Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «ЦИВИЛИЗАЦИЯ»: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ'

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «ЦИВИЛИЗАЦИЯ»: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
585
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ОСЕВОЕ ВРЕМЯ / РЕЛИГИЯ / ЦЕННОСТИ / ЭВОЛЮЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дьяконова Татьяна Ивановна

В статье исследуется эволюция понятия «цивилизация», чтобы внести ясность в вопрос о том, как это понятие использовали до нас, систематизировать опыт прошлого и определить возможные границы понятия в будущем. Автор рассматривает тему через призму основных идей философии «осевого времени» К. Ясперса и концепцию основателя цивилизационного подхода А. Тойнби, который раскрывает религиозный смысл концепции «вызов-ответ» в будущем духовном ренессансе человечества, связанном с «универсальной коммуникацией». Оба ученых рассматривают проблемы взаимодействия цивилизаций в историческом процессе, выделяя особую роль религии. Цивилизация воплощает в себе историческое измерение действительности, решает проблему соотношения между прошлым, настоящим и будущим, показывая процесс преемственности. Основной вывод автора заключается в том, что опора в диалоге цивилизаций на духовные, общечеловеческие ценности становится фактором глобальной безопасности человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF THE CONCEPT OF «CIVILIZATION»: PHILOSOPHICAL ANALYSIS

The article examines the evolution of the concept of civilization in order to clarify the question of how this concept was used before us, systematize the experience of the past and determine the possible boundaries of the concept in the future. The author examines the topic through the prism of the main ideas of the «axial time» philosophy of K. Jaspers and the concept of the founder of the civilizational approach A. Toynbee, who reveals the religious meaning of the «challenge-response» concept in the future spiritual renaissance of mankind associated with «universal communication». Both scientists consider the problems of interaction of civilizations in the historical process, highlighting the special role of religion. Civilization embodies the historical dimension of reality, solves the problem of the relationship between the past, present and future, showing the process of continuity. The main conclusion of the author is that the reliance in the dialogue of civilizations on spiritual, universal values becomes a factor in the global security of mankind.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «ЦИВИЛИЗАЦИЯ»: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ»

Эволюция понятия «цивилизация»: философский анализ

Дьяконова Татьяна Ивановна,

аспирант кафедры философии религии и религиоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова E-mail: dyakonovat777@mail.ru

В статье исследуется эволюция понятия «цивилизация», чтобы внести ясность в вопрос о том, как это понятие использовали до нас, систематизировать опыт прошлого и определить возможные границы понятия в будущем. Автор рассматривает тему через призму основных идей философии «осевого времени» К. Ясперса и концепцию основателя цивилизационного подхода А. Тойнби, который раскрывает религиозный смысл концепции «вызов-ответ» в будущем духовном ренессансе человечества, связанном с «универсальной коммуникацией». Оба ученых рассматривают проблемы взаимодействия цивилизаций в историческом процессе, выделяя особую роль религии. Цивилизация воплощает в себе историческое измерение действительности, решает проблему соотношения между прошлым, настоящим и будущим, показывая процесс преемственности. Основной вывод автора заключается в том, что опора в диалоге цивилизаций на духовные, общечеловеческие ценности становится фактором глобальной безопасности человечества.

Ключевые слова: цивилизация, осевое время, религия, ценности, эволюция.

<п

I_

CJ

см см

Понятие «цивилизация» прочно укоренилась в общественном сознании - многие уверены, что это понятие существует очень давно. Между тем это не так. Люди вводят новые понятия, когда нуждались в более точном понимании себя, общества или человечества. Сегодня большинство понятий прочно вошли в оборот, и мы не задумываемся об их происхождении. Слово цивилизация «нещадно затрепано», что «почти утратило сколько-нибудь четкий смысл» [3, с. 79].

В традиционном понимании «цивилизация» - это образ мышления, набор верований или образ жизни. Это пространственно-временной континуум и долговременная динамическая структура [11, р. 181], это также продукт человеческой эволюции, а также новая фаза этой эволюции, в которой возникают города. Даже на начальном этапе цивилизация имеет большое население и большой географический охват. По мере своего роста она включает в себя огромное количество этнических групп или народов и множество обычаев, привычек, языков и даже религий. Цивилизация обладает определенным набором ценностей, в большинстве случаев воплощенным в религии и модель поведения, навязанная конкретной религией. Стоит отметить, что в случае с китайской цивилизацией речь идет не только об одной развитой религии, но и о нескольких развитых религиях, таких как конфуцианство, даосизм и буддизм. И когда мы говорим о «цивилизации», мы имеем в виду сложную систему письма, литературу, искусство и музыку, последовательную правовую систему.

Занимаясь проблематикой эволюции термина «цивилизация» можно увидеть использование разных толкований этого понятия. Многогранность и неоднозначность подходов к пониманию категории «цивилизация» обуславливает необходимость уточнения данного понятия, раскрытия его сущности на основе анализа истории его появления и эволюции развития.

Иногда под ним понимают нечто предельное, которое не поддается анализу, описывающие собой все остальные понятия, например, «современная цивилизация», «цивилизация будущего». Иногда цивилизация - это отдельное общество или субкультура в нем. Иными словами, «понятие цивилизации представляет собой одно из тех общих понятий, которым чрезвычайно трудно дать определение». [7, с. 678].

Одна из целей исследования - раскрыть смысловые поля, внутри которых жила «цивилизация», побудить задуматься над тем, что кажется очевидным, рутинным и автоматическим. Размышляя над ситуациями, в которых исторически использовался термин «цивилизация». Эволюция понятий - это наука о том, как мы познаем реальность с помощью слов и почему мы выбираем одни или другие слова.

Понятие «цивилизация» восходит к латинскому слову «civilis», определяя качества «гражданина» как «городского жителя». Это подразумевает общество, включающее города, а города включают людей, живущих и действующих вместе, сообща, в сотрудничестве, интерактивно. Это противопоставлено людям, живущим поодиночке или очень небольшими группами, самостоятельно или индивидуально.

Таким образом, цивилизация предполагает социальное сотрудничество, что является противоположно-

стью «жесткой независимости» индивидуализма с его конкурентным выживанием наиболее приспособленных. Цивилизация предполагает совместное выживание посредством совместных действий. Только цивилизация способна обеспечить более высокое качество жизни: безопасность, материальное изобилие, культуру, возможность самореализации и счастья.

В дальнейшем понятие «цивилизация» приобретала различные значения, появилось множество теорий и классификаций цивилизации. В настоящее время существует около 200 определений данного понятия, что позволяет сделать вывод, что понятие «цивилизация» является одним из ключевых слов современного языка.

Первое печатное употребление слова «цивилизация» встречается еще в XVIII в. у маркиза Виктора Рике-ти де Мирабо в произведении «Друг человечества, или Трактат о народонаселении» [1]. Однако понятие, для обозначения которого стало использоваться слово «цивилизация», ко времени выхода в свет трактата В. Ми-рабо уже существовало. Так, образ концепции цивилизации содержался в знаменитой речи А. Тюрго «Последовательные успехи человеческого разума», произнесенной в университете Сорбонны в 1750 г. [6].

Употребляя в своем тексте слово «цивилизация», В. Мирабо не столько создавал новое, сколько фиксировал уже существовавшее понятие. Цивилизация понималась им как смягчение нравов.

Таким образом, термин «цивилизация» стало общеупотребительным еще в XVIII в., преимущественно в литературе французского и английского Просвещения. В то время оно обозначало исключительно европейские порядки и институты в противоположность всему неевропейскому. Цивилизация в представлении просветителей одна, а именно европейская (или западная, как говорят сейчас); все остальные - дикари и варвары.

Понятие цивилизации определило жесткую иерархическую шкалу, применявшуюся французскими авторами в XVII в. для классификации народов. Л. Февр описывает эту шкалу следующим образом: «На самой низшей ступени - «дикари». Несколько выше - притом, что точно определенных отличий не было,- «варвары». После чего, поднявшись еще на ступень, мы находили народы, обладавшие «civilité», «politesse» и, наконец, мудрой «police» [8, с. 249].

Об истории «цивилизации» писали такие великие ученые: Бенвенист Э., Бродель Ф., Дюркгейм Э., Мосс М., Старобинский Ж., Февр Л., Фрейд З., Элиас Н. А труды таких ученых, как А. Тойнби, О. Шпенглера и С. Хантингтона о «цивилизации» являются монументальными исследованиями в данной области. Все эти научные труды полны интересных наблюдений, но непохожи друг на друга.

Стоит отметить, что термин «цивилизация» имеет разное значение в единственном и множественном числе. Как единственное число оно стало понятием во французском языке в середине XVIII в., отличающим высокую степень социального и культурного развития от «варварства» и «дикости». Этот термин быстро распространился по европейским языкам и стал важной частью эволюционистской концепции истории XIX в. Однако с начала XX в. оно все чаще используется во множественном числе, особенно в научных работах. Тогда как в политической риторике оно продолжает употребляться в единственном числе.

Цивилизация в единственном числе возникла с европейским мировым господством и эволюционизмом, как европейское самоназвание. Цивилизации во множественном числе впервые появились в научных трудах по философии после Первой мировой войны. В пери-

од между двумя мировыми войнами и сразу после них появился целый ряд таких широко известных научных трудов о цивилизациях, как «Заката Европы» О. Шпенглера, «Исследования истории» А. Тойнби в двух томах, а также в 1990-х гг. С. Хантингтон добавил перспективу грядущих межцивилизационных конфликтов. В частности, современные теории «цивилизации» были выдвинуты на арену международных отношений американским политологом С. Хантингтоном, который дал прогноз о том, что после окончания холодной войны наступит этап, называемый «столкновение цивилизаций» [13, p. 225]. А уже к 2019 г. «подъем цивилизационного государства» стал горячей темой научных и политических дебатов многих философов и политологов.

Понятие «цивилизованность» (civilité) заключало в себе представление об «учтивости», вежливости», «обходительности», т.е. характеризовало определенные манеры поведения во взаимоотношениях с другими людьми. Ей отводилась низшая позиция в иерархии качеств народов, стоящих на ступени более высокой, чем «дикость» и «варварство». Следующая по рангу «любезность» (politesse) добавляла к «внешним» проявлениям учтивости (civilité) «внутреннее» расположение, более внимательное и сердечное отношение к другим людям. Понятия «civilité» и «politesse» воплощали идентичность придворной аристократии и утверждали ее превосходство над другими социальными слоями. Так, в вышедшем в 1690 г. «Полном трехтомном словаре» Фюретьера в качестве примера употребления глагола «цивилизовать» (civilizer), означавшего «делать благовоспитанным и вежливым, общительным и любезным», приводится выражение: «Крестьяне не столь цивилизованы, как буржуа, а буржуа - не в такой мере, как придворные» [8, с. 249].

Наибольшим престижем «полис» (police) отсылало к сфере права, администрации, хорошего (sage) правления, соблюдению законов и правил поведения «ради существования и поддержания государства и человеческих обществ вообще», как писалось в одном из французских словарей конца XVII в. [8, с. 249-251].

Ж. Старобинский также отмечает: «Слово «цивилизация» оттого столь быстро прижилось, что это [было] синтетическое обозначение для уже ранее бытовавшего понятия, формализовавшегося многообразными способами: «смягчение нравов», «образование умов», «развитие учтивости», «изучение искусств и наук», «подъем торговли и промышленности», «обретение материальных удобств и роскоши» [4, с. 113].

Доменом цивилизации выступала сфера духовной культуры и экономики. Начиная с В. Мирабо термин «цивилизация» устойчиво закрепляется в дискурсе эпохи Просвещения. Например, Наполеон, обращаясь к войскам, отплывающим в Египетскую экспедицию, взывал: «Солдаты! Вам предстоит осуществить завоевания, чьи последствия для мировой цивилизации и торговли неисчислимы» [4, с. 113].

Внутри понятия «цивилизация» разграничение проходило между культурой и экономикой, с одной стороны, и религией, и политикой - с другой. Эта разделительная линия имела сословно-классовый смысл. Наука, искусство, экономика - были сферы деятельности буржуазии, тогда как религия и политика традиционное занятие духовенства и аристократии. Религия воспринималась такими просветителями как В. Мирабо, А. Тюрго, А. Фер-гюсон как откровение божественного разума. Политика изначально воспринималась как сфера проявления человеческих страстей, лишь со временем, по мере прогресса цивилизации, подпадающая под контроль разума [6, с. 54].

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

<п

I_

и

см см

С приближением революции «цивилизация» празднует победу и в 1798 г. пробивается в «Словарь Академии». В 1828 г. Ф. Гизо публикует «Историю цивилизации в Европе», и через два года «Историю цивилизации во Франции». В 1857-1861 гг. Г. Боккль публикует «Историю цивилизации в Англии» [8, с. 245].

До рубежа ХХ в. споры велись вокруг мировой цивилизации и локальных цивилизациях. Представление о единой человеческой природе было фундаментом универсальной «цивилизации», как процесс смягчения нравов, рост культуры, развитие человечества, утверждения о локальных особенностях рассматривались идея о множестве цивилизаций.

Ни у Дж. Вико, ни у Ф. Вольтера понятие «цивилизация» не было главным, а понятие «локальная цивилизация» вообще не употреблялись. Но они заложили основание теории локальных цивилизаций [2, с. 138].

В ХХ в. понятие «цивилизация» использовалось в науке, но не получило общепринятого толкования. Большинство ученых считают, что каждая цивилизация основана на ценностях, сакральной идеи вокруг которой формируются духовные системы.

Основываясь на концепциях двух великих ученых К. Ясперса и А. Тойнби, которые дали импульс для активного обсуждения в науке и обществе автором делается смелое предположение о возможном развитии на современном этапе нового осевого времени - как эволюции религии, объединяющей мировые ценности и появление цивилизации другого порядка в будущем.

Согласно А. Тойнби, религия выступает основой для коммуникации, межцивилизационные взаимодействия формируют смыслы развития человеческой истории в соответствии с концепцией «Вызов-Ответ». Бог, подвергая человека испытанию, ждет «ответа» и нравственного изменения. Критикуя потребительскую жизнь и профанацию религиозной жизни в связи с ее секуляризацией, А. Тойнби видит смысл будущего развития цивилизаций в духовном ренессансе: «озарение душ светом высших религий определяет духовный прогресс земной жизни человека» [5, с. 540]. Такие души просят: «не о тысячелетнем царстве всеблаженнейшего земного рая, не о социальном благополучии, не о материальном достатке, не о справедливости земного устройства, не о сытости и довольстве, но о духовном непокое, который единственно является внутренним стимулом новшеств, достижений и вообще всякого исторического прогресса» [5, с. 540].

Он выступает против превосходства Запада над остальным миром «человечество не сможет достичь политического и духовного единства, следуя западным путем. В то же время совершенно очевидна насущная необходимость объединиться, ибо в наши дни единственная альтернатива миру - самоуничтожение, к чему подталкивают человечество гонка ядерных вооружений, невосполнимое истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и демографический взрыв» [5, с. 597-598].

Объединение цивилизационного опыта и разума человечества для решения глобальных проблем, мирного развития цивилизации в единстве всего человечества. Объединение, по А. Тойнби, возможно только в нравственном самовозвышении, духовном ренессансе, основанном на достоинстве каждого человека и цивилизации в целом [5].

Интересна мысль А. Тойнби, что «вызов побуждает к росту» [5, с. 119], следуя рассуждениям автора, возможно предположить, что ответом на вызовы, которые стоят перед человечеством на современном этапе, может стать появление единой религии, основанной на об-

щечеловеческих ценностях, которые появились в осевое время. Прогресс позволяет сегодня на уровне оного клика распространять идеи, с другой стороны, пандемия показала, взаимозависимость людей, стран, народов, подняла волну волонтерства и взаимопомощи. Оперируя понятием церкви как куколки А. Тойнби описывает процесс становления высшей религии как результат цивилизационного надлома, в результате которой зарождается система ценностей, направленная на поиск Бога и абсолютных смыслов, в период хаоса церковь-куколка сохраняет творческий потенциал создает новую общность [5].

Еще в прошлом веке К. Ясперс предвидел появление возможности, которая технически сегодня реализована через сеть Интернет и стремительно распространяется по миру на пути к мечте о личностном и общественном росте самосознания, к «мировому порядку», где «суверенные государства» реализуют принципы федерализма, человеческой солидарности, вопреки национальному эгоизму, будущее человечество свято хранит свои традиции: «Традиции дают ощущение своих корней, безопасности, заставляют предъявлять требования к себе» [9, с. 214]. Такое «единство истории возникает из того, что люди способны понять друг друга в идее единого, в единой истине, в мире духа, в котором все осмысленно соотносится друг с другом, все сопричастно друг другу» [9, с. 262].

На примере трудов К. Ясперса и А. Тойнби хорошо видно влияние религиозного фактора и роль сакральных смыслов в цивилизационном дискурсе. Секуляризация привела к духовному кризису все человечество, которое стоит перед многочисленными вызовами: сингулярность, транспарентность, потеря базовых ориентиров в разграничении добра и зла, истины и лжи, толерантное отношение к пороку. Технократические возможности глобализации затронули глубинные мечты человечества о всемирном царстве, но в условиях тотального духовного дефицита трансцендентности человека.

К. Куигли определяет цивилизацию как «производящее общество с инструментом расширения» [12, р. 142]. Цивилизация подобна социальному порядку, который способствует культурному творчеству на первом уровне, тогда как на другом уровне развития это инструмент расширения. Тем не менее, в среднем периоде между двумя уровнями мы имеем развитие национализма. Национализм создает или воссоздает культуры, которые отделяют себя от ранней цивилизации. Так, С. Хантингтон отмечал, что: «Цивилизация - это широчайшее культурное образование. Деревни, регионы, этнические группы, национальности, религиозные группы - все они имеют различные культуры на разных уровнях культурной гетерогенности» [10, р. 43]. Тогда как А. Тойнби считал, что «идеалом нашей современной западной демократии было применение в практической политике христианской интуиции братства всего человечества» [14, р. 9].

В мире принято противопоставлять западную цивилизацию незападной, но также говорится и о возникновении, прогрессе и возможном крахе «цивилизации» вообще, т.е. в первом случае мы имеем в виду самобытные социокультурные комплексы, охватывающие такие более мелкие единицы, как государства и общества; во втором случае речь идет о всемирно-историческом процессе, описываемом и оцениваемом в терминах показатели и критерии.

Множество социальных изменений современности формирует новую духовную ось человечества - универсальную коммуникацию, создающую подобно «осевому времени» качественно новое цивилизационное единство человечества.

Будущее человечества - это цивилизация. Цивилизация - это не что-то статичное, а организм, берущий свои корни из далекого прошлого. Цивилизация строится на нашем единственном реальном биологическом преимуществе - интеллекте и рациональности. Цивилизация подразумевает: общество, коллективное действие, социальный обмен, «социализм», а также полное сотрудничество с нашими собратьями. Человеческое общество должно и, следовательно, станет таким, иначе человечество регрессирует. Основой цивилизации, по мнению большинства исследователей, являются духовные ценности общечеловеческого порядка. Ценность несет в себе прогрессивный потенциал и служит гуманизму. Все религиозные системы пропагандируют гуманизм, доброту, мир и любовь, отвечают интересам разных народов. Возвращение к религиозным истокам цивилизационного дискурса позволит человечеству выйти на новый уровень универсальной коммуникации.

Литература

1. Братиславский Р.Г. Автономия человеческого разума: первый проект цивилизационных исследований // Петербургская социология сегодня. - 2013. -№ 4. - 371 с.

2. Ионов И.Н. Теория цивилизаций от античности до конца XIX века / И.Н. Ионов, В.М. Хачатурян; Ин-т всеобщ. истории Рос. акад. наук. - СПб.: Алетейя, 2002. - 382 с.

3. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке: Пер. с англ. - М.: Радуга, 1992. - 671 с.

4. Старобинский Ж. Слово «цивилизация» // Старо-бинский Ж. Поэзия и знание. История литературы и культуры / Пер. с франц. В 2-х т. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 496 с.

5. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1991. - 736 с.

6. Тюрго А. Последовательные успехи человеческого разума [1750] // Тюрго А. Избранные философские произведения / Пер. с фр. Изд. 2-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 188 с.

7. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990. - 717 с.

8. Февр Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей (1930) // Февр Л. Бои за историю. - М.: Наука, 1991. - 629 с.

9. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с.

10. Huntington, S.P. The clash of civilization and the remaking of world order. Simon & Schuster, 2011. - 368 p.

11. Kroeber, A.L., Kluckhohn. C. Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions. Peabody Museum, Cambridge, 1952. - P. 181.

12. Quigley C. The Evolution of Civilizations. Liberty Fund Inc.; 2nd edition, 1979. - 444 p.

13. Therborn G. States, Nations, and Civilizations // Fudan Journal of the Humanities and Social Sciences, № 14, 2021. - 430 p.

14. Toynbee, A.J. A study of history, Vol. 1. Oxford University Press, 1987. - 640 p.

THE EVOLUTION OF THE CONCEPT OF «CIVILIZATION»: PHILOSOPHICAL ANALYSIS

Dyakonova T.I.

Moscow State University named after M.V. Lomonosov

The article examines the evolution of the concept of civilization in order to clarify the question of how this concept was used before us, systematize the experience of the past and determine the possible boundaries of the concept in the future. The author examines the topic through the prism of the main ideas of the «axial time» philosophy of K. Jaspers and the concept of the founder of the civilization-al approach A. Toynbee, who reveals the religious meaning of the «challenge-response» concept in the future spiritual renaissance of mankind associated with «universal communication». Both scientists consider the problems of interaction of civilizations in the historical process, highlighting the special role of religion. Civilization embodies the historical dimension of reality, solves the problem of the relationship between the past, present and future, showing the process of continuity. The main conclusion of the author is that the reliance in the dialogue of civilizations on spiritual, universal values becomes a factor in the global security of mankind.

Keywords: civilization, axial time, religion, values, evolution. References

1. Bratislavsky R.G. Autonomy of the human mind: the first project of civilizational research // Petersburg Sociology Today. -2013. - № 4. - 371 p.

2. lonov I.N. The theory of civilizations from antiquity to the end of the 19th century / I.N. lonov, V.M. Khachaturyan; Inst. history of Ros. acad. Sciences. - St. Petersburg: Aleteyya, 2002. - 382 p.

3. Lerner M. The development of civilization in America: Per. from English. - M.: Raduga, 1992. - 671 p.

4. Starobinsky Zh. The word "civilization" // Starobinsky Zh. Poetry and knowledge. History of literature and culture / Per. from French In 2 volumes - M.: Languages of Slavic Culture, 2002. -496 p.

5. Toynbee A.J. Comprehension of history: Per. from English. -M.: Progress, 1991. - 736 p.

6. Turgot A. Consistent progress of the human mind [1750] // Tur-got A. Selected Philosophical Works / Per. from fr. Ed. 2nd. - M.: Book house «LIBROKOM», 2010. - 188 p.

7. Whitehead A.N. Selected Works in Philosophy: Per. from English. - M.: Progress, 1990. - 717 p.

8. Febvre L. Civilization: the evolution of words and groups of ideas (1930) // Febvre L. Fights for history. - M.: Nauka, 1991. -629 p.

9. Jaspers K. The meaning and purpose of history: Per. with him. -M.: Politizdat, 1991. - 527 p.

10. Huntington, S.P. The clash of civilization and the remaking of world order. Simon & Schuster, 2011. - 368 p.

11. Kroeber, A.L., Kluckhohn. C. Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions. Peabody Museum, Cambridge, 1952. -P. 181.

12. Quigley C. The Evolution of Civilizations. Liberty Fund Inc.; 2nd edition, 1979. - 444 p.

13. Therborn G. States, Nations, and Civilizations // Fudan Journal of the Humanities and Social Sciences, № 14, 2021. - 430 p.

14. Toynbee, A.J. A study of history, Vol. 1. Oxford University Press, 1987. - 640 p.

C3

о

u~

IE О

IE

u~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.