Научная статья на тему 'Эволюция орнаментированного инициала в английской книжной миниатюре эпохи раннего Средневековья'

Эволюция орнаментированного инициала в английской книжной миниатюре эпохи раннего Средневековья Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
492
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЕСРЕДНЕВЕКОВАЯ АНГЛИЯ / СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО / КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА / ОРНАМЕНТ / ИНИЦИАЛ / EARLY MEDIEVAL ENGLAND / MEDIEVAL ART / BOOK MINIATURE / ORNAMENT / INITIAL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Федорова Татьяна Евгеньевна

Данная статья посвящена исследованию орнаментированного инициала в английской книжной миниатюре раннего Средневековья, его основных разновидностей и этапов развития. Обращая особое внимание на типологию инициалов и характер орнаментального декора, автор рассматривает оформление наиболее значимых для эволюции инициала английских кодексов VII-XI вв. Благодаря использованию сравнительно-исторического метода анализа автору удаётся выявить взаимосвязь между разновременными памятниками и представить развитие орнаментированного инициала как постепенный и единый процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE ORNAMENTED INITIAL IN THE ENGLISH BOOK MINIATURE OF THE EARLY MIDDLE AGES

The article examines the ornamented initial in the English book miniature of the early Middle Ages, identifies its basic types and development stages. Paying special attention to the initial typology and nature of ornamental décor the author considers design of the most important for the initial evolution English manuscripts of the VII-XI centuries. Using the comparative-historical analysis the researcher identifies relation between monuments of different periods and shows the ornamented initial development as a gradual and integrated process.

Текст научной работы на тему «Эволюция орнаментированного инициала в английской книжной миниатюре эпохи раннего Средневековья»

Федорова Татьяна Евгеньевна

ЭВОЛЮЦИЯ ОРНАМЕНТИРОВАННОГО ИНИЦИАЛА В АНГЛИЙСКОЙ КНИЖНОЙ МИНИАТЮРЕ ЭПОХИ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Данная статья посвящена исследованию орнаментированного инициала в английской книжной миниатюре раннего Средневековья, его основных разновидностей и этапов развития. Обращая особое внимание на типологию инициалов и характер орнаментального декора, автор рассматривает оформление наиболее значимых для эволюции инициала английских кодексов VII-XI вв. Благодаря использованию сравнительно-исторического метода анализа автору удаётся выявить взаимосвязь между разновременными памятниками и представить развитие орнаментированного инициала как постепенный и единый процесс. Адрес статьи: www .gramota.net/materials/3/2017/7/54.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 7(81) C. 195-199. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/7/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net

Список источников

1. Антонян Ю. М. Страдание и его роль в культуре. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013. 224 с.

2. Будни фашистской Украины: осквернение памятников героям ВОВ [Электронный ресурс]. URL: http://ua-ru. info/news/politika/103703-budni-fashistskoy-ukrainy-oskvemenie-pamyatnikov-geroyam-vov.html (дата обращения: 25.04.2017).

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия / пер. с англ. С. Меленевской, Д. Викторовой. СПб.: Питер, 2001. 352 с.

4. Вейнберг И. П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М., 1986. 208 с.

5. Виртц У., Цобели Й. Жажда смысла. Человек в экстремальных ситуациях. Пределы психотерапии. М.: Когито-Центр, 2014. 328 с.

6. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Сочинения: в 6-ти т. М., 1966. Т. 6. С. 423-435.

7. Лоренц К. Так называемое зло. К естественной теории агрессии [Электронный ресурс] // Лоренц К. Оборотная сторона зеркала: сборник трудов / пер. А. И. Фета. Нючёпинг, 2016. URL: http://aifet.com/books/transl_v1_Lorenz.pdf (дата обращения: 25.04.2017).

8. Ольшанский Д. В. Психология терроризма. СПб., 2002. 288 с.

9. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1979. 235 с.

10. Рускова О. Ф. Радикализм в России и современном мире: вопросы типологии. Екатеринбург, 2001. 352 с.

11. Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1964. 622 с.

12. Томэ X., Кехеле Х. Агрессия и деструктивность: по ту сторону мифологии влечений // Томэ X., Кехеле Х. Современный психоанализ: в 2-х т. М.: Прогресс, 1996. Т. 1. Теория. С. 186-200.

13. Трошина Н. В. Экстремизм как форма проявления агрессии в «обществе риска» [Электронный ресурс] // Проблемы современного гуманитарного знания и крымский культурный ландшафт: материалы Международной научной конференции в рамках Недели философии в Ялте (г. Ялта, 20 ноября 2014 г.) / отв. ред. М. В. Масаев. Ялта, 2015. С. 306-309. URL: http://oec-static.main.sgu.ru/storage/oec-ruby/ipsilon//uploads/portfolio/file/user_file/31338/Sbornik_ЯЛТА_ ЭКСТРЕМИЗМ. pdf (дата обращения: 25.02.2017).

14. Трошина Н. В. Экстремизм как форма проявления агрессии и насилия в современном обществе [Электронный ресурс] // Современное общество: человек, власть, экономика: материалы III Международной научной конференции (г. Саратов, 4 апреля 2014 г.): сб. науч. ст. Саратов: ИЦ «Наука», 2014. С. 105-109. URL: http://www.sgu.ru/sites/ default/files/documents/2014/el._sbornik_sovremen_obshch_2014_6-9.pdf (дата обращения: 20.02.2017).

15. Уотсон Дж. Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм) [Электронный ресурс] // Хрестоматия по истории психологии / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1980. URL: http://behavior. romek.ru/watson.htm (дата обращения: 05.04.2017).

16. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 2007. 618 с.

FORMS OF AGGRESSIVE MANIFESTATION OF DESTRUCTIVENESS IN THE MODERN SOCIETY

Troshina Nadezhda Valer'evna

Saratov State University romanovanv1999@yandex. ru

The article analyzes scientific approaches to interpretation of aggression as a form of destructiveness. The concepts "destructive-ness" and "destruction" are analyzed in the socio-philosophical aspect. The author identifies the basic forms of destructiveness, proves dominance of its self-aggressive manifestations in the modern society, determines forms of destructiveness (terrorism, vandalism, auto-destruction) with the purpose to minimize dangers for a human being and for the society on the whole.

Key words and phrases: destructiveness; destruction; forms of destructiveness; aggression; non-malignant aggression; malignant aggression; auto-aggression; self-destructive behaviour.

УДК 7.033.4(410.1)1 Искусствоведение

Данная статья посвящена исследованию орнаментированного инициала в английской книжной миниатюре раннего Средневековья, его основных разновидностей и этапов развития. Обращая особое внимание на типологию инициалов и характер орнаментального декора, автор рассматривает оформление наиболее значимых для эволюции инициала английских кодексов VII-XI вв. Благодаря использованию сравнительно-исторического метода анализа автору удаётся выявить взаимосвязь между разновременными памятниками и представить развитие орнаментированного инициала как постепенный и единый процесс.

Ключевые слова и фразы: раннесредневековая Англия; средневековое искусство; книжная миниатюра; орнамент; инициал.

Федорова Татьяна Евгеньевна

Санкт-Петербургский государственный университет jumpinghedgehog@gmail. com

ЭВОЛЮЦИЯ ОРНАМЕНТИРОВАННОГО ИНИЦИАЛА В АНГЛИЙСКОЙ КНИЖНОЙ МИНИАТЮРЕ ЭПОХИ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Орнаментированный инициал является одним из самых распространённых элементов декора средневековых манускриптов. Встречаются увеличенные инициалы уже в рукописях позднеантичного периода: изысканные красные буквы чуть большего, чем остальной шрифт, размера отмечают начало параграфов.

В английской раннесредневековой книжной миниатюре именно на примере инициалов удобнее всего проследить развитие и смену традиций, так как декоративные инициалы появляются в памятниках, относящихся к самому началу обозначенного периода. Изначально украшение текста для английских мастеров было первичнее его иллюстрирования, «книга не столько предназначалась для чтения, сколько демонстрировала свои магические возможности роскошной декорировкой страниц» [1, с. 97], и значение орнаментированного инициала сохранилось вплоть до Норманнского завоевания. Хотя при рассмотрении памятников английской книжной миниатюры VII-XI вв. практически невозможно обойти вниманием орнаментированный инициал, до сих пор недостаёт исследования, анализирующего развитие форм и типов орнаментированных инициалов на протяжении всего периода раннего Средневековья как непрерывный процесс.

Началом традиции украшенных инициалов на Британских островах можно считать рукопись Катах (625 г., Дублин, Ирландская королевская академия) [2, с. 92]. Хотя памятник был создан в Ирландии, он относится к тому периоду, когда ирландское и английское искусство книжной миниатюры развивались в тесной связи и близком взаимодействии. Инициалы рукописи Катах занимают пространство от трёх до пяти строк в высоту. Буквицы декорированы орнаментальными завитками и звериными головами. Непосредственно за заглавной буквой следуют ещё несколько букв, увеличенных в размерах, которые постепенно уменьшаются, пока не сливаются с основным текстом. Этот эффект «диминуэндо» станет отличительной чертой рукописей Островного стиля.

В середине VII в. в памятниках английской книжной миниатюры наблюдается уже сложившийся тип большого инициала. В Книге из Дарроу (660-670-е гг. [3, р. 26], Дублин, библиотека Тринити-колледжа, MS 57) вертикальные элементы инициала Евангелия от Марка заполнены плетёным орнаментом: левый - двумя полосами, подчёркивающими самостоятельность двух букв; правый - одной полосой, но цветом разделённой на три части. Завершения инициала, а также диагональный элемент буквы «N» оформлены с использованием спирально-трубчатого орнамента. Принцип «диминуэндо» сохраняется в этом манускрипте, но уменьшение размера идёт теперь не буква за буквой, а строка за строкой, при этом строкам с так называемым «выделительным шрифтом» создаётся фон из мелких красных точек. В начале Евангелия от Иоанна первые три строки после инициала не только выделяются размером, цветом и фоном, но и включают элементы плетёного орнамента, который играет значительную роль в декоре большого инициала, а отдельные буквы даже завершаются завитками, в упрощённой форме повторяющими мотивы спирально-трубчатого орнамента, использованного в оформлении главной буквицы.

Линдисфарнское Евангелие (715-720 гг., Лондон, Британская библиотека, Cotton MS Nero D.iv) является не только общепризнанным воплощением Островного, или Гиберно-саксонского, стиля [4, р. 272], но и богатейшим источником примеров самых разных инициалов.

Буквы инициала «LIB» в начале Евангелия от Матфея декорированы панелями, заполненными орнаментами разных видов: звериными, орнитоморфными, тонкими переплетениями и решётками. То же украшение при помощи отдельных панелей с орнаментами использовано и в инициалах, открывающих остальные Евангелия. Р. Крэмп связывает декорирование инициалов при помощи обособленных панелей с практикой использования для копирования орнаментов так называемых motif pieces [Ibidem, р. 296] - изделий из какого-либо твёрдого материала, например, кости, на которые нанесены фрагменты различных орнаментов. Как бы то ни было, применение отдельных панелей, каждая из которых заполнена своим узором, способствует увеличению разнообразия декора. В оформлении каждого инициала кодекса встречается несколько видов орнаментов, которые заполняют не только тело буквицы, но нередко и часть окружающего её пространства. Особенно ярко это проявляется на странице с монограммой «Хи-ро», где орнамент свободно заполняет буквы, а затем выплёскивается за их пределы, создавая таким образом единую композицию. Эффект «диминуэндо» сохраняется для «выделительного шрифта» на страницах с большими инициалами: буквы каждой следующей строки меньше по размеру и менее пышно декорированы.

Помимо больших инициалов, в Линдисфарнском Евангелии огромное количество буквиц более скромного размера, но столь же старательно украшенных. Можно выделить три основных типа малых орнаментированных инициалов в данном кодексе. Во-первых, это буквы, тело которых заполнено орнаментом, сплошным или разделённым на панели, а завершения их украшены завитками или переплетениями. Инициал «E» на листе 8 заполнен панелями с плетёным орнаментом, орнаментом-сеткой, а также с изображением двух сплетающихся птиц и собакоподобного существа; все завершения буквы украшены тонкими спиралями. Во-вторых, в Линдисфарнском Евангелии встречаются инициалы, тело которых только заполнено краской, а весь декор сосредоточен на концах штрихов, оформленных в виде звериных голов, дополненных плетениями. Так, инициал «I» на листе 203 об. начинается с тонкого плетения в верхней части и завершается собачьей головой внизу. Наконец, существуют буквицы, соединяющие в себе орнаментальное заполнение и зооморфные элементы в завершениях. Инициал «M» на листе 90 покрыт сплошным зооморфным орнаментом, а также в завершениях дополнен спиралями и переплетениями, которые в нижней части превращаются в две зеркально симметричные собачьи головы с раскрытыми зубастыми пастями и длинными языками.

В Псалтири Веспасиана (720-730-е гг., Лондон, Британская библиотека, Cotton MS Vespasian A.i) наряду с одиночными небольшими орнаментированными инициалами, в начале некоторых псалмов (листы 21 об., 31, 42, 64 об., 79, 110, 115 об.) встречаются более крупные, за которыми следуют блоки орнаментированных букв, занимающие целую строку. Можно назвать такие блоки развитием идеи «выделительного шрифта», сопровождавшего большие инициалы. В начале псалма 17 (лист 21 об.) первые две буквы обособлены и отличаются размером, однако выделено всё первое слово Dilegam. Инициал «D» заполнен плетёным орнаментом, верхний завиток буквы украшен спирально-трубчатым орнаментом, словно вырастающим из этого завитка и разливающимся на свободное пространство. Во внутреннюю область этого инициала помещена буква «I»,

объединённая с буквой «D» не только мотивом заполняющего её орнамента, но и соединяющими их линиями плетений, в нижней части выходящими за границы инициала и заканчивающимися двумя звериными головами с закручивающимися в спираль языками. Последующие буквы также украшены плетениями и завитками, а на одной из них («A») можно видеть геометрический орнамент, переходящий в зооморфный. На листе 64 об. псалом 68 также начинается с инициала, покрытого плетёным орнаментом, завершающегося спиралями и звериными головами. За ним следует панель с написанными золотом буквами на цветном фоне, но при этом сами буквы не орнаментированы, а украшено межбуквенное и внутрибуквенное пространство, заполненное изображениями птиц и зверей, а также орнаментальными плетениями.

Одиночные инициалы Псалтири Веспасиана украшены геометрическими плетениями, иногда дополненными зооморфными элементами. Хочется обратить особое внимание на инициал «D» на листе 19 об. Он не просто завершается звериной головой, но нарисован так, словно всё тело буквы образовано туловищем животного. К инициалам, заполненным свободно текущим орнаментом или орнаментальными панелями, а также инициалам, у которых украшены только завершения элементов, добавляются буквы, целиком сложенные из тела животного.

Декоративный блок, объединяющий инициал и следующие за ним несколько букв, можно также видеть на странице с монограммой «Хи-ро» Стокгольмского Золотого кодекса (сер. VIII в., Стокгольм, Королевская библиотека, MS A.135). Сам инициал «Х» сложен из панелей, заполненных орнаментальными переплетениями, к которым в центральной части добавляются птицы и напоминающие собак животные. Завершения инициала слева закручиваются в простые спирали, а справа выполнены в виде звериных голов. В декоре этой страницы вообще много звериных мотивов. Слева и снизу от большого инициала, а также между ним и буквой «Р» пространство заполнено спирально-трубчатым орнаментом с вкраплениями зооморфных элементов. Остальное пространство между буквами и внутри них заполняют орнамент плетёнка и впервые появляющиеся в оформлении декоративных инициалов английской книжной миниатюры растительные элементы. И к тем, и к другим примешиваются изображения различных животных, которые в сочетании с растительными орнаментами образуют так называемую «обитаемую лозу».

Более заметную роль играют растительные элементы в одном из инициалов Санкт-Петербургского Беды (Санкт-Петербург, РНБ, cod. Q.v.I.18), списка «Церковной истории англов», создание которого относят приблизительно к 746 г. [6, р. 226]. Выполненный в технике перьевого рисунка инициал «B» (лист 3) покрыт обычными свободными орнаментальными переплетениями. Однако оба внутрибуквенных просвета заполняют изображения растений, и иконография их различна: в нижнем полукружии это похожая на пальметту ветвь с широкими скруглёнными на концах листьями, а в верхнем - закручивающаяся кольцами лоза с вытянутыми заострёнными листьями и мелкими кружками плодов.

Элементы растительного орнамента, в большей степени характерные для континентального искусства, в середине VIII в. только появляются в декоре английских манускриптов, и это новое веяние прежде всего опробуется в оформлении орнаментированных инициалов.

Большие инициалы Евангелия Барберини (ок. 800 г., Ватикан, Апостольская библиотека, MS Barb. lat. 570) по высоте занимают всю страницу, однако соседствуют не только с «выделительным шрифтом». Так, инициал Евангелия от Марка с «выделительным шрифтом» образуют на странице одну колонку, а во второй уже помещён обычный текст. Инициал демонстрирует соединение разных видов орнаментов. Сама буквица выложена панелями с орнаментальными плетениями, в которые, однако, также проникают и зооморфные мотивы (верхняя панель первой буквы «I»). Вертикальные элементы букв «INI» попарно соединены декоративными композициями на основе спирально-трубчатых форм, среди которых появляются звериные головы, а в верхней части к ним добавляются человеческие маски. Антропоморфные элементы находят продолжение в погрудном изображении святого с нимбом (апостола Марка?), помещённом между двух спиралей, соединяющих в нижней части буквы «NI». Перекладина буквы «N» целиком образована свернувшимся восьмёркой четырёхлапым крылатым животным, окружённым переплетениями. Внизу эти переплетения превращаются в две звериные головы с закручивающимися спиралями языками в распахнутых пастях, а вверху - в двух птицеподобных, вооружённых клювами существ, которые «лакомятся» выросшими на тонких стеблях плодами.

В период нашествия скандинавов, начавшегося в 783 г. и со временем становившегося всё более разрушительным, северные центры создания миниатюры постепенно пришли в упадок. Образование в конце IX в. Английского королевства, объединённого вокруг Уэссекса, и начатая в середине X в. бенедиктинская монастырская реформа стали толчком для начала в южных культурных центрах нового этапа в развитии книжной миниатюры. Искусство иллюминирования рукописей возрождается, а вместе с ним и традиция орнаментированных инициалов.

Вновь наблюдается соединение различных декоративных элементов, в частности, зооморфных и антропоморфных, например, в инициалах списка «Церковной истории англов» Беды Достопочтенного (перв. пол. X в., Оксфорд, Бодлианская библиотека, MS Tanner 10). Однако инициалы кодекса не просто украшены орнаментом, включающим в себя изображения различных существ, или завершаются изображением головы животного или человеческой маски. Важной особенностью этого периода является дальнейшее развитие типа инициала, целиком сложенного из тела животного. В этом кодексе всё тело буквы образовано фигурами зверей, птиц и даже людей, кусающих друг друга и друг за друга цепляющихся. И если на листе 68 стоящий на буквице человек как бы отделён от происходящей внизу суматохи всё хватающих и переплетающихся шеями существ, то на листе 115 об. двое мужчин являются полноправными участниками борьбы. Подобное соединение изображений человека со звериным орнаментом является уникальной чертой английских памятников и не имеет аналогий в современном им континентальном искусстве.

Того же типа инициалы можно увидеть в манускрипте второй половины X в. (Лондон, Британская библиотека, Harley MS 1117), содержащем тексты стихотворного и прозаического житий святого Кутберта, составленных Бедой Достопочтенным. Орнамент, соединяющий геометрические, звериные и растительные формы, становится в этих инициалах настолько обильным, что уже не просто образует контур буквы, но и плотным ковром переплетений заполняет внутрибуквенный просвет. В большом инициале «P» на листе 4 вертикальный штрих собран с использованием отдельных элементов контура, помогающих, как каркас, сохранять форму конструкции, в то время как полукружие заполнено свободным орнаментом, который близко к центру собирается маской напоминающего льва зверя с вырастающими из пасти побегами акантовых листьев. Эта звериная маска, изображённая в фас, станет отличительной чертой инициалов конца X - первой половины XI в., как и сложившийся к концу X в. тип акантового листа характерной формы.

К типу инициалов, целиком сложенных из фигур животных и растительных форм, относятся и инициалы манускрипта Юниуса (ок. 1000 г., Оксфорд, Бодлианская библиотека, MS Junius 11). Инициал «P» на листе 5 состоит из четырёх когтистых крылатых зверей, кусающих друг друга за хвосты, оканчивающиеся акантовыми листьями. Вертикальный элемент буквы «B» на листе 18 состоит из стебля с листьями аканта на концах и четырёхлепестковой розетки по центру, а полукружия - из двух свернувшихся крылатых существ, пытающихся дотянуться до своих собственных хвостов. Инициал «D» на листе 43 декорирован без использования зооморфных элементов, но выполнен целиком в растительных формах: из розетки крест-накрест вытягиваются четыре листа аканта, два из которых удлиняются, образуя вертикальный штрих буквы; из ближних к внутренней части буквы лепестков вырастают ещё два побега, которые, как бы перехлёстываясь и загибаясь, образуют полукружие.

В богато украшенной Псалтири Рамзи (кон. X в., Лондон, Британская библиотека, Harley MS 2904) впервые появляется большой инициал нового вида - инициал Beatus [3, р. 89], которым начинаются строки первого Псалма («Beatus vir...»). Этот инициал продолжает традиции больших инициалов Островного стиля. Он занимает больше половины страницы и относится к типу инициалов, сложенных из отдельных панелей, заполненных акантовым орнаментом. В левой части буквы мы встречаем характерную для английских памятников плетёнку, которая завершает сверху и снизу вертикальный элемент буквицы, сплетаясь в собачью морду. Место сочленения верхнего и нижнего полукруглых элементов буквы скреплено изображённой в фас маской льва. Изо рта этого зверя выходят две спирали, закручивающиеся к центру. Спирали усеяны переплетающимися и цепляющимися за буквицу разноцветными акантовыми листами, исполненными объёмно, несмотря на полноцветную технику. Золотые буквы псалма, написанные рядом с инициалом, демонстрируют эффект «диминуэндо», хотя и лишены какого-либо орнаментального декора.

Псалтирь Эдуи (между 1012 и 1023 гг., Лондон, Британская библиотека, Arundel MS 155) получила своё название из-за того, что её создателем - писцом, а возможно и иллюстратором - был Эдуи Басан [5, р. 72], известный мастер XI века из Кентербери. Манускрипт, помимо сюжетной миниатюры, украшают страницы с инициалами, окружёнными пышными рамками. Буквицы исполнены в цвете, и на них штрихами и тоном показан объём декоративных элементов. Инициал Beatus на листе 12 напоминает аналогичный инициал из Псалтири Рамзи. Буквица также состоит из отдельных панелей, которые, однако, не заполнены орнаментом, а просто закрашены. Вертикальный элемент буквы «B» тоже с обоих концов завершается плетёнкой с изображениями звериных голов. На месте сочленения двух полукруглых элементов видна маска животного, близкая по иконографии льву из Псалтири Рамзи. Однако в отличие от более раннего памятника элементы растительного орнамента в инициале из Псалтири Эдуи крупнее, поэтому орнамент выглядит менее пышным.

Винчкомбская Псалтирь (ок. 1030-1050 гг., Кембридж, Библиотека Университета, MS Ff.I.23) украшена инициалами разного размера, выполненными в технике перьевого рисунка с применением тонировки. Крупный инициал Beatus на листе 5 по своим формам близок аналогичному инициалу из Псалтири Рамзи. В Винч-комбской Псалтири образующие саму буквицу панели оставлены не заполненными орнаментом, однако это компенсируется тем, что растительные элементы более активно оплетают букву, выходя за её границы.

В Псалтири также множество разнообразно украшенных менее крупных инициалов, большинство из которых относится к типу буквиц, образованных телами животных и людей. На листе 169 об. инициал «M» полностью составлен из двух акробатически изогнутых фигур. Инициал «D» на листе 235 об. не просто завершается львиной головой, туловище льва оказывается вписано в закруглённую часть инициала. Инициал «C» на листе 249 об. образован изогнувшимся драконоподобным существом с высунутым языком и хвостом в форме листьев аканта.

В начале рассматриваемого периода большие инициалы роскошных кодексов целиком заполняются свободно переплетающимся орнаментом, однако довольно скоро складывается тип буквицы, украшенной панелями с орнаментами, благодаря которому декор буквы становится более разнообразным. Малые инициалы отличаются большим типологическим многообразием: помимо указанных выше, среди них постепенно формируется тип буквы, полностью сложенной из различных декоративных элементов (тел людей и животных, их голов, фрагментов растительного орнамента). На ранних этапах мастера используют разнообразные геометрические плетения и кельтские трубчатые спирали с добавлением отдельных элементов звериного орнамента. К VIII в. количество звериных форм в инициалах растёт, а в начале IX в. к ним добавляются изображения людей. В середине VIII в. в английском орнаментированном инициале появляются растительные элементы, которые постепенно приобретают характерную форму листа аканта. С середины X в. доля растительного орнамента в декоре инициалов увеличивается, пока он не занимает ведущее положение наряду со звериными элементами, оставив геометрический орнамент-плетёнку на периферии. На протяжении долгой эпохи раннего Средневековья английский орнаментированный инициал немало меняется, однако сохраняется преемственность традиций как в формах орнаментального декора, так и в типологии самих букв.

Список источников

1. Зимина Ю. Э. К вопросу о формировании иконографии «ковровых страниц» и «больших инициалов» в ирландской миниатюре дороманского периода // Русская и зарубежная графика в фондах Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Л., 1991. С. 93-104.

2. Шкунаев С. В. Средневековая ирландская миниатюра // Панорама искусств - 6. М.: Советский художник, 1983. С. 85-106.

3. Brown M. P. Manuscripts from the Anglo-Saxon Age. L.: British Library, 2007. 184 p.

4. Brown M. P. The Lindisfarne Gospels: Society, Spirituality and the Scribe. L.: British Library, 2003. XVI+479 p.

5. The Golden Age of Anglo-Saxon Art, 966-1066 / ed. by J. Backhouse, D. H. Turner, L. Webster. L.: British Museum, 1984. 216 p.

6. Voronova T., Sterligov A. Western European Illuminated Manuscripts of the 8th to the 16th Centuries in the National Library of Russia, St Petersburg. Bournemouth - St Petersburg: Parkstone Press; Aurora Art Publishers, 1996. 287 p.

EVOLUTION OF THE ORNAMENTED INITIAL IN THE ENGLISH BOOK MINIATURE OF THE EARLY MIDDLE AGES

Fedorova Tat'yana Evgen'evna

Saint Petersburg University jumpinghedgehog@gmail. com

The article examines the ornamented initial in the English book miniature of the early Middle Ages, identifies its basic types and development stages. Paying special attention to the initial typology and nature of ornamental decor the author considers design of the most important for the initial evolution English manuscripts of the VII-XI centuries. Using the comparative-historical analysis the researcher identifies relation between monuments of different periods and shows the ornamented initial development as a gradual and integrated process.

Key words and phrases: early medieval England; medieval art; book miniature; ornament; initial.

УДК 130.31 Философские науки

В данной статье рассматриваются антропологические воззрения С. Л. Франка с точки зрения категорий трансцендентности и имманентности. Анализируются взгляды философа на антропологическое устройство человека: от телесного аспекта до духовного, вплоть до концепции богочеловечности. Выдвигается предположение о возможных истоках подобных воззрений философа. Делается вывод о том, что само антропологическое устройство, согласно мысли философа, представляет собой мистическую связь между эмпирическим и духовным моментами бытия.

Ключевые слова и фразы: С. Л. Франк; русская философия; антропология; тело; душа; дух; реальность; Бог; мистика; трансцендентность; имманентность.

Хамидулин Артем Маратович

Нижегородская духовная семинария captain.nemo. 2012@yandex.ru

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ПОСРЕДНИКЕ МЕЖДУ ЭМПИРИЧЕСКИМ МИРОМ И АБСОЛЮТНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ В ФИЛОСОФИИ С. Л. ФРАНКА

Для того чтобы увидеть единство взаимосвязи всего человеческого устроения и определить единый вектор направленности человека, следует, прежде всего, обратить внимание на то, как С. Л. Франк понимает внутреннюю взаимосвязь и характеристику человеческого существа.

С. Л. Франк выделяет в качестве антропологического состава душу и тело. Тело с очевидностью видится философом как «внешняя» грань человека, делающего его обращенным в предметный эмпирический мир. Через тело душа переживает, воспринимает мир, получает информацию о явлениях внешнего мира, которую воспринимает, анализирует, выносит суждения о них и моделирует, исходя из чувственных переживаний, образ окружающей действительности. Восприятие посредством тела всегда означает связанность с чувственными ощущениями, переживаниями и эмоциями. Отсюда соматическая черта человека понимается философом как фундамент для душевной жизни в окружающем мире. Однако в то же время кроме того, что тело является воротами для восприятия, оно же и ограничивает душу доступными телу процессами восприятия, во многом определяет наши мысли и взгляды на жизнь. Телесность обуславливает погруженность души, с которой она связана, прикреплена своей эмпирической стороной, в предметный мир с его ограниченными пространственными и временными характеристиками. С. Л. Франк в связи с этим замечает: «...отсюда - то рабство человека, которое с такой мучительной остротой сознают и сознавали все, стремящиеся к свободной духовной жизни.» [3, с. 609].

Как мы видим, сами понятия, указующие на соединение, чувственное прикосновение, непосредственное переживание и восприятие человеком духовной реальности в языке, несут некоторые соматические измерения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.