Научная статья на тему 'Эволюция оценок духовных исканий Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского в критике Д. С. Мережковского 1906–1908 годов'

Эволюция оценок духовных исканий Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского в критике Д. С. Мережковского 1906–1908 годов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
515
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВОЛЮЦИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА / Л.Н. ТОЛСТОЙ / Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ / НОВОЕ ХРИСТИАНСТВО / EVOLUTION / RELIGIOUS COMMUNITY / LITERARY CRITICISM / LEO TOLSTOY / FYODOR DOSTOEVSKY / NEW CHRISTIANITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коптелова Наталия Геннадьевна

В статье рассматривается роль идеи «религиозной общественности» в эволюции оценок духовных исканий Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского в критике Д.С. Мережковского 1906–1908 годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evolution of assessments of spiritual searching of Leo Tolstoy and Fyodor Dostoyevsky in the criticism by Dmitry Merezhkovsky in 1906—19081

The article examines the role of the idea of “religious community” in the evolution of the estimates of spiritual quest of Leo Tolstoy's and Fyodor Dostoevsky's criticism of Dmitry Merezhkovsky in 1906—1908.

Текст научной работы на тему «Эволюция оценок духовных исканий Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского в критике Д. С. Мережковского 1906–1908 годов»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

УДК 821.161.1.09

Коптелова Наталия Геннадьевна

доктор филологических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

nkoptelo va@yandex. ш

ЭВОЛЮЦИЯ ОЦЕНОК ДУХОВНЫХ ИСКАНИЙ Л.Н. ТОЛСТОГО И Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО В КРИТИКЕ Д.С. МЕРЕЖКОВСКОГО 1906-1908 ГОДОВ

В статье рассматривается роль идеи «религиозной общественности» в эволюции оценок духовных исканий Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского в критике Д.С. Мережковского 1906-1908 годов.

Ключевые слова: эволюция, религиозная общественность, литературная критика, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, новое христианство.

Статья Д.С. Мережковского «Достоевский» (1890) и его трактат «О причинах упадка и о новых течениях современной литературы» (1893) стали творческой лабораторией для подготовки и апробации идей и оценок, синтезированных в масштабном исследовании «Л. Толстой и Достоевский» (1900-1902). Эта работа имела огромный резонанс: на неё откликнулись многие современники автора. Среди них - такие критики, как Н. Михайловский, В. Розанов, Л. Шестов,

Н. Коробка, А. Богданович, Е. Ляцкий, Е. Герцык, Г. Брандес. Несомненно, рецензенты были шокированы не только новизной и глубиной интерпретации творчества Толстого и Достоевского, представленной в капитальном труде, но и оригинальностью метода исследователя, непривычностью формы выражения мысли критика. Трудно не согласиться со следующими суждениями З.Н. Гиппиус: «Д. Мережковский, в известном смысле, был её (критики. - Н.К.) преобразователем. Его книга “Лев Толстой и Достоевский”, - что это, критика или исследование? Конечно, исследование, но, конечно, и критика» [2, с. 202]. Новаторское значение фундаментального труда критика-символиста адекватно оценил один из самых проницательных аналитиков и интерпретаторов творчества Мережковского А. Долинин. Он отметил: «...Книга безусловно замечательная, почти единственная в нашей критической литературе. Не будет преувеличением, если скажу, что новейшие течения в области русской критики восходят именно к ней» [3, с. 319].

Последующие работы Мережковского-критика, посвящённые осмыслению феноменов Толстого и Достоевского, далеки от рассмотренного исследования и по широте охвата материала, и по глубине проникновения в «тайны» творчества художников. Это видно по статье Мережковского «Пророк русской революции» (СПб., 1906), написанной по поводу скорбной даты (двадцати пяти лет со дня смерти Достоевского) и имевшей подзаголовок: «К юбилею Достоевского». Как известно, эта работа очень не понравилась вдове писателя - А.Г. Достоевской.

По сути, как это бывало и в других случаях (статьи «Праздник Пушкина», «Брат человеческий»), факт юбилея в критическом творчестве Мережковского вызвал к жизни особую жанровую форму, которая вступала в конфронтацию с каноном традиционной «юбилейной статьи». В ней отчётливо заметен «публицистический» крен: ярко выражено стремление Мережковского проецировать мировоззрение Достоевского не только на собственные религиозно-философские искания, но и на трагические впечатления от происходящих событий в социальной жизни России. Радикальный поворот во взглядах критика во многом объясняется потрясением, которое он испытал, наблюдая 9 января 1905 года «народоубийство, детоубийство» [6, с. 462], - кровавые преступления, совершённые русским самодержавием.

По верному замечанию В.А. Келдыша, в статье был «усилен критический акцент по отношению к писателю» [4, с. 215]. Хотя сам критик, подобно В.С. Соловьёву («Судьба Пушкина»», «Лермонтов»), мотивировал жёсткость требований к художнику именно трепетным отношением к нему: «Может быть, правда, которую я хочу сказать о Достоевском на юбилейной тризне, покажется жестокой. Но я люблю его достаточно благоговейной любовью, чтобы сказать о нём всю правду» [6, с. 439].

Мережковский опять использует свой традиционный приём, противопоставляя «лицо» и «личину» Достоевского. Полагаясь на свой дар «тайно-видца», критик стремится отделить в миропонимании писателя скрытое, глубинное, истинное, бессознательное от явного, внешнего, ложного, сознательного. Сверхзадачу своей статьи он формулирует следующим образом: «.. .Чтобы увидеть лицо, надо снять личину. Я это и хочу сделать. Только Достоевским можно обличить Достоевского, только Достоевским можно оправдать Достоевского» [6, с. 440]. Антиномия «лица» и «личины» - константа критической системы Мережковского. В данной работе она обозначена в виде ключевого тезиса: «Достоевский - пророк русской революции. Но как

78

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2013

© Коптелова Н.Г, 2013

это часто бывает с пророками, от него был скрыт истинный смысл его же собственных пророчеств» [6, с. 439].

Вообще истолкование фрагментов из «Дневника писателя» в статье «Пророк русской революции» теснит рецепцию собственно художественного творчества писателя. Отправной точкой в процессе формирования критической концепции Мережковского в указанной работе становится анализ рассказа Ф.М. Достоевского «Мужик Марей», первоначально опубликованного в «Дневнике писателя» и во многом иллюстрирующего «почвенные» чаяния его автора. Критик интерпретирует образ мужика Ма-рея с позиции «нового христианства». Он утверждает: «В этом последнем грядущем, не совершившемся, но возможном соединении крестьянства с христианством, правды о земле с правдой о небе заключается религиозная сила мужика Марея» [6, с. 441]. Духовная сущность Марея открывается критику через антитетичные образы былинных богатырей: Микулы Селяниновича и Святогора, -символизирующих в народном сознании силу «земли» и силу «неба». В рецепции Мережковского эти образы богатырей, использованные впоследствии и в статье «Иваныч и Глеб» (1909), посвящённой феномену Успенского, раскрывают духовные ипостаси мужика Марея: «Он - древний Микула Се-лянинович, богатырь тёмных земных глубин, и в то же время - новый Святогор, богатырь горных, звёздных вершин» [6, с. 441].

Однако синтез «земного» и «небесного» в рассматриваемой статье дополняется образно разработанной идеей «религиозной революции». Активное, действенное, воинственное начало мужика Марея, олицетворяющего «русский “народ-богоносец”», критик-мифотворец раскрывает через облик Св. Егория, «победителя дракона, змия древнего» [6, с. 441]. С.С. Аверинцев в энциклопедической статье, посвящённой толкованию семантики образа Святого Георгия, отмечает, что легенда о нём активно осваивалась писателями конца XIX - начала ХХ веков в контексте «религиеведения» эпохи. Исследователь в качестве примеров приводит поэму «Св. Георгий» М. Кузмина, стихотворение «Сказка» Б. Пастернака, прозаическую «Повесть о Светомире царевиче» Вяч. Иванова [7, с. 275]. Симптоматично, что Мережковский, в отличие от своих современников, принимает фольклорную рецепцию образа - «Егорий». Его интерпретация символа Св. Егория, очевидно, перекликается с русскими духовными стихами: в некоторых из них герой предстаёт «сыном Софии Премудрой, царствующей “во граде Иерусалиме”», оказываясь воинственным «проповедником истинной веры» [7, с. 274-275].

Мережковский заявляет, что созданный Достоевским образ мужика Марея воплотил только идеал «народного, мужичьего христианства», а не со-

временное православие, как полагал писатель. Одна из «ошибок» Достоевского, по мнению критика, состоит в том, что автор рассказа «Мужик Марей» принял «будущее за настоящее, возможное за действительное, своё новое апокалипсическое христианство за старое историческое православие» [6, с. 441]. Затем Мережковский выстраивает цепь гениальных прозрений и заблуждений Достоевского. Критик-проповедник вновь упоминает о некоторых «точках соприкосновения» автора «Братьев Карамазовых» с философией «нового христианства», обнаруженных им в исследовании «Л. Толстой и Достоевский». Он по-прежнему высоко оценивает духовные открытия, сделанные Достоевским «в его последнем, величайшем и наиболее синтетическом произведении» [6, с. 470]. В этой статье Мережковский приписывает Достоевскому интуитивное постижение «религиозного противоречия между церковью и государством» [6, с. 470]. В словах старца Зосимы: «Церковь с государством сочетаться даже и в компромисс временный не может» - критик видит прямое выражение позиции писателя, выявляет ростки «нового теократического сознания» [6, с. 472].

Главный вывод критика-публициста о «лице» и «личине» Достоевского укладывается в следующую схему: «Личина - православие, самодержавие, народность; лицо - преодоление народности -во всечеловечности, преодоление самодержавия -в теократии, преодоление православия - в религии Святого Духа» [6, с. 479]. Получается, что именно Достоевский в определённом смысле стал источником радикализации религиозного сознания современной интеллигенции. В этой работе Мережковский весьма категоричен и более конкретен в своих жизнетворческих установках, направленных на разрушение государственности, которое он воспринимает в религиозном ключе, как выход в Апокалипсис. Стремясь выполнить миссию религиозного футуролога, автор статьи вполне безответственно и высокопарно заявляет: «И выйти из истории, из государственности ещё не значит погибнуть, перейти в ничтожество, а может быть, значит перейти из одного бытия в другое, из низшего измерения в высшее, из плоскости исторической в глубину апокалипсическую» [6, с. 481482]. Нельзя отделаться от мысли, что как раз не Достоевский, а сам критик «накликает» на Россию революцию. Увлечённый утопической надеждой на возможность соединения революции и религии, Мережковский, подобно многим другим творцам Серебряного века [10, с. 33], в этой статье легкомысленно «бросает» свою вязанку хвороста в костёр революции, от которого сам же впоследствии и пострадает.

После 1905 года происходит отчётливый поворот Мережковского-критика в сторону религиозной публицистики. В это время философская концеп-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2013

79

ция критика-символиста дополняется новым компонентом: помимо религиозной тайны личности («тайна одного»), тайны пола («тайны двух») создателя «нового христианства» начинает интересовать тайна общественности («тайна трёх»). Он пишет в статье «Меч», открывающей книгу «Не мир, но меч» (СПб., 1908): «Тайна личности, пола и общественности, тайна одного, двух и трёх разрешится только в этом последнем Царстве (Вселенской церкви. - Н.К.), последнем откровении трёх в едином и единого в трёх» [6, с. 33].

Чтобы обосновать радикализацию своей позиции, Мережковский обращается к строкам Евангелия от Матфея (10; 34): «Не мир пришёл я принести, но меч», - которые толкует весьма субъективно. Теперь во главу угла своих концептуальных построений он ставит «революционное» переустройство духовной жизни. В контексте данного периода творческой деятельности «религиозное действие» мыслится Мережковским как революция в духе. Отсюда и задачи «новой церкви» предстают в его трактовке вполне воинственными: «Истинная церковь войдёт в мир, врежется в истори-чески-реальное человечество, как в живое тело врезается меч» [6, с. 33].

Мережковский декларирует новый вариант «последнего соединения»: он призывает к синтезу «революции» и «религии». В статье с показательным названием «Революция и религия», вошедшей в книгу «Не мир, но меч» и занимающей значимое второе место после статьи «Меч», критик прямо говорит о Достоевском как «пророке русской революции». Он заявляет: «Ежели кто-нибудь накликал революцию на Россию, как волшебники накликали бурю, то это, конечно, Достоевский» [6, с. 54]. Мережковский прибегает к своему излюбленному приёму: сознательному и явному отрицанию автором «Бесов» социальной революции он противопоставляет тайное «предчувствие» Достоевским «революции религиозной». Критик основывает свой вывод на интерпретации высказываний старца Зосимы, называющего себя «социалистом» [6, с. 55].

В русле идеала «религиозной революции» осмысляется теперь Мережковским и полярность Толстого и Достоевского. В статье «Революция и религия» критик-радикал практически не обращается к эстетическому анализу произведений великих писателей, не характеризует особенности их поэтики. Он не выявляет и биографические истоки творчества Толстого и Достоевского. Критика Мережковского словно попадает в «воронку» религиозной публицистики. В этой работе Мережковский провозглашает необходимость «соединения» «религиозной анархии» Толстого с «теократией» Достоевского. Это «соединение», по концепции создателя «нового христианства», представляет собой особый вариант синтеза двух «вечно сталкиваю-

щихся и борющихся потоков религиозной стихии»: «гностицизма и прагматизма, созерцательности и действенности» [5, с. 123]. Это «соединение», не осуществившееся в творчестве классиков Толстого и Достоевского, не воплотившееся в предчувствиях В. Соловьёва, как настойчиво подчёркивает Мережковский, наследуется писателями-декадентами.

Причём вера критика в духовный потенциал представителей «новой литературы» с течением времени явно возрастает. В статье «Революция и религия» уже нет «самоуничижения» и самокритики, которые окрашивали размышления основоположника русского символизма о творческих возможностях и художественном уровне творчества современных писателей в трактате «О причинах упадка.» и в книге «Л. Толстой и Достоевский». Отныне Мережковский ещё более решительно отстаивает право «декадентов» на новаторство, своеобразный «религиозный» эксперимент и в литературе, и в жизни. Он, например, заявляет: «Художники такого классического совершенства, как Брюсов, Сологуб, З. Гиппиус, - единственно законные наследники великой русской поэзии от Пушкина до Тютчева. Но их искусство больше, чем искусство: это - религиозный искус; их стихи - дневники самых упорных и опасных религиозных исканий» [6, с. 75]. Эталоном жизнетворчества, имеющего «новый» религиозный смысл и ещё не достигнутого ни Л. Толстым, ни Достоевским, автор статьи «Революция и религия» считает судьбу бывшего поэта-декадента Александра Добролюбова. Этот «жалкий, смешной декадент, немощный ребёнок», с точки зрения Мережковского, «сделал то, что было не под силу титанам» [6, с. 78], то есть Толстому и Достоевскому. Именно А. Добролюбов, порвавший с миром и ставший Божиим странником и, значит, творцом «религиозной революции», по мнению критика, показал современникам пример искомого соединения «богопознания» и «бого-делания».

Вызывает доверие следующий вывод В.А. Келдыша: «“Пророк русской революции” - движение дальше от “Л. Толстого и Достоевского”. В случае с Мережковским общая деятелям его круга радикализация общественного сознания социально обострила взгляд критика на писателя и вместе с тем значительно обузила своим обличительным акцентом выработанную прежде концепцию. В последующие годы он станет ещё более однозначен» [4, с. 216]. Литературовед обращается к высказываниям Мережковского о Толстом и Достоевском из статей 1906-1916 годов («Тургенев», «М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества», «Чехов и Горький», «Горький и Достоевский», «Не святая Русь») и обнаруживает «зигзагообразность» движения его критических оценок. К тому же в названных работах исследователь убедительно прослеживает разнообразно выражающуюся «усиленную идеологиза-

80

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2013

цию» Достоевского и Толстого, заслонившую от критика истинные ценности творчества художников. В.А. Келдыш проницательно подмечает, что в статье «Не святая Русь» Мережковский неожиданно сходится с Горьким «даже в самых крайних и упрощённых сторонах его - горьковского - взгляда на творчество великих писателей (в духе “Заметок о мещанстве”)» [4, с. 219].

Таков вектор эволюции оценок духовных исканий Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского в критике Мережковского 1906-1908 годов. По нему видно, что эстетический горизонт восприятия Мережковским жизни и творчества великих писателей после 1905 года значительно сузился.

Своеобразный «возврат» Мережковского к исследовательской позиции, выработанной в книге «Л. Толстой и Достоевский» и отличающейся «многомерностью», как показали Т. Пахмусс [9], Е. Новикова [8, с. 27-39], Е. Андрущенко [1], произойдёт в эмиграции.

Библиографический список

1. Андрущенко Е. Достоевский и Мережковский (По архивным материалам) // Достоевский и русское зарубежье XX в. / под ред. Жаккара Ж.-Ф. и Шмида У - СПб.: Дмитрий Буланин, 2008. - С. 40-51.

2. Гиппиус З. Дмитрий Мережковский // Гиппиус З. Живые лица. Воспоминания. Кн. 2. - Тби-

лиси: Мерани, 1991. - С. 164-351.

3. Долинин А. Дмитрий Мережковский // Русская литература XX века (1890-1910) / под ред. проф. С.А. Венгерова. - М.: Изд-во «Мир», 1914. -Т. 1. - С. 319-336.

4. Келдыш В.А. Ф.М. Достоевский в критике Мережковского // Д.С. Мережковский: Мысль и слово. - М.: Наследие, 1999. - С. 207-223.

5. Мережковский Д.С. В тихом омуте: статьи и исследования разных лет. - М.: Советский писатель, 1991. - 406 с.

6. Мережковский Д. С. Не мир, но меч. - Xарь-ков: Фолио; М.: АСТ, 2000. - 720 с.

7. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. Т. 1. - М.: Советская энциклопедия, 1980. - 672 с.

8. Новикова Е. Образ Достоевского в литературе русской эмиграции: Проблематика «личного отчаяния» // Достоевский и русское зарубежье XX в. / под ред. Жаккара Ж.-Ф. и Шмида У - СПб.: Дмитрий Буланин, 2008. - С. 27-39.

9. Пахмусс Т. Достоевский в произведениях Мережковского периода эмиграции // Новый журнал (Нью-Йорк). - 1991. - Кн. 184-185. - С. 112128.

10. Хализев В.Е. Иван Карамазов как русский миф начала XX века // Русская словесность. -1997. - № 1. - С. 12-38.

УДК 821.161.1.09

Лишова Наталья Ивановна

кандидат филологических наук Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

natalya8585@yandex.ru

ПУТЕШЕСТВИЕ-СТРАНСТВИЕ В ПОВЕСТИ М.М. ПРИШВИНА «ЧЕРНЫЙ АРАБ»

В статье рассматриваются способы воплощения мотива пути в художественном дискурсе М. Пришвина. Структурно-образное своеобразие повести «Черный Араб» раскрывает особенности духовного странствия героев через постижение тайны существования человека.

Ключевые слова: странствие, поиск, тайна, родина, всеединство.

Истоки своего писательского таланта М.М. Пришвин находит в своих бесконечных путешествиях, так как именно «виденное» и возможность «держать свою мысль под контролем виденного» давало особую оптику, особую точку зрения, тот художнический фокус, благодаря которому приходит умение «постигать сердцем» и держать свою мысль «под контролем виденного». Простая цель - «пропутешествовать куда-нибудь и просто описать увиденное» - позволила создавать настоящие шедевры, одним из которых, безусловно, является повесть «Черный араб», где мотив странствий является основной семантико-функциональной единицей, вокруг которой формируется событийный ряд произведения.

«Чёрный Араб» относится к тому типу произведений, которые написаны по материалам дневника. Пришвин признавался, что ему скучно и тоскливо писать в кабинете, ему нужны непосредственные впечатления, встречи, разговоры, природные пейзажи, чтобы войти в непривычный ритм степной жизни, где «другое небо и другие звёзды».

Горизонты «другого неба» открываются в путешествии. Путешествие кажется ему чем-то вроде мусульманского поста: «Я совсем один, и я со всеми . Путешествие - это особый пост “ураза” на все привычное... Нужно, чтобы каждый так постился ... Нужно сделать, чтобы путешествие было без определенного дела и без каких-нибудь грубых непосредственных потребностей. Оборвал привычки, знакомства, привычную природу.

© Лишова Н.И., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2013

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.