Регулирование финансового состояния
организации
ЭВОЛЮЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
И. В. Романова
Саранский кооперативный институт
В условиях рыночной экономики законодательство о несостоятельности и соответствующая правовая система занимают центральное место в деловой жизни хозяйствующих субъектов. От качества нормативно-правового регулирования несостоятельности зависят решения о выдаче и получении кредитов, принятии коммерческих рисков, погашении долгов и других обязательств, о возможности совершения должником действий, направленных на дезинформацию кредиторов, и о путях достижения компромисса по взаимным требованиям. Способность организаций к объективной оценке ситуаций, связанных с несостоятельностью, предопределяет эффективность последующих действий.
Для экономико-правовой истории России банкротство не является чем-то неизвестным и как правовой институт уходит корнями в далекое прошлое. Дореволюционные исследования [1] свидетельствуют о том, что первые упоминания о несостоятельности встречались уже в памятниках русского права XШ—XV вв. В «Русской правде» — правовом документе Х1—Х11 вв. в ст. 54 говорится об особом положении купца и его денежных и товарных операциях, на которое не распространяется право получения кредита обычным горожанином. Банкротство, утрата купцом взятых в долг денег (и, надо думать, купленных на них товаров) не влекли за собой уголовной ответственности. Ему давалась возможность восполнить утраченное и в рассрочку выплатить долг. Эта льгота не распространялась на купца, утратившего капитал в результате пьянства и иных предосудительных действий. Судьба купца в этом случае зависела от кредиторов, которые могли или получить возмещение (также в рассрочку), или потребовать возмещения ущерба путем продажи имущества и
его самого в холопы. В ст. 55 устанавливалась очередность возмещения долгов, которая зависела от положения кредиторов. В первую очередь отдавались княжеские деньги, затем долги приезжего купца, а затем долги местных (домашних) купцов, которые делили между собой остаток.
Подход к несостоятельности, обозначенной в «Русской правде», сохранился и в более позднем российском законодательстве. Менялись только приоритеты, усложнялось и расширялось само нормативно-правовое регулирование. Например, в «Соборном уложении» московского царя Алексея Михайловича (1649) в отличие от «Русской правды» устанавливались предельные сроки уплаты долгов. Отсрочка давалась только до трех лет.
«Соборное уложение» расширяет круг применения норм о несостоятельности. Если в «Русской правде» речь шла лишь о купцах, взявших чужие деньги для торговли, то в «Соборном уложении» уже говорится о всяком долге и всяком должнике; вводится институт поручительства за несостоятельного должника, отражающий общую тенденцию закона к обеспечению гражданско-правовых обязанностей лица путем установления поручительства за него.
С развитием на Руси торговли участились случаи несостоятельности. Это побудило государство создать систему норм, посвященных банкротству. Гражданско-правовое регулирование банкротства оказалось делом достаточно сложным. На отработку норм уходили столетия. 15 декабря 1740 г. в России был принят Банкротский устав. Через 60 лет 19 декабря 1800 г. принимается более детальный «Устав о банкротах», а в 1832 г. — Устав о торговой несостоятельности. В названных законодательных актах определялось два вида несостоятельности. Первый вид — торговая несостоятель-
ность, второй — неторговая несостоятельность дворян и чиновников.
Под торговой несостоятельностью признавалось, «...когда кто-либо по торговле, присвоенной лицом, взявшим купеческие или промысловые свидетельства, придет в такое положение, что не только не имеет наличных денег на удовлетворение в срок своих долгов в важных суммах более 1 500 руб., но и есть признаки, в законе определенные, по которым заключить можно, что деньги неоплатны». Таким образом, в основу понятия несостоятельности были положены неоплатность, недостаточность имущества на покрытие всех долгов. Основаниями для признания торговой несостоятельности являлись:
- собственное признание несостоятельности в суде или вне суда;
- когда должник скрылся от предъявленного иска;
- когда лицо не удовлетворит в течение месяца требования кредитора.
Виды несостоятельности определялись и в зависимости от причин ее наступления:
- происходящая от несчастного случая;
- от небрежения — неосторожный должник;
- от подлога и от своих пороков — злостный должник.
Заявления о несостоятельности подавались в коммерческие суды, которые вправе были признать банкротом как юридическое, так и физическое лицо. Объявление несостоятельности влекло за собой ограничение личных прав должника. Он мог быть отстранен от должности, лишен специального звания. Он не мог быть судебным приставом, нотариусом, биржевым маклером, мировым судьей, земским начальником, были и другие ограничения.
Законодательство о банкротстве в России было трудно не только создавать, но и применять. По свидетельству известного российского ученого Г. Ф. Шершеневича [1], многие статьи были построены настолько сложно, что затрудняли не только торговых лиц, но и опытных юристов.
В дореволюционном праве понятия «банкротство» и «несостоятельность» различались между собой. Несостоятельностью считалось само состояние недостаточности имущества должника для удовлетворения требования кредиторов, а банкротством — причинение ущерба кредиторам путем уменьшения или сокрытия имущества несостоятельным должником, т. е. «уголовная ответственность того гражданского отношения, которое называется несостоятельностью». Результаты ис-
следования правового регулирования несостоятельности (банкротства) до 1917 г. свидетельствуют о его весьма высоком уровне даже по сравнению с современными ему зарубежными аналогами, о понимании целей и задач несостоятельности как одного из институтов рыночной экономики.
После 1917 г. нормативно-правовое регулирование несостоятельности (банкротства) начало осуществляться с переходом к мирной жизни. Сразу после окончания гражданской войны принимается Гражданский кодекс РСФСР (1922). Он является самым весомым элементом нормативно-правовой основы экономической политики, исходящей из допущения многоукладности в экономике и развития рыночных отношений. Кодекс и последующее законодательство содержали указания на то, какие субъекты гражданского права могут признаваться несостоятельными (банкротами), каковы условия и последствия такого признания.
Однако процедурно данный вопрос до конца не был урегулирован. Важную роль в этом сыграло постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28.11.1927, которым Гражданский процессуальный кодекс РСФСР был дополнен новой главой «О несостоятельности частных лиц, физических и юридических». Устанавливались признаки несостоятельности предприятий и организаций, физических и частных юридических лиц: прекращение ими платежей «по долгам свыше трех тысяч рублей или прекращение платежей, по которым неизбежно банкротство по состоянию дел».
Однако модель несостоятельности существовала только в нормативных актах советского государства, на практике она не реализовывалась, фактически дела такого рода в судах не возникали и ими не рассматривались.
В условиях государственной монополии в основных отраслях народного хозяйства эти нормативные механизмы лишались смысла. Государство-собственник по своему усмотрению поступало с неплательщиками в каждом конкретном случае так, как оно считало целесообразным, не прибегая к утяжеленным процедурам судебного разбирательства. Обычной практикой было государственное дотирование убыточных отраслей народного хозяйства и отдельных предприятий (планово-убыточные предприятия).
Так же обстояли дела лишь с некоторыми особенностями и в отношении субъектов негосударственной формы собственности — колхозно-кооперативной. Альтернативы им в советской экономической системе не было.
Проблема преодоления несостоятельности (банкротства) негосударственных субъектов экономических отношений решалась не путем применения к ним судами правовых норм о банкротстве в порядке гражданско-правового судопроизводства, а административно-правовыми методами.
В отношении граждан вопрос о банкротстве не возникал вовсе, так как они за редким исключением (например, кое-где сохранившиеся единоличные крестьянские хозяйства) не имели права заниматься самостоятельной хозяйственной деятельностью. Неплатежи по долгам взыскивались в порядке гражданского судопроизводства путем обращения взыскания на принадлежащее должнику имущество. В последние годы советской власти такие дела до судов фактически не доходили.
Гражданское право в советский период своего развития утратило все дореволюционные традиции правового регулирования несостоятельности (банкротства) должника. Экономические реформы, проводимые в нашей стране с конца 1980-х гг., привели к необходимости восстановления института несостоятельности (банкротства), являющегося обязательным элементом рыночной экономики.
В 1990-х гг. после долгих лет забвения в России начался процесс возрождения правового регулирования имущественных отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) должника. С началом проведения реформ по формированию рыночной экономикипроблемасозданиянормативно-правовой основы несостоятельности хозяйствующих субъектов стала неотложной практической задачей. В законе от 25.12.1990 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» имелась ст. 24 п. 3, где указывалось: «Предприятие, не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом) в соответствии с законодательством РСФСР». Однако закон не применялся: соответствующий судебный порядок отсутствовал, как и не было норм права, которые определяли бы конкретные юридические признаки неплатежеспособности (банкротства).
Первый законодательный акт о банкротстве был принят Верховным Советом РФ 19.11.1992 и введен в действие с 01.03.1993.
Через полтора года был опубликован Указ Президента РФ от 14.06.1992 № 623 «О мерах по поддержанию и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур».
Закон по-новому подошел к вопросу о признании несостоятельности предприятия. Она стала
считаться имеющей место после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации. Закон существенно расширил компетенцию арбитражных судов. Верховный Совет РФ принял специальное постановление от 27.11.1992 «О мерах по укреплению системы арбитражных судов Российской Федерации».
Первые попытки практического применения данного законодательного акта выявили его несовершенство, многочисленные пробелы в регулировании.
В 1993 г. в целях создания организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации актов о несостоятельности (банкротстве) в отношении государственных предприятий, постановлением Правительства РФ создается Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом. Президент РФ подписал Указ от
22.12.1993 № 2264 «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий», которым уточнил статус федерального управления, которому поручалось представлять от имени государства интересы собственника при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) в отношении федеральных государственных предприятий, а также предприятий и организаций, в капитале которых имеется доля (вклад) Российской Федерации. Впоследствии федеральное управление было реорганизовано в Федеральную службу России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, преобразованную Указом Президента РФ от 25.05.1999 № 651 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
Законом «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции 1992 г. критерием несостоятельности устанавливается неоплатность, т. е. организация признавалась несостоятельной в том случае, если общая стоимость задолженности превышала стоимость имущества. В целях реализации закона вышло постановление Правительства РФ от
20.05.1994 № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятия», где регламентировались два финансовых коэффициента:
- текущей ликвидности (Ктл), нормативное значение Ктл >2;
- обеспеченности собственными оборотными
средствами (Ксос), нормативное значение Ксос
> 0,1.
Таблица 1
Коэффициент текущей ликвидности организаций основных отраслей экономики
Год 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002
Всего в экономике 1,245 1,172 1,156 0,988 0,955 0,912 0,995 1,025 1,061 1,097
Промышленность 1,301 1,173 1,143 0,962 0,892 0,852 0,960 1,038 1,070 1,100
Сельское хозяйство 1,441 1,617 1,680 1,374 1,111 0,883 0,946 0,932 1,030 1,055
Строительство 1,131 1,141 1,095 0,887 0,839 0,793 0,923 0,933 0,972 0,999
Транспорт 1,392 1,182 1,120 0,993 0,958 0,977 1,302 0,960 1,111 1,122
Связь 1,413 1,433 1,438 1,857 1,702 1,075 1,106 1,108 1,095 0,941
Торговляиобщественное питание 1,163 1,104 1,110 0,938 0,957 0,872 0,865 1,122 1,118 1,191
Таблица 2
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами организаций основных отраслей экономики
Год 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002
Всего в экономике 0,115 0,099 0,142 -0,011 -0,056 -0,170 -0,119 -0,074 -0,070 -0,066
Промышленность 0,128 0,109 0,155 -0,048 -0,121 -0,223 -0,129 -0,045 -0,061 -0,058
Сельское хозяйство 0,204 0,230 0,367 0,141 0,016 -0,194 -0,138 -0,105 -0,029 -0,056
Строительство 0,055 0,081 0,057 -0,053 -0,150 -0,267 -0,115 -0,092 -0,038 -0,026
Транспорт 0,096 0,122 0,138 0,032 -0,005 -0,001 -0,042 -0,152 -0,180 -0,180
Связь 0,080 0,124 0,054 0,168 0,109 -0,588 -0,736 -0,401 -0,261 -0,429
Торговля и общественное питание 0,070 0,084 0,099 -0,047 -0,001 -0,110 -0,133 -0,065 -0,020 -0,002
В табл. 1, 2 приведены отраслевые данные по коэффициентам текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами за 10 лет1. За столь продолжительное время указанные коэффициенты не приблизились к нормативным значениям, что показывает несостоятельность их нормативных значений для оценки банкротства.
Отечественная практика и данные по зарубежным странам (табл. 3) свидетельствуют о нереальном значении норматива коэффициента текущей ликвидности и доли собственных оборотных средств по постановлению Правительства РФ № 498.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2003 № 218 «О порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» вышеупомянутое постановление № 498 было отменено. Однако до сих пор в значительном числе публикаций оценку несостоятельности свя-
1 Ленская А. А., Голунова Л. Л. Методическое обеспечение для проведения арбитражным управляющим финансового анализа //Экономический анализ: теория и практика. - 2005. - №2(35). - С. 28-33.
2 Едронова В. Н.,, Шахватова М. В., Особенности оценки финансовых результатов и финансового состояния субъектов бюджетирования //Экономический анализ: теория и практика. - 2004. - № 13(35). - С. 2-9.
Таблица 3
Значения коэффициента текущей ликвидности в развитых странах2
Отрасли сша Англия Европейские страны Япония
Легкая промышлен- 2,50 1,75 1,80 1,75
ность 1,20 1,20 1,40 1,30
Пищевая промыш- 1,10 1,10 1,50 1,10
ленность 1,70 1,40 1,00 1,10
Машиностроение
Торговля
В среднем 1,30 1,20 1,20 1,15
зывают с ликвидностью и в качестве показателей, характеризующих несостоятельность, используют названные в постановлении № 498.
Несовершенство нормативной базы, а также организационных процедур привело к пересмотру закона. В 1998 г. была принята новая редакция закона «О несостоятельности (банкротстве)», который был шагом вперед.
В законе о несостоятельности в редакциях 1998 и 2002 гг. изменился критерий банкротства — им стала неплатежеспособность. Признание структуры баланса неудовлетворительной перестала иметь юридические последствия и представляет справочное значение, так как критерием несостоятельности организации является ее платежеспособность.
Таблица 4
Сопоставление критериев несостоятельности
Страна, основная идея в законе Год принятия соответствующего закона* Критерий банкротства
неплатежеспособность неоплатность
Россия - равенство в учете требований должника и кредиторов; больше защищаются права кредиторов 1992 1998,2002 + +
Великобритания - главенствует идея о первоочередной защите интересов кредиторов 1986 + +
Франция - создание максимально благоприятных условий для реабилитации бизнеса 1985 +
США - создание максимально благоприятных условий для реабилитации бизнеса 1979 +
Германия - главенствует идея о первоочередной защите интересов кредиторов 1994 +
*Во всех странах законодательство постоянно изменяется.
В табл. 4 приведены критерии несостоятельности, используемые в различных странах [2, с. 303].
В п. 2 ст. 3 ФЗ РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» указано: «Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены». Условием возбуждения дела о банкротстве в соответствии с п. 2 ст. 6 этого же закона является наличие долга не менее 100 тыс. руб.
В соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции 1998, 2002 гг. и приказом ФСФО степень платежеспособности по текущим обязательствам (К9)3 определяется как соотношение текущих заемных средств (краткосрочных обязательств) организации к среднемесячной выручке:
_ Строка 690 (форма 1)
К--К -3'
где К1 — среднемесячная выручка; N
К - во , где N — валовая выручка организации 1 Т
по оплате,
Т — число месяцев в рассматриваемом периоде.
Среднемесячная выручка вычисляется по валовой выручке, включающей выручку от реализа-
3 Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 №16 «Об утверждении методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций.» / Обозначения в формуле приведены по методическим указаниям.
ции за отчетный период (по оплате), НДС, акцизы и другие обязательные платежи. Она характеризует объем доходов организации за рассматриваемый период и определяет основной финансовый ресурс организации (масштаб бизнеса), который используется для осуществления хозяйственной деятельности, в том числе для исполнения обязательств перед фискальной системой государства, другими организациями, своими работниками. В форме № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках» по строке 010 приводится выручка-нетто.
В развитие ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции 1998 г. Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству РФ (ФСФО) разработала методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций с использованием коэффициентного анализа. При этом показатели, характеризующие различные аспекты деятельности организации, разбиваются на 7 групп:
1) общие показатели;
2) показатели платежеспособности и финансовой устойчивости;
3) показатели эффективности использования оборотного капитала, деловой активности;
4) показатели рентабельности;
5) показатели интенсификации процесса производства;
6) показатель инвестиционной активности;
7) показатели исполнения обязательств перед бюджетами различных уровней и государственными внебюджетными фондами. Методические указания позволяют, используя
факторный анализ для построенных временных
Таблица 3
Динамика банкротств
Год 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Признано банкротом 74 231 716 1 226 2 269 2 628 5 959 10 485 18 993 44 424 56 440
По сравнению с предыдущим годом, % 100 +312 +210 +72 +85 +16 +127 +76 +81 + 134 +27
рядов показателей, провести всесторонний анализ финансового состояния организации (следует учитывать изменения в финансовой отчетности, введенные в 2003 г. [2, с. 311]).
Закон о банкротстве 1998 г. был шагом вперед, но процедура признания организации несостоятельной была настолько упрощена, что началась волна заказных банкротств (см. статистику банкротств по табл. 3, данные Высшего Арбитражного Суда РФ).
Закон о несостоятельности 2002 г. учел выявленные недостатки предыдущих редакций закона, международные тенденции развития института банкротства, что отразилось в следующем:
• более подробно регламентированы все стадии процедуры банкротства;
• введена новая стадия процесса несостоятельности — финансовое оздоровление;
• изменены статус и процедура регулирования деятельности арбитражного управляющего, повышена его ответственность за совершаемые действия;
• лучше обеспечены права и интересы кредиторов;
• защищены права добросовестных собственников организации-должника;
• установлены особенности регулирования несостоятельности отдельных категорий должников.
В рамках реализации закона о несостоятельности постановлением Правительства РФ4 были утверждены правила проведения арбитражным
управляющим финансового анализа. К сожалению, правила не базируются на методических указаниях ФСФО РФ (в 2004 г., в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 Федеральная служба по финансовому оздоровлению была упразднена. Частично ее функции переданы Федеральной налоговой службе). В правилах отсутствует разница в критериях оплатности и платежеспособности, нет привязки к строкам финансовой и статистической отчетности, что приводит к неоднозначным результатам в расчетах отдельных показателей.
Дальнейшее развитие института банкротства (совершенствование методологической, законодательной, нормативной базы) невозможно без активной государственной поддержки при растущей роли саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шершеневич Г. Ф. Конкурсный процесс — М.: Статут, 2000. — 477 с.
2. Любушин Н. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 448 с.
4 Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа».