Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИКИ СОНГУН В КНДР'

ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИКИ СОНГУН В КНДР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНДР / сонгун / эволюция политики приоритета армии / Корейская Народная Армия / Государственный комитет обороны / DPRK / songun / evolution of the army priority policy / Korean People's Army / State Defense Committee

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Калмыкова Мария Владимировна

Политика сонгун, принятая в КНДР в 1995 г., яв лялась ситуативной и вынужденной мерой в связи с глобальными изменениями в миропорядке и системе равновесия сил. Страна столкнулась не только с внешними трудностями, но и с внутренни ми, такими как стихийные бедствия, голод и рост смертности насе ления. Единым возможным способом преодоления всех сложно стей, выпавших на страну, стали мобилизация всех сил и дисципли нированный подход в преодолении проблем. Назвать политику сонгун чемто кардинально новым достаточно сложно, так как в КНДР к армии всегда было особое отношение. Политика сонгун просуществовала 20 лет, и уже с 2016 г. на блюдается постепенный отход от данной стратегии. С 2016 г. наблю даются изменения в Политбюро ЦК ТПК, в котором только 1/5 чле нов и кандидатов являлись военными. В 2020 г. произошли перемены в военном руководстве страны. Все больше гражданских лиц занимают управляющие должности. На военном параде в честь 75летия ТПК, Ким Чен Ын в своей речи ни разу не упомянул слово «сонгун». Также стоит упомянуть, что Пхеньянская дивизия№ 1 состоит в основном из гражданских чле нов партии, которая была отправлена в провинции Северный и Се верный Хамген для устранения последствий тайфуна осенью 2020 г. Эти факты указывают на снижение роли армии в стране. Однако необходимо учитывать международное положение и наличие военных баз и военнослужащих США в Южной Корее. Ар мия для КНДР является главной опорой в обеспечении безопасно сти страны от внешних сил, поэтому политика приоритета армии не забыта. В случае возникновения внешней опасности государство го тово в чрезвычайном порядке вернуться к прежнему режиму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Evolution of Songun Policy in the DPRK

The Songun policy was adopted in the DPRK in 1995. It was a situational and forced measure because of the global changes in the world order and the system of the balance of power. The country faced not only external difficulties, but also internal ones, such as natural disas ters, hunger and an increase in the death rate of the population. The only possible way to overcome all the difficulties that befell the country was the mobilization of all forces and a disciplined approach to overcoming problems. It is rather difficult to call the Songun policy something radi cally new, since in the DPRK there has always been a special attitude to wards the army. The songun policy has existed for 20 years. Since 2016 there has been a gradual change from this strategy. Since 2016, there have been changes in the Politburo of the Central Committee of the Workers’ Party of Korea, in which only 1/5 of the members and candidates were military. In 2020, there were changes in the country's military leadership. More and more civilians are holding managerial positions. At the military parade in honor of the 75th anniversary of the WPK Kim Jongun never mentioned the word “songun” in his speech. It is also worth mentioning that the Pyongyang Division No. 1 consists mainly of civilian party mem bers. It was sent to the provinces of North and North Hamgen to prevent the consequences after the last typhoon in the fall of 2020. These facts in dicate a decline in the role of the army in the country. However, it is necessary to take into account the international situa tion and the presence of US military bases and troops in South Korea. For the DPRK, the army is the main pillar in ensuring the country's se curity from external forces, therefore, the policy of the army's priority has not been forgotten. In the event of an external threat, the state is ready to return to the previous regime on an emergency basis.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИКИ СОНГУН В КНДР»

DOI: 10.48647ДFES.202L58Л5.003

М.В. Калмыкова

ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИКИ СОНГУН В КНДР

Аннотацияю Политика сонгун, принятая в КНДР в 1995 г., являлась ситуативной и вынужденной мерой в связи с глобальными изменениями в миропорядке и системе равновесия сил. Страна столкнулась не только с внешними трудностями, но и с внутренними, такими как стихийные бедствия, голод и рост смертности населения. Единым возможным способом преодоления всех сложностей, выпавших на страну, стали мобилизация всех сил и дисциплинированный подход в преодолении проблем. Назвать политику сонгун чем-то кардинально новым достаточно сложно, так как в КНДР к армии всегда было особое отношение.

Политика сонгун просуществовала 20 лет, и уже с 2016 г. наблюдается постепенный отход отданной стратегии. С 2016 г. наблюдаются изменения в Политбюро ЦКТПК, в котором только 1/5 членов и кандидатов являлись военными.

В 2020 г. произошли перемены в военном руководстве страны. Все больше гражданских лиц занимают управляющие должности. На военном параде в честь 75-летия ТПК, Ким Чен Ын в своей речи ни разу не упомянул слово «сонгун». Также стоит упомянуть, что Пхеньянская дивизия № 1 состоит в основном из гражданских членов партии, которая была отправлена в провинции Северный и Северный Хамген для устранения последствий тайфуна осенью 2020 г. Эти факты указывают на снижение роли армии в стране.

Однако необходимо учитывать международное положение и наличие военных баз и военнослужащих США в Южной Корее. Армия для КНДР является главной опорой в обеспечении безопасности страны от внешних сил, поэтому политика приоритета армии не забыта. В случае возникновения внешней опасности государство готово в чрезвычайном порядке вернуться к прежнему режиму.

Ключевые слова: КНДР, сонгун, эволюция политики приоритета армии, Корейская Народная Армия, Государственный комитет обороны.

Автор: Калмыкова Мария Владимировна, лаборант-исследователь Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН. E-mail: kalmykovamari@yandex.ru

Kalmykova M. V.

The Evolution of Songun Policy in the DPRK

Abstract. The Songun policy was adopted in the DPRK in 1995. It was a situational and forced measure because of the global changes in the world order and the system of the balance of power. The country faced not only external difficulties, but also internal ones, such as natural disasters, hunger and an increase in the death rate of the population. The only possible way to overcome all the difficulties that befell the country was the mobilization of all forces and a disciplined approach to overcoming problems. It is rather difficult to call the Songun policy something radically new, since in the DPRK there has always been a special attitude towards the army.

The songun policy has existed for 20 years. Since 2016 there has been a gradual change from this strategy. Since 2016, there have been changes in the Politburo of the Central Committee of the Workers' Party of Korea, in which only 1/5 of the members and candidates were military.

In 2020, there were changes in the country's military leadership. More and more civilians are holding managerial positions. At the military parade in honor of the 75th anniversary of the WPK Kim Jong-un never mentioned the word "songun" in his speech. It is also worth mentioning that the Pyongyang Division No. 1 consists mainly of civilian party members. It was sent to the provinces of North and North Hamgen to prevent the consequences after the last typhoon in the fall of 2020. These facts indicate a decline in the role of the army in the country.

However, it is necessary to take into account the international situation and the presence of US military bases and troops in South Korea. For the DPRK, the army is the main pillar in ensuring the country's security from external forces, therefore, the policy of the army's priority has not been forgotten. In the event of an external threat, the state is ready to return to the previous regime on an emergency basis.

Keywords: DPRK, songun, evolution of the army priority policy, Korean People's Army, State Defense Committee.

Author: Maria V. KALMYKOVA, Assistant Researcher at Centre for Korean Studies of Institute of Far Eastern Studies, Russian Academy of Sciences. (e-mail: kalmykovamari@yandex.ru).

В истории КНДР 20 лет осуществлялась политика сонгун. Это понятие означает приоритет армии. 1 января 1995 г. принято считать днем воплощения в реальность данной политики. Многие исследователи рассматривали сонгун как закономерную и неизбежную эволюцию политики и идеологии чуче [Kang D., p. 23]. Тем более, что в годы политики сонгун пропаганда КНДР прямо указывала, что чуче является основой политики сонгун и пытались доказать, что она имеет столь же долгую историю, как и идеология чуче. Для того, чтобы связать две политические линии, чуче и сонгун, начиная 2000-х гг. в СМИ стали говорить о том, что политика приоритета армии брала свое начала с 30-х годов, а точнее, с 1932 г. Легенды гласили, что именно Ким Чен Ир является главным создателем политики сонгун [Ким Чхоль У., c. 8]. Также считалось, что в силу диктаторского характера власти правительство Северной Кореи так или иначе придет к милитаризации всех сфер жизни общества, что как раз и характеризует политику сонгун.

Целью политики являлись зашита народа, преодоление выпавших на страну трудностей в связи с распадом мировой системы социализма и продолжением агрессивной политики против КНДР. Так, страна должна сплотиться и стать единым военным лагерем и во всех делах брать пример с армии, с ее дисциплиной и готовностью принести себя в жертву ради защиты Родины [Жебин А.З., c. 86].

Однако в прошедшие годы, а особенно с 2016 г., можно наблюдать изменение роли политики сонгун в КНДР. Наблюдая изменения в структуре власти и в пропаганде, можно отметить, что данная

политика не является закономерной трансформацией и новой политической линией, а, наоборот, стала вынужденной мерой в чрезвычайных обстоятельствах и носит ситуативный характер. Повторюсь, усиление роли такой политики было вызвано рядом причин. Внешних: потеря главного союзника, резкое падение торговли (с 2.5 млрд долл. В 1991 до 365 млн долл. В 1995 г.), санкции со стороны США и внутренних: стихийные бедствия, голод и рост смертности населения [Панкина И.Ю., с. 21].

В мировой истории превращение всего общества в единый военный лагерь является не новым. Примером может послужить СССР, когда высшим органом власти в стране во время Великой Отечественной войны был не Президиум Верховного Совета и не Правительство и даже не политбюро ЦК ВКПб, а Ставка Верховного Главнокомандования, и все в жизни страны подчинялись решениям этой Ставки. По окончании войны Ставка была ликвидирована, и общество постепенно возвращалось к привычному мирному ритму жизни.

Исходя из исторического опыта, можно прийти к заключению, что политика сонгун в КНДР также носила ситуативных характер правящей партии страны, вынужденной принимать жесткие меры для сохранения страны в условиях изменения мирового порядка, системы равновесия сил, а также наложившихся к этому катастрофических стихийных бедствий внутри. Единственным решением стала всеобщая мобилизация и утверждение строгих армейских порядков. Действительно, данная политика стала защитной реакцией правительства КНДР в сложившийся неблагоприятной для Северной Кореи обстановке, но назвать эту политику чем-то кардинально новым нельзя, так как армия всегда была в почете в КНДР. Руководящая роль Трудовой партии не отрицалась, несмотря на тот факт, что ГКО принимал основные решения. Однако, председателем ГКО являлся Генеральный секретарь правящей партии и члены ГКО назначались им, а не армейской верхушкой [Жебин А.З., с. 92].

На 7 Съезде Трудовой партии Кореи, который прошел 6—8 мая 2016 г, состав нового Политбюро ЦК ТПК состоял из 28 членов и кандидатов в члены Политбюро, в котором только 5 человек носили военную форму [Жебин А.З., с. 45]. С целью закрепления роли пар-

тийного аппарата в качестве основной опоры власти были переименованы ряд должностей и институтов, что также посодействовало снижению влияния военных. Таким путем Ким Чен Ир стремился достичь баланса между партийными и военными силами.

Теперь на плечи Кабинета министров легла задача обеспечить развитие экономики страны. Тем самым роль армии в данной отрасли постепенно снижалась, несмотря на то, что развитие оборонной промышленности оставалось «жизненно важным направлением» в целях сохранения безопасности населения страны [ЖебинА.З., с. 47].

Более того, если со второй половины 90-х и до кончины Ким Чен Ира, в самый острый период жизни страны, в президиуме политбюро ЦК ТПК из 5 членов два человека (начальник Главного политуправления армии и начальник Генерального штаба) представляли Корейскую народную армию, то после апрельского пленума ЦК ТПК, представители КНА не занимают ни одного места в Президиуме политбюро.

Стоит обратить внимание, что Ким Чен Ын через год после вступления назначил на должность начальника гражданского человека, секретаря ЦК партии Цой Рен Хе (г| ■§!]), который за всю жизнь никогда не имел дела с армией, а после него также назначил бывшего первого заместителя заведующего Оргинструкторским отделом Хен Бен Со, продемонстрировав тем самым, что армия находится под строгим контролем партии. По должности, что и Цой Рен Хе и Хон Бен Со, становились членами Президиума Политбюро. Именно начальник Главпура считался главным человеком в КНА, но уже после Хен Бен Со начальник Главпура перестал входить в состав Президиума Политбюро ЦК ТПК.

В 2020 г. произошли перемены в военном руководстве страны. Так, главный военный орган партии Центральный военный совет (комитет) ТПК возглавляется лидером партии, а его заместителями были Начальник Главпура и начальник Генштаба. Сейчас один заместитель, и им стал в мае 2020 г. заведующий Отделом оборонной промышленности ЦК ТПК Ли Бен Чер (°1 ^ Он как Заведующий этим отделом был избран членом Политбюро, заместителем Председателя ЦК ТПК 13 августа 2020 г., а 5 октября совместным постановлением ЦК ТПК, ЦВС и Государственного Совета КНДР Ли Бен

Черу было присвоено звание Маршала КНА [Председатель ЦВК ТПК приказал повысить...].

Одновременно с ним звания маршала КНА удостоен Начальник Генерального штаба КНА Пак Чжон Чен (чт- т. е. он и по воинскому званию стал выше начальника Главпура Ким Су Гира и Министра обороны Ким Чон Гвана ^ , но все равно ниже по властной иерархии и влиянию, чем Ли Бен Чер [Прошло 19-е заседание Политбюро ЦК ТПК 7-го созыва].

Ли Бен Чер вошел в пятерку высших руководителей партии и страны. В этот орган по должности входят сам Ким Чен Ын, председатель Президиума Верховного Народного Собрания Цой Рен Хе (а] 5]]), Заместители Председателя ЦК ТПК, бывший Председатель Правительства КНДР Пак Бон Чжу (^ЬУ-^г). Председатель Правительства КНДР Ким Док Хун (^Ф).

В конце прошлого года создан Военный отдел (^^МЕ-^г) в структуре ЦК ТПК. Начальником его назначен член Политбюро ЦК ТПК, бывший с 2013 по 2019 г. Министром общественной безопасности Цой Бу Ир (Щ -У- %)). То есть руководителем отдела или департамента, ведающего делами министерства обороны назначен не военный человек, а бывший полицейский. Функции министерства обороны и внутренних дел сильно различаются, хотя, конечно, нужно учитывать и тот факт, что в структуре Министерства общественной безопасности КНДР есть Внутренние войска.

Кадровыми вопросами армии занимается первый заместитель заведующего Организационно-инструкторскими отделом ЦК ТПК Ким Чо Тук А^г). который тоже не является военным. Если учесть, что в информационных сообщениях никогда не называют имени заведующего этим отделом, нужно исходить из того, что вот уже 30 лет эта должность принадлежит высшему руководителю партии. Кстати, бывший первый зам заведующего этим отделом Хен Бен Со несколько лет был начальником Главного политуправления КНА в ранге вице-маршала КНА, членом Политбюро и членом Президиума Политбюро, а потом снова вернулся в аппарат ЦК, естественно, потерял должность члена Президиума Политбюро. Так, можно сделать вывод, насколько это высокая должность в Корее.

Важно также отметить, что выступая 10 октября 2020 г. на военном параде в честь 75-летия ТПК, Ким Чен Ын говорил много ле-

стных слов об армии, которая в этом году в силу огромных разрушений, связанных с тайфунами, приложила большие усилия, чтобы восстановить разрушенные села, городки, мосты и в целом инфраструктуру, и извинился, что он в такое время не может быть среди военных [Прошло торжественное заседание...]. Но в тоже время в своей речи ни разу не произнес слова сонгун. То есть, он еще раз продемонстрировал, что сейчас не стоит вопрос об угрозе существования государства [Речь высшего руководителя нашей партии...].

Обратим внимание и на тот факт, что Пхеньянская дивизия № 1, состоящая из гражданских членов партии и возглавляемая членом Политбюро ЦК ТПК, зампредом Госсовета КНДР Цой Хви , была направлена в провинции Северный и Северный Хамген для предотвращения последствий после прошедшего тайфуна [Прошло собрание бойцов дивизий...]. Этот факт подтверждает, что роль армии постепенно снижается. И теперь всевозможные трудности лежат не только на плечах КНА.

Несмотря на многие трудности, с которыми сегодня столкнулась КНДР и весь в мир в целом, страна постепенно возвращается к системе государственного управления, характерной для социалистического устройства, со своей спецификой и сочетанием с национальными особенностями страны. То есть, армия перестает играть ведущую политическую роль и возвращается к выполнению своей изначальной задачи — защите Родины от внешнего врага. В то же время, учитывая международное положение и наличие военных баз и военнослужащих США в Южной Корее, а также превосходящие по своей оснащенности обычным оружием войска Южной Кореи, армии КНДР уделяется большое внимание, так как армия — главная сила в обеспечении безопасности страны от внешних сил. Создаются, как говорят в КНДР, самозащитные вооруженные силы и самозащитное вооружение, чтобы ни у кого не возник соблазн попытаться проверить готовность и способность народа КНДР защитить свое общество и государство.

Двадцатилетний опыт политики сонгун, не забыт, и она может быть восстановлена при острой необходимости, если, например, опять встанет вопрос об угрозе существования самого государства.

Библиографический список

Жебин А. З. Эволюция политической системы КНДР в условиях глобальных перемен. М.: Русская панорма, 2006. 216 с.

Жебин А.З. VII Съезд Трудовой Партии Кореи: предварительные итоги // Проблемы Дальнего Востока. 2016. № 4. с. 44—53.

Ким Чхоль У. Военноориентированая политика Ким Чен Ира. Пхеньян: Изд-во лит-ры на иностранных языках, 2002. С. 8.

Панкина И.Ю. Политика приоритета армии (сонгун) в КНДР: истоки, сущность и формы проявления: дис. ... канд. полит. наук. М., 2011. 246 с.

Прошло торжественное заседание, посвященное 75-летию основания ТПК. ЦТАК. 11.10.2020. URL: http://www.kcna.kp/kcna.user.article.retrieveNewsViewIn foList.kcmsf#this (дата обращения: 19.11.2020).

Прошло собрание бойцов дивизий столичных партийцев по подаче рапорта верности // ЦТАК. 21.11.2020. URL: http://www.kcna.kp/kcna.user.article.retrieve NewsViewInfoList.kcmsf#this (дата обращения: 21.11.2020).

Речь высшего руководителя нашей партии, государства и вооруженных сил товарища Ким Чен Ына на военном параде, посвященном 75-летию Трудовой партии Кореи. 11.10.2020. URL: http://www.kcna.kp/kcna.user.special.getArticlePag e.kcmsf (дата обращения: 12. 10.2020).

Чосонродондан чуанкунсавывонхве вывончжан чуе канбу дыре кунса чин-хорыл оллечулде техае меннен: [Председатель ЦВК ТПК приказал повысить в воинских званиях главных кадров]. 06.10.2020. URL: http://www.kcna.kp/kcna. user.special.getArticlePage.kcmsfjsessionid=A6F1F4AE747A43D574E48753A2A0167A (дата обращения: 10.10.2020).

Чосонродондан чуан кунса вывон хве че 7 ги 19 чха чончикук хвеи чинхен: [Прошло 19-е заседание Политбюро ЦК ТПК 7-го созыва]. 06.10.2020. URL: http://www.kcna.kp/kcna.user.special.getArticlePage.kcmsf;jsessionid=A6F1F4AE747 A43D574E48753A2A0167A (дата обращения: 10.10.2020).

Kang D. (2003). International Relations Theory and the Second Korean War. International Studies Quarterly. Vol. 47. No. 3.

References

Joseonlodongdang Jung-Ang-Gunsawiwonhoe Wiwonjang Juyoganbudeul-Ui Gunsachingholeul Ollyeojulde Daehayeo Myeonglyeong [Ordered to raise the military

titles of major executives of the Central Military Committee of the Korean Workers' Party]. 06.10.2020. URL: http://www.kcna.kp/kcna.user.special.getArticlePage.kcmsf; jsessionid=A6F1F4AE747A43D574E48753A2A0167A (accessed: 10.10.2020). (In Korean).

Joseonlodongdang Jung-Ang-Wiwonhoe Je7gi Je19cha Jeongchigughoeui Jinhaeng [Chosun Workers Party Central Committee 7th 19th Political Assembly]. 06.10.2020. URL: http://www.kcna.kp/kcna.user.special.getArticlePage.kcmsf;jsessionid=A6F1F4 AE747A43D574E48753A2A0167A (accessed: 10.10.2020). (In Korean).

Kang D. (2003). International Relations Theory and the Second Korean War. International Studies Quarterly. Vol. 47. No. 3.

Kim Chkhol' U. (2002)Voyennooriyentirovanaya politika Kim Chen Ira. — Pyongyang: "zd-vo lit-ry na inostrannykh yazykakh". P. 8. (In Russian).

Pankina I.U. (2011). Politika prioriteta armii (songun) v KNDR: istoki, sushchnost' i formy proyavleniya. Moscow. 246 p. (In Russian).

Proshlo torzhestvennoye zasedaniye, posvyashchennoye 75-letiyu osnovaniya TPK. TSTAK. 11.10.2020. URL: http://www.kcna.kp/kcna.user.article.retrieveNewsVi ewInfoList.kcmsf#this (data obrashcheniya 19.11.2020). (In Russian).

Proshlo sobraniye boytsov diviziy stolichnykh partiytsev po podache raporta vernosti//TSTAK. 21.11.2020. URL: http://www.kcna.kp/kcna.user.article.retrieveNe wsViewInfoList.kcmsf#this (data obrashcheniya: 21.11.2020). (In Russian).

Rech' vysshego rukovoditelya nashey partii, gosudarstva i vooruzhennykh sil tovarishcha Kim Chen Yna na voyennom parade, posvyashchennom 75-letiyu Trudovoy partii Korei. 11.10.2020. URL: http://www.kcna.kp/kcna.user.special.getArticlePage. kcmsf (accessed: 12. 10.2020). (In Russian).

Zhebin A. Z. (2006). Evolyutsiya politicheskoy sistemy KNDR v usloviyakh global'nykh peremen. — Moscow: "Russkaya panorama". 216 p. (In Russian).

Zhebin A.Z.(2016). VII S"yezd Trudovoy Partii Korei: predvaritel'nyye itogi. Moscow: "Problemy Dal'nego Vostoka". № 4. P. 44—53. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.