Научная статья на тему 'Эволюция менталитета китайской диаспоры в США в 90-е годы ХХ века'

Эволюция менталитета китайской диаспоры в США в 90-е годы ХХ века Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
100
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Е. Ю. Головчанская

Рассматриваются сдвиги в ментальности китайской диаспоры США под воздействием развития информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINEEZE DIASPORA MENTALITY IN THE USA OF THE 1990S

Some changes in the Mentality of Chineeze Diaspora in the USA which take place due to information technology are under investigations.

Текст научной работы на тему «Эволюция менталитета китайской диаспоры в США в 90-е годы ХХ века»

Вестник Пермского университета 2002 История Вып.3

ЭВОЛЮЦИЯ МЕНТАЛИТЕТА КИТАЙСКОЙ ДИАСПОРЫ В США В 90-Е

ГОДЫ ХХ ВЕКА

Е. Ю. Головчанская

Рассматриваются сдвиги в ментальности китайской диаспоры

США под воздействием развития информационных технологий.

В 90-е гг. ХХ в. начался новых этап в развитии информационных технологий, главной качественной характеристикой которого является создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Можно говорить о настоящей революции в области информационных технологий, оказавшей влияние на все области человеческой деятельности, в том числе на сферу сознания - как индивидуального, так и группового.

На сегодняшний день США являются признанным лидером в области информационных технологий, причем во всех направлениях развития таковых. США принадлежит 70 % всех технических новинок, наиболее популярное программное обеспечение также разработано американскими компаниями. В области Internet Соединенные Штаты лидируют и по количеству информационных единиц, и по количеству пользователей.

Представители китайской диаспоры в США - далеко не последние игроки на поле информационных технологий, причем как в использовании их, так и в разработке и производстве. По результатам опросов, проведенных сервером Sina.com (сервер, ориентированный на американцев китайского происхождения), более 60 % китайцев, проживающих в США и Канаде, имеют персональные компьютеры, более половины являются постоянными пользователями сети Internet.

Многие американцы китайского происхождения, как рожденные в США, так и иммигранты, заняты в сфере информационных технологий. В США сейчас живет около 13 млн. китайцев. В знаменитой «Силиконовой долине» каждый третий специалист - китаец. Иными словами, огромное число представителей китайской диаспоры работают как технологи, разработчики, программисты, дизайнеры. Еще большее количество китайцев, проживающих в США, используют разнообразный софт в своей профессиональной деятельности, напрямую не связанной со сферой информационных технологий (по данным сервера Sina.com).

Высока и активность китайской диаспоры в глобальной сети: китайцы американского происхождения активно пользуются всеми доступными интернет-сервисами: от традиционных электронных библиотек, архивов программного обеспечения и онлайновых конференций до интернет-магазинов, аукционов, виртуальных торгов и сервисов онлайновых банковских операций. Как показывают результаты опросов и исследований, проводимых специалистами американского онлайнового брокера E-Trade, наиболее активными пользователями интернет-магазинов, аукционов и виртуальных торгов являются этни-

Исследование выполнено в рамках работы по гранту № Г-00-1.2-60 «Консерватизм и цивилизационные вызовы современности» Министерства образования РФ

© Е.Ю.Головчанская, 2002

ческие китайцы. По данным Sina.com 34 % американцев китайского происхождения ежедневно пользуются Сетью для покупок в интернет-магазинах, совершения онлайновых банковских операций и участия в торгах и аукционах. Иными словами, представители китайской диаспоры в США являются одной из самых перспективных целевых групп электронной коммерции. Американские китайцы активно участвуют в наполнении сети: в американском интернете ими сейчас опубликовано более 300000 информационных единиц - от домашних страниц до интернет-СМИ и корпоративных серверов. Наибольший интерес, безусловно, представляют именно домашние страницы, поскольку они являются средством самовыражения и могут служить источником исследования особенностей этнического сознания указанной группы.

Нами было проанализировано около 300 сайтов, заявленных как домашние страницы китайцев американского происхождения. Поиск сайтов осуществлялся при помощи интернет-сервиса, предназначенного для общения в Internet в режиме реального времени - ICQ ,- по следующим параметрам:

• страна проживания: США;

• языки, на которых говорит пользователь: китайский, английский;

• имя и/или фамилия пользователя: китайского происхождения.

Были получены следующие данные.

1. Информация общего характера.

1.1. Средний возраст владельцев домашних страниц, одновременно являющихся пользователями ICQ, - 20-30 лет.

1.2. Соотношение лиц мужского и женского пола в группе владельцев домашних страниц - 2:1.

1.3. Более 60 % владельцев домашних страниц рождены в США.

1.4. Более 70 % владельцев работают или собираются работать после получения соответствующего образования в сфере информационных технологий.

2. Содержание страниц.

2.1. Приблизительно 60 % страниц - «классические домашние страницы», включающие стандартные разделы: биография владельца, информация о его увлечениях, друзьях, избранных ссылках в Сети. Однако биографические разделы, как правило, содержат лишь очень краткую информацию: имя, место и дата рождения, место учебы или работы.

2.2. Около 25 % страниц явно ориентированы на представление владельцев как соискателей вакантных мест в области web-дизайна, web-программирования и IT. Такие страницы содержат официальные резюме владельцев с краткой личной информацией, их портфолио или архивы софта, созданного владельцами сайтов.

2.3. Около 10 % респондентов указали в качестве домашних страниц сайты, не являющиеся домашними страницами в обычном понимании. К ним относятся авторские работы владельцев, посвященные какой-либо интересующей их теме, но не содержащие биографической информации об авторе сайта. Среди таких страниц - страница футбольного клуба, сайт колледжа, сайт, посвященный музыке в стиле «соул», и т. п.

2.4. Около 5 % указали в качестве домашних так называемые «рабочие» страницы, авторами которых не являются: серверы компаний, в кото-

рых работают респонденты. Например, был указан сервер apache.org - официальный сайт компании, занимающейся разработкой web-сервера Apache, а также несколько корпоративных интернет-магазинов, расположенных в зоне .com.

2.5. Не обнаружено страниц, посвященных системам легкого заработка в Internet, столь характерных для российских домашних страниц и американских домашних страниц, авторами которых являются представители иных этнических групп.

2.6. Лишь на 10% страниц предусмотрена возможность обратной связи (гостевая книга, форум). Остальные сайты содержат лишь ссылку на адрес электронной почты владельца. Также весьма редко встречаются счетчики посещений.

3. Дизайн домашних страниц.

3.1. В большинстве случаев дизайн домашних страниц, владельцами которых являются китайцы, проживающие в США, выполнен в традиционной для домашних страниц манере: контрастные сочетания цветов, обилие анимированной графики, плавающие блоки, апплеты и другие «украшения». Однако это не касается тех страниц, которые служат визитной карточкой владельца, желающего найти работу. Как ни странно, на сайтах американцев китайского происхождения почти не используется весьма популярная технология Flash-анимации.

3.2. В большинстве случаев наблюдается явный дисбаланс между контентом и дизайном сайта: превалирует дизайн, т.е. владелец стремится выразить себя в графике и звуке, а не в текстовой информации.

3.3. Приблизительно 20 % сайтов выполнены в темной цветовой гамме: темно-зеленый, темно-синий и черный фон. Очень редко встречаются сайты, выполненные в модной красно-серо-белой и бело-сине-оранжевой гамме.

4. Верстка и программирование.

4.1. HTML-верстка практически всех сайтов выполнена грамотно: сайты одинаково смотрятся при разных экранных разрешениях (1024*768 и выше, 800*600) и разными браузерами (Microsoft Internet Explorer 3 -6, Netscape Navigator, Opera). Более того, 80 % страниц написаны «вручную» без использования визуальных HTML-редакторов. При просмотре исходников приблизительно на 20 % сайтов были обнаружены специальные скрипты, определяющие тип браузера и экранное разрешение пользователя и автоматически перенаправляющие его на соответсвующую версию сайта, что обычно не характерно для домашних страниц. Еще 10 % сайтов также существуют в разных версиях, адаптированных к разному разрешению и типу браузера, но предлагают пользователю самому выбрать подходящую версию.

4.2. Около 40% сайтов содержат авторские java-скрипты, генерирующие необычные навигационные меню, изменяющийся фон, приветствия пользователя в зависимости от времени суток и т.п.

4.3. Лишь около 5% сайтов написаны на профессиональных языках web-программирования: Perl, PHP, ASP. Впрочем, это может объясняться тем, что бесплатные сервисы хостинга, на которых обычно размещаются домашние страницы, как правило, не поддерживают профессиональные языки программирования.

Таким образом, анализ домашних страниц и информации о пользовании представителями китайской диаспоры в США интернет-сервисами позволяет выделить следующие тенденции в эволюции менталитета китайцев, проживающих в США:

1. Большинство сайтов демонстрируют преобладание графической информации над текстовой. Текстовая информация, особенно личного характера, поражает краткостью. Возможно, в этом проявляется одна из черт традиционного китайского менталитета, нашедшая выражение в конфуцианстве (скромность как свойство характера благородного мужа) и даосизме (стремление совершенномудрого «оставаться в тени»).

2. Большинство владельцев абсолютно не интересуется посещаемостью сайта и мнением пользователей о ресурсе, поскольку страницы, как правило, не содержат гостевых книг и счетчиков посещений (статистика, предоставляемая хостинг-провайдером, всегда бывает неполной и недостоверной, поэтому, чтобы узнать реальную посещаемость, необходимо иметь два счетчика от разных сервисов). Очевидно, представители китайской диаспоры создают свои персональные ресурсы исключительно для самовыражения. Об этом же свидетельствует тот факт, что большинство сайтов выполнены в непопулярных цветовых гаммах. Этот факт тоже позволяет говорить о проявляениях традиционного китайского менталитета: можно предположить, что американцы китайского происхождения занимаются творчеством в сети Internet с целью достижения гармонии с реальностью (в данном случае - виртуальной).

3. Большинство владельцев сайтов владеют современными интернет-технологиями почти в совершенстве. Даже те из них, кто не работает и не собирается работать в сфере информационных технологий, демонстрируют хорошее знание языков разметки и самых передовых технологий web-программирования. Это свидетельствует о высоком уровне образования представителей китайской диаспоры в США и, соответственно, о возникновении новой тенденции в эволюции их менталитета: американцев китайского происхождения, особенно молодых, более не устраивает традиционное положение диаспоры, ранее являвшейся одним из источников дешевой рабочей силы в сфере физического труда. Молодые китайцы делают ставку на работу в наиболее перспективных отраслях профессиональной деятельности. Об этом же свидетельствует и то, что китайцы, рожденные в Америке, наиболее охотно используют новые интернет-сервисы, признанные «технологиями будущего», - серверы электронной коммерции, банковские интернет-системы и т.д., которые пока непопулярны у прочих пользователей.

4. Еще один факт, отражающий возникновение новых тенденций в этнической психологии диаспоры, - активное использование серверов и web-приложений, предназначенных для общения в режиме реального времени (ICQ, IRC, чаты, онлайновые конференции). Если принимать во внимание традиционную интровертность китайского менталитета, то это тоже кажется новой чертой в его эволюции. Однако

при ближайшем рассмотрении предмета оказывается, что подобные сервисы используются представителями диаспоры для повышения профессионального уровня в какой-либо области или для поиска работы, а отнюдь не для беспредметных разговоров. Очевидно, что развитие информационных технологий оказало влияние лишь на «верхние» уровни менталитета китайской диаспоры в США, «отвечающие» за адаптацию к новой среде обитания. Американцы китайского происхождения активно включаются в сферу информационных технологий, которая является в настоящее время наиболее перспективной для карьерного роста и улучшения материального положения, однако что касается проявлений индивидуальной психологии представителей диаспоры в этой сфере, то их продолжают определять традиционные черты национального китайского характера и менталитета, основанные на культурно-психологических системах Китая.

Примечания

1 Скарлато О.С. Этнокультурные проблемы США // http://www.sno.spb.ru/ art7.htm

2 http://webrating.ru/promo/promo news arch?NEWS ID=27266

3 Путнэм Р. Игра в гольф в одиночку, или размывание общественного капитала Америки // http://www.russ.ru/iournal/peresmot/97-09-17/putnam.htm

4 Громан Шломо. Китайцы оккупируют Россию // http://shlomo-groman.narod.ru/ china.html

5 Ограничения на въезд в США // http://united-states.newmail.ru/usa/people/ people6.htm

6 Безбородов В. «Странный человек» встретится с Путиным летом и осенью // http://www.smi.ru/01/04/25/137888.html

7 Черноморский П. Китайский городовой // http://www.internet.ru/ article/ articles/ 2000/06/27/3213.html

8 Этнические китайцы являются самым активными пользователями компьютеров и Интернет в Америке // http://www.e-commerce.ru/News/2001/ 01/30/news7085.html

9 E-Trade рассчитывает на китайские инвестиции // http://www.ifin.ru/news/ read/409.stm

10 Форумы Арктогеи. Геополитика и политология // http://arctogaia.org.ru/ FORUMS/messages/47/315.html

CHINEEZE DIASPORA MENTALITY IN THE USA OF THE 1990S

E.Yu.Golovtchanskaya

Some changes in the Mentality of Chineeze Diaspora in the USA which take place due to information technology are under investigations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.