Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2024. Т. 26, № 2. С. 107-127. Pacific Rim: Economics, Politics, Law, 2024, vol. 26, по. 2, pp. 107-127.
Научная статья УДК 327(73:529)(091)
https://doi.org/10.24866/1813-3274/2024-2/107-127
Эволюция отношений США и Тайваня: история и современность
Владислав Владимирович ХаричковН
Университет мировых цивилизаций им. В.В. Жириновского, Москва, Российская Федерация Н [email protected]
Аннотация. В статье анализируются специфика и динамика развития американо-тайваньских отношений в периоде с 1949 г. по настоящее время. Исследование проблемы осуществляется в четырех основных плоскостях: глобальный контекст, треугольник США-КНР-Тайвань, двусторонние отношения, внутренняя политика. Целью данной статьи является выделение ключевых этапов и особенностей развития американо-тайваньских отношений в период с 1949 г. по настоящее время. С этой целью автор акцентирует внимание на политико-дипломатическом взаимодействии США и Республики Китай, правовых и институциональных механизмах сотрудничества. Автор рассматривает отношения Тайваня и США не изолированно, а с учетом влияния фактора материкового Китая. В работе анализируются взгляды и позиции тайваньского руководства по вопросу не только американо-тайваньских отношений, но и проблемы «двух берегов». Содержание исследования также включает рассмотрение вопросов поставок вооружения на остров, научно-технического сотрудничества в полупроводниковой отрасли и интеграции Тайваня в америкоцен-тричные региональные форматы. Особый акцент сделан на то, чтобы продемонстрировать те изменения, которые произошли в политике США, КНР и Тайваня с 2016 г. В заключение автор выделяет четыре этапа развития американо-тайваньских отношений с учетом факторов на уровне системы и на уровне отдельных акторов, а также характеристики, присущие каждому из выделенных этапов. Здесь же подчеркивается мысль о том, что нынешнее состояние отношений США и Тайваня является результатом синергии множества факторов различного характера.
Ключевые слова: Тайвань, США, Республика Китай, отношения, Гоминьдан, Демократическая прогрессивная партия, консенсус, конкуренция, вооружение, полупроводники
© Харичков В.В., 2024
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН: экономика, политика, право ■ 2024 ■ Т. 26 ■ № 2 107
Для цитирования: Харичков В.В. Эволюция отношений США и Тайваня: история и современность // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2024. Т. 26, № 2. С. 107-127.
Original article
Evolution of U.S. - Taiwan Relations: History and Contemporary Context
Vladislav V. KharichkovH
University of World Civilizations named after V.V. Zhirinovsky, Moscow, Russian Federation H [email protected]
Abstract. The article analyzes the specifics and dynamics of the development of U.S. -Taiwan relations from 1949 to the present. The study addresses the issue on four main fronts: global context, the U.S. - PRC - Taiwan triangle, bilateral relations, and domestic politics. The aim of this article is to highlight the key stages and features of the development of U.S. -Taiwan relations from 1949 to the present. To achieve this goal, the author focuses on the political and diplomatic interactions between the U.S. and the Republic of China, legal and institutional cooperation mechanisms. The author examines Taiwan - U.S. relations not in isolation but considering the influence of mainland China. The paper analyzes the views of Taiwan's administration not only on U.S. - Taiwan relations but also on the «cross-strait» issue. The research content also includes the examination of arms sales to the island, scientific and technical cooperation in the semiconductor industry, and Taiwan's integration into Amerocentric regional initiatives. A particular emphasis is placed on demonstrating the changes in the policies of the U.S., PRC, and Taiwan since 2016. In conclusion, the author identifies four stages of the development of U.S. - Taiwan relations, taking into account system-level and individual actor-level factors, as well as characteristics inherent to each of the identified stages. The conclusion also underscores the idea that the current state of U.S. -Taiwan relations is the result of the synergy of various factors of different nature.
Keywords: Taiwan, USA, Republic of China, relations, Kuomintang, Democratic Progressive Party, consensus, competition, weapons, semiconductors
For citation: Kharichkov V.V. Evolution of U.S. - Taiwan relations: history and contemporary context. PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law, 2024, vol. 26, no. 2, рр. 107-127. (In Russ.).
Введение
На фоне стремительно меняющейся глобальной архитектуры, сложившейся в результате окончания холодной войны, а также в условиях дестабилизирующего
воздействия американо-китайского противостояния отношения Соединенных Штатов и Республики Китай все больше интересуют исследователей и привлекают внимание мировой общественности.
Проблема статуса Тайваня, его взаимоотношений с КНР и США берет начало в XX в. Однако с тех пор изменилась не только международная структура, но и внутреннее содержание акторов.
Цель данной статьи - комплексная оценка развития отношений США и Тайваня в ретроспективе и на современном этапе. Принимая в расчет тот факт, что фокус внимания большинства отечественных исследователей сосредоточен на современном этапе американо-тайваньских отношений или же на отдельных этапах их развития, проведение комплексного исследования начиная с момента зарождения «тайваньской проблемы» видится крайне актуальным.
Эволюция отношений США и Тайваня в 1949-2016 гг.
После эвакуации Гоминьдан (ГМД) на о-ве Тайвань в 1949 г. и потери контроля над материковой частью Китая в качестве гаранта безопасности острова и его правительства выступили США. Сложилась ситуация, при которой КНР и ГМД объявили о своем суверенитете над всем Китаем [1]. В 1950 г., в период Корейской войны, президент США Гарри Трумэн отдал приказ 7-му американскому флоту войти в Тайваньский пролив, а 13-й воздушной армии высадиться на острове. В результате Соединенные Штаты оккупировали часть Китая.
В условиях становления биполярной системы международных отношений Тайвань присоединился к антикоммунистическому блоку во главе с США. В декабре 1954 г. между США и гоминьдановской администрацией был заключен «Договор о взаимной обороне», предусматривавший совместное «противодействие вооруженному нападению и коммунистической подрывной деятельности, направленным извне против их территориальной целостности и политической стабильности». Как отмечают в своей монографии «Большой Китай: региональные политические проблемы» Д.А. Смирнов и Е.Н. Степанова, США и их кооперация с Гоминьдан явились главными предпосылками развития идеи о «делимости Китая», так как в 1950 и 1954 гг. США фактически осуществили вмешательство во внутренние дела страны [2, а 15, 30].
Политико-идеологические расхождения между СССР и КНР, кульминацией которых стал конфликт вокруг о-ва Даманский в 1969 г., стимулировали США использовать окно возможностей в целях расширения пространства для сдерживания своего основного противника - Советского Союза. Нормализация отношений между коммунистическим Китаем и Соединенными Штатами в 1970-х годах также привнесла существенные изменения в отношения Америки с Тайванем: в 1971 г обретение Китайской Народной Республикой права представлять интересы Китая в ООН, в свою очередь, лишение данного права представителей острова; переход проблемы
острова и его статуса в разряд «стратегической неопределенности», которая не должна мешать развитию отношений США и КНР; формулирование основополагающего принципа «одного Китая» в рамках подписанного Шанхайского коммюнике в 1972 г.; разрыв официальных дипломатических отношений между тайваньской администрацией и США и установление дипломатических отношений между США и КНР в 1979 г.; переход дипломатических отношений между США и Тайванем в разряд неофициальных с фокусом на развитие культурных и коммерческих связей [3, с. 18-19].
Невзирая на тенденцию сближения позиций США и КНР, весной 1979 г. Конгресс США принимает Акт об отношениях с Тайванем. Согласно тексту Акта, основными целями его принятия являются поддержание мира, безопасности и стабильности в западной части Тихого океана, а также продвижение культурных и коммерческих связей между народами США и Тайваня. В Акте особо подчеркивается, что решение тайваньского вопроса должно осуществляться исключительно мирными средствами. Также США оставляют за собой право предоставлять Тайваню необходимые средства для укрепления обороноспособности острова, качество и количество которых определяются президентом, Конгрессом и нуждами Тайваня. На основе Акта инициируется учреждение Американского института на Тайване (The American Institute in Taiwan), являющегося некоммерческой частной организацией, однако выполняющей фактически функции дипломатического представительства США на острове в условиях прекращения официальных отношений.
Несмотря на подписанное в 1982 г. американо-китайское коммюнике, предполагавшее, что США будут постепенно сокращать поставки вооружений Тайваню, по сегодняшний день США продолжают снабжать остров передовыми вооружениями, используя подобную политику как дополнительный рычаг давления на КНР.
В день подписания коммюнике 1982 г. тайваньскому правительству были переданы «Шесть заверений», представляющие из себя принципы, которыми будут руководствоваться США при выстраивании отношений с островом. «Шесть заверений» декларируют, что США:
- не соглашались на определение даты прекращения поставок вооружений;
- не соглашались на (предварительное) консультирование с КНР для поставок вооружений на Тайвань;
- не будут играть посредническую роль в отношениях Пекина и Тайбэя;
- не соглашались на пересмотр Акта об отношениях с Тайванем;
- не меняли позицию по вопросу суверенитета над Тайванем;
- не будут оказывать давление на Тайвань в целях побуждения к переговорам с КНР [4, c. 16-17].
В первой половине 80-х годов. XX в. на фоне переориентации дипломатического вектора США в пользу КНР, а также либерализации и демократизации со-
циально-экономической модели на материке происходит концептуализация идей мирного воссоединения КНР и Тайваня. В 1981 г. председатель Постоянного комитета ВСНП Е Цзяньин выдвигает «девять пунктов» мирного объединения, которые в 1982 и 1983 гг. лягут в основу формулы Дэн Сяопина «одно государство - две системы» и «шесть пунктов Дэн Сяопина» соответственно. Данные инициативы предполагают: налаживание контактов между политическими силами острова и материка; налаживание контактов между «разделенными семьями»; стимулирование торговли, научных и образовательных обменов; сохранение автономного социально-экономического строя Тайваня и армии на правах особого административного района, а также право на представление островных кандидатов в центральных органах власти КНР.
Как отмечает заместитель помощника министра обороны США Майкл Чейз, курирующий вопросы политики в отношении Китая, Тайваня и Монголии, в период с 1979 по 1997 г. вопрос поставок вооружений становится центральным в отношениях США и Тайваня. Так, с конца 1980-х годов Тайвань являлся 2-м и 3-м крупнейшим приобретателем американского вооружения [5, c. 170-171].
В условиях «холодной войны» и необходимости сдерживания СССР США стремились избегать провокационных действий в отношении КНР. Контакты между американскими и тайваньскими коллегами из военных, экономических и иных ведомств поддерживались на неофициальном уровне, встречи проводились в конференц-залах отелей и ресторанов. Ранг представителей также был ограничен. В первой половине 1980-х годов руководство острова подвергается жесткой критике со стороны ряда членов Конгресса США за авторитарные и недемократичные методы управления. Негативным образом отразилось на отношениях сторон убийство писателя и журналиста Генри Лиу в 1984 г. Убийство было совершено на территории США и, как предполагается, по политическим мотивам. Лиу являлся ярым критиком Гоминьдана и автором несанкционированной биографии Цзян Цзинго [6].
В условиях внешнего давления со стороны США и внутреннего воздействия со стороны «внепартийной» оппозиции (dangwai) в 1987 г. президент Цзян Цзинго объявляет об отмене военного положения, действовавшего с 1949 г., тем самым прекращая преследование политического инакомыслия. Стоит отметить, что главная оппозиционная сила - Демократическая прогрессивная партия была создана годом ранее - в 1986 г.
Общественные движения за демократизацию затронули и материк. В период 1986-1987 гг. по нескольким городам КНР прокатилась череда студенческих протестов, кульминацией которых стали события 4 июня 1989 г. на площади Тяньаньмэнь [7]. Жесткое подавление митингующих армейскими подразделениями, сопровождавшееся человеческими жертвами, было встречено резкой критикой со стороны США. В отношении КНР были введены санкции, затрагивающие торгово-экономические и
технологические области сотрудничества. Стоит сказать, что на протяжении второй половины 80-х годов XX в. США неоднократно апеллировали к проблематике соблюдения прав человека на материке, в частности в Тибете.
Как отмечает С.Н. Белевцева, США и КНР удалось оперативно урегулировать двусторонние противоречия по данному вопросу в силу личных отношений Дж. Буша-старшего с китайским руководством и проявленной им осторожности. Помимо этого, в данный период происходит восстановление отношений между СССР и КНР, что также стимулировало США проявлять сдержанность, чтобы не допустить интенсификации развития отношений по линии Москва - Пекин [8]. Впоследствии распад СССР в 1991 г. и становление международной системы во главе с США подтолкнуло КНР к еще более тесному сближению с Российской Федерацией.
В первой половине 90-х происходит институционализация модели взаимодействия материка и острова: создаются Совет национального объединения (National Unification Council), Совет по делам материка (Mainland Affairs Council), Фонд обменов через Тайваньский пролив (Straits Exchange Foundation). Позднее были созданы Управление по делам Тайваня (the Taiwan Affairs Office) и Ассоциация по развитию связей через Тайваньский пролив (Association for Relations Across the Taiwan Straits). В 1992 г. был достигнут так называемый консенсус 1992 г., в рамках которого обе стороны признали, что существует лишь «один Китай».
В 1994 г. администрация Б. Клинтона выступила с обновленным обзором политики по отношению к Тайваню (Taiwan Policy Review). Были пересмотрены некоторые механизмы взаимодействия Тайваня и США: руководство острова получило разрешение на транзитные остановки в США, американским официальным лицам было разрешено проводить встречи с президентом, вице-президентом, а также министром иностранных дел, были допущены взаимодействия на высшем уровне по экономическим и технологическим вопросам. Помимо этого, США одобрили более активную интеграцию Тайваня в международные структуры, среди которых ООН, МВФ, ВТО и ВБ [9].
Несмотря на присоединение Тайваня к числу демократических стран, отношения острова и США становятся все более неоднозначными. Подобное состояние отношений связывается с переменами в политике островной администрации, а именно -с политикой Ли Дэнхуэя, первого президента, избранного в 1996 г. посредством всенародного голосования. Хотя Ли изначально выражал мнение о том, что народы двух берегов являются соотечественниками, разделяющими общее культурное наследие, позже он начал занимать довольно радикальную позицию и выступать в пользу продвижения независимости острова. Градус напряженности внутри треугольника КНР -США - Тайвань был повышен в 1995 г., когда Ли Дэнхуэй с одобрения Б. Клинтона посетил свою альма-матер - Корнеллский университет. Как отмечается, визит Ли был одобрен под давлением ряда членов Конгресса. Со стороны КНР данный шаг
был расценен как нарушение имеющихся договоренностей с США об отсутствии официальных отношений с Республикой Китай. В качестве ответной меры КНР провела серию военных демонстраций в зоне пролива, которые получили известность как «Третий тайваньский кризис» [10]. Впоследствии Ли Дэнхуэй продолжил продвигать тезис о том, что КНР и РК являются отдельными субъектами на международной арене. Так, в 1999 г. в своем интервью немецкому медиа «Deutsche Welle» Ли заявил о том, что отношения материка и острова являются «межгосударственными». За несколько месяцев до выборов в 1999 г. председатель AIT Ричард Буш встретился с вице-президентом Лянь Чжань. В ходе их разговора Р. Буш заявил о том, что поддерживание мира и стабильности между КНР и Тайванем является интересом Соединенных Штатов [11].
В 2000 г. впервые в истории острова лидером Тайваня стал кандидат от оппозиционной ДПП - Чэнь Шуйбянь. На протяжении своего президентского срока Чэнь выражал мнение о том, что Китай и Тайвань - это отдельные страны, выступал за проведение референдума в целях превращения Тайваня в «нормальную страну», заявлял, что принцип «одного Китая» вступает в противоречие с суверенитетом Тайваня.
После событий 11 сентября 2001 г. фокус американской политики был смещен в сторону борьбы с терроризмом и конфликта в Ираке. В данных условиях провокационные действия тайваньской администрации и нарастающее раздражение КНР воспринимались Соединенными Штатами как дополнительный фактор хаотизации международной обстановки. В 2003 г. Буш заявил о том, что Америка «выступает против любых односторонних действий Китая или Тайваня по изменению статуса-кво» [12]. В 2006 г. в Вашингтон совершил визит председатель ГМД Ма Инцзю, который отличался более сдержанной позицией по «консенсусу 1992 г.» и обычно характеризуется как сторонник объединения с материком. Таким образом, Ма был более приемлемым кандидатом и для США, и для КНР с точки зрения поддержания мира.
Становление Ма Инцзю в качестве президента Республики Китай в 2008 г. ознаменовало период стабилизации в отношениях двух берегов. За время своего пребывания у власти (2008-2016 гг.) Ма удалось добиться снижения напряженности в отношениях как с КНР, так и США. За обозначенный период было заключено более 20 соглашений с КНР в областях торговли и инвестиций, финансов, туризма, таможенного регулирования. При Ма значительный вклад был сделан в направлении развития путей и сообщений между КНР и Тайванем.
С другой стороны, в США в данный период начинают переосмысливать существующее положение КНР на международной арене. Внутри США растет обеспокоенность насчет становления Китая в качестве альтернативного центра силы, который способен конкурировать с США. На рубеже 2010-х годов концептуализируется идея «большой двойки», которая, как подчеркивает Ф. Лукьянов, предполагала пе-
рекладывание части материальной ответственности за урегулирование международных процессов на Китай [13]. Инициатива была отвергнута КНР. В данный период также все чаще звучит тезис об угрозе китайской военной модернизации. В 2012 г. в рамках ежегодного доклада Министерства обороны США Конгрессу было обозначено, что военная модернизация КНР углубляет существующий разрыв военных потенциалов материка и острова. Кроме этого, США высказывали свои опасения относительно того, что президент Тайваня Ма Инцзю недостаточно уделяет внимания оборонному бюджету острова [14]. При Б. Обаме США концентрировались преимущественно на материальной стороне противостояния, нежели на идеологической: активизация развития «Транстихоокеанского партнерства» в целях укрепления американских позиций на азиатских рынках, рост концентрации сил и средств МФВ США в Тихом океане. Стоит отметить, что за период восьмилетнего правления Б. Обамы экспорт вооружений для острова составил более 12 млрд долларов.
Однако невзирая на достижения Ма, его решения по налаживанию диалога с КНР вызвали широкую критику как внутри политической системы острова, так и в обществе. Наиболее ярким проявлением социального недовольства проводимой политикой стало «Движение подсолнухов», развернувшееся в 2014 г. Протест был инициирован преимущественно молодыми слоями населения, которые выступили против подписания Соглашения по торговле услугами (2013 г.), которое, как предполагалось, усилит и без того возросшую зависимость Тайваня от материка, а также предоставит КНР дополнительные рычаги влияния на остров [15, ^ 236-237].
Трансформация американо-тайваньских отношений после 2016 г.
Результатом запроса тайваньского общества на смену политического курса стало избрание в 2016 г. кандидата от ДПП - Цай Инвэнь (2016 г. - наст. время). В начале своего правления Цай столкнулась с серьезными трудностями. Прежде всего перед ней была поставлена задача поддержания хрупкого баланса в условиях обострения американо-китайского соперничества, давления со стороны КНР и радикального крыла ДПП, выступающего за проявление более жесткой позиции по отношению к материку и продвижение идей обретения независимости.
Изначально в своих выступлениях Цай стремилась избегать однозначных формулировок, которые могли бы спровоцировать как КНР, так и островного избирателя. Например, в своей инаугурационной речи в 2016 г. Цай заявляла о необходимости «отложить в сторону багаж истории и включиться в позитивный диалог для благополучия обеих сторон» [16]. Однако тот факт, что новоизбранный президент являлась в прошлом главой экспертной группы по вопросам безопасности при Ли Дэнхуэе и вице-премьером при Чэнь Шуйбяне, а также двусмысленность в речах и неготовность Цай открыто признать свою приверженность принципу «одного Китая» и «консенсусу 1992 г.» вызвали открытое недовольство КНР.
После инаугурации Цай Инвэнь материковый Китай активизировал политику по оказанию давления на остров. Так, среди задействованных инструментов можно выделить:
- экономические: сокращение туристического потока с материка на Тайвань; сокращение студенческого обмена; закрытие доступа на материковый рынок различных продуктов питания из Тайваня;
- дипломатические: депортация граждан тайваньского происхождения, обвиненных в мошенничестве в третьих странах, на материк; дипломатическая изоляция Тайваня за счет сокращения списка стран, которые признают Республику Китай; противостояние представительству Республики Китай в международных институтах;
- военные: проведение военных учений в акватории Тайваньского пролива, имитирующих атаки на позиции тайваньских ВС.
О личной позиции лидера КНР говорит и его заявление, сделанное в 2013 г.: «мы не можем передавать эти проблемы дальше из поколения в поколение» [17].
По мере того, как остров и материк продолжают существовать в рамках различных политических систем, окно возможностей для мирного объединения сокращается. На острове высоки показатели антипатии по отношению к политике материка, объединение поддерживают лишь около 1,6% жителей острова [18]. Немаловажным фактором является и то, что с течением времени происходит укрепление уникальной тайваньской идентичности. Согласовано, по данным Национального Университета Чжэнчжи (National Chengchi University) в 2023 г. число тех, кто определяет себя как тайванцев, а не китайцев: их насчитывается 62,8%. В 1992 г. данный показатель был равен 17,6% [19].
Примечательным фактором того, как продолжительное существование порознь делает объединение труднодостижимым, является заявление лидера КНДР, сделанное в конце 2023 г., о том, что партия больше не считает возможным объединение с Республикой Корея посредством диалога [20]. Усиление конфронтации между «двумя берегами» также способствует росту антагонистических настроений и укреплению дихотомии «Китай-Тайвань» по аналогии с тем, как развивался и развивается украинский кризис [21].
Приход к власти в 2017 г. Дональда Трампа усилил конфронтационный подход в отношениях с КНР, что не могло не отразиться на динамике отношений по линии Вашингтон-Тайбэй. Еще до официального вступления в должность в декабре 2016 г. Д. Трамп принял поздравительный звонок от Цай Инвэнь, о чем написал в социальной сети Twitter. Подобный жест наблюдался впервые с момента разрыва официальных дипломатических отношений в 1979 г. [22]. Показательным шагом в направлении укрепления отношений сторон стало принятие «Закона о поездках на Тайвань», который поощряет и стимулирует взаимные визиты и контакты между официальными лицами США и Тайваня на всех уровнях [23]. Так, в августе 2020 г. Тайвань
посетил Министр здравоохранения США, являющийся высшим должностным лицом, посетившим Тайвань в 1979 г. В сентябре того же года остров посетила заместитель госсекретаря США по вопросам экономического роста, энергетики и окружающей среды Кейт Крач, принявшая участие в мемориальной церемонии в память о бывшем главе тайваньской администрации Ли Дэнхуэе [24]. Стоит также выделить и виртуальную встречу в январе 2021 г. между Цай и постоянным представителем США при ООН Келли Крафт, в которой Крафт заверила Тайвань в поддержке со стороны США: «США поддерживают и будут поддерживать Тайвань, как друзья и партнёры, стоя плечом к плечу» [25].
В данный период происходит интенсификация сотрудничества Тайваня и США в области обороны. В октябре 2021 г. Цай подтвердила, что на острове находятся американские военные специалисты, которые тренируют вооруженные силы острова [26]. Ранее сообщалось, что тайно в течение года силы специальных операций и морские пехотинцы США занимались обучением сухопутных сил Тайваня. При Д. Трампе было одобрено сделок по поставкам оружия острову на рекордные 18,2 млрд долларов, включая истребители F-16, поставки которых не были одобрены в период президентства Б. Обамы. Помимо этого, в целях поддержки острова военно-морские силы США неоднократно появлялись вблизи острова во время прохода через Тайваньский пролив.
Укреплению консенсуса в США относительно политики стратегического соперничества с КНР сопутствовали обвинения последней в нарушении прав человека в отношении уйгурского населения в Синьцзяне, а также в нарушении демократических принципов во время протестов в Гонконге в 2019-2020 гг. Стоит подчеркнуть, что жесткое подавление протестов в Гонконге позволило использовать это в качестве аргумента среди тайваньских противников концепции «одна страна - две системы».
Как заявляют специалисты Центра стратегических и международных исследований США (CSIS), в преддверии президентских выборов в США Тайвань был в числе тех немногих, кто приветствовал бы переизбрание Д. Трампа. Тайваньская администрация опасалась, что в случае избрания Дж. Байдена его политика будет напоминать подход, который был свойственен Б. Обаме. Хотя после вступления в должность президенту Байдену, по его словам, пришлось восстанавливать отношения с союзниками, отношения внутри треугольника США-КНР-Тайвань не претерпели существенных изменений. Курс, заложенный Д. Трампом, напротив, был сохранен [27].
Важным внешнеполитическим жестом стало приглашение на церемонию инаугурации представителя Республики Китай Сяо Биким, которая фактически выполняет функцию посла Республики Китай в США. Она стала первым тайваньским лицом, получившим приглашение на подобное мероприятие непосредственно от его организаторов с 1979 г. [28]. Посещение острова со стороны членов Конгресса стало регулярной практикой. В период 2021-2023 гг. представители делегаций провели
ряд личных встреч с Цай Инвэнь, а также с руководителем внешнеполитического ведомства Джозефом У. В ходе встреч были затронуты вопросы региональной безопасности и торгово-экономического сотрудничества. Как подчеркивает В.Б. Кашин, событием, которое привлекло внимание всего мира в августе 2022 г., стал визит в Тайбэй спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси, являющейся третьим по значимости лицом в американской политической иерархии [29]. Как заявила сама спикер: «солидарность Америки с Тайванем, как никогда, имеет решающее значение» [30]. Приезд госпожи Пелоси внес вклад в подрыв основ политического диалога между США и КНР и спровоцировал КНР на ответные действия. В день приземления самолета Нэнси Пелоси материковый Китай развернул масштабные военные учения в акватории пролива, которые сопровождались пусками баллистических и гиперзвуковых ракет, использованием авиации и военных кораблей. В 2022 и 2023 гг. Тайвань посетили бывший Госсекретарь США Майк Помпео, который заявлял о том, что Тайвань фактически является независимым государством [31], и бывший советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон.
Одним из ключевых направлений в отношениях Тайваня и США в период президентства Байдена становится вовлечение острова в региональные инициативы по сдерживанию КНР. Так, в Индо-Тихоокеанской стратегии США говорится о том, что Соединенные Штаты будут стремиться углубить связи с ведущими региональными партнерами, включая Тайвань, в целях поддержания мира и стабильности в проливе [32]. Тайваньское руководство со своей стороны также приветствует развитие сети институтов в регионе, ядром которых являются США. В частности, в марте 2022 г. Уильям Лай, на тот момент вице-президент острова, выразил желание присоединиться к Четырехстороннему диалогу по безопасности (QUAD) [33]. Примечательным является и то, что угроза вооруженного конфликта между островом и материком стала фокусом внимания НАТО. В ноябре 2022 г. стало известно, что Организация Североатлантического договора впервые провела дискуссии о статусе Тайваня и возможных последствиях в случае столкновения [34]. В мае 2023 г. Генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил: «Экономические и торговые последствия конфликта будут огромными, и мы ощутим их сразу же», однако исключив при этом возможность вмешательства НАТО в конфликт [35].
Вопрос поставок вооружений на Тайвань по-прежнему занимает центральное место в системе отношений США и острова. Дж. Байден продолжил политику предшественника по укреплению обороноспособности острова. Отмечается, что Соединенные Штаты ввиду серьезного разрыва потенциалов между КНР и Тайванем склоняют остров к переходу к концепции «асимметричной обороны» с использованием большого количества малогабаритных и высокомобильных систем, которые потенциально могут нанести ущерб, многократно превосходящий себестоимость данных вооружений. В этом отношении можно выделить: переносные зенитно-ракетные
комплексы «Стингер», противотанковые ракетные комплексы «Джавелин», морские мины, противокорабельные комплексы и крылатые ракеты [36].
Одним из ключевых факторов, который обусловливает стратегическое значение Тайваня на мировой арене, является его место в глобальной производственной цепочке микрочипов, которые составляют основу современной экономики. Базирующаяся на Тайване компания TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company) занимает более 90% рынка производства передовых чипов, выполненных в 10-нм техпроцессе и ниже [37].
По мере развития технологического суверенитета КНР и достижений страны в области искусственного интеллекта США развернули широкую санкционную компанию против ключевых технологических гигантов материкового Китая, среди которых Huawei, ZTE, SMIC и др. Значительные усилия американской дипломатии также были сосредоточены на том, чтобы убедить союзников ограничить поставки передовых технологий в КНР. В списке данных союзников, помимо Японии, Южной Кореи и Нидерландов, также числится и Тайвань [38].
По оценкам аналитиков Bloomberg, развитие военного сценария в островной зоне с участием КНР и США нанесет мировой экономике ущерб в 10 трлн долларов (10% от мирового ВВП). Наибольший урон будет нанесен Южной Корее, Японии и странам Юго-Восточной Азии - от 13,5 до 23,3% потери ВВП в первый год конфликта. В случае США данный показатель оценивается в 6,7% ВВП [39].
Во избежание обозначенных рисков, а также в целях укрепления собственных позиций на рынке полупроводников США в августе 2022 г. подписали «Закон о чипах», предполагающий выделение субсидий в размере 52,7 млрд долларов на развитие локального производства полупроводников и научных разработок в этой области [40]. В данном отношении партнерство с Тайванем является для Соединенных Штатов критически важным. Еще в 2020 г. было объявлено о строительстве завода TSMC в Аризоне стоимостью 12 млрд долларов. Позже (в 2022 г.) было объявлено об увеличении инвестиций до 40 млрд долларов для строительства второго завода по производству самых передовых 3-нм чипов. Изначально планировалось, что первые чипы в 4- и 5-нм исполнении начнут выпускаться в 2024 г., однако позже было объявлено о переносе сроков запуска завода на 2025 г. Второй завод, как сообщается, будет запущен в 2026 г.
Упомянутый перенос сроков связан с немалым количеством проблем, с которыми сталкиваются США и Тайвань в процессе строительства предприятий. Прежде всего отмечаются нехватка квалифицированных кадров, нарушение техники безопасности при возведении объектов и проблемы бюрократического характера [41]. Нельзя не обратить внимание и на то, что строительство подобной инфраструктуры отвечает, в первую очередь, интересам Соединенных Штатов и ставит под угрозу благосостояние самого Тайваня. Предоставление передовых технологий США имеет
потенциал серьезно ослабить позиции острова на рынке. В связи с этим глава Национального совета по науке и технологиям Тайваня Цзун-Цун У (Tsung-Tsong Wu) в декабре 2022 г. заявила о том, что будет сформирована команда при правительстве, которая начнет курировать вопросы контроля над экспортом технологий, представляющих национальный интерес для Тайваня [42]. По словам основателя и бывшего главы TSMC Морриса Чанга, идеи глобализации и свободной торговли «мертвы». Подобный взгляд связывается с геополитическими трансформациями, происходящими на фоне американо-китайского противостояния и разрыва существующих производственных цепочек [43].
К вышесказанному стоит добавить резонансный случай, произошедший в мае 2023 г., когда конгрессмен США Сет Молтон заявил о том, что Америке следует уничтожить TSMC в случае нападения на остров со стороны КНР. Слова Молтона вызвали ответную реакцию со стороны министра обороны Тайваня Чиу Го-чэн, который пообещал защищать остров от любой агрессии, в том числе исходящей от США [44].
Заметим, что, несмотря на беспрецедентное санкционное давление, КНР достигла значимых успехов в области освоения новейших техпроцессов. В декабре 2023 г. было заявлено, что компании SMIC удалось наладить собственное производство 5-нм процессоров [45]. Более того, китайский производитель уже активно занимается освоением 3-нм техпроцесса [46]. Важным событием стало создание компанией SMEE (Shanghai Micro Electronics Equipment Group) первого литографического сканера, построенного на базе отечественных компонентов и при этом способного выпускать чипы по норме 28-нм. Данное достижение позволяет существенно сократить зависимость от нидерландского лидера на рынке литографического оборудования - ASML [47].
В январе 2023 г. в ходе очередных выборов на острове победил кандидат от ДПП Уильям Лай. В значительной степени взгляды нового главы администрации острова совпадают с аналогичными воззрениями Цай Инвэнь. Лай еще в 2017 г., будучи премьер-министром, заявил о том, что он является сторонником независимости Тайваня, что вызвало ожидаемо негативную реакцию материка. Однако в ходе президентской компании Лай занял более сдержанную позицию, заявляя о необходимости поддержания статуса-кво в регионе и подчеркивая важность сохранения диалога с материком [48].
После появления результатов выборов Госсекретарь США Энтони Блинкен поздравил Лая с победой, указав на «прочность демократической системы и избирательного процесса» на острове [49].
Резюмируя вышеизложенное, в развитии отношений США и Тайваня можно выделить несколько решающих этапов.
1949-1972 гг. - ключевыми характеристиками данного периода являются: зарождение и становление дихотомии «остров-материк», фиксация роли США
как гаранта безопасности Тайваня, встраивание КНР и РК в механизмы биполярного порядка;
1972-1991 гг. - ключевыми характеристиками данного этапа можно считать: трансформацию американо-китайского диалога, формирование институциональной и международного-правовой базы механизма отношений в рамках треугольника КНР-Тайвань-США, начало трансформации внутренней политики на острове и материке в сторону экономической и политической либерализации;
1991-2016 гг. - ключевые характеристики данного этапа: изменение баланса сил на международной арене в результате распада СССР и усиления влияния США, формирование основополагающих принципов взаимодействия острова и материка, укрепление демократических принципов в Республике Китай, рост сепаратистских настроений во внутренней повестке на Тайване на фоне укрепления роли тайваньской идентичности, сохранение политики «стратегической неопределенности» со стороны США;
2016 г.-настоящее время: переход к политике стратегического соперничества в отношениях США и КНР и активное вовлечение острова в инициативы по сдерживанию материка, повышение уровня официальных лиц, задействованных в выстраивании американо-тайваньских отношений, интенсификация военно- и научно-технического сотрудничества США и Тайваня, переход к политике «стратегической ясности» со стороны США и закрепление за КНР статуса угрозы миропорядку.
Таким образом, принимая во внимание существующее положение дел в регионе и позиции сторон, можно сказать, что в краткосрочной перспективе риторика руководства Тайваня будет напоминать то, что наблюдалось во время президентства Цай Инвэнь. Сотрудничество в области обороны и технологическая кооперация с США будут усиливаться по мере интенсификации конкуренции между США и КНР. Все стороны будут проявлять относительную осторожность в целях недопущения эскалации и очередного кризиса. Тем не менее внутреннее давление продолжит расти: укрепление ястребиной политики в США является устойчивым трендом; тайваньский избиратель желает сохранить статус-кво, однако радикальное крыло ДПП может продолжить оказывать давление на администрацию в целях дальнейшего продвижения идей независимости и их воплощения; КНР продолжит оказывать существенное дипломатическое, экономическое и психологические давление на остров в целях демонстрации безальтернативности воссоединения.
Список источников
1. Сунь Цзюньфэн. Политика США по отношению к Тайваню в контексте китайско-американских отношений во второй половине ХХ - начале XXI в. // Журнал международного права и международных отношений. 2021. № 4. С. 40-46.
2. Смирнов Д.А., Степанова Е.Н. Большой Китай: региональные политические проблемы. М.: ИКСА РАН, 2023. 272 с.
3. Hass R., Glaser B., Bush R. U.S.-Taiwan relations. Will China's challenge lead to a crisis. Washington: Brookings Institution Press, 2023. 208 с.
4. Blackwill R.D., Zelikow P. The United States, China, and Taiwan: a strategy to prevent war // Council Special Report. 2021. No. 90. URL: https://cdn.cfr.org/sites/de-fault/files/report_pdf/csr90_1.pdf
5. Chase M.S. U.S. - Taiwan security cooperation: enhancing an unofficial relationship // Dangerous Strait: The U.S.-Taiwan-China Crisis / ed. by Bernkopf N.T. New York: 2005. P. 162-185.
6. Taiwan held liable in killing of U.S. Journalist. URL: https://www.nytimes.com/-1989/12/31/us/taiwan-held-liable -in-killing-of-us -j ournalist.html.
7. Танки после Горбачева: как разгоняли студентов на Тяньаньмэнь. URL: https://-www.gazeta.ru/science/2019/06/04_a_123 94045.shtml.
8. Белевцева С.Н. Развитие американо-китайских отношений в период президентства Дж. Буша-старшего // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2023. № 2 (66). URL: https://api-mag.kursk-su.ru/api/v1/get_pdf/4832/.
9. 20 years later: reevaluating the Taiwan policy review. URL: https://project2049-.net/2017/04/03/20-years-later-reevaluating-the-taiwan-policy-review/
10. Кашин В. Тайваньская проблема: военно-политические аспекты и последствия для российско-китайского военно-технического сотрудничества. URL: https://-russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/tayvanskaya-problema-voenno-politicheskie-aspekty-i-posledstviya-dlya-rossiysko-kitayskogo-voenno-te/
11. Vice President Lien meets with AIT Chairman Richard Bush. URL: https://eng-lish.president.gov.tw/NEWS/1232.
12. Bush warns Taiwan to keep status quo: China welcomes U.S. stance. URL: https://www.nytimes.com/2003/12/10/news/bush-warns-taiwan-to-keep-status-quo-china-welcomes-us-stance.html.
13. Лукьянов Ф. Химера, олицетворявшая глобализацию. URL: https://globalaf-fairs.ru/articles/himera-globalizacziya/.
14. Полякова Т.В. Эволюция фактора Тайваня в отношениях между США и КНР // Аналитические доклады. 2014. № 3(42). С. 12-13.
15. Социальный протест на современном Востоке / под ред. Д.В. Стрельцова. М.: Аспект Пресс, 2016. 304 с.
16. Inaugural address of ROC 15th-term President Tsai Ing-wen. URL: https://eng-lish.president.gov.tw/News/6004.
17. Taiwan: «The Struggle Continues». URL: https://www.hoover.org/research/tai-wan-struggle-continues.
18. Taiwan Independence vs. Unification with the Mainland. URL: https://esc.-nccu.edu.tw/PageDoc/Detail ?fid=7801&id=6963.
19. Taiwanese / Chinese Identity. URL: https://esc.nccu.edu.tw/PageDoc/Detail?fid=-7800&id=6961.
20. Эксперт: КНДР придется придумать свою «нацию» в случае отказа от объединения с Югом. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19715951
21. Миллер А.И. Национальная идентичность на Украине: история и политика // Россия в глобальной политике. 2022. Т. 20, № 4. С. 46-65.
22. Trump's phone call with Taiwan president risks China's wrath. URL: https://-www.theguardian.com/us-news/2016/dec/03/trump-angers-beijing-with-provocative-phone-call-to-taiwan-president.
23.Taiwan Travel Act (adopted on February 28, 2018 by the US Congress, signed by the President ofthe United States on March 16, 2018). URL: https://www.govinfo.gov/con-tent/pkg/PLAW- 115publ 135/pdf/PLAW- 115publ 135.pdf.
24. Замглавы Госдепартамента США 17-19 сентября посетит Тайвань. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9478987.
25. US stands by Taiwan, Craft tells Tsai. URL: https://www.taipeitimes.com/News/-front/archives/2021/01/15/2003750606.
26.Президент Тайваня заявила о нахождении на острове солдат США. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/6179f6b69a794744864c3917.
27. Grothusen H. How Biden is building on Trump's legacy in Taiwan. URL: https://www.csis.org/blogs/new-perspectives-asia/how-biden-building-trumps-legacy-taiwan.
28. США впервые официально пригласили представителя Тайваня на инаугурацию президента. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10511001.
29. Кашин В. Последствия визита Пелоси на Тайвань ощутит на себе весь мир. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/posledstviya-vizita-pe-losi-na-tayvan-oshchutit-na-sebe-ves-mir/
30. Бессмысленная и беспощадная. Чего Нэнси Пелоси добилась визитом на Тайвань для себя и Соединенных Штатов. URL: https://www.kommersant.ru/-doc/-5492637.
31. Экс-госсекретарь США назвал Тайвань независимым государством. URL: https://ria.ru/20220927/tayvan-1819875883.html.
32. Indo-Pacific strategy of the United States // whitehouse.gov. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/02/U.S.-Indo-Pacific-Strategy.pdf
33. Taiwan wants to join the Quad, Lai tells delegation. URL: https://www.taipei-times.com/News/taiwan/archives/2022/03/03/2003774109.
34. НАТО впервые провела специальные дискуссии по вопросу угрозы Тайваню. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/16460007.
35. В НАТО оценили вероятность вмешательства в возможный конфликт вокруг Тайваня. URL: https://lenta.ru/news/2023/05/09/vmeshatelstvooo/.
36. Сюрприз от Джо Байдена: почему США начали поставлять оружие Тайваню по «украинской» схеме. URL: https://tass.ru/opinions/18501723.
37. Ковачич Л. Битва за полупроводники: будут ли победители. URL: https://rus-siancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/bitva-za-poluprovodniki-budut-li-pobe-diteli/?ysclid=lrs4qtdj80482630759.
38. США начали технологическую блокаду Китая. К чему это приведет. URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/01/12/2022/63885c729a7947e1f3611ef6.
39. Война за Тайвань может стоить миру $10 трлн. URL: https://www.vedo-mos-ti.ru/economics/articles/2024/01/10/1014332-voina-za-taivan-mozhet-stoit-miru- 10-trln .
40. Байден подписал закон об инвестициях в чипы для конкуренции с Китаем. URL: https://www.rbc.ru/politics/09/08/2022/62f29bf89a794775ce7df3f8
41. Очередной удар по планам США: Samsung и TSMC срывают сроки запуска производства микросхем в Америке. URL: https://www.cnews.ru/news/top/2023-12-27_samsung_i_tsmc_sryvayut_sroki_zapuska.
42. Тайвань не хочет отдавать Америке звание мировой столицы чипов. Компании из США всегда будут на поколение позади тайваньских. URL: https://www.-cnews.ru/news/top/2022-12-09_tajvan_boitsya_otdat_ssha.
43. Основатель крупнейшего в мире производителя чипов объявил конец эпохи глобализации и свободной торговли. URL: https://www.cnews.ru/news/top/2022-12-07_osnovatel_krupnejshego_v.
44. Defense minister says Taiwan will not let US «blow up TSMC» during Chinese attack. URL: https://www.taiwannews.com.tw/en/news/4886681.
45. Китай совершил гигантский прорыв в производстве процессоров вопреки санкциям США. URL: https://www.cnews.ru/news/top/2023-12-08_kitaj_vopreki_sank-tsiyam_sovershil.
46.Неожиданность для всего мира. Китай осваивает самый передовой на планете техпроцесс вопреки санкциям США. Опрос. URL: https://www.cnews.ru/news/-top/-2023-12-25_neozhidannost_dlya_vsego.
47. В Китае создан передовой «суверенный» литографический сканер для техпроцесса 28-нм. URL: https://www.cnews.ru/news/top/2023-12-21_v_kitae_sozdan_-peredovoj.
48. Кандидат от правящей партии Тайваня заявил о победе на выборах. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6453084.
49. В Тайване заявили о совместном с США продвижении демократии. URL: https://ria.ru/20240114/demokratiya-1921316928.html?ysclid=ls3jl2pe3o90902961.
References
1. Sun' Tszyun'fen. Politika SShA po otnosheniyu k Taivanyu v kontekste kitaisko-amerikanskikh otnoshenii vo vtoroi polovine XX - nachale XXI v. [US policy towards Taiwan in the context of Chinese-American relations in the second half of the 20th - early 21st centuries]. Zhurnal mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnykh otnoshenii, 2021, no. 4, pp. 40-46. (In Russ.).
2. Smirnov D.A., Stepanova E.N. Bol'shoi Kitai: regional'nye politicheskie problemy. [Greater China: regional political problems]. Moscow: IKSA RAS Publ., 2023. 272 p. (In Russ.).
3. Hass R., Glaser B., Bush R. U.S.-Taiwan Relations. Will China's challenge lead to a crisis: monograph. Washington: Brookings Institution Press, 2023. 208 p.
4. Blackwill R.D., Zelikow P. The United States, China, and Taiwan: A Strategy to Prevent War. Council Special Report, 2021, no. 90. URL: https://cdn.cfr.org/-sites/de-fault/files/report_pdf/csr90_1.pdf
5. Chase M.S. U.S. - Taiwan security cooperation: enhancing an unofficial relationship. In: Bernkopf N.T. (ed.). Dangerous Strait: The U.S.-Taiwan-China Crisis. New York, 2005,pp.162-185.
6. Taiwan Held Liable in Killing of U.S. Journalist. URL: https://www.nyti-mes.com/1989/12/31/us/taiwan-held-liable-in-killing-of-us-journalist.html.
7. Tanks after Gorbachev: how the students were dispersed at Tiananmen. URL: https://www.gazeta.ru/science/2019/06/04_a_12394045.shtml. (In Russ.).
8. Belevtseva S.N. Razvitie amerikano-kitaiskikh otnoshenii v period prezidentstva Dzh. Busha-starshego [Development of American-Chinese relations during the presidency of George W. Bush]. Uchenye zapiski. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudar-stvennogo universiteta, 2023, no 2 (66). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/-4832/. (In Russ.).
9. 20 years later: reevaluating the Taiwan policy review. URL: https://pro-ject2049.net/2017/04/03/20-years-later-reevaluating-the-taiwan-policy-review/.
10. Kashin V. Taivan'skaya problema: voenno-politicheskie aspekty i posledst-viya dlya rossiisko-kitaiskogo voenno-tekhnicheskogo sotrudnichestva [The Taiwan problem: military-political aspects and consequences for Russian-Chinese military-technical cooperation]. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/tayvanskaya-problema-voenno-politicheskie-aspekty-i-posledstviya-dlya-rossiysko-kitayskogo-voenno-te/. (In Russ.).
11. Vice President Lien Meets with AIT Chairman Richard Bush. Official website of the Office of the President of the Republic of China. URL: https://english.president.-gov.tw/NEWS/1232
12. Bush warns Taiwan to keep status quo: China welcomes U.S. stance. URL: https://www.nytimes.com/2003/12/10/news/bush-warns-taiwan-to-keep-status-quo-china-welcomes-us-stance.html.
13. Luk'yanov F. Khimera, olitsetvoryavshaya globalizatsiyu [The chimera that personified globalization]. URL: https://globala-ffairs.ru/articles/himera-globalizacziya/ (In Russ.).
14. Polyakova T.V. Evolyutsiya faktora Taivanya v otnosheniyakh mezhdu SShA i KNR [The evolution of the Taiwan factor in relations between the United States and China]. Analiticheskie doklady, 2014, no. 3 (42), pp. 12-13. (In Russ.).
15. . Streltsova D.V. (ed.). Sotsial'nyi protest na sovremennom Vostoke [Social protest in the modern East]. Moscow, Aspect Press Publ., 2016. 304 p. (In Russ.).
16. Inaugural address of ROC 15th-term President Tsai Ing-wen. Official website of the Office of the President of the Republic of China. URL: https://english.president.gov.-tw/News/6004.
17. Taiwan: «The Struggle Continues». URL: https://www.hoover.org/research/tai-wan-struggle -continue. s.
18. Taiwan independence vs. unification with the mainland. URL: https://esc.nccu.-edu.tw/PageDoc/Detail ?fid=7801&id=6963.
19. Taiwanese / Chinese Identity. URL: https://esc.nccu.edu.tw/PageDoc/Detail?-fid=7800&id=696.1
20. Expert: The DPRK will have to come up with its own "nation" if it refuses to unite with the South. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19715951 (In Russ.).
21. Miller A.I. Natsional'naya identichnost' na Ukraine: istoriya i politika [National identity in Ukraine: history and politics]. Rossiya v global'noi politike, 2022, vol. 20, no. 4, pp. 46-65. (In Russ.).
22. Trump's phone call with Taiwan president risks China's wrath. URL: https://www.theguardian.com/us-news/2016/dec/03/trump-angers-beijing-with-provoca-tive-pho-ne-call-to-taiwan-president.
23. Taiwan Travel Act (adopted on February 28, 2018 by the US Congress, signed by the US President on March 16, 2018). URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/PLAW-115publ 135/pdf/PLAW- 115publ 135.pdf.
24. The Deputy Head of the US State Department will visit Taiwan on September 1719. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9478987. (In Russ.).
25. US stands by Taiwan, Craft tells Tsai. URL: https://www.taipeitimes.com/News-/front/archives/2021/01/15/2003750606.
26.The President of Taiwan announced the presence of US soldiers on the island. (In Russ.). URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/6179f6b69a794744864c3917.
27. Grothusen H. How biden is building on Trump's legacy in Taiwan. URL: https://www.csis.org/blogs/new-perspectives-asia/how-biden-building-trumps-legacy-taiwan.
28. The United States officially invited a Taiwanese representative to the presidential inauguration for the first time. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-pano-rama/10511001. (In Russ.).
29. Kashin V. Posledstviya vizita Pelosi na Taivan' oshchutit na sebe ves' mir [The consequences of Pelosi's visit to Taiwan will be felt throughout the world]. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/-posledstviya-vizita-pelosi-na-tayvan-oshchutit-na-sebe-ves-mir/. (In Russ.).
30.Senseless and merciless. What Nancy Pelosi achieved with her visit to Taiwan for herself and the United States. (In Russ.). URL: https://www.kommersant.ru/d7.
31. The former US Secretary of State called Taiwan an independent state. URL: https://ria.ru/20220927/tayvan-1819875883.html. (In Russ.).
32. Indo-Pacific strategy of the United States. Official website of the White House. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/02/U.S.-Indo-Pacific-Strat-egy.pdf.
33. Taiwan wants to join the Quad, Lai tells delegation. URL: https://www.taipei-times.com/News/taiwan/archives/2022/03/03/2003774109.
34. NATO held special discussions on the threat to Taiwan for the first time. (In Russ.). URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/16460007.
35. NATO assessed the likelihood of intervention in a possible conflict around Taiwan. URL: https://lenta.ru/news/2023/05/09/vmeshatelstvooo/. (In Russ.).
36. Surprise from Joe Biden: why the United States began supplying weapons to Taiwan according to the «Ukrainian» scheme. URL: https://tass.ru/opinions/18501723. (In Russ.).
37. Kovachich L. Bitva za poluprovodniki: budut li pobediteli. [The battle for semiconductors: will there be winners]. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-com-ments/analytics/bitva-za-poluprovodniki-bu-dut-li-pobediteli/?ysclid=lrs4qtdj80482630759. (In Russ.).
38. The United States began a technological blockade of China. Where it leads. URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/01/12/2022/63885c729a7947e1f3611ef6. (In Russ.).
39. A war over Taiwan could cost the world $10 trillion. URL: https://-www.ve-domosti.ru/economics/articles/2024/01/10/1014332-voina-za-taivan-mozhet-stoit-miru-10-trln. (In Russ.).
40. Biden signed legislation to invest in chips to compete with China. URL: https://www.rbc.ru/politics/09/08/2022/62f29bf89a794775ce7df3f8. (In Russ.).
41. Another blow to US plans: Samsung and TSMC are delaying the launch of chip production in America. URL: https://www.cnews.ru/news/top/2023-1227_sam-sung_i_tsmc_sryvayut_sroki_zapuska. (In Russ.).
42. Taiwan does not want to give America the title of world chip capital. US companies will always be a generation behind Taiwanese ones. URL: https://www.-cnews.ru/news/top/2022-12-09_tajvan_boitsya_otdat_ssha. (In Russ.).
43. The founder of the world's largest chip manufacturer declared the end of the era of globalization and free trade. . URL: https://www.cnews.ru/news/top/2022-12-09_tajvan_boitsya_otdat_ssha (In Russ.).
44. Defense minister says Taiwan will not let US «blow up TSMC» during Chinese attack. URL: https://www.taiwannews.com.tw/en/news/4886681.
45. China has made a giant breakthrough in processor production despite US sanctions. URL: https://www.cnews.ru/news/top/2023-12-08_kitaj_vopreki_sank-tsiyam_so-vershil. (In Russ.).
46. Surprise for the whole world. China is mastering the most advanced technological process on the planet despite US sanctions. URL: https://www.cnews.ru/news-/top/2023-12-25_neozhidannost_dlya_vsego. (In Russ.).
47. An advanced "sovereign" lithography scanner for the 28 nm process technology has been created in China. URL: https://www.cnews.ru/news/top/2023-12-21_v_ki-tae_sozdan_peredovoj. (In Russ.).
48. The candidate from Taiwan's ruling party declared victory in the elections. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6453084. (In Russ.).
49. Taiwan announced joint promotion of democracy with the United States. URL: https://ria.ru/20240114/demokratiya- 1921316928.html?ysclid=ls3jl2pe1. (In Russ.).
Информация об авторах
В.В. Харичков - аспирант, Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0009-0001 -5466-8001
Information about the authors
V.V. Kharichkov - Postgraduate Student of the University of World Civilizations named after V.V. Zhirinovsky, Moscow, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0009-0001 -5466-8001
Статья поступила в редакцию 07.02.2024; одобрена после рецензирования 19.04.2024; принята к публикации 23.04.2024.
The article received 07.02.2024; revised 19.04.2024; accepted 23.04.2024.