Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА МИГРАНТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В XXI В. (НА МАТЕРИАЛАХ ВСЕРОССИЙСКИХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ)'

ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА МИГРАНТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В XXI В. (НА МАТЕРИАЛАХ ВСЕРОССИЙСКИХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ОБРАЗ МИГРАНТА / СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Аршин Константин Валерьевич

В статье рассматривается вопрос об эволюции образа мигранта в массовом сознании россиян в течение 2010-х гг. В качестве эмпирической базы используются материалы всероссийских опросов ведущих социологических центров России - ВЦИОМ, «Левада-центр», ФОМ. Анализ показал, что отношение к мигрантам в течение двух десятилетий XXI в. менялось, как следствие - трансформировался и образ мигранта. Его эволюция протекала от относительно враждебного отношения в начале 2000-х гг. к достаточно лояльному и позитивному - в 2010-х гг. В настоящее время наблюдается амбивалентный образ мигранта, соединяющий положительные и отрицательные черты, на конструирование которого оказывают влияние бытовые конфликты и их преломление в традиционных СМИ, социальных медиа, оценках лидеров общественного мнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF AN IMAGE OF MIGRANT IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE 21ST CENTURY (BASED ON THE MATERIALS OF ALL-RUSSIAN OPINION POLLS)

The article examines the issue of the evolution of an image of a migrant in the mass consciousness of Russians during the 2010s. The results of all-Russian polls of the leading sociological centers of Russia -Russian Public Opinion Research Center, “Levada Center”, Public Opinion Foundation are used as empirical material. The analysis showed that the attitude towards migrants has changed over the course of two decades of the 21st century, as a result, the image of a migrant has also changed. Its evolution proceeded from a relatively hostile attitude towards migrants in the early 2000s to a fairly loyal and positive in the 2010s. There is currently an ambivalent image of a migrant that combines positive and negative traits, the formation of which is influenced by everyday conflicts and their refraction in traditional media, social media, and in the assessments of opinion leaders.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА МИГРАНТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В XXI В. (НА МАТЕРИАЛАХ ВСЕРОССИЙСКИХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ)»

Общество: политика, экономика, право. 2021. № 12. С. 34-37. Society: Politics, Economics, Law. 2021. No. 12. P. 34-37.

Научная статья УДК 314.7

https://doi.org/10.24158/pep.2021.12.4

Эволюция образа мигранта в Российской Федерации в XXI в. (на материалах всероссийских социологических опросов)

Константин Валерьевич Аршин

Федеральный исследовательский центр картофеля имени А.Г. Лорха, Люберцы, Россия, Kosta-10@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-3172-5763

Аннотация. В статье рассматривается вопрос об эволюции образа мигранта в массовом сознании россиян в течение 2010-х гг. В качестве эмпирической базы используются материалы всероссийских опросов ведущих социологических центров России - ВЦИОМ, «Левада-центр», ФОМ. Анализ показал, что отношение к мигрантам в течение двух десятилетий XXI в. менялось, как следствие - трансформировался и образ мигранта. Его эволюция протекала от относительно враждебного отношения в начале 2000-х гг. к достаточно лояльному и позитивному - в 2010-х гг. В настоящее время наблюдается амбивалентный образ мигранта, соединяющий положительные и отрицательные черты, на конструирование которого оказывают влияние бытовые конфликты и их преломление в традиционных СМИ, социальных медиа, оценках лидеров общественного мнения.

Ключевые слова: миграция, образ мигранта, социальная психология, общественное мнение, массовое сознание

Для цитирования: Аршин К.В. Эволюция образа мигранта в Российской Федерации в XXI в. (на материалах всероссийских социологических опросов) // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 12. С. 34-37. https://doi.org/10.24158/pep.2021.12.4.

Финансирование: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31096.

Original article

Evolution of an image of migrant in the Russian Federation in the 21st century (based on the materials of all-Russian opinion polls)

Konstantin V. Arshin

Russian Potato Research Centre, Lubertsy, Russia, Kosta-10@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-3172-5763

Abstract. The article examines the issue of the evolution of an image of a migrant in the mass consciousness of Russians during the 2010s. The results of all-Russian polls of the leading sociological centers of Russia -Russian Public Opinion Research Center, "Levada Center", Public Opinion Foundation are used as empirical material. The analysis showed that the attitude towards migrants has changed over the course of two decades of the 21st century, as a result, the image of a migrant has also changed. Its evolution proceeded from a relatively hostile attitude towards migrants in the early 2000s to a fairly loyal and positive in the 2010s. There is currently an ambivalent image of a migrant that combines positive and negative traits, the formation of which is influenced by everyday conflicts and their refraction in traditional media, social media, and in the assessments of opinion leaders.

Keywords: migration, the image of a migrant, social psychology, public opinion, mass consciousness For citation: Arshin, K.V. (2021) Evolution of an image of migrant in the Russian Federation in the 21st century (based on the materials of all-Russian opinion polls). Society: Politics, Economics, Law. (12), 34-37. Available from: doi:10.24158/pep.2021.12.4 (In Russian).

Funding: the reported study was funded by RFBR and EISR according to the research project № 21-01131096.

Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 20192025 гг. установлены приоритетные категории иностранных граждан, на привлечение которых

© Аршин К.В., 2021

нацелена соответствующая политика страны1. Согласно документу, это соотечественники, проживающие за рубежом; лица, изъявившие желание осуществить переезд в РФ на постоянное место жительства; трудовые мигранты.

Каждая и указанных категорий иностранных граждан, взаимодействуя с коренным населением России, создает социальный образ, который впоследствии существенно влияет на взаимоотношения между мигрантами и местным населением (Титов, 2003). Это, в свою очередь, либо способствует формированию негативных стереотипов, оказывающих поддерживающее воздействие на развитие мигрантофобии и увеличение социальной дистанции, либо, напротив, ведет к их разрушению, что обеспечивает успешную реализацию процессов адаптации и интеграции мигрантов в принимающий социум.

Важнейшим инструментом формирования образа мигранта в общественном сознании, без сомнения, выступают средства массовой информации. Именно они, как указывает отечественный социолог В.Н. Титов, «задают определенное смысловое пространство, в котором читатель может обозначить свою идентичность и обосновать способы взаимодействия с представителями иммигрантских групп» (2003). При этом пресса создает образ, который неизбежно содержит коннотации «иного» и при необходимости трансформируется в «чужого» (Титов, 2003). Данный механизм конструирования образа «иного» используется как непосредственно в бумажной прессе, так и в интернет-СМИ (Федоров, 2014; Pruchová Hruzová, 2021). Маркирование мигранта как «иного» или, более того, «чужого» свойственно не только отечественным СМИ (Escudero, 2021). Например, анализ материалов испанской газеты El Pais показал, что издание, с одной стороны, формирует негативный образ мигранта, тем самым оказывая влияние на его возникновении в сознании общества, с другой - солидаризуется с читателем в противостоянии мигранту-врагу (Симонова, 2021).

Однако, помимо СМИ, не менее важным инструментом создания образа мигранта могут выступать социальные сети, которые во все большей мере заменяют собой традиционные СМИ в качестве значимого источника информации. Исследования, в частности проведенные В.Ю. Ле-деневой и Н.А. Безвербной (2020), показали, что социальные сети в данном вопросе в массовом сознании россиян практически солидаризуются с традиционными СМИ. Но если вторые вынуждены действовать с оглядкой на государство и устанавливаемые ограничения, то первые пользуются большей свободой (Балаян, Вишневский, 2017). Следствием этого, как указывают В.Ю. Леденева и Н.А. Безвербная (2020), становится возникновение негативной тональности в отношении мигрантов, недостоверной информации о том, что они якобы способствуют распространению болезней, служат источником негативной криминальной ситуации т. д. В конечном счете это содействует вспышкам ксенофобии и активизации мигрантофобии.

Нельзя не отметить, что именно социальные медиа служат источником распространения сведений об участившихся бытовых конфликтах между мигрантами и коренным населением, тиражируя информацию об указанных событиях. Принимая во внимание большое количество пользователей, именно этот контекст оказывает серьезное влияние на повестку отношений между местными гражданами и мигрантами. Кроме того, традиционные медиа зачастую применяют социальные виртуальные площадки как источник информации и оценок, что, в свою очередь, воздействует на отношение к приезжим.

Также важную роль в формировании образа мигрантов играют выступления так называемых лидеров общественного мнения. В статье В. Кичановой «Как создать позитивный образ мигранта? Советы для ФМС»2 содержится ряд мнений российских чиновников и депутатов о мигрантах, которые, очевидно, способствовали укреплению негативного образа в массовом сознании россиян. В известном смысле позитивные высказывания о мигрантах и миграции президента В.В. Путина в значительном степени дезавуируют их, что в условиях большого количества приезжих служит цели создания положительного образа.

Вместе с тем опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что образ мигранта в Российской Федерации в течение 2000-2021 гг. становился более позитивным (таблицы 1-3).

1 О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 гг. [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 31 окт. 2018 г. № 622 // Официальный сайт Президента России. 2018. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/58986 (дата обращения: 09.12.2021).

2 Кичанова В. Как создать позитивный образ мигранта? Советы для ФМС [Электронный ресурс] // Republic.ru. 2014. 12 марта. URL: https://republic.ru/posts/38907 (дата обращения: 09.12.2021).

Таблица 1 - Динамика отношения россиян к мигрантам, по данным ВЦИОМ, %1

Вопрос Год

2005 2008 2013 2021

Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет

Оказывает ли миграция позитивное влияние на экономику страны? 20 38 - - 16 84 25 41

Решает ли иммиграция демографическую ситуацию в стране? 19 46 - - 47 53 - -

Восполняют ли мигранты недостаток рабочих рук на низкоквалифицированных рабочих местах? - - 44 56 50 50 56 24

Повышают ли мигранты уровень коррупции и преступности? 63 37 - - 65 35 57 20

Таблица 2 - Динамика отношения россиян к мигрантам, по данным «Левада-центра», %2

Утверждение Год

2007 2017

Мигранты - это, как правило, малообразованные люди, способные только на неквалифицированный труд 28 32

Мигранты - это, как правило, трудолюбивые люди, готовые много работать 30 26

Мигранты - это, как правило, кормильцы, заботящиеся о благополучии своей семьи 38 25

Мигрант - это, как правило, мошенник, правонарушитель и т. п. 21 21

Таблица 3 - Динамика отношения россиян к мигрантам, по данным ФОМ, %3

Утверждение Год

2014 2021

Мигранты ведут себя нагло и агрессивно, они - источник роста преступности 22 -

Мигранты трудолюбивы, они берутся за работу, которая неинтересна местным жителям 14 31

Присутствие приезжих в Вашем городе имеет больше отрицательных сторон, чем положительных 37 17

Анализ данных социологических опросов позволяет установить, что образ мигранта в сознании россиян носит амбивалентный характер. С одной стороны, участники исследований признают, что мигранты - необходимый элемент современной экономики. Они требуются для заполнения прежде всего низкоквалифицированных рабочих мест (опросы ВЦИОМ и «Левада-центра»). Однако очевидно, что мигранты оказывают негативное влияние на развитие отечественной экономики, тормозят ее (вероятно, именно в силу низкой квалификации) (опрос «Левада-центра»). Вместе с тем, несмотря на признание миграции в качестве пусть и второстепенного, но важного инструмента решения демографической проблемы страны, для местных жителей мигрант - это приезжий, чей вклад в демографию Российской Федерации не может рассматриваться как значимый (опрос ВЦИОМ). Также высоким остается показатель отношения к мигрантам как к потенциальным правонарушителям и источнику коррупции (опросы ВЦИОМ и «Левада-центра»), но при этом снижается число тех, кто считает миграцию исключительно отрицательным явлением и ратует за ужесточение законодательства (опрос ФОМ).

1 Составлено автором на основе следующих данных: Иммиграция в Россию: благо или вред? [Электронный ресурс] : аналитический обзор // ВЦИОМ : официальный сайт. 2018. 19 дек. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/immigracziya-v-rossiyu-blago-ili-vred (дата обращения: 09.12.2021) ; Иностранные мигранты в России: как снизить межнациональную напряженность? [Электронный ресурс] : аналитический обзор // Там же. 2008. 23 июня. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analitich-eskii-obzor/inostrannye-migranty-v-rossii-kak-snizit-mezhnaczionalnuyu-napryazhennost (дата обращения: 09.12.2021) ; Отношение к иммигрантам: практика России и Европы [Электронный ресурс] : аналитический обзор // Там же. 2005. 20 мая. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/otnoshenie-k-immi-grantam-praktika-rossii-i-evropy (дата обращения: 09.12.202l) ; Трудовые иммигранты в России: вклад, положение, отношение [Электронный ресурс] : аналитический обзор // Там же. 2021. 18 нояб. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/trudovye-immigranty-v-rossii-vklad-polozhenie-otnoshenie (дата обращения: 09.12.2021).

2 Составлено автором на основе следующих данных: Отношение к трудовым мигрантам [Электронный ресурс] // Левада-центр : официальный сайт. 2017. 28 апр. URL: https://www.levada.ru/2017/04/28/otnoshenie-k-trudovym-migrantam (дата обращения: 09.12.2021).

3 Составлено автором на основе следующих данных: О трудовых мигрантах [Электронный ресурс] // ФОМ : официальный сайт. 2021. 12 авг. URL: https://fom.ru/Nastroeniya/14614 (дата обращения: 09.12.2021) ; Об отношении к мигрантам - внутренним и внешним [Электронный ресурс] // Там же. 2014. 24 июня. URL: https://fom.ru/Nastroeniya/11566 (дата обращения: 09.12.2021).

Следует сделать вывод, что образ мигранта в сознании россиян имеет проблемный характер. Его нельзя обозначить исключительно как позитивный или негативный. Скорее, он находится в постоянном движении между указанными точками, подвергаясь изменению при воздействии традиционных и новых инструментов создания общественного мнения: прессы, Интернета, мнений общественных лидеров.

При этом формирование образа мигранта в значительной степени эмоционально окрашено. На него оказывает большое влияние личный опыт взаимодействия с мигрантом или чувства, вызываемые его инаковостью. В этом смысле более положительное восприятие миграции можно объяснить, скорее, введением программ, направленных на адаптацию и интеграцию приезжих в принимающий социум (что делает их более «понятными» для местных жителей), нежели рассуждениями о вносимом ими вкладе в развитие страны. Считаем, что именно продолжение курса на приобщение мигрантов к культуре коренного населения обеспечит конструирование позитивного образа мигранта в массовом сознании россиян.

Список источников:

Балаян А.А., Вишневский Б.Л. Контроль государства за СМИ в современной России: причины, механизм и последствия распространения «постправды» // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2017. Т. 13, № 4. С. 100-109.

Леденева В.Ю., Безвербная Н.А. Формирование образа мигранта в СМИ и социальных сетях на фоне эпидемии COVID-19 (по результатам контент-анализа интернет-изданий) // Научное обозрение. Сер. 1: Экономика и право. 2020. № 3. С. 95-105. https://doi.org/10.26653/2076-4650-2020-3-08.

Симонова М.В. Ключевые коммуникативные стратегии создания образа иммигранта в медийном дискурсе Испании (на материале газеты El Pais) // Общественные науки и современность. 2021. № 4. С. 91 -103. https://doi .org/10.31857/S086904990014326-0.

Титов В.Н. О формировании образа этнического иммигранта (анализ публикаций прессы) // Социологические исследования. 2003. № 11. С. 41-50.

Федоров П.М. Роль интернет-СМИ в формировании социальных установок россиян в отношении мигрантов (по результатам контент-анализа региональных новостных интернет-сайтов) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. № 6 (124). С. 119-134. https://doi.org/10.14515/monitoring.2014.6.09.

Escudero, C. (2021) The "us" and "the other" in the media discourse about immigrants: An update proposal from Simmel and Park // Estudios Sobre el Mensaje Periodistico. Vol. 27, no. 1. P. 85-93.

Pruchova Hruzova, A. What is the image of refugees in Central European media? // European Journal of Cultural Studies. 2021. Vol. 24, no. 1. P. 240-258. https://doi.org/10.1177/1367549420951576.

References:

Balayan, A.A. & Vishnevskiy, B.L. (2017) Control of the state for the media in modern Russia: Causes, mechanism and consequences of the distribution of "post-truth". Political Expertise: POLITEX. 13 (4), 100-109. (In Russian)

Escudero, C. (2021) The "us" and "the other" in the media discourse about immigrants: An update proposal from Simmel and Park. Estudios Sobre el Mensaje Periodistico. 27 (1), 85-93. (In Spanish)

Fedorov, P.M. (2014) Role of mass media in forming social attitudes of Russians regarding migrants (Based on the content analysis of regional online news sources). Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. (6), 119-134. Available from: doi:10.14515/monitoring.2014.6.09. (In Russian)

Ledeneva, V.Yu. & Bezverbnaya, N.A. (2020) Forming the Image of a Migrant in the Media and Social Networks against the Background of the COVID-19 Epidemic (Based on the results of content analysis of online publications). Scientific Review. Series 1. Economics and Law. 2020. (3), 95-105. Available from: doi:10.26653/2076-4650-2020-3-08. (In Russian)

Pruchova Hruzova, A. (2021) What is the image of refugees in Central European media? European Journal of Cultural Studies. 24 (1), 240-258. Available from: doi:10.1177/1367549420951576.

Simonova, M.V. (2021) Key communication strategies of creating the image of an immigrant in the Spanish media discourse (On the publications of El Pais). Social Sciences and Contemporary World. (4), 91-103. Available from: doi: 10.31857/S086904990014326-0. (In Russian)

Titov, V.N. (2003) On the formation of the image of an ethnic immigrant (analysis of publications in press). Sotsiologicheskie Issledovaniia. (11), 41-50. (In Russian)

Информация об авторе К.В. Аршин - кандидат философских наук, ученый секретарь Федерального исследовательского центра картофеля имени А.Г. Лорха, Люберцы, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=920891.

Information about the author K.V. Arshin - PhD, Scientific Secretary, Russian Potato Research Centre, Lubertsy, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=920891.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 22.11.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 01.12.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 16.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.