Научная статья на тему 'Эволюция малых архитектурных форм в России'

Эволюция малых архитектурных форм в России Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1463
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ / ЭВОЛЮЦИЯ / КОМПОЗИЦИОННЫЕ ВЯЖУЩИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дегтев Юрий Васильевич

Организовывать, перестраивать и осваивать окружающую среду по собственным меркам земледельцы начали сразу в двух направлениях с создания архитектуры малых и больших форм. Малые формы архитектуры приводят окружающее пространство к нужной стилистке и настроению. Декоративные элементы, органично вписанные в ландшафт сада, не только украшают его, но и несут глубокий смысл, способствуя оптимизации системы «Человек-материал-среда обитания». В связи с ростом массового коттеджного строительства, а также стремлением отойти от эстетического однообразия крупнопанельных зданий и типовых макрорайонов, потребуется большое количество малых архитектурных форм на основе современных строительных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Дегтев Юрий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция малых архитектурных форм в России»

Дегтев Ю. В., аспирант

Белгородский государственный технологический университет им В.Г. Шухова ЭВОЛЮЦИЯ МАЛЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ В РОССИИ

naukavs@mail.ru

Организовывать, перестраивать и осваивать окружающую среду по собственным меркам земледельцы начали сразу в двух направлениях - с создания архитектуры малых и больших форм.

Малые формы архитектуры приводят окружающее пространство к нужной стилистке и настроению. Декоративные элементы, органично вписанные в ландшафт сада, не только украшают его, но и несут глубокий смысл, способствуя оптимизации системы «Человек-материал-среда обитания».

В связи с ростом массового коттеджного строительства, а также стремлением отойти от эстетического однообразия крупнопанельных зданий и типовых макрорайонов, потребуется большое количество малых архитектурных форм на основе современных строительных материалов.

Ключевые слова: малые архитектурные формы, эволюция, композиционные вяжущие, современные строительные материалы.

Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры. Важнейшим моментом формирующейся земледельческой цивилизации стало зарождение совершенно нового вида искусства, невозможного и неизвестного охотникам и собирателям [1]. Организовывать, перестраивать и осваивать окружающую среду по собственным меркам земледельцы начали сразу в двух направлениях - с создания архитектуры малых и больших форм. Малые формы шли на частные цели, прежде всего жилые и хозяйственные постройки, а большие - на сооружение общественных учреждений, главным образом религиозных храмов и царских дворцов. Самой ранней формой человеческого жилья служили стоянки -временные неукрепленные лагеря первобытных охотников и собирателей. На смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения (селища) земледельцев, которые могли принимать форму крепости (сооружения из огромных грубо отесанных камней) или городища (группа жилых домов и хозяйственных построек, обнесенных земляным валом или деревянным забором). Позже крепость и городище, как два разных типа поселения, соединяются и превращаются в укрепленные города-крепости (особенно много их было в средневековье). Несколько позже - в период древневосточных цивилизаций - архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область - градостроительство, создание ландшафтного дизайна с применением малых архитектурных форм [2].

Малые архитектурные формы (МАФ) -это отдельная часть архитектурного проектиро-

вания, является определением терминологии ландшафтного дизайна, по сути это небольшие сооружения, функциональные и эстетичные, гармонично вписывающиеся в интерьер. Каждый элемент здесь играет свою роль и имеет свое место [3].

Впервые малые архитектурные формы на Руси появились тогда же, когда получило свое развитие зодчество - в древних веках. Тогда каждое строение обязательно имело в наличии массу дополнительных элементов декора как внутри, так и снаружи. Интенсивное развитие создания МАФ приходится на эпоху Возрождения. Над созданием парковых ансамблей загородных вилл трудились садовники, скульпторы и архитекторы. Камень - это основа сада. А наличие камня, скульптуры из камня считается необходимым, и в большинстве случаев несет глубокий, священный, символический смысл. Статуи, фонтаны, колонны, колодцы и многое другое - были не только элементом архитектуры, а скорее - предметами роскоши, подчеркивающими статус и богатство. Начальный период в развитии древнерусского искусства и появления малых архитектурных форм определяется искусством восточных славян. Они занимались земледелием, поклонялись божествам, олицетворявшим силы природы, создавали изображения этих богов - так называемых идолов. Многие из мифологических мотивов, таких, как образы праматери-покровительницы рода, священных коней, жар-птицы, прочно вошли в народное сознание, были бережно сохранены в крестьянской резьбе вплоть до наших дней. Но они утратили свой первоначальный смысл и превратились в занимательную сказку. У славян существовали довольно развитые формы обрядности. Местами языческого культа были святилища (капища), где происходили моления и

жертвоприношения. Капища представляли собой округлые земляные и деревянные сооружения на возвышенных местах или насыпях, окруженные валами или рвами. В центре капища находилось каменное или деревянное антропоморфное изображение бога, вокруг него жгли жертвенные костры.

Археологи находят древнеславянских идолов. Обычно они представляли собой деревянные или каменные столбы, верхняя часть которых изображала человеческую голову, нередко - в шапке. Идол представляет собой четырехгранный известняковый столб высотой 2,7 метра, на каждой из сторон которого, разделенной по вертикали на три части, помещены серии изображений человеческих фигур [4].

Основные принципы архитектуры на Руси пришли из Византии, но с течением времени создалось самостоятельно существующее явление мировой культуры - архитектура Древней Руси. Русская культура, несмотря на свои отчетливые особенности, не была замкнута. В создании удивительного своеобразия древнерусской архитектуры участвовали, кроме греков-византийцев, мастера из Болгарии и Сербии, Италии и Германии, Чехии и Польши, позже Франции, Англии, Швейцарии. И все равно архитектура Древней Руси - уникальное, яркое выражение национального духа. В Х-Х1 вв. Русь называли страной городов: их было почти три сотни. В городах строились оборонительные сооружения, жилые дома, княжеские палаты, монастыри и соборы [2].

Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ (с IX до XVII вв.). В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков.

В архитектуре восточных славян, которые позже образовали Русское государство, первоначально использовалось дерево. В конце X в. князь Владимир принял христианство и провозгласил его государственной религией. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникают и новые способы строительства. С самого начала архитектура здесь имеет византийский характер. Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности, а также интерьеры светских и культовых сооружений характеризуются чрезвычайной пластичностью форм, каким-то особым ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями.

На Руси более распространены были сооружения из дерева. Этот материал любили русские люди и, несомненно, умели с ним работать. Изображения славянских птиц и животных, листьев, цветов, плодов сказочных персонажей или былинных богатырей, ставших на защиту Родины - всё это и многое другое можно увидеть на резных столбах крылечек и садовых беседок, в узорах коньков и наличников домов, в изделиях народного ремесла. Все это олицетворялось с какими-нибудь эмоциями, событиями, примечательными случаями. Деревянные малые формы приводили внутреннее пространство участка к нужной стилистке и настроению, несущие глубокий смысл. С помощью скульптуры, резьбы, чеканки создавались изображения, обладание которыми, думали славяне, давало власть над силами природы, предохраняло от бед и опасностей (амулеты, обереги).

Ранее других существовала лепная керамика, т.е. глиняные изделия, вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений. Такая лепная керамика сохранилась у некоторых народов до наших дней. Глина была повсеместно распространенным подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в древнейшие времена [4].

Рядом с сосудами существовали бесчисленные лепные фигурки животных, птиц и людей. В них ярко отразились древние верования, суеверия, приметы; часто в глиняных фигурках видели духов-охранителей человека, его жилища, скота, посевов. Примерно в IX-X вв. в России появился гончарный круг - простейший станок или скорее приспособление, приводившееся первоначально в движение рукой, позже ногой. Гончарный круг упростил, ускорил изготовление глиняной посуды и утвари, вместе с тем работа мастера-гончара не утратила своей индивидуальности, а его сосуды - своей рукотворности, так как и при наличии гончарного круга основное было в руках гончара, и в его мастерстве, и в его воображении. Хотя глиняные сосуды обычно не имели такого конкретного образа, как фигурки, но косвенно они отождествлялись гончарами с живой природой и даже с человеком. Об этом свидетельствует названия частей керамического сосуда: тулово, шейка, горлышко, носик, ручка.

Древнейшее творчество славян полнее всего выразилось также в производстве украшений и предметов быта, особенно различных металлических изделий. Это художественное ремесло было самобытно и несло печать высокого мастерства. В Древней

Руси умели изготовлять и стеклянные украшения [1]. С укреплением Киевского государства и принятием христианства появление МАФ приобрели монументальный, величественный характер, обогатилось традициями византийской культуры, но в значительной мере утратило поэтическую свежесть и сказочную наивность.

Так малые формы архитектуры приводят окружающее пространство к нужной стилистке и настроению. Декоративные элементы, органично вписанные в ландшафт сада, не только украшают его, но и несут глубокий смысл, способствуя оптимизации системы «Человек-материал-среда обитания» [5,6]. С помощью малых архитектурных форм можно создать поистине уютные уголки в любом месте. Изделия подчеркивают и дополняют выбранный стиль. Их можно разделить на выполняющие функциональное значение - детские городки, спортивные площадки, беседки, скамейки, барбекю, мостики и т.д. и эстетическое - перголы, арки, скульптуры, вазоны и подвесные кашпо и многие другие элементы садового декора. Материалы, из которых изготавливаются малые архитектурные формы разнообразны: дерево, кирпич, натуральный и искусственный камень, металл, бетон.

В центрально-черноземном регионе можно выделить ряд характерных примеров использования малых архитектурных форм.

Это стела въезда в город Белгород на автодороге Белгород - Ахтырка; разнообразные элементы детского игрового комплекса, на пересечении улицы Вокзальная и Белгородского проспекта; Доска почета Белгородской области на улице Победы, ротонда на смотровой площадке в районе гостиницы «Южная»; фонтан на площади перед Белгородским Государственным университетом; символическая стела Белгородского Государственного технологического университета имени В.Г Шухова, находящаяся на улице Костюкова; малая архитектурная композиция на деревенскую тему, установленная на автомобильном кольце пересечения продолжения улицы Щорса и проспекта Ватутина. Нельзя не отметить примененное в г. Белгороде архитектурное решение, направленное на увеличение эстетической выразительности автомобильных колец, по использование макетов раритетных машин как объектов малых архитектурных форм. Эти архитектурно-композиционные решения получили высокую оценку специалистов

[5].

Великой Отечественной войной, героизмом, проявленным советскими воинами, связаны многие культурно-исторические памятники Белгорода. В их числе мемориальный комплекс

"Вечный огонь", который находится в центре города, на площади Революции. Он представляет собой скульптуру "Скорбящая мать" и две стелы "Слава героям" - на них фигуры воина и рабочего, склонивших знамена в знак скорби о погибших товарищах, и мемориальные плиты с фамилиями 167 известных воинов, павших в боях за Белгород.

Была открыта Аллея Героев Советского Союза и Героев России - белгородцев. Здесь установлены бюсты 17 Героям Советского Союза и Героям России. Завершает аллею бюст Г.К. Жукова.

Курской битве посвящен историко-художественный музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление». Между музеем-диорамой и Белгородским государственным ис-торико-краеведческим музеем установлено архитектурное сооружение «Погибшим в Афганистане». На проспекте Б. Хмельницкого, рядом с индустриальным колледжем, находится памятник «Жертвам Чернобыля». В последние годы в городе появилось много интересных скульптурных композиций и малых архитектурных форм: «Русское слово», «Мечты», «Воспоминание» (в сквере у здания драмтеатра имени Щепкина), "Фемида" (на здании Дома правосудия), "Дворник" (по улице 50-летия Белгородской области), «Краевед» (в Центральной аллее парка культуры и отдыха имени В.И. Ленина), «Гимнастка» (у здания спорткомплекса Белгородского госуниверситета), «Каменотес» (на круговой развязке дорог улиц Студенческая и Меловая). А на северном въезде в город, на автомагистрали Москва-Симферополь, можно увидеть часовню-ротонду в честь 2000-летия Рождества Христова. Внутри ротонды размещена статуя ангела, который «встречает и благословляет». Самым распространенным и экономически эффективным строительным материалом для изготовления МАФ является бетон. Около 65% от общего объема производства бетона в строительной индустрии занимают бетоны на портландцементе и его разновидностях. Для производства малых архитектурных форм также традиционно используют цементные бетоны, где в качестве вяжущего вещества применяют портландцемент

[7].

Для снижения энергоемкости и себестоимости МАФ необходимо применять композиционные вяжущие с использованием кремнеземсо-держащего компонента с высокой внутренней свободной энергией [8-12].

В связи с ростом массового коттеджного строительства, а также стремлением отойти от эстетического однообразия крупнопанельных зданий и типовых макрорайонов, потребуется

большое количество малых архитектурных форм на основе современных строительных материалов. Для реализации этого необходимы комплексные научно-исследовательские работы по разработке рецептуры широкой номенклатуры бетонов на композиционных вяжущих, различных заполнителях, пигментах; дизайнерские решения, подсветка; нормативно-техническая документация, регламентирующая изготовление малых форм.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Орлов, С.А. История России / С.А.Орлов - М.: Проспект, 2009 г. - 528 с.

2. Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н.Сахаров -М.: Проспект, 2012 г. - 768 с.

3. Рыжова, Т. С. Малые архитектурные формы в благоустройстве городских территорий : учеб. пособие / Т. С. Рыжова ; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород : ННГАСУ, 2008 г. - 138 с.

4. Рябцев, Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. - М.: Вла-дос, 1995 г. - 272 с.

5.Лесовик, В.С. Геоника. Предмет и задачи / В.С. Лесовик - Белгород: Изд-во БГТУ, 2012 -214 с.

6. Лесовик, В.С. Генетические основы энергосбережения в промышленности строительных материалов / В.С. Лесовик // Изв. вузов. Строительство. - 1994. - № 7, 8. - С. 96-100.

7. Голиков, В.Г. Особенности использования малых архитектурных форм / В.Г. Голиков, Р.В.Лесовик, В.Л.Курбатов, Ю.Н. Черкашин // Города России: проблемы строительства, инженерного обеспечения, благоустройства и экологии: Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. - Пенза: РИО ПГСХА, 2004. - С. 39-43.

8. Лесовик, В.С. К проблеме повышения эффективности композиционных вяжущих / В.С. Лесовик, Н.И. Алфимова, Е.А. Яковлев, М.С. Шейченко // Вестник БГТУ им В.Г. Шухова. -2009. - № 1. - С. 30-33.

9. Лесовик, В.С. К методологии проектирования состава сухих минеральных смесей / В.С. Лесовик, Хархардин А.Н // Известия высших учебных заведений. Строительство. - 2000. - № 10. - С. 45.

10. Лесовик, В.С. Использование природного перлита в составе смешанного цемента / В.С. Лесовик, Ф.Е. Жерновой, Е.С. Глаголев // Строительные материалы. - 2009. - № 6. - С. 84-87.

11. Лесовик, В.С. Высокоэффективные композиционные вяжущие с использованием наномодификатора / В.С. Лесовик, Н.И. Алфимова, М.С. Шейченко, Я.Ю. Вишневская // Вестник центрального регионального отделения Российской академии архитектуры и строительных наук. - 2010. - № 1. - С. 90.

12. Володченко, А.Н. Попутные продукты горнодобывающей промышленности в производстве строительных материалов / А.Н. Володченко, В.С. Лесовик, С.И. Алфимов, Р.В. Жуков // Современные наукоемкие технологии. - 2005. - № 10. - С. 79-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.