Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ КРУГА КАК ФИЛОСОФСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ЭВОЛЮЦИЯ КРУГА КАК ФИЛОСОФСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
66
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАК / ЭВОЛЮЦИЯ / КОД СЛОВА / ЭТИМОЛОГИЯ / АРХЕОЛОГИЯ СЛОВА / КРУГ / СОЛНЦЕ / ЛУНА / БУКВА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Джусупов Маханбет Джусупович

В статье рассматривается проблема эволюции знака, созданного на основе видения человеком круга (солнца, луны как природных явлений, дающих человеку свет, тепло). Круг в сознании человека сформировало психообраз, похожий на катящийся круг, прообраз колеса. Круг человек перенес в разные интерпретации (круг, полукруг, кругообразность, дугообразность) изображения букв, которые функционировали в древности и функционируют в настоящее время (о, с, а, д, в, б, з, р, я, ь, ъ, …). Этот результат процесса человеческого лингвографического мышления является одной из основ разгадки кода слова, этимологии (археологии) слова, имеющего глубокую историю. Этот код создан на основе единой культуры и единого языка человечества в древности, которые в процессе эволюционного и революционного развития дифференцировались в разные родственные и неродственные языки и культуры. При этом сохранялся основной лингвокультурный стержень в качестве общечеловеческих языковых и культурных ценностей на фоне национально-специфических. Аналогичная эволюция произошла и с письменностью. Алфавиты, основанные на кириллице или латинице, имеют много общего, характеризуются специфичностью, отражающей на письме особенности звукового строя и грамматики каждого языка в отдельности. Движение круга (солнца и луны) стало одной из основ «движения» мысли, интерлингвальной и физической деятельности индивида, в отдельности, и человечества, в целом. В работе осуществлен анализ значений слов круг, солнце, луна, согласно содержанию словарных статей, в Большом толковом словаре русского языка. Их сравнение приводит к умозаключению о том, что все значения этих слов, как прямые, так и переносные, имеют отношение к понятию круг, кругообразность, дугообразность. Эволюция знака круга (солнца, луны, колеса, буквы) была долгой, плодотворной, работающей на совершенствование деятельности человека, для формирования у него интеллектуальных и каждодневных жизненных знаний, умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE CIRCLE AS A PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

The article deals with the problem of the evolution of a sign created on the basis of a person’s vision of a circle (the sun, the moon as natural phenomena that give a person light and heat). In the mind of a person, the circle has formed a psycho-image, similar to a rolling circle, a prototype of a wheel. People have transferred the circle in its different interpretations (circle, semicircle, circularity, arc-likeness) into the letters that functioned in antiquity and function at the present time (o, s, a, e, c, b, h, p, i, b, etc). This result of the process of human linguographic thinking is one of the foundations for unraveling the code of the word, the etymology (archaeology) of a word that has a deep history. This code was created on the basis of a single culture and a single language of the mankind in antiquity, which in the process of evolutionary and revolutionary development differentiated into related and unrelated languages and cultures. At the same time, the main linguocultural core was preserved as universal linguistic and cultural values against the background of ethnic ones. A similar evolution took place with writing. Alphabets based on Cyrillic or Latin have much in common, they are characterized by specificity, reflecting in writing the features of the sound structure and grammar of each language separately. The movement of the circle (the sun and the moon) has become one of the foundations of the “movement” of thought, interlingual and physical activity of the individual, separately, and humanity as a whole. The paper analyzes the meanings of the words “circle”, “sun”, and “moon”, according to the content of dictionary entries in the Big Explanatory Dictionary of the Russian Language. Their comparison leads to the conclusion that all the meanings of these words, both direct and figurative, are related to the concept of a circle, circularity, arc0likeness. The evolution of the sign of the circle (sun, moon, wheel, letters) was long, fruitful, working to improve human activity, to form his intellectual and everyday life knowledge, skills and abilities.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ КРУГА КАК ФИЛОСОФСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

УДК 37.0

М. Д. Джусупов

Эволюция круга как философская и педагогическая проблема

Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Узбекистан

Аннотация. В статье рассматривается проблема эволюции знака, созданного на основе видения человеком круга (солнца, луны как природных явлений, дающих человеку свет, тепло). Круг в сознании человека сформировало психообраз, похожий на катящийся круг, прообраз колеса. Круг человек перенес в разные интерпретации (круг, полукруг, кругообразность, дугообразность) изображения букв, которые функционировали в древности и функционируют в настоящее время (о, с, а, д, в, б, з, р, я, ь, ъ, ...). Этот результат процесса человеческого лингвографического мышления является одной из основ разгадки кода слова, этимологии (археологии) слова, имеющего глубокую историю. Этот код создан на основе единой культуры и единого языка человечества в древности, которые в процессе эволюционного и революционного развития дифференцировались в разные родственные и неродственные языки и культуры. При этом сохранялся основной лингвокультурный стержень в качестве общечеловеческих языковых и культурных ценностей на фоне национально-специфических. Аналогичная эволюция произошла и с письменностью. Алфавиты, основанные на кириллице или латинице, имеют много общего, характеризуются специфичностью, отражающей на письме особенности звукового строя и грамматики каждого языка в отдельности. Движение круга (солнца и луны) стало одной из основ «движения» мысли, интерлингвальной и физической деятельности индивида, в отдельности, и человечества, в целом. В работе осуществлен анализ значений слов круг, солнце, луна, согласно содержанию словарных статей, в Большом толковом словаре русского языка. Их сравнение приводит к умозаключению о том, что все значения этих слов, как прямые, так и переносные, имеют отношение к понятию круг, кругообразность, дугообразность. Эволюция знака круга (солнца, луны, колеса, буквы) была долгой, плодотворной, работающей на совершенствование деятельности человека, для формирования у него интеллектуальных и каждодневных жизненных знаний, умений и навыков.

Ключевые слова: знак, эволюция, код слова, этимология, археология слова, круг, солнце, луна, буква.

M. D. Dzhusupov

Evolution of the circle as a philosophical and pedagogical problem

Uzbek State University of World Languages, Tashkent, Uzbekistan

Abstract. The article deals with the problem of the evolution of a sign created on the basis of a person's vision of a circle (the sun, the moon as natural phenomena that give a person light and heat). In the mind of a person, the circle has formed a psycho-image, similar to a rolling circle, a prototype of a wheel. People have transferred the circle in its different interpretations (circle, semicircle, circularity, arc-likeness) into the letters that functioned in antiquity and function at the present time (o, s, a, e, c, b, h, p, i, b, etc). This

ДЖУСУПОВ Маханбет Джусупович - д.филол.н., профессор кафедры современного русского языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан. E-mail: mah.dzhusupov@mail.ru

DZHUSUPOV Makhanbet Dzhusupovich - Doctor of Philological Sciences, Professor of the Department of Modern Russian Language, Uzbek State University of World Languages. Tashkent, Republic of Uzbekistan.

result of the process of human linguographic thinking is one of the foundations for unraveling the code of the word, the etymology (archaeology) of a word that has a deep history. This code was created on the basis of a single culture and a single language of the mankind in antiquity, which in the process of evolutionary and revolutionary development differentiated into related and unrelated languages and cultures. At the same time, the main linguocultural core was preserved as universal linguistic and cultural values against the background of ethnic ones. A similar evolution took place with writing. Alphabets based on Cyrillic or Latin have much in common, they are characterized by specificity, reflecting in writing the features of the sound structure and grammar of each language separately. The movement of the circle (the sun and the moon) has become one of the foundations of the "movement" of thought, interlingual and physical activity of the individual, separately, and humanity as a whole. The paper analyzes the meanings of the words "circle", "sun", and "moon", according to the content of dictionary entries in the Big Explanatory Dictionary of the Russian Language. Their comparison leads to the conclusion that all the meanings of these words, both direct and figurative, are related to the concept of a circle, circularity, arcOlikeness. The evolution of the sign of the circle (sun, moon, wheel, letters) was long, fruitful, working to improve human activity, to form his intellectual and everyday life knowledge, skills and abilities.

Keywords: sign, evolution, word code, etymology, word archeology, circle, sun, moon, letter.

Введение

Исследование происхождения, т.е. этимологии (или археологии) слова и, в целом, языка, отраженного в виде рисунков, иероглифов, букв на стенах пещер, на каменных плитах, на скалах, глинописях, ... в папирусе на бумаге, т.е. в письменных памятниках, которые дошли до нас, являются полинаучной проблемой. Лингвографические памятники являются тем лингвоисторическим речевым материалом, на основе которого исследователь раскрывает определенные особенности этимологии слова [1], особенности использования в графике понятий, выражающихся в прошлом и настоящем в соответствующих языковых единицах или уже в интерпретированных, или в иных (новых) языковых единицах [2; 3].

Результаты исследования «изобразительных памятников» первобытного человека в пещерах и на скалах, письменные памятники последующих времен имеют большое историческое, философское, психологическое, образовательное значение. Результаты таких исследований позволяют предположить, увидеть, представить историю эволюции развития человечества, его языка, его письма, его социального развития в разных национально-культурных и национально-языковых дифференциациях, сформированных на основе единой человеческой культуры и единого языка в прошлом.

Исследование языка, слова в единстве с историей, философией, культурологией, психологией, археологией в филологическом (прежде всего языковедческом) оформлении способствует вскрытию археологии слова в его первоисточнике (этимоне).

Этой проблеме посвящена одна из последних работ поэта, ученого, человековеда - Ол-жаса Сулейменова «Код слова. Введение в универсальный этимологический словарь «1001 слово» [4], выполненная на основе нетрадиционного научного лингвистического воззрения автора, базирующаяся на основе традиционного языкознания. Она проливает некоторый свет на проблему кода слова как универсального метода, возможно, используемого для исследования происхождения конкретного слова [5;7;8].

Древние и современные знаки - это символы и инварианты, вариации и варианты, с одной стороны, характеризуются постоянством, а, с другой стороны, подвергаются эволюции в пространстве времени и территории, поэтому они и узнаваемые, и трудноузнаваемые, и неузнаваемые. В связи с этим во главу угла ставится проблема изучения этимологии (археологии) как слова-символа звукоречи, так и графического и, в целом, изобразительного знака-символа, сопровождавщего и сопровождающего человека и человечество с древних времен во всех отраслях их жизненной деятельности.

Этимология или археология слова будет более эффективно исследованной при нахождении, анализе кода слова, что является одной из главных проблем современного языкознания и смежных с ней научных дисциплин. Обратимся к толкованию значения слова код в Большом толковом словаре русского языка (БТС): «Код. [франц., code]. Система условных обозначений или сигналов для передачи (по каналу связи), обработки и хранения различной информации. Цифровой код. Телефонный код...Генетический код (свойственная живым организмам единая система передачи наследственной информации в молекулах ну-кленовых кислот) // Секретное условное сочетание цифр или букв, дающее право доступа куда-либо или кому-либо: шифр, пароль.» [10]. Итак, можно заключить, что в словарной статье даны три значения слова код, которые тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы; код - система условных знаков; код - единая система передачи наследственной (генетической) информации; код - секретное сочетание знаков для вскрытия чего-либо, вхождения куда-либо.

Все значения слова код, представленные в словаре, имеют отношение к понятию код слова, так как история возникновения, функционирования, эволюции слова могут быть объективно исследованы при понимании слова как знака, распространенного в пространстве времени и территории; его «генетической» (этимологической) родственности, при-емственности в прошлом, настоящем и будущем, пронизывающей каждое слово в диахронии и синхронии; древний диахронический аспект слова (как знака) в настоящее время во многом является «секретным», условным сочетанием знаков, которые надо понять и раскрыть, т.е. дойти до первоисточника слова (этимона) [11], с помощью применения общелингвистических, этимологических, исторических, археологических, психологических, философских, графико-изобразительных и электронных инструментариев.

Эволюция знака

Ниже мы обратимся к одному из самых древних знаков-символов, основанному на природном явлении, на знак-символ круг, выражающий, прежде всего, символ-солнце (круг) и символ-луна (круг), кругообразность которых было переведено на буквенные и другие знаки, а также нашло свое символическое изображение в государственных символах ряда стран.

В конце XVIII века и в первое тридцатилетие XIX века Вильгельм фон Гумбольдт писал, что «Различные языки - это не различные обозначения одного и того же предмета, а разные видения его» [12]. Во второй половине XX века и в первой четверти XXI века Олжас Сулейменов эту научную идею рассматривает на основе анализа материала разных языков древности и современности, носители которых одно и то же природное явление видели, видят по-разному, поэтому символико-графическое обозначение имело и имеет различие в нюансах начертания, в частности, или же обозначалось и обозначается другим рисунком, в целом. О.О. Сулейменов констатирует, что все это - результат смены географических условий, смены позиций просмотра и видения предмета, эволюция национально-культурных представлений, психообразов в сознании того или иного племени, этноса, народа. Именно поэтому разные народы в прошлом, а, следовательно, и в настоящем, обозначают один и тот же предмет, природное явление разными графическими символами, в схожих или в несхожих цветовых тонах, в разных красках. Например, солнце в древности разными народами виделось по-разному (шумеры, древние тюрки, древние китайцы, древние японцы, майя и т.д.): солнце - круг; солнце - круг с темной точкой в середине; солнце - полностью красно-багровый круг; солнце квадратное (или четырехугольное); солнце четырехугольное с точкой или с другим знаком в середине; солнце - круг и в середине крест; солнце - полукруг и в середине крест; солнце как наконечник стрелы, внутри знак, похожий на крест и т.д. [4, с. 127-131].

Разница в видении, в восприятии и в графическом изображении солнца разными народами в разных географических условиях имело разницу и в смысловом выдвижении понятия солнце [13] как природного явления при доминировании главного - святящийся (или горящий), дающий тепло, дарящий светлый день от восхода до заката, двигающийся круг.

В видении, восприятии и графическом изображении солнца универсально доминирует понятие круг. В Большом толковом словаре русского языка словарная статья, посвященная слову круг, представлена в следующих значениях: Круг...

1. Часть плоскости, ограниченная окружностью: сама окружность. Кругами ходить вокруг кого-л., чего-л....2. В кругу участок какой-л. поверхности, приближающийся по форме к такой фигуре. Площадка для танцев. Беговой к..., 3. Сомкнутая цепочка людей, ограничивающая участок такой формы. Стать в к... 4. ... в круге. Предмет, имеющий окружную форму или форму кольца. К. колбасы... Спасательный. К...К. сцены (вращающееся устройство) ... 5. ... в круге и в кругу. Замкнутая цепь событий... К. жизни. Годовой к... 6. Перечень чего-л. (явлений, понятий, вопросов...Обсуждать в беседе.К. обязанностей ограничен). 7. ... в кругу; чего. Область, сфера какой-л. деятельности.8. ... в кругу: кого или какой. Группа людей, объединенных какими-л. связями. Остаться в тесном семейном кругу. Широкий круг знакомых только во мн.ч.: круги, -ов; кого-чего или какие. Общественные профессиональные группировки людей. Правящие круги...10...в кругу. Часть какого-л. соревнования, состязания, в котором каждый из участников выступает только раз; тур...Первый к. шахматного турнира. Выбыть из соревнования в первом круге. 11. В системе самоуправления казачьих общин...., общее собрание казаков. Казачий круг... Войсковой круг... 12. На круги своя вернутся (возвратиться). Книжн. К прежнему положению, состоянию. Голова идёт (пошла) кругом... Об утрате способности ясно соображать от множества дел, забот, волнений. Сделать (дать) круг. Пройти, проехать окольным, более дальним путем... Спиться с кругу...опуститься. Сойти с круга...потерять общественный статус... На круг, в зн.нареч. В среднем, но приблизительному подсчёту... [10, с. 473-474].

Во всех представленных в словаре значениях слова круг (как в прямых, так и в переносных) присутствует значение круга, круглости, округлости, кругообразности, кольца, независимо от того, о чем или о ком идёт речь: о человеке, о человеческом сообществе (группе, социуме), о неодушевлённом предмете, который круглый или кругообразный, совершающий вращающиеся действия сам или его в такое движение приводит человек, или не двигающийся круглый участок (танцплощадка), на котором разные двигательные действия осуществляет человек, в том числе и кругообразные, круговые. Двигательные действия человека в круге, в кругу, или на круге имеют как положительные, так и отрицательные значения, так как это круг, в котором нет четких границ между хорошим и плохим.

Круг жизни человека кружится, движется, также как движется солнце-круг. Жизнь человека тоже круг - совокупность понятий, действий круглых или кругообразных предметов, которые присутствуют, сопровождает круг его жизненных интересов, действий. Во всех значениях слова круг просматривается (в той или иной степени) солнце, движущийся круг, что, на наш взгляд, и легло (скорее всего, это так) в основу всех значений слова круг, представленных в словаре.

В БТС словарная статья, посвященная слову солнце, такое же объемное, полиаспектное, как и содержание словарных статей слов код и круг.

«Солнце...1. Центральное тело Солнечной системы, представляющее собой гигантский раскалённый плазменный шар, излучающий свет и тепло. Вращение Земли вокруг Солнца... Жар, диск солнца.... С. катится ...До солнца вставать (до восхода). С солнцем вставать (с восходом) ... 2. Свет, тепло, изучаемое этим телом, место, освещённое им.

Утреннее, вечернее с.... 3. Обычно чего. Высок. О том, что является источником жизни, счастья и т.п. ... С. правды. С. свободы... О том, что является предметом поклонения... Пушкин - с. нашей литературы ... 5 Гимнастическое упражнение на турнике - вращение тела на руках вокруг перекладины... 6. Раскрой юбки в виде круга. Юбка- солнце...» [Там же, с. 1233].

В этих значениях слова солнце четко просматривается значение круга, шара, потому что оно катится как колесо, т.е. движется так, как протекает жизнь человека от начала до конца (от восхода до заката). Солнце является источником жизни, счастья, потому что оно круглое, светит, дает тепло, это переносится на понятие правды, свободы, потому что они тоже имеют свой круг - круг правды, круг правдивых решений, круг свободы, круг свободных (независимых) действий. Именно поэтому выдающиеся личности и их деяния сравниваются с солнцем, светящимся, дающим тепло, свет своей яркостью и своим кругообразным (или дугообразным) движением в небе (от восхода до заката). Каждая выдающаяся личность совершает движение вперед, давая людям свет, знания, заряжая жизненной деятельностью, как заряжает солнце своим теплом и светом индивида и общество. Круг солнца, его движение находят место и в гимнастическом упражнении, и в разновидности женской юбки. Итак, круг и круг-солнце как понятия и явления тесно взаимосвязаны во многих областях жизни человека и имеют непосредственное отношение к раскрытию кода слов, археологии слова, его первоисточника (этимона), потому что солнце, как светящийся круг, нашло свое отражение и в древних, и в современных государственных символах (знамя, герб), в рисунках, сечениях первохудожников - жрецов и в алфавитах звуко-буквенной графики.

В современных национальных государственных символах (герб, флаг и др.) ярко просматриваются результаты разного видения одного и того же предмета разными народами. Так, например, на государственном флаге Республики Казахстан изображены солнце и орел. Солнце изображено кругом, от которого расходятся солнечные лучи (цвет желтый, желто-красный). Это традиционное казахское видение, представление солнца, его психообраз в сознании казахов и многих других тюркских народов.

В казахском языке есть слово куншуац, которое состоит из двух корней: кун - солнце, шуац - луч солнца (его синоним: куннщ нуры). Куншуац - это место, на которое падают лучи солнца, т.е. не теневое место. Считается, что, если после долгой зимы, холодной весны, человек посидит на куншуаце, он не только прогреется, но и выздоровеет, если болеет. Поэтому в казахском языке есть выражение «куншуацтаотыр» - «сиди на куншуаце», то есть сиди под ранними весенними или осенними лучами солнца, когда вокруг прохладно, а куншуац будет тебя греть. Итак, казах воспринимает солнце не как огонь, а прежде всего как греющее явление или греющий предмет, дающий свет дня, и только потом видит его как горящий предмет, как огонь.

На государственном флаге Японии солнце представлено как красно-багровый круг, то есть как огонь, как горящее явление, как горящий предмет.

Два восточных народа по-разному видят и по-разному графически символизируют один и тот же предмет (природное явление) - солнце.

Во всех графических представлениях солнца, его видениях и пониманиях, как предмета и явления природы, у всех народов мира наблюдается один общий древний смысл: первоисточник - горящий или светящийся, дарящий день и тепло круглый божественный предмет, божественное явление, которое видится и обозначается по-разному.

Солнце в графике (знак, символ) и фонема или сингармофонема (знак, символ) имеют историческую связь в аспекте рисуночного изображения. В ходе развития символи-ко-графической передачи этих понятий характер знаков - символов интерпретировался, т.е. происходила эволюция знака, что нашло свое отражение и в звукобуквенном письме,

т.е. в букве, в графическом знаке, передающем на письме звук как смыслоразличитель и как форморазличитель.

Символико-графические обозначения солнца как результат первичных письменных и иероглифических творческих изысканий древнего человека и общества дошли до наших дней, потому что со временем некоторые их них оказываются в древних [6], а также и в современных алфавитах. Например, обозначение буквы <о> (фонема |о|) и в латинице, и в кириллице передается кругом, что нашло свое отражение и в алфавитах современных народов, которые созданы на основе этих двух типов лингвографии.

Аналогичное заключение можно сделать и по другим древним изображениям солнца (и не только солнца). Так, современный лингвографический символ фонемы |с|, обозначающийся буквой <с> в латинице и в кириллице, - это полукруг, в древности - одно из изображений солнца, а в некоторых случаях и луны, так как луна не всегда полнокруглая, в дни неполнолуния она полукруглая.

Солнце, луна в полном кругообразном виде или их части (полукруг, дуга, символизирующие фрагмент кругообразности и т.д.) в качестве лингвографического символа отразились и в других буквах современных алфавитов. Строчные печатные и рукописные изображения буквы <а> представляют собой круг с дугообразной линией, т.е. не вся буква является кругом, а её основное рисуночное видение. Строчные печатные и рукописные изображения буквы <б> также созданы на основе понятия круга, так как её основная часть (нижняя) представляет собой круг. Печатные и рукописные варианты буквы <в> также созданы на основе соединения полукруга в верхней части буквы, и полукруга - в нижней её части. Такое же явление (изображение круга) видим и в букве <я>: ее верхняя часть круглая или кругообразная (полукруглая), а нижняя часть и с левой, и с правой стороны в рукописном варианте характеризуется дугообразностью, что является одним из элементов круга.

Элемент кругообразности представлен и в буквах <Р> (печатная), в мягком знаке <ь>, в твердом знаке <ъ>, в букве <ю>, в строчной рукописной букве <д> и др. Другие (некругообразные) изображения солнца в древности также нашли свое отражение в древних и в современных алфавитах: крест с дугообразностью - буква <х> - с несколько иной плоскостью изображения креста; наконечник стрелы, стрела без наконечника - в печатном варианте буквы <т>.

Почему круг, полукруг, кругообразность, дугообразность занимают значительное место в древних и в современных алфавитах разных народов? Это связано с тем, что человек жил под солнцем и под луной. Он их видел, «как живых существ», так как они двигались. Для человека легче было изобразить круг, полукруг, дугу, так как солнце и луну он видел и чувствовал каждый день. Поэтому и в доалфавитных и в алфавитных графиках много места занимает изображение круга, полукруга, дугообразности.

Человечество в буквенных обозначениях двигалось вперед, интерпретируя уже созданные буквенные символы. Так, например, при создании казахского кириллического алфавита сингармофонему [в] обозначили кругом, разделенным по середине горизонтальной линией, т.е. на основе буквы <о> (круга) была создана буква <в> (как два полукруга). Такую интерпретацию буквенного обозначения фонем (или сингармофонем), которые в классических алфавитах кирилицы или латиницы нашли свои символы, мы наблюдаем в каждом современном языке.

Итак, человек видел круглое солнце, его движение от зари до заката. В его воображении круг (солнце), иногда закрываясь тучами, облаками, всегда двигается (катится). Для него солнце двигающийся красный или багровый, светящийся круг, поэтому слово солнце он всегда связывает с движением и употребляет соответствующие словосочетания с главной лексемой солнце: солнце встало, солнце взошло, солнце восходит, солнце светит, солнце греет, солнце жарит, солнце искрится, солнце согревает, солнце закатилось и т.д.

Человек видел луну полнокруглую, неполнолнокруглую, которая двигалась ночью до зари, то полностью появляясь, то частями появляясь, то яркая, то не очень яркая, иногда закрываясь тучами, темными облаками. Для человека луна была таким же светящимся, двигающимся круглым, полукруглым предметом (как солнце), дающим свет ночью (в отличие от солнца). Тот факт, что луна - это естественный спутник земли, светящийся отраженным солнечным светом, было не главным. Главное - круг, кругообразность движения, свет. Движение солнца и луны, их круглость привели человека к осознанию того, что круг - это всегда двигающееся явление. Человек мечтал быть на солнце, на луне и двигаться вместе с ними. В итоге человек изобретает колесо, круглое как солнце, как луна в полнолуние. В начале он его катит, наслаждается его движением, потом использует в военных целях, обволакивая его горючей смесью, поджигая и скатывая с горки на наступающих врагов. Потом человек поставил колесо (круг) на телегу, на поезд, автомобиль, на самолет (шасси). Итак, человек на основе осознания движения круга-солнца и круга-луны создал великое изобретение - круглое колесо, которое сдвинуло человека с низкоподвижности (которое он осуществлял только на основе ног) к быстроподвижности на основе изобретенного им круга-колеса.

Таким образом, в современных алфавитах на основе латиницы и кириллицы (и не только) присутствуют древние обозначения не только солнца, но и луны или их символические фрагменты в целостности или в интерпретации: круг, полукруг, дугообразность, крест, наконечник стрелы, стрела без наконечника, т.е. палочка (прямая линия вертикальная или горизонтальная). Такие и другие символы (символические буквенные изображения) свидетельствуют о едином древнем первоисточнике письма и слова, принадлежащего в прошлом и настоящем всему человечеству, т.е. то, что ищут и находят в своих языковедческих изысканиях междисциплинарного характера (язык, литература, история, философия, психология, изобразительное искусство и т.д.) поэт и ученый, Олжас Сулейменов, ученый индоевропеист В. И. Иванов и др.

Заключение

Таким образом, древние знаки-символы круг-солнце, круг-луна отражались в творчестве древнего человека в его рисунках в виде круга, кругообразности, полукруга, дугоо-бразности и т.д., которые были введены в систему создания буквенного письма, в систему создания государственных символов разных стран. Во многих этих символах, созданных в древние последующие времена наблюдается преемственность мышления и трудовой деятельности человека, так как соблюдаются традиции круга - солнца, круга - луны, круга - колеса, которые находились в состоянии динамического развития, что выражалось в интерпретации круга как символа солнца, луны в разных областях деятельности челове-

Круг-солнце, круг-луна, как древние рисунки, как символы света, огня являются государственными символами многих стран и входят практически во многие алфавиты современных народов, созданных на основе кириллицы и латиницы, в виде строчной буквы <а>, в колесе телеги, велосипеда, автомобиля, поезда, самолета и во многих других изобретениях прошлого и настоящго.

Эта связь времен и территорий, выраженная в кругообразных символах, подтверждает глубокую преемственность в процессе мышления древнего и современного человека, обозначающего кругом солнце, луну, букву и т.д., что свидетельствует об эволюции в мыслительной деятельности человека и об эволюции знака и кода слова в пространстве времени и территории.

Эволюция знака-символа связана с эволюцией, с изменением, с совершенствованием мира, а, следовательно, и с изменениями во взаимоотношении людей, в их мыслительной

и трудовой деятельности, т.е. в истории человечества изменялся как конкретный индивид, так и человеческое общество в целом [14]. Изменения экологии языка, человека и человечества в современном мире накладывают друг на друга много пластов истории, пройти через которые помогает слово, продвигая исследователя к своему древнему первоисточнику и соответствующему коду слова. Круг-солнце, круг-луна, круг-колесо, круг-буква, как понятия, как предметы, явления реальной жизни в истории человечества и языка являются одними из факторов, косвенно способствующих раскрытию «тайны» эволюции знака в менявшемся и в меняющемся мире экологии языка и человека.

Литература

1. Сулейменов, О.О. Аз и Я. Книга благонамеренного читателя / О. О. Сулейменов. - Алматы : Жазушы, 1975. - 304 с.

2. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. Т. 2 / пер. с нем. и доп. О.Н. Тру-бачева. - 4-е изд., стер. - Москва : Астрель: АСТ, 2007. - 672 с.

3. Иванов, В. В. От буквы и слова к иероглифу. Системы письма в пространстве времени / В.В. Иванов. - 2-е изд. - Москва : Дом ЯСК, 2016. - 272 с.

4. Сулейменов, О.О. Код слова. Введение в Универсальный этимологический словарь «1001 слово» / О. О. Сулейменов. - Алматы : ИД «Библиотека Олжаса», 2014. - 146 с.

5. Бурлак, С. А. Происхождение письма: факты, исследования, гипотезы С.А. Бурлак. - Москва : Астрель, 2011. - 336 с.

6. Истрин, В. А. Возникновение и развитие письма / В.А. Истрин. - Москва : Наука, 1965.

7. Джусупов, М. «Язык письма» или «Письмо - язык в графике» (одинаковое в разном и разное в одинаковом) / М. Джусупов // Вестник Российского университета дружбы народов - Серия: Поли-лингвиальность и транскультурные практики. - 2018. - Т. 15. - № 3. - C. 422-444.

8. Преображенский, С. Ю. О «Воображаемой филологии» / С. Ю. Преображенский, О. О. Су-лейменова // Вестник Российского университета дружбы народов. - Серия: Полилингвиальность и транскультурные практики. - 2018. - Т. 15. - № 3. - С. 406-409.

9. Сулейменов, О. О. Код слова / О. О. Сулейменов, У. М. Бахтикереева, М. Джусупов // Вестник Российского университета дружбы народов. - Серия: Вопросы образования: языки и специальность. - 2018. - Т. 15. - № 1. - С. 128-165.

10. Большой толковый словарь русского языка. - Санкт-Петербург: Норинт, 2002. - 1536 с.

11. Джусупов, М. Макс Фасмер, Олжас Сулейменов: в поисках этимона / М. Джусупов // Филологические науки. - НДВШ. - № 4. - 2020. - С. 36-47.

12. Гумбольдт, В. Язык и философия культуры / В. Гумбольдт. - Москва, 1985. - 448 с.

13. Джусупов, Н. М. Теория выдвижения в лингвистических исследованиях: истоки, тенденции, вопросы интерпретации / Н. М. Джусупов // Вестник РУДН. - Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. - 2016. - № 2. - C. 41-50.

14. Шаховский, В. И. Экология языка и человека в меняющемся социуме / В. И. Шаховский // Неофилология: научно-теоретический журнал. - Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. - 2020. - Т.6. - №22. - С. 217-225.

References

1. Sulejmenov O.O. Az i YA. Kniga blagonamerennogo chitatelya. Almaty: ZHazushy, 1975. 304 s.

2. Fasmer M. Etimologicheskij slovar' russkogo yazyka: v 4 t. T. 2 / per. s nem. i dop. O.N. Trubacheva. 4-e izd., ster. M.: Astrel': AST, 2007. 672 s.

3. Ivanov V.V. Ot bukvy i slova k ieroglifu. Sistemy pis'ma v prostranstve vremeni. 2-e izd. M.: Izd. Dom YASK, 2016. 272 s.

4. Sulejmenov O.O. Kod slova. Vvedenie v Universal'nyj etimologicheskij slovar' «1001 slovo». Almaty: Izd. dom «Biblioteka Olzhasa», 2014. 146 s.

5. Burlak S.A. Proiskhozhdenie pis'ma: fakty, issledovaniya, gipotezy. M.: Astrel', 2011, 336 s.

6. Istrin V.A. Vozniknovenie i razvitie pis'ma. M., Nauka, 1965.

7. Dzhusupov М. «YAzyk pis'ma» ili «Pis'mo - yazyk V grafike» (odinakovoe V raznom i raznoe V odinakovom) // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Polilingvial'nost' i transkul'turnye praktiki. 2018. Т. 15. № 3. С. 422-444.

8. Preobrazhenskij S.YU. О «Voobrazhaemoj filologii»

О.О. Sulejmenova // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Polilingvial'nost' i transkul'turnye рт^^М 2018. Т. 15. № 3. S. 406-409.

9. Sulejmenov О.О., Bahtikireeva и.М., Dzhusupov М. Kod slova // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Voprosy obrazovaniya: yazyki i special'nost'. 2018. Т. 15. № 1. S. 128-165.

10. Во1^Ьэ] tolkovyj slovar' russkogo yazyka. Sankt-Peterburg: «№зппЪ>, 2002, 1536 s.

11. Dzhusupov М. Maks Fasmer, Olzhas Sulejmenov: V poiskah etimona// Filologicheskie nauki. NDVSH, № 4, 2020. S. 36-47.

12. Gumbol'dt V. YAzyk i filosofiya kul'tury. Moskva, 1985. 448 s.

13. Dzhusupov N.M. Teoriya vydvizheniya V lingvisticheskih issledovaniyah: istoki, tendencii, voprosy interpretacii // Vestnik RUDN. Seriya: Teoriya yazyka. Semiotika. Semantika. 2016. № 2. С. 41-50.

14. SHahovskij VI. Ekologiya yazyka i cheloveka V menyayushchemsya sociume//Neofilologiya. Nauchno-teoreticheskij zhurnal. Tambovskij gosudarstvennyj цп^еге^ im. G.R. Derzhavina. 2020, Т.6, №22, S. 217-225.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.