Научная статья на тему 'Эволюция образа Пульчинеллы в западноевропейском искусстве xvii - первой половины XX века'

Эволюция образа Пульчинеллы в западноевропейском искусстве xvii - первой половины XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
550
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция образа Пульчинеллы в западноевропейском искусстве xvii - первой половины XX века»

М. А. Чекмарёва

Эволюция образа Пульчинеллы в западноевропейском искусстве XVII - первой половины XX в.

Персонаж комедии дель арте Пульчинелла за время своего более трехвекового существования в изобразительном искусстве прошел долгий эволюционный путь. Он претерпел множество метаморфоз. Его образ менялся от крестьянина до аристократа, от старика-горбуна до юного красавца без какого-либо телесного изъяна. В данной статье я постараюсь обозначить самые значимые изменения его образа. Кем же был этот персонаж?

Пульчинелла был неаполитанской маской комедии дель арте, существовавшей на театральных подмостках с конца XVI в. В переводе с итальянского ри1сшо - цыпленок, которому один день отроду. Его связь с птицей прослеживается и во внешнем облике. Нос Пульчинеллы напоминает клюв. Полное имя персонажа - Пульчинелла сетруло - Пульчинелла глупый1.

Характер Пульчинеллы сложный и противоречивый. Он был крестьянином из Ачерры, который перебрался в город. Однако по версии Э. МакЛеан, Пульчинелла первоначально был сатирическим образом, пародией на некоего неаполитанского купца, который пробовал закрыть те-атр2. Он мог быть торговцем, солдатом, бандитом, художником. Основной его чертой была глупость. Пульчинелла оказывался нередко женатым, очень часто он - глава большого семейства. «Условность - одна из особенностей этого персонажа. Герой двузначен: он может восприниматься и как живое человеческое лицо, и как условный комический персонаж, поскольку имеет свойства человека и наделен чертами маски»3. Одно из важных свойств Пульчинеллы - способность раздвоения, утроения и т.д.

В начале своего существования Пульчинелла появился на театральных подмостках в белой рубахе навыпуск и того же цвета штанах, как у прочих дзани4. На его голове небольшая темная войлочная шапочка. Таким его можно увидеть, в произведении начала XVII в. «Пульчинелла»5. Немногим

1 Rudlin J. Commedia dell'Arte: An Actor's Handbook Routledge. 1994. Р. 102

2 MacLean E. The Feather Book of Dionisio Minaggio // Feather Creations. Materials, Production and Circulation. 2004. Vol. 6. New York, 2006. P. 4-5.

3 Скорнякова М. Г. Эволюция образа Дзани в итальянском театре ХХ в. // Западное искусство: ХХ век: проблема развития западного искусства ХХ в. СПб., 2001. С. 259-206.

4 Миклашевский К. La commedia dell' arte. СПб., 1914. С. 69.

5 Неизвестный художник. Пульчинелла. 1618. Иллюстрация из книги: Dionisio Minaggio. Giardinero di Sa Ea Gv. Obnerator del Stato di Milano. Inventor et Feccit l'Ano del 1618. Квебек, Университетская библиотека МакГил.

позже Ж. Калло изобразил героя на гравюре1, показав его в подобном костюме, но с небольшими дополнениями, такими как висящий на поясе кошель или еще более увеличившийся ворот рубахи. Изменился и головной убор Пульчинеллы. Он изображен с большой, странного очертания шляпой, в руках. На нем надета характерная полумаска с большими глазницами и укрупненным носом. Пульчинелла изображен с выдающимся животом, но без горба. Таким его можно увидеть и на акварели Бурначини «Пульчинелла»2, Дальнейшие изменения, например, горб, можно проследить в произведениях художников, например А. Маньяско, Д.Б. Тьеполо, Д. Д. Тьеполо и др. Причиной изменения внешности маски, вероятно, стали довольно популярные в XVI и XVII вв. комедии гоббо (горбунов), которые часто входили в труппу комедии дель арте.

Со второй половины XVII в. Пульчинелла все чаще появляется в изобразительном искусстве пузатым, с большим горбом, как на гравюрах «Пульчинелла с решеткой и щипцами в руках»3, «Пульчинелла с фонарем»4 и «Пульчинелла»5,

Итак, в XVII в. сложилась схема изображения Пульчинеллы. Исходя из его анатомических особенностей, горба и гипертрофированного размера живота, Пульчинеллу показывали в профиль, как правило, с вытянутой вперед одной ногой. Примером может служить фронтиспис к «Любви точильщика»6 неизвестного художника или «Арлекин домовой» К. Жилло7 и «Стоящий Пульчинелла»8 Д. Б. Тьеполо.

В изобразительном искусстве пик популярности этого персонажа приходится на XVIII в. В Италии художники увидели в Пульчинелле не маску, для изображения которой необходимо использовать условную схему для его мгновенного узнавания, а живого персонажа. Одним из первых к Пульчинелле обратился П.Л. Гецци. Он создал серию рисунков и гравюр, посвященную этому персонажу итальянской комедии. В нее

1 Калло Ж. Пульчинелла-Синьора Лукреция. Из Серии «Балли ди Сфесса-ния». 1621. Москва, ГМИИ.

2 Бурначини Л. О. Пульчинелла. XVII в. Вена, Австрийская национальная библиотека.

3 Боннар Г. Пульчинелла с решеткой и щипцами в руках. XVII в. Париж, Национальная библиотека Франции.

4 Неизвестный художник. Пульчинелла с фонарем. XVII в. Местонахождение не известно.

5 Де Гейн Дж. Д. Пульчинелла. 1696. Частное собрание.

6 Неизвесный художник. Фронтиспис к Le Rémouleur d'Amour в книге Lesage et Dorneval. Le Théâtre de la Foire, V. 1724. Париж, Национальная библиотека Франции.

7 Жилло К. Арлекин домовой. Ок. 1704-1718. Чикаго, Институт искусств.

8 Тьеполо Д. Б. Стоящий Пульчинелла. XVIII в. Лондон, Институт Курто.

вошли такие работы как «Пульчинелла обучает своих детей»1, «Пульчинелла разбогател»2, «Болезнь Пульчинеллы»3, Завещание Пульчинеллы»4, «Старый Пульчинелла»5 и др. На одних работах он изображен в окружении своего многочисленного семейства, где все одеты так же, как и он, за исключением грудных детей, а на других он появляется среди обычных людей, не Пульчинелл. Вероятно, создание этой серии послужило началом для появления многочисленных произведений с изображением данного персонажа комедии дель арте.

Итальянский художник Маньяско создал серию картин «История Пульчинеллы», основываясь на наблюдении представлений с этим персонажем, который шли в Кастелло Сфорцеско. В нее вошли такие работы как «Пульчинелла, играющий на гитаре»6, «Пульчинелла на ослике»7 и «Пульчинелла с клизмой»8 и др. Вероятно, Маньяско исполнил их по заказу, около 1720 г. Позже, скорее всего около 1730 года9, он вновь вернулся к этому персонажу и написал многофигурную композицию «Концерт Пульчинеллы»10. Художник изобразил семью из двенадцати Пульчинелл разного возраста, от мала до велика, вокруг стола, на котором стоит большое дымящееся блюдо. Атмосфера и предметы, располагающиеся вокруг персонажей, в основном котлы и всевозможная металлическая посуда, перекликаются с более ранней работой «Танец Коломбины». Разруха и нищета окружает Пульчинелл. Та же обстановка присутствует в картине «Обед Пульчинеллы»11. Здесь Пульчинелла показан поедающим макароны, берущим по одной из супницы, которая стоит на бочке. Лацци с макаронами была одной из самых популярных в представлениях комедии дель арте. В творчестве Маньяско необычайно ярко выражено характерное состояние для Пульчинеллы как дзани - это постоянное чувство голода в различном его

1 Гецци П. Л.Пульчинелла обучает своих детей. Ок. 1710. Местонахождение не известно.

2 Гецци П. Л.Пульчинелла разбогател. Ок. 1710. Частное собрание.

3 Гецци П. Л. Болезнь Пульчинеллы. Ок. 1710. Частное собрание.

4 Гецци П. Л. Завещание Пульчинеллы. 1709. Музей изобразительных искусств, Бостон.

5 Понд А. по: Гецци П. Л. Семья наслаждается едой со своими слугами. XVIII в. Сан-Франциско, Музей изобразительных искусств.

6 Маньяско А. Пульчинелла, играющий на гитаре. Ок. 1720. Копенгаген, Национальный музей Копенгагена.

7 Маньяско А. Пульчинелла на ослике. Ок. 1720. Частное собрание.

8 Маньяско А. Пульчинелла с клизмой. Ок. 1720. Частное собрание.

9 Alessandro Magnasco. 1667-1749. Catalogo di una mostra. 1996. P. 204.

10 Маньяско А. Концерт Пульчинеллы. Ок. 1730. Колумбия, Музей искусств Южной Каролины.

11 Маньяско А. Обед Пульчинеллы. I пол. XVIII в. Северная Каролина, Музей искусств Северной Каролины.

проявлении. Образ Пульчинеллы Маньяско не стал популярным у художников, им оказалась ближе трактовка Дж.Б. и Дж.Д. Тьеполо - отца и сына.

Дж. Б. Тьеполо создал цикл графических листов «Пульчинелла в Аркадии», посвященный этой маске комедии дель арте. Название работ серии, как, например, «Кухня Пульчинеллы»1, «Три Пульчинеллы»2 или «Подношение коронованному Пульчинелле»3 связаны с сюжетами, которые были весьма популярны на представлениях комедии дель арте. Пульчинеллы, изображенные Тьеполо, были приземисты и походили на горбатых карликов. Художник обращается и к фривольным изображениям этого персонажа, показывая его грубый нрав. Примером может служить работа «Пульчинеллы, пристающие к женщине»4, где четыре Пульчинеллы окружили пьяную женщину, один обнимает ее, а остальные поднимают сзади подол ее платья. Почти во всех работах этой серии и в самостоятельных рисунках Тьеполо вносит иронию и юмор.

Совершенное иное отношение к Пульчинелле было у Дж.Д. Тьеполо, который очень часто обращался к этому персонажу. Около 1800 г. он создает графическую серию (104 листа) «Развлечение для детей», посвященную Пульчинелле. Тьеполо изобразил жизнь Пульчинеллы от рождения до смерти. Художник создал своего рода «житие» этого персонажа дель арте, более подробное, чем агиография христианских святых. Он, пожалуй, был одним из первых, кто осмелился на такое жизнеописание не исторического или церковного лица, а персонажа комедии дель арте.

Серия начинается сценой появления отца Пульчинеллы из огромного яйца индейки, а заканчивается восстанием скелета Пульчинеллы из могилы5. В нее также вошли сюжеты: бракосочетание родителей Пульчинеллы, их свадебный пир, идиллия семейной жизни, рождение6 (мать кормит грудью младенца, композиционная схема близка к иконографии поклонения младенцу Христу). Затем следуют эпизоды его детства и отрочества, сцены всевозможных забав и развлечений, например, «Пульчинелла со страусами»7 или «Фурлана»8, а также путе-

1 Тьеполо Дж.Б. Кухня Пульчинеллы. 1730-1750. Майдстон, Фонд замка Лидс.

2 Тьеполо Дж.Б. Три Пульчинеллы. 1730-1750. Париж, Лувр.

3 Тьеполо Дж.Б. Подношение коронованному Пульчинелле. 1730-1750. Триесте, Городской музей истории искусств.

4 Тьеполо Дж.Б. Пульчинеллы, пристающие к женщине. Кон. 1730-х. Лос-Анжелес, Музей П. Гетти.

5 Gealt. A. M. and Knox G. Domenico Tiepolo: Master Draftsman. Bloomington, 1996, p. 235.

6 Тьеполо Дж. Д. Семья Пульчинеллы. Ок. 1800. Частное собрание.

7 Тьеполо Дж. Д. Пульчинелла со страусами. Ок. 1800. Сан-Франциско, Музей изобразительных искусств.

8 Тьеполо Дж. Д. Фурлана. Ок. 1800. Сан-Франциско, Музей изобразительных искусств.

175

шествия в дальние страны, и прощание с любимым городом «Пульчинелла, прощается с Венецией»1. Есть в этой серии и сцены бедствий Пульчинеллы, когда он в окружении многочисленных детей и в заплатанной одежде попрошайничает - «Дети Пульчинеллы выпрашивают сладости»2, а также и мгновения славы «Триумфальная процессия Пульчинеллы»3. Кульминация всей серии - арест, суд, тюрьма4, освобождение. Место действия злоключений Пульчинеллы - Венеция. Неаполитанский персонаж был очень близок характеру Венеции XVIII века5. После суда его выпускают из-под стражи. Пульчинелла надломлен и стар. На эту тему Тьеполо создает удивительную работу «Пульчинелле помогают сесть на стул»6, где показана старость и немощь не только главного героя, но и его окружения. Они как двойники растут, взрослеют и старятся вместе. Финалом серии является сцена положения гроба Пульчинеллы в семейный склеп7. В основу многих работ Тьеполо брал иконографию сюжетов из Евангелия и других священных источников. Примером мог служить опыт его отца, когда в начале 1750-х гг., он создал работу «Обнаружение смерти Пульчинел-лы»8, которая по своей иконографии близка к сцене «Жены мироносицы у Гроба Господня».

Довольно странно в этой серии выглядит рисунок Тьеполо «Всадник с Пульчинеллами»9. В нем художник создает противостояние главного героя - всадника в треуголке - толпе Пульчинелл. Вероятно, здесь можно найти сходство, хоть и весьма отдаленное, с французским офицером, или даже с Наполеоном, войска которого вошли в Италию во время создания этой серии работ. С переживанием художником ужасов войны связан и

1 Тьеполо Дж. Д. Пульчинелла, прощается с Венецией. 1797-1804. Вашингтон, Национальная галерея.

2 Тьеполо Дж. Д. Дети Пульчинеллы выпрашивают сладости. Ок. 1800. Сан-Франциско, Музей изобразительных искусств.

3 Тьеполо Дж. Д. Триумфальная процессия Пульчинеллы. 1797-1800. Детройт, Институт Искусств.

4 Тьеполо Дж. Д. Посещение тюрьмы. Ок. 1797-1804. Вашингтон, Национальная галерея искусств.

5 Gealt A.M. The courtship, marriage and other exploits of Punchinello // Art News. 1979. Nov. Р. 139.

6 Тьеполо Дж. Д. Пульчинелле помогают сесть на стул. Ок. 1791. Лос-Анжелес, Музей П. Гетти.

7 Тьеполо Дж. Д. Похороны Пульчинеллы. Ок. 1800. Нью-Йорк, Музей Метрополитен.

8 Тьеполо Дж. Б. Обнаружение смерти Пульчинеллы. Начало 1750-х. Вашингтон, Национальная галерея искусств.

9 Тьеполо Дж. Д. Всадник с Пульчинеллами. II пол. XVIII в. Санкт-Петербург, ГЭ.

графический лист с изображением повешенного Пульчинеллы1. Как и сцены из народной жизни, например, танцы, охота, арест, игры и другие, она имеет в основе реальный эпизод, свидетелем которого был сам художник. Однако здесь Тьеполо сочетает пристальный взгляд хроникера и фантазию. Он изображает и палача, и жертву рядом. Это два Пульчинеллы, совершенно одинаковые - двойники. Такой эффект придает всей сцене ощущение глубокой трагичности и абсурдности происходящего.

В XVIII в. сюжеты для работ, где появлялся Пульчинелла, в основном были заимствованы не из театральных сценариев, а основывались на фантазии художника, либо на традиционных сюжетах изобразительного искусства, отчасти преобразованных, либо черпались из реальной жизни.

Кисти Дж.Д. Тьеполо принадлежат монументальные росписи виллы Дзианиго, героем которых вместо античных богов становится все тот же Пульчинелла. Подобная замена была свойственна и для станковых произведений. Среди графических работ Тьеполо существует рисунок «Пульчи-нелла-Ганимед»2, в котором Зевс в образе орла вместо прекрасного юноши уносит Пульчинеллу. Этот сюжет наиболее наглядно иллюстрирует тот факт, что на смену античным божествам идут площадные шуты.

В своих произведениях Дж.Д. Тьеполо немного изменяет внешний облик Пульчинеллы. В отличие от работ отца, он наделил своих Пульчинелл более изящными пропорциями, изображая их более высокими и стройными, но сохранил горб, большой живот, крючковатый увеличенный нос, полумаску и конусообразную шляпу.

Различие образа Пульчинеллы в творчестве обоих художников просматривается в росписях виллы Вальмарана. В интерпретации Дж.Б. Тьеполо Пульчинелла - карнавальный персонаж. У Дж.Д. Тьеполо этот герой «является главной фигурой парящей стихии постоянного пре-вращения»3. Для него Пульчинелла не просто «синьор-маска», а живое существо, которое сохраняет тайну своей человеческой судьбы.

В XIX в. интерес к Пульчинелле значительно ослабевает. Это продолжалось до первой половины ХХ в., пока Пульчинелла не появился на сцене в одноименном балете И. Стравинского, а затем и на многочисленных полотнах, в основном итальянских художников. Пожалуй, наибольший вклад в изменение образа Пульчинеллы внес Дж. Северини. Он ввел в изобразительное искусство новый образ этого героя. Теперь Пульчинелла предстает без всяких телесных изъянов. Он элегантен, как правило, музицирует на гитаре или ином инструменте. Движения его плавны и грациозны. Он зачастую является персонификацией музыкальности, медленной плавной мелодии.

1 Тьеполо Дж. Д. Повешенный Пульчинелла. Частное собрание.

2 Тьеполо Д. Д. Пульчинелла - Ганимед. США, Частное собрание.

3 Федотова Е. Д. Венецианская живопись века просвещения. М, 1998. С. 167.

Художник многократно обращался к этой маске. Начало было положено в 1921 г., когда он работал над серией фресок в замке Монтегуфони, сюжетом которых стал любовный треугольник Пульчинелла - Коломбина - Арлекин1. Северини увлекается образом Пульчинеллы, который переходит из монументальной в станковую живопись.

Уже в 1922 г. он пишет картину «Два Пульчинеллы»2. Северини возвращается к первоначальному изображению этого персонажа комедии дель арте без горба и большого живота. Пульчинеллы изображены молодыми в черных полумасках на лицах и конусообразных колпаках. Они одеты в белые крестьянские одежды, дополненные широкими воротниками, напоминающие жабо и манжеты Пьеро. Живописец изображает две абсолютно одинаковые фигуры, отличающиеся лишь инструментами, на которых они играют. Северини использует способность героя раздваиваться. Художник так близко изобразил их друг к другу, что они сливаются в единое очертание фигур.

Наличие многочисленных двойников можно встретить в работе «Акробаты или маски и руины»3. Северини создает особый мир, населенный Пульчинеллами. Художник поместил героев среди античных развалин Рима. С одной стороны, вид абсолютно современный, многие руины узнаваемы, с другой - присутствует неопределенность, ведь такими они были и много веков назад. Это ощущение вневременного состояния, характерное для старых мастеров, и то, что станет своеобразной визитной карточкой так называемого «магического реализма», он достигает еще в своей ранней работе, о которой речь шла ранее, в «Двух Пульчинеллах».

Особая музыкальность - основное качество, которое стремился подчеркнуть Северини, изображая Пульчинеллу. Практически во всех работах, за исключением нескольких произведений, музыкальный инструмент станет обязательным атрибутом для Пульчинеллы, примером могут служить картины «Пульчинелла в комнате»4, «Семья бедного Пульчинеллы»5, «Пульчинелла (Пьеро - музыкант)»6 и др.

В 1940-е - 1960-е гг. Северини продолжает изображать Пульчинеллу, но уже в кубистической стилистике. В этих работах «Арлекин и

1 Cowling E. Mundy J. On classic ground: Picasso, Leger, de Chirico and the New Classicism 1910-1930. London, 1990. P. 237.

2 Северини Дж. Два Пульчинеллы. 1922. Гаага, Городской музей.

3 Северини Дж. Акробаты или маски и руины. 1928. Флоренция, Банк Тосканы Палаццо Салвиатти.

4 Северини Дж. Пульчинелла в комнате. 1923. Частное собрание.

5 Северини Дж. Семья бедного Пульчинеллы.1923. Тренто и Роверето, Музей современного искусства.

6 Северини Дж. Пульчинелла. (Пьеро музыкант). 1924. Роттердам, Музей Бойманс Ван Венинген.

Пульчинелла»1, «Музыканты»2, и др. в композиционном решении особенно, сказывается влияние П. Пикассо. Однако, в отличие от последнего, Пульчинеллы Северини становятся необычайно легкими, практически бестелесными.

Таким образом, за довольно продолжительную жизнь в изобразительном искусстве, Пульчинелла претерпел ряд метаморфоз. Появившись на балаганных подмостках в XVI в., как нелепый крестьянин, сбежавший в город, он становился то античным героем, то отцом вечно голодного семейства. Он знал и триумф, и крайнюю нужду. Он рождался и умирал. Он был безобразен и красив. Его, пожалуй, можно признать одним из самых изменчивых персонажей в истории западноевропейского искусства.

1 Северини Дж. Арлекин и Пульчинелла. Ок. 1950. Частное собрание.

2 Северини Дж. Музыканты.1955. Частное собрание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.