Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗОВ ДРАКОНА И ЗМЕЯ В КИТАЙСКОЙ МИФОЛОГИИ'

ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗОВ ДРАКОНА И ЗМЕЯ В КИТАЙСКОЙ МИФОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
348
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регион и мир
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗ ДРАКОНА И ЗМЕЯ / ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ / МНОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ / РАЗНООБРАЗИЕ ВЗГЛЯДОВ / ПЯТЬ ЛЕГЕНДАРНЫХ ИМПЕРАТОРОВ КИТАЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шухань Чжоу

Չինական դիցաբանությունը հետազոտելու համար գոյություն ունի երկու սկզբնաղբյուր: Առաջինը՝ զուտ գրական ժառանգությունն է, երկրորդը՝ պատմական, հնագիտական գեղարվեստական աղբյուրները: Հենց մարդիկ են ստեղծագործում առասպելներ, որոնք՝ աշխարհն ընկալելու ներքին հեռանկար են: Ըստ էության, առասպելի ծագումն անբաժանելի է մարդու մտածողությունից: Հետևաբար, այդ երկու հասկացությունները կարելի է զուգակցել: Այս հոդվածում վիշապօձերի չինական առասպելական կերպարները հիմնականում ստեղծվել են մոտավորապես մ.թ.ա. 2500-1500 թթ.: Սովորաբար նրանք ասոցացվում են վիշապ/օձերի հետ:Այդ կերպարները արտացոլված են հնագույն գրական հուշարձաններում ուղղակի կապված են բարու չարի գաղափարի հետ:There are two positions in the studies of Chinese mythology. The first is the study of purely literary material, and the second is a research method that combines written material with history, archeology and cultural anthropology. In my opinion, it is people who create myths, and myths are an internal perspective of understanding the world. In essence, the emergence of a myth is inseparable from human life. Therefore, I think that these two positions can be considered in combination. In line with this interdisciplinary research stance, several of the Chinese mythological heroes discussed in this article are primarily centered around 2500-1500 BC. But whatever the position, when faced with ancient written materials, one can see the same problems and formulate different points of view and conclusions.This article lists several heroes of Chinese mythology. They are usually associated with dragons/serpents. Ancient materials about them give different perspectives and positions for modern literary criticism. Mutual influences of ancient national cultures are also reflected in ancient written materials. And the images of dragons and snakes have a direct connection with the good and evil of the heroes themselves.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYPHYLETIC EVOLUTION AND INTEGRATION OF CHINESE MYTHOLOGY ABOUT THE IMAGE OF THE DRAGONAND THE SNAKE

There are two positions in the studies of Chinese mythology. The first is the study of purely literary material, and the second is a research method that combines written material with history, archeology and cultural anthropology. In my opinion, it is people who create myths, and myths are an internal perspective of understanding the world. In essence, the emergence of a myth is inseparable from human life. Therefore, I think that these two positions can be considered in combination. In line with this interdisciplinary research stance, several of the Chinese mythological heroes discussed in this article are primarily centered around 2500-1500 BC. But whatever the position, when faced with ancient written materials, one can see the same problems and formulate different points of view and conclusions.This article lists several heroes of Chinese mythology. They are usually associated with dragons/serpents. Ancient materials about them give different perspectives and positions for modern literary criticism. Mutual influences of ancient national cultures are also reflected in ancient written materials. And the images of dragons and snakes have a direct connection with the good and evil of the heroes themselves.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗОВ ДРАКОНА И ЗМЕЯ В КИТАЙСКОЙ МИФОЛОГИИ»

Эволюция образов дракона и змея в китайской мифологии

Чжоу Шухань

Аспирантка, Государственная академия художеств Армении, факультет изобразительного искусства (Ереван, РА)

790575454@qq.com

УДК: 398(=581):94(510); EDN: БУМКК

Ключевые слова: образ дракона и змея; древнекитайская мифология; множественное происхождение; разнообразие взглядов; пять легендарных императоров Китая.

b_ ^bp^wpbhp^ t^nunLg^rnfr ^bm^mh iiligiupiiiiiiiLpjiiLiiiiLiI

Qdnnt Dnthmh

Uu^fopwhrn, ^mjmummkfr Q-hqmptfhumfo ^hmm^mb Utym^hdfrm, hhp^mptfhumfr Qmtyniimhm (bpkmb,

790575454@qq.com

Ud^n^wq^p. Qfrbm^mb qbgmpmtaLpjnLbp hhmmqnmhinL hmtfmp qnjnipjnib nLbfr hp^m uqqp&mqpjmp: Unmgfrbp" qnLS qpm^mb dmnmbqnLpjnLbb t, bp^pnpqp" ^mmrfm^mb, hbmqbsm^mb k qhqmp^humm^mb mqpjnLpbhpp: -<hbg tfmpqfrb hb umhq&mqnp&nLtf mnmu^hbhp, npnbf m2famphb pb^mihinL bhppfrb hhnmb^mp hb: Cum tnLpjmb, mnmuqh]J ftmqnLtfb mbpmdmbhib t tfmpqnL tfmm&nqnLpjnLbfrg: -<hmkmpmp, mjq hp^nL hmuqmgnLpjnLbbhpp ^mphib t qnLqm^ghi: Uju hnq^m&nLtf ¿frbm^mb mnmu^hm^mb qhp^mpbhpp

h^^bm^mbnL^ umhq&^hl hb tfnmm^npm^hu dp.m. 2500-1500 pp.: Un^npmpmp bpmbf mungmg^nLtf hb hhs:

Ujq qhp^mpbhpp mpsmgn^mft hb hbmqnLjb qpm^mb hnL2mp&mbbhpnLtf k nLqqm^b qm^m& hb pmpnL k ¿mpfr qmqm^mpfr hhs:

<^dhwpwnbp" k o&b qhp^mpbhp, h^b ¿frbm^mb qfrgmpmbnLpjnLb, pmqtfm^b ftmqnLtf, mhum^hmbhp^

pmq^mqmbnLpjnLb, Qfrbmummbfr h^bq ^mjuphp:

Polyphyletic evolution and integration of Chinese mythology about the image of the dragon

and the snake

Zhou Shuhan

Aspirant at State Academy of Fine Arts of Armenia, Art History (Yerevan, RA)

790575454@qq.com

Annotation: There are two positions in the studies of Chinese mythology. The first is the study of purely literary material, and the second is a research method that combines written material with history, archeology and cultural anthropology. In my opinion, it is people who create myths, and myths are an internal perspective of understanding the world. In essence, the emergence of a myth is inseparable from human life. Therefore, I think that these two positions can be considered in combination. In line with this interdisciplinary research stance, several of the Chinese mythological heroes discussed in this article are primarily centered around 2500-1500 BC. But whatever the position, when faced with ancient written materials, one can see the same problems and formulate different points of view and conclusions.

This article lists several heroes of Chinese mythology. They are usually associated with dragons/serpents. Ancient materials about them give different perspectives and positions for modern literary criticism. Mutual influences of ancient national cultures are also reflected in ancient written materials. And the images of dragons and snakes have a direct connection with the good and evil of the heroes themselves.

Keywords: The image of a dragon and a serpent; Ancient Chinese mythology; Multiple Origins; Variety of positions; Five [legendary] Emperors of China

Введение. Для исследования древнекитайской мифологии существуют два источника. Первый - чисто литературное наследие, второй -исторические, археологические и художественные памятники. Именно люди создают мифы, а мифы - это внутренняя перспектива понимания мира. В сущности, возникновение мифа неотде-

лимо от человеческого мышления. Следовательно, эти две категории можно рассматривать в сочетании. Китайские мифологические персонажи, обсуждаемые в этой статье, в основном возникли примерно в 2500-1500 годах до нашей эры.

Их образы отражены в древних письменных и художественных памятниках и имеют прямую связь с представлениями о добре и зле.

Исторический анализ: В процессе эволюции от культуры Луншань (ок. 2500-2000 гг. до н.э.) к Эрлитоу (середина 19-го до середины 16-го веков до нашей эры), структура социальной организации общества Центральных равнин Китая перешла от «множественности» к единству [1, с. 3]. Согласно легенде, в этот период господствовала «избирательная система», которая представляла собой классовое общество с военной демократией, которая в результате эволюционного развития преобразовалась в институт наследственного правления в конце периода Эрлитоу [2, с. 84-86]. Основная культура Эрлитоу сформировалась во время среднего и позднего периодов правления династии Ся [3, с. 45].

С археологической точки зрения тенденция культурного обмена и интеграции между родами в этот период усиливалась, и в культурах разных этнических групп Китая появлялось все больше общих и сходных элементов.

Гу Цзеган предложил теорию «послойного формирования историографии Древнего Китая», то есть чем позднее мифологический персонаж появляется в литературных текстах, тем древнее время его деятельности [4, с. 1-9]. Например, в династии Чжоу самым древним героем был Юй в «Ши Цзи ШЗ», а легендарные императоры Китая Яо и Шунь в первый раз упоминались в период Чуньцю. Легендарный правитель Китая Хуан Ди в «Цзо Чжуань и бог-земледелец

Шэнь Нун в «Мэн Цзы жили в период

Воюющих царств. В историческом тексте «Ши Бэнь упоминаются три императора динас-

тии Цинь и Бог творения Пань Гу в «Разбитой каменной стеле Вэй Дасян (о награждении армии)» династии Хань.

Этот феномен был распространен даже в средневековой китайской мифологии. Следовательно, можно отметить, что древние письменные источники с течением времени были адаптированы учеными к тогдашней социальной ситуации разных периодов. При этом стиралась грань между мифом и историей, а события становились детализированными. У этих легендарных событий и персонажей могли быть общие прототипы, которые в процессе распространения и под влиянием культурных воззрений различных регионов преобразовались в разные версии о добре или зле. Возможно, это обстоятельство и повлияло на создание образов дракона и змея. Хотя дракон по форме похож на змея, но в целом они имеют разные значения в китайской мифологии. При рассмотрении письменных источников древнекитайской мифологии можно

обнаружить, что справедливые персонажи имеют отношение к драконам, а зловредные образы связаны со змеем.

В «Шань Хай Цзине» слугой Гун Гуна является девятиглавый змей «Сян Лю» [5]. В разных древних письменных источниках существуют некоторые расхождения образа Гун Гуна (^Х), но сюжетная линия практически одинакова. Одним из наиболее распространенных ошибок является смешивание персонажей Чжуань Сюй (®Щ и Юй Как бы он не назывался, в

любом случае это неудачник Гун Гун. При чтении древних письменных источников мы можем заметить, что в одних к персонажу Гун Гуна (^-Х) относились с уважением, а в других

- враждебно. Начиная с самых ранних письменных источников «Шан Шу «Цзо Чжуань

«Го Юй (1Ш§)», «Мэн Цзы до

«Хуай Нань Цзы (ШШ^)» и «Ле Цзы (^Ц^)» образ и черты характера Гун Гуна с течением времени постепенно ухудшались. Злой образ трактовался исходя из концепции «победитель всегда прав, а проигравший - неправ» [6, с. 88].

Мифы и легенды о Гуне (Щ) очень похожи на легенды о Прометее. Они оба старались помочь людям преодолеть трудности. Разница лишь в том, что Прометей украл огонь, а Гунь -почву. Гунь и Юй связаны с наводнениями в мифологии. Гунь украл почву у божества, чтобы остановить наводнение, но ему это не удалось. В исторических и мифологических источниках Гун является грешником. В случае с Юй ему удалось остановить наводнение. Разные концовки в аналогических событиях вызывают у образов разные ассоциации. Успешный Юй становится драконом, а Гунь умирает и рождает дракона. Некоторые ученые считают, что Гун Гун и Гунь

- одно и то же лицо [7, с. 230-241]. Основанием для такого заключения является то, что в письменных источниках у этих двух образов есть некоторое сходство.

Взаимоотношения Юй и Гунь в древних письменных источниках также вызывали массу вопросов.

© Отец Гунь и сын Юй. Этих взглядов придерживались Юань Кэ и другие, основываясь на древних письменных источниках [8, с. 537].

© Мать Гунь и сын Юй. Чжан Гохуа считает, что Гунь - это женщина, с которой началось зарождение поклонения рыбе, и представляла матриархальное начало, а Юй - патриархальное [9, с. 126-129]. И Гун Вэй-ин считает, что Гунь была Ту Шань династии Ся [10, с. 263].

© Продолжательницы племени. Хуан Чжэньюнь считает, что Юй был новым

наследником, и между ними не было родства [11, с. 52-55,87].

@ Братья. Тянь Чжаоюань считает их братьями-близнецами, что в древних письменных источниках на самом деле является кесаревым сечением [12, с. 141].

«Разнообразные» Ди Ку обычно

имеют отношение к драконам. У Ди Ку есть много других названий, включая Ди Цзюнь (Ш^), Гао Синь (Й¥), Цзи Цзюнь (Ш), Ди Шун (Ш^) и др. У каждого имени есть свой миф и легенда, и иногда они аналогичны, но в подробностях разнятся либо родственны друг другу. Например: в «Ли Цзи (НЕЕ)» 475-221ВС -«Цзи Фа написано, что Династия Шан

поклонялась Ди Ку... Династия Чжоу поклонялась Ди Ку... А в «Го Юй (|Ш|)» 475-221ВС -«Лу Юй (Шс|» было написано, что династия Шан поклонялась Ди Шуну... Династия Чжоу поклонялась Ди Ку... [5]. В мифологии этнических меньшинств народа Шэ из Чаочжоу, провинция Гуандун, у Гао Синя была жена со странным левым ухом. Однажды Гао Синь попросил врача вылечить болезнь уха жены. Врач вытащил яйцо из уха маленькой серебряной ложечкой. Феникс вместе с другими птицами танцует и поет вокруг яйца день и ночь. Гао Синь почувствовал, что это хорошее предзнаменование, и был рад этому, поэтому попросил врача разбить яйцо. Как только яйцо было разбито, из яйца выпрыгнул разноцветный щенок - это собака-дракон [13, с. 13-14]. В «Шань Хай Цзине» написано про Ди Цзюнь, в котором говорится о том, что есть страна под названием Си Ю (^Ш). Ди Цзюнь родил Веселящегося дракона (Янь Лун, Веселящийся дракон родил Си Ю. Си Ю родил Си Ши (®±) и Си Нюй создал {страны}, где мужчины и женщины не любят друг друга [5].

Образ Чжуань Сюй обычно связан со змеем/рыбой. Он сражался с Гун Гуном и победил его. В данных исследованиях мифические тексты о Чжуань Сюй создавались раньше, чем о Юй, Гунь и Ди Ку. Змеи и рыбы в мифологии о Чжуань Сюй появляются в виде стражей. В китайской мифологии о Чжуань Сюй много положительных записей1. Он может

1 «Шань Хай Цзин-Великих пустынь запада»: Чжуань Сюй родил Старца-младенца. Старец-младенец (^8) родил Великого (Чжуна Я) и Чёрного (Ли Бог приказал Великому поднять небо, а Чёрному - опустить землю. Опустив землю, Чёрный родил Е (В1). Поселился на краю запада, чтобы управлять чередованием движения солнца и луны, звезд и планет.[5; 20, с. 120]; «Го Юй-Чжоу Юй»: Звезды, солнце и направление пересечения солнца и луны -все на севере, их создал Чжуань Сюй, и Ди Ку унаследовал их. [5].

попросить Фейлону (дракон), чтобы тот написал музыку2.Но у него также есть титул «Бог чумы»3. Будучи одним из пяти императоров, у него было наибольшее количество «никудышных» сыновей. Например, в «Лунь Хэне» записано, что у Чжуань Сюя было трое сыновей, и все они после смерти стали ««злыми духами, распространявшими мор».

Исследование происхождения Чжуань Сюй основано на различных точках зрения древнекитайских и современных китайских этнологов. Эти взгляды перемешались, что привело к спорам о происхождении Чжуань Сюя. В этом направлении также прослеживается «тотем (культуры) змея/рыбы».

Преобладающие взгляды имеют:

© Мэн Вэньтун полагал, что в древнем Китае существовало три основных племени в соответствии с географическим распределением, именно национальности «Цзян Хань, (бассейн реки Янцзы)», «Хэ Луо, МЖ (средний и нижний район Хуанхэ)» и « Хай Дай, Ш'Ш (нижняя часть Желтой реки)» [14, с. 22-160]. Чжуань Сюй родился в районе Сычуань-Чунцин (Цзян Хань) [15, с. 38-52,79-93,159-214].

© Фу Синиан считает, что древний Китай имел две разные системы - Восточную и Западную. Эти две системы воевали друг с другом, что приводило к перемешиванию. Перемешивание способствовало культурному прогрессу. И (Я) и Шан (Й) принадлежат к восточной системе, а Ся (X) и Чжоу принадлежат к западной системе. Фу Синиан четко выдвинул утверждение о том, что династия Шан происходила из региона Бохай на северо-востоке и древнего Яньчжоу (низовья Желтой реки). Чжуань Сюй тесно связан с северо-восточным регионом, и он принадлежит к восточной культуре, этим и объясняется, почему

«Анналы Люй Бувэя-Цзи (Замета) - Древняя музыка»: Чжуань Сюй родился в Жо Шуй, жил в Кон Сане. Он стал императором. У него был хороший характер и поведение, и он очень понравился Богу. Чистый ветер бежит вовремя (атмосфера чистоты и справедливости) со всех сторон. Они издали звуки хи-хи, ци-ци, цзя-цзя. Чжуань Сюю нравились эти звуки, поэтому он попросил Фейлуна сочинить музыку, чтобы имитировать их. ...отдать Богу... [5]. «Шань Хай Цзин-Великих пустынь запада»: Чжуань Сюй родил Старца-младенца. Старец-младенец (^80 родил Заклинающего огонь (Чжуюна Заклинающий огонь родил Наслед-

ника Длинной лютни. Он поселился на горе Яо. Первый создал музыкальную мелодию [20, с. 119].

3 «Лунь Хэн-Дин Гуй (Пересмотрите распространенное в то время в обществе понимание призраков)»: у древнего императора Чжуань Сюй было трое сыновей, которые умерли при рождении. После смерти они стали призраками чумы. Один из них жил в реке и был призраком чумы, второй жил в Жо Шуй и был демон и урод; Третий жил в доме, где часто болели дети.

государство Чу в южном регионе поклоняется Чжуань Сюй [16, с. 3-53,150-170].

© Ян Куань предположил, что все древние исторические легенды до династии Ся произошли от мифов эпохи Шан. Эти мифы можно разделить на две основные системы: восточную (нация Дон И -Шан ^Й-Й) и западную (нация Си Цзюн-Чжоу М^-^). Эти две системы мифов в течение длительного периода претерпели преобразование и эволюцию в отдельности и наконец смешались. В династиях Шан и Чжоу была сформирована система древней истории и легенд от Хуан Ди до династии Ся. Чжуань Сюй происходит из нации Си Цзюнь-Чжоу [7, с. 69-75].

@ Сюй Сюйшэн считает, что древние китайские племена можно приблизительно разделить на три группы: Хуа Ся (^Ж, Среднее течение Желтой реки), Донь И (^Й, Низовье Желтой реки) и Нан Ман (ШШ, Бассейн реки Янцзы). Эти три основные группы воевали друг против друга, а затем мирно сосуществовали, и наконец полностью ассимилировались, сформировав ханьскую национальность. Чжуань Сюй происходил из группы Хуа Ся на западе, но находился под влиянием группы Донь И [17, с. 42-147].

В археологических материалах Юй считался героической фигурой поздней династии Ся. Яо и Шунь были героями до Юй (период культуры Луншань). Хуан Ди был ещё раньше (ранняя культура Луншань). Шэнь Нун существовал в период культуры Яншао4.

Изучая письменные и устные источники, мы можем заметить, что в разные исторические периоды в разных регионах существовали разные версии легенд и мифов, которые различались, а иногда даже противоречили друг другу. Одна из основных причин этого заключается в том, что существовали различия в именах персонажей, часто одинаковых при описании событий, но иногда занимающих разные позиции, когда дело доходит до суждений о добре и зле. Фактически мифология или история до появления письменных записей нуждается в научном подходе, в дискуссиях. Причина заключается в том, что до сих пор нет убедительных археологических и

4 Мифологические и героические персонажи в этой статье, в сочетании с археологическим материалом и устными преданиями этнических меньшинств, почти все имеют конкретные источники. В этой статье я привела примеры некоторых из наиболее распространенных и господствующих. Эти взгляды обсуждают многие археологи и мифологи, объединяя материалы из разных дисциплин. Эта статья не будет предоставлять доказательства ни по одному. Но буду спорить в других статьях, таких, как: «О первобытных верованиях китайцев и тотемном культе».

письменных свидетельств о мифах. Даже самые ранние письменные источники датируются только 700 г. до н.э.

Заключение. По вышеприведенным материалам мы можем заключить, что образ дракона символизирует положительный образ в литературе. Например, Ю и Ди Ку во всех приведенных текстах представлены в основном как положительные образы. Мифологические герои-неудачники, такие, как Гунь и Гун-Гун, связаны со змеями или рыбами. Чжуань Сюй имеет две стороны. Если мы будем изучать придворных персонажей вокруг Чжуань Сюй, то обнаружим, что встречаются также образ змея или дракона. Его собственный образ представляет собой совокупность хорошего и плохого, поэтому в мифах, связанных с ним, есть образы дракона и змея. Фактически среди героев, упомянутых в этой статье в последовательном порядке, Чжуань Сюй является самым старшим. Поэтому его символика рассматривается как процесс перехода от матриархата к патриархату. Его противоречивый «родной город» также является мифологическим выражением культурной передачи и обмена. Из примеров в тексте мы также можем сделать вывод, что у героев древнекитайской мифологии обычно несколько имен. Эта ситуация представляет слияние культур еще во времена династии Чжоу. На самом деле события до династии Ся рассматривались как процесс развития мифов, которые в дальнейшем были восприняты как исторические события и наконец переданы двумя сюжетами в нескольких версиях.

Перечень использованной литературы

1. Фэй Сяотун, «Структура и форма плюралистического единства китайской нации (Ф^йШ^^Ж^ФШШ)», Журнал Пекинского университета (философия и социальные науки), № 04, стр. 1-19, 1989.

2. Ван Хуэй, «Легенда гласит, что в эпоху Яо и Шунь (герои в древнекитайской мифологии) произошло великое наводнение, после чего возникли древнекитайские государства - от «звездного неба» к центру цивилизации на среднем течении Же

Журнал Педагогического университета Шаньси (издание по философии и общественным наукам),

т. 34, № 03, стр. 76-86, 2005.

3. Институт археологии Китайской академии общественных наук, Китайская археологияТом I. Ся-Шан ЖЙ^), Пекин: Академия общественных наук КНР, 2003.

4. Гу Цзеган, Автобиография к идентификации древней истории, Пекин: Коммерческая пресса, 2011.

5. Стерджен, Д. «Китайский текстовый

[В Интернете].

Available: https://ctext.org/ens.

6. Ли Сюлян, «Исследование эволюции образа Гун Гун в эпоху до Цинь и Двойной Хань

Журнал

Университета Яньтай (издание по философии и социальным наукам),

7. Ян Куань, Введение в историю Древнего Китая

Шанхай: Шанхайское народное издательство, 2016. т. 30, № 01, стр. 83-89, 2017.

8. Юань Кэ, Корректура Шань хай цзин (l^SK^), Шанхай: Шанхайское издательство китайской классики, 1993.

9. Чжан Гохуа, Культура репродуктивного поклонения (^.ШШШ^^Л^), Пекин: Китайское издательство социальных наук, 1990.

10. Гун Вэй-ин, Затерявшаяся богиня (), Кайфэн: Издательство Университета Хэнань, 1993.

11. Хуан Чжэньюнь, «Бо Юй, Фу Гунь и тотем дракона (^ЩШШ^'МЧШШ),» Журнал Университета персонала и работников, № 01, стр. 52-87, 2006.

12. Тянь Чжаоюань, Очерки мифологии и эстетики

Шанхай: Шанхайское издательство литературы и искусства, 2007.

13. Министерство культуры КНР, Государственная комиссия по делам национальностей КНР, Китайская ассоциация народных литературоведов, Китайские народные сказки, Том: Провинция Гуандон

Г^), Пекин: Центр

Китайского ISBN, 2007.

14. Мэн Вэньтун, Различение тонких смыслов в древней истории (^.ЙШМ), Пекин: Коммерческая пресса, 2020.

15. Мэн Вэньтун, К древней истории Башу (Е-Щ^-Ф), Сычуань: Сычуаньское народное издательство, 2019.

16. Фу Синиан, Национальность и Древняя китайская история (КШ^^^ФШ^), Хэбэй: Хэбэй Образовательная Пресса, 2002.

17. Сюй Сюйшэн, Легендарная эпоха Древней китайской истории (ФВ^^ЙШЙШ^), Гуйлинь: Гуанси Педагогический университет, 2003.

18. Гу Цзеган, «Обсужу книги по древней истории с г-ном Цянь Сюаньтун (1923 г.)-

в Том Гу Цзегана (Библиотека современных китайских

мыслителей)-ШШШ^ ,

Пекин, Китайский народный университет Пресса, 2014, стр. 41-46.

19. Юань Кэ, Корректура Шань хай цзин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шанхай: Шанхайское издательство китайской классики, 1980.

20. пер. Э. М. Яншиной, Каталог гор и морей (Шань хай цзин), Москва: Издательство "Наука" Главная редакция восточной литературы, 1977.

Сдана/^шйййф1 t 09.05.2022 Рецензирована/0-рш^пиф1 f 24.05.2022 Принята/£йщьйф1 f 30.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.