Научная статья на тему 'Эволюция конструкции подвижного состава легкорельсового транспорта в Санкт-Петербурге'

Эволюция конструкции подвижного состава легкорельсового транспорта в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
341
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГКОВЫЕ ИЗВОЗЧИКИ / ОМНИБУС / КОННО-ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / ПАРОВОЙ ТРАМВАЙ / ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТРАМВАЙ / ЛЕГКОРЕЛЬСОВЫЙ ТРАНСПОРТ / КОНСТРУКЦИЯ ВАГОНА / CAB / OMNIBUS / HORSE-DRAWN RAILWAY / STEAM TRAM / ELECTRICAL TRAM / LIGHT RAIL TRANSPORT / CAR DESIGN

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Воробьев А. А., Будюкин А. М., Кондратенко В. Г., Каримов Угли Д. Д.

Цель: Установить тенденции развития подвижного состава общественного (рельсового) транспорта в Санкт-Петербурге с начала основания города по настоящее время. Определить наиболее оптимальный перспективный вид городского рельсового транспорта в начале XXI в., наиболее перспективный тип и конструктивные особенности подвижного состава легкорельсового транспорта (трамвая), приспособленного для эксплуатации на маршрутах в Санкт-Петербурге. Методы: Проводилось изучение отчетов, исторических документов по работе транспорта с начала основания города, нормативно-технической документации по проектированию и строительству трамвайных вагонов, технических данных отечественного и зарубежного исторического и современного подвижного состава легкорельсового транспорта. Результаты: Обострившиеся в последние десятилетия транспортные проблемы Санкт-Петербурга можно решить только путем приоритетного развития общественного транспорта, в первую очередь рельсового, который обладает большей провозной способностью. Была рассмотрена целесообразность развития в городе метрополитена, городской железной дороги и легкорельсового транспорта. Самым предпочтительным оказалось развитие легкорельсового транспорта на выделенном (обособленном) полотне с развязками в разных уровнях. Строительство и эксплуатация наиболее целесообразны для связи конечных станций метро с городами Всеволожск, Пушкин, Колпино и др. Практическая значимость: Полученные результаты исследований могут быть применены обучающимися и специалистами при изучении истории транспорта Санкт-Петербурга. Рекомендации по предлагаемому перспективному типажу подвижного состава могут быть использованы специалистами Комитета по транспорту Санкт-Петербурга или ГУП «Горэлектротранса» при приобретении по конкурсам нового подвижного состава для трамвайных парков города

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of design of light-rail transport rolling stock in Saint Petersburg

Objective: Establish the trends in development of rolling stock of public (rail) transport in St Petersburg from the founding of the city through to now. Determine the most optimal prospective type of urban rail transport for early 21st century, and most attractive type and specific design features of light-rail transport (tram) rolling stock adjusted for operation on routes in Saint Petersburg. Methods: Study of reports, historical documents on operation of transport since the founding of the city, normative and technical documentation for designing and construction of tram cars, technical data of Russian and international historical and modern rolling stock of light rail transport. Results: Saint Petersburg’s transport problems which became more acute over the last few dozen years can be solved only by priority development of public transport, primarily rail transport, which has higher carrying capacity. Feasibility of developing underground rail (metro), urban railway and light rail transport in the city was considered. The most preferable option was found to be development of light rail transport using designated (separated) roadbed with junctions at different levels. Construction and operation is most practicable to connect final metro stations to the towns of Vsevolozhsk, Pushkin, Kolpino and others. Practical importance: The obtained results of study can be used by students and specialists in the study of history of Saint Petersburg’s transport. Recommendations for proposed prospective types of rolling stock can be used by specialists of the Saint Petersburg Transport Committee or State Unitary Enterprise Gorelektrotrans when conducting competitive tenders for new rolling stock for the city’s tram parks

Текст научной работы на тему «Эволюция конструкции подвижного состава легкорельсового транспорта в Санкт-Петербурге»

УДК 629.433

Эволюция конструкции подвижного состава легкорельсового транспорта в Санкт-Петербурге

А. А. Воробьев, А. М. Будюкин, В. Г. Кондратенко, Д. Д. угли Каримов

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9

Для цитирования: Воробьев А. А., Будюкин А. М., Кондратенко В. Г., Каримов Д. Д. угли. Эволюция конструкции подвижного состава легкорельсового транспорта в Санкт-Петербурге // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2020. - Т. 17. - Вып. 1. - С. 62-70. Б01: 10.20295/1815-588Х-2020-1-62-70

Аннотация

Цель: Установить тенденции развития подвижного состава общественного (рельсового) транспорта в Санкт-Петербурге с начала основания города по настоящее время. Определить наиболее оптимальный перспективный вид городского рельсового транспорта в начале XXI в., наиболее перспективный тип и конструктивные особенности подвижного состава легкорельсового транспорта (трамвая), приспособленного для эксплуатации на маршрутах в Санкт-Петербурге. Методы: Проводилось изучение отчетов, исторических документов по работе транспорта с начала основания города, нормативно-технической документации по проектированию и строительству трамвайных вагонов, технических данных отечественного и зарубежного исторического и современного подвижного состава легкорельсового транспорта. Результаты: Обострившиеся в последние десятилетия транспортные проблемы Санкт-Петербурга можно решить только путем приоритетного развития общественного транспорта, в первую очередь рельсового, который обладает большей провозной способностью. Была рассмотрена целесообразность развития в городе метрополитена, городской железной дороги и легкорельсового транспорта. Самым предпочтительным оказалось развитие легкорельсового транспорта на выделенном (обособленном) полотне с развязками в разных уровнях. Строительство и эксплуатация наиболее целесообразны для связи конечных станций метро с городами Всеволожск, Пушкин, Колпино и др. Практическая значимость: Полученные результаты исследований могут быть применены обучающимися и специалистами при изучении истории транспорта Санкт-Петербурга. Рекомендации по предлагаемому перспективному типажу подвижного состава могут быть использованы специалистами Комитета по транспорту Санкт-Петербурга или ГУП «Горэлектротранса» при приобретении по конкурсам нового подвижного состава для трамвайных парков города.

Ключевые слова: Легковые извозчики, омнибус, конно-железная дорога, паровой трамвай, электрический трамвай, легкорельсовый транспорт, конструкция вагона.

В связи с ростом населения в столице Российской Империи Санкт-Петербурге в начале XIX в., который был связан с развитием промышленного производства в городе, появилась потребность в общественных перевозках. Этапы становления общественного транспорта в Санкт-Петербурге [1-4] представлены в табл. 1.

Существовавший примерно с 1705 г. способ передвижения с помощью легковых извозчиков был доступен лишь наиболее состоятельной части населения города.

В 1847 г. в Санкт-Петербурге появились маршрутные омнибусы (общественные кареты). Омнибус представлял собой деревянную

ТАБЛИЦА 1. Этапы развития городского общественного транспорта в Санкт-Петербурге

Номер этапа Вид транспорта Годы эксплуатации Достоинства Недостатки

I Легковые извозчики 1705-до конца 1930-х Скорость, индивидуальный транспорт Высокая стоимость проезда

II Омнибус 1847-1914 Первый маршрутный общественный транспорт Невысокие скорость и вместимость, лошади

III Конка 1863-1907 Незначительное увеличение скорости и вместимости Недостаточная вместимость, лошади

IV Паровой трамвай 1882-1922 Увеличение скорости и вместимости, без лошадей Дым, копоть, шум, неэкономичность

V Электрический трамвай 1907 - настоящее время Скорость, вместимость, удобства Сбои в движении из-за непредвиденных ситуаций при движении в общем потоке

карету вместимостью 6-10 человек с деревянными спицевыми колесами большого диаметра с железным ободом. Стоимость проезда на них была ниже, чем у извозчиков. Кареты первоначально были одноэтажными, а позднее и с империалом. Однако даже двухэтажный омнибус не справлялся с возрастающим пассажиропотоком.

В 1863 г. в городе были открыты линии кон-но-железных дорог. Вагоны конки тянулись двумя лошадями, имели деревянный кузов и открытые площадки, на которых размещался механический ручной тормоз. В 1875 г. появились двухэтажные вагоны с империалами, длина кузова - до 8 м. Увеличилась вместимость до 50 человек и возросла скорость передвижения до 8-12 км/ч. Салон в темное время освещался керосиновыми фонарями. Лошади часто болели, существовали проблемы с кормами. Они могли тянуть только один вагон, назрела потребность в применении механической тяги.

Линии парового трамвая начали перевозить пассажиров с 1882 г. Паровой трамвай представлял собой маленький локомотив на коксе, с конденсацией пара, колесной формулой 0-2-0, тащивший за собой 3-4 коночных вагона с империалом. Его недостатки: дым от работы локомотива отрицательно влиял как на пассажи-

ров, так на жителей города, невысокие скорости, загрязнение воздуха, опасность пожаров; неэкономичность работы паровоза при частых пусках и остановках; паровая тяга требовала выравнивания профиля улиц, так как паровозы не могли преодолевать более или менее крутые подъемы. К достоинствам относятся: увеличение вместимости и стали не нужны лошади.

Электрический трамвай в Санкт-Петербурге был открыт 29 сентября 1907 г. (по новому стилю) и работает по настоящее время. В результате проведенных исследований все эксплуатируемые в Санкт-Петербурге модели трамвайных вагонов в соответствии с их конструктивными особенностями поделены на семь поколений (табл. 2) [5-11].

Рассмотрим конструктивные особенности вагонов седьмого поколения (полностью низко-польных), эксплуатируемых в настоящее время в Санкт-Петербурге, как наиболее прогрессивных и удобных для пассажиров.

Особенности конструкции полностью низ-копольных шестиосных односторонних вагонов модели 71-931 «Витязь» (2015-2017 гг.), 71-931М «Витязь М» (2017-2019 гг.) (рис. 1) и четырехосных сочлененных модели 71-923 «Богатырь» (2017 г., конструктивно - 2/3 от

ТАБЛИЦА 2. Поколения конструкций вагонов электрического трамвая в Санкт-Петербурге

Поколение вагонов Тип подвижного состава Годы постройки Производитель: завод/фирма

1 Двухосные моторные вагоны с непосредственной системой управления и двухосные прицепные вагоны 1907- 1933 Brush Electrical Engineering Company (Англия), Путиловский завод (Ленинград) и др.

2 Четырехосные моторные вагоны с непосредственной системой управления и четырехосные прицепные вагоны 1933- -1969 ВАРЗ (Ленинград)

3 Четырехосные моторные вагоны с косвенной системой управления (РКСУ) 1968- 2004 ВАРЗ (ЗРГЭТ, ПТМЗ), УКВЗ

Шестиосные сочлененные вагоны с кос-

4 венной системой управления (РКСУ, ТИСУ) 1987- 2004 ЗРГЭТ (ПТМЗ)

Четырех- и шестиосные сочлененные ва-

5 гоны с переменным уровнем пола и транзисторной системой управления 2005- -2012 ПТМЗ

6 Четырех-, шести- и восьмиосные сочлененные вагоны с переменным уровнем пола и транзисторной системой управления 2013- -2019 УКВЗ, «Белкоммунмаш», АО «Уралтрансмаш»

Четырех-, шести- и восьмиосные сочлененные вагоны с 100 %-ным низким полом с транзисторной системой управ- ООО «ПК Транспортные

7 2017- -2019 системы», «Штадлер-Минск»

ления

Примечание: ВАРЗ, ЗРГЭТ, ПТМЗ - это все разные названия одного и того же завода (закрыт в 2013 г.); УКВЗ - Усть-Катавский вагоностроительный завод им. С. М. Кирова; РКСУ -реостатно-контакторная система управления; ТИСУ - тиристорно-импульсная система управления. Исключены из анализа все экспериментальные и опытные вагоны; рассмотрены конструкции только серийно выпускавшихся вагонов, в разные годы работавшие в городе. Не описываются вагоны серии ЛМ-99 (годы постройки 1999-2007 гг.), которые имели устаревшие тележки мостового типа, и их конструкция постоянно менялась.

вагона «Витязь») производства ООО «ПК Транспортные системы» и восьмиосных двухсторонних вагонов модели «Stadler B85600M» (рис. 2) приведены в табл. 3.

Вагоны с низким полом позволяют существенно ускорить посадку-высадку пассажиров на остановках, имеют систему климат-контроль салона и кабины водителя, но их цена на 3040 % выше, чем у вагонов с переменным уровнем пола. К недостаткам полностью низкополь-

ных вагонов можно отнести наличие подиумов в салоне, обусловленное необходимостью расположения там части оборудования и где ставятся сидения, и как следствие, вагоны имеют узкие проходы для пассажиров.

Проведенный в работе анализ подвижного состава выпуска 1863-2019 гг. показал, что совершенствуются конструкции кузовов, тележек, ходовых частей, систем управления, токоприемников и другого оборудования [12-18].

Рис. 1. Трамвайный вагон модели 71-931 М «Витязь М» (2017-2019 гг.)

ТАБЛИЦА 3. Технические особенности конструкции полностью низкопольных сочлененных вагонов, производившихся с 2015 по 2019 г.

Узел вагона Особенность конструкции

Кузов Сварной из низколегированной стали и обшит деталями из композита, стеклопластика или алюминиевыми панелями, низкий пол 100 %, в кузове нет ступенек

Двери Прислонно-сдвижные

Тормоз Электродинамический, механический дисковый с электрическим приводом, магниторельсовый

Тип двигателя, количество и мощность, кВт Переменного тока - асинхронные двигатели: 4^72; 6x72;8x70

Ходовая часть Двухосные моторные низкопольные тележки с двойным подвешиванием, под средней секцией - моторная неповоротная тележка. Все тележки моторные поворотные, редуктор наружный. Тележки не имеют в приводе карданных валов

Токоприемник Полупантограф

Система управления Асинхронный тяговый частотно-управляемый привод на ЮВТ-транзисторах

Максимальная скорость, км/ч 75

Максимальная вместимость, чел. (8 чел./м 2) 265 (шестиосный)/376 (восьмиосный)

Рис. 2. Вагон «Stadler B85600M» (2017-2018 гг.)

Современные вагоны должны иметь 100 %-ный низкий пол, быть оборудованы поворотными тележками с двойным рессорным подвешиванием (не исключая пневматическое); с асинхронными тяговыми электродвигателями с транзисторной системой управления; с электродинамическим, дисковым механическим и маг-ниторельсовым тормозами. Кузова могут быть многозвенными - до пяти секций (и более), иметь широкие входные двери, достаточные размеры проходов в салоне вагона, вместительные накопительные площадки, мягкие места для сидения, систему климат-контроль, электронные информационные системы; зачастую такие вагоны могут выполняться двухсторонними.

Ход современных вагонов должен быть плавным и бесшумным, они должны обладать современной динамичностью (быстро разгоняться и иметь эффективные тормоза) и минимальным автономным ходом не менее 1000 м.

В результате рекомендуется следующий наиболее актуальный типаж рельсового подвижного состава для Санкт-Петербурга на ближайшую перспективу:

- четырехосные сочлененные двухзвенные низкопольные односторонние вагоны на поворотных двухосных тележках длиной примерно 20 м (вместо приобретаемых четырехосных одиночных вагонов);

- шестиосные сочлененные двухзвенные низкопольные односторонние вагоны на пово-

ротных тележках (с поддерживающей тележкой как под сочленением, так и не под сочленением) длиной 22,5 м, способные работать по системе многих единиц;

- восьмиосные сочлененные трехзвенные низкопольные вагоны на поворотных моторных тележках длиной 30 м.

В силу применения колес небольшого диаметра (не более 620 мм), новые вагоны очень чувствительны к техническому состоянию рельсового пути, что приводит к необходимости проводить их регулярную шлифовку для устранения волнообразного износа рельса. Помимо этого, в некоторых моделях вагонов стали необоснованно применять неповоротные тележки, которые плохо воздействуют на путь, тем самым ускоряя их износ. Поэтому целесообразно отказаться от их приобретения.

Необходимо оборудовать эксплуатируемые в городе трамвайные вагоны старого типа устройствами автономного хода, что позволит существенно повысить регулярность движения.

Библиографический список

1. Киселев И. П. История скоростных сухопутных нетрадиционных видов пассажирского транспорта / И. П. Киселев // История науки и техники. -2006. - № 8. - С. 2-12.

2. Киселев И. П. Развитие классификаций транспортных систем в СССР и России. Специфика колейного (направляемого) транспорта / И. П. Киселев // Изв. Петерб. ун-та путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2010. - Вып. 4 (25). - С. 168-178.

3. Фортунатов В. В. История мировых цивилизаций / В. В. Фортунатов. - СПб. : Питер, 2012. -560 с.

4. Голубев А. А. История транспорта : учеб. пособие / А. А. Голубев, И. П. Киселев, В. И. Голубев, В. В. Фортунатов, В. В. Яробков ; под ред. В. В. Фортунатова. - СПб. : ПГУПС, 2013. - 134 с.

5. Резник М. Я. Трамвайный вагон ЛМ-68М / М. Я. Резник, Б. М. Кулаков. - М. : Транспорт, 1977. -192 с.

6. Иванов М. Д. Устройство и эксплуатация трамвая / М. Д. Иванов, А. П. Алапкин, Б. К. Иерополь-ский. - 2-е изд. - М. : Высшая школа, 1977. - 272 с.

7. Хиценко В. В. Высокоскоростной трамвай / В. В. Хиценко. - Л. : Стройиздат, 1976. - 180 с.

8. Корягина Е. Е. Электрооборудование трамваев и троллейбусов / Е. Е. Корягина, О. А. Коськин. - М. : Транспорт, 1982. - 296 с.

9. Годес Я. Г. Этот новый старый трамвай / Я. Г. Го-дес. - Л. : Лениздат, 1982. - 166 с.

10. Шредер Б. Л. Цельнометаллические четырехосные трамвайные вагоны ЛМ-49 и ЛП-49 / Б. Л. Шредер, З. Н. Когтева, М. Я. Резник, Г. И. Романов и др. -Л. : Лениздат, 1954. - 268 с.

11. Волочнев В. Н. Технический справочник по городскому электротранспорту / В. Н. Волочнев,

A. Н. Трофимов, М. Н. Шполянский. - М. : Изд-во Министерства коммунального хозяйства РСФСР, 1963. - 724 с.

12. Космачевский А. А. Современные технологии ремонта кузовов и тележек трамвайных вагонов модели ЛВС-86 / А. А. Космачевский, А. А. Воробьев,

B. Г. Кондратенко // Прогрессивные технологии, применяемые при ремонте железнодорожного подвижного состава : сб. трудов Нац. науч.-технич. конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. - СПб. : ПГУПС, 2019. - С. 155-162.

13. Жуков Е. Р. Современные материалы и конструкции, применяемые для отечественных железнодорожных вагонов / Е. Р. Жуков, А. М. Будюкин, В. Г. Кондратенко // Прогрессивные технологии, применяемые при ремонте подвижного состава РЖД : сб.

трудов конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - СПб. : ПГУПС, 2017. - С. 95-98.

14. Кондратенко В. Г. Совершенствование технологии сборки кузовов железнодорожных вагонов / В. Г. Кондратенко, А. М. Будюкин, Е. Р. Жуков // Прогрессивные технологии, применяемые при ремонте подвижного состава РЖД : сб. трудов конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. -СПб. : ПГУПС, 2017. - С. 98-101.

15. Старостин А. А. Анализ эффективности применения современных конструкционных материалов и сплавов при производстве железнодорожных вагонов и локомотивов / А. А. Старостин, А. М. Будю-кин // Прогрессивные технологии, применяемые при ремонте железнодорожного подвижного состава : сб. трудов Нац. науч.-техн. конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. - СПб. : ПГУПС, 2019. - С. 133-136.

16. Воробьев А. А. Моделирование динамики подвижного состава / А. А. Воробьев, А. М. Будю-кин, В. Г. Кондратенко, К. А. Мерочник // Новые материалы и технологии в машиностроении. - Брянск : БГИТА, 2015. - № 21. - С. 24-30.

17. Будюкин А. М. Теоретические основы формирования системы обеспечения работоспособности машин. Ч. 1 : учеб. пособие / А. М. Будюкин, А. А. Воробьев, В. Г. Кондратенко, А. А. Соболев ; под ред. С. А. Зинченко. - СПб.: ПГУПС, 2016. - 46 с.

18. Воробьев А. А. Надежность подвижного состава: учебник для образовательных учреждений, реализующих программы ВО по специальности 23.05.03 «Подвижной состав железных дорог»/А. А. Воробьев, А. В. Горский, А. Д. Пузанков, А. В. Скребков, В. А. Четвергов, С. В. Швецов. - М. : Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. транспорте, 2017. -301 с.

Дата поступления: 25.02.2020 Решение о публикации: 28.02.2020

Контактная информация:

ВОРОБЬЕВ Александр Алфеевич - д-р техн. наук, доцент; 79219751198@yandex.ru БУДЮКИН Алексей Митрофанович - канд. техн. наук, доцент; ktexmet@yandex.ru КОНДРАТЕНКО Владимир Григорьевич -канд. техн. наук, доцент; ktexmet@yandex.ru КАРИМОВ Дастонбек Давронбой угли -аспирант; dostonkarimov325@gmail.com

Evolution of design of light-rail transport rolling stock in Saint Petersburg

A. A. Vorob'ev, A. M. Budiukin, V. G. Kondratenko, D. D. ugli Karimov

Emperor Alexander I Petersburg State Transport University, 9, Moskovsky pr., Saint Petersburg, 190031, Russian Federation.

For citation: Vorob'ev A.A., Budiukin A. M., Kondratenko V. G., Karimov D. D. ugli. Evolution of design of light-rail transport rolling stock in Saint Petersburg. Proceedings of Petersburg Transport University, 2020, vol. 17, iss. 1, pp. 62-70. (In Russian) DOI: 10.20295/1815-588X-2020-1-62-70

Summary

Objective: Establish the trends in development of rolling stock of public (rail) transport in St Petersburg from the founding of the city through to now. Determine the most optimal prospective type of urban rail transport for early 21st century, and most attractive type and specific design features of light-rail transport (tram) rolling stock adjusted for operation on routes in Saint Petersburg. Methods: Study of reports, historical documents on operation of transport since the founding of the city, normative and technical documentation for designing and construction of tram cars, technical data of Russian and international historical and modern rolling stock of light rail transport. Results: Saint Petersburg's transport problems which became more acute over the last few dozen years can be solved only by priority development of public transport, primarily rail transport, which has higher carrying capacity. Feasibility of developing underground rail (metro), urban railway and light rail transport in the city was considered. The most preferable option was found to be development of light rail transport using designated (separated) roadbed with junctions at different levels. Construction and operation is most practicable to connect final metro stations to the towns of Vsevolozhsk, Pushkin, Kolpino and others. Practical importance: The obtained results of study can be used by students and specialists in the study of history of Saint Petersburg's transport. Recommendations for proposed prospective types of rolling stock can be used by specialists of the Saint Petersburg Transport Committee or State Unitary Enterprise Gorelektrotrans when conducting competitive tenders for new rolling stock for the city's tram parks.

Keywords: Cab, omnibus, horse-drawn railway, steam tram, electrical tram, light rail transport, car design.

References

1. Kiselev I. P. Istoriia skorostnykh sukhoputnykh netraditsionnykh vidov passazhirskogo transporta [History of high-speed terrestrial non-traditional types of passenger transport]. Istoriia nauki i techniki [Science and technology history], 2006, no. 8, pp. 2-12. (In Russian)

2. Kiselev I. P. Razvitie klassifikatsii transportnykh sistem v SSSR i Rossii. Spetsifika koleinogo (naprav-liaemogo) transporta [Development of classification of transport systems in the USSR and Russia. Specific features of tracked (guided) transport]. Izvestiia Peters-

burgskogo universitetaputei soobshcheniia [Proceedings of Petersburg Transport University]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2010, iss. 4 (25), pp. 168-178. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Fortunatov V. V. Istoriia mirovykh tsivilizatsii [History of world civilizations]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2012, 560 p. (In Russian)

4. Golubev A. A., Kiselev I. P., Golubev V. I., Fortunatov V. V. & Iarobkov V. V. Istoriia transporta [History of transport]. Study guide ed. by V. V. Fortunatov. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2013, 134 p. (In Russian)

5. Reznik M. Ia. & Kulakov B. M. Tramvainyi vagon LM-68M [Tram car LM-68M]. Moscow, Transport Publ., 1977, 192 p. (In Russian)

6. Ivanov M. D., Alapkin A. P. & Ieropol'skii B. K. Us-troistvo i ekspluatatsiia tramvaia [Design and operation of a tram]. 2nd ed. Moscow, Vysshaia shkola Publ., 1977, 272 p. (In Russian)

7. Khitsenko V. V. Vysokoskorostnoi tramvai [Highspeed tram]. Leningrad, Stroiizdat Publ., 1976, 180 p. (In Russian)

8. Koriagina E. E. & Kos'kin O. A. Elektrooborudo-vanie tramvaev i trolleibusov [Electrical equipment of trams and trolleybuses]. Moscow, Transport Publ., 1982, 296 p. (In Russian)

9. Godes Ia. G. Etot staryi novyi tramvai [This old new tram]. Leningrad, Lenizdat Publ., 1982, 166 p. (In Russian)

10. Shreder B. L., Kogteva Z. N., Reznik M. Ia., Romanov G. I. et al. Tsel'nometallicheskie chetyrekhosnye tramvainye vagony LM-49 and LP-49 [Full-metal four-axle tram cars LM-49 and LP-49]. Leningrad, Lenizdat Publ., 1954, 268 p. (In Russian)

11. Volochnev V. N., Trofimov A. N. & Shpolian-skii M. N. Tekhnicheskii spravochnik po gorodskomu elektrotransportu [Technical reference book for urban electrical transport]. Moscow, Izdatel'stvo Ministerstva kommunal'nogo khoziaistva RSFSR Publ., 1963, 724 p. (In Russian)

12. Kosmachevskii A. A., Vorob'ev A.A. & Kon-dratenko V. G. Sovremennye tekhnologii remonta ku-zovov i telezhek tramvainykh vagonov modeli LVS-86 [Modern technologies for repair of model LVS-86 tram car bodies and bogies]. Progressivnye tekhnologii, pri-meniaemye pri remonte zheleznodorozhnogo podvizh-nogo sostava. Sb. trudov nats. nauch.-tekhnich. konfe-rentsii studentov, magistrantov, aspirantov i molodykh uchenykh [Progressive technologies used in repairing railway rolling stock. Coll. papers of national scientific and technical conferense of students, master students, PhD students and young researchers]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2019, pp. 155-162. (In Russian)

13. Zhukov E. R., Budiukin A. M. & Kondraten-ko V. G. Sovremennye materialy i konstruktsii, primeniae-mye dlia otechestvennykh zheleznodorozhnykh vagonov [Modern materials and constructions used for domestic rail wagons]. Progressivnye tekhnologii, primeniae-

myepri remontepodvizhnogo sostava RZhD. Sb. trudov konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh [Progressive technologies used in repairs of Russian Railways ' rolling stock. Coll. papers of conferense for students, PhD students and young researchers]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2017, pp. 95-98. (In Russian)

14. Kondratenko V. G., Budiukin A. M. & Zhukov E. R. Sovershenstvovanie tekhnologii sborki kuzovov zheleznodorozhnykh vagonov [Perfecting the technology for assembly of railway wagon bodies]. Progressivnye tekhnologii, primeniaemye pri remonte podvizhnogo sostava RZhD. Sb. trudov konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh [Progressive technologies used in repairs of Russian Railways' rolling stock. Coll. papers of conferense for students, PhD students and young researchers]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2017, pp. 98-101. (In Russian)

15. Starostin A.A. & Budiukin A. M. Analiz effek-tivnosti primeneniia sovremennykh konstruktsionnykh materialov i splavov pri proizvodstve zheleznodorozhnykh vagonov i lokomotivov [Analysis of efficiency of applying modern construction materials and alloys in production of railway wagons and locomotives]. Progressivnye tekhnologii, primeniaemye pri remonte zheleznodorozhnogo podvizhnogo sostava. Sb. trudov nats. nauch.-tekh-nich. konferentsii studentov, magistrantov, aspirantov i molodykh uchenykh [Progressive technologies used in repairing railway rolling stock. Coll. papers of national scientific and technical conferense of students, master students, PhD students and young researchers]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2019, pp. 133-136. (In Russian)

16. Vorob'ev A. A., Budiukin A. M., Kondraten-ko V. G. & Merochnik K. A. Modelirovanie dinamiki podvizhnogo sostava [Modelling of rolling stock dynamics]. Novye materialy i tekhnologii v mashinostroe-nii [New materials and technologies in machine engineering]. Briansk, BGITU [Briansk State Engineering and Technology University] Publ., 2015, no. 21, pp. 24-30. (In Russian)

17. Budiukin A. M., Vorob'ev A.A. & Kondratenko V. G. Teoreticheskie osnovy formirovaniia sistemy obespecheniia rabotosposobnosti mashin. Ch. 1 [Theoretical foundations for forming a system for maintaining working capacity of machines. Pt 1]. Saint Petersburg,

PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2016, 46 p. (In Russian)

18. Vorob'ev A.A., Gorskii A. V., Puzankov A. D., Skrebkov A. V., Chetvergov V.A. & Shvetsov S. V. Na-dezhnost'podvizhnogo sostava. Uchebnik [Reliability of rolling stock. Study guide]. Moscow, Uchebno-meto-dicheskii tsentr po obrazovaniiu na zheleznodorozhnom transporte Publ., 2017, 301 p. (In Russian)

Received: February 25, 2020 Accepted: February 28, 2020

Author's information:

Aleksandr A. VOROB'EV - D. Sci. in Engineering, Associate Professor; 79219751198@yandex.ru Aleksei M. BUDIUKIN - PhD in Engineering, Associate Professor; ktexmet@yandex.ru Vladimir G. KONDRATENKO - PhD in Engineering, Associate Professor; ktexmet@yandex.ru

Dastonbek D. ugli KARIMOV - Postgraduate Student; dostonkarimov325@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.