Научная статья на тему 'Эволюция политики цинского Китая в Центральной Азии'

Эволюция политики цинского Китая в Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1964
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / КИТАЙ / ЦИНЫ / CENTRAL ASIA / CHINA / THE QINGS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ануфриев Кирилл Сергеевич

Выявляются основные тенденции, присущие политике Цинской империи в Центральной Азии, анализируются причины и мотивы ее эволюции, выделяются условные периоды в развитии политики Цинов в данном регионе. Начавшаяся в середине XVII в. экспансия Цинов в Центральной Азии достигла своего пика к середине следующего столетия после завоевания Джунгарии и Восточного Туркестана. Однако дальнейшее продвижение границ Цинской империи на запад остановилось, что официально было зафиксировано в 1881 г. Санкт-Петербургским договором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of China''s Qing dynasty policy in Central Asia

Principal trends of the Qing empire's policy in Central Asia have been shown in the paper. This policy's motives as well as periods in its development have been analyzed. Necessity of elimination of the threat, perceived by the ruling Chinese dynasty from the north-west direction, was the fundamental reason underlying large-scale expansion to Central Asia initiated by the Manchurians, who had conquered China in the 17 th century and had founded a new emperor's dynasty Qing. The effective elimination of this threat was only possible by the prevention of the formation in Central Asia of a powerful state, which was very likely to happen due to consolidation processes taking place in Mongol khanates, bordering to the Qing empire. Thus, despite the expansionist methods, the Qings resorted to, their policy in Central Asia during its initial period (prior to the conquest of the Zhungarian khanate) should be seen as defensive in its profound nature. In the course of the conquest of the Zhun-garian khanate the Qings' policy passed to the second period of its development. This period should be characterized by the absolute predominance of expansionist motives underlying the foreign policy pursued by the Qing government. This second period of the development of the Qings' policy in Central Asia was the period when their army conquered East Turkestan and was preparing to rush further in the western direction. However, very soon after the conquest of the Zhungarian khanate and East Turkestan the Qings had to abandon their plans of the all-out expansion in Central Asia. Their policy in this region, despite their own will, entered the third, final, period in its development. During this period the Qings still continued aggressive rhetoric against their neighbors in Central Asia, but the ultimate goal of their policy in the region became retention of the previous territorial acquisitions. As the result of Muslim uprisings in 1860 1870s the Qings had temporarily lost control over Xinjiang. But they managed to re-conquest this region by 1879 and officially establish the empire's border in Central Asia in 1881 by signing of the Russian-Chinese Saint-Petersburg treaty. Despite the point of view of a significant number of Chinese historians that this treaty significantly encroached legitimate rights of the Qing empire, we believe that, taking into consideration severe crisis of the Qing empire by the end of the 19th century, stabilization of the Qing's position in Central Asia as it was made by the Saint-Petersburg treaty should be seen as a positive result of the policy pursued by the Qings in this region since the middle of the 17th century.

Текст научной работы на тему «Эволюция политики цинского Китая в Центральной Азии»

Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №1 (21)

УДК 327 (510) (09)

К.С. Ануфриев

ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИКИ ЦИНСКОГО КИТАЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Выявляются основные тенденции, присущие политике Цинской империи в Центральной Азии, анализируются причины и мотивы ее эволюции, выделяются условные периоды в развитии политики Цинов в данном регионе. Начавшаяся в середине XVII в. экспансия Цинов в Центральной Азии достигла своего пика к середине следующего столетия после завоевания Джунгарии и Восточного Туркестана. Однако дальнейшее продвижение границ Цинской империи на запад остановилось, что официально было зафиксировано в 1881 г. Санкт-Петербургским договором.

Ключевые слова: Центральная Азия, Китай, Цины.

Первые попытки распространить свое военнополитическое влияние в Центральной Азии, или, как тогда называли этот регион китайцы, Западном крае, были предприняты китайскими императорами во 11-1 вв. до н.э. В результате ведущихся китайскими войсками в этом регионе войн против гуннов к середине I в. до н.э. последние отступили, и императоры династии Хань послали для управления Западным краем чиновника «духу», что, по мнению китайских историков, означало установление официальной власти династии Хань над этим регионом [1]. Начиная с этого момента, Китай неоднократно теряет и вновь приобретает контроль над Западным краем, однако неизменным для китайских императоров остается восприятие его в качестве сферы влияния Поднебесной империи, а государства, попытавшегося установить здесь свою власть, в качестве нарушителя суверенитета Китая. На наш взгляд, восприятие китайскими императорами Центральной Азии, в качестве территории, которая должна постоянно находиться под их контролем, сложилось в результате синтеза концепции господства Сына Неба (императора) над народами Вселенной, согласно которой император, якобы управлявший Поднебесной по воле Неба, являлся сюзереном, а все остальные народы были его вассалами, подопечными [2. С. 51], с перманентным ощущением угрозы Китаю, исходившей с северо-запада. Именно для защиты от агрессии с этого направления была возведена в III в. до н.э. Великая Китайская стена; все некитайские, чужеземные династии, управлявшие в тот или иной период всем Китаем или значительной его частью, были представителями кочевой евразийской периферии Китая.

Таким образом, установление политического контроля над населением обширных территорий, охватывающих Китай с северо-запада, являлось геополитическим императивом для императоров Поднебесной на протяжении тысячелетий. А кон-

цепция о превосходстве Сына Неба над «варварами четырех сторон света» служила в данном случае в качестве обоснования легитимности китайской экспансии в Западном крае.

Захватившие в середине XVII в. Китай маньчжуры переняли внешнеполитические концепции императоров более ранних китайских династий, в том числе и в отношении Центральной Азии. Более того, сами являясь представителями кочевой евразийской периферии, в очередной раз продемонстрировавшими собственным примером, какую угрозу может представлять правящей в Китае династии возникновение у ее границ крупного государственного образования, маньчжуры не могли не уделять самого пристального внимания тому, что происходило на западных границах вновь завоеванной ими территории. В XVII в. те же тенденции к консолидации, что привели к созданию маньчжурской державы, наблюдались в монгольских ханствах. Маньчжурские политики видели в этом для себя угрозу. Поэтому предотвращение любого объединения монголов стало одной из главных забот цинской внешней политики [3. С. 69].

Маньчжурам достаточно быстро удалось установить свой контроль над правителями Северной Монголии - Халхи. Фактически большинство хал-хаских ханов становятся вассалами Цинов уже в 1655 г. [4. С. 683-684], формально же присоединение Халхи к Цинской империи состоялось 29 мая 1691 г. на Долоннорском съезде. Однако ликвидацией независимости Халхи маньчжуры не добились полного устранения угрозы возникновения на северо-западных рубежах своей империи мощного государства, правители которого сначала могли бы бросить вызов цинскому влиянию в периферийных по отношению к собственно Китаю районах, а затем и угрожать самому существованию династии Цин. Эту угрозу маньчжуры ощущали со стороны государства западных монголов-

ойратов - Джунгарского ханства, правители которого начиная с последней четверти XVII в. проводили в Центральной Азии активную политику. Целью этой политики являлось объединение всех монголов под властью джунгарского хана и создание консолидированного монгольского государства. В связи с этим Джунгарское ханство в последней четверти XVII - первой половине XVIII в. становится главным внешнеполитическим соперником Цинской империи.

На наш взгляд, практически все дипломатические и военные мероприятия, предпринятые маньчжурскими императорами на северо-западном направлении их внешней политики в этот период, в той или иной степени подчинены цели нейтрализации и разгрома Джунгарского ханства. Весьма показательной в этом отношении является позиция Цинов в их отношениях с Россией. По нашему мнению, главными результатами подписания российско-китайских Нерчинского (1689 г.) и Кях-тинского (1727 г.) договоров для Пекина являлись гарантии того, что Россия не будет вмешиваться в отношения Цинской империи с монголами и не заключит антицинский союз с Джунгарским ханством. Действительно, в ходе продолжавшегося в течение всей первой половины XVIII в. противостояния между Цинской империей и Джунгарским ханством ойраты неоднократно предпринимали попытки по привлечению на свою сторону России, однако Санкт-Петербург, заинтересованный в развитии российско-китайской торговли, важнейшим стимулом для которого стало заключение Кяхтинского договора, последовательно придерживался в китай-ско-ойратском противоборстве нейтралитета, существенно облегчая для Цинов задачу уничтожения последнего независимого монгольского государства.

Значительное внимание отношениям с Россией Цины уделяют и после подписания Кяхтинского договора. Однако теперь дипломатические усилия Пекина направлены не на нейтрализацию России, а на привлечение ее к активным действиям против Джунгарского ханства в союзе с маньчжурокитайскими войсками. Для того чтобы заинтересовать российские власти в такого рода сотрудничестве, цинские дипломаты предложили русским купцам ездить для торговли в Китай не восточной дорогой, не через Сибирь, а сначала «по Иртышу вверх водою и оттуда до Пекина... в три месяца без великого убытку» [5. С. 226], т.е. предлагали русской стороне существенно сократить дорогу в Китай, добираясь туда через территорию Джунгарского ханства. Кроме того, прибывшие в столицу Российской империи в начале 1731 г. цин-ские послы заявили Сенату, что «когда их китай-

ския войска зенгорской народ атакуют и землю ево овладеют, то ... ежели ея императорскому величеству что из земли их потребно, о том бы им объявить, и оное имеет уступлено быть в Российскую сторону» [6. С. 276]. Готовность Цинов уступить часть территории Джунгарского ханства России говорит о том, насколько серьезное значение придавали в Пекине заключению антиойратско-го союза с Россией. Однако русское правительство, поблагодарив маньчжурского императора за предоставленную информацию о его планах в отношении Джунгарии, уклонилось от поддержки маньчжур в их конфликте с ойратами, последовательно придерживаясь, как было сказано выше, нейтралитета в цинско-джунгарском противостоянии.

В середине XVIII в. Джунгарское ханство начало приходить в упадок. Джунгарские правители в последние годы существования ойратского государства были целиком поглощены внутренней борьбой за власть и сохранение единства Джунгарского ханства. Очевидно, что в такой ситуации никто из ойратских правителей не мог всерьез задумываться о какой-либо экспансии вовне, угрожавшей влиянию Цинской империи на подконтрольных ей территориях. Таким образом, важнейшая цель внешней политики маньчжур с момента завоевания ими Китая, заключавшаяся в недопущении возникновения рядом с создаваемой ими империей консолидированного монгольского государства, фактически была достигнута.

Однако Цины, находившиеся в середине XVIII в. на пике своего могущества и разрабатывавшие в этот период планы дальнейшей широкой экспансии в Центральной Азии, были настроены на уничтожение Джунгарского ханства как государства. Более того, в ходе подавления антицин-ского восстания ойратов, вспыхнувшего после подчинения их государства маньчжурам, озлобленные цинские власти фактически осуществили геноцид ойратов. Таким образом, к 1759 г. Цины не только ликвидировали Джунгарское ханство как государство, но и практически полностью истребили ойратский этнос.

Сразу же после завоевания Джунгарского ханства цинское правительство начинает включение в состав империи Восточного Туркестана. В качестве обоснования легитимности своих притязаний на власть в Восточном Туркестане цинское правительство использовало тот факт, что с начала XVIII в. Восточный Туркестан находился во власти Джунгарского ханства. Таким образом, по мнению Цинов, завоевание ими Джунгарии должно было автоматически означать подчинение им и Восточного Туркестана.

В 1760 г. на завоеванных территориях Джунгарии и Восточного Туркестана цинское правительство учреждает имперское наместничество Синьцзян. Широкое военное строительство, развернувшееся в Синьцзяне в 60-е гг. XVIII в., и многочисленность направляемых сюда воинских контингентов позволяют прийти к заключению, что цинские власти в этот период имели планы дальнейшей экспансии в Центральной Азии, угрожавшие независимости и безопасности населения сопредельных с Синьцзяном территорий.

В последующие за учреждением синьцзянского наместничества годы маньчжурские войска продолжают вторжения в независимые от них владения на Алтае, в казахские жузы и киргизские кочевья, начатые еще во время завоевания Джунгарии и Восточного Туркестана, под предлогом преследования «бунтовщиков», т.е. руководителей антицинской борьбы на захватываемых маньчжурами территориях. В поддержке и укрывательстве лидеров антицинских восстаний в Восточном Туркестане Пекин также, небезосновательно, подозревает Кокандское ханство, Бадахшан и другие сопредельные с Кашгарией мусульманские владения [7. С. 51-70]. Недружелюбную политику Ци-ны после завоевания Синьцзяна проводят и в отношении России, правительство которой маньчжуры также обвиняют в «укрывательстве бунтовщиков», т.е. в приеме под свое покровительство беженцев из Джунгарского ханства. Однако, несмотря на воинственную риторику и агрессивную позицию в отношении своих новых соседей в Центральной Азии, Цины во второй половине XVIII в. не идут дальше угроз, военных демонстраций и грабительских вылазок на прилегающие к их владениям территории. Опасаясь объединения враждебных маньчжурской династии мусульманских сил внутри и за пределами Синьцзяна, Цины были вынуждены отказаться от дальнейшей военной экспансии в Центральной Азии и довольствоваться своим номинальным сюзеренитетом над теми из центральноазиатских правителей, кто сам пожелал признать таковой, «изъявив покорность».

Таким образом, к концу 50-х - началу 60-х гг. XVIII в. цинская экспансия в Центральной Азии достигает своего пика. Однако практически сразу после образования синьцзянского наместничества правительство Китая сталкивается с целым рядом внутри- и внешнеполитических проблем, препятствующих дальнейшему распространению собственного влияния в Центральной Азии. Начиная с этого момента, главной задачей внешней политики Цинской империи в данном регионе становится поддержание стабильности и сохранение своей

власти на недавно завоеванных территориях Джунгарии и Восточного Туркестана.

В результате начала общего упадка Цинской империи и постоянных волнений в Синьцзяне (как одного из частных проявлений этого упадка) тенденция к снижению возможности китайского правительства оказывать реальное влияние на своих соседей в Центральной Азии усиливается в XIX в. Показательной в этом отношении является ситуация, когда в 1832 г. Цины, вынужденные поддаться давлению со стороны Кокандского ханства, не только разрешили кокандским купцам беспошлинно торговать в Восточном Туркестане, но и позволили кокандскому хану направлять сюда купеческих старшин - аксакалов - для сбора налогов с внешнеторговой деятельности кокандских купцов на территории Кашгарии в пользу Коканда. То есть фактически цинский император делился со своим «вассалом» правом осуществлять фискальный надзор за внешнеэкономической деятельностью на территории собственной империи [8. С. 136-139].

Внутренние проблемы также не позволяли Цинам мешать усилению центральноазиатских позиций России, сфера влияния которой в данном регионе начиная с 20-х гг. XIX в. стремительно расширяется в южном направлении, двигаясь практически параллельно западной границе Цин-ской империи. Реакцию Цинов на активизацию политики России в Семиречье, казахское и киргизское население которого Пекин считал своими «данниками» и «вассалами», В.А. Моисеев характеризует как «на редкость вялую», объясняя это тяжелым системным кризисом, в котором находилась в тот момент Цинская империя [9. С. 23]. Более того, Цины не только не сопротивлялись усилению России на независимых от них территориях Центральной Азии, но, в конце концов, согласно условиям Кульджинского договора 1851 г., уступили пожеланиям российской стороны допустить русских купцов на рынки Синьцзяна, что ранее представлялось китайскому правительству крайне нежелательным. Уступки Цинов в пользу России продолжились и после подписания Кульджинско-го договора. Так, статьей 2 Пекинского договора 1860 г. было положено начало определению центральноазиатского участка российско-китайской границы [10. С. 71-72]. Это означало, что в 1860 г. цинское правительство официально отказалось от «надежды еще более отодвинуть на запад пределы государства, включив в него как казацкие (казахские. - КА.) земли, так и бассейн Сыр-Дарьи»; надежды, которая, по мнению Г.Е. Грумм-Гржимайло, могла лежать в основе нежелания

Цинов «размежеваться с Россией» сразу же после «легких побед маньчжурского оружия в Средней Азии, когда огромные территории вошли в состав Китайской империи» [4. С. 689], т.е. сразу же после завоевания Джунгарии и Восточного Туркестана.

Несмотря на все усилия цинского правительства, направленные на сохранение своей власти в Синьцзяне, мусульманские восстания, охватившие в 1864 г. всю территорию этой провинции, привели к тому, что господство цинских властей было свергнуто во всех районах Синьцзяна, кроме Бар-куля и Хами [11. С. 180]. Фактически Цины столкнулись с задачей вторичного завоевания Джунгарии и Восточного Туркестана. Повторное завоевание Синьцзяна цинскими войсками завершилось в 1879 г. В этом же году Россия и Китай вернулись к вопросу об определении западного участка границы. Этот вопрос был решен в 1881 г. заключением Санкт-Петербургского договора, юридически оформившего признание китайским правительством раздела сферы влияния в Центральной Азии между Российской и Цинской империями.

Итак, подписанием Санкт-Петербургского договора цинское правительство официально отказывалось от планов дальнейшей экспансии в Центральной Азии, в то же время этот документ юридически оформлял вхождение в состав Цинской империи огромной территории на ее западных рубежах. По сути, это было первое в истории подтвержденное официальным международно-правовым документом признание принадлежности китайскому государству района, за власть хотя бы в некоторой части которого вели борьбу императоры многих китайских династий. Установление контроля над территорией и населением этого района являлось для правителей Китая гарантией безопасности внутренних провинций империи, ликвидировало угрозу, ощущавшуюся китайскими императорами с этого направления практически перманентно.

На наш взгляд, именно задача снятия этой угрозы явилась первопричиной широкомасштабной экспансии в западном направлении, развернутой завоевавшими Китай в XVII в. и основавшими новую династию Цин маньчжурами. Таким образом, центральноазиатскую политику Цинов на ее первом этапе (до завоевания Джунгарского ханства) нам представляется возможным охарактеризовать как агрессивную, завоевательно-экспансионистскую по своей форме и методам осуществления и оборонительную по своей глубинной сути.

Для облегчения исследования и понимания в этом длительном периоде «оборонительной экс-

пансии» можно условно выделить два подпериода, отличающихся друг от друга тактическими задачами, решаемыми цинским правительством на каждом из них в рамках достижения единой стратегической цели предотвращения возникновения на своих западных рубежах сильного консолидированного государства, угрожающего власти маньчжурской династии в Китае. Этими задачами были последовательное установление политического контроля Цинов над Халхой в ходе первого под-периода и Джунгарским ханством - в ходе второго. Методы, используемые Цинами для реализации этих двух задач, определялись ими исходя из складывавшейся обстановки по принципу «цель оправдывает средства». В результате для включения Халхи в состав империи хватило военнополитического нажима на ее правителей, примененного в комбинации с традиционной китайской внешнеполитической доктриной «и и чжи и» -«управлять варварами с помощью варваров»; тогда как для выполнения задачи по установлению своего контроля на Джунгарским ханством Цины не просто ликвидировали это государство, что было, в принципе, обосновано целью внешней политики маньчжур на данном этапе, но и осуществили геноцид ойратского народа, что никак не может быть оправдано с позиций общечеловеческих норм и ценностей.

Таким образом, уже применительно ко времени завоевания маньчжуро-китайскими войсками Джунгарского ханства мы можем говорить о переходе центральноазиатской политики Цинской империи ко второму этапу в ее развитии, характеризующемуся преобладанием сугубо экспансионистских настроений при выработке цинским правительством своего внешнеполитического курса. Теоретической основой для практически безграничных супрематистских амбиций маньчжурских императоров стала заимствованная ими у их предшественников на китайском троне древняя внешнеполитическая концепция, согласно которой «Сын Неба» - император Китая - являлся властелином над всеми существующими в мире государствами и народами. Эта концепция активно использовалась Цинами и во время завоевания Хал-хи и Джунгарии, однако после ликвидации Джунгарского ханства (хоть и ненадолго) она стала преобладающим и практически единственным мотивом для выработки внешней политики Цинов в Центральной Азии. Именно на этот период в развитии центральноазиатской политики Цинской империи приходятся завоевание ее войсками Восточного Туркестана и планы дальнейшей экспансии в западном направлении.

Однако уже в ближайшие после завоевания Джунгарии и Восточного Туркестана годы Цины были вынуждены отказаться от первоначальных планов тотальной экспансии в Центральной Азии. Их внешняя политика в данном регионе, помимо их собственной воли, вступает в третий, заключительный, этап в своем развитии. На данном этапе Цины продолжают агрессивную риторику в отношении своих соседей в Центральной Азии, но фактически их действия в данном регионе сводятся к попыткам сохранения за собой территориальных приобретений, сделанных на предыдущих этапах. Несмотря на то, что в результате мусульманских восстаний в 60-70-х гг. XIX в. Цины временно теряют контроль над Синьцзяном, к 1879 г. им удается осуществить повторное завоевание этого района и в 1881 г. зафиксировать его вхождение в состав империи полноценным международно-правовым актом, заключенным с важнейшим к тому моменту субъектом международных отношений в Центральной Азии - Российской империей. Однако, судя по работам китайских историков, цинское правительство, никогда полностью не отказывавшееся от претензий на господство во всей Центральной Азии (в самой широкой трактовке этого понятия), и в этой ситуации чувствовало себя ущемленным в своих «законных» правах [12. С. 214-217]. Более того, китайские историки полагают, что «отрыв территории от Синьцзяна» продолжился в ходе демаркации границы после заключения Санкт-Петербургского договора, и даже российско-английское разграничение на Памире трактуют как сговор по аннексии этой «извечно принадлежавшей» Китаю территории. В результате, с точки зрения некоторых китайских ученых, за несколько десятилетий второй половины XIX в. царская Россия «подчинила своей власти и поработила» почти восьмимиллионное население Центральной Азии и захватила территории площадью 500 тыс. кв. км на западе Китая [13. С. 223]. Мне же представляется, что в условиях

кризиса, в котором находилась Цинская империя к концу XIX в., стабилизацию ее позиций в Центральной Азии в том виде, в котором их закрепил Санкт-Петербургский договор, следует считать если не успехом, то однозначно позитивным итогом политики, проводимой Цинами в Центральной Азии начиная с середины XVII в.

ЛИТЕРАТУРА

1. Краткий очерк пяти государств Центральной Азии / под ред. Чжао Чанцина. Институт России, Восточной Европы и Центральной Азии Академии общественных наук КНР, март 1998 г. // http://euroasia.cass.cn/ Chinese/Production/ рго]е^23/ 001.html

2. Внешняя политика государства Цин в XVII веке. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1977.

3. Мясников В.С. Империя Цин и русское государство в

XVII веке. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1980.

4. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Л., 1926. Т. II.

5. Русско-китайские отношения в XVIII веке. Материалы и документы. Т. 1: 1700-1725. М.: Наука, 1978.

6. Международные отношения в Центральной Азии. XVII-

XVIII вв. Документы и материалы. М.: Наука, 1989. Кн. 1.

7. Кузнецов В. С. Цинская империя на рубежах Центральной Азии (вторая половина XVIII - первая половина XIX в.). Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1983.

8. Кузнецов В. С. Экономическая политика цинского правительства в Синьцзяне в первой половине XIX века. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1973.

9. Моисеев В.А. Россия и Китай в Центральной Азии (вторая половина XIX в. - 1917 г.). Барнаул: Аз Бука, 2003.

10. Русско-китайские договорно-правовые акты. 16891916 / под общ. ред. В.С. Мясникова. М.: Памятники исторической мысли, 2004.

11. Ходжаев А. Захват цинским Китаем Джунгарии и Восточного Туркестана. Борьба против завоевателей // Китай и соседи в новое и новейшее время. М.: Гл. ред. восточной литературы изд-ва «Наука», 1982.

12. Фу Суньмин, У Фэн, Гун Пу, Сюэ Хун, Ван Куйси. Краткий очерк истории вторжения царской России в Китай (Изд., испр. и доп.). Чанчунь: Цзилиньское народное издательство, 1982.)

13. История вторжения царской России в Китай. Шанхай: Шанхайское народное издательство, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.