ЭВОЛЮЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ ВО ВТОРОЙ
ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА Ходжиева Д.Р. Email: [email protected]
Ходжиева Дилфуза Рустамовна - магистрант, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: следующая статья дает информацию о российских музыкальных достижениях и позитивных изменениях, произошедших в 60-70-е годы 19 века. Собственно, 60-е и 70-е годы XIX века были периодом мощного развития русской музыки. Реалистические традиции Глинки, одного из основоположников русской музыки, и его младшего современника Даргомыжского - это творчество ряда композиторов нового поколения: А.Н. Серова, А.Г. Рубинштейна, главным образом М.А. Балакирева, М.А. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, продолжились в творчестве П.И. Чайковского.
Ключевые слова: русская музыка, КОЛОКОЛ, Русское музыкальное общество, Лебединое озеро, Новая русская школа, Могучая кучка.
EVOLUTION OF RUSSIAN MUSIC CULTURE IN THE SECOND HALF
OF THE XIX CENTURY Khodzhieva D.R.
Khodzhieva Dilfuza Rustamovna - Master's Student, DEPARTMENT OF MUSIC EDUCATION, FACULTY OF ART HISTORY, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the following article gives the information about the Russian musical developments and positive changes took place in the 60s and 70s of the 19th century. Actually, the 60s and 70s of the 19th century were a period of powerful development in Russian music. The realistic traditions of Glinka, one of the founders of Russian music, and his younger contemporary, Dargamijsky, are the work of a number of new generation composers: A.N. Serov, A.G. Rubenstein, mainly M.A. Balakirev, M.A. Musorgskiy, A.P. Borodin, N.A. Rimsky-Korsakov, continued in the works of P.I. Tchaikovsky.
Keywords: Russian music, KOLOKOL, Russian Music Society, Swan lake, New Russian School, The Mighty handful.
УДК 781
В начале 60-х годов были социальные конфликты. Это оказало влияние на жизнь сообщества и тематику произведений искусства. В 1853-1856 годах Россия потерпела поражение в Крымской войне. Крепостное право отрицательно сказалось на развитии страны. Неофициальный журнал КОЛОКОЛ сыграл ключевую роль в подъеме революционного движения в России. Кроме того, Чернышевский и Добролюбов сотрудничали с поэтом Некрасовым в журнале «Современник», продвигая идею крестьянской революции против крепостничества. Революционные идеи 1960-х нашли отражение в литературе, искусстве и музыке. Ведущие деятели русской музыки боролись за подъем и развитие искусства.
Преемники Одоевского, Стасов и Серов, работают в области музыковедения и критики. В то же время развивалась критическая работа Г.А. Лароша и Кюи. Известные пианисты братья Антон и Николай Рубинштейны, скрипачи Г. Веняевские, виолончелист К.Ю. Давидов, Е.Ф. Напровник, ряд оперных и камерных исполнителей Вокалисты
Ф.И. Стравинский, И.А. Мельников, Ю.Ф. Платонова обогатили российское исполнительское искусство с их высокой художественной деятельностью.
В 69-70-е произошли некоторые изменения в русских концертах. Камерная и симфоническая музыка вышли из аристократического круга и достигли масс. Важную роль в этих событиях сыграло Русское музыкальное общество. В 1859 году в Петербурге было основано Русское музыкальное общество, а годом позже в Москве. Его основателем и организатором был А.Г. Рубинштейн. Основная цель общества - развитие музыкальной культуры. Концерты Русского музыкального общества включали русскую и зарубежную классику.
С деятельностью Русского музыкального общества произошел ряд изменений в среде музыкального образования. Открытие музыкальных классов в этом обществе привело к открытию первых русских консерваторий в Санкт-Петербурге в 1862 г. и в Москве в 1866 г. А.П. Рубинштейн, основатель и первый директор Санкт-Петербургской консерватории, и Н.Г. Рубинштейн, первый основатель и директор Московской консерватории, сыгравший важную роль в жизни московской музыки.
Одновременно с Петербургской консерваторией в 1862 году по инициативе Балакирева, Стасова и дирижера Ломакина была открыта бесплатная музыкальная школа. Если бы консерватория готовила профессиональных музыкантов, в бесплатной музыкальной школе можно было бы преподавать базовые музыкальные знания и уроки хора для любителей народной музыки. Таким образом, в 60-е годы в России открылись первые музыкальные школы различных направлений. В эти годы русская музыка стала более популярной за рубежом. Особое значение имела поездка Балакирева в Прагу в 1867 году, где он дирижировал операми Глинки. А литература с годами постоянно развивается. Представителями этой области являются Тургенев, Островский, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Толстой и др.
В 60-70-е годы российские композиторы обратились к разным жанрам. В романтической обстановке традиции Глинки и Даргомыжского нашли отражение в произведениях композиторов новой эпохи.
Вокальный жанр возродился в 19 веке. Искусство оперы было уникальным в 60-70-е годы, когда родились оперы на разные темы. Примеры: «Борис Годунов» Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина, «Евгений Онегин» Чайковского, «Кузнец Вакула». В то же время богаче стали исторический, лирико-психологический, лирико-комедийный жанры русской оперы.
В этот период в творчестве Чайковского («Лебединое озеро») зародился новый тип балетной музыки. Раньше в балете вторым уровнем была музыка, но теперь музыка стала основной частью спектакля. В 60-70-е годы ХХ века Рубинштейн, Чайковский, Римский-Корсаков первыми внесли в русскую музыку жанры четырехголосной симфонии и инструментального концерта. Так же родились виды одночастных симфоний: увертюры, фантазии, симфонические сюиты. В 60-е годы был создан ряд школ русской музыки и ряд центров музыкальной жизни. Значительный вклад в русскую музыку 60-х годов внесли члены Балакиревского кружка и Чайковский. Ее называют «Новой русской школой» или, на языке Стасова, «Могучей кучкой».
В «Могучую кучку» входили Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков. Хотя композиторы Могучей кучки не были профессиональными музыкантами, у них было собственное художественное видение и они выросли до уровня мастеров-музыкантов. Балакирев направил молодых композиторов на развитие русской национальной музыки, помог им освоить основы композиции. Балакирев зарекомендовал себя в кружке как великий композитор и пианист. Об этом позже писал Римский-Корсаков в своей книге «Хроника моей музыкальной жизни»:
«Не было сомнений в том, что его слушали радостно и внимательно».
Представители «Могучей кучки» считали себя продолжателями Глинки и главной целью развития русской национальной музыки. Они хотели отразить в своих произведениях жизнь людей и сделать их доступными для широкой публики. Долгое время в отечественном и
97
зарубежном музыковедении доминировала идея о противоположном развитии творчества «Могучей кучки» и Чайковского.
В XIX и XX веках из этого народа вышли великие композиторы, которые своим музыкальным искусством внесли неоценимый вклад в русскую музыкальную культуру. Их величие в том, что они досконально изучили и творчески освоили искусство русской музыки, создали шедевры искусства, основанные на русских национальных традициях, и эти произведения заняли достойное место в сокровищнице русской музыкальной культуры. Кроме того, российские композиторы внесли весомый вклад в развитие музыкальной культуры других народов, в том числе современного СНГ. С этой точки зрения эти художники, несмотря на то, что живут в разных социально-политических средах, духовных и экономических условиях, во времена, полные противоречий, остаются верными своим убеждениям и гениальности с общечеловеческими ценностями создаваемых произведений. В этом смысле изучение их жизни и карьеры очень поучительно для нашей молодежи [1-28].
Список литературы /References
1. Мадримов Б.Х. Бухарский шашмаком - феномен в культуре Центральной Азии // Наука, техника и образование. 74:10 (2020), С.111-113.
2. Мадримов Б.Х. Представление учителя музыкальной культуры о педагогическом творчестве и педагогической технологии // Вестник науки и образования, 99:21-2 (2020). C. 33-36.
3. Мадримов Б.Х. Развитие музыкальной культуры в Средней Азии // Педагогическое образование и наука, 2017. № 2. С. 138-139.
4. Madrimov B., Uzakova (Nayimova) M.A. About the voice songs of the Chulpan // Theoretical & Applied Science. 4 (84), 2020. С. 434-437.
5. Khodzhieva D.R. Positive Changes in Russian Music Culture in the Second Half of the XIX Century // GTIMSC-2021, 13:1 (2021), С. 110-112.
6. Madrimov B.X., Khodjaeva D., Dilmurodov M. Historical stages in the development of uzbek folk art // World Bulletin of Social Sciences, 1:1 (2020). С. 32-33.
7. Madrimov B.Kh., Rajabov T.I, Nurullaev F.G. Teaching Bukhara children folk songs in music lessons as an actual problem // International Journal of Psychological Rehabilitation. 24:04 (2020). С. 6049-6056.
8. Рузиев Д.Ю. Некоторые психологические особенности развития навыков игры на инструменте и подпевания // ACADEMY. 54:3 (2020), С. 640-647.
9. Шамсиев Ш.И. Формы организации музыкального общения // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2, С. 67-70.
10. Мухамедов Т.Д. Способы направления студентов на информационные технологии // Вестник науки и образования. 97:21 (2020), С. 70-73.
11. Алаева З.М. Педагогика как наука и искусство воспитания // Вестник науки и образования. 97:21 (2020). С. 74-77.
12. Мадримов Б.Х., Дустов С.Д.Древнее искусство "Шашмакома" Бухары в системе музыкального образования студентов // Современное музыкальное образование: традиции и инновации, 2018. С. 104-106.
13. Madrimov B.Kh., Nayimova M.A. Chulpan and modern uzbek sings // Scientific reports of Bukhara State University, 3:1 (2020). С. 285-287.
14. Мадримов Б.Х. Эпическое своеобразие творчества народного сказителя бола бахши Абдуллаева (на основе музыкального фольклора Хорезма) // Народная художественная культура: вызовы XXI, 2014. С. 114-117.
15. Madrimov B.Kh. Representation of a teacher of musical culture about pedagogical creativity and pedagogical technology // Bulletin of science and education. 21-2 (2020). P. 99.
16. Rakhmatov N.E. Problems of Creative Approach in The Pedagogical Activity of Future Music Teachers // The American Journal of Social Science and Education Innovations, 2 (09), 2020. С. 855-963.
17. Гулов С.Н. Музыка и её воздействие на психическую деятельность человека // Вестник науки и образования. 97:21 (2020). С. 85-88.
18. Ражабов А.Ш. Дирижирование, хор и управление им // Вестник науки и образования. 97:21 (2020), С. 108-111.
19. Ramazanova U.Kh., Rakhmatova M.O. Social norms, sanctions and personality // Вестник науки и образования. 97:21 (2020). С. 111-114.
20.Хасанов Х.Р. Культура и искусство в эпоху Амира Темура и темуридов // Вестник науки и образования. 97:21 (2020). С. 115-118.
21. Rahmatova M.O., Tosheva D. Theory and methods of musical educational of children // Вестник науки и образования. 97:21 (2020). С. 52-53.
22. Нуриллаев Ф.Г., Нурилаева Н.К. Роль фольклорных песен в воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 15-17.
23. Миршаев У.М., Миршаева Д.А. Роль народных песен в нравственном воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 6-7.
24. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.
25. Ражабов Т.И. Тематическая классификация узбекской детской народной музыки и игр // Наука, образование и культура, 2020. С. 61-63.
26. Dustov S.D. The history of the Emergence of National Musical Instruments // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. 2020. С. 7125-7130.
27. Ramazonova П.Н., Sayfullaeva O. Makom art is a priority in the musical culture of Uzbekistan / Проблемы педагогика. № 2 (47), 2020. С. 87-88.
28. Yarashev J. Artistic and Aesthetic Features of "Buchof' Tune // Eastern European Scientific Journal, 2019. С. 118-122.