5. Marishchuk, V.L. (2005), Psychodiagnostics in sports, Education, Moscow.
6. Rodionov, A.V. (2010), Psychology of physical culture and sport: textbook, Academy, Moscow.
7. Stambulova, N.B. (1999), Psychology of sports career: studies. benefit, Career center, St. Petersburg.
8. Khanin, Yu.L. (1973), "On the regulation of mental states in conditions of group-related activities", Social and psychological and social planning, Leningrad state University, pp. 110-116.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.03.2019
УДК 159.99
ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Валерия Валерьевна Манахова, магистрант, Ольга Владимировна Грибкова, кандидат психологических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва; Мария Славовна Антонова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Российский национальный исследовательский медицинский университет, им. Н.И. Пирогова, г. Москва
Аннотация
Развитие психологической науки в нашей стране и за ее пределами сопровождается повышением интереса к проблемам оказания психологической помощи. Психологическое консультирование возникло в ответ на потребности людей, которые ищут помощи и поддержки квалифицированного специалиста. Этот вид помощи является одной из основных форм практического применения профессиональных возможностей психолога во всех сферах жизнедеятельности и, в частности, в системе образования. Учитывая современное состояние разработки данной проблемы, мы ставим перед собой цель провести эволюционный анализ основных теоретических аспектов психолого-педагогической консультации как одного из вида психологической помощи учащимся учебного заведения.
Ключевые слова: педагогика, психологическое консультирование, образовательная среда, психологическая безопасность.
SCIENTIFIC IDEAS EVOLUTION ABOUT PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE AT THE EDUCATIONAL SPHERE
Valeria Valerievna Manakhova, the master student, Olga Vladimirovna Gribkova, the candidate ofpsychological sciences, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow; Maria Slavovna Antonova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow
Annotation
Development of the psychological science in our country and abroad is accompanied with the increasing interest to the psychology assistance problems. Psychology assistance arose as the answer to the people's needs, searching for help and support by qualified expert. This kind of help is one of the main kits of the psychologist professional opportunities for practical application at all sphere of life activity, including education. Considering a current state of this problem development, we set before ourselves the purpose to carry out the evolutionary analysis of the main theoretical aspects of psychology and pedagogical consultation as one of the psychological assistance type for educational institution's students.
Keywords: pedagogic, psychological consultation, educational sphere, psychological safety.
В жизни каждого человека бывают критические моменты, когда усложняются взаимоотношения с окружающими, обостряются внутренние противоречия, становятся невыносимыми переживания относительно своего положения, которое кажется безвыходным. Особенно нуждаются в квалифицированной психологической помощи молодые люди (учащиеся), становление жизненных позиций и убеждений которых связано с возрастными
кризисами, развитием эмоционально-волевой сферы, формированием профессионального мировоззрения и другими причинами. Именно психолого-педагогическое консультирование как один из видов оказания психологической помощи учащимся различных учебных заведений, призвано помочь им решить психологические проблемы [5].
Вопрос психологического консультирования в последние годы привлекает внимание ученых, как Г. Бурменская, И. Дубровина, А. Карабанова, В. Острова, В. Панок и др. Отечественными психологами разработаны различные теоретические подходы к практической консультативной помощи, а именно: личностный подход (В. Рыбак), диалогический подход различные его направления разрабатываются А. Копьевым, А. Соколовой, Т. Флоренским и др., осмысление психологической помощи в контексте православного христианства (Б. Братусь, С. Хоружий, Ю. Миславский, А. Зубов, Г. Онищенко и др.), субъективно-личностный подход (И. Виново) и т.д.
Выясняя содержание понятия, «консультация», прежде всего, обратимся к словарям и другим печатным изданиям, отражающим определенную интеграцию всех современных подходов к определению тех или иных понятий.
С.И. Ожегов признает «консультацию» как совет специалистов; учреждение, дающее советы. Известный психолог и психотерапевт Р. Нельсон-Джоунс рассматривает термин «консультирование» как особый вид помощи, как психологический процесс. Психолог и психотерапевт К. Роджерс утверждал, что психологическое консультирование представляет собой структурированное, свободное от предписаний взаимодействие, которое обеспечивает возможность клиента сознательно достичь положительных изменений в личностной жизни [8].
Б. Д. Карвасарский отмечает, что психологическое консультирование является процессом, который предусматривает помощь клиенту в осознании его проблемы и, опираясь на личностные ресурсы, поиск и осуществление путей и способов ее решения [7]. Разделяя это мнение, психологи Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко утверждают, что психологическая консультация представляет собой процесс оказания психологической (индивидуальной, групповой) помощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях различного рода психологических затруднений или появлении потребности изменить (улучшить) качество собственной жизни, процесс, который обеспечивает полноценную ориентацию клиента, как в самом себе, так и в сложившейся ситуации.
Исследуя проблему психологического консультирования в педагогической психологии и педагогики, ученые В.Г. Панок, Н.В. Чепелева, Т.М. Титаренко утверждают, что каждая психологическая консультация предполагает глубинные изменения в личности человека.
Е.К. Лютова-Робертс в своих исследованиях утверждает, что психологическое консультирование должен проводить психолог, который может информировать клиента, предлагать ему на выбор готовые варианты решений, давать рекомендации и профессиональные советы.
Проведенный анализ дефиниций психологического консультирования позволяет сделать вывод о том, что психологическое консультирование - это грамотная помощь психолога одному или нескольким клиентам при поиске решений проблем с учетом особенностей психики и способов профессионального или личностного усовершенствования. Психолого-педагогическое консультирование является одним из основных видов психологического консультирования и входит в структуру оказания психологической помощи участникам учебно-воспитательного процесса, основанной на рекомендациях, советах и психологической поддержке. Образовательной среда, как предметно-специфическое пространство, в котором осуществляется учебная и профессиональная деятельность участников образовательного процесса, будет характеризовать другие немаловажные акценты, определяющие понятие «психолого-педагогическое консультирование» в образовательном учреждении.
К ним относятся:
• психолого-педагогическое консультирование участников образовательного процесса имеет лечебно-рекомендательный характер;
• психолого-педагогическое консультирование является средством повышения психологической компетентности участников учебно-воспитательного процесса учебного заведения;
• психолого-педагогическое консультирование предусматривает помощь участникам образовательного процесса в осознании ими психологической проблемы и поиск путей и способов ее решения, обеспечивающих полноценную ориентацию субъекта образовательного пространства в самом себе, в сложившейся ситуации;
• психолого-педагогическое консультирование предусматривает глубинные изменения в личности участника образовательного процесса.
Кроме того, данный вид консультирования является одним из видов специального организованного общения, во время которого психолог содействует появлению дополнительных сил и способностей, необходимых для выхода из сложившейся ситуации [4].
Отметим, что субъект (участник) образовательного пространства - это нормальное, физически и психически здоровое лицо, у которого появились проблемы, психологического или поведенческого характера, который не способен решить их самостоятельно и поэтому нуждается в посторонней помощи.
Психолого-педагогическое консультирование в системе образования России берет свое начало в 70-80-х годах прошлого столетия. Данное направление в системе образования опирается теоретические труды отечественных психологов, таких как Л. С. Выготский Л. И., С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, Л.И. Божович, И. В. Дубровина и др. Психолого-педагогическое консультирование в этот период начинает оформляться как составная часть психологического обеспечения участников образовательного процесса и ищет свои методы и способы оказания им психологической помощи.
В конце 80-х начале 90-х годов прошлого столетия оформилось направление в психолого-педагогическом консультировании, направленное на сохранение психологического здоровья личности участника образовательного пространства.
В 2002 году профессор И.А. Баева стала основателем изучения феномена психологической безопасности в образовательной среде, который неразрывно связывает психологическую помощь (психолого-педагогическое консультирование) с обеспечением безопасной деятельности участников образовательного процесса в сложных ситуациях, возникающих в ходе обучения [2].
Опираясь на социокультурную теорию К. Хорни, в которой такая потребность детства, как потребность в безопасности, является важной для успешного развития ребенка и подростка и проявляется в чувстве любви, защиты от опасного и враждебного мира, И.А. Баева формировала отдельные положения своей теории. Кроме того, утверждение К. Хорни, что при неудовлетворенности этой потребности, развивается базальная враждебность, которая выражается в чувстве страха, беспомощности, вины и проявляется во взаимосвязи с окружающими, как сейчас, так и в будущем, положено в основу определения защищенности от психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса [2].
Таким образом, психологически безопасная среда должна удовлетворять потребность человека в свободе от проявлений психологического насилия во взаимоотношениях с другими людьми, в условиях образовательного пространства с его другими участниками.
В сфере педагогики структуру безопасности исследуют с многих сторон. На наш взгляд, основными узлами этой структуры, должны являться психологическая безопасность образовательной среды учебного заведения и психологическая безопасность личности участника образовательного процесса.
Для обеспечения этих видов безопасности психолог, прежде всего, обязан придерживаться конфиденциальности в выборе и применении психодиагностических методик [1], вести строгий учет полученной информации, возможности кодировать ее, ограничивать к ней доступ третьих лиц. Сведения личного характера, которые получены от клиента в результате доверительных отношений в ходе общения между ним и психологом, не могут быть переданы без согласия клиента ни в общественные, ни в государственные и другие организации, если анонимность была оговорена перед консультированием или она может нанести вред репутации клиента.
Другим основанием изучения феномена психологической безопасности в образовании являются исследования, связанные с именем психолога Э. Фромма. Он заявлял, что свобода от жестких ограничений, таких как: социальные, политические, экономические и религиозные, требует компенсации посредством чувства безопасности и отношения к социуму [6]. Автор стремился перенаправить акцент с биологических мотивов поведения человека на социальные причины. Направленность не столько на приспособление человека к существующей культуре и социальной реальности, а также на оптимальное развитие его способностей и задатков, реализацию индивидуальности.
Современным подходом к разработке проблемы психолого-педагогического консультирования в учебных заведениях является целостный анализ социокультурной ситуации, который заключается в психологическом анализе среды, где происходит развитие и функционирование человека с учетом его психологического ресурса.
Как уже отмечалось, в основе психологического консультирования лежит специально организованное общение психолога с основными участниками образовательного процесса, в результате которого он ожидает положительный результат. Единицей такого общения, согласно Эрику Берну, выступает трансакция (в буквальном переводе «сделка»), в течение которой собеседники находятся в одном из трех состояний «Я» [3]. Согласно трансакционному анализу Э. Берна сознание можно поделить на три психологические составляющие, в которых находятся участники общения: Я-Родитель; Я-Взрослый; Я-ребе-нок.
Важно отметить, что все три состояния должны присутствовать в каждом человеке в меру, однако каждое состояние должно соответствовать определенной ситуации. Так, например, в ходе выполнения своих трудовых обязанностей в образовательной организации, между участниками общения не должно возникать состояния «ребенок», а должен преобладать «взрослый». Данные три состояния представляют собой целые системы мыслей и чувств, которые проявляются в моделях общения или поведения и позволяют выявить существующие проблемы в построении отношений в образовательной организации и предложить методы их регулирования.
Помощь психологу при анализе общения (трансакционного анализа) в ходе психолого-педагогического консультирования будет заключаться в выявлении психологического состояния представителей администрации учебного заведения, преподавательского состава и учащихся при их взаимодействии.
Таким образом, отметим, что в образовательной среде психолого-педагогическое консультирование - это один из основных видов психологической помощи. Кроме того, оно является видом специально организованного общения, в процессе которого психолог на основе профессионально-научных знаний, оказывает квалифицированную помощь участникам образовательного процесса в оперативном решении психологических проблем, в выявлении их личностных ресурсов или создании перспективных программ профессионального личностного развития. Каждая психолого-педагогическая консультация предусматривает развитие их психологической компетентности, призвана расширить границы их самопознания, приобретение навыков преодоления жизненных трудностей, снятие психологического напряжения, формирование уверенности в себе и т.п.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важность психолого-педагогического консультирования, как индивидуального, так и коллективного, получило достаточно широкое признание в образовании.
На наш взгляд, проведенный анализ эволюции научных представлений о нем в образовательной среде, показал, что основательного и прагматического подхода к формированию психолого-педагогического консультирования в отечественной психологии до сих пор не сложилось.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова, Г.С. Практикум по психологическому консультированию / С. Абрамова. - Екатеринбург : Деловая книга, 1995. - 128 с.
2. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании / И.А. Баева. - СПб. : Союз, 2002. - 271 с.
3. Берн, Э. Трансакционный анализ в психотерапии / Э. Берн. - М. : ЭКСМО, 2015. - 368 с.
4. Горца, В.А. Психологические предпосылки непродуктивного стиля межличностного взаимодействия / В. А. Горца // Психологический журнал. - 1997. - № 6. - С. 73-83.
5. Панок, В.Г. Психологическая служба вуза (организационно-методические аспекты) / В.Г. Панок, В. Д. Остров. - М. : Просвещение, 2010. - 230 с.
6. Донцов, А.И. Психология безопасности / А.И. Донцов, Ю.П. Зинченко. - М. : Юрайт, 2017. - 276 с.
7. Клиническая психология : учебник / под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб. : Питер, 2004. -
960 с.
8. Роджерс, К.Р. Клиент-центрированная психотерапия : теория, современная практика и применение / К.Р. Роджерс. - М. : Психотерапия, 2007. - 558 с.
REFERENCES
1. Abramova, G.S. (1995), Workshop on psychological counseling, Business book, Ekaterinburg.
2. Baeva, I.A. (2002), Psychological security in education, Union, St. Petersburg.
3. Berne, E. (2015), Transactional analysis in psychotherapy, EKSMO-Press, Moscow.
4. Gorza, V.A. (1997), "Psychological preconditions of unproductive style of interpersonal interaction", Psychological journal, No. 6, pp. 73-83.
5. Panok, V.G. and Ostrov, V.D. (2010), Psychological service of the University (organizational and methodological aspects), Education, Moscow.
6. Dontsov, A.I. and Zinchenko Yu.P. (2017), Psychology of security, Yurayt Publishing House, Moscow.
7. Ed. Karvasarskiy, B.D. (2004), Clinical psychology: textbook, Peter, St. Petersburg.
8. Rogers, K.R. (2007), Client-centered psychotherapy: theory, practice and application, Psychotherapy, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.03.2019
УДК 159.9.072
ЭМПАТИЧЕСКИЕ И РЕФЛЕКСИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ У ВРАЧЕЙ-ХИРУРГОВ СТАЦИОНАРНЫХ И АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ
Геннадий Валерьевич Мануйлов, аспирант, Галина Газимовна Горелова, доктор психологических наук, профессор, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) (ЮУрГУ (НИУ)), Челябинск
Аннотация
В статье представлены результаты исследования уровней эмпатии и рефлексии у врачей хирургического профиля стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений с различным