Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (1930-1980-е ГОДЫ)'

ЭВОЛЮЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (1930-1980-е ГОДЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
664
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
средние специальные музыкальные школы / музыкально одарённые дети / профессиональное музыкальное образование / special secondary music schools / musically gifted children / professional music education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — O. B. Шестакова

Деятельность отечественных средних специальных музыкальных школ образовательных учреждений для одарённых детей не получила полноценного освещения в научной литературе. Статья представляет собой исследование исторического пути средних специальных музыкальных школ в 1930-1980-е годы. Анализ элементов, наиболее ярко раскрывающих специфику этих школ, позволил выделить 2 этапа эволюции данного вида образовательных учреждений в обозначенный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF NATIONAL SPECIAL SECONDARY MUSIC SCHOOLS FOR GIFTED CHILDREN (1930-1980th YEARS)

National special secondary music schools are educational institutions for gifted children whose activities have not been fully discussed in scientific literature. The article represents the research of historical ways of special secondary schools in 1930-1980s. The analysis of the elements highlighting specification of such schools allowed distinguishing two steps in evolution of this type of educational institutions in the designated period.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (1930-1980-е ГОДЫ)»

YAK 377.6:78 ББК 74.473+85.31 p

O.B. ШЕСТАКОВА

O.V. SHESTAKOVA

ЭВОЛЮиИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СРЕДНИХ СПЕНИАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (1930-1980-е ГОДЫ)

EVOLUTION OF NATIONAL SPECIAL SECONDARY MUSIC SCHOOLS FOR GIFTED CHILDREN (1930-1980th YEARS)

Деятельность отечественных средних специальных музыкальных школ - образовательных учреждений для одарённых детей - не получила полноценного освещения в научной литературе. Статья представляет собой исследование исторического пути средних специальных музыкальных школ в 1930-1980-е годы. Анализ элементов, наиболее ярко раскрывающих специфику этих школ, позволил выделить 2 этапа эволюции данного вида образовательных учреждений в обозначенный период.

National special secondary music schools are educational institutions for gifted children whose activities have not been fully discussed in scientific literature. The article represents the research of historical ways of special secondary schools in 1930-1980s. The analysis of the elements highlighting specification of such schools allowed distinguishing two steps in evolution of this type of educational institutions in the designated period.

Ключевые слова: средние специальные музыкальные школы, музыкально одарённые дети, профессиональное музыкальное образование.

Key words: special secondary music schools, musically gifted children, professional music education.

Средние специальные музыкальные школы, первоначально называвшиеся «музыкальные школы-десятилетки», - вид отечественных образовательных учреждений для особо одарённых детей, объединяющий общеобразовательную и профессиональную (музыкально-исполнительскую) подготовку. В отличие от более распространённой в нашей стране трёхступенной системы подготовки музыкантов-профессионалов: детская музыкальная школа - музыкальное училище - музыкальный ВУЗ, - данные школы подготавливали детей непосредственно к поступлению в высшее учебное заведение. Для особо одарённых детей была создана двухступенная система: средняя специальная музыкальная школа - консерватория.

Данные школы возникли в нашей стране в 30-е годы прошлого столетия и существуют по сегодняшний день. На всём протяжении своей истории они демонстрировали высочайшие результаты, признанные мировым музыкальным сообществом. В то же время средние специальные музыкальные школы (далее - ССМШ) практически не являлись предметом специальных научных исследований. В частности, истории данного вида школ посвящены: издание 1947 года об одесской музыкальной школе-десятилетке [4], издание 1962 года о Центральной музыкальной школе [15], раздел об истории средней специальной музыкальной школы при ГМПИ им. Гнесиных в монографии 1981 года [6], краткая историческая справки о данных учебных заведениях в диссертации А.О. Аракеловой [2] и два издания последнего десятилетия о Центральной музыкальной школе [1, 16], также включающие в себя некоторую историческую информацию. Имеющиеся работы содержат по преимуществу отдельные сведения об истории и деятельности ССМШ, не дающие полноценного представления о развитии данных школ. Поэтому основой нашего исследования явились, прежде всего, архивные материалы. Их анализ, в соединении с информацией имеющихся публикаций, позволил представить исторический путь данного вида образовательных учреждений эволюционно.

Хронология открытия ССМШ выглядит следующим образом. Первая подобная школа была открыта в Одессе в 1933 г. В течение 1930-х годов были открыты также школы в Киеве, Москве, Ленинграде, Минске, Баку, Тбилис-си и Ереване. Школы открывались при консерваториях, работа с учащимися по музыкально-исполнительским дисциплинам осуществлялась профессорами и преподавателями данных вузов. Это явилось воплощением одной из образовательных стратегий государства - «с целью серьёзного улучшения подготовки музыкантов организовать ... музыкальные школы-десятилетки (с интернатом) при всех консерваториях Союза ССР» [11].

В 1940-е годы данные школы продолжали открываться. В справочной статье И.А. Ямпольского «Музыкальное образование в СССР» указано, что к 1945 г. в СССР были открыты 14 музыкальных школ-десятилеток в 9 союзных республиках [14, л. 5]. На начало 1952-1953 учебного года их было уже 19 [12, л. 1]. В дальнейшем интенсивность количественного роста данных учебных заведений снижается, но в 1960-1980-х годах были открыты ещё 5 школ. С 1990-х годов и по сегодняшний день открыты только 3 новых учебных заведения данного вида.

Таким образом, 1930-1980-е годы были периодом наиболее интенсивного развития сети средних специальных музыкальных школ. В этот же период разрабатывались и неоднократно редактировались нормативные документы, регулирующие их деятельность: Положения о данном виде школ, учебные планы, программы учебных дисциплин и т.п. То есть формировались и корректировались ценностно-целевые, содержательные, организационно-методические основы работы с учащимися. Именно в течение 1930-1980-х годов окончательно откристаллизовались сущностные характеристики средней специальной музыкальной школы как вида образовательного учреждения.

Целью данной статьи является анализ особенностей эволюции средней специальной музыкальной школы как вида образовательного учреждения в 1930-1980-х годах. За основу был взят теоретико-хронологический подход (термин предложен Н.В. Назаровым), подразумевающий выделение определённых элементов в структуре объекта и их анализ в различные исторические периоды [7]. Не ставя задачу дать полную характеристику ССМШ, рассмотрим 3 аспекта их деятельности, раскрывающие специфические особенности данного вида школ: 1) организация внешнего и внутреннего управления; 2) принципы формирования контингента учащихся и преподавательского состава; 3) организация учебно-воспитательного процесса, подходы к содержанию образования.

В результате проведённого исследования выявлены следущие особенностей данных элементов и характер их изменений в обозначенный период.

1. Вопросами общей организации деятельности ССМШ занимался Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК СССР, с 1953 года - Министре-ство культуры при Совете министров СССР. Руководство школ, открывывших-ся в союзных республиках, возлагалось на Министерства культуры данных республик. Органами управления предъявлялись высокие требования к работе школ, проводился тщательный анализ их деятельности, что отражено в материалах совещаний, хранящихся в архивах. Особо интенсивными данные совещания были в период 1930-1950-х годов. В центре внимания, прежде всего, находились вопросы цели деятельности данных школ, единого руководства ими, анализа создававшихся нормативных документов. Обсуждались и учебно-методические вопросы (структура и содержание учебных планов, программ учебных дисциплин, издание учебников, учебных пособий), и материально-технические проблемы (недостаток учебных помещений либо их несоответствие нормам и т.п.). Предметом пристального внимания являлись также вопросы оптимизации контингента учащихся и кадрового состава музыкальных школ-десятилеток, недостаточная методическая связь с консерваториями.

В конце 1950-х годов на совещаниях обсуждаются вопросы усиления практикоориентированности образовательного процесса, а именно - направленности подготовки на большую универсальность выпускников: не только на поступление в консерваторию (что изначально являлось целью обучения в данных школах), но и на то, «... чтобы учащиеся получали определённые практические навыки, дающие им право работать по окончании школы.» [13, л. 15].

В архивных документах последующих десятилетий практически не удалось обнаружить материалов о всесоюзных совещаниях по проблемам ССМШ (за исключением одного подобного совещания, состоявшегося в 1980 г. в Одессе). Такое снижение интенсивности совещаний позволяет предположить, что к данному периоду были сформированы представления об основах деятельности ССМШ, отсутствовала необходимость существенных изменений, пересмотров позиций.

Учредителями всесоюзного уровня разрабатывались специальные документы, регламентирующие деятельность данного вида учебных заведений - Положения о музыкальных школах-десятилетках / средних специальных музыкальных школах. Анализ редакций этих документов (1938, 1946, 1958 и 1966 гг.) свидетельствует о постепенном усовершенствовании организационно-управленческой структуры и особенностей учебно-воспитательного процесса. Все сущностные характеристики данного вида школ окончательно утверждены в Положении 1958 года. Последняя редакция (1966 г.) фактически дублирует документ 1958 года, но отражает новое наименование учебных заведений - «средние специальные музыкальные школы».

Важная роль в руководстве профессиональной подготовкой учащихся ССМШ отводилась консерваториям. Директора (ректоры) консерваторий являлись художественными руководителями данных школ (это утверждалось Положением 1946 года), решали кадровые вопросы, а также вопросы организации концертной деятельности учащихся. Преподаватели и профессора консерваторий осуществляли педагогическую работу в школах, а также включались в составы комиссий на экзаменах. Укрепление методической связи консерваторий со специальными музыкальными школами регулировалось учредителями (через приказы, распоряжения). Особенно пристальное внимание уделялось этому вопросу с 1960-х годов и далее.

Достаточно разветвлённой была структура внутреннего управления школами. Она включала должности директора, заместителя, двух помощников директора (по учебной и по хозяйственной части), заведующих отделениями (фортепиано, струнных и духовых инструментов), руководителей предметных комиссий (музыкально-теоретических и общеобразовательных дисциплин). Существовала должность художественного руководителя, который назначался «для руководства художественной и методической работой . из числа высокоавторитетных музыкантов-исполнителей» [10, л. 68].

Согласно «Положению о музыкальной школе-десятилетке» 1946 года, были введены должности классного руководителя и воспитателя, комсорга и пионервожатого [8]. Это свидетельствовало об усилении внимания к воспитательной составляющей образовательного процесса. В следующем документе - «Положении о средней музыкальной школе», утверждённом Министерством культуры в 1958 году, гораздо подробнее описаны права и обязанности директора и заместителя, ограничен объём их учебной нагрузки [9]. То есть были созданы основы для повышения качества управленческой деятельности.

2. В ССМШ существовала определённая стратегия формирования контингента обучающихся. Основным принципом набора учащихся было выявление степени одарённости детей. Типичная особенность данных школ с первых лет их существования - обучение в подготовительных классах с 5-6-летнего возраста, для наблюдения за развитием будущих учеников.

В дальнейшем дети принимались в первый класс после нескольких предварительных индивидуальных консультаций и 2-3 туров вступительных испытаний.

Поддержанию высокого уровня контингента способствовал ряд особенностей учебного процесса. Первый год обучения в ССМШ был условным (это утверждалось в Положении 1938 года), школам предоставлялось право отчисления учащихся в случае отсутствия профессиональных перспектив. Согласно Положению 1938 года «учащиеся, не обнаружившие достаточных музыкальных данных», могли быть отчислены после 7 класса [10, л. 7]. Позднее «конкурсными», то есть допускающими отчисление по результатам годовых экзаменов, стали 4 и 7 классы. Впоследствии, приказом Управления учебных заведений Министерства культуры СССР 20м-51 от 25.04.1957 года, дирекции школы и педагогическому совету было предоставлено право отчисления из любого класса. Хотя при этом 7 класс оставался конкурсным, то есть подчёркивалась необходимость дополнительного тщательного отбора учащихся при переходе в старшие классы [3, с. 8-9]. Компромиссным вариантом был перевод учащихся с 8 класса на теоретическую или дирижёрско-хоровую специальности.

В то же время, специфической особенностью ССМШ, утверждённой уже в Положении 1938 года, была допустимость приёма в любой класс ребёнка с соответствующим уровнем подготовки. Это давало возможность пополнять контингент учащимися детских музыкальных школ («семилеток»), обнаружившими высокий уровень музыкальной одарённости в процессе обучения.

Особенно активизировалась деятельность музыкальных школ-десятилеток по повышению уровня контингента с 1960-х годов, после письма Министерства культуры РСФСР «Об укреплении контингентов специальных средних художественных учебных заведений» (1959 г.).

Высоким требованиям соответствовал и педагогический состав ССМШ. С первых лет существования школ для педагогов по специальности обязательным было наличие высшего образования. Более того, как отмечено выше, зачастую ими были представители профессорско-преподавательского состава консерваторий. Педагоги ССМШ по специальным классам обладали богатым методическим опытом. Они делились им на семинарах, конференциях, мастер-классах, являлись авторами программ и учебно-методических пособий не только для ССМШ, но и для ДМШ и музыкальных училищ. Интенсивность методической деятельности педагогов ССМШ повысилась в 1970-1980-е годы, в том числе, стали организовываться зарубежные поездки по обмену опытом работы (в аналогичные школы, которые начали открываться в других странах).

3. Обратимся далее к рассмотрению вопроса об особенностях организации учебного процесса и подходах к содержанию образования в ССМШ. Они отражены в Положениях, а также - в учебных планах, специально разрабатывавшиеся для данного вида школ. Своеобразие последних заключалось в наличии двух циклов - специального и общеобразовательного. Данные документы неоднократно корректировались, в исследуемый период были разработаны 7 редакций учебных планов - 1936, 1946, 1960, 1961, 1966, 1970 и 1987 годов.

В эволюции учебных планов ССМШ можно проследить следующие закономерности.

Установившийся в первых редакциях цикл специальных дисциплин фактически не менялся вплоть до 1960-х годов. На данном этапе корректировка происходила, прежде всего, в цикле общеобразовательных дисциплин. Её целью было приведение общеобразовательной подготовки учащихся к максимальному соответствию уровню общеобразовательной школы. Если изначально выпускникам ССМШ выдавался аттестат об окончании музыкальной школы-десятилетки, который отражал результаты

изучения обоих циклов дисциплин, то с 1949-1950 учебного года стали выдаваться два документа: аттестат зрелости Министерства просвещения СССР и Удостоверение Министерства культуры СССР (в котором содержались сведения об изучении дисциплин специального цикла) [5, л. 28]. Статус общеобразовательной подготовки повысился, что взаимосвязано со стабилизацией данного цикла в учебном плане. Хотя существовали особые «смягчающие» условия для учащихся ССМШ: в старших классах был снижен объём программ по физико-математическим и естественно-научным предметам в пользу гуманитарного направления, а сдача экзаменов на аттестат зрелости происходила поэтапно - в 10 и 11 классах [там же, л. 14-15].

После 1960 года ряд изменений коснулся специального цикла. В учебном плане 1960 года был расширен круг специальных дисциплин (чтение с листа, аккомпанемент, ансамбли) и введена концертная практика. Это должно было обеспечить готовность выпускника к достаточно разнообразной профессиональной музыкальной деятельности. В учебном плане 1987 года произошло усиление музыкально-теоретический подготовки и расширение круга факультативов, что свидетельствовало о продолжении стратегии углубления качества профессиональной подготовки.

«Этапными», то есть отразившими наиболее существенные изменения, являются учебные планы 1960 и 1987 годов.

Круг специальностей средних специальных музыкальных школ практически установился в первое десятилетие их существования. Типичной стала инструментальная подготовка: по фортепиано и различным инструментам классического симфонического оркестра. С 1950-х годов происходило постепенно расширение круга специальностей. В Положении о музыкальной школе-десятилетке 1958 года утверждаются вновь введённые специальности: инструменты народного оркестра, ударные инструменты, а также -музыкально-теоретическая и дирижёрско-хоровая подготовка как альтернатива для инструменталистов, не проявивших должного уровня профессионального роста к окончанию 7 класса [9].

Таким образом, сравнительно-сопоставительный анализ выделенных элементов на различных временных отрезках позволяет выявить 2 этапа в эволюции средних специальных музыкальных школ в исследуемый период:

1) 1930-1950-е годы. Это был период поисков организационных и содержательных основ деятельности данных школ. Об этом свидетельствуют неоднократные редакции Положений и учебных планов, многократные совещания, посвящённые деятельности СССМШ. К концу периода были сформированы сущностные характеристики данного вида образовательных учреждений: особенности руководства (внешнего и внутреннего), перечень специальностей, требования к контингенту, специфика организации и содержания учебного процесса;

2) 1960-1980-е годы. Изменилось название учебных заведений -«средние специальные музыкальные школы». Новыми вектором в их развитии стало расширение и углубление профессиональной подготовки выпускников. Это нашло отражение в увеличении круга специальных дисциплин и круга специальностей, введении концертной практики, усилении музыкально-теоретической подготовки, укреплении методических связей с консерваториями. Происходила трансляция накопленного богатого методического опыта.

Таким образом, период 1930-1950-х годов явился временем становления нового вида образовательных учреждений, а период 1960-1980-х годов -этапом совершенствования данного вида школ и утверждения их высокого статуса, в том числе - на мировой арене.

Литература

1. А.Д. Артоболевская (сборник воспоминаний, статей, трудов и писем) [Текст] / сост. В.П. Овчинников ; отв. ред. М.М. Берлянчик. - М. : Информ-полиграф, 2015. - 464 с.

2. Аракелова, А.О. Отечественное образование в области музыкального искусства: исторический опыт, проблемы и пути развития [Текст] : дис. ... д-ра искусствоведения / А.О. Аракелова. - Магнитогорск, 2012. - 589 с.

3. Годовые отчёты музыкальных школ [Текст] // ГАСО. Ф. Р-2089. Оп. 1. Д. 324. 82 л.

4. Гольдштейн, М. Школа имени Столярского [Текст] / М. Гольдштейн. - Одесса : Изд-во музыкальной школы-десятилетки им. П.С. Столярского, 1947. -20 с.

5. Документы об улучшении работы средних специальных музыкальных школ системы МК СССР (учебные планы, справки, сведения и др.) 1959-1960 г. [Текст] // РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 17. Д. 336. 75 л.

6. История музыкальных учебных заведений им. Гнесиных [Текст] / под общ. ред. М.Э. Риттих. - М., 1981. - 182 с.

7. Назаров, Н.В. Вопросы периодизации в деятельности исследователя истории педагогики (методологический аспект) [Текст] / Н.В. Назаров. - Орск : Изд-во Орского пединститута, 1995. - 85 с.

8. Положение о музыкальной школе десятилетке, утверждённое Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР 22 мая 1946 г. [Текст] // ЦАГМ. Ф. 620. Оп. 1. Д. 1. 8 л.

9. Положение о средней музыкальной школе, утверждённое Министерством Культуры СССР в 1958 году [Текст] // ЦАГМ. Ф. 620. Оп. 1. Д. 39. 47 л.

10. Проект Положения о средних музыкальных школах-десятилетках при Государственных консерваториях (август 1938 г.) // РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 4. Д. 569. Л. 67-70.

11. Проект резолюции ВКИ по детскому музыкальному образованию и введению 11-летнего курса обучения, программы и учебный план музыкальной школы (1937) [Текст] // РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 3. Д. 216. 64 л.

12. Сеть и контингенты учебных заведений Комитета по делам искусств при Совете министров СССР за 1948-52 учебные годы [Текст] // РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 11. Д. 634. 4 л.

13. Совещание при дирекции консерватории (ЛГК деканов, заведующих кафедрами, представителей музыкальных училищ и музыкальной школы десятилетки по вопросу о реорганизации музыкального образования. 1 ноября 1958 г. [Текст] // ГА РФ. Ф. 501. Оп. 1. Д. 2453. 86 л.

14. Справочная статья Ямпольского (1945 г.) [Текст] // РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 4. Д. 1005. 9 л.

15. Центральная музыкальная школа [Текст]. - М. : Музгиз, 1962. - 64 с.

16. Центральная музыкальная школа в воспоминаниях [Текст] : сб. статей, эссе и интервью / сост. и отв. ред. М.М. Берлянчик. - М. : Изд. ЦМШ при МГК им. П.И. Чайковского, 2010. - 370 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.