Научная статья на тему 'Эволюция логистики'

Эволюция логистики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
749
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Царёва Татьяна Анатольевна

Рассматриваются причины и факторы стремительного развития логистики, показан современный интегрированный взгляд на логистику, связь развития логистики с другими науками

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция логистики»

2. Панков, Б. П. Некоторые методологические вопросы моделирования сельского расслоения / Б. П. Панков // Тезисы докладов Всесоюзной конференции «Природная среда и территориальная организация хозяйства в районах агропромышленного производства». - Кишинев : Штиинца, 1982.

ООООООООФФОФОООООООО

Киймакова Мария Васильевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» УлГТУ. Область интересов -социальная сфера, региональная экономика.

УДК 658.152 Т. А. ЦАРЁВА

эволюция логистики

Рассматриваются причины и факторы стремительного развития логистики, показан современный интегрированный взгляд на логистику, связь развития логистики с другими науками.

Ключевые слова: логистика, рыночная экономика.

Эволюция понятия «логистика» тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в промышленно развитых странах, причём сам термин укоренился и стал повсеместно применяться в бизнесе лишь с конца 1970-х гг. С эволюцией рыночных отношений менялось и содержание понятия.

Необходимым условием для развития отечественной логистики стала ликвидация экономических предпосылок для воспроизводства монополистических тенденций.

Главные причины, по которым начиная с середины 60-х гг. XX в. в экономически развитых странах наблюдается резкое возрастание интереса к логистической идее, заключаются в следующем:

- развитие конкуренции, обусловленное переходом от рынка продавца к рынку покупателя;

энергетический кризис 70-х гг. XX в.; научно-технический прогресс, в первую очередь компьютеризация управления.

До начала 60-х гг. страны с развитой рыночной экономикой не придавали серьёзного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками, так как имели быстрорастущий рынок. Основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счёт расширения и совершенствования производства [1]. Основное внимание менеджмента было направлено на насыщение рынка, а не на поиск

©Царёва Т. А., 2010

резервов в производстве. Спрос покупателей на товары в большинстве своём превышал предложение продавцов, т. е. имел место рынок продавца.

К началу 60-х гг. резервы повышения потенциала производства были исчерпаны, продавцы стали испытывать трудности со сбытом своей продукции по предлагавшимся ценам. Начал формироваться рынок покупателя, вызвавший необходимость поиска нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ.

Предприниматели стали уделять всё больше внимания не самому товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения, не требуя дополнительных капитальных вложений, оказалось в состоянии обеспечить высокую конкурентоспособность поставщика за счёт снижения себестоимости и одновременно повышения надёжности поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства.

Конкурентоспособность в этих условиях зависела от умения правильно организовать логистический процесс, а не от величины капитальных вложений.

Следующая причина, объясняющая необходимость применения логистики в экономике, -энергетический кризис 70-х гг. 11овышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать новые методы повышения экономичности перевозок.

Традиционный подход заключался в рациональной организации транспорта, но этого было недостаточно в условиях энергетического кризиса. Большей эффективности решения этой задачи можно было достичь за счёт согласования д е й ст в и й всех у ч а стн и ко в л о г и ст и ч е с ко го процесса, что явилось новым шагом в практике управления м ате р и ал ь н ы м и п ого ка м и на предприятиях [3].

Поя в л я етс я воз м ож и о сть и с п ол ьзо ват ь оборудование, соответствующее конкретным условиям логистических процессов. При этом ключевое значение для развития логистики имеет компьютеризация управления логистическими процессами.

Создание и массовое использование средств вычислительной техники, появление стандартов для передачи информации обеспечили мощное развитие информационных систем и на уровне отдел I, н ы х п ред п р ияти й, и ох ваты вающих большие территории. Стало возможным осуществление мониторинга всех фаз движения продукта - от первичного источника сырья через все промежуточные производственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя, что позволило чётко выявить огромные потери в существующих системах управления материальными потоками. Поэтому появилась необходимость разработки новых, эффективных способов организации и управления всеми видами потоков на предприятия. Кроме того, появились принципиально новые возможности:

- автоматического отслеживания наличия полуфабрикатов, выпуска готовой продукции, состояния производственных запасов, объемов поставок материальных ресурсов, места нахождения грузов на пути от производителя до потребителя;

- оперативной передачи информации о реквизитах транспортируемых грузов (особенно в международном сообщении);

- осуществления мониторинга и управления в режиме реального времени всеми фазами движения продукта — от первичного источника сырья через все промежуточные производственные,, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя;

оперативного получения, обработки и анализа информации о рынках сбыта, о деятельности фирмы, оценки её конкурентного положения;

использования «безбумажных» технологий: электронной подписи, электронных платёжных систем, передачи электронных сопроводительных документов при оформлении

банковских счетов, заключении договоров, транспортировки грузов и т. д.;

создания систем электронной коммерции.

Использование и н ф о р м а ци о н н ы х тех 11 о л о г и й позволило поднять эффективность управления м ате р и ал ы I ы м и п ото ка м и на принцип и ал ь и о новый уровень. Для этого на предприятиях стали создаваться информационные системы (как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории) и информационные службы, оперирующие всеми информационными потоками и отвечающие за деятел ь н о сть информационных си сте м п ре д-приятия.

Л о г и ст и к а п оз вол я ет э ко н о м и ч е с к и м субъектам формировать стратегию эффективной политики по обеспечению своего конкурентного преимущества, исходя не из абстрактной ориентации на рынке, а на основе ориентации на конкретного потребителя. При этом логическое мышление включает гораздо более широкий круг вопросов, чем просто управление физическим распределением продукции.

Логистика тесно связана с экономической кибернетикой. Впервые найдя применение в военном деле, логистика сейчас широко используется в промышленности, материально-техническом обеспечении, торговле, на транспорте, в банковском деле, сфере услуг, коммунальном хозяйстве и других областях рыночной экономики.

В период с 1980-х до середины 1990-х гг. логистика приобрела статус «образа мышления», или, другими словами, концептуальной стратегии, основанной на глубокой интеграции всех областей хозяйственной деятельности в единую ресурсопроводящую систему (период интеграции). Здесь во главу угла ставился не продукт, а процесс в форме потока (материального, информационного и др.), в чём и заключалась принципиальная новизна логистического подхода, а логистическая концепция позволила перейти от дискретного к сквозному управлению по всей логистической цепи (рис. 1).

В современном бизнесе существенно увеличилось время прохождения товара по различным каналам материально-технического обеспечения (свыше 90% временных затрат) [2]. Поэтому необходим последовательный логистический подход к управлению материальными потоками. Он позволяет значительно (на 30-50%) сократить все виды запасов материальных ресурсов, уменьшить время движения продукции от источника сырья до конечного потребителя (на 25-40%) и период оборота капитала, снизить

Производственное предприятие

Конечный

потреоитель

Материальный поток

Рис. 1. Современный (интегрированный) взгляд на логистику (на примере отдельно взятой логистической цепочки)

затраты на производство, дистрибыоцию и, что самое главное, наиболее полно удовлетворить

запросы потребителей в отношении качества товаров и сервиса.

В течение рассматриваемого исторического периода произошли также существенные изменения в мировой экономике, которые объясняют феномен логистического взлёта. Основными из них являются следующие:

- революция в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров (ПК);

- глобализация рынка;

- изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики;

- повсеместное распространение философии TQM (тотальное управление качеством);

- рост партнерства и стратегических союзов;

- структурные изменения в организациях бизнеса.

Таким образом, период интеграции сделал логистику одним из важнейших инструментов в конкурентной борьбе для многих организаций бизнеса, и те фирмы, которые использовали передовые концепции логистики, как правило, упрочили свои позиции на рынке.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Логистика / под ред. Б. А. Аникина, Т. А. Родкиной. - М. : ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2008.-408 с.

2. Миротин, Л. Б. Системный анализ в логистике / Л. Б. Миронов, Ы. Э. Ташбаев. - М. : Изд-во «Экзамен», 2004. - 480 с.

3. Моисеева, Н. К. Экономические основы логистики : учебник / Н. К. Моисеева. - М. : ИН-

ЛлГТЛ \Л OHAQ

X XI \-iri. ¿.\JKJ\J

4. Канке, А. А. Основы логистики / A. A. Канке, И. П. Кошевая. - М. : КНОРУС, 2010. -576 с.

Царёва Татьяна Анатольевна, аспирантка кафедры «Управление качеством» УлГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.