Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ ЭСТОНИИ И ЕЁ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ'

ЭВОЛЮЦИЯ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ ЭСТОНИИ И ЕЁ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ / ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ЭСТОНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рыбин О.С.

В статье рассматривается эволюция партийной системы в Эстонской Республике в 1990-е - начале 2000-х гг. Выделены этапы развития партийной системы в Эстонии, особенности её формирования и развития на примере выборов в парламент республики (Рийгикогу). Определены преимущества и недостатки партийной системы государства и тенденции её дальнейшего развития. Делается вывод о стабилизации партийной системы Эстонии на современном этапе, при этом выявляются некоторые негативные тенденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE PARTY SYSTEM OF ESTONIA AND ITS CURRENT STATE

The article examines the evolution of the party system in the Republic of Estonia in the 1990s - early 2000s. The stages of development of the party system in Estonia, the features of its formation and development are highlighted on the example of elections to the parliament of the republic (Riigikogu). The advantages and disadvantages of the party system of the state and the tendencies of its further development are determined. The conclusion is made about the stabilization of the party system in Estonia at the present stage, while some negative tendencies are revealed.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ ЭСТОНИИ И ЕЁ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ»

ЭВОЛЮЦИЯ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ ЭСТОНИИ И ЕЁ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Рыбин О. С.*

студент

oleq.rvbin.2014@mail.ru

*ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия

Аннотация:

В статье рассматривается эволюция партийной системы в Эстонской Республике в 1990-е - начале 2000-х гг. Выделены этапы развития партийной системы в Эстонии, особенности её формирования и развития на примере выборов в парламент республики (Рийгикогу). Определены преимущества и недостатки партийной системы государства и тенденции её дальнейшего развития. Делается вывод о стабилизации партийной системы Эстонии на современном этапе, при этом выявляются некоторые негативные тенденции.

Ключевые слова:

политические партии, парламентские выборы, партийно-политические системы, Эстонская Республика

УДК 324

DOI: 10.24411/2658-6932-2021-10000

Для цитирования: Рыбин О. С. Эволюция партийной системы Эстонии и её современное состояние / О.С. Рыбин // Контентус. - 2021. - № 6. - С. 34 - 42.

Актуальность исследования особенностей эволюции партийно-политической системы Эстонской Республики детерминирована рядом факторов.

Во-первых, политическая жизнь в Эстонии характеризуется двумя взаимоисключающими факторами - близостью к России и, соответственно, вынужденностью тесных экономических отношений с Россией. С другой стороны - антироссийской политикой, обусловленной больше не интересами страны, а внешних игроков, под влияние которых государство

попало после распада СССР. Эта политика выражается, в том числе в реабилитации нацизма, ущемлении прав русскоязычного населения, вступлении в Организацию Североатлантического договора (НАТО) и поддержкой санкций против России. В результате в процессе эволюции партийной системы подавляющее количество мест в парламенте получают правые и ультраправые политические силы. Большинство политических партий, а в первую очередь, «Е^Е» и «^атаа», реализуют политику агрессивного национализма, не скрывая своего положительного отношения к нацизму [5].

Во-вторых, следует упомянуть о проблеме представительства в парламенте русскоязычных граждан Эстонии. Та небольшая часть русскоязычного населения, которая имеет возможность участвовать в парламентских выборах, в условиях отсутствия пророссийских политических партий вынуждена отдавать свои голоса за «Центристскую партию», которая, в свою очередь, поддерживает принятие законов, ущемляющих права русскоязычных жителей получать образование на родном языке [5].

В-третьих, анализ истории развития партийной системы Эстонии позволит выделить этапы, демонстрирующие динамику политической системы в целом. Также особого внимания заслужи вает опыт внедрения современных информационно-коммуникационных технологий при проведении процедуры демократических выборов. Эстонская Республика является одной из первых стран, которая в 2005 году использовала дистанционную форму участия населения в голосовании. Данная практика имеет особую актуальность в связи с постепенным переходом к электронному голосованию большинства развитых государств в условиях пандемии коронавируса.

Особенности исторического развития партийной системы Эстонии привлекают внимание отечественных и зарубежных авторов, например, А. Милешевича, Р. Тоома, Д. А. Ланко и др. При рассмотрении партийно -политической системы страны большинство исследователей проводят сравнительный анализ её развития с прибалтийскими странами (Латвией и Литвой) и другими государствами, ранее входившими в состав Союза ССР. Труды Р. Тоома охватывают более ранний этап формирования партийной системы Эстонии - 20-30 гг. ХХ века и постсоветский период [6]. Среди последних исследований, затрагивающих рассматриваемую проблематику, следует отметить работы отечественного ученого Д. А. Ланко, публикации которого посвящены анализу последних тенденций развития партийно-политической системы Эстонской Республики в середине 2010 -х годов [3].

Рассматривая эволюцию партийной системы Эстонии, следует выделить основные этапы её развития:

- первый этап (1988-1992 гг.) - формирование партийной системы в Эстонии, появление первых политических партий, многие из которых функционировали непродолжительное время;

- второй этап (1992-1999 гг.) - начало формирования стабильной партийной системы, процесс объединения многочисленных схожих по идеологии и целям партий в крупные партии со сложной структурой и развитым аппаратом, которые заняли серьезные позиции в эстонской политике. В результате количество политических партий, принимающих участие в парламентских выборах, сократилось;

- третий этап (2000 г. - по н. в.) характеризуется выделением из общего числа политических партий нескольких лидеров, которые регулярно пользуются поддержкой своего электората и стабильно занимают места в Парламенте. На современном этапе также наблюдается внедрение электронных технологий в процесс выборов и подсчета голосов избирателей.

Далее рассмотрим историю парламентских выборов в Эстонской Республике в период с 1990 года и до наших дней.

С учетом опыта развития партийно-политической системы в первой половине XX века, в Эстонской Республике в 1988 году начали создаваться политические партии, многие из которых сохранились по настоящее время, претерпев значительные изменения, другие - вошли в состав более крупных объединений, появившихся позднее.

Первой в советской Эстонии независимой от КПСС партией была «Эстонская партия национальной независимости». Её члены пропагандировали идеи сепаратизма, антикоммунизма, эстонского национализма и де-русификации. Просуществовав до 1995 года, «Эстонская партия национальной независимости» вошла в состав «Союза Отечества». Ценности христианской демократии находились в фокусе программы «Эстонской христианско-демократической партии». Она прекратила своё существование ещё до первых парламентских выборов, войдя в состав Национальной коалиции «Отечество» на правах Христианско-демократической фракции в 1992 году.

Значительный интерес на протяжении десятилетия представляла собой «Эстонская роялистская партия», которая ставила перед собой цель создания в Эстонии конституционной монархии по типу скандинавских стран. Однако эксцентричные выходки некоторых членов партии и непродуманные проекты законов подорвали репутацию партии, в связи с чем в 1998 году она прекратила свое существование. В 1990 году появилось значительное количество политических партий, которые позиционировали

себя в русле консервативной, либеральной и коммунистической идеологии. «Эстонская консервативная народная партия» и «Республиканская коалиция» просуществовали всего два года, присоединившись к Национальной коалиции «Отечество».

За год до первых парламентских выборов образовались партии «Эстонские зелёные», «Эстонский сельский союз», «Эстонская партия пенсионеров и семей», «Эстонская коалиция» и Национальная коалиция «Отечество». Таким образом, накануне выборов в VII Рийгикогу, Эстония накопила значительный опыт партийной организации, а её партийно-политическая система была разнообразна и представлена множеством политических партий.

На начальном этапе формирования партийной системы в Эстонии возникло большое количество партий со схожими характеристиками: националистические, либеральные, консервативные, «зеленые» и т. д. Логичным вариантом их дальнейшего развития представлялось их укрупнение, с целью получить большую поддержку от избирателей во время выборов и увеличить свой процент голосов.

Первые парламентские выборы в новой политической истории Эстонии состоялись 20 сентября 1992 года. В соответствии с Конституцией Эстонской Республики Рийгикогу избирался на 3 года [2]. Был установлен проходной барьер 5 %. По результатам выборов большинство голосов получил «Блок Отечество», а блоки «Безопасный дом» и «Народный фронт Эстонии» - практически равное количество голосов и соответственно, мест в парламенте [8]. Председателем VII Рийгикогу был Юло Нугис. Президент Леннарт Мери назначил лидера блока «Отечество» Марта Лаара главой Правительства.

Накануне выборов в Рийгикогу 1995 года блок «Отечество» утратил свою популярность в избирателе, в основном из-за проводимой внутренней политики, что привело к отставке премьер-министра Марта Лаара. Начиная с 1995 года, выборы в Рийгикогу проводятся раз в четыре года. Итогом выборов стало сокращение представительства ранее правящих партий и появлением новых политических игроков.

В 1995 году было зарегистрировано 30 политических партий. В выборах приняли участие коалиции 16 политических партий и 12 независимых кандидатов. «Коалиционная партия» и «Народный союз Эстонии» получила наибольшее количество голосов - 32 % (17 189 голосов). В общей сложности 15 кандидатов получили персональный мандат. Увеличилась доля окружных мандатов, по сравнению с предыдущими выборами: на выборах 1992 года их было 24, а в 1995 г. -34 [8].

Получив рекордное количество мест в парламенте (41), «Коалиционная партия» сформировала коалиционное правительство с «Эстонской центристской партией», однако оно ушло в отставку уже осенью 1995 года, после так называемого кассетного скандала. Её место заменила «Партия Реформ», но внутренние противоречия внутри партии не могли способствовать эффективной и слаженной работе. Как результат, «Партия реформ» прекратила существование в 1996 году, что привело к тому, что Блок «Коалиционная партия и Народный союз Эстонии» с переменным успехом продолжил свою работу вплоть до парламентских выборов в 1999 году [8].

Седьмого марта 1999 года 5 % барьер, необходимый для получения представительства в парламенте, преодолело 7 политических партий, среди которых «Центристская партия Эстонии» (28 мест), «Исамаалийт» (18 мест), «Партия реформ Эстонии» (18 мест), «Умеренные» (17 мест), «Эстонская коалиционная партия» (7 мест), «Эстонская партия селян» (7 мест), и «Объединенная народная партия Эстонии» (6 мест) [7]. Для эффективной работы было принято решение о создании коалиции, в которую вошли партии «Союз Отечества», «Партия реформ Эстонии», «Народная партия умеренных» и «Народная партия». В целом на протяжении четырех лет работы Парламента не было замечено крупных скандалов, а принятие новых законов позволило значительно модернизировать Эстонскую Республику [7].

В парламентских выборах избрания членов Рийгикогу десятого созыва 2003 года участвовали одиннадцать политических партий и одиночные кандидаты. По итогам выборов 5 % барьер преодолели шесть партий: «Центристская партия», «Res Publica», «Партия реформ», «Народный союз», «Исамаалийт» и «Социал-демократическая партия». Стоит отметить, что одинаковое количество мест (28) получили «Центристская партия» и «Res Publica» [1]. Ожидалось, что центристские партии сформируют новое правительство, однако «Центристская партия» и «Res Publica» настаивали на том, что каждая из них достойна сформировать правительство по своему усмотрению, исключая любое соглашение между собой. В итоге именно Президенту Рюйтелю принадлежало решение о назначении премьер-министра. В результате длительных переговоров премьер-министром Эстонского правительства стал глава партии «Res Publica» Юхан Партс. Срок полномочий Партса истёк 13 апреля 2005 года, когда Рийгикогу утвердил кандидатуру его преемника А. Ансипа - представителя «Партии реформ Эстонии» [1].

На парламентских выборах 2007 года большинство голосов набрали «Эстонская партия реформ» и «Центристская партия Эстонии». Необходимо отметить, что данные партии являются приверженцами классического либерализма и социал-либерализма. Национал-консерваты «Союз Отечества» и «Res Publica» получили девятнадцать мест в новом парламенте [9]. За «Социал-демократической партией Эстонии» закрепилось десять мест в парламенте, а «Эстонская партия зелёных» и «Народный Союз Эстонии» получили по 6 мест соответственно [8]. Премьер-министром остался А. Ансип.

Это был первый случай в мире, когда в общегосударственном голосовании часть голосов была принята в форме удалённого электронного голосования через Интернет. Ключевую роль в выборах сыграл проект e -Estonia, связывающий сотрудников правительственных структур со всеми гражданами страны через целый комплекс платформ, базирующийся на государственной платформе X-Road, которой также пользуются крупные частные компании.

Итак, в конце первого десятилетия XXI века в Эстонской Республики сформировалась стабильная партийная система. Если в конце 1980-х -начале 1990-х гг. функционировало множество партий, имеющих схожие идеологические установки и политические программы, то в конце первого десятилетия 2000-х гг. многие из них объединилась в крупные партии со сложной структурой и развитым аппаратом, которые заняли серьезные позиции в эстонской политике.

Одно из ведущих мест в ней принадлежит «Партии реформ Эстонии». Идеологию партии можно определить как консервативный либерализм. Ее поддерживает значительное количество избирателей. «Центристская партия Эстонии» обозначает себя как «либеральную партию среднего класса». Имеет длительную историю становления и развития - с 1991 года и занимает стабильные позиции в политической жизни республики.

Оппозиция в Эстонии представлена консервативными партиями: «Исамаалийт» и «Res Publica», путем объединения которых в 2006 году была образована партия «Отечество». Партия активно проявляет себя и входит в тройку самых больших партий Эстонии.

«Социал-демократическая партия Эстонии» была образована в 2003 году после слияния нескольких социал-демократических сил и также прочно заняла свою нишу в партийной системе. Следует отметить, что «зеленые» и «аграрные» партии активно участвуют в парламентских выборах и имеют представительство в парламенте, что характерно для многих европейских государств.

В 2011 году избиратели отдали предпочтение «Партии реформ Эстонии», «Центристской партии Эстонии», «Pro Patria» и «Res Publica Союз» и меньше всего - «Социал-демократической партии» [8]. В конечном итоге победу на выборах одержала правящая «Реформистская партия», которую возглавляет премьер-министр Андрус Ансип, набравшая 28,6 % голосов, что соответствовало 33 мандатам в парламенте [8]. На второе место вышла оппозиционная «Центристская партия» - 23,3 % (26 мандатов), на третьем месте - партия «Союз Отечества и Республика» - 20,5 % (23 мандата), на четвертом - «Социал-демократическая партия» - 17,1 %. (19 мандатов) [8]. Только эти четыре партии сумели преодолеть пятипроцентный барьер, необходимый для прохождения в парламент. Ни один из независимых кандидатов в парламент не прошел. Русскую общину на выборах представляла «Русская партия Эстонии» (РПЭ), которая набрала лишь 0,9 % голосов и не прошла в парламент [8].

По итогам парламентских выборов 2015 года самое большое представительство в новом составе Рийгикогу вновь получила «Партия Реформ». Ей удалось собрать 158 885 голосов избирателей, что составило 27,7 % от общего числа проголосовавших [8]. И, хотя этот результат несколько хуже полученного на предыдущих выборах, именно реформисты получили право на формирование правительства. На втором месте с результатом 24,8 % оказалась «Центристская партия», на третьем - «Социал-демократическая» (15,2 %). За партию «Союз Отечества и Res Publica» проголосовало 13,7% избирателей [8]. По итогам выборов своих представителей в законодательный орган страны удалось провести также «Свободной партии» и «Консервативной народной партии Эстонии».

Таким образом, в состав Рийгикогу XIII созыва, который, как и ранее, состоит из 101 депутата, вошли 6 политических сил: «Партия реформ» - 30 мест (в прошлом составе Парламента ЭР у неё было 33 места); «Центристская партия» - 27 (26); «Социал-демократическая партия» - 15 (19); «Союз Отечества и Res Publica» - 14 (23); «Свободная партия» - 8 (0); «Консервативная народная партия» - 7 (0) [8].

Не смогли преодолеть пятипроцентный барьер следующие партии: «Зеленые» (0,9 %), «Партия народного единства» (0,4 %), «Партия независимости» (0,2 %), «Объединенная левая партия» (0,1 %) [8]. Лидером по полученным голосам стал глава «Центристской партии Эстонии» Эдгар Сави-саар, за которого проголосовало 25 072 избирателя. Реформист Таави Рыйвас - на втором месте (15 862), а третий результат показала евродепу-тат-центристка Яны Тоом (11 573) [8].

На парламентских выборах 2019 года в Эстонии победу одержала праволиберальная «Партия реформ Эстонии». Центристская партия оказалась на втором месте, оппозиционная партия - «Консервативная народная партия» значительно упрочила свои позиции в парламенте, в то время как партия «Отечество» ослабила свои позиции.

Согласно информации Республиканской избирательной комиссии, «Партия реформ» получила по итогам голосования 28,8 % голосов избирателей. Возглавляющие правящую в стране коалицию центристы набрали 23,1 %. Третье место заняла «Консервативная народная партия Эстонии» (ЕК13Е) - 17,8 % [4]. Право иметь своих представителей в законодательном органе страны получили также партия «Исамаа» (11,4 %) и социал-демократы (9,8 %) [4]. Остальным политическим силам не удалось преодолеть пятипроцентный барьер. Среди них - партии «Эстония 200» (4,5 %), «Зелёные Эстонии» (1,8 %), «Богатство жизни» (1,2 %), «Свободная партия» (1,2 %) и «Объединенная левая партия Эстонии»

(0,3 %) [4].

Среди партий, прошедших по итогам выборов в парламент, следует выделить «Е^Е», чей результат превысил показатель четырехлетней давности почти на 10 % - в 2015 году партия получила на парламентских выборах 8,1 % голосов [4]. По сравнению с прошлыми выборами «Партия реформ» набрала голосов почти на процент больше. Четыре года назад у реформистов было 27,7 %. Снижение популярности наблюдается у центристов - ранее у них было 24,8 % голосов. Также процент голосов снизился у «Исамаа» и социал-демократов - в 2015 году у первых было 13,7 %, у вторых - 15,2 % [4]. Самый худший результат можно заметить у парламентской «Свободной партии», чьи результаты оказались ниже на 7,5 % по сравнению с выборами четырехлетней давности на целых семь с половиной процентов - с 8,7 в 2015 году до 1,2 в 2019 году [8]. И, как следствие, новый состав парламента был сформирован уже без участия «Партии свободы».

Итак, во втором десятилетии XXI века среди крупных политических сил выделились партии, которые постоянно участвуют в парламентских выборах с предсказуемыми результатами, что, несомненно, говорит о росте стабильности партийной системы в Эстонской Республике.

В заключение необходимо отметить, что на протяжении рассматриваемого периода партийная система Эстонии претерпела значительные изменения. На начальном этапе своего развития (1988-1992 гг.) её следует охарактеризовать как разрозненную и нестабильную. Многочисленные партии, принимавшие участие в политической жизни страны, не имели четких программ, часто использовали популистские идеи для привлечения численности электората. Впоследствии многие партии прекратили

своё существование или объединились с целью увеличения собственного авторитета и политического веса.

На протяжении 1992-1999 гг. немногочисленные партии постепенно вытесняются на периферию политической системы, не оказывая фактического влияния на принятие политических решений. На современном этапе партийная система Эстонии относительно стабилизировалась. Ведущими политическими партиями являются: «Центристская партия Эстонии», «Партия реформ», «Консервативная народная партия Эстонии», «Исамаа» и социал-демократы. Крупнейшие парламентские партии имеют разногласия по поводу принятия законопроектов и по вопросам формирования правительства, так как каждая партия преследует собственные интересы и стремится к увеличению своего политического влияния. Несмотря на существующие трудности, отсутствие доминирующей партии позволяет сохранять баланс интересов правящих элит.

На эволюцию партийной системы Эстонии оказали влияние такие факторы, как характер социальной структуры общества, действующее законодательство (прежде всего избирательные законы) и социокультурные традиции. Фактическое отсутствие влияния русскоязычного населения на результаты выборов привело к национализации партийной системы, сосредоточению политической власти в руках правых и ультраправых партий, члены которых, входя в состав парламента и правительства, реализуют курс агрессивной внутренней политики по отношению к русскоязычным гражданам и проводят антироссийскую внешнюю политику. Кроме того, возведение нацизма в статус нормы и его последующая героизация, несомненно, несет большую угрозу не только для России, но и для всей Европы и даже мира. В связи с изложенным следует отметить, что на протяжении современной истории Эстонии её партийная система заметно трансформировалась, став более стабильной. С другой стороны, в стране наблюдается явно выраженная тенденция к сокращению числа парламентских политических партий, а формируемое правительство состоит из политиков, которые реализуют антироссийскую, националистическую политику, и не скрывают своего стремления к созданию однопартийного правительства.

Список использованных источников

1. К парламентским выборам в Эстонии. - Текст : электронный // РИА Новости : [сайт].

- 2003. - 2 мар. - URL : https://ria.ru/20030302/331713.html (дата 13.05.2021).

2. Конституция Эстонской Республики : принята на референдуме 28 июня 1992 года (с изменениями и дополнениями). - Текст : электронный // Конституции мира : [сайт]. - 2019.

- 16 июн. - URL : http://www.concourt.am/armenian/leqal_resources/world_constitutions/constit/ estonia/estoni-r.htm (дата 13.05.2021).

3. Ланко Д. А. Партийно-политическая система Эстонской республики в середине 2010-х годов / Д. А. Ланко. - Текст : непосредственный // Балтийский регион. - 2015. - № 2. - С. 67-77.

4. Парламентские выборы в Эстонии : оппозиция «утерла нос» правящей партии. -Текст : электронный // Новости Спутник : [сайт]. - 2019. - 4 мар. - URL : https://ee.sputniknews.ru/riiqikoqu2019/20190304/ 15311002/vibori-parliament-estonia-pobeda-oppozicija.html (дата 13.05.2021).

5. Середенко С. Нацизм становится нормой в Эстонии / С. Середенко. - Текст : электронный // Rubaltic : [сайт]. - 2019. - 26 мар. - URL : https://www.rubaltic.ru/article/politika-i-

obshchestvo/26032019-natsizm-stanovitsya-normoy-v-estonü/ (дата 13.05.2021).

6. Тоом Я. Эволюция системы государственного управления. Эстонская Республика / Я. Тоом, В. В. Комлева. - Текст : непосредственный // Государственная служба. - 2020. - Т. 22.

- № 4. - С. 82-118.

7. Эстония. Парламентские выборы 1999 года. - Текст : электронный // Электоральная география : [сайт]. - 2000. - 28 июн. - URL : https://www.electoralgeography.com/ru/countries/e/estonia/1999-legislative-electi on-estonia.html (дата 13.05.2021).

8. Эстонская избирательная комиссия : сайт. - Таллин, 2003. - URL : http://www.vvk.ee/varasemad/?v=r03 (дата 22.03.2021). - Режим доступа : для не зарегистрир. пользователей. - Текст : электронный.

9. Эстонская республика парламентские выборы 4 марта 2007 года. Отчет Миссии БДИПЧ/ОБСЕ по оценке выборов. - Текст электронный // ОБСЕ : [сайт]. - 2007. - 13 апр. - URL : https://www.osce.org/ru/odihr/elections/estonia/25925?download=true (дата 13.05.2021).

EVOLUTION OF THE PARTY SYSTEM OF ESTONIA AND ITS CURRENT STATE

Rybin O. S.**

student

oleg.rybin.2014@mail.ru

** National Research Mordovia State University, Saransk, Russia

Abstract:

The article examines the evolution of the party system in the Republic of Estonia in the 1990s -early 2000s. The stages of development of the party system in Estonia, the features of its formation and development are highlighted on the example of elections to the parliament of the republic (Riigikogu). The advantages and disadvantages of the party system of the state and the tendencies of its further development are determined. The conclusion is made about the stabilization of the party system in Estonia at the present stage, while some negative tendencies are revealed.

Keywords:

political parties, parliamentary elections, party-political systems, Republic of Estonia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.