Научная статья на тему 'Эволюция миссионерской деятельности Общества Иисуса в Новой Франции'

Эволюция миссионерской деятельности Общества Иисуса в Новой Франции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
243
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО ИИСУСА / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МИССИЯ / ИНДЕЙЦЫ / НОВАЯ ФРАНЦИЯ / SOCIETY OF JESUS / MISSIONARY ACTIVITY / MISSION / NORTH AMERICAN INDIANS / NEW FRANCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стародубцева Марина Станиславовна

Статья посвящена миссионерской деятельности Общества Иисуса в Новой Франции. Цель работы проанализировать эволюцию деятельности Общества Иисуса по организации миссий среди североамериканских индейцев в XVII первой половине XVIII в. В статье представлены основные этапы учреждения миссий и дается их характеристика. Большое внимание уделяется развитию и функционированию Миссии Канады, показаны достижения миссионеров, и выявляются недостатки их деятельности. Автор приходит к выводу о прогрессивном характере миссионерской деятельности Общества Иисуса в Новой Франции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of the Jesuits’ Missionary Work in New France

This paper is concerned with the Society of Jesusmissionary activity in New France. The author aims at analyzing Jesuit Missions’ work among North American Indians in the XVII century and early XVIII century. The basic stages and characteristic features of the Missions establishment and are presented. Much attention is paid to the development and functioning of the Mission of Canada. Missionaries’ achievements and failures are indicated in order to assess the Jesuits’ missionary work. The author comes to a conclusion that the Jesuits’ missionary work in New France is progressive in nature.

Текст научной работы на тему «Эволюция миссионерской деятельности Общества Иисуса в Новой Франции»

Серия «Политология. Религиоведение»

Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

2017. Т. 19. С. 149-155

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 266.2

Эволюция миссионерской деятельности Общества Иисуса в Новой Франции

М. С. Стародубцева

Курский государственный университет, г. Курск

Аннотация. Статья посвящена миссионерской деятельности Общества Иисуса в Новой Франции. Цель работы - проанализировать эволюцию деятельности Общества Иисуса по организации миссий среди североамериканских индейцев в XVII - первой половине XVIII в. В статье представлены основные этапы учреждения миссий и дается их характеристика. Большое внимание уделяется развитию и функционированию Миссии Канады, показаны достижения миссионеров, и выявляются недостатки их деятельности. Автор приходит к выводу о прогрессивном характере миссионерской деятельности Общества Иисуса в Новой Франции.

Ключевые слова: Общество Иисуса, миссионерская деятельность, миссия, индейцы, Новая Франция.

Работа посвящена миссионерской деятельности Общества Иисуса (здесь и далее - иезуиты) во французской колонии Новая Франция в XVII - первой половине XVIII в. Несмотря на то что в течение последнего десятилетия интерес отечественных ученых к этому католическому ордену существенно вырос, миссионерская деятельность Общества Иисуса в Новой Франции до сих пор не получила систематического изучения. В отечественном религиоведении она фрагментарно представлена в исследованиях К. И. Никонова и З. А. Тажуризи-ной [2], в диссертации Н. В. Свиридовой [3] и др. Между тем изучение эволюции миссионерской деятельности Общества Иисуса в Новой Франции не только обеспечивает новым знанием о содержании и результатах миссионерской деятельности этого ордена в Северной Америке, но и помогает лучше понять его историческое наследие.

Цель работы - проанализировать эволюцию деятельности Общества Иисуса по организации миссий в Новой Франции.

В истории Общества Иисуса XVII в. стал «эпохой прогресса» [11, с. 5]. Для этого периода характерна активная миссионерская деятельность иезуитов. Орденом были организованы «иностранные» миссии на Ближнем Востоке (Ирак), на Среднем Востоке (Турция, Сирия), на Дальнем Востоке (Китай), в Южной Европе (Греция) и в Северной Америке [10, с. 516]. На СевероАмериканском континенте орден проводил свой «апостолат» в английских колониях Мэриленд, Виргиния, Нью-Джерси, Делавэр, Пенсильвания, Массачусетс, Нью-Йорк [13, с. 5], а также во французской колонии Новая Франция. В Новой Франции иезуиты активно включились в колонизацию, что обеспечило

им возможность организовывать миссии среди коренного населения - индейцев с целью их христианизации.

В эволюции миссионерской деятельности Общества Иисуса в Новой Франции можно выделить следующие этапы.

Первый этап (30-50-е гг. XVII в.) - начальный, характеризовался организацией двух миссий: Миссии Канады и Гуронской миссии. Миссия Канады включала территории Труа-Ривьера, Квебека и острова Кейп-Бретон, которые в начале 30-х гг. были заняты индейцами алгонкинами, монтанье, абенаками и др. Все они ко времени прихода миссионеров вели номадический образ жизни, активно мигрируя как вдоль реки Св. Лаврентия, так и вглубь материковой части вплоть до Лабрадора [20].

С 1640 г. большое значение приобрел Тадуссак, где исторически находилось стойбище монтанье [1, с. 45], а с началом меховой торговли Тадуссак стал местом «рандеву» множества европейцев для торговли с индейцами [18, с. 253].

Организация Миссии Канады сопровождалась учреждением резиденций -постоянных поселений миссионеров. В трех из них - Силлери в районе Квебекского форта, Непорочного Зачатия в Труа-Ривьера и Святого Креста в Тадусса-ке - были организованы миссионерские станции. Дополнительно по мере продвижения иезуитов на северо-восток были открыты временные миссии.

Большим достижением стало создание в 1637 г. первой миссионерской колонии Силлери для монтанье и алгонкинов, которая считалась «матерью всего христианства этого нового мира» [14, с. 223]. Здесь была организована первая индейская христианская община Святого Иосифа, которая до 1643 г. оставалась единственной индейской общиной в районе реки Св. Лаврентия, а к 1650 г. стала одной из опорных христианских общин в этом регионе.

В то же время для Миссии Канады были характерны недостатки: отсутствие регулярных миссий, плохая материально-техническая база, неготовность миссионеров к работе с индейцами и др.

Следующей характерной чертой начального периода стало создание миссии для гуронов (вендатов). Ко времени прихода миссионеров эти индейцы постоянно проживали между озером Гурон и северо-западными берегами озера Онтарио [1, с. 171].

Систематическая работа по созданию миссии началась 5 августа 1634 г., когда миссионер Бребюф организовал три резиденции, центральной из которых стала резиденция Непорочного Зачатия в Оссосане (Ла Рошель). На базе тридцати двух индейских деревень были созданы миссионерские деревни, в которых, по словам миссионера Шомоно, «не осталось ни одной хижины, где не было проповедано Евангелие» [8, с. 11].

В 1638 г. в миссии произошли административные изменения. По проекту миссионера Жерома Лалемана была создана резиденция Святой Марии, которая стала центральной в миссии. К 1640 г. резиденции и миссионерские деревни были объединены в миссионерские районы: Зачатия, Святого Иосифа, Святого Иоанна Крестителя, Святого Игнатия и Святого Михаила. По словам миссионера Лалемана, в каждом из них были учреждены резиденции, в которых были построены молельни с колокольнями и устроены кладбища [18, с. 430].

Дополнительно были созданы миссии для индейцев, обитавших по разным сторонам от гуронов. Три миссии - Святого Духа (на берегах озера Нипис-синг), Святой Елизаветы (недалеко от озера Симко) и Святого Петра - были организованы для индейцев алгонкинов и ниписсингов; Святых Ангелов и Святых Апостолов - для ирокезоязычных племен «нейтральных» и петунов («табачных»). Кроме этого, иезуиты предприняли несколько попыток организовать миссию среди индейцев сиу, проживавших по берегам реки Миссисипи [18, с. 426].

Таким образом, в 1648 г. Гуронская миссия включала одиннадцать миссий [16, с. 257], пять из которых были организованы для гуронов и считались регулярными. В них, по словам миссионера Раженю, «христианизация прогрессировала» [16, с. 259]. Однако в 1650 г. Гуронская миссия была разрушена ирокезами.

Второй этап (1650-1700 гг.) характеризуется созданием двух миссий: Ирокезской и Миссии Оттавы и Иллинойса, а также учреждением новых миссионерских колоний и резиденций.

Ирокезская миссия была создана для индейцев пяти племен собственно ирокезов: онейда, онондага, сенека, кайюга и могауки, которые называли себя «ходеносони», т. е. «люди длинного дома». К началу европейской колонизации они занимали центральную часть будущего штата Нью-Йорк, к югу от озера Онтарио и к востоку от озера Эри [1, с. 171].

Как показал анализ материалов «Реляций иезуитов», систематическая работа по организации Ирокезской миссии началась в 1653 г. и проходила в два этапа: с 1655 по 1658 г. и с 1667 по 1687 г. В течение первого этапа были открыты регулярные миссии для индейцев онондага, кайюга и сенека. Также в этот период была организована временная миссия мучеников для могауков. Кроме того, из числа пленных гуронов была сформирована новая христианская община. Большим достижением стало учреждение миссии в Онондаге, столице Ирокезской конфедерации.

В 1658 г. Ирокезская миссия была закрыта в связи с войной ирокезов против французов и гуронов. Но после заключения временного мира в 1666 г. миссионеры возобновили миссию в 1667 г. Примечательно, что уже в первое десятилетие были организованы пять новых миссий. Среди них особенно ценной была Миссия Святого Хавьера, созданная для онейда, где наметился «очень хрупкий прогресс» [6, с. 131]. «Замечательные тенденции» были характерны для миссии среди индейцев онондага, которые, по словам миссионера Миллета, «показывают себя более смелыми в страсти веры, чем они это делали в прошлом» [17, с. 205]. На базе Миссии Святого Иосифа была учреждена миссионерская колония индейцев кайюга.

В целом ко времени закрытия в 1687 г. Ирокезская миссия включала двенадцать миссий: четыре - у сенека, три - у кайюга, две - у онондага, одна - у онейда, две - у могауков [5, с. 293].

Другой характерной чертой этого этапа стала организация Миссии Оттавы и Иллинойса. Эта Миссия включала два больших миссионерских района: первый - это северо-восток Великих озер и второй - долина реки Миссисипи [19, с. 478]. Первый миссионерский район охватывал индейцев оттава, которые ко

времени прихода миссионеров включали тридцать разных племен [12, с. 375]. Долина реки Миссисипи была заселена многочисленными племенами индейцев иллинойсов и алгонкинов.

Организация Миссии началась примерно в 1660 г. В связи с этим на острове Мичилимакинак была учреждена резиденция миссионеров. В 1665 г. была создана первая на северо-востоке Миссия Святого Духа. Спустя десять лет миссионеры организовали двенадцать миссий, три из которых были опорными: Святой Марии де Сол, Святого Игнатия на острове Мичилимакинак и Святого Франсуа Хавьера [9, с. 217]. Миссия Святой Марии де Сол стала основной базой для продвижения иезуитов в бассейн Миссисипи и обеспечивала выход к индейцам Гудзонова залива; Миссия Святого Игнатия была устроена для гуро-нов и алгонкинов района Верхнего озера; Миссия Святого Франсуа Хавьера де Сол охватывала индейцев востока Верхнего озера и тех, кто проживал на юге и юго-западе.

Дополнительно с целью сопровождения индейцев во время зимней охоты были организованы «сезонные» миссии.

В отличие от северо-востока, в долине Миссисипи было открыто несколько миссий: Непорочного Зачатия Пресвятой Девы, Святого Иосифа и несколько миссионерских деревень. Одна из них, деревня Святого Франсуа де Саля, считалась «очень важной», так как включала триста кабин [19, с. 538]. Также миссионером Аллуе была организована миссионерская деревня на западном берегу озера Мичиган для индейцев майами.

В целом Миссия Оттавы и Иллинойса просуществовала достаточно долго. Например, в долине Миссисипи миссионеры оставались вплоть до 1750 г., о чем сообщал миссионер Вивьер, отмечая, что в это время на юге Новой Франции действовала индейская миссия, которая включала 600 человек [21, с. 201].

Несмотря на огромную работу в Миссии Оттавы и Иллинойса, иезуиты продолжали укреплять Миссию Канады. В связи с этим были открыты новые резиденции в Акадии и в районе реки Сагеней. Большим достижением стало создание миссионерских колоний для алгонкинов, гуронов и ирокезов, которые стали первыми регулярными поселениями индейцев. Некоторые колонии, например Старый Лорет и Молодой Лорет, сыграли важную роль в культурном и религиозном развитии французской колонии.

Третий этап (первая треть XVIII в.), заключительный, характеризовался, с одной стороны, созданием миссий в Луизиане и Детройте, с другой - сворачиванием миссионерской деятельности Общества Иисуса.

По мере организации Миссии Иллинойса иезуиты предприняли несколько попыток установить контакт с индейцами Луизианы. Однако систематическая работа в Миссии началась в 1727 г., когда в район Луизианы совершил путешествие миссионер де Пуассон. В Миссии были организованы две резиденции. Центром Миссии считался Новый Орлеан, где миссионеры проживали постоянно.

Необходимо отметить, что иезуиты стремились укрепить эту Миссию, о чем свидетельствует увеличение количества миссионеров с двух в 1738 г. до семнадцати - в 1756 г. [7, с. 89]. Тем не менее, по данным «Реляций иезуитов», Миссия имела недостатки: неудобство в расположении резиденций; отсутствие

у миссионеров навыков работы с индейцами сиу, недостаточное знание индейского языка и др.

Также в 1728 г. иезуиты открыли Миссию Успения для гуронов, которая находилась недалеко от Детройта. На побережье реки Детройт была учреждена резиденция, в которой размещался миссионерский дом и церковь Успения. Также на острове Буа Блан была устроена ферма с целью установления торговых отношений гуронов с индейцами, проживавшими по берегам озера Эри.

По свидетельству миссионеров, Миссия Успения считалась успешной, так как, с одной стороны, она включала шестьсот индейцев-христиан [15, с. 283], а с другой - обеспечивала выход к западным сиу. Однако попытки иезуитов проповедовать среди сиу имели «маленький успех» [15, с. 285]. Поэтому основные усилия миссионеры прикладывали, работая с гуронами, что обеспечило функционирование миссии до 1754 г.

Вместе с тем уже в начале XVIII в. отчетливо проявилась тенденция к сворачиванию миссионерской деятельности, что было связано с англофранцузскими войнами, следствием которых стало установление в Новой Франции английского колониального режима. Согласно «Статьям о капитуляции Монреаля» (1760 г.), право иезуитов «находиться в приходах и миссиях» было ликвидировано; в связи с этим миссионерам был «пожалован переезд на Британских Королевских кораблях» во Францию [4, с. 15]. Поэтому к середине 60-х гг. XVIII в. иезуитские миссии в Новой Франции были закрыты. Лишь некоторые миссионерские станции, например в Уолпол-Айленде и в Шикутими, смогли уцелеть и просуществовали до начала 90-х гг. XVIII в.

Таким образом, представленные материалы очевидно свидетельствуют, что миссионерская деятельность Общества Иисуса во французской колонии Новая Франция имела прогрессивный характер. Она отличалась упорядоченностью, последовательностью, преемственностью, внутренней связью и взаимообусловленностью всех ее этапов.

В течение ста тридцати лет Обществом Иисуса были созданы миссии, которые охватили обширные территории от края Великих озер на западе, вниз на юг - к устью реки Миссисипи, вверх к Гудзонову заливу на севере и востоке Атлантики. Выполняя задачи по христианизации индейцев в целом, каждая миссия имела свою собственную цель, которая определяла ее характер, внутреннюю организацию и функционирование. При этом на всем протяжении миссионерской деятельности Общества Иисуса стратегической для ордена оставалась Миссия Канады. Однако не менее значимой для иезуитов была Ирокезская миссия.

Список литературы

1. Аверкиева Ю. П. Индейцы Северной Америки. От родового строя к классовому / Ю. П. Аверкиева. - М. : Наука, 1974. - 348 с.

2. Никонов К. И. Католическое миссионерство в XVII в. / К. И. Никонов, З. А. Тажури-зина // История религии : учебник. В 2 т. Т. 2 / В. В. Винокуров, А. П. Забияко, З. Г. Лапина ; под. общ. ред. И. Н. Яблокова. - М. : Высш. шк., 2002. - С. 311-312.

3. Свиридова Н. В. Общество Иисуса: история и современность : дис. ... канд. филос. наук / Н. В. Свиридова. - М., 2013. - 146 с.

4. Articles de Capitulation, Montreal // Documents Relating to the Constitutional History of Canada. 1759-1791 // ed. by A. Shortt, A. G. Doughty. - Ottawa, 1907. - P. 8-20.

5. Beauchamp W. M. Notes to map of Iroquois cantons in New York / W. M. Beau-champ // The Jesuit Relations and Allied Documents. Travels and Explorations of the Jesuit Missionaries in New France. 1610-1791. In LXXIII vols. [henceforward cited as «The Jesuit Relations»]. Vol. LI / ed. by R. G. Thwaites. - Cleveland : The Burrows Brothers Co, 1899. -P. 293-295.

6. Bruyas J. Lettre à_. Mission de St. Francois Xavier chez les Iroquois, January 21,

1668 / J. Bruyas // The Jesuit Relations. Vol. LI / ed. by R. G. Thwaites. - Cleveland : The Burrows Brothers Co, 1899. - P. 118-143.

7. Catalogus Personarum et Officiorum Provinciae Franciae Societatis Jesu. Exeunte Anno 1756. Missiones Americae Septentrionalis in Nova Francia // The Jesuit Relations. Vol. LXX / ed. by R. G. Thwaites. - Cleveland : The Burrows Brothers Co, 1900. - P. 80-89.

8. Chaumonot J. M. Lettre au T. R. P ; Mutio Vitelleschi, Général de la Compagnie de Jésus, à Rome / J. M. Chaumonot // The Jesuit Relations. Vol. XVIII / ed. by R. G. Thwaites. - Cleveland : The Burrows Brothers Co, 1898. - P. 10-13.

9. Dablon C. Etat présent des Missions des pères de la Co,pagnie de Jésus en la Nouvelle France, pendant l'année 1675 / C. Dablon // The Jesuit Relations. Vol. LIX / ed. by R. G. Thwaites. - Cleveland : The Burrows Brothers Co, 1900. - P. 213-292.

10. Deslandres D. Les missions françaises intérieures et lointaines, 1660-1650. Esquisse géo-historique / D. Deslandres // Mélanges de l'Ecole fraçaise de Rome. Italie et Méditerranée. - 1997. - Vol. 109, N 2. - P. 505-538.

11. Fouqueray H. Histoire de la compagnie de Jesus en France. Des origienes a la suppression (1528-1762). En V vol. Vol. 3 / H. Fouqueray. - Paris : Bureax des Etudes, 1922. - 648 p.

12. Handbook of Indians of Canada / Bureau of American Ethnology. - N. Y., 1969. -632 p.

13. Hughes T. History of the Society of Jesus in North America. Colonial and federal. In II vols. Vol. II. / T. Hughes. - N. Y. : Longmans, Green, and Co., 1917. - 734 p.

14. Jeune le P. Relation de ce qui s'est passé en la Nouvelle France, és années mil six cens cinquante six & mil six cens cinquante sept. [Chaps. i.-xvi. - first installment of the document] / P. le Jeune // The Jesuit Relations. Vol. XLIII / ed. by R. G. Thwaites. - Cleveland : The Burrows Brothers Co, 1899. - P. 79-318.

15. Nau L. F. Lettre au R. P. Bonin / L. F. Nau // The Jesuit Relations. Vol. LXVIII / ed. by R. G. Thwaites. - Cleveland : The Burrows Brothers Co, 1900. - P. 260-285.

16. Ragueneau P. Epistola ad R. P. Vincentium Caraffam, Praepositum Generalem So-cietatis Jesu, Romae. March 1, 1649 / P. Ragueneau // The Jesuit Relations. Vol. XXXIII / ed. by R. G. Thwaites. - Cleveland : The Burrows Brothers Co, 1898. - P. 250-270.

17. Relation de ce qui s'est passé en la Nouvelle France pendant les années 1673 et 1674 / ed. by C. Dablon // The Jesuit Relations. Vol. LVIII / ed. by R. G. Thwaites. - Cleveland : The Burrows Brothers Co, 1899. - P. 127-290.

18. Rochemonteix C. de. Les Jésuites et la Nouvelle-France au XVII siècle. D' après beaùcoup de documents inédits. En III vol. Vol. I / C. de Rochemonteix. - Paris : Letouzey et Ané, 1895. - 488 p.

19. Rochemonteix C. de. Les Jésuites et la Nouvelle-France au XVII siècle. D' après beaùcoup de documents inédits. En III vol. Vol. III / C. de Rochemonteix. - Paris : Letouzey et Ané, 1896. - 694 p.

20. Speck F. C. Montagnais-Naskapi bands and early Eskimo Distribution in the Labrador Peninsula / F. C. Speck // American Anthropologist. New Series. - 1931. - Vol. 33. -№ 4. - P. 557-600.

21. Vivier L. Lettre au Pére Noël / L. Vivier // The Jesuit Relations. Vol. LXIX / ed. by R. G. Thwaites. - Cleveland : The Burrows Brothers Co, 1900. - P. 200-232.

The Development of the Jesuits' Missionary Work in New France

M. S. Starodubtceva

Kursk State University, Kursk

Abstract. This paper is concerned with the Society of Jesus' missionary activity in New France. The author aims at analyzing Jesuit Missions' work among North American Indians in the XVII century and early XVIII century. The basic stages and characteristic features of the Missions establishment and are presented. Much attention is paid to the development and functioning of the Mission of Canada. Missionaries' achievements and failures are indicated in order to assess the Jesuits' missionary work. The author comes to a conclusion that the Jesuits' missionary work in New France is progressive in nature.

Keywords: Society of Jesus, missionary activity, mission, North American Indians, New France.

Стародубцева Марина Станиславовна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теологии и религиоведения Курский государственный университет 305000, г. Курск, ул. Радищева, 33 тел.: 8(4712)700538 e-mail: maristarva@gmail.com

Starodubtceva Marina Stanislavovna

Candidate of Sciences (Pedagogy),

Associate Professor, Department

of Theology and Religion Studies

Kursk State University

33, Radishchev st., Kursk, 305000

tel.: 8(4712)700538

e-mail: maristarva@gmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.