Научная статья на тему 'Эволюция кооперативной идеологии в России'

Эволюция кооперативной идеологии в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
425
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Якимов Михаил Якимович, Пушкарёв Сергей Александрович

The article deals with the development of cooperative ideology in Russia, specifies cooperative thought evolution stages and characterizes the views of the largest Russian Cooperative movement ideologists.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATIVE IDEOLOGY EVOLUTION IN RUSSIA

The article deals with the development of cooperative ideology in Russia, specifies cooperative thought evolution stages and characterizes the views of the largest Russian Cooperative movement ideologists.

Текст научной работы на тему «Эволюция кооперативной идеологии в России»

Edited by Foxit Reader

Copyright(C) by Foxit Software Company,2005-2007 For Evaluation Only.

ТЕОРИЯ КООПЕРАЦИИ

УДК 334.73.01

ЭВОЛЮЦИЯ КООПЕРАТИВНОЙ ИДЕОЛОГИИ В РОССИИ

М.Я. Якимов, С. А. Пушкарёв

Кооперативное движение - это многогранное явление, занимающее важное место в современных общественно-экономических системах. Исторический опыт свидетельствует о том, что успех кооперативных организаций во многом объясняется тем, что эти структуры воспринимаются представителями различных социальных групп как эффективный механизм реализации в условиях рынка своих предпринимательских и социальных инициатив. При этом авторы статьи хотели бы особо отметить, что сама идея кооперации, а также реализация инновационных компонентов её развития на всём протяжении кооперативной эволюции привносилась в народные массы извне. Иными словами всегда существовала группа энтузиастов кооперативного движения (теоретики, пропагандисты, практики), которые разъясняли широким массам населения преимущества кооперации и доказывали их на практике, тем самым, стимулируя развитие кооперативных форм объединений.

Исторический опыт отечественного кооперативного движения является убедительным подтверждением вышеприведённого тезиса. В нашей стране сам факт возникновения кооперативного движения был в большей степени связан с деятельностью отдельных личностей, таких как Н.В. Верещагин, братья Лугинины, Н.Г. Фёдоров, которые своими практическими шагами способствовали распространению в России тех или иных видов кооперативных организаций. Важно подчеркнуть, что на всёх этапах развития российского кооперативного движения огромную катализирующую роль играли теоретики и пропагандисты кооперации, которые формировали функциональные основы отечественной кооперативной системы. Огромная роль в этом плане принадлежит Н.П. Баллину, С.Н. Про-

коповичу, В.Ф. Тотомианцу, М.И. Туган-Ба-рановскому, А. В. Чаянову и многим другим. Именно об этих людях авторам хотелось бы более подробно рассказать в данной статье.

Российская кооперативная идеология представляет собой широчайший спектр теорий, которые отражают различные подходы к пониманию сущности и роли кооперативного движения в обществе. На наш взгляд, уместно обозначить следующую периодизацию эволюции кооперативной идеологии в России:

^ I этап (середина XIX в. - конец XIX в.): зарождение кооперативной идеологии в России;

^ II этап (конец XIX в. - 1917 г.) кооперативная идеология в дореволюционный период;

> III этап (1918 г. - конец 80-х гг. XX в.) кооперативная мысль в советский период.

В России, как и в зарубежных странах, кооперативная идеология возникла раньше кооперативной практики. Многие отечественные общественные деятели, просветители, гуманисты, философы, выражая мечту простых людей труда о "золотом веке", выдвигали различные концепции создания идеальных государств или обществ, в которых господствует социальная справедливость. Одной из первых отечественных концепций, которая близко соприкоснулась с кооперативной идеологией (а вернее с таким её направлением как кооперативный социализм), была теория общинного (крестьянского) социализма, которую разработали основоположники народничества А. И. Герцен и Н.Г. Чернышевский.

В России, в отличие от стран Западной Европы, крестьянская община в середине

XIX в. оказывала значительное влияние на социально-экономическую жизнь страны.

Первый этап

Н.Г Чернышевский (1828-1889)

А.И. Васильчиков (1818-1881)

Основываясь на этом факте, Н.Г. Чернышевский стал обосновывать тезис о том, что Россия может миновать капитализм и сразу перейти от разваливающегося крепостничества к более справедливому общественному строю, в качестве которого выступал общинный социализм. Причём сама принципиальная возможность реализации этой идеи лежала в плоскости развития кооперации в рамках подъёма крестьянской общины до уровня сельскохозяйственного производственного кооператива и создания в городах промысловой кооперации как основы крупной промышленности.

Безусловно, теория общинного (крестьянского) социализма является утопическим построением и представляет собой попытку адаптации в России идеологии кооперативного социализма, которая начала формироваться в европейских странах в начале XIX в. под влиянием воззрений великих социалистов-утопистов Р. Оуэна и Ш. Фурье, а впоследствии распространилась и на другие страны, включая Россию. Ценность пропагандистской деятельности А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и других отечественных публицистов середины XIX столетия (Н.А. Добролюбов, М.В. Петрашевский и пр.) состоит в том, что они обратили внимание российской общественности на кооперативы, как новое явление, которое активно развивается в Европе и является элементом социальной стабильности в обществе.

На этой почве в России во второй половине XIX в. начинают зарождаться частные кооперативные теории. Так на рубеже 60-70-х гг. XIX столетия теоретические основы развития отечественной кредитной кооперации были заложены участниками так называемого "петербургского кружка", который возглавлял князь, экономист А.И. Ва-

сильчиков. В состав "петербургского кружка" входили такие известные поборники кооперативного кредита как А.В. Яковлев, В.Н. Хитрово, Э.Р. Вреден и Н. Фан дер Флит. Также к этой группе энтузиастов идейно примыкали пионеры отечественной кредитной кооперации В.Ф. Лугинин и Н.П. Колюпанов.

А.И. Васильчиков и его сподвижники, в отличие от А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, анализировали вопросы кооперативной эволюции исключительно на микроэкономическом уровне, т.е. они не рассматривали кооперативное движение как механизм замены существующей политико-экономической системы, а лишь стремились помочь российскому крестьянству избавиться от трудного социально-экономического положения. Участники "петербургского кружка" призывали крестьян к самопомощи путём организации кооперативных кредитных товариществ, в основу функционирования которых были положены принципы шульцеделичских кооперативов в Германии.

Зарождение отечественной теории потребительской кооперации связано с именами Н.П. Баллина и Н.И. Зибера.

Николай Петрович Баллин и Николай Иванович Зибер целенаправленно выезжали за границу для изучения практического опыта развития европейского кооперативного движения. Свои выводы из увиденного Н.П. Бал-лин изложил во многих работах, например, "Кооперация на Западе" (1871 г.), "Очерк развития потребительской кооперации в Лионе, Италии, Дании" (1871 г.) и т.д. Значительное влияние на зарождение теоретических основ российской потребительской кооперации оказали такие работы Н.И. Зибера как "Потребительные общества" и "Разбор теории общественной кооперации", вышедшие на рубеже 60-70-х гг. XIX века. В этих произ-

Н.П. Баллин (1829-1904)

ведениях были проанализированы основы деятельности потребительских кооперативных организаций и обозначены рекомендации в области адаптации европейского кооперативного опыта в России. Среди ключевых положений кооперативных воззрений Н.П. Бал-лина и Н.И. Зибера были следующие:

• настаивали на преимущественном развитии в национальной кооперативной системе потребительских кооперативных обществ;

• видели необходимость внедрения в практику российских потребительских обществ основополагающих принципов деятельности европейской потребительской кооперации: добровольность членства, подлинная демократичность управления, честная торговля качественными товарами и пр.;

• важнейшим фактором развития кооперативного движения в России считали необходимость широкой пропаганды кооперативной идеологии среди населения;

• призывали потребительские общества не ограничивать свою предпринимательскую деятельность исключительно торговыми операциями и смелее завоёвывать новые сферы деятельности, прежде всего, производство;

• выдвигали необходимость создания кооперативных союзов;

• считали, что кооперативы должны находиться вне политики.

В конечном итоге, надо признать, что Н.П. Баллин и Н.И. Зибер были кооперативными романтиками и рассматривали кооперативные организации не как экономические институты, а как ячейки социального движения с благотворительными целями.

Видным явлением в практике дореволюционного кооперативного движения России стала молочная кооперация в форме сыроваренных и маслодельных артелей, теоретичес-

Н.И. Зибер (1844-1888)

кие основы функционирования которых были сформулированы Н.В. Верещагиным.

Николай Васильевич в своих трудах, например, "Возможны ли крестьянские сыроваренные артели в России?" (1865 г.), "О мерах к развитию в России молочного хозяйства на артельном начале" (1869 г.), "Что такое артельная сыроварня?" (1870 г.) и многих других досконально разработал принципы функционирования таких новых видов кооперативных организаций для нашей страны как сыроваренные и маслодельные артели. Во многом благодаря Н.В. Верещагину и его многочисленным ученикам (В.Ф. Сокуль-ский, А.А. Вальков, А.В. Чичкин и пр.), которые активно внедряли теоретические разработки функционирования маслодельной кооперации в отечественную экономическую практику уже в начале XX в. России принадлежала 1/4 мирового экспорта масла. Данное явление профессор К.И. Вахитов оценил как "золотые страницы"1 в истории российского кооперативного движения. Остаётся лишь добавить, что теоретическое и практическое на-

Н.В. Верещагин (1839-1907)

следие Н.В. Верещагина должно быть более востребовано в современных условиях как механизм повышения эффективности аграрного предпринимательства в России.

Другим не безынтересным шагом на пути возникновения кооперативной идеологии в России следует признать появление в 80-х - 90-х гг. XIX в. так называемых "артельных" теорий, которые своими корнями уходят к идеям народничества, разработанных ещё А.И. Герценом и Н.Г. Чернышевским в середине XIX столетия. Также как и теория общинного (крестьянского) социализма "артельные" теории в полной мере не сливались с кооперативной идеологией, но в известной мере соприкасались с ней. Идеологи "артельных" теорий, например, А.Н. Энгельгардт, Н.Ф. Даниельсон, С.Н. Южаков, Н.В. Левитский рассматривали появление кооперативных организаций как доказательство возможности развития социалистических начал в российской деревне через массовое развитие кредитных, сбытовых, промысловых и земледельческих артелей в крестьянской среде.

О наличии в России благоприятной почвы для организации и развития народного производства говорил один из ведущих идеологов "артельных" теорий В. П. Воронцов. В своей работе "Судьбы капитализма в России" (1882 г.) Василий Павлович выразил всю сущность "артельных" концепций: стремление создать в России такую экономическую систему, в которой рабочие будут трудиться не для возрастания капитала, а для удовлетворения своих собственных потребностей.

Важно отметить, что либеральных народников, разделяя мнение своих предшественников (А. И. Герцена и Н.Г. Чернышевского)

1 Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учебник / К.И. Вахитов. — М.: ИТК «Дашков и Ко», 2007. — С. 141.

о том, что будущее России связано с необходимостью развития артельных начал, тем не менее, отрицали принцип революционного преобразования общества.

Таким образом, если комплексно оценивать первый этап эволюции кооперативной идеологии в России следует признать, что для него характерно переплетение кооперативных и артельных взглядов. Тем не менее, кооперативная идеология постепенно выкристаллизовывалась как самостоятельное направление общественной мысли в России, которое наиболее ярко раскрылось в начале

XX в., т.е. на втором этапе развития отечественной кооперативной идеологии.

В начале XX в. в России появляется целая плеяда выдающихся теоретиков и пропагандистов кооперации (М.И. Туган-Барановский, С.Н. Прокопович, В.Ф. Тотомианц, С.Л. Маслов, А.В. Меркулов, С.Л. Маслов и многие другие) труды которых по праву относятся к классике кооперативной мысли.

Характеризуя эволюцию кооперативной идеологии в России, невозможно пройти мимо имени М.И. Туган-Барановского. В поисках путей развития России в трудах Михаила Ивановича важное место принадлежит исследованию кооперативного движения. Его он связывал с проблемой общественного идеала и социализма и дал свою теоретическую концепцию понимания кооперации. Оценить кооперативные воззрения М.И. Ту-ган-Барановского можно в рамках анализа его книги "Социальные основы кооперации" (1916 г.) - это фундаментальный труд, в котором проанализирован и обобщён опыт мирового кооперативного движения, глубоко изучены заложенные в нём идеи, определены приоритетные пути развития кооперации. Среди ключевых теоретических изысканий

Второй этап

М.И. Туган-Барановского в области кооперации были следующие:

• обоснование социальной природы кооперации. М.И. Туган-Барановский рассматривая кооперацию, отмечал, что кооперативы всегда были и остаются организациями трудящихся, т.е. кооперативные организации -это одна из форм самозащиты трудящихся классов от неблагоприятных для них социально-экономических условий жизни. И поэтому можно различать кооперативные движения среди пролетариата, крестьянства и промежуточного класса мелкой буржуазии. В этой позиции чётко отражено стремление Михаила Ивановича найти именно социальную, классовую характеристику кооперативов;

• большой интерес представляет классификационная таблица кооперативов, предложенная Михаилом Ивановичем, в рамках которой кооперативные организации разделены по степени сложности выполняемых ими функций. Здесь Михаил Иванович обосновал положение, что наибольшей простотой отличаются кредитные кооперативы, занимающиеся распределением между членами денег. В то время как производительная артель - наиболее сложный вид кооператива: она является и кооперативом по покупке (машин, инструментов, сырья), и кооперативом по сбыту (своих товаров);

• на основе обобщения исторического опыта развития кооперации в странах Западной Европы и России М.И. Туган-Баранов-ский приходит к выводу, что отличительными чертами истинной кооперации являются самостоятельность и самодеятельность. И если данные принципы организации кооперативного предприятия в силу каких-либо причин нарушаются, то они лишаются своей сущности;

• другим не менее важным условием успешного функционирования любой формы кооперации, по мнению М.И. Туган-Баранов-ского, является личная заинтересованность всех членов в достижении высоких экономических результатов. Но при этом, Михаил Иванович отметил, что охрана личного интереса членов кооперативов должна обязательно сочетаться с общими интересами;

• очень дальновидными выглядят сегодня и многие рекомендации М.И. Туган-Ба-рановского относительно сельской кооперации как единственно возможного способа перехода крестьян к ведению крупного хозяйства. Здесь и обоснование необходимости вполне добровольного характера кооперации,

С.Н. Прокопович (1871-1955)

недопустимости навязывания её сельскому населению, и предупреждение о рациональности различных "степеней кооперирования" различных сельскохозяйственных процессов вплоть до сохранения индивидуального производства, например, в огородничестве для собственного потребления.

М.И. Туган-Барановский активно участвовал и в практической кооперативной работе, например, с 1908 г. он руководил комитетом сельских и ссудо-сберегательных товариществ, ему принадлежит видная роль в организационном строительстве и правовом укреплении кооперации, в 1909 г. он создал и возглавил журнал "Вестник кооперации". В целом необходимо отметить, что научно -исследовательская деятельность Михаила Ивановича стала важнейшей основой для дальнейшего развития отечественной кооперативной науки.

Другой яркой фигурой среди кооперативных теоретиков дореволюционной России является С.Н. Прокопович, чей фундаментальный труд - "Кооперативное движение в России. Его теория и практика" (1903 г.) -сыграл важную роль в научном понимании экономических основ кооперации в целом и каждого вида кооперативной деятельности, в частности. В этом произведении Сергей Николаевич глубоко проанализировал ряд фундаментальных вопросов деятельности кооперативных организаций:

• основополагающим моментом в деятельности кооперативов считал принцип добровольного объединения людей, что окончательно отделило кооперативную идеологию от философии "артельного" направления;

• главной особенностью кооперации С.Н. Прокопович называл то, что она организует только хозяйственную жизнь своих членов, но не вмешивается в их личные, се-

В.Ф. Тотомианц (1875-1964)

мейные или общественные отношения, что ещё раз подчёркивает его принципиальные отличия во взглядах на кооперацию по сравнению с основоположниками народничества;

• сравнил экономические основы деятельности кооперативных и капиталистических предприятий, обозначив при этом истинную сущность кооператива, т.е. целью первых являются не получение прибыли на капитал, а повышение производительности и доходности труда своих членов и самозащита их от эксплуатации капитала;

• подтвердил необходимость и важность использования в российской кооперативной практике базовых ценностей и принципов международного кооперативного движения;

• разнообразие и количество кооперативов С.Н. Прокопович ставил в прямую зависимость от сложности и степени развития экономических отношений. Сергей Николаевич разделял кооперацию по видам, согласно двум признакам: какова экономическая формация, к которой принадлежит кооператив, и каковы хозяйственные цели, решаемые в ходе его деятельности, выделяя три типа кооперативных обществ: кредитные, потребительские и производственные;

• заложил теоретические основы реализации кооперативной политики, т.е. проблематика взаимоотношения государства и кооперации.

Важно отметить, что Прокопович стоял у истоков российской кооперативной высшей школы Сергей Николаевич стал первым ректором открытого в 1918 г. Московского кооперативного института.

Значительный вклад в разработку кооперативной теории внёс В.Ф. Тотомианц, который в своих работах, например, "Мощь

2 Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учебник / К.И. Вахитов. — М.: ИТК «Дашков и Ко», 2007. — С. 88.

кооперации" (1899 г.), "Теория, история и практика потребительской кооперации" (1901 г.), "Сельскохозяйственная кооперация" (1908 г.) и многих других проанализировал важные основы кооперативной практики:

• обосновывал экономическую эффективность объединения потребителей в кооперативные потребительские общества для самостоятельного снабжения и сбыта товаров, что в конечном итоге могло избавить их от гнёта перекупщиков. При этом отстаивая преимущества кооперативной торговли над частной Ваан Фомич признавал, что полностью вытеснить частную торговлю с рынка кооперация не сможет;

• считал необходимым распространение потребительских кооперативных организаций на промышленное и сельскохозяйственное производство;

• видел в кооперации способ создания в России крупных сельскохозяйственных объединений (на основе добровольного кооперирования крестьянства) как эффективный механизм аграрного предпринимательства;

• призывал отдельные виды кооперативов в России активно сотрудничать между собой;

• полагал, что в национальной экономической системе должны существовать и взаимодействовать частный, государственные и кооперативный сектора, выполняющие свою функциональную нагрузку;

• отошёл от идеологии классовости кооперативного движения и рассматривал кооперацию как механизм примирения социально-экономических интересов различных групп населения;

• настаивал на беспартийном характере кооперативных обществ.

Блестящими учёными, признанными теоретиками и пропагандистами кооперации, внесшими значительный вклад в эволюцию российской кооперативной идеологии на данном этапе её развития, также являются:

> Н.П. Гибнер (1858-1924), В.А. Поссе (1864-1940) и А.В. Меркулов (1875-1964) -идеологи русского "кооперативизма", выражавшие надежду, что "в более или менее близком будущем кооперация, несомненно, достигнет цели - организует на справедливых началах труд, с подчинением ему капитала. Кооперацию они рассматривали как экономическую систему, обеспечивающую, при прочих благоприятных обстоятельствах, социальное равенство".2

> С.Л. Маслов (1873-1938), А.Е. Кулыж-

ный (1878-1919), Н.П. Макаров (1887-1980), А.Н. Минин (1881-1939), которые активно исследовали проблематику развития сельскохозяйственной кооперации.

> В.А. Перелёшин (1869-1950) как пропагандист и деятель кооперативного кредита.

Таким образом, подводя итоги второго этапа развития кооперативной идеологии в России, следует сказать, что российские теоретики и пропагандисты кооперации сумели развить подход к кооперативам как к организациям экономического типа с необходимым учётом требований рынка. Вместе с тем отечественные идеологи кооперации начала XX в. сохранили (в большей или меньшей степени) веру в то, что кооперация является не только механизмом удовлетворения социальных, экономических и культур -ных потребностей своих членов, но и представляет собой путь к созданию общества всеобщего благоденствия.

Советский период был наиболее трагичным этапом развития отечественной кооперативной мысли. Так, после событий октября 1917 г. со стороны власти начались гонения на кооперацию, которые негативным образом отразились и на кооперативной науке. Страна уже в первые годы советской власти лишилась многих видных теоретиков и пропагандистов кооперации, например, М. И. Туган-Барановский умер в 1919 г., В.Ф. Тотомианц эмигрировал, С.Н. Прокопович был депортирован из страны осенью 1922 г. и т.д. Тем не менее, и в этих условиях кооперативные теоретики находили в себе мужество не только разрабатывать теоретические проблемы, но и публично отстаивать свои взгляды и убеждения.

Ярким примером в этом плане является экономист-аграрник, теоретик и деятель отечественного кооперативного движения А. В. Чаянов. Александр Васильевич имел богатый опыт кооперативной работы: в 19151920 гг. работал на руководящих постах в сельскохозяйственной кооперации, в 19211923 гг. - член коллегии Наркомзема РСФСР, основатель первого в стране Института сельскохозяйственной экономии и его директор в 1922-1928 гг., был профессором Московской сельскохозяйственной академии. Чаянов являясь руководителем организационно-производственной школы (научного направления, исследовавшего проблемы крестьянской экономики), разрабатывал проблемы кооперативного обобществления крестьянских

А.В. Чаянов (1888-1937)

хозяйств, экономического механизма функционирования кооперативного предприятия, его оптимальных размеров. Более подробно о теоретическом наследии A.B. Чаянова один из авторов этой статьи (М.Я. Якимов) уже говорил в предыдущем номере данного журнала.3 Сейчас лишь отметим, что A.B. Чаянов доказал неоспоримые преимущества кооперирования отдельных видов деятельности (сбыта, снабжения, хранения и т.д.) крестьянских хозяйств перед сплошной коллективизацией. Практика развития сельского хозяйства в Европе, США, Канаде, Японии подтвердила идеи великого учёного. Только в СССР, где A.B. Чаянов был репрессирован и расстрелян, уже наполовину кооперированные мелкотоварные крестьянские хозяйства были уничтожены и насильственно с огромными людскими и материальными потерями преобразованы в колхозы, проблематика реформирования которых актуальна и по сей день.

Судьба A.B. Чаянова является показательным примером отношения советской власти к кооперативным теоретикам. Было наглядно продемонстрировано стремление исключить всякую возможность оппозиционного мышления, и поэтому в последующие периоды времени (40-70-е гг. XX в.) в СССР подлинная кооперативная теория была заменена на идейный анализ роли большевиков в процветании советской кооперации. И лишь с началом перестройки в середине 80-х гг. XX в. стали пробиваться "ростки" подлинной кооперативной идеологии. Значительный вклад в этот процесс внёс В.А. Тихонов (1927-1994) - экономист-аграрник, академик, один из разработчиков Закона о кооперации в СССР 1988 г., автор

3 См. Дмитриева Л.Н. Квинтэссенция учения А.В. Чаянова (К 120-летию со дня рождения учёного) / Дмитриева Л.Н., Якимов М.Я. // Вестник чКи. - 2008. - № 1. - С. 212-216.

Третий этап

различных работ по проблемам отечественной кооперации.

Профессор К.И. Вахитов, оценивая теоретическое наследие Тихонова, отмечает, что Владимир Александрович "вскрыл причины и механизм деформации кооперативов в условиях государственного социализма и в числе первых выдвинул задачу формирования в стране саморегулирующегося кооперативного сектора экономики".4 Среди основных идей академика Тихонова следует особо выделить:

• формирование категории "кооперативное производство" и обоснование важности его развития в национальной экономике;

• обоснование экономической эффективности небольших крестьянских кооперативных хозяйств перед колхозной системой;

• определение механизмов сотрудничества кооперации и государства;

• исследование проблематики трансформации (на кооперативных началах) государственных предприятий в народные, где хозяевами выступают сами трудовые коллективы.

Завершая характеристику третьего этапа развития отечественной кооперативной идеологии, авторам хотелось бы обратить внимание ещё на один факт. Многие из кооперативных теоретиков, которые после событий октября 1917 г. в силу различных обстоятельств оказавшиеся в эмиграции (например, А.Н. Ан-цыферов, И.В. Емельянов, В.Ф. Тотомианц,

С.Н. Прокопович, С. В. Маракуев и др.) продолжили свою научно-исследовательскую деятельность. Научное наследие русских кооператоров в эмиграции обстоятельно исследовали коллеги из Российского университета кооперации (М.В. Сероштан, А.В. Соболев, Н.Н. Соловых), отразив свои выводы в монографии "Потребительская кооперация: из истории русской кооперативной мысли".5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ныне, на наш взгляд, кооперативная мысль России вступила в четвёртый (постсоветский) этап своей эволюции. В современной кооперативной науке можно выделить ряд учёных, например, К.И. Вахитов, М.В. Сероштан, А.В. Соболев, А.В. Ткач, В.Н. Титаев, Л.Е. Файн, М.Ф. Шкляр и многие другие, научные труды которых находятся в центре внимания теоретиков и практиков российской кооперации. Безусловно, огромный интерес представляет научно-исследовательская деятельность в области кооперации учёных Чебоксарского кооперативного института (Л.Н. Дмитриева, В.И. Елагин, Е.А. Еленев-ская, В.Г. Фёдоров, Л.П. Фёдорова и др.), которые активно формируют парадигму развития отечественной кооперативной теории и практики.

И в заключение важно отметить, что решение такой масштабной задачи как возрождение кооперации в Российской Федерации невозможно реализовать без активной позиции и развития отечественной кооперативной идеологии.

M. Yakimov, S. Pushkarev. COOPERATIVE IDEOLOGY EVOLUTION IN RUSSIA.

The article deals with the development of cooperative ideology in Russia, specifies cooperative thought evolution stages and characterizes the views of the largest Russian Cooperative movement ideologists.

ЯКИМОВ Михаил Якимович, родился в 1945 г. Окончил Чувашский сельскохозяйственный институт. Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и кооперации Чебоксарского кооперативного института РУК. Автор 35 научных трудов.

ПУШКАРЁВ Сергей Александрович, родился в 1977 г. Окончил Чебоксарский кооперативный институт. Старший преподаватель кафедры экономики, управления и кооперации Чебоксарского кооперативного института РУК. Автор 17 научных статей и 8 учебно-методических разработок.

4 Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учебник / К.И. Вахитов. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2007. - С. 91.

5 См.: Сероштан М.В. Потребительская кооперация: из истории русской кооперативной мысли: Монография. - М.: Наука и кооперативное образование, 2006. - 268 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.