Научная статья на тему 'Эволюция культурного досуга городского населения в 1920-е гг. : региональный аспект'

Эволюция культурного досуга городского населения в 1920-е гг. : региональный аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
479
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЭП / ИЖЕВСК / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДОСУГОВЫЕ ПРАКТИКИ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / МЕНТАЛИТЕТ / ЛИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРАЗДНЕСТВА / ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КИНЕМАТОГРАФ / ДЕСТРУКТИВНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ДОСУГА / NEW ECONOMIC POLICY / IZHEVSK / SOCIOCULTURAL SPACE / LEISURE PRACTICES / DAILY ROUTINE / TRADITIONAL CULTURE / MENTALITY / PERSONAL ECONOMY / FESTIVALS / PUBLIC WORK / CINEMA / DESTRUCTIVE PHENOMENA OF LEISURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бехтерева Людмила Николаевна

Статья, основанная на комплексе опубликованных и впервые вводимых в научный оборот источников, посвящена досуговым практикам горожан в 1920-е гг. На примере одного из типичных уральских поселений города Ижевска рассматриваются структура и содержание культурно-досуговой деятельности различных слоев населения, во многом определяемая их социальным статусом, возрастными особенностями, спецификой мировосприятия и уровнем образования. Подчеркивается, что носителями традиционной культуры, образа жизни, менталитета были потомственные кадровые рабочие Ижевских заводов, старшее поколение ижевцев. Прослеживается связь между процессом активного промышленного строительства, вызвавшего значительный рост городского населения, и появлением новых категорий горожан, преимущественно молодого возраста, с легкостью воспринимавших политизированные формы досуга и ставшие неотъемлемой его частью кино, туризм, физкультуру и спорт. Между тем сохранялась социальная почва для воспроизводства в городской среде и многих деструктивных явлений: преступности, пьянства, хулиганства, проституции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF CULTURAL LEISURE OF THE URBAN POPULATION IN 1920s: REGIONAL ASPECT

The article deals with the leisure practices of citizens in the 1920th and based on both published materials and materials introduced into science for the first time. The structure and the content of cultural and leisure activity of various segments of the population are considered on the example of one of typical Ural settlements as city of Izhevsk. This activity was defined by social status of citizens, their age characteristics, specifics of their perception of the world and their education. It is emphasized that hereditary experienced workers of Izhevsk factories and the senior generation of citizens were carriers of traditional culture, a way of life and mentality. The active industrial construction generated a proliferation of urban population. The new categories of citizens, mainly young people, easily perceived the politicized forms of leisure and also such forms of leisure as the cinema, tourism, physical culture and sports. At the same time the social soil for reproduction of many destructive phenomena such as crime, alcoholism, hooliganisms, prostitutions was remained in an urban environment.

Текст научной работы на тему «Эволюция культурного досуга городского населения в 1920-е гг. : региональный аспект»

86

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сообщения

УДК 94(470.51)"1920" Л.Н. Бехтерева

ЭВОЛЮЦИЯ КУЛЬТУРНОГО ДОСУГА ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В 1920-е гг.: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Статья, основанная на комплексе опубликованных и впервые вводимых в научный оборот источников, посвящена досуговым практикам горожан в 1920-е гг. На примере одного из типичных уральских поселений - города Ижевска - рассматриваются структура и содержание культурно-досуговой деятельности различных слоев населения, во многом определяемая их социальным статусом, возрастными особенностями, спецификой мировосприятия и уровнем образования. Подчеркивается, что носителями традиционной культуры, образа жизни, менталитета были потомственные кадровые рабочие Ижевских заводов, старшее поколение ижевцев. Прослеживается связь между процессом активного промышленного строительства, вызвавшего значительный рост городского населения, и появлением новых категорий горожан, преимущественно молодого возраста, с легкостью воспринимавших политизированные формы досуга и ставшие неотъемлемой его частью кино, туризм, физкультуру и спорт. Между тем сохранялась социальная почва для воспроизводства в городской среде и многих деструктивных явлений: преступности, пьянства, хулиганства, проституции.

Ключевые слова: НЭП, Ижевск, социокультурное пространство, досуговые практики, повседневность, традиционная культура, менталитет, личное хозяйство, празднества, общественная деятельность, кинематограф, деструктивные явления досуга.

Ижевск - один из крупных современных индустриальных центров России - имеет богатую, насчитывающую уже более 250 лет историю, наполненную рядом знаковых и поистине судьбоносных событий и дат. Одна из них - 21 февраля 1918 г., когда Ижевский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов принял решение о преобразовании рабочего поселка в город* [2. С. 345-346]. В июне 1921 г. Ижевск становится и административным центром Удмуртии (с ноября 1920 г. по январь 1932 г. - Вотской автономной области, ВАО).

Между тем, несмотря на изменение статуса, Ижевск, как и большинство поселений Урала, сформировавшихся при заводах, долгое время сохранял черты пограничной (между городом и деревней) цивилизации, что во многом определялось составом населения, значительная часть которого была занята на основном производстве ведущих предприятий - оружейного и сталеделательного заводов: 15 696 человек (34,7 %) в 1920 г., 17 396 (33,2 %) - в 1923 г., 18 935 (20,4 %) - в 1929 г. [17. С. 127]. В 1927 г. 87 % из числа рабочих были потомственными кадровыми мастеровыми - носителями традиционной культуры, что отчетливо проявлялось в их образе жизни, менталитете, повседневных и досуго-вых практиках.

Представители старшего поколения свободное от работы на заводах время посвящали личному хозяйству. Им обладали все горожане, проживавшие в своих (главным образом деревянных и одноэтажных) домах, которых в 1924 г. в Ижевске насчитывалось 6 411 [11. С. 19]. Зажиточная часть коренных жителей владела двухэтажными пяти- и шестистенными постройками с кирпичными фундаментами, преимущественно железной кровлей и печным отоплением. Худшие по виду и меньшие по размерам строения с жилой площадью не более 18-25 кв. м сосредотачивались на окраинах. В них проживала большая часть малоимущих рабочих. У всех частных домов были приусадебные участки с надворными постройками: амбаром, хлевом, ледником и расположенными неподалеку колодцами и банями. Домовладельцы выращивали на своих участках овощи; содержали мелкий и крупный рогатый скот. В 1928 г. в хозяйствах ижевцев насчитывалось более 3 300 коров и около 700 лошадей. Горожане арендовали 5 785 га городских лугов и имели пасеки, расположенные на 60,5 га [21. С. 20]. Собственностью многих потомственных рабочих были мастерские, где совместно с членами семьи и наемными работниками во внеурочное время они изготавливали и ремонтировали сельскохозяйственный инвентарь и предметы бытового назначения. Будучи глубоко религиозными и сохраняя опре-

* Официально статус города Ижевск получил 6 июля 1925 г.

деленный консерватизм и верность традициям, ижевцы проводили выходные и праздничные дни в одной из 8 православных церквей, лютеранской кирхе или в заводской мечети.

Особое место в культуре горожан занимали религиозные праздники. Ежегодно с размахом отмечались православная Пасха, день святой Троицы, Вознесение, Духов день, Петров день, Рождество. Большинство городских торжеств проходило на основе праздников, сложившихся в крестьянской среде. Они сопровождались народными гуляниями и развлечениями, в которых участвовали сотни горожан. Многие бытовавшие традиции восходили к старорусской практике кулачных боев, существовавшей в Ижевске и до революции. Отличительной особенностью такого рода гуляний были их яркоэмоциональ-ная выразительность, импульсивность и стихийность, обусловленные стереотипами поведения.

Несмотря на занятость, часть ижевцев с удовольствием использовала появлявшуюся возможность отдохнуть и поправить свое здоровье в домах отдыха и санаториях. Большой популярностью пользовались местного значения Варзи-Ятчинский санаторий, санаторий при туберкулезном диспансере, арендованные дачи и сезонные дома отдыха, а также лечебно-оздоровительные учреждения Крыма и Кавказа.

Право отдохнуть в санатории имели, прежде всего, члены профсоюза. Из всех получаемых по линии областного совета профсоюзов путевок 75 % передавалось Союзу металлистов. В этом значился определенный приоритет рабочих Ижевских заводов над остальными. В 1924 г., по ходатайству областного отдела труда, Наркомтруд предоставил ижевским рабочим и служащим 35 курортных мест: в Ялте - 3, Алупке - 3, Симеизе - 3, Евпатории - 6, Кисловодске - 4, Пятигорске - 3, Ессентуках - 5, Же-лезноводске - 3, Кумысах - 2 и Одессе - 3 [2]. 17 декабря 1924 г. газета «Ижевский металлист» сообщала, что за весь сезон этого года было отправлено в южные здравницы 139 человек, на 84 человека больше, чем в 1923 г. В Варзи-Ятчинском санатории побывали 100 человек, в местном туберкулезном санатории - 55. В целом с октября 1925 г. по сентябрь 1926 г. подлечились и отдохнули на курортах и в санаториях 308 человек [15. Ф. 16. Оп. 10. Д. 43. Л. 22 об.]. Вернувшиеся с юга рабочие делились своими впечатлениями: «Из Москвы до Кисловодска поезд скорый, без пересадки. Через два дня мы на станции «Минеральные воды», - писал в «Ижевской правде» в 1924 г. рабкор Ковалев. - Здесь нас встретил агент Соцстраха. Помогли донести вещи, указали помещения регистратуры. Зарегистрировали, дали билеты, посадили на дачный поезд и даешь, кто куда. В Кисловодск нас, ижевцев, попало 3 человека. Какую картину мы здесь встретили? Санатория - роскошное помещение, когда-то в нем квартировали генералы Деникин и Шкуро. На 2 человека одна комната. Чистота поразительная. Здание, как дворец, с верандами, балконами. Кровати отличные, белье первый сорт. Все удобства. Мы не верили своим глазам, куда мы попали. Белье нижнее, одежда верхняя, даже носки и платки носовые, не говоря о полотенцах, простынях, мыле и прочих удобствах - все казенное. Электрическое освещение - во всех комнатах. При осмотре врачи интересуются всей жизнью с детства. Есть библиотека, читальный зал, пианино. Местность чудесная. Живем и радуемся тому, что мы рабочие попали сюда. Принимаем нарзанные ванны, пьем нарзан. Пища самая лучшая. Ешь - сколько хочешь» [4].

В число любимых мест отдыха входили также городской сад, леса близ Ижевска, загородные площадки: Воложка, Важнин ключ, Петровская дача, куда горожане выезжали на природу во время отпуска и в выходные дни, где купались, собирали ягоды, грибы, просто общались. Часто здесь организовывались народные гуляния. Участникам предлагались выступления самодеятельных и профессиональных коллективов, оркестров духовой музыки, сеансы игры в шахматы и шашки, борцовские поединки, качели, аттракционы, конкурсы на лучшего баяниста, гармониста, плясуна. В импровизированных буфетах продавались различные сладости, легкие спиртные напитки. Кроме того, летом на берегу Ижевского пруда можно было видеть ежедневно по 20-30 человек за ужением рыбы. Многие рабочие вместе с семьями предпочитали проводить время у родственников в близлежащих деревнях, помогая им в заготовке дров, сена, посадке и копке картофеля.

Темпы индустриального строительства и вызванный этим рост городского населения: с 45 228 чел. в 1920 г. до 92 790 в конце 1929 г. привели к изменению его структуры [1. С. 127; 13. С. 192, 194]. В апреле 1930 г. доля потомственных рабочих на Ижевских заводах сократилась до 52 %. Значительную часть новых пополнений, прибывших в Ижевск из городов и населенных пунктов Удмуртии и прилегающих к ней территорий Урала, составляла молодежь крестьянского и рабочего происхождения. Темпераментность, бескомпромиссность, отсутствие сомнений - психологические качества части рабочей молодежи, поднявшейся на революционной волне. Молодые люди обладали огромным запасом энергии, энтузиазма, выносливости, легче переносили бытовые неудобства. Не знакомые с идеалами досоветского прошлого, они легко и просто воспринимали новый стиль жизни, элементы нового быта, проявляя нетерпимость к «пережиткам прошлого», мешавшим, на их взгляд, дальнейшему продвиже-

нию вперед. Чертой психологического облика рабочей молодежи 1920-х гг., развитой и гипертрофированной последующими поколениями, был коллективизм. Этим объясняется их инициативность и поддержка производственных починов, тяга к различного рода организациям, активность в клубной и кружковой работе. Так, в 1924 г. членами десяти функционировавших в городе клубов, делившихся на рабочие, партийные, профсоюзные, национальные и комсомольские, являлись 1 967 чел., преимущественно молодежи [15. Ф. 16. Оп. 9. Д. 477. Л. 320]; в январе 1926 г. - 658 рабочих, 546 служащих, 180 учащихся. Преобладающее большинство из них - 75 % были детьми ижевских рабочих в возрасте до 22 лет, в основном беспартийными с низшим образованием [15. Ф. 16. Оп. 10. Д. 15. Л. 150; 12. Ф. Р-166. Оп. 1. Д. 6. Л. 1-282].

Серьезная и глубокая культурно-просветительная работа проводилась в объединенном в начале 1924 г. Клубе коммунистов и металлистов, который располагался по ул. Советской (бывшей Троицкой). В правление клуба входило 11 человек. В клубе было индивидуальное членство со вступительным взносом 2 коп. и ежемесячным - 5 коп. Массовая работа выражалась в устройстве регулярных еженедельных лекций и вечеров. Постоянные 252 члена клуба (на 1 апреля 1924 г.) были вовлечены в кружки: драматический, музыкальный, спортивный, хоровой, художественный, марксистский, политический (7 октября 1925 г. решением правления клуба были дополнительно организованы кружки безбожника и любителя книги) [14. Ф. Р-166. Оп. 1. Д. 2. Л. 70], [15. Ф. 16. Оп. 9. Д. 479. Л. 4; Оп. 10. Д. 534. Л. 11]. На особом положении находились кружки, члены которых занимались чтением, разбором и разучиванием революционных стихов и песен, ставили спектакли и пьесы определенного политического содержания: «Красный портной», «Кооперация», «Рабочий Полетаев», «Наследство капитала», «Преддверие Октября» и др.

К театральному искусству, как и до революции, приобщались в основном представители интеллигенции. В этот период в городе существовало несколько полупрофессиональных и любительских театральных трупп, ставивших постановки на базе летнего театра и клубов. В 1928 г., с приездом в Ижевск в качестве художественного руководителя М. А. Смоленского и артистов Казанского гостеатра, повысился профессиональный уровень постановок. Однако ни профсоюзы, ни общественность не проявляли заинтересованности в популяризации театрального искусства.

Любимым культурным развлечением оставался кинематограф, оказывавший значительное влияние на сознание массового зрителя. Регулярными местами просмотра фильмов были кинотеатры «Одеон», «Отдых», «Гигант», «Заря», а также киноустановки при городских клубах, пользовавшиеся огромной популярностью. С 15 августа по 15 сентября 1924 г. кино при Клубе металлистов, например, посетило свыше 700 человек [14. Ф. Р-195. Оп. 4. Д. 3. Л. 239]. Продукция большинства кинотеатров полностью состояла из зарубежных фильмов, имевших значительный успех у горожан. Судя по рекламным объявлениям, помещенным на страницах газеты «Ижевская правда», в городе демонстрировались такие картины, как «Привидение» с участием Дороти Гиш, «В огне» с Астой Нильсен, «Буря в долине» с Луизой Вильсон, «Буйная дорога» с Теодором Робертсом, «Обездоленные» с Энид Беннет, «Юбки Джона» с Уильямом Хартом, «Свет во тьме» с Мэри Пикфорд, «Интеграл профессора Синклея» с Розитой Рич... Множество германских, французских, американских фильмов, психологических мелодрам, комедий, детективов, приключений и боевиков обрушилось на обывателей, отражая вкусы и киноинтересы различных категорий зрителей. Из отечественных картин «классового» содержания можно назвать «Дворец и крепость», «Убийство на мельнице», «Шестая часть мира», «Минарет Смерти», «Падение династии Романовых», «Броненосец Потемкин», «Мать». В период проката идеологических фильмов в кинотеатрах для части населения (детей из школ, приютов, садов... ) организовывался бесплатный просмотр; рабочим заводов предоставлялась возможность посмотреть картины в кредит, проводилась также продажа билетов по сниженным ценам. Часто показ кинокартин предварялся либо заканчивался выступлениями гастролирующих артистов из Москвы, Ленинграда, Казани и других городов. Так, весной 1927 г. в кинотеатрах и клубах Ижевска прошли концерты популярной исполнительницы цыганских романсов и таборных песен К. Д. Паниной, балалаечника П. Смирнова, певцов-сатириков В. А. Чужбинина и А. Н. Сарматова [9], [10].

В организации повседневного досуга молодежи огромную роль играли различные общественные организации и общества: «Долой неграмотность», МОПР, Доброхим и др. Особое место в этом ряду занимал комсомол. В 1926 г. на Ижевских заводах насчитывалось 2 015 комсомольцев, активно участвовали в проводимых во внеурочное время мероприятиях (беседы, лекции, доклады по политическим и хозяйственным вопросам) и гражданских акциях (массовые выезды в деревни, работа в детских домах и приютах) [15. Ф. 16. Оп. 10. Д. 31. Л. 297].

Политически ориентированная рабочая молодежь, учащиеся и служащие с большим энтузиазмом воспринимали появившиеся в календаре революционные и советские праздники: Память 9 января и память В. И. Ленина (22 января), низвержение самодержавия (12 марта), День Парижской коммуны (18 марта), День Интернационала (1 мая), День пролетарской революции (7 ноября) с ярко выраженной идеологической направленностью и интегративной функцией, оказывавшие сильнейшее социально-психологическое воздействие, обязательный церемониал которых включал демонстрации, митинги, парады, шествия и т.д.

Сохранив название, как альтернативу церковным стали отмечать по-новому «старые» религиозные праздники. Комсомольские организации для «увеселения молодежи, отвлечения ее от традиционных христианских "отрыжек" и разного рода обывательских развлечений» [15. Ф. 16. Оп. 9. Д. 306. Л. 6] устраивали празднование комсомольского Рождества, включившего в себя, например, в г. Ижевске в 1923 г. костюмированный карнавал, постановку спектаклей («Поповский и знахарский дурман», «Суд над богом» и др.), чтение докладов, лекций на антирелигиозную тему и другие мероприятия. В первый день Рождества, вечером карнавал с плакатами и факелами обошел ряд улиц города. У здания облисполкома состоялся митинг, на котором выступавшие разъясняли происхождение и сущность христианского Рождества, а также значение и смысл - комсомольского. Подверглось сожжению чучело религии. В тот же день в Клубе металлистов ставились инсценировки агитационного антирелигиозного характера.

Неотъемлемой частью досуга горожан в 1920-е гг. становились физкультура и спорт. При нехватке финансовых и материальных средств, отсутствии спортивных залов и стадионов, открывались различные секции и кружки, первые спортивные общества. Для координации их работы в 1924 г. был создан областной совет физической культуры, на который возлагались задачи организации и проведения спортивных праздников. Первоначально они проводились в рамках международного юношеского дня. В 1928 г. этим праздникам был придан статус областных. Кроме митингов и лекций, между клубами, школами ФЗУ, производственными коллективами и профессиональными союзами организовывались состязания по легкой атлетике, футболу, баскетболу и т.д. В 1925 г., например, программа праздника включала также толкание ядра, прыжки в высоту и длину, бег на различные дистанции, метание диска, копья и молота [5]. Несколько сотен болельщиков наблюдали за происходившим. В том же году в средствах массовой информации был объявлен конкурс на звание чемпиона Вотской области в игре на бильярде. Многие посещали ставшие популярными конные бега и скачки. Традиционно в июле в рамках «Недели обороны» проводился водный праздник. Так, в 1927 г. в соревнованиях по гребле и плаванию на Ижевском пруду приняли участие 6 клубных спортивных кружков. В 1928 г. в праздничные мероприятия вошло также массовое катание на пароходе и моторных лодках. В зимнее время кружками физкультуры при клубах организовывались лыжные пробеги и походы. Получает распространение новая спортивная игра - хоккей. С февраля 1926 г. в г. Ижевске начали проводиться первые командные соревнования, вызывавшие большой интерес молодежи [6].

Новой формой организации отдыха в 1920-е гг. стал туризм. Возникшее в этот период экскур-сионно-краеведческое движение рассматривало его как перспективное направление культурно-просветительской деятельности среди населения. Экскурсии проводили профсоюзные органы, отделы народного образования для рабочих и служащих, учащейся молодежи, подразделяяь на местные и дальние. Так, в образованном в 1926 г. Областном экскурсионном бюро были разработаны производственно-экономические, общественно-политические, культурно-художественные и «природоведческие» экскурсии по Ижевску. Число участников, по данным союзных организаций, в этом году составило более 15 тыс. человек. Дальние экскурсионные маршруты пролегали в основном в главные революционные центры - Москву и Ленинград, а также на юг [16. С. 94].

В отличие, например, от казанцев, в сфере отдыха которых важное место занимало чтение [18. С. 391], читательская активность работающих жителей Ижевска не отличалась высоким уровнем. В октябре 1924 г. на весь город с 55-тысячным населением выписывалось всего 5 074 экземпляров газет и журналов. Среди подписчиков наибольшей популярностью пользовались: «Рабочая газета» (1 637 чел.), центральная «Правда» (625), «Беднота» (44), «Известия ЦИК» (400), «Комсомольская правда» (190), «Труд» (174), из журналов - «Экран» (740 подписчиков), «Крокодил» (695), «Работница» (500), «Мурзилка» (400), «Женский журнал» (253). Из местных изданий по количеству подписчиков лидировали «Ижевская правда» и «Гудыри» [15. Ф. 16. Оп. 10. Д. 43. Л. 101]. Слабо укомплектованные, тематически и морально устаревшие фонды библиотек (в 1923-1924 гг. многие книги дореволюционного периода издания были изъяты, а современная литература поступала нерегулярно) не всегда удовлетворяли запросы массового читателя. Несформировавшаяся культура потребления литературной продукции, низкий образовательный уровень населения, его художественных вкусов и

потребностей стали причиной слабого развития в городе книжной торговли. На поступавшую в продажу литературу, за исключение изданий политического агитационно-пропагандистского характера, сохранялись также стабильно высокие цены.

В целом удельный вес расходов на культурные нужды в общих расходах квалифицированных промышленных рабочих Урала составлял в 1928 г. лишь 3,8 % против 5,4 % в начале XX в. [20. С. 324]. Ограниченность культурных запросов, примитивный быт, сельское мировосприятие, грубость нравов оставались неотъемлемыми чертами социокультурного облика части городского населения, представленной низшими слоями, предпочитавшими тратить лишний появившийся в бюджете рубль на развлечения, азартные игры и покупку спиртных напитков.

Бичом Ижевска стало самогоноварение. Самогон (или «кумышка», как его называло местное удмуртское население) изготавливался кустарным способом из свеклы, зерна, картофеля, патоки и сахара. Реализовывался нелегально, из-под полы и пользовался большим спросом ввиду относительно низкой стоимости, составлявшей на черном рынке 2 руб. за бутыль (3,08 л) при цене 0,5 л водки 1,90 руб. [15. Ф. 16. Оп. 1. Д. 514. Л. 27]. С 23 февраля по 15 декабря 1925 г. из 2 510 преступлений, зафиксированных ижевской милицией, 1 199 были связаны с производством и сбытом спиртных напитков, включая, помимо самогона, также пиво и брагу. За торговлю самогоном привлечены к административной ответственности 1 971 человек, уплатив штрафов на общую сумму более 11 тыс. руб. [14. Ф. Р-177. Оп. 1. Д. 186. Л. 62]. В 1927 г. в городе было обнаружено 119 «очагов» самогоноварения. В результате организованных облав и обысков изъяли 1 574 л. этого горячительного зелья [12. С. 46-47].

Употребление спиртных напитков увеличивалось из года в год. Так, за октябрь-декабрь 1925 г. в Ижевске было выпито 351 639 'Л бутылок: водки - 80 180, вина - 13 780 бальзама - 173, пива -257 506 бутылок. В январе-марте 1926 г. - уже 396 052 бутылки. В среднем на каждого жителя города старше 14 лет приходилось 7 ' бутылки в месяц, не считая самогона [6].

Разраставшееся пьянство становилось одной из главных причин должностных и хозяйственных преступлений, прогулов, краж, грабежей и разбоев, хулиганства, убийств и самоубийств, увеличивавшихся из года в год. Если в 1925 г. за различного рода должностные, имущественные преступления и преступления против личности и порядка управления было осуждено по городам ВАО 754 человека, то в 1927 г. - уже 1 298. Этот рост, как отмечали эксперты, шел исключительно за счет Ижевска [20. С. 135-136]. На почве употребления алкоголя возникали семейные ссоры и бытовые конфликты. Практически ежедневно в постоянных рубриках «Что случилось» и «Советский суд» газеты «Ижевская правда» публиковались заметки о побоищах, дебошах, изнасилованиях... Один из таких случаев, происшедших в октябре 1926 г., описывался так: «Как-то раз в октябрьские сумерки прошлого года некий гр. Опалев И. Н. (Колтома, 2 Подлесная ул., дом № 10) вместе со своим другом Шабалиным изрядно выпил. Выпив, друзья вышли на улицу и затянули пьяную песню. Опалев же предусмотрительно сунул за голенище нож.

- На случай.. .может драться придется. С ножом-то оно верней! - сказал он.

Пошли в обнимку, с "раскачкой". Узкие грязные улочки поселка замигали огнями.Тихо, ни души. Вдруг из калитки, прямо перед приятелями вышли два человека.

- Ага, сейчас, значит, бока им почешем! - пьяно загнусил Опалев, ощупывая нож.

Люди поравнялись с пьянчугами и попытались проскользнуть мимо. Тогда Опалев кинулся к ним и отчаянно заорал: - Бей! Сверкнул нож. Минута короткой борьбы и оружие вонзилось в грудь одного из прохожих. Раненый гр. Русских упал. Шедшая вместе с ним его жена дико вскрикнула и бросилась бежать. Шабалин же стал урезонивать своего приятеля:

- Что ты наделал? Ведь это Федька Русских!

- А хоть кто там, мне все равно - пьяно бурчал хулиган.

Между тем Русских, обливаясь кровью, лежал на земле. » [8].

Таким образом, досуговые практики жителей Ижевска отличались разнообразием и определялись возрастными особенностями, интересами, интеллектом и во многом - социальным статусом. Наряду с традиционным времяпрепровождением основной массы коренных ижевцев - рабочих заводов, по мере расширения промышленного строительства и политизации всех сфер общественной жизни, в повседневное пространство горожан входили культурные формы досуга, которые подвергались масштабному идеологическому контролю власти и способствовали формированию новой картины мира, отразившей радикальную трансформацию социума. Между тем культурная ограниченность, грубые и несовершенные формы жизненного уклада и удовлетворения духовных и материальных потребностей долгое время способствовали активному воспроизводству в городской среде многих деструктивных явлений: преступности, пьянства, хулиганства, проституции.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. 10 лет Удмуртской автономной области. Хозяйственное и культурно-социальное строительство. 1921-1931. Ижевск, 1931.

2. Ижевск: документы и материалы, 1760-2010. Ижевск, 2010.

3. Ижевская правда. 1924. 27 марта.

4. Ижевская правда. 1924. 11 июля.

5. Ижевская правда. 1925. 5 сент.

6. Ижевская правда. 1926. 10 февр.

7. Ижевская правда. 1926. 21 сент.

8. Ижевская правда. 1927. 21 янв.

9. Ижевская правда. 1927. 14 апр.

10. Ижевская правда. 1927. 24 апр.

11. Отчётный доклад о работе Ижевского горсовета за период с 20 октября 1924 г. по 20 января 1925 г. Ижевск, 1925.

12. Отчёт о работе Ижевского городского совета РКД с 1 марта 1927 года по 1 октября 1928 года. Ижевск, 1929.

13. Хрестоматия по истории Удмуртии: в 2 т. Документы и материалы. Ижевск, 2007. Т. 2. 1917-2007.

14. Центральный государственный архив Удмуртской Республики (ЦГА УР).

15. Центр документации новейшей истории Удмуртской Республики (ЦДНИ УР).

16. Баталова Л. В. Туристско-экскурсионное дело в Удмуртии в 1920-е годы // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2008. № 35 (136). История. Вып. 28.

17. Бехтерева Л. Н. Рабочие оборонной промышленности Удмуртии в 1920-е годы. Ижевск, 1999.

18. Вишленкова Е. А., Малышева С. Ю., Сальникова А. А. Культура повседневности провинциального города: Казань и казанцы в XIX-XX вв. Казань, 2008.

19. Куликов К. Преступность населения Вотской области в 1925-27 гг. // Труды научного общества по изучению Вотского края. Ижевск, 1928. Вып. 5.

20. Постников С. П., Фельдман М. А. Социокультурный облик промышленных рабочих Урала (1900-1941 гг.). Екатеринбург, 2006.

21. Русанов В. И. Энтузиасты первой пятилетки. Ижевск, 1979.

Поступила в редакцию 14.08.14

L.N. Bekhtereva

THE EVOLUTION OF CULTURAL LEISURE OF THE URBAN POPULATION IN 1920s: REGIONAL ASPECT

The article deals with the leisure practices of citizens in the 1920th and based on both published materials and materials introduced into science for the first time. The structure and the content of cultural and leisure activity of various segments of the population are considered on the example of one of typical Ural settlements as city of Izhevsk. This activity was defined by social status of citizens, their age characteristics, specifics of their perception of the world and their education. It is emphasized that hereditary experienced workers of Izhevsk factories and the senior generation of citizens were carriers of traditional culture, a way of life and mentality. The active industrial construction generated a proliferation of urban population. The new categories of citizens, mainly young people, easily perceived the politicized forms of leisure and also such forms of leisure as the cinema, tourism, physical culture and sports. At the same time the social soil for reproduction of many destructive phenomena such as crime, alcoholism, hooliganisms, prostitutions was remained in an urban environment.

Keywords: New Economic Policy, Izhevsk, sociocultural space, leisure practices, daily routine, traditional culture, mentality, personal economy, festivals, public work, cinema, destructive phenomena of leisure.

Бехтерева Людмила Николаевна, доктор исторических наук

Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН

426004, Россия, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4 E-mail: behterevaLN@yandex.ru

Bekhtereva L.N., Doctor of History

Udmurt Institute of History, Language and Literature of the Ural Branch of Russian Academy of Sciences 426004, Russia, Izhevsk, Lomonosova st., 4 E-mail: behterevaLN@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.