет З. Перцовой (1899). В нем ощущается влияние творчества его учителя В. Серова. Полотно является продолжением «салонной» линии живописных портретов русского модерна. На рубеже веков был распространен такой репрезентативный, создающий "стильный" образ современной светской дамы, отвечающий вкусам заказчиков. Портрет Зинаиды Перцовой - жены железнодорожного магната и мецената Павла Перцова, покровительницы искусства, выполнен Юоном в модной в ту пору стилистике модерна [9], а сам заказ указывает на популярность мастера в кругу московских ценителей живописи рубежа веков.
Декоративность зеленой листвы и белое однотонное платье героини на фоне кресла создают композиционный контраст, деля полотно по диагонали, придавая ему динамичность и ощущение движения жизни. Импрессионистические тенденции проявляются в стремлении к пленэру и желании зафиксировать момент ускользающей жизни. Поза героини, как будто внезапно застигнутой художником за своим привычным занятием, показывает нам эпизод из жизни образованной хозяйки московского дома, принадлежащей к высшему обществу того времени. И хотя Юон не являлся в начале века «хрестоматийным» представителем русской модерна, в этой работе влияние ар-нуво проявляется наиболее полно. Флореальные мотивы, плоскостность композиции и декоративный эстетизм образа, характерные для модерна, говорят об увлечении художника его стилистикой. При этом мастер удачно вписывает пейзажный мотив вместо обычной для такого типа портрета салонной обстановки. Композиция полотна живая, почти импрессионистически непосредственная, что роднит его работу с ранними произведениями В. Серова [3]. При этом в портрете Юона нет серовской социально-психологической остроты и драматизма. В юоновском «русском» изложении зелень веселая, звонкая, радостная. Ее «подвижность» распространяется в сознании и восприятии зрителя и на образ З. Перцовой. Героиня художника кажется живой, молодой и непосредственной. Её поза - зафиксированное остановившееся движение. А белый монохром фигуры силуэтно выделяется на ковровой зелени листвы.
Исключительное чувство времени, присущее художнику на протяжении всего его творческого пути, помогло создать живой и интересный образ современницы, соединивший в себе все актуальные в тот период тенденции портретной живописи. Композиционные и стилистические приёмы позволяют сравнить портрет с работами Л. Бакста, В. Серова, А. Головина.
Работа «Ночной час. Портрет жены художника» была написана Юоном в 1911 году. Портрет жены - произведение камерное, Клавдия Алексеевна Юон запечатлена в домашней обстановке, готовящейся отойти ко сну. В этом полотне мастер решает задачу передачи ночного освещения и создания атмосферы вечернего настроения. В ней ощущается влияние караваджистов, Геррита ван Хонтхорста. В созданном мастером образе его супруга представляется скорее мадонной эпохи барокко, нежели стильной утонченной горожанкой - модного типажа того времени.
Автопортрет художника, написанный в 1912 году, развивает лучшие традиции русской реалистической живописи. В нем мастер создает образец психологического портрета, передающего индивидуальную характеристику героя. Деление композиции на две части придает композиции глубину, вертикаль, приближенная к первому плану фигуры, утверждает ее значительность. В центре полотна изображен сам мастер. Перед зрителем он предстает в расцвете творческих сил, опытный и знающий. В это время к художнику уже пришел успех, он открыл свою московскую «Студию Константина Юона», которая пользовалась большой популярностью среди начинающих художников. Справа за фигурой мастера как будто приоткрыт проход в мир художника, где зритель видит холсты и рамы. Уверенный, приглашающий взгляд, разворот в три четверти, открывающийся взору проход - все указывает на то важное, что рассказывает главное о герое. Здесь Юон - наш проводник в художественный мир. Торжественный контраст белой парадной рубашки как будто выводит фигуру мастера из тьмы в просвет мастерской.
В «Портрете жены художника» (1924) Юон создает собирательный образ жены живописца. Клавдия Алексеевна изображена на фоне гипсовой скульптуры и гитары, говорящих об увлечении семьи и окружения искусством. Образ зрелой, сильной женщины, думающей и хорошо знающей жизнь, соратницы своего супруга, соединяет одновременно и типические, и индивидуальные черты. Перед зрителем предстает подруга мастера, познавшая вместе с ним и трудности профессии и радости реализации задуманного. Художник уделяет большое внимание психологической характеристике модели. В его работе ощущаются интимность образа и психологизм, которые были свойственны работам его учителя В. Серова, и на смену которым в советском искусстве придут типизация и героизация образа.
Продолжая работать в этом жанре и в 1920-х гг. и позже автор создает карандашный портрет А.А. Бахрушина (1920), Е. А. Крыловой (1950), Э.В. Брагинского (1948). В них зритель видит не «типичный образ эпохи» или «советского общественного деятеля», а сложные личности, наполненные уникальными переживаниями и
размышлениями. Драматурга и сценариста Э.В. Брагинского К. Юон изображает задумчиво смотрящим в даль, как будто поглощенным какими-то новыми образами, рожденными в голове героя. Кажется, что он обдумывает новую идею или сюжет своего будущего произведения. Карандашный портрет Брагинского создан с большой виртуозностью. Художник легко и точно лепит объемы лица своего героя, благодаря светотеневой тонировке придавая живость и наполненность задумчивой энергией чертам.
А.А. Бахрушин, известный меценат, коллекционер и создатель театрального музея [2], в юности посещавший уроки К. Юона, представлен художником человеком думающим и открыто смотрящим на мир. Его рубашка напоминает русские крестьянские одежды, которые он коллекционировал, весь образ готовит не об аристократичности или образованности, а, скорее, об увлечении стариной, отсылает к народному, национальному, нежели представляет развитого современного интеллигента из зажиточной семьи. Таким образом художник старался выразить увлеченность своего героя русской культурой и историей. В портретной зарисовке поражает точность и уверенность линии К. Юона, его умение передать объем одним лишь изгибом контура, а фактуру штриховкой и светотеневой тонировкой. Взгляд героя полон живого интереса и работы мысли.
При изучении работ мастера начала ХХ века заметно незначительное внимание к образу женщины в его работах. Так, например, на полотне «Красный товар» (1905) женские фигуры, хотя и придающие колористическую напряженность, декоративноть и выразительность полотну, фактически служат лишь стаффажем для композиции. Их лица неразличимы, они, представляя собирательные образаы эпохи, играют второстепенную роль в работе.
В 20-е гг. прошлого века творчество К. Юона обогащается еще одной сюжетной линией - он создает интересную галерею женских типажей, таких как «Комсомолки. Подмосковный молодняк» (1926), «Первые колхозницы. В лучах солнца» (1928), «Возвращение с работы» (1930), которые в будущем повлияют на сложении иконографии женского социалистического портрета современной трудящейся работницы. Юон изображает своих героинь подчеркнуто сильными, крепкими здоровыми - именно такой образ подходит социалистическому государству, требующему создания женщины нового типа - труженицы и спортсменки. Обращает на себя внимание тот факт, что Юон выбирает жанр группового портрета показывая тем самым коллективность нового образа жизни, в котором нет места уникальной личности, имеющей свои неповторимые мир и ценности. Женские типажи Юона носят в себе обобщённый образ труженицы-крестьянки, живущей общей жизнью со своими товарками. В этих работах ощущается новый художественный язык автора - живопись его становится более корпусной, из работ пропадает воздух и свет, центральную роль играет здоровое крепкое женское тело. В этот период в его образной системе появляется несвойственная художнику ранее телесность, приземленность трактовки. В «Комсомолках» изображение девушек занимает фактически все полотно. Они как будто смело выходят из рамы, где им, очевидно, тесно. Представляется, что в этом заключается метафора получения женщинами равноправия и их выхода с периферии жизненных событий на передний план. Этот типический образ крупной, крепкой, сильной, решительной женщины, играющей главную роль в своей жизни, затем будет широко использован художниками последующих поколений.
Работа мастера «Подмосковная молодежь» (1926) также создает типический образ советской женщины. От многих сухих и идеализированных изображений нового типа труженицы или матери в искусстве того времени героинь Юона отличает лиризм и живость. Так, еще советские исследователи правильно отмечали художественные достоинства работы: «Подмосковная молодежь (1926) - одно из проникновеннейших созданий живописи тех лет....(в работе) есть внутреннее единство. Оно - в новизне типажа, и в особой слитности, компактности группы, как бы подчеркивающей крепкую товарищескую спайку девушек, и в светлом «упругом» колорите, придающем картине бодрящую свежесть.. Он (Юон) сумел представить в группе четко индивидуализированных лиц некий обобщенный образ новой сельской молодежи [5]. Композиция полотна, построенная не симметрично, где почти выходящие из рамы картины сельские девушки, списанные, по признанию автора, с реальных героинь, полна динамики и разнонаправленного движения. Этому способствуют разворот вбок второй справа и опущенный вниз взгляд крайней справа девушек. А смотрящая как будто прямо в глаза зрителю настойчиво, решительно и открыто центральная фигура придает композиции устойчивости, ее красный платок также способствует акцентированию взгляда на героине. Кажется, что мастер хотел именно в ней представить сконцентрированный обобщенный образ советской женщины.
В «Автопортрете» (1953) художник как будто подводит итог своего творческого пути. Мастер создает образ живописца в классическом стиле. Одежда художника, палитра, портрет А.С. Пушкина отсылают не столько к соцреалистической традиции, сколько к классической. Интерьер комнаты придает портрету интимности, в то время как поза и атрибуты профессии отсылают к парадному портрету. Этот диссонанс придает полотну живость и добавляет личности героя объема. Тщательно выписанные руки и кисточки акцентируют внимание на том, что является важнейшей составляющей личности Юона. На автопортрете художник предстает перед зрителем хранителем и продолжателем классической традиции, независимым от быстропроходящих веяний в искусстве. Несмотря на то, что к моменту написания работы автор являлся значимой фигурой в советском искусстве (в 1957 году Юон получил пост первого секретаря правления Союза Художников СССР), здесь он предстает не руководителем или общественным деятелем, а живописцем, посвятившим свою жизнь искусству. Композиция и колорит автопортрета отсылают зрителя не к завоеваниям советской живописи, а, скорее, к теме поиска и, видимо, обретения художником образа культурной идентичности, в границах которой он нашел свое место.
Заключение
Верно определив потребности эпохи и найдя соответствующий художественный язык, К. Юон в своем портретном творчестве 20-50-хх гг., соединив классические основы фигуративной живописи с новыми мотивами, настроениями, образами и живописными приемами, сыграл значительную роль в сложении советской станковой живописи.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов,1865-1911: жизнь и творчество / И.Э. Грабарь - Москва : Искусство, 1980. - 547 с.
2. Бахрушин Ю.А. Воспоминания / Ю.А. Бахрушин - Москва : Художественная литература, 1994. - 700 с.
3. Осмоловский Ю.Э. Константин Федорович Юон / Ю.Э. Осмоловский - Москва : Советский художник, 1982. -248 с.
4. Ростовцева И.Т. Константин Федорович Юон / И.Т. Ростовцева - Ленинград : Художник РСФСР, 1964. - 42 с.
5. Третьяков Н.Н. Константин Федорович Юон / Н.Н. Третьяков - Москва : Искусство, 1957. - 220 с.
6. Апушкин А.Я. Константин Федорович Юон / А.Я. Апушкин - Москва : Всекохудожник, 1936. - 115 с.
7. Дмитриева Н.А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества / Н.А. Дмитриева - Москва : Искусство, 1951. - 172 с.
8. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка / Н.Н. Ростовцев - Ленинград : Художник РСФСР, 1983. - 288 с.
9. Зингер Л.С. Советская портретная живопись 1917 - начала 1930-х годов / Л.С. Зингер - Москва : Изобразительное искусство, 1978. - 111 с.
10. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы / Д.В. Сарабьянов - Москва : Искусство, 1989. -293 с.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Grabar' I.E'. Valentin Aleksandrovich Serov,1865-1911: zhizn' i tvorchestvo [Valentin Aleksandrovich Serov, 18651911: life and art] / I.E'. Grabar' - Moscow : Iskusstvo, 1980. - 547 p. [in Russian]
2. Baxrushin Yu.A. Vospominaniya [Memories] / Yu.A. Baxrushin - Moscow : Xudozhestvennaya literatura, 1994. -700 p. [in Russian]
3. Osmolovskij Yu.E'. Konstantin Fedorovich Yuon [Konstantin Fedorovich Juon] / Yu.E'. Osmolovskij - Moscow : Sovetskij xudozhnik, 1982. - 248 p. [in Russian]
4. Rostovceva I.T. Konstantin Fedorovich Yuon [Konstantin Fedorovich Juon] / I.T. Rostovceva - Leningrad : Xudozhnik RSFSR, 1964. - 42 p. [in Russian]
5. Tret'yakov N.N. Konstantin Fedorovich Yuon [Konstantin Fedorovich Juon] / N.N. Tret'yakov - Moscow : Iskusstvo, 1957. - 220 p. [in Russian]
6. Apushkin A.Ya. Konstantin Fedorovich Yuon [Konstantin Fedorovich Juon] / A.Ya. Apushkin - Moscow : Vsekoxudozhnik, 1936. - 115 p. [in Russian]
7. Dmitrieva N.A. Moskovskoe uchilishhe zhivopisi, vayaniya i zodchestva [Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture] / N.A. Dmitrieva - Moscow : Iskusstvo, 1951. - 172 p. [in Russian]
8. Rostovcev N.N. Ocherki po istorii metodov prepodavaniya risunka [Essays on the History of Methods of Teaching Drawing] / N.N. Rostovcev - Leningrad : Xudozhnik RSFSR, 1983. - 288 p. [in Russian]
9. Zinger L.S. Sovetskaya portretnaya zhivopis' 1917 - nachala 1930-x godov [Soviet portrait painting from 1917 to the early 1930s] / L.S. Zinger - Moscow : Izobrazitel'noe iskusstvo, 1978. - 111 p. [in Russian]
10. Sarab'yanov D.V. Stil' modern: Istoki. Istoriya. Problemy' [Art Nouveau Style: Origins. History. Problems] / D.V. Sarab'yanov - Moscow : Iskusstvo, 1989. - 293 p. [in Russian]