Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
УДК 7.01
DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.3.224-228
МЕЗЕНЦЕВА Юлия Ивановна,
кандидат педагогических наук, профессор
АФАНАСЬЕВА Ольга Владимировна,
доцент кафедры методики обучения
КОВАЛЕНКО Павел Юрьевич,
кандидат педагогических наук, доцент
ГОРЛОВ Михаил Иванович,
старший преподаватель кафедры методики обучения
ЭВОЛЮЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
MEZENTSEVA Juliya Ivanovna,
Oandidate Pedagogical Sciences,Professor
AFANASYEVA Olga Vladimirovna,
Associate Professor,
KOVALENKO Pavel Yurievich,
Сandidate Pedagogical Sciences, Associate Professor
GORLOV Mikhail Ivanovich,
Senior Lecturer
EVOLUTION OF NATIONAL SYSTEM OF AESTHETIC EDUCATION
С целью определения характерных особенностей отечественной системы художественно-эстетического воспитания нами были рассмотрены ее основные исторические этапы эволюции. Историко-педагогический анализ данной системы соотносится с исследованием характерных особенностей развития эстетической культуры русского народа и выявлением закономерных связей и взаимного влияния этих двух процессов с древнейших времен до настоящего времени. Так, например, в статье дается анализ характерных особенностей общественного сознания восточных славян в языческую эпоху (ассоциативность, гибкость, многозначность и т.д.). Данные особенности общественного сознания соотносятся с традиционными методами воспитания, основанными на доминировании общественных интересов в данный период. Далее в статье дается анализ кардинальных изменений общественного сознания жителей Древней Руси, произошедших в результате усвоения ими православной культуры: вместо мифологических представлений постепенно формируются основы религиозного мировоззрения. Это приводит к развитию на Руси новых сфер творческой деятельности (каменное строительство, монументальная и станковая живопись, книжное дело, литературное творчество и т.д.). Именно с этого времени можно говорить о зарождении отечественной системы эстетического воспитания (подготовка профессиональных художников, становление первых живописных школ, складывание методической системы обучения живописи). Вместе с тем особенностью мировоззрения наших предков стало сочетание в нем христианских и языческих элементов, что позволяет говорить об уникальности древнерусской культуры. Период возрождения русской культуры в XIV и XV вв. знаменует собой появление новой эстетики, основанной на высочайшей духовности и художественном совершенстве. Начиная с XVI в. в русской культуре набирают силу светские элементы, что в полной мере проявилось в XVII ст., когда окончательно рушится средневековая парадигма общественного сознания. Начиная с XVIII в. культура России разделяется на два потока - «светский», в основе которого лежат европейские духовные ценности, и «древнерусский» (фольклорный).
Ключевые слова: общественное сознание, эстетическая культура, эстетическое воспитание, эстетическая воспитанность, методы эстетического воспитания, критерии и уровни эстетической воспитанности, возрастные особенности эстетического воспитания.
The authors of the article consider the main historical stages of the evolution of national system of artistic-aesthetic education with the aim to identify its distinctive features. Historical-pedagogical analysis of this system corresponds to the research of characteristic features of the development of aesthetic culture of Russian people and identification of natural connections and mutual influence of these two processes from ancient times till now. Thus, for example, the authors make the analysis of features characteristic for public consciousness of eastern Slavs in the pagan epoch (associativity, flexibility, polysemy etc.). These features of public consciousness correspond to traditional methods of education based on domination of public interests in the period. The authors analyze cardinal changes of public consciousness of inhabitants of Ancient Russia after they had adopted the orthodox culture: basics of religious outlook have been gradually formed instead of mythological outlook. It leads to the development in Russia of new spheres of creative activities (stone building, monumental and easel painting, book production, literary creativity etc.). From that time it is possible to speak about the origin of national system of aesthetic education (training of professional artists, formation of the first art schools and of methodical system of training painters). At the same time, characteristic feature of our ancestors’ outlook is combination of Christian and pagan elements, what allows to speak about the uniqueness of Ancient Russian culture. The period of revival of Russian culture in the 14th - 15th centuries is marked by the appearance of new aesthetics based on the high spirituality and artistic perfection. Since the 16th century, secular elements have gained strength in Russian culture, especially in the 17th century when the medieval paradigm of public consciousness definitively collapsed. From the 18th century the culture of Russia is divided into two streams - "secular" based on European cultural values and "Old Russian" (folklore).
Keywords: public consciousness, aesthetic culture, aesthetic education, aesthetic good breeding, methods of aesthetic education, criteria and levels of aesthetic good breeding, age features of aesthetic education.
Введение
Становление отечественной системы эстетического воспитания обусловлено особенностями развития общественного сознания русского народа. В свою очередь, эти особенности обусловлены, прежде всего, уникальной исторической судьбой русского народа, прошедшего в
- 224 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №3, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #3, 2015_________________________
своем развитии различные этапы - от древнего язычества до современности. При этом на каждом этапе русский народ сохранял самобытность отечественной эстетики, развивая и обогащая мировую культуру выдающимися произведениями отечественных мастеров.
Постановка задачи
В данной работе рассматриваются основные этапы развития системы отечественного эстетического воспитания в связи с развитием общественного сознания русского народа, а также устанавливаются отличительные черты этой системы.
Основные исторические этапы развития отечественной системы эстетического воспитания
Характеризуя языческую эпоху развития эстетического воспитания, можно сказать, что важнейшими свойствами общественного сознания восточных славян в тот период были мифо-логизм, синкретизм и антропотеоцентризм. Характерными особенностями эстетического сознания наших предков славян были: ассоциативность, гибкость, многозначность, яркость и художественная глубина образов [1, с. 138-139], которые развивались в тесной связи с их религиозным и мифологическим мировоззрением.
О характере и методах эстетического воспитания в рассматриваемый период мы можем утверждать лишь то, что эстетическое воспитание, как и вся педагогическая деятельность, являлось в то время неотъемлемой частью традиционной системы воспитания, основанной на доминировании общественных интересов. При этом одним из важнейших принципов воспитания, в том числе эстетического, был учет возрастных, гендерных, а впоследствии и сословных особенностей воспитанников, а основным методом воспитания - личный пример и многократное повторение [2, с. 14-15].
Цели эстетического воспитания восточнославянских племен были тесно связаны с их этическими, религиозными и мифологическими представлениями о добре и зле, прекрасном и безобразном, сакральном и мирском [5, с. 34-35].
В течение примерно двух с половиной столетий, от крещения Руси до татаромонгольского нашествия, Киевская Русь овладела огромным пластом тысячелетней культурной традиции, освоила новые для себя сферы творческой деятельности: каменное строительство, монументальную и станковую живопись, а также книжное дело, литературное творчество и многие формы художественных ремесел. Кардинальные изменения в сфере духовной и материальной культуры отразились и на развитии художественного образования и эстетического воспитания: начала развиваться система профессиональной подготовки художников; на основе заимствованных из Византии живописных традиций происходит становление первых живописных школ; складывается методическая система обучения живописи, в основе которой - личный пример мастера и копирование образцов [6, с. 76].
В процессе становления христианских нравственных и эстетических ценностей (переориентация с «мира внешнего» на «мир внутренний») происходят серьезные изменения в эстетическом сознании народа: вместо прежних мифологических представлений формируется религиозное мировоззрение, основанное на православных христианских традициях. Ключевая цель эстетического воспитания в этот период состояла в укреплении православной эстетики. Причем важнейшей особенностью эстетического сознания средневековой Руси была тесная связь слова со зрительным образом. Однако в общественном сознании русичей большую роль продолжали играть элементы языческой культуры. Поэтому можно сказать, что в целом эстетическая культура и эстетическое воспитание в Киевской Руси формировались под влиянием двух источников - дохристианских языческих традиций (как историческая память предков) и православных канонов, пришедших на Русь из Византии. В итоге это привело к появлению уникального явления, именуемого «древнерусская культура» во всем ее неповторимом разнообразии.
XIII в. стал переломным, когда произошло возрождение культуры и искусства Руси после разрушительных последствий татаро-монгольского нашествия. Важнейшими очагами русской культуры и эстетического воспитания в этот период становятся православные монастыри в регионах Северо-Восточной Руси, наименее пострадавших от татаро-монгольского нашествия (прежде всего, это Псков и Новгород) [7, с. 28]. Цель эстетического воспитания в этот тяжелейший период истории Руси состояла, на наш взгляд, в сохранении художественных традиций Киевской Руси и православия, как духовной и нравственной основы древнерусской культуры.
В наибольшей степени это проявилось уже в следующие два столетия - в XIV и XV вв., когда вместе с возрождением культуры происходило объединение древнерусской народности
- 225 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
вокруг новой столицы, ставшей не только политическим, но и культурным центром государства. Величайшие творения Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия знаменуют собой появление новой эстетики, сочетающей в себе не только живописное мастерство и чисто художественное совершенство, но и высочайшую духовность, яркую религиозную философию [4, c. 272].
XVI в. имел большое значение для развития отечественной системы эстетического воспитания, поскольку появление народных элементов в живописи и в архитектуре свидетельствовало об усилении в общественном сознании и искусстве светского начала.
XVII в. в развитии эстетической культуры России знаменует окончательное крушение средневековой парадигмы общественного сознания. Светское направление в искусстве набирает силу и постепенно становится альтернативой православной, религиозной традиции. Эстетическое воспитание также находится под сильным влиянием светских, рационалистических и в целом европейских тенденций [8, c. 340]. В истории культуры этот век называют первым этапом русского Просвещения, а XVIII в. - вторым его этапом.
В XVIII в. культура России окончательно разделяется на два потока - светский (официальный) и древнерусский (фольклорный) [4, с. 10]. Россия переходит под влияние европейской культуры. Вместе с появлением в России системы подготовки профессиональных художников эстетическое воспитание впервые обретает четкие педагогические рамки. С этого же времени можно говорить о зарождении современной русской школы изобразительного искусства.
В XIX в. роль официального культурного центра переходит от Москвы к Петербургу [7, с. 99]. Однако Москва остается ведущим центром «неофициального» искусства, связанного с древнерусскими, фольклорными традициями. Эстетическое воспитание также идет в двух направлениях, соответствующих двум указанным выше культурным потокам. Тем не менее, в качестве основного вектора мы должны признать светское, рационалистическое направление развития искусства и эстетического воспитания. Именно в рамках светской парадигмы общественного сознания были совершены величайшие достижения русской культуры XIX в.
Последнее десятилетие XIX и первые два десятилетия века ХХ называют серебряным веком русской культуры. Влияние народных эстетических традиций отчетливо заметно и в наиболее мощном художественном направлении того периода - модернизме.
Целью эстетического воспитания в этот период становится формирование идейного плюрализма, творческой многополярности на основе глубокого философского осмысления и взаимопроникновения различных видов и жанров искусства.
История развития отечественного эстетического воспитания советской эпохи связано с созданием совершенно нового, уникального исторического типа культуры - пролетарской, в основе которой лежала самая передовая и прогрессивная, как тогда казалось, идеология марксизма. Новую культуру предполагалось строить «с чистого листа».
Если в XVIII в., по словам Д.С.Лихачева, произошло разделение некогда единой русской культуры на два потока - светский и «древнерусско-фольклорный» [4, с. 10], которые затем развивались параллельно и взаимно обогащали друг друга, то в годы советской власти был образован единый поток «официальной» культуры в рамках единого же творческого метода -социалистического реализма. В конечном итоге это привело не только к утрате многих художественных направлений, не вписавшихся в официальную доктрину, но и к выхолащиванию сути самого реалистического искусства, подмене его парадным официозом и идеологическими штампами [3, с. 628]. Вместе с тем для развития эстетического воспитания советский период имел и прогрессивное значение. Утверждение передвижнических принципов объективно способствовало развитию академических традиций, развитию теории и методологии русской школы изобразительного искусства, а эстетическое воспитание становится важнейшим направлением внутригосударственной политики. Уникальность ХХ столетия для России еще и в том, что практически в течение жизни одного поколения дважды кардинально менялась культурная парадигма общественного сознания: после крушения Российской империи в 1917 г. и после распада Советского Союза в 1991 г.
В современную эпоху, называемую еще эпохой постмодернизма, мы являемся свидетелем того, как массовая культура, рассматривающая человека лишь как потребителя продукции шоу-бизнеса, уверенно завоевывает доминирующее положение, что в итоге ведет к упрощению эстетических вкусов и снижению духовных потребностей общества. В этих условиях путь к сохранению национальной идентичности видится нам в бережном сохранении, изучении и развитии лучших исторических традиций национальной эстетики.
- 226 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №3, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #3, 2015_________________________
Таблица 1. Исторический путь развития отечественного эстетического воспитания Table 1. Historical way of development of home aesthetic education
Период Особенности эстетической культуры Особенности эстетического воспитания
ЯЗЫЧЕСКИЙ (с древности до IX в. включительно) Мифологизм, синкретизм и антропотео-центризм. Особенности эстетического сознания: ассоциативность, гибкость, многозначность Эстет. воспитание являлось частью традиционной системы воспитания при доминировании общественных интересов. Центры воспитания - семья, община
СРЕДНИЕ ВЕКА W-XIII вв. Новые сферы творческой деятельности: каменное строительство, монументальная и станковая живопись, книжное дело, литературное творчество и многие формы художественных ремесел. Связь языческих и христианских элементов Зарождение русской педагогики. Цель эстетического воспитания - укрепление православных ценностей. Несколько систем профессионального обучения: общинное, домашнее и городское
XIII-XV вв. Утрата многих ремесел, сокращение каменного строительства и живописи. Лидерами в развитии культуры становятся регионы Сев.-Вост. Руси и не-кот.др. Влияние балкан. культуры Очагами культуры и эстетического воспитания становятся монастыри. Цель эстет. воспитания - сохранение художественных традиций Киевской Руси. Усиление влияния церкви на искусство
XV-XVI вв. Возрождение культуры. Объединит. роль Москвы. Москва - ведущий культ. центр. Светские тенденции в искусстве. Парсуны. Шатровый стиль Образование училищ. Сильное влияние церкви на образование и воспитание. Семейное воспитание
НОВОЕ ВРЕМЯ XVII-XVIII вв. Укрепление светских тенденций. XVIII в. - утверждение светского направления в культуре и искусстве. Два потока - светский и "древнерусский" (фольклорная традиция). Особенно заметно: петербургская архитектура и портретное искусство Развитие системы образовательных учреждений. В XVIII в. - появление первых светских художественных учебных заведений. Начало образования русской школы изобразительного искусства
XIX в. "Золотой век" русской культуры. Развитие направлений в искусстве (классицизм, сентиментализм, романтизм, критический реализм, в конце XIX в. - модернизм) Развитие системы художественных образовательных учреждений (Академия, МУЖВЗ), а также частных худ. школ (Ступин, Венецианов). Роль передвижников в эстетическом просвещении
НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ XX в. Конец XIX-начало ХХ вв.- "серебряный век". Множественность стилей. Символизм, неоклассицизм. Авангардизм. Москва и Петербург становятся мировыми центрами искусства. Советская эпоха: господство соц.реализма. 80-е гг. - назревание протестных настроений в обществе, андеграунд становится ведущим направлением в отечественном искусстве. 90-е гг. - возрастает влияние западной массовой культуры Советский период: государственная политика в сфере образования и коммунистического воспитания. Развитие системы художественных образовательных учреждений: Академия, институты, худ.-граф. факультеты пед.институтов, худож. училища, школы, изостудии и т.п. Развитие эстетического воспитания становится частью политики государства. После распада Союза система доп.образования продолжает развитие
XXI в. Становление новой культуры на основе лучших традиций прошлого Развитие концепций эстетического воспитания и программ дополнительного образования
Заключение
Важной чертой отечественной системы эстетического воспитания является историзм. В различные исторические эпохи цели, принципы и методы эстетического воспитания определялись соответствующей исторической парадигмой общественного сознания, в том числе - характером и уровнем развития определенных видов искусства. Историзм отечественной системы эстетического воспитания также означает преемственность в развитии не только конкретных исторических форм, но и содержания.
- 227 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
Другим положительным аспектом отечественной системы эстетического воспитания является гуманизм. Все конкретно-исторические формы и этапы отечественного эстетического воспитания характеризовало уважение к личности человека и его духовному миру.
Характерной особенностью отечественной системы эстетического воспитания можно считать ее постоянное стремление к совершенствованию. Преемственность означает не только сохранение и трансляцию из поколения в поколение важных педагогических принципов, но и постоянный творческий поиск новых путей развития системы эстетического воспитания, совершенствование ее форм и методов, актуализация ее внутреннего содержания.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Бычков В.В. Феномен иконы: История. Богословие. Эстетика. Искусство. - М.: Ладомир, 2009. - 633 с.
2. Джуринский А.Н. Педагогика России: история и современность Монография / А.Н.Джуринский. - М.: Канон+ РоОи «Реабилитация», 2011. - 320 с.
3. История искусства: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. - М.: Искусство -XXI век, Республика, 2003. - 672 с.
4. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. - СПб.: ИСКУССТВО-СПБ", 2009.- 480 с.
5. Николаева Н.А., Сафронов В.А. Истоки славянской и евразийской мифологии. - М.: Белый волк, КРАФТ ГУП Облиздат, 1999. - 312 с.
6. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. - М.: Просвещение,1981. -140 с.
7. Сущий С.Я. Атлас российской культуры. - М.: Дрофа; ДИК, 2011. - 240 с.
8. Черный В.Д Искусство средневековой Руси: Учебное пособие. - Магадан, 2005. - 432 с.
REFERENCES
1. Bychkov V.F. Icon phenomenon: History. Divinity. Aesthetics. Art [Fenomen ikony: Istorija. Bogoslovie. Jestetika. Iskusstvo]. Moskva: LADOMIR, 2009. 633 pp. (in Russ.).
2. Dzhurinskiy A.N. Pedagogics of Russia: history and the present the Monography. A.N. Dzhurinskiy [Pedagogika Rossii : istorija i sovremennost' Monografija. A.N.Dzhurinskij]. Moskva: Kanon+ ROOI Reabilitatsiya, 2011. 320 pp. (in Russ.).
3. Art history: Architecture. Painting. A sculpture. A drawing. Decorative art [Istorija iskusstva: Arhitektura. Zhivopis'. Skul'ptura. Grafika. Dekorativnoe iskusstvo]. Moskva: Iskusstvo -XXI century, Respublika, 2003. 672 pp. (in Russ.).
4. Lihachev D.S. Russian art from an antiquity to avant-guard [Russkoe iskusstvo ot drevnosti do avangarda]. Sankt-Peterburg: ISKUSSTVO-SPB, 2009. 480 pp. (in Russ.).
5. Nikolaeva N.A., Safronov V.A. Sources of slavic and Euroasian mythology [Istoki slavjanskoj i evrazijskoj mifologii]. Moskva: Belyj volk, KRAFT GUP Oblizdat, 1999. 312 pp. (in Russ.).
6. Rostovtsev N.N. History of methods of training to drawing: Foreign school of drawing [Istorija metodov obuchenija risovaniju: Zarubezhnaja shkola risunka]. Moskva: Prosveschenie, 1981. 140 pp. (in Russ.).
7. Suschiy S.Ya. The atlas of the Russian culture [Atlas Rossijskoj kul'tury]. Moskva: Drofa, DIK, 2011. 240 pp. (in Russ.).
8. Chernyj V.D. Art of medieval Russia: the Manual [Iskusstvo srednevekovoj Rusi: Uchebnoe posobie]. Magadan, 2005. 432 pp. (in Russ.).
Информация об авторе Information about the author
МЕЗЕНЦЕВА Юлия Ивановна, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедры методики обучения ИЗО и ДИ МГОУ
АФАНАСЬЕВА Ольга Владимировна, доцент кафедры методики обучения ИЗО и ДИ МГОУ
КОВАЛЕНКО Павел Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения ИЗО и ДИ МГОУ
ГОРЛОВ Михаил Иванович, старший преподаватель кафедры методики обучения ИЗО и ДИ МГОУ (Московский государственный областной университет), 141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24 г. Мытищи ,( Московская область) Россия [email protected]
Получена: 01.04.2015
MEZENTSEVA Juliya Ivanovna, Candidate Pedagogical Sciences,Professor, head.the Chair of Methods of Teaching in Fine and Decorative Art Moscow State Regional University (MGOU.)
AFANASYEVA Olga Vladimirovna, Associate Professor, Chair of Methods of Teaching in Fine and Decorative Art Moscow State Regional University (MGOU.)
KOVALENKO Pavel Yurievich, Candidate Pedagogical Sciences, Associate Professor at Chair of Methods of Teaching in Fine and Decorative Art Moscow State Regional University (MGOU.)
GORLOV Mikhail Ivanovich, Senior Lecturer of the Chair of Methods of Teaching in Fine and Decorative Art Moscow State Regional University (MGOU.) Moscow State Regional University,
Vera Voloshina Str, 24, 141014 Mytischi (Moscow
region), Russia.
Received: 01.04.2015
228 -