Научная статья на тему 'Эволюция музыкальной коммуникации'

Эволюция музыкальной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
536
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / КОММУНИКАЦИЯ / ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ПРОСТРАНСТВО ИСКУССТВА / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / MUSIC / COMMUNICATION / HISTORY OF CULTURE / WORK OF ART / SPACE OF ART / VIRTUAL REALITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Корсакова Ирина Анатольевна

В статье рассматривается история музыки с точки зрения смены культурно-коммуникативного формата, прослеживаются закономерности эволюции музыкального искусства от истоков до настоящего времени. В центре внимания проблема возникновения и ухода «опус-музыки» как важнейшего феномена классической музыкальной традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of the musical communication

The history of music is considered from the point of view of cultural-communicative format change, regularity of the musical art evolution from sources till now are traced in the article. The problem of occurrence and leaving of «opus music» as major phenomenon of classical musical tradition is In the center of attention.

Текст научной работы на тему «Эволюция музыкальной коммуникации»

ва сосредоточена на глубоком постижении высшей духовной сущности в непосредственном опыте переживания. Однажды высказав опасения о безбрежности развития внутреннего чувства и субъективного мышления, он в своей молитве не просто избежал многословия, а сделался поразительно скуп на слова, но при этом каждое появившееся в тексте слово стремится реализовать своё онтологическое значение.

Библиографический список

1. Друговейко С.В. Синкретизм языкового знака в поэзии постмодернизма // Вестник СПбГУ Сер. 2. - 2000. - Вып. 2 (№3). - С. 58-61.

2. Кребель И.А. Мифопоэтика Серебряного века: Опыт топологической рефлексии. - СПб. : Алетейя, 2010.

3. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wco.ru/biblio/books/strannik/ HO2-T. htm (дата обращения 10.11.2010).

4. Розанов В.В. Мысли о литературе / вступ. статья, сост., комментарии А. Николюкина. - М.: Современник, 1989.

5. Розанов В.В. О себе и жизни своей. - М., 1990.

6. Розанов В.В. Собр. соч. Апокалипсис нашего времени. - М., 2000.

7. Розанов В.В. Собр. соч. Возрождающийся Египет / под общ. ред. А.Н. Николюкина. - М.: Республика, 2002.

8. Розанов В.В. Сочинения / сост., подгот. текста и коммент. А.Л. Налепина и Т.В. Померанской; вступ. ст. А.Л. Налепина. - М.: Сов. Россия, 1990.

9. Тютчев Ф.И. Сочинения: В 2 т. Т. 1. Стихотворения / подгот. текста и коммент. К. Пигарева; вступит. статья Л. Кузиной и К. Пигарева. - М.: Худож. лит., 1984. - С. 61.

10. Фет А .А. Стихотворения и поэмы / вступ. ст., сост. и примеч. Б.Я. Бухштаба. - Л.: Сов. писатель, 1986. - С. 230-231.

11. Чулков Г.И. Судьба Фета. - РГАЛИ, ф. 548, оп. 1, д. 212, л. 7.

УДК 304.2

Корсакова Ирина Анатольевна

Российский государственный социальный университет (г. Москва)

korsak. rgsu@yandex. т

ЭВОЛЮЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

В статье рассматривается история музыки с точки зрения смены культурно-коммуникативного формата, прослеживаются закономерности эволюции музыкального искусства от истоков до настоящего времени. В центре внимания — проблема возникновения и ухода «опус-музыки» как важнейшего феномена классической музыкальной традиции.

Ключевые слова: музыка, коммуникация, история культуры, художественное произведение, пространство искусства, виртуальная реальность.

Современное искусство многогранно. Для музыки XXI века характерно множество музыкальных стилей и жанров. Сегодня можно говорить о возвращении классики, о возрождении старинной европейской музыки в аутентичном исполнении; возрастает интерес к неевропейской музыке (восточной, африканской, южно-американской и североамериканской); большую популярность приобретает жанр мюзикла как выражение идеи синтеза искусств.

Несмотря на пестроту и многообразие европейской музыки, прослеживаются общие тенденции. В ХХ веке закончилась эпоха того, что музыковеды называют «опус-музыкой», и сегодня можно говорить об исчерпанности композитор-

ской музыки как таковой. Сами композиторы говорят о «фундаментальных переменах не только в области музыкального искусства, но, может быть, и основах всего нашего жизнеустройства» [5, с. 6].

В формировании и развитии культурных процессов важнейшую роль играют способы и средства коммуникации, получившие научное определение «коммуникативный формат» [8]. На каждом уровне эволюционного развития возникает обеспечивающая его и соответствующая ему коммуникационная система. Таким образом, каждый этап развития человеческого общества создает средства коммуникации, обслуживающие его потребности. Социокультурная коммуникация является определяющим фактором измене-

ний в культуре. Смена культурно-коммуникативного формата влияет не только на способы и средства музыкальной коммуникации, но и систему ценностей, художественно-эстетических ориентиров той или иной эпохи.

Рассмотрим эволюцию музыкального искусства с точки зрения смены культурно-коммуникативных форматов.

Для ранней эпохи характерен миметический коммуникативный формат. С возникновением речи возникает двухуровневая коммуникативная модель (опосредующим звеном которой является знак, символ). Этот период охватывает смену трех коммуникативных форматов: устного, письменного, печатного.

Опус-музыка не могла появиться в дописьмен-ную эпоху, поэтому началом западноевропейской традиции можно считать эпоху античности, когда музыка стала фиксироваться в виде знаков-символов. Этот рубеж является началом «осевого времени». Ось мировой истории - в определении Ясперса, - факт, значимый для появления человека современного типа. Происходит большой прорыв - посвящение человечества в тайну неизвестных до сих пор возможностей. Начинается осмысление бытия в целом, самого человека и его границ.

Основной характеристикой «осевой эпохи», по Ясперсу, можно считать прорыв мифологического миросозерцания, которое составляло основу доосевых культур. Человек, будто впервые, пробуждается к ясному мышлению, возникает недоверие к непосредственному эмпирическому опыту, а также рационализация отношения к миру и к себе подобным. Именно в этот период появляются философы, впервые возникает проблема соотношения человека и мира.

Для человека доосевого времени существует только один пласт бытия. Восприятие сохраняет недифференцированное единство, явления (факты) не предстают отдельно от интерпретаций, нет восприятие формы как таковой: изображение какого-нибудь божества и само божество - одно и то же. Мы можем верить в иную реальность (религия или суеверия), но при этом оставаясь на земле (четкая граница: этот мир - иной мир). Для первобытного человека этой границы нет. Есть только одна реальность, причем не эта, а та.

Именно эпоха античности является началом искусства как реальности, созданной человеком в отличие от природных или космических явле-

ний. По отношению к искусству музыки В.Мар-тынов пишет: «Музыка перестает быть некой не-положной человеку данностью. Она уже больше не является ни потоком божественной благодати, ни потоком космической энергии, а в качестве причины и источника ее звучания мыслятся уже не некие ангельские хоры или небесные сферы, но свободное волеизъявление субъекта» [5, с. 221]. Это искусство приобретает эстетические свойства (выразительная форма, за пределами которой -трансцендентная область, доступная духовному прозрению). О возможности трансцендента за пределами художественной реальности размышлял Д. Андреев в своем произведении «Роза мира». Писатель называет это пространство Орлионтаной. Воспринимается она «духовным зрением» каждым, кто «хоть немного способен принимать инспирацию сил трансфизического мира через красоту» [1, с. 91]. В.Мартынов определяет эту область термином «сакральное пространство».

Вся музыка, созданная с античности до времени Палестрины и Орландо Лассо, существует в двух пространствах: в сакральном мире и в пространстве искусства одновременно. Это обстоятельство порождает удивительную ситуацию, при которой принцип онтологического присутствия сочетается с принципом переживания.

Аналогичная ситуация существует в отношении иконы. Ее можно воспринимать как произведение искусства, получать эстетическое наслаждение. Икона существует в двух пространствах: сакральном и художественном. В зависимости от коммуникативной направленности возможно различное отношение: онтологическое пребывание или эстетическое переживание.

До появления опус-музыки существовала григорианская певческая традиция. В отличие от композиторской музыки эта традиция представляет собой область не искусства, а «нерукотворную область священного, существующую помимо человека и его усилий» [5, с. 10]. В сакральном пространстве нет произведений как таковых: человек, участвующий в григорианском песнопении, становится «здесь и сейчас» причастным всей полноте этого пространства. Человек оказывается в месте присутствия сакрального и сам становится реально присутствующим в сакральном.

Искусство, считает В. Мартынов, начинается с появлением «вещи» (то есть музыкального произведения, опус-музыки), которая, не обладая сакральной реальностью, указывает на нее. По-

является новая реальность - реальность передачи и выражения. Таким образом, появляется выразительная форма, эстетическая сущность которой описана в работах А.Ф. Лосева.

Эстетика, согласно определению Лосева, есть наука о выразительных формах: «Эстетическое как нечто выразительное представляет собой диалектическое единство внутреннего и внешнего, выражающего и выражаемого и притом такое единство, которое переживается как некоторая самостоятельная данность, как объект бескорыстного созерцания» [4].

И вот здесь уже проходит граница между классической и неклассической культурой. Выразительная форма - двухуровневая модель: через анализ формы мы проникаем в замысел (философскую идею произведения или духовный мир композитора, художника). Другой вопрос, что важнее: сама форма или то, что она выражает? Но важно, что за формой стоит содержание -вторая реальность.

Классическая традиция породила новый коммуникативный формат, основой которого явился «семантический треугольник» (вначале в его простейшей форме (Г. Фреге), а затем «текстовый семантический треугольник» (А. Соколов)), состоящий из следующих элементов: 1) коды; 2) их материальные носители; 3) поверхностный смысл текста; 4) глубинный смысл, исходный замысел автора, определивший выбор знаков и способов кодирования [9, с. 229]. В модели А.В. Соколова «отчетливо разграничены глубинные смыслы (мораль) и поверхностные смыслы (повествование), которые наиболее ярко проявляются в баснях, притчах, загадках, поговорках. Любое художественное произведение (в том числе музыкальное) обладает идейно-эстетическим замыслом, не сводимым к сумме значений используемых знаков. Поверхностный смысл доступен всякому человеку, владеющему семантикой языка текста. Замысел зависит от намерений и целей, поэтому глубинный смысл можно постичь, только учитывая постоянно ситуативно изменяющееся отношений человек - знак» [9, с. 228].

Искусство предшествующего - классического в широком смысле слова - периода можно назвать музейным. Во-первых, это искусство -результат целенаправленных усилий художника (композитора, писателя, скульптора). Работа с материалом лежит в основе искусства. Во-вторых, это искусство создается для зрителей (читателей,

слушателей). Триада «автор - опус - реципиент» лежит в основе классической коммуникативной цепи. В-третьих, это искусство глубоко символично. Семантический треугольник иллюстрирует эту особенность: за звуковой тканью скрывается художественная идея, которую композитор закладывает в свое произведение, а слушатель расшифровывает.

Перечисленные черты вскрывают сущность западноевропейской художественной традиции.

В XV веке был изобретен печатный станок. Открылась новая эра в истории культуры. Появился новый коммуникативный формат - печатное тиражирование. Произведение искусства получает новый статус - приобретает социальную ценность в системе опус-музыки. Искусство осваивает новую реальность - социальное пространство.

Предметом искусства становится не только человек и его внутренний мир, но и социум, влияние которого осознается все в большей мере. Содержание понятия «пространство искусства» не исчерпывается такими явлениями, как концертный зал, публика, артист, произведение, а включает в себя также и то, что обеспечивает существование этих явлений: музыкальные издательства, критику, филармонические общества, менеджеров, антрепренеров, министерства культуры и др. Все эти явления рассматриваются как составные части опус-музыки. В.И. Мартынов называет его «пространством производства и потребления», в нем создается «иллюзия существования искусства в сознании человека манипулирующего» [5, с. 16-17].

Пространство производства и потребления может существовать только потому, что симулирует собой пространство искусства и создает иллюзию существования искусства в сознании человека манипулирующего. Таким образом, уже на этом этапе произведения искусства перестают быть таковыми в полном смысле слова и превращаются в симулякры, берущие на себя функцию, которую раньше выполняли произведения искусства.

С изобретением компьютеров и сетевых коммуникационных технологий человечество вступило в новую, информационную эпоху. Изменилось отношение человека к миру. Изменилось искусство, точнее, мы наблюдаем уход опус-музыки из реальности XXI века.

В ХХ веке искусством становятся симулякры искусства. «Симулякр» - симуляция реальности.

Мы видим, слышим, чувствуем то, чего нет. Нам предъявляются псевдовещи, в которых мы пытаемся искать смысл (по аналогии с двухуровневой моделью), но его нет. И здесь скрывается главное отличие музыки XXI века от академической традиции - она не предназначена для исполнения ради эстетического удовольствия. Многие произведения современного искусства не являются опусами в точном смысле этого слова. М. Дюшан дает, например, такое определение: искусство - это то, на что я указываю пальцем и что вырвано из своих прежних утилитарных связей [6]. Искусство в новом понимании - лишь указатель на другую реальность, при этом само реальностью не является.

Интересно, что такая установка была характерна для первобытного мышления: «.. .Форма, рост, размер тела, цвет глаз - для первобытного человека, восприятие которого иначе направлено, такие черты - только знаки, проводники таинственных сил, мистических свойств, которые присущи всякому существу» [3]. В первобытном искусстве нет ассоциирования, нет и «вещей» как таковых, поскольку они - лишь указатели на единственную реальность, в которой живет первобытный человек, - мистическую реальность.

В новом искусстве с исчезновением выразительного слоя исчезает сама художественная реальность. В качестве трансцендента выступает виртуальное пространство. Оно существует вне и помимо человека. В нем нет и не может быть композитора и слушателя, автора и реципиента. О музыке доклассической традиции В. Мартынов пишет: «.Перерождение сакрального пространства в пространство искусства совершается тогда, когда реальное, онтологическое пребывание в сакральном подменяется переживанием сакрального, а это происходит тогда, когда на исторической сцене появляется человек переживающий». Эстетическое переживание (катарсис) -продукт европейской традиции. Сейчас наблюдается обратная ситуация - уход субъекта (авто-

ра и реципиента), а вместе с ним и выразительной формы из пространства искусства.

Искусство ХХ века ищет новые формы и создает новые художественные пространства: театр-школа, хэппенинг, перфоманс и др. Идея театра как совместного действия «здесь и сейчас» переходит в другие виды искусства. Примером может служить творчество студии «Гептахор», являющейся альтернативой балету (искусству в классическом понимании). Музыка в работе Гептахора - первопричина, из которой вытекает композиция. Музыкально-двигательная импровизация понимается как способность «здесь и теперь» ответить, откликнуться в движении на музыку [10]. Принципиальное отличие этого искусства в том, что от самовыражения в музыке человек переходит к выражению музыки через себя: от «я - в музыке» к «музыка - через меня». Новая художественная практика ориентирована не на зрелище, а на участие, совместное действие.

Для виртуального пространства характерно подлинное присутствие, динамическая непрерывность настоящего. Виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней. Н.А. Носовым введен термин «порожденность» [7]. Человек, погружаясь в виртуальный мир, легко в нем ориентируется и действует, для субъекта он объективен, «осязаем», существует. Парадоксальность такого бытия состоит в том, что «существует» то, чего, по сути, нет. Бытие такого рода не обладает сущностью, оно неэссенциально.

В. Мартынов совершенно верно обозначил современную ситуацию в музыке: «Дело совсем не в том, что все уже сказано - быть может, “в принципе”, можно сказать еще очень и очень много, но дело в том, что дискредитированным оказался сам акт высказывания, в результате чего любая попытка высказывания становится фактически лишенной смысла» [5, с. 235]. Современное искусство порождает как «мертвое пространство симулякров», так и «живое пространство

Таблица1

Эпоха Культурно- коммуникативный формат Пространство искусства Предмет искусства

доосевое время миметический, устный сакральное трансцендент

классическая культура письменный художественное человек

индустриальное общество печатный социальное социум

постмодернизм электронно-сетевой виртуальное симулякр

невозможностей искусства, или пространство постискусства» [5, с. 236.]. В любом случае музыкально-коммуникативная реальность может рассматриваться как виртуальная. Все признаки виртуальной реальности присущи ей в полной мере.

С появлением нового типа коммуникации исчезает двухуровневая семиотическая модель передачи музыкальной информации. Звуки, мотивы, фразы перестают быть «кодами» для шифрования и дешифрования музыкальных значений, смыслов, ценностей.

Таким образом, историю эволюции музыкальной коммуникации можно представить в виде таблицы 1.

Библиографический список

1. Андреев Д. Роза мира. - М., 1992.

2. Костриков К.Н., Щербакова А.И. Музыка в художественном пространстве отечественной культуры: истоки, становление, развитие, перспективы. Монография. Ч. 1: Истоки. - М.: Изд-во «Перспектива», 2009.

3. Леви-Брюль Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. - М., 1994.

4. ЛосевА.Ф. Эстетика // Философская энциклопедия. Т. 5. - М., 1970. - С. 570-577.

5. МартыновВ.И. Зона Opus Posth, или Рождение новой реальности. - М.: Классика-XXI, 2005.

6. МигуновА.С. Vulgar. Эстетика и искусство во второй половине ХХ века. Вып. 9. - М., 1991.

7. Носов Н.А. Виртуальная реальность // Вопросы философии. - 1999. - N° 10. - С. 152-164.

8. Перцовская Р Ф. Динамика художественной коммуникации в современной культуре (на примере музыки): Дис. ... канд. культурологии. - М., 2003.

9. СоколовА.В. Метатеория социальной коммуникации. - СПб., 2001.

10. Центр музыкально-пластического развития «Гептахор» им. С.Д. Рудневой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.heptachor.ru/ (дата обращения: 10.12.2011).

11. Ясперс К. Смысл и назначение истории: пер. с нем. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с.

УДК 791.43

Стогниенко Александр Юрьевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

le_shevalier@mail. т

АПОКАЛИПТИЧЕСКИЙ МОТИВЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ФИЛЬМА А.А. ТАРКОВСКОГО «ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ»

В данной статье рассматривается история создания фильма, начиная с идеи в дневнике Тарковского и заканчивая выходом фильма в свет. В ходе исследования было установлено, что первоначальная идея о судьбе одного человека, больного смертельной болезнью, трансформировалась в фильм, в котором на героя, переживающего апокалипсис, выпадает возможность спасти весь мир, все человечество, пожертвовав всем, что он имеет.

Ключевые слова: Апокалипсис, жертвоприношение, человек, ответственность, ведьма, аутодафе, слово, договор, Бог.

Последний фильм Андрея Арсеньевича Тарковского «Жертвоприношение» начинается с созерцания фрагмента полотна Леонардо да Винчи, где художник изображает чашу, которую преподносит только что родившемуся Спасителю один из волхвов; «для последнего фильма режиссер выбирает темную и незавершенную картину» [3, с. 180]. Как и принято было в эпоху Возрождения, когда главное помещалось в центре произведения, логический центр здесь Дева Мария, Спаситель и один из волхвов. Центральные фигуры окружены незавер-

шенными, лишь слегка прорисованными фигурами, смотрящими на происходящее с тревогой и отрешенностью от основного действия. Картина скорее представляет игру света и тени: создается ощущение, что вера и любовь переплетаются с тревогой и страхом.

Картина Леонардо да Винчи во многом является прологом фильма, предвосхищая события, которые произойдут непосредственно в нем, и служит предсказанием катастрофы-Апокалипсиса, молитвой о прощении своих грехов, грехов всего мира, готовности принести себя и всё, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.