DOI: 10.24412/2076-1503-2024-1-87-90 СВЕТЛОВ Александр Игоревич,
NIION: 2018-0076-1/24-17 старший преподаватель кафедры
MOSURED: 77/27-023-2024-1-17 общетеоретических правовых дисциплин
Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия
(г. Санкт-Петербург), e-mail: [email protected]
ЭВОЛЮЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы становления конституционного законодательства Эстонской Республики. Показано, что в различные исторические периоды основной эстонский закон претерпевал различные изменения, связанные со сменой политического режима. В период первой Эстонской Республики (1918-1940 гг.) отмечается усиление статуса президента, а после провозглашения независимости Эстонии в 1991 г. была установлена парламентская форма правления, при которой значительно снизилась роль главы государства. При этом основные начала устройства государственной власти, а также принципы предоставления эстонского гражданства базировались на ранее принятых конституциях, то есть фактически произошло правопреемство конституционного законодательства первой Эстонской Республики.
Ключевые слова: Эстонская Республика, Эстония, Конституция Эстонской Республики, конституционное законодательство, эволюция законодательства.
SVETLOV Aleksandr Igorevich,
Senior Lecturer of the Department of General Theoretical Legal Disciplines of the North-Western Branch of the Russian State University of Justice (Saint Petersburg)
EVOLUTION OF THE CONSTITUTIONAL LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF ESTONIA
Annotation. This article discusses the issues of the formation of the constitutional legislation of the Republic of Estonia. It is shown that in various historical periods, the basic Estonian law underwent various changes related to the change of the political regime. During the period of the first Republic of Estonia (1918-1940), the status of the president was strengthened, and after the declaration of independence of Estonia in 1991, a parliamentary form of government was established, in which the role of the head of state significantly decreased. At the same time, the basic principles of the structure of state power, as well as the principles of granting Estonian citizenship, were based on previously adopted constitutions, that is, in fact, the succession of the constitutional legislation of the first Republic of Estonia.
Key words: Republic of Estonia, Estonia, Constitution of the Republic of Estonia, constitutional legislation, evolution of legislation
Наличие реально действующей конституции - необходимый показатель современного правового государства. Именно в основном законе государства определяется правовой статус человека и гражданина, гарантии защиты прав и свобод со стороны государства, а также устройство государственной власти, то есть конституция определяет качественную правовую связь между государством и отдельным гражданином. Для того чтобы дать объективную оценку действующей конституции, нередко
приходится обращаться к историко-правовой литературе, а также к нормативным актам, утратившим юридическую силу. Эта необходимость объясняется тем, что для ряда государств, утративших в силу исторических событий независимость в конкретный исторический период, свойственно восстановление ранее действовавшего конституционного правопорядка и принципов организации государственной власти.
Началом эволюции конституционного законодательства Эстонской Республики можно счи-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024
тать дату объявления независимости - 24 февраля 1918 года. Именно в этот день был обнародован манифест о независимости (эст. - «Manifest Eestimaa rahvastele»), провозгласившим Эстонию независимым демократическим государством. Стоит отметить, что данный документ был зачитан накануне, 23 февраля в 1918 г., в г. Пярну, а на следующий день уже в столице - Таллинне. В преамбуле данного документа было сказано, что «в этот решающий час Эстонский Маапяэв (ландтаг) как законный представитель страны и народа, опираясь на право наций на самоопределение, вместе с политическими партиями и организациями, стоящими на позициях народного правления, пришел к единогласному решению признать необходимым предпринять следующие шаги для определения дальнейшей судьбы Эстонии: Эстония в ее исторических и этнографических границах с сегодняшнего дня объявляется независимой демократической республикой». «Манифест постановлял, что порядок правления в стране определит Учредительное собрание Эстонии, до созыва которого вся власть останется в руках Земского совета и временного правительства. Хотелось бы отметить, что манифестом также были установлены важнейшие права: равенство перед законом и судом, культурная автономия национальных меньшинств, свобода слова, печати, вероисповедания, собраний, объединений и забастовок [6, с. 7]. Этот документ считается одним из предшественников первой конституции республики. В 1919 году Учредительным собранием Эстонии принимается «Временный порядок правления Эстонской Республики», который также считается правовой предпосылкой принятия конституции Эстонской Республики. Основной же задачей Учредительного собрания было принятие конституции, и 15 июня 1920 года большинством голосов депутатов. Конституция определила устройство государственной власти и закрепила масштабный для того времени объем гражданских прав [2]. Верховным носителем государственной власти в Эстонии считался народ, который осуществлял государственную власть путём всенародного голосования. Носителем законодательной власти было признано Государственное собрание (эст. Riigikogu - Рийгикогу) [2], в состав которого вошло сто депутатов. Исполнительная власть принадлежала Правительству Республики, во главе которого стоял государственный старейшина. Должности президента конституция не предусматривала. Правительство целиком зависело от Рийгикогу: оно назначало и освобождало от должности всех членов правительства, Рийги-когу могло выразить правительству или одному его члену недоверие (министр, которому объявляли вотум недоверия, покидал свой пост). Опи-
раясь на эти принципы, конституция устанавливала парламентский порядок правления. Вместе с тем, парламент, состоящий из многочисленных депутатских групп, не смог найти единодушия по вопросу формирования правительства. Данные противоречия приводили к тому, что составы правительства работали непродолжительный срок. Недостатки такой правительственной системы проявились довольно скоро, и в политических кругах стали раздаваться голоса, что для оздоровления политической жизни необходимо устранить одностороннюю диктатуру парламента с зависящим от парламентарных групп правительством и установить для правительственной власти более прочные основания. После того как представителями разных кругов были выработаны проекты об изменении Конституции, Рийгикогу избрал в 1932 г. специальную комиссию для выработки проекта закона об изменении Конституции и для вынесения его согласно действующей Конституции на решение народа. Как результат этой работы, эстонский парламент 24 марта 1932 г. решило представить на народное обсуждение проект об изменении Конституции. Но уже в то время настроение народа оказалось неблагоприятным для парламента и происходящей там острой партийной борьбы, и проект (хотя и небольшим большинством голосов) был отклонен в августе 1932 г. Поэтому в 1933 году возник вопрос о принятии второй конституции Эстонии [5].
Новая конституция республики была принята в январе 1934 года, которая значительно ограничила полномочия парламента. От должности государственного старейшины отделили в качестве отдельной должности пост премьер-министра. Государственный старейшина стал главой государства, напрямую избираемым народом. Премьер-министр и правительство стали зависимыми от государственного старейшины: государственный старейшина формировал правительство. Таким образом, государственный старейшина получил значительные права по сравнению с парламентом. Кроме того, в неотложных ситуациях он получил право издавать декреты, имеющие силу закона. Парламентская республики была преобразована в президентскую форму. В разные периоды государственными старейшинами были Антс Пийп, Константин Пятс (в дальнейшим являлся и первым Президентом Эстонии), Юхан Кукк, Яан Тыниссон и другие.
Авторитарный стиль управления в Эстонии стал критиковаться различными слоями общества, что привело к идеям принятия третьей конституции [3]. Конституция Эстонии 1938 года установила форму государственного правления, ориентированную на президента и правительство. Впервые в истории Эстонии был учрежден пост
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024
Президента Республики. Новой конституцией предусматривалось создание двухпалатного парламента, который по-прежнему назывался Рийги-когу, или Государственным собранием. Нижнюю палату парламента называли Государственной думой, а верхнюю палату - Государственным советом. Государственную думу избирал народ, Государственный совет формировался из представителей различных органов [3].
В 1940 году Эстония была включена в состав Советского Союза. В 1940 и 1978 гг. по образцу общесоюзных конституций были утверждены конституции Эстонской ССР. Советский период ознаменовался сохранением власти на местах (Верховный Совет Эстонской ССР), но при этом значительное влияние исходило от центра в Москве.
Раньше других союзных республик осознанное стремление к выходу из СССР стали проявлять три прибалтийские республики - Латвия, Литва и Эстония. К 1988 году это стремление приобретает организованные формы в виде массовых движений, ставивших своей целью восстановление независимости Латвии, Литвы и Эстонии путем выхода из Союза на основании того, что они были включены в состав СССР в 1940 году в результате сговора Сталина с Гитлером. Об этом прямо говорилось в Декларации Верховного Совета Латвийской ССР о государственном суверенитете Латвии от 28 июля 1989 г. в Акте о восстановлении Литовского государства 11 марта 1990 г., в Декларации о суверенитете Эстонии от 16 ноября 1988 г.[9]
В августе 1991 г. Верховный Советом Эстонской Республики постановления «О государственной независимости Эстонской Республики», которым было инициировано создание Конституционной ассамблеи, целью которой станет разработка и принятие конституции независимой Эстонской Республики [8]. В референдуме, состоявшемся 28 июня 1992 года, смогли принять участие все граждане Эстонии, обладающие правом голоса. В списки было внесено 669 080 человек. За конституцию проголосовало 407 867 и против- 36 147 граждан. Таким образом, 28 июня 1992 года народ принял конституцию и закон о её применении.
Выборы Рийгикогу и президента прошли в сентябре 1992 г. Согласно конституции, Эстония была объявлена независимой республикой с парламентской формой правления. В преамбуле Конституции Эстонской Республики указываются три исторические даты, как вехи исторического развития Эстонии. Первая дата -1918 год - обретение независимости от России, вторая - 1938 год -преддверие включения в СССР, третья - 1992 год - конституционная легитимизация постсоветского эстонского государства [4]. Очевидно, что главной темой самоопределения в этой версии Основного
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024
закона является восстановление законодательства и основ государственного устройства первой республики, существовавшей в период с 1918 г. по 1940 г.[1].
Конституция Эстонии 1992 г. классически закрепила полномочия законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, отводя центральное место Рийгикогу, который осуществляет контроль над деятельностью исполнительной власти в лице Правительства Республики. При этом функции Президента Республики традиционно ограничены и представляют собой совокупность полномочий, присущих для главы государства в парламентских республиках. Поэтому реальной властью обладает глава Правительства, выдвигаемый от правящей партии. Примечательно, что высшим судебным органом признается Государственный суд Эстонии, который одновременно с Канцлером юстиции выполняет функции конституционного контроля.
Эстонская конституция признает приоритет нормам и принципам международного права, а также договору об объединении с Европейским Союзом, то есть фактически определена «трёху-ровневость» действующих норм: национальное законодательство, нормы европейского права, нормы международного права.
Таким образом, конституционное законодательство Эстонии, на наш взгляд, развивается «по спирали»: 1918-1940 гг. ознаменовались наличием независимой системой законодательства; затем в 1940-1991 гг. подверглось влиянию советского права; в 1991 г. произошла «реставрация» национального законодательства, а в 2004 г. вновь подверглось влиянию норм Европейского Союза. По мнению автора, с учетом кризисных явлений, происходящих на европейском пространстве, не исключается возвращение эстонского государства к независимой правовой системе.
Список литературы:
[1] Багдасарян В.Э. Конституции постсоветских государств с позиции обеспечения государственного суверенитета. // Вестник МГОУ. Серия: Юриспруденция. 2015, № 2. С. 26-27.
[2] Конституция Эстонской Республики (принята Учредительным Собранием 15.06.1920 г.) // Riigi Teataja. 1920. No 113/114. No 243.
[3] Конституция Эстонской Республики (принята Национальным Собранием 28.07.1937 г.) // Riigi Teataja. 1937. No 71. Art. 590.
[4] Конституция (Основной закон) Эстонской Республики (принята на референдуме 28.06.1992 г., ред. от 13.08.2015 г.) // Riigi Teataja. 1992, 26, 349.
[5] Конституция Эстонской Республики вместе с Решением Эстонского народа о созыве
Национального Собрания и Законом о переходном времени. Официальное издание (с предисловиями Ю. Улуотса и И. Клесмента). Таллинн. 45 с.
[6] Манифест ко всем народам Эстонии [Электронный ресурс]. // URL: https://sites.google. com/site/oryxee/estonian_history/Manifest/. (Дата обращения: 13.12.2023 г.).
[7] Материалы для изучения Конституции Эстонской Республики // Арго. Таллинн, 2004. 96 с.
[8] Постановление Верховного Совета Эстонской Республики «О государственной независимости Эстонской Республики». [Электронный ресурс]. URL: http://www.gorby.ru/userfiles/ estonia_20(1).pdf. (Дата обращения: 13.12.2023 г.).
[9] Шинкарецкая Г.Г. Как распадался Союз Советских Социалистических Республик // URL: http://www.igpran.ru/articles/2956/. (Дата обращения: 13.12.2023 г.).
Spisok literatury:
[1] Bagdasaryan V.E. Konstitucii postsovetskih gosudarstv s pozicii obespecheniya gosudarstven-nogo suvereniteta. // Vestnik MGOU. Seriya: YUris-prudenciya. 2015, № 2. S. 26-27.
[2] Konstituciya Estonskoj Respubliki (prinyata Uchreditel'nym Sobraniem 15.06.1920 g.) // Riigi Teataja. 1920. No 113/114. No 243.
[3] Konstituciya Estonskoj Respubliki (prinyata Nacional'nym Sobraniem 28.07.1937 g.) // Riigi Teataja. 1937. No 71. Art. 590.
[4] Konstituciya (Osnovnoj zakon) Estonskoj Respubliki (prinyata na referendume 28.06.1992 g., red. ot 13.08.2015 g.) // Riigi Teataja. 1992, 26, 349.
[5] Konstituciya Estonskoj Respubliki vmeste s Resheniem Estonskogo naroda o sozyve Nacion-al'nogo Sobraniya i Zakonom o perekhodnom vre-meni. Oficial'noe izdanie (s predisloviyami YU. Uluotsa i I. Klesmenta). Tallinn. 45 s.
[6] Manifest ko vsem narodam Estonii [Elek-tronnyj resurs]. // URL: https://sites.google.com/site/ oryxee/estonian_history/Manifest/. (Data obrash-cheniya: 13.12.2023 g.).
[7] Materialy dlya izucheniya Konstitucii Estonskoj Respubliki // Argo. Tallinn, 2004. 96 s.
[8] Postanovlenie Verhovnogo Soveta Estonskoj Respubliki «O gosudarstvennoj nezavisimosti Estonskoj Respubliki». [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.gorby.ru/userfiles/estonia_20(1).pdf. (Data obrashcheniya: 13.12.2023 g.).
[9] SHinkareckaya G.G. Kak raspadalsya Soyuz Sovetskih Socialisticheskih Respublik // URL: http:// www.igpran.ru/articles/2956/. (Data obrashcheniya: 13.12.2023 g.).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024