Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ МЕБЕЛЬНЫХ ТКАНЕЙ В КОНТЕКСТЕ КОРОЛЕВСКИХ СТИЛЕЙ ФРАНЦУЗСКОЙ МЯГКОЙ МЕБЕЛИ XVI– XIX ВЕКОВ'

ЭВОЛЮЦИЯ МЕБЕЛЬНЫХ ТКАНЕЙ В КОНТЕКСТЕ КОРОЛЕВСКИХ СТИЛЕЙ ФРАНЦУЗСКОЙ МЯГКОЙ МЕБЕЛИ XVI– XIX ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
634
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественный стиль / мебельное искусство / мебельный текстиль / гобелены / бархат / эволюция мебельных тканей / реставрация / орнамент / раппорт / орнамент / цвет / art style / furniture art / furniture textiles / tapestries / velvet / furniture fabric evolution / restoration / ornament / rapport / ornament / color

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Светлана Бородина

При изучении предметов мягкой мебели прошлых веков ткань является не менее важным объектом анализа, чем ее конструктив, поскольку именно ткани принадлежит первенство в эстетическом воздействии предмета на человека. В процессе использования мебели ткань, как правило, неоднократно заменяется, и не всегда материал обивки обновленного предмета соответствует его стилю. В статье рассматривается эволюция мебельных тканей – сырье, колористическое и орнаментальное решение – в зависимости от стиля мебели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

When studying pieces of upholstered furniture of past centuries, fabric is no less important object of analysis than its construct, since it is the fabric that takes precedence in the aesthetic effect of the object on a person. In the process of using furniture, the fabric, as a rule, is replaced several times, and the upholstery material of the renewed item does not always correspond to its style. The article examines the evolution of furniture fabrics raw materials, coloristic and ornamental solutions depending on the style of furniture.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ МЕБЕЛЬНЫХ ТКАНЕЙ В КОНТЕКСТЕ КОРОЛЕВСКИХ СТИЛЕЙ ФРАНЦУЗСКОЙ МЯГКОЙ МЕБЕЛИ XVI– XIX ВЕКОВ»

ЭВОЛЮЦИЯ МЕБЕЛЬНЫХ ТКАНЕЙ В КОНТЕКСТЕ КОРОЛЕВСКИХ СТИЛЕЙ ФРАНЦУЗСКОЙ МЯГКОЙ МЕБЕЛИ XVI- XIX ВЕКОВ

Светлана Бородина, д.п.н., редактор журнала «Мир искусств»

АННОТАЦИЯ: При изучении предметов мягкой мебели прошлых веков ткань является не менее важным объектом анализа, чем ее конструктив, поскольку именно ткани принадлежит первенство в эстетическом воздействии предмета на человека. В процессе использования мебели ткань, как правило, неоднократно заменяется, и не всегда материал обивки обновленного предмета соответствует его стилю. В статье рассматривается эволюция мебельных тканей - сырье, колористическое и орнаментальное решение - в зависимости от стиля мебели.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: художественный стиль, мебельное искусство, мебельный текстиль, гобелены, бархат, эволюция мебельных тканей, реставрация, орнамент, раппорт, орнамент, цвет.

ABSTRACT: When studying pieces of upholstered furniture of past centuries, fabric is no less important object of analysis than its construct, since it is the fabric that takes precedence in the aesthetic effect of the object on a person. In the process of using furniture, the fabric, as a rule, is replaced several times, and the upholstery material of the renewed item does not always correspond to its style. The article examines the evolution of furniture fabrics - raw materials, coloristic and ornamental solutions - depending on the style of furniture.

KEYWORDS: art style, furniture art, furniture textiles, tapestries, velvet, furniture fabric evolution, restoration, ornament, rapport, ornament, color.

С появлением мягкой мебели ткани стали играть большую роль в мебельном искусстве. В отличие от теоретических и исторических работ, посвященных искусству краснодеревщиков, исследований мебельных тканей совсем немного. При этом ткань изнашивается гораздо быстрее дерева и реставратору, получившему только деревянную конструкцию кресла или дивана, бывает порой трудно определиться с вариантом обивки, соответствующей ее стилю. Исследование французской мебели XVII-XIX веков из Большого собрания изящных искусств ASG подтверждает наличие определенной взаимосвязи между конструкцией мебели, временем ее создания и тканью, применяемой для ее оформления.

БАРОККО ЛЮДОВИКА XIII (1589-1661)

Время правления Людовика XIII, воспринимаемое благодаря образам мушкетеров Дюма-отца как период романтичных приключений и празднеств, было для Франции сложным. Еще не забылись жертвы религиозных войн, подорвавших экономику страны и значительно сокративших число королевских подданных, необходимо было восстанавливать утраченное, рачительно подходя к имеющимся средствам. Именно поэтому король Генрих IV, отец будущего короля Людовика XIII, издал множество указов, ограничивающих погоню за роскошью. К примеру, запрещалось шить одежду из златотканых и сребротканых материй, украшать ее вышивками, шнуром, золотой

нитью, одеваться в бархат, атлас или тафту с золотым шитьем. Но не могли же производители лишиться своих доходов, и этот запрет привел к тому, что подобная «одежда» вскоре украсила мебель.

Пришедший к власти после смерти отца Людовик XIII повел дело умнее, он запрещал использовать роскошные ткани только заграничного производства, дабы поощрить развитие отечественного ткачества, и тем самым приблизил время, когда Франция стала не ввозить, а экспортировать предметы роскоши во все европейские страны. Но пока еще не Франция задавала тон в искусстве, хотя в период правления Людовика XIII она стала самой большой страной в Европе. Настоящими законодателями мод были тогда испанские, итальянские и фламандские мастера.

В неустойчивом равновесии недавно установившегося мира французы испытывают потребность в комфорте и стабильности. Это время, когда в Париже возводятся красивые частные дома и общественные здания. И хотя Франция, как и Италия, сопротивляется стилю барокко, доминирующему в Европе, но под влиянием Испании -самой мощной в экономическом и военном отношении страны в мире - вынуждена подчиниться его эстетическим канонам.

С наступлением мирного периода закрепляются различные формы семейного досуга. Стул и кресло становятся необходимыми «удобствами» для неспешной беседы. Мебель для сидения, являющаяся утилитарным предметом, теперь вполне самодостаточное произведение декоративно-прикладного искусства.

В документальном потоке по прикладному искусству можно найти некоторые материалы о принципах декоративного оформления мебели различных стилей, о способах достижения гармонии между общим видом предмета - формой сидения, линий конструктива и т.д. - и обивкой как важнейшим средством его декора.

Из мебельных тканей самыми изящными считались вышивные (tapisserie), к которым относятся знаменитые гобелены, Обюссон, Бове и др. Затем следуют шелковые ткани и бархат, к первым принадлежит штоф, лучший - лионский (damas de Lyon) - толстая блестящая двухсторонняя материя с цветами, очень прочная; еще из тканей с блеском следует назвать лампас (lampas) - штоф с атласным фоном (односторонний), брокар (парча) - лампас с золотом и серебром, брокатель (brokatelle) - лампас с применением льняных ниток, более дешевая, но очень эффектная ткань.

Менее ценными были шелковый репс из-за его недостаточной гибкости, тусклого блеска и быстрой засаливаемости, непрочный и эффектный только за счет богатой отделки атлас. Бархат, настоящий шелковый, всегда рассматривался как богатое, хотя несколько монотонное украшение мебели, мог быть гладким, тисненым, узорчатым и полосатым, среди узорчатых особым великолепием отличался генуэзский бархат с атласным фоном и бархатным узором [6].

Наиболее распространенным материалом для обивки французской мебели являются гобелены. С ветками и цветами в период правления Людовика XIV, с медальонами при Людовике XVI, с античными сценами в период Империи, в круглых букетах во времена правления Луи-Филиппа... -гобелен вносил в интерьер очарование, дополняя своими нежными цветами изящество мебели. В конкретный исторический период у гобеленов был типичный рисунок или фон, оживленный декоративными темами, которые воспринимаются теперь как органичный атрибут стиля.

Кресло

Франция, XVII в. (?) Орех, точение, резьба 116x65,5x79 см БСИИ ASG, инв. № 11-2515

Стульям и креслам при Людовике XIII вернули приземистую латино-фламандскую форму, немного жестковатую, с низкими сиденьем и спинкой, но теперь благодаря лаконичности формы предмет удобно и легко перемещается. Прямые строгие линии сиденья смягчены богатством декора, оно обшито декоративной тканью или обтянуто тисненой кожей. Ножки предмета, иногда столбчато-витые, поднимаются из квадратной рамы с шарами, но большинство из них имеют основу в виде балясин или точеных украшений, соединенных ^образной распоркой. Самой используемой древесиной были бук и орех.

Кресло

Франция, сер. XVII в. Дерево, точение, резьба 100x62x47 см

БСИИ ASG, инв. № 11-1686 (1)

Передние ножки в верхней части соединены усиливающей поперечиной, являющейся в то же время дополнительным декоративным элементом. Локотники могли быть украшены искусной резьбой, приближающей их к скульптуре.

Кресло, фрагмент Франция, сер. XVII в. Дерево, точение, резьба 100x62x47 см

БСИИ ASG, инв. № 11-1686 (1)

Чисто голландской формой являются стулья брусочного типа на четырех прямоугольных ножках с проножками, прямоугольным сиденьем и спинкой, обитой бархатом. Боковые стойки спинки таких стульев могли заканчиваться резными волютами.

Кресло Франция, эпоха Людовика XIII Дерево, шерсть, вышивка. 125 х 65,5 х 56 см. БСИИ ASG, инв. № 11-0901

Кожа также очень модное «одеяние» мебели этого периода, особенно ценной являлась кордовая кожа, отделанная золотом.

Кресло

Франция,

вторая половина XVII в.

Массив ореха, точение, резьба

86x59x54 см

БСИИ ASG, инв. № 11-4000

В конце правления Людовика XIII конструкция мебели под испанским влиянием становится более сложной. Ткани для обивки поступали тоже из Испании - генуэзский бархат, лен, хлопок, простой или расшитый (тафта, атлас) шелк, саржа, парчовый холст, кружево, каталонское полотно и

т.д. Эти ткани тяжелые и почти всегда оформлены бахромой.

Кресло

Франция, первая половина XVII в. Орех, точение, резьба

110x53x63 см БСИИ ASG, инв. № 11-3512 (2)

Пара стульев Франция, сер. XVII в. Дерево, кожа, латунь, точение, резьба, тиснение 105x50x43 см

БСИИ ASG, инв. № 11-1823 (1,2)

Важное место в обивке занимал шелк. Более дешевым вариантом являлись лен и шерсть, вышитые шерстяными и шелковыми нитями крестом или знаменитой венгерской строчкой. Вышивка иногда полностью покрывала сиденья и позволяла создавать сложные декоративные композиции. Использование золота и серебра добавляло цветовому эффекту богатства.

Стул

Франция, вторая половина XVII в. Дерево, точение, резьба

118x67,5x56 см

БСИИ ASG, инв. № 11-2112 (1,2)

В качестве орнаментальных мотивов тканых и расшитых обивочных материалов были «мильфле-ры» и геральдические эмблемы, широко использовались листья аканта, геометрические фигуры, охотничьи атрибуты, цветы, сельские сцены, библейские сюжеты, сцены с животными и др.

Наиболее распространенными цветами были красный, зеленый и желтый.

Во второй половине XVII века получила распространение форма стула, собранного из дубовых или ореховых точеных стоек. Высокая прямая спинка чуть откинута назад, сиденье в виде трапеции обтянуто кожей или бархатом (они прибивались гвоздями с большими шляпками). В эпоху Людовика XIII верхняя соединяющая перекладина между ножками щедро декорируется.

Стул

Франция, первая

половина XVII в.

Орех, точение, резьба

112x60x50 см

БСИИ ASG, инв. № 11-3020

Набор из шести стульев Португалия или Испания, XVII в. (?) Орех, кожа, латунь, тиснение, гравировка, резьба 133x56x45 см

БСИИ ASG, инв. № 11-2692 (1)

Прообразом для подобных стульев служили изделия испанских и португальских мебельщиков.

Во Франции также был распространен тип стула, более пышно декорированный, с применением токарной и резной работы: боковые стойки спинки, задние ножки и проножки - точеные, передние же ножки, завершение спинки, боковые части ее центральной планки - в ажурной резьбе в стиле барокко со сложными завитками аканта. Сиденье обычно делается из плетеной соломы, такой тип получил распространение в конце XVII-начале XVIII века.

Стул

Франция, XVIII в. (?) Дерево, точение, резьба 121x53x40,5 см БСИИ ASG, инв. № 11-1536 (1)

ПЕРЕХОДНЫЙ СТИЛЬ ЛЮДОВИКА XIV (1661-1715)

Из всех французских стилей мебель Людовика XIV может быть признана самой королевской. Ученость и суеверие, роскошь и нищета царили тогда в Париже. Блеск короля-солнце формирует вкусы привилегированного слоя, хотя основная масса народа оставалась такой же невежественной, как и в средневековье. Дворец

короля в Версале с его «французскими» садами служит образцом и для богатых людей в провинции. Предметы корпусной мебели являют собой сплошную позолоту или богатые инкрустации из желтой меди, бронзы, черепахи и слоновой кости, по имени своего создателя получившие название «Буль». А вот мягкая мебель этого периода не характерна, она составляет переход от стиля Людовика XIII к стилю первой половины следующего века - стилю Людовика XV, хотя отличается от последней меньшей выразительностью изгибов и украшений [5, с. 6].

При дворе выбор мест для сидения следует строгому этикету: принцы и принцессы королевской крови имели право на кресла без подлокотников, а герцогини могли посидеть и на табуретах, за которые разворачивалась иногда нешуточная борьба.

Кресло с высокой спинкой из ореха с орнаментом, основание перекладины в виде «бараньей косточки», эпоха Людовика XIV. в. 117см.

БСИИ ASG, инв. № 11-0947

Характерные черты стиля Людовика XIV и эпохи лучше всего выражает суровое массивное кресло, впечатляющее своей неподвижностью.

Кресло эпохи Людовика XIV Орех, текстиль XIX век.

75х127х56 см https://www.antikvariat-vo-frantsyi.com/

или X. Основание может быть выполнено из точеных деревянных балясин, соединяющих ножки в форме сабель или витых колоннок. С течением времени конструкция обогащается скульптурами, чередующимися с точеными деталями; ножки получают все более выраженный изгиб и украшаются тонкими резными узорами. Деревянная основа предмета выточена или вырезана из бука или ореха.

Еще более разнообразными становятся многоцветные ткани. Возвеличивая короля-солнце, обивка сияет драгоценным блеском: узорчатые шелка усиливаются золотыми или серебряными нитями, ими же расшивается белый атлас. Узор -вышитый или вытканный - чаще всего симметричен, не теряют популярности гобелены, расшитые венгерской строчкой, отделка - золотая тесьма, шелковая бахрома или пояски из шерсти.

В качестве мебельной ткани используются и однотонные шелка, желтая тафта, муар, фасонный шелк, малиновый штоф, синий штоф с гобеленовыми лентами, утрехтский бархат (шерсть, вытканная в технике бархата на льняном фоне противоположного цвета), простой бархат - китайский плюш, персидские ткани, холст из Индии, полосатая марля, зеленая саржа, ткань в мелкую клетку, кружево, тонкий вышитый лен, иногда муслины.

Стул с высокой спинкой из ореха с орнаментом, основание перекладины в виде «бараньей косточки», эпоха Людовика XIV 104х46-53 см. БСИИ ASG, инв. № 11-4335

Как видим, конструкция его остается такой же, как и в предыдущие времена: в ней преобладает строгость. Несколько элементов способствуют созданию впечатления величия, в частности, его прямоугольная спинка, слегка наклоненная, полностью покрытая тканью и чрезмерно глубокое широкое сиденье, подлокотники, оканчивающиеся улиткой, ножки, прочно связанные тяжелым Н

Многоцветье обивочных тканей в сочетании со строгой конструкцией стула или кресла соответствует эстетике французского сада. В узорах тканей изобилуют крупные плоды в окружении ветвей, особенно популярен ананас, бутоны экзотических цветов, листья аканта, арабески, букеты, ракушки, мифологические существа, пейзажи.

Рисунок гобелена кроме того может запечатлевать исторические события, воинские подвиги, античные сюжеты, сцены охоты и пейзажи всех времен года.

Пара стульев Эпоха Людовика XIV. Орех, основание перекладины в виде «бараньей косточки» 106х59х45 см

БСИИ ASG, инв. № 11-3583

Перечисленные темы уже дают представление о том живом многоцветии, которое демонстрируют ткани, однако первенство красного цвета -символа власти - сохраняется, далее следуют его антиподы по спектральному ряду - зеленый и синий, а затем так называемые переходные цвета - желтый и инжир.

Пара стульев эпохи Людовика XIV Конец XVII века.

Орех, резьба, точение. Дамасский бархат. 54,5х118х61 см.

РЕГЕНТСТВО (1715-1730)

Жесткость правления Людовика XIV заканчивается с его кончиной, период между ним и Людовиком XV, получивший наименование регентства, в истории искусства воспринимается как переход от барокко к рококо. Жизнь придворных сосредоточена теперь в Париже, а не в вестибюле Версаля; они больше не толпятся в покоях короля, а обсуждают жизненные планы, сидя в салонах. Регентство стало синонимом интеллектуальной живости, легкости и уравновешенности. Ремесленники теперь не работают только на монарха и его двор; к ним поступают заказы от лиц, которые желают избавиться от удушающей несвободы предыдущей эпохи.

«Переходной» - без каких-либо особенностей - становится и мебель. Она начинает играть «вторую скрипку», подчиняясь убранству стен и потолка, хотя при этом регентство пронизано утонченностью и интимностью. Изучение мебели для сидения дает наиболее полное представление об ее эволюции или переходе от стиля Людовика XIV к стилю Людовика XV.

Стиль Регентства является одним из наиболее успешных в истории мебельного искусства Франции. Мастера-мебельщики и декораторы Регентства являлись преемниками и продолжателями великого века Людовика XIV, сохраняли основные принципы симметрии и композиционной выразительности, но без строгости.

Восемь лет, соответствующих времени правления герцога Орлеанского, внесли неоспоримый вклад в развитие прикладного искусства не только Франции, но и всей Европы и по достоинству оценены в истории мебельного искусства [4, с. 50].

Как и в эпоху Людовика XIV, декораторы Регентства сохраняли объем (рельефность форм), принципы симметрии, энергичную структуру и мощь. Продолжая следовать определенным традициям мебельного искусства в создании типологического ряда предметов мебельной обстановки, мастера этого периода видоизменяют их конструкцию и декор, в основном в направлении большего функционализма, а также существенно дополняют его различными предметами специального назначения для большего комфорта повседневной жизни. Как в век Людовика XIV главенствующими были мужчины, так, начиная с периода Регентства, руководящая роль стала принадлежать женщинам. Они царствовали в парижских салонах, претендовали на формирование духа и философии времени, заботясь о комфорте своих гостей [4, с. 51].

Во всех мебельных предметах предпочтение отдается извилистым линиям многочисленных частей их конструкции. Кресла «бержер» (beгgeгes), «бризе» (bгisees), кресло для бюро, для туалетного столика, стулья с округлыми спинками приобретают изогнутые очертания, с менее жесткой и более функциональной конструкцией. В поисках комфорта сидушку делают мягкой и удобной, созданной для удовольствия, отдающей дань салонным разговорам и светским беседам, а не вызывающей усталость, как во время соблюдения продолжительных церемоний при дворе Людовика XIV. Чувство изящества заменило роскошь.

Регентство отдавало предпочтение простой отделке или геометрическим рисункам, разделенным на квадраты или ромбы, исполненным из красного дерева, фиолетового или палисандрового. В ответ на роскошные наборы времен Людовика XIV, краснодеревщики эпохи Регентства предпочитали использовать одну породу дерева в виде вставок «крылья бабочки», играя на визуальном эффекте, используя естественную структуру и цвет древесины и обрамляя ее тонкими жилками контрастного цвета из других пород деревьев [4, с. 52].

Золочение дерева листовым золотом, применяемое в предыдущую эпоху, потеряло свою значимость, но осталось постоянно употребляемым для консолей, торшеров, зеркал и мебели для сидения. Золочение бронзовой фурнитуры листовым золотом по-прежнему применялось для фанерованной и наборной мебели. Наиболее красивым и основательным покрытием являлось золочение, сделанное из золотого порошка, смешанного с ртутью и наложенного кисточкой на бронзовую лицевую поверхность («огтои1и»). Металлическая бронзовая накладка затем помещалась в обжиг для того, чтобы испарилась ртуть, и осталось только золото, основательно закрепленное на бронзовых частях. Процесс был дорогостоящим, и для повседневной мебели, бронзовая фурнитура просто покрывалась лаком после хорошей полировки, что не мешало ей быстро окисляться [4, с. 53].

В целом форма стульев и кресел становится несколько свободнее, в качестве украшений можно увидеть не только традиционные гротески, ленты, завитки, но и пагоду, зонтик, веер, пальмовые ветви и раковины.

Так, например, акант и ракушки как элементы рельефной резьбы размещены на сводах спинок, царгах и ножках десяти стульев со «спинками королевы» из набора Большого собрания изящных искусств АБС. Арочные ножки-кабриоль соеди-

Набор из десяти стульев Франция, нач. XVIII в. Массив бука, резьба 95,5x49x43 см

БСИИ ASG, инв. № 11-2257 (1-10)

нены Х-образными проножками. При сохранении общих контуров мебели для сидения сильнее всего изменяются ножки, они теперь гнутые или точеные в виде балясин, украшаются масками, женскими головками, их соединяют проножки еще более замысловатой формы. Стиль регентства, повторимся, сохраняет архитектурные черты стиля Людовика XIV, однако формы стульев и кресел смягчаются. Чтобы освободить место для платьев с кринолином, подлокотники получают сильный прогиб, что демонстрируют предметы из Большого собрания изящных искусств АБС.

Кресло со «спинкой королевы» и сводом в форме «арбалета». На подлокотниках -манжеты. Рельефная резьба в виде листьев аканта на стойках подлокотников. В центре царги - ракушка.

Франция, нач. XVIII в. Массив дерева, резьба 103x66,5x75,5 см БСИИ ASG, инв. № 11-2205

Кресло с прямой спинкой. Ножки соединены Х-образной проножкой. Рельефная резьба выполнена в виде раковин на изогнутых подлокотниках. Франция, нач. XVIII в. Массив ореха, резьба 116x67,5x72 см БСИИ инв. № 11-2828

Обязательными элементами стиля Людовика XIV являются прямолинейные стойки спинки и четырехугольная форма сиденья. Фронтальная резная крестовина образует с основанием непрерывную извилистую линию, затем наблюдается постепенное исчезновение распорки и, наконец, роль спинки играет открытая деревянная рама. Идеально выполненный стул больше не будет иметь единой прямой линии, тем самым манифестируя новый стиль - стиль Людовика XV.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отделка уступает место натуральному виду дерева: золоченого для парадных сидений или лакированного. Для кресел и стульев используются бук, орех, иногда фруктовые деревья, которые обиваются бархатом или шелком, близким стилю Людовика XIV гобеленом из Бове, Обюссо-на или одноименной мануфактуры. В ходу также лампас, штоф, атлас, золотая и серебряная парча, бархат разных цветов. Ткани часто украшены декоративной тесьмой.

На аукционе Хампель выставлены два кресла бержер с почти прямоугольными подлокотниками, оканчивающимися элегантными рокайлями, на четырех роликовых ножках.

Узоры становятся все менее и менее симметричными. В качестве типичного орнамента тканей служат крупные цветы и фрукты, расположенные в шахматном порядке, воспроизведение кружева на цветном фоне.

Преобладающие цвета: холодный синий, красный, зеленый, желтый, белый, серый и золотой.

Пара кресел бержер периода регентства Франция, около 1729 г. Высота 104 см.

Аукцион Хампель, 25.03.2021 года, лот 64 Эстимейт: € 16.0 -18.0 тыс.

Кресло эпохи Регентства из орехи и резного бука, начало XVIII века Высокая и широкая плоская

спинка с небольшим наклоном. Подлокотники с манжетами. Арочные ножки с отделкой в виде копыт, X-образная перекладина. Тонко вырезанный декор: ракушки, лепнина, листья аканта.

Гобелен. 42х115х51 см

Восстановление отношений с Великобританией возвращает моду на сиденья, сплетенные из тропических волокон, ценимые за их легкость и прочность.

РОКОКО ЛЮДОВИКА XV (1730-1760)

Стиль Людовика XV создан в расчете на беспрецедентный комфорт и удовольствие от галантного общества, находящегося под сильным влиянием итальянского барокко и восточного искусства (Индия, Китай, Турция); в воздухе витает

тяга к экзотике, ткани украшены певчими птицами, пагодами и прочими элементами стиля ши-нуазри. До самого 1760 года более всего будет цениться «искусство жить», по мере продвижения этой философии особняки становятся все более интимно-семейными и комфортными.

Людовик XV не любил больших покоев; он предпочитал небольшие гостиные, маленькие уголки, стены которых обивались деревом с изящной отделкой и выпуклой золоченой сеткой. Вельможи и горожане подражали ему. Жизнь становилась менее торжественной, более интимной; удобства ее стали искать в изяществе, разнообразии и мягкости кресел, во множестве различной мелкой мебели, комодах, шифоньерках и бюро [2, с. 225].

Как женское кокетство, искусство сделалось манерным: «Все вздувается и вытягивается странными линиями; нет ничего прямого, правильного; углы закругляются или вдавливаются; неожиданные извилины бороздят поверхность. Допускаются только вещи выпуклые и искривленные, на которых разрастаются целые растения из бронзы, странной кудреватой формы; золоченая медь извивается прихотливыми бордюрами, поднимается в виде неожиданных узлов и сгибается на углах, образует гирлянды. Это - стиль Людовика XV, противоположный стилю Людовика XIV, благородному и величественному [2, с.225-226].

Воцаряется стиль рококо с его изящно-изогнутыми линиями - символ творчества и феминизма. Действительно, заказы исходят в основном от женщин или для женщин, которые стали занимать важнейшее место в общественно-политической жизни. Лицо рококо определили маркиза де Помпадур и графиня Дюбарри.

Рынок Франции наводнен экзотическими товарами из Индии, как тканями, так и красителями для них, что сказалось на красоте обивочных материалов.

Канапе и пара стульев Франция, XVIII в. Бук, резьба, левкас Канапе 93*156*42 см Стулья 93*49*42 см Инв. № 11-0811 (1-3)

В БСИИ АБС хранятся канапе с плоской спинкой на четырёх ножках и пара стульев со «спинкой королевы». Левкас светло-бежевого цвета.

Декор в виде цветочных гирлянд по центру спинки и царги.

Реми, Пьер (Rémy, Pierre)

Пара кресел

Франция, XVIII в.

Тонированное дерево, резьба

88,5*63,5*49,5 см

БСИИ ASG, инв. № 11-3014 (1,2)

Сене, Клод I (Sene, Claude I) Канапе и шесть кресел

Франция, XVIII в. Твёрдые породы дерева, покрытые сусальным золотом, резьба, левкас Канапе 88*139*67 см Кресла 85*62*50 см

БСИИ ASG, инв. № 11-2872 (1 - 7)

Пара кресел со спинками-«кабриоль» и округлыми сводами. Резьба в виде цветов на сводах спинок и царгах.

В 1740 году создается кресло-трансформер, спинка которого получает изгиб для комфорта сидящего в нем человека. Элементы конструкции словно перетекают друг в друга, без малейшего прерывания извилистой линии, которой подчинен абрис предмета.

Каркасы стульев украшены богатой скульптурой в виде цветков, листвы и ракушек. Тип кресла, наиболее характерного для Людовика XV, - это бержер: большое и глубокое кресло с обволакивающей спинкой, так называемой гондолой.

Кресло-бержер Франция, XVIII в. Массив бука, резьба, левкас, золочение 95,5x69,5x79 см БСИИ ASG, инв. № 112974

Разнообразными становятся диваны: низкие, спальные - с неравными подлокотниками и даже для ночного бодрствования.

В БСИИ АБС хранится канапе со «щёчками», шесть ножек которого, рельефная резьба в виде цветов на своде спинки, царгах и у вершин ножек выполнены в знаменитом стиле Дюбарри.

Канапе

Франция, XVIII в. Бук,левкас, резьба, золочение 96,5x120x90 см БСИИ ASG, инв. № 21-3054

Хотя при Людовике XV наблюдается большое разнообразие древесины, используемой для изготовления мебели, мебель для сидения чаще всего выполняется из бука и ореха. Для придания мебели вида, гармонирующего со стеной, краснодеревщики тщательно относятся к выбору древесины, им теперь нужна определенная фактура, дополняемая определенной окантовкой, скульптурой, золочеными листьями и т.д.

Роскошь стиля Людовика XV требует изысканных тканей, достойных мадам Помпадур и мадам Дюбарри, в центре внимания - шелка, персидские и индийские ткани: бархат, лампас, дамаск, шантунг (чесуча, дикий шелк), парча, глянцевый ситец, тафта, муар, атлас.

Гобелен становится менее модным, используется только тот, что имеет мелкий - точечный -рисунок, цветы или сцены в стиле шинуазри, сюжеты басен Лафонтена. На тканях этого периода присутствуют эффекты кружева, крупных цветов, пышная природа. Симметрия и прямые линии уступают место зубчатым и криволинейным формам, в особом почете асимметрия. Ориентация рококо на небольшие помещения изменила размер набивного узора, он становится меньше -цветы, листва, переплетенные ветви, ленты.

Пара кресел

Франция, XVIII в.

Бук, ротанг, резьба, спинки -

плетение, сидения - шпалера обюссон

93x58x49 см

БСИИ ASG, инв. № 11-2071 (1, 2)

Пара кресел со спинками-«кабриоль» и округлыми сводами украшена рельефной резьбой в виде цветов на сводах спинок и царгах.

Спинки обиты «плетёнкой», сиденье-подушка - шпалерой-обюссон с изображением детей и сцен из басен Лафонтена по мотивам картин Жана-Батиста Юэ (1745-181 1).

Становится модной ткань туаль-де-жуи, позже давшая наименование стилю интерьера, эта тонкая материя - лен или хлопок белого или кремового цвета - производилась недалеко от Версаля в деревне Жуи-ан-Жоза. В качестве украшения использовался набивной монохромный рисунок, который повторялся на всей поверхности ткани.

Ткани приобретают свежие и нежные тона холодных цветов, которые сосуществуют с пастельными тонами - желтым, розовым, абрикосовым, малиновым.

КЛАССИЦИЗМ ЛЮДОВИКА XVI (1760-1789)

Мебель при Людовике XVI свидетельствует о поворотном моменте в истории прикладного искусства, проявившемся в новом стиле - классицизме, что было обусловлено открытием Геркуланума (1738) и Помпеи (1748). Хотя мода на классику зародилась еще при Людовике XV, о чем свидетельствуют архитектура и интерьер дворца, построенного для мадам Дюбарри.

Дюшес-бризе («Разбитая герцогиня») Франция, 70 - 80-е гг. XVIII в. Тонированное дерево, резьба, точение 96*129*67,5 см БСИИ ASG, инв. № 21-0879

Предпочтение простых форм еще более было свойственно Людовику XVI и Марии-Антуанетте. При них мебель, сохраняя изящество, получила большую правильность; этим характеризуется стиль Людовика XVI, более приспособленный к

буржуазным нравам, к средним состояниям, число которых умножалось с каждым днем [2, с. 226].

В числе покровителей нового направления в искусстве была и высокообразованная фаворитка Людовика XV - всесильная маркиза де Помпадур. Несмотря на то, что с ее именем связывают кульминацию рококо, она также покровительствовала и идеям классицизма. В ее общество были вхожи виднейшие художники, архитекторы эпохи, пристально следившие за результатами раскопок в Риме.

Новый стиль практически сохранил форму стульев и кресел, возможно потому, что существовавшая конструкция предмета наилучшим образом соответствовала его функции. Так, спинке придаются лишь более простые очертания: прямоугольные и трапецеидальные, круглые и овальные.

Кресло

Франция, 60-е гг. XVIII в. Дерево, резьба, точение, левкас 84*58*51 см БСИИ ASG, инв. № 11-3741

Окаймление ее очень простое и только в редких случаях становится самостоятельной декоративной темой. Прямоугольная спинка иногда заключается в профилированную раму из перевязанных лентами пучков, вроде фасцев, которые носили ликторы в Древнем Риме.

Наибольшие изменения коснулись конструкции мебельных ножек. Для барочной мебели были характерны непосредственные переходы корпуса комода, шкафа или царги кресла в гнутые ножки. Предмет производил такое впечатление, словно он вырублен из единого монолита. В стиле клас-

Кресло из Большого кабинета королевы в Версале. Мастер Жорж Жакоб (1783)

сицизма ножки предмета трактуются иначе: подчеркивается функция опорных конструкций как несущих элементов; они выпрямляются и уподобляются небольшим, суживающимся книзу круглым или квадратным в сечении колоннкам с капителью, часто с каннелюрами [1, с. 131- 132].

Еще одна особенность кресла и стульев классицизма - заметный отрыв спинки от сиденья. В этом проявилось тяготение нового стиля к ясному прочтению формы предмета. Подлокотники очень четко примыкают к спинке, через промежуточный элемент они опираются на прямые канне-лированные ножки [1, с. 133].

Канапе и шесть кресел

Франция, 70 - 80-е гг. XVIII в.

Дерево, резьба, точение, левкас, золочение

Канапе 94*168*57 см,

БСИИ ASG, инв. № 11-1130 (1-7)

Для обивки мягкой мебели наряду с гобеленом широко применяется вышивка по уже использовавшимся мотивам - букеты цветов, пасторали. Проще становится орнамент раппортных тканей, большей частью сочетающий геометрические линии (параллельные, кривые, скрещивающиеся) с вкраплениями цветов и листьев [1, с. 133].

С исчезновением криволинейности предмета, преобладанием строгости прямой линии появляется потребность в резном орнаменте.

В 1 776 году для графа д' Артуа будет создано новое кресло с круглым сиденьем и продолговатой спинкой-медальоном. Эта форма спинки будет иметь большую популярность как для сидений королевы, так и кабриоль. Материалами для стульев, кресел, канапе и т.д. служили легко окрашиваемый бук или орех, дополненные скульптурой и позолотой.

В орнаментальных мотивах классицизма постоянно встречаются розетки - квадратные, четырехугольные, овальные; листья аканта и лавра, цветы, свивающиеся в гирлянды. Пальметки ста-

новятся узкими и длинными, спокойного контура. В числе самых популярных мотивов - медальоны, факел Гименея, античные алтари и урны, покрытые драпировкой, голова или шкура льва, головы сатиров, грифоны и сфинксы, корзины цветов, голуби, дельфины, амуры, треножники и своеобразные узлы и петли из витых шнуров. Фигурные композиции полны изысканности и ясной гармонии. Герои мифологических сюжетов одеты в легкие прозрачные одежды, подобные античным [1, с. 131].

В качестве текстиля используются лионский шелк, персидские ткани, благодаря своей экономичности все популярнее становится туаль-де-жуи. Наиболее распространенные ткани: дамаст, лампас, муар, бархат, индийская вуаль, имбер-лайн - ткань с полосами разного цвета в основе, часто разделенными золотой нитью, появляется гургуран - тяжелая шелковая ткань, индийская или китайская.

Сене, Жан-Батист Клод (Sené, Jean-Baptiste Claude) Канапе

Франция, 70 - 80-е гг. XVIII в. Массив ореха, резьба, точение 105x190x65 см БСИИ ASG, инв. № 11-3044

Гобелены и обюссоны в основном используются для кресел и диванов, на них вытканы пасторали, игры детей, элементы стиля шинуа-зри, букеты, окруженные лентами или украшенные деревенскими сценами, храмами, статуями. Бордюр становится скромнее: цветы, купидоны, гирлянды.

Кресло

Франция, 70 - 80-е гг. XVIII в. Дерево, резьба, точение, левкас,

золочение 88,5*56*50 см БСИИ ASG, инв. № 11-1130 (1) У

На тканях этого периода часто присутствуют полосы и цветочные корзины, эффекты меха, на атласе ткутся полоски цветов, штоф декорируется букетами из роз. Цвета ткани пастельные и мягкие, излюбленные - небесно-голубой и розовый.

НАВЯЗАННОЕ ВЕЛИЧИЕ АМПИРА (18041815)

Ампир, время которого совпадает с периодом правления Наполеона, возвестил о возвращении к эстетическим канонам античности. При этом, как и королевские стили, он манифестировал не разрыв, а преемственность с традициями. Походы Наполеона обусловили популярность в качестве декоративных элементов древнеримских военных атрибутов: пельт - легких кожаных щитов, мечей и копий, ликторских связок с топорами, шлемов и кирас.

Император стремился художественно оформить свое величие и распространить его на весь мир, для чего установил жесткую централизацию всей художественной деятельности. Содержание ее отныне будет определять Париж в лице архитекторов Персье и Фонтена и художника Давида. Место Королевской академии займут выставки, в первую очередь, Салон, присуждающие премии только работам, интерпретирующим официальный стиль.

Мебель для сидения начинает украшаться египетскими символами - сфинксами, солнечным диском, скарабеем, коршуном, лотосом, пальмой и папирусом, ножки выполняются в виде звериных лап.

Кресло-маркиза Франция, 1-ая четверть XIX в. Красное дерево, резьба 95x94x58 см

БСИИ ASG, инв. № 11-3747

Стулья и кресла имеют в этот период прямоугольную спинку, что в сочетании с прямоугольной же сидушкой обеспечивает им геометрически-уравновешенный торжественный силуэт, обильно украшенный резной позолоченной бронзой.

Белланже, Пьер Антуан

Канапе, пара кресел-бержер, пара кресел, пара стульев

Франция, 1-ая четверть XIX в. Массив бука (береза ?), фанерование сосной, резьба, левкас, золочение Канапе 101x182x74 см Кресла-бержер 99x69x60 см Кресла 97x65x57 см Стулья 91x48x39 см БСИИ ASG, инв. № 11-2246 (1-7)

Во время блокады французского побережья, объявленной Наполеоном I в 1806 году из-за нарушения Англией международного права, красное дерево стало недоступным и его заменили местной древесиной, иногда тонируя ее под красное дерево.

Наиболее популярной мебельной тканью в силу своей экономичности становится туаль-де-жуи с декором в виде сцен из басен Лафонтена и греческих мифов. Высоко ценится однотонный или пестрый бархат, сочетаемый с шелком, атласом и тафтой. Ткачество при Наполеоне достигает непревзойденного совершенства - это лампас, дамаст, гро-де-тур (плотная, немнущаяся и ноская шёлковая ткань) и парча. Высоко ценились

императором гобелены и бархат. Как дополнение к однотонной или узорчатой ткани использовалась двухцветная тесьма.

Орнаменты на тканях подчеркивают неограниченную власть и славу императора: чаще всего это буква N изображение пчелы, факела, розетки, пальметты, лаврового венка, дубовых и пальмовых листьев, звезд, медальонов с мотивами лебедей, орнаменты, как правило, геометрические.

Луи, Жан-Пьер Канапе и шесть кресел Франция, I-ая четверть XIX в. Массив и шпон красного дерева, фанерование, резьба Канапе 97*194*68 см Кресла 97*62*59,5 см БСИИ АБв, инв. № 11-0691 (1-7)

Кушетка

Франция, I-ая четверть XIX в.

Красное дерево, резьба, золоченая бронза

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

75,5*173*66,5см

БСИИ ASG, инв. № 21-1146

С тонкими цветовыми отношениями было покончено, в фаворе оказались резкие контрастные цвета: излюбленный, конечно, темно-зеленый, ярко-красный, синий, белый, каждый цвет обильно «сдабривается» позолотой. Ампир впервые вводит чёткое контрастное подразделение декора на заполняющие и обрамляющие элементы.

ПЛАВНОСТЬ РЕСТАВРАЦИИ (1815-1830)

Монументальную пышность и эффектное великолепие империи сменила Реставрация. Восстановление монархии Бурбонов в лице Людовика XVIII стало возможным при условии принесения им присяги на верность составленной сенатом конституции, гораздо более свободной, чем наполеоновские. Присяга признавала свободу слова и религии и рядом с назначаемым короной наследственным сенатом ставила избираемый населением законодательный корпус. Людовик XVIII сначала отказывался подчиниться требованию наполеоновского сената, но, по настоянию императора Александра I, подписал декларацию с обещанием конституции.

В неспокойной международной обстановке Франции необходима была монархия как возможность отдохнуть от бесконечных военных походов. Промышленная революция вызвала экономические потрясения и погрузила страну в глубокий финансовый кризис.

В условиях резкого дефицита средств приближенные короля - герцогиня де Берри, Мария Каролина Неаполитанская - продолжают расточительствовать: строят дворцы, заказывают много мебели в стиле неоклассицизма.

Входит в моду романтизм, стараясь забыть об уязвленных амбициях поверженного императора, его адепты ищут вдохновение в воображаемом средневековье, которое смешивает классический орнамент декора с новинками.

Формы мебели при Людовике XVIII смягчаются, возвращается маркетри. Особой популярностью пользуется кресло гондола, маленькое, простое и элегантное, с саблевидными задними ножками, балясинами и консольными передними ножками, оно будет оставаться в моде до 1840 года.

Пара стульев со спинками-гондолами.

Ножки выполнены в форме сабель Франция, I-ая четверть XIX в.

Красное дерево, фанерование 82*49*48 см БСИИ ASG, инв. № 11-3687 (1, 2)

Цитирование готики проявляется в таких деталях мебели, как ажурные арочные спинки, изогнутые передние ножки и саблевидные задние. В отличие от темной древесины красного дерева, теперь предпочтение отдается светлым тонам. Стены многих помещений окрашиваются в белый цвет, что контрастирует с мебельными тканями, остававшимися такими же яркими, как во времена империи. Состав тканей также неизменен: ту-аль-де-жуи, перешедшая от Лафонтена к сценам охоты, украшенные пальметтами или мозаикой шелк, шантунг, люметис, бархат, атлас, ледяной перкаль, на внутреннюю обивку сидений шла грубая ткань из конского волоса.

С возвращением Бурбонов орла и другие гербы Империи заменила королевская лилия. При этом небольшие раппопорты постоянно повторяются, так, до настоящего времени можно встретить богато украшенные круглые мотивы, напоминающие корону или богатую розетку на заднем плане.

От стиля ампир мебель директории отличает наличие королевских атрибутов - дельфина, круглого букета, гирлянды цветов, арабесок.

Египтомания несколько вышла из моды, но широко используются пальметты и листва. Цвета тканей - ярко-желтые или чисто-зеленые. Появляются и так называемые кислотные цвета: опаловый синий, мохово-зеленый, розовый, бирюзовый.

Кушетка (козетка) и четыре стула Франция, 1-ая четверть XIX в. Палисандр, светлое дерево, резьба, очение Кушетка 92x167,5x60 см Стулья 89x44,5x52 см БСИИ ASG, инв. № 11-2312 (1-5)

Кресло из набора пары кресел классической формы и двух кресел-бюро Франция, 1-ая четверть XIX в. Пара кресел: красное дерево, резьба, точение 96x57x50 см

БСИИ ASG, инв. № 11-2304 (1-4)

Канапе

Франция, 1-ая треть XIX в. Ясень, резьба 90x201x67 см БСИИ ASG, инв. № 11-3773

ПОСЛЕДНИЙ КОРОЛЕВСКИЙ СТИЛЬ

(1830-1850)

Луи-Филипп - последний король Франции, давший свое имя мебельному стилю. После провала романтической революции правящая буржуазия легко идентифицирует себя со своим сувереном, хотя сам король далек от того, чтобы манифести-

ровать свои ценности в художественном стиле. Прожив в Англии большую часть жизни, он довольствуется комфортом и экономическим благополучием. Во время правления Луи-Филиппа формы мебели поменялись мало, она лишь стала

ную спинку, мягкие подлокотники и низкие ножки. Название «вольтеровское» отношения к блестящему философу и просветителю не имело, оно связано с создателем предмета англичанином по фамилии Вальтер. Изюминкой его

Кресло бержер Франция, I-ая треть XIX в. Палисандр, лимонное дерево, интарсия 81x54x45 см

БСИИ ASG, инв. № 11-2574 (1)

Кресло

Франция, I-ая треть XIX в. Шпон палисандра, светлое дерево, интарсия 97,5x59,5x63 см БСИИ ASG, инв. № 11-2997 (1)

Кресло-бюро (ожидает реставрации)

Франция, I-ая половина XIX в. Массив и шпон красного дерева, резьба 79x61x54 см

БСИИ ASG, инв. № 11-3951

темнее и тяжелее. Наследие реставрации характеризуется самыми разнообразными вариациями изгибов - это и плавные контуры мебели, и ак-центированно-витые декоративные детали. Формы стульев округляются, спинки слегка изгибаются внутрь, так, что кресло со спинкой гондола словно обнимает сидящего в нем человека.

В Большом собрании изящных искусств АБС не так много предметов мебели данного стиля, но они отражают всю специфику этого периода. Так, очень характерно цветом древесины и ее блеском, поскольку мебельщики покрывали изделие горячим лаком, кресло с прямой спинкой и сводом в форме «лука». Квадратные в сечении подлокотники с волютами и изогнутые Б-образно стойки декорированы интарсией в виде стилизованных цветов лотоса. Фасадная часть сидений -округла. Передние ножки изогнуты Б-образно, задние - выполнены в форме «сабель».

Вольтеровское, как называли его только в России, кресло имело высокую слегка наклон-

являлись «стеночки» в верхней части, защищающие человека от сквозняков и шума, а также от каминного жара.

С началом промышленной революции создание мебели механизируется: ножки обтачиваются на станке, сидушки с самого начала хорошо подогнаны, габариты предметов в наборе теперь почти всегда идентичны.

Повторимся, цвет мебели становится темнее, поскольку красное и черное дерево, палисандр заменили светлую древесину предыдущего пери-

Кресло бержер с полочками (1864). Реставрировано. Интернет-аукцион EBay. Цена € 1,78 тыс.

ода. И даже местные бук и груша теперь покрываются темным лаком, причем горячим, что придает им больший блеск.

Из мебельных тканей не выходит из моды ту-аль-де-жуи, меняются только ее рисунки, теперь это уже не Лафонтен и не батальные сцены, а картины псовой охоты. В большом ходу перкаль, шантунг, войлок, бархат, атлас, ситец, из грубых тканей используются циновка и волосяная.

Ткани орнаментируются большими букетами, восточными мотивами, сочетанием цветочных гирлянд и полос, геометрическими фигурами, горохом. Очень характерен для этого периода стилизованный узор под курьезным названием «лягушачье бедро», а завершение мебельных ножек, как у кресла на фотографии, называлось «лягушачья лапка».

Цвета тканей в основном красный, гранатовый зеленый и их сочетания с черным.

ВТОРАЯ ИМПЕРИЯ НАПОЛЕОНА ТРЕТЬЕГО (1850-1890)

Вторая половина XIX века во Франции - это период пышности и демонстративного потребления, словно, нация решила разбить «кубышку» и потратить все, что сэкономила при Луи-Филиппе. Инициатором таких перемен, как ни странно, стала женщина. Императрица Евгения, горячая поклонница Марии-Антуанетты, будет жить почти век, править почти так же долго и питать большую слабость к королевским стилям. Париж процветает, идет его активное переустройство, буржуазия имеет все возможности наслаждаться роскошью, когда-то доступной лишь аристократам. Искусство мебели цитирует прежние стили,

самым популярным из которых является неоренессанс. Мебельщики научились настолько тонко стилизовать в своих изделиях прежние каноны, что современным экспертом бывает нелегко разобраться, является ли кресло изделием периода Людовика XIV или это стилизация времени Наполеона III [6].

Кресло

Франция, вторая половина XIX в. Орех, резьба, точение 120x72,5x79 см БСИИ ASG, инв. № 11-3302

Кресла становятся более глубокими, подлокотники вновь изгибаются или убираются вовсе, чтобы разместить в нем, как некогда даму в платье с кринолином, даму с турнюром.

Кресло Франция, вторая половина XIX в.

Дерево, резьба 93x61x51 см БСИИ АБв, инв. № 11-1661 (1)

Более удобно дама могла устроиться, присев боком на стул. Поэтому для обеспечения свободы выбора для меблировки гостиных хозяева заказывали наборы, в которых были и кресла, и стулья, и канапе.

Пристрастие к темному дереву все еще длится, мастера используют массив грецкого ореха, амарант и тонированную грушу. Личные тесные связи императора с Лондоном ощущаются в близости ему викторианского стиля, и в Париже причудливо сочетаются английский неоклассицизм с роскошью необарокко.

Популярными мебельными тканями являются дамаск, лампас и гобелен, бархат и шелк. Небывало популярной становится стеганая обивка мебели, причем она может изготовляться из любых тканей - бархата, перкаля, атласа и шелка.

Орнамент цитирует стили Людовика XV и Людовика XVI с их тяжелыми крупными цветками, элементами шинуазри, пучками цветов, гирляндами и т.п.

Набор из пары кресел и шести стульев Франция,кон. XIX в., накладки золочёной бронзы XVIII в.

Дерево(?), черепаха, золоченая бронза, техника «Буль»

Кресла110x61x57 см

Стулья 107x51x47 см

БСИИ ASG, инв. № 11- 0454 (1-8)

Из заморских колоний в столицу Франции попадают ткани с восточными мотивами (особенно азиатские с их роскошными тропическими цветами на черном фоне). Необходимость контраста с обильным черным заставляет использовать светлые цвета - желтый, кремовый, экрю (цвет неотбеленного льна), бледно-зеленый, они «прошиты» крупными цветущими ветками или цветочными композициями (полевые цветы, розы и пионы). Другой, более жесткий принцип сочетания цветов - это гармонизация опять же черного с бордо, темно-синим, темно-зеленым и коричневым (хорошо сочетающимся с любой древесиной).

Список использованной литературы:

1. Гарин В.А., Разиньков Е.М., Чернышев А.Н. История мебели в стиле классицизма // Лесотехнический журнал.-2015.- №4 (20). - С.129-137.

2. Дюкудре Г. Краткая история цивилизации / пер. с фр. А. Позен; под ред. Д. А. Коропчевскаго. - СПб., 1895-1896. - 420с.

3. Михлина С. Т. Стул и кресло в жилом интерьере // Клио. - 2012. - № 8(68). - С. 107-110.

4. Машакин А. И. Мебель в стиле «регентства» из коллекции музея МГХПА им. С.Г. Строганова. Матье Бефор Младший //Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. - 2013. -№ 2.- С. 48-58.

5. Симонов Л.Н. Мебельный альбом: Содержит 170 изящ. рис., в том числе столовую вел. кн. Владимира Александровича и трапез. царя Алексея Михайловича. - 2-е изд. - СПб.: тип. Е. Евдокимова, 1891. - 12 с.

6. Anous I. H. I. The Cultural Dimension and Its Influence on the Relationship between the Textile and Furniture // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2013. - Т. 4. - №. 11. - С. 295-309.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.