УДК 141.3
Хутуев Рамазан Григорьевич
Khutuev Ramazan Grigoryevich
аспирант кафедры философии Северо-Кавказского федерального университета
PhD student, Philosophy Department, North Caucasus Federal University
ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПТА ЭКСТРЕМАЛЬНОСТИ В ФИЛОСОФСКИХ ТЕОРИЯХ
THE EVOLUTION OF THE EXTREMENESS CONCEPT IN THE PHILOSOPHICAL THEORIES
Аннотация:
Summary:
В статье проведен историко-философский анализ понятия экстремальности, отмечена многозначность и контекстуальность его употребления. Охарактеризованы общие ракурсы философского рассмотрения экстремальности. Обозначен проективно-реактивный характер социокультурной экстремальности в теориях современного общества.
The article carries out a historical and philosophical analysis of the extremeness concept, noting its multiple meanings and contextual use. The author outlines the general perspectives of philosophical study of extremeness. The projective reactive character of the so-ciocultural extremeness in the theories of the modern society is discussed.
Ключевые слова:
экстремальность, экстремумы, мера, риск, социальная безопасность, цивилизационные вызовы.
Keywords:
extremeness, extremes, measure, risk, social security, civilizational challenges.
Значимость философского категориального анализа экстремальности определяется прежде всего тем, что проблематика экстремальности значительно актуализируется в последнее время, что обусловлено сразу несколькими причинами. Во-первых, современный социум начала XXI в. является средой, постоянно воспроизводящей угрозы и в связи с этим продуцирующей риски и реакцию на них, как в сознании и поведении отдельного человека, так и в общественном сознании и массовом поведении в целом. Во-вторых, изучение экстремальных ситуаций имеет большую практическую значимость, позволяя глубже разобраться в особенностях чрезвычайных ситуаций, а значит, спланировать научно обоснованную программу по их предупреждению и ликвидации. Наконец, третий, сугубо интеллектуальный фактор - отсутствие устойчивой теоретико-методологической и философской традиции в исследовании феномена экстремальности.
Сегодня в научном обиходе широко употребим ряд терминов, характеризующих явления, выходящие за пределы или находящиеся на грани нормы. В частности, при описании данных явлений указываются их следующие характеристики: «сложные», «трудные», «особые», «критические», «стрессовые», «аварийные», «чрезвычайные», «экстремальные» и т. п. Уже это простое перечисление понятий дает представление о сложности и многоаспектности терминологического анализа экстремальности.
Важность экстремальности в современной философской теории обусловлена тем, что на современном этапе развития ей приходится решать многие сложные задачи. Одни из них связаны с национальным законодательством, другие - непосредственно с самим современным состоянием этой отрасли знания. В научных изданиях используются разные определения понятий одних и тех же явлений, в объем одного и того же понятия в разных источниках включается разное содержание, что, в свою очередь, ведет к сложности осознания и понимания проблемных вопросов. Параллельное употребление в одной теоретической парадигме даже полностью равноправных с точки зрения общенаучного языка синонимов мешает ее нормальному функционированию и препятствует эффективной научной коммуникации.
Для уточнения смысла понятия «экстремальность» уместно обратиться к историко-философской традиции ее осмысления. Отклонения от нормальных и привычных форм существования и жизнедеятельности или их особые проявления существовали во все периоды эволюционного развития человечества. Поэтому еще античные авторы предпринимали попытки рассмотрения сущности экстремальности и ее принципов, указывали на предельные состояния вещей. Экстремумы древние философы понимали в основном как границы существования вещей с выходом за пределы, после которых вещи перестают быть собой и обретают иное состояние. Вследствие этого античные мыслители развивали представления об экстремальности в учениях о «мерах вещей», «пределах», «дисгармонии» и т. д.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 12)
В дальнейшем в наиболее полном виде «теория экстремумов» была разработана Николаем Кузанским. Он применял принцип экстремальности как средство познания творения и существования, а также смены конкретных предметных форм действительности. Согласно ему все существующее находится между «максимумом» и «минимумом» как экстремумами своего бытия.
Существенной для понимания экстремальности является гегелевская диалектика, и в частности его учение о мере. Под мерой он понимает количественные границы качества вещи, переход за которые лишает ее своей определенности. Гегель подчеркивал, что выход за пределы меры имеет скачкообразный характер и приводит к резкому слому старого и переходу к новому.
ХХ век вносит свои коррективы в философское осмысление экстремальности. Это понятие все чаще используется для отражения крайне опасного, трагичного события, непосредственно взаимосвязанного с жизнедеятельностью человека. Данная переориентация проблематики связана с тем, что социокультурное пространство современного общества теряет свою упорядоченность и иерархичность и превращается в совокупность событий и процессов, объединенных слабыми горизонтальными связями, что приводит к изменению социокультурной квалификации человека в мире, изменяет механизмы и формы его идентичности, трансформирует повседневные практики [1, с. 46].
Философия экзистенциализма пополняет понятийный аппарат философии экстремальности категориями страха, тревоги, тошноты, скуки. Экзистенциалисты тематизируют абсурдность бытия человека, «хрупкость» его экзистенции, которая каждую минуту может быть прервана. Именно поэтому в экзистенциалистском дискурсе на одно из первых мест выдвигаются, с одной стороны, понятия тревоги и страха, а с другой - заботы и свободы. Человек не только постоянно сталкивается с угрозами своего уничтожения, но и обязан заботиться о своем существовании, свободе в его самостоятельном конструировании. Здесь появляется понятие пограничной ситуации, которая отражает страх потери себя (М. Хайдеггер), осознание собственной конечности (К. Ясперс), переживание беспочвенности и бесполезности своей жизни (Ж.-П. Сартр).
Не менее симптоматичным для ХХ в. становится рассмотрение новых проявлений экстремальности, связанных с формированием информационного общества. Инфокоммуникативные технологии приобрели статус доминирующего фактора современного развития и радикально изменили систему общественных отношений, определив специфику экономики, политики и культуры, качественно поменяли структуру гражданского общества [2, с. 111].
Еще одна актуальная тема в современной философии экстремальности связана с пониманием современного общества как общества риска. Это обусловлено тем, что риск становится основополагающей характеристикой социума и распространяется на широкое поле явлений, что коренным образом трансформирует образ жизни и способы поведения социальных субъектов. В программной работе У. Бека «Общество риска», написанной в 80-х гг. ХХ в., фиксируется наступление следующей социальной ситуации: «...наше общество остаточного риска стало обществом без гарантий, оно незастраховано, и парадокс в том, что защищенность убывает по мере роста опасностей. Нет ни одного института - ни реально, ни, видимо, даже в замысле, - который был бы готов к "наихудшему мыслимому бедствию", как нет и формы общественного порядка, которая обеспечивала бы социальные и политические гарантии в этом худшем из возможных случаев» [3, с. 166]. Что касается риска в экстремальной ситуации, то он возникает как один из естественных способов взаимодействия субъекта с неопределенной ситуацией, возникающей при интенсивных и радикальных изменениях обстановки, а также при вероятности таких изменений.
В целом стоит отметить, что при философском анализе экстремальности в современном обществе акцентируется внимание на ее возрастающем значении как одного из факторов циви-лизационной трансформации. В обществе риска экстремальность выполняет в известном смысле реактивно-проективную роль, отвечая на цивилизационные вызовы [4]. Экстремальность не только отражает критическую направленность против существующего положения дел, но и обладает потенциалом позитивной трансформации - предлагает новые ценностные образцы, играя тем самым роль транслятора новых культурных смыслов. Можно сказать, что экстремальность, наполняясь новым культурно-ценностным содержанием, кардинально меняет свое со-циосистемное положение и культурно-ценностный смысл. В современном обществе экстремальность приобретает особое значение в качестве социально-культурного и политического качества конкретных видов деятельности и способов социального поведения.
На основе краткого историко-философского экскурса можно сделать вывод о том, что «экстремальность» - это понятие для обозначения самостоятельного явления, зачастую носящего стихийный характер, которое проявляется не только в активности человека, но и в природной среде. В качестве видов экстремальности, учитывая абстрактность и схематичность такой классификации, можно выделить природную, техногенную, социальную, культурную. В любом случае экстре-
мальные феномены характеризуются максимально крайними значениями, то есть выходом за пределы системы. Подобные явления не всегда порождают конфликт или кризисную ситуацию, однако они могут либо заострять проблему, либо акцентировать внимание на чем-то новом.
В истории философии можно выделить несколько традиций философского анализа социокультурной экстремальности [5]. Во-первых, экстремальность понимается как социальная активность, выражающаяся в контрастной форме по отношению к традиционно признанным моделям. Здесь новые культурно-ценностные смыслы выступают как отличительные девизы альтернативной реальности. В данном случае она воспринимается как носитель нового культурно-ценностного содержания и социокультурной практики. Во-вторых, и это наиболее практически востребованная ветвь теоретического осмысления проблематики экстремальности, она понимается как форма интенсивной деятельности, пребывание на грани исчерпания ресурсов жизнедеятельности социума, отдельного индивида или человекоразмерной системы. Здесь экстремальность ассоциируется с определенной стадией в динамике социума.
Ссылки:
1. Сергодеева Е.А. Подозрение как феномен современной культуры // Философские науки. 2013. № 6. С. 40-49.
2. Лежебоков А.А. Социокультурный статус местного самоуправления в структуре гражданского общества // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2013. № 4 (37). С. 110-111.
3. Бек У. От индустриального общества к обществу риска // THESIS. 1994. № 5. С. 161-180.
4. Волкова Н.Г. Экстремальность в обществе риска : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Самара, 2011. 12 с.
5. Ефанова Е.В. Экстремизм и экстремальность в человеческом измерении // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2012. № 3. С. 86-90.