Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ЭВОЛЮЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
416
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
избирательное законодательство / современные тенденции / выборы / голосование.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — К.А. Завьялов

В статье рассматриваются современные тенденции развития избирательного законодательства: их направление и проблематика. Предлагаются варианты совершенствования избирательного законодательства, которые способствуют улучшению форм и способов реализации избирательных прав граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

К.А. Завьялов

ЭВОЛЮЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье рассматриваются современные тенденции развития избирательного законодательства: их направление и проблематика. Предлагаются варианты совершенствования избирательного законодательства, которые способствуют улучшению форм и способов реализации избирательных прав граждан.

Ключевые слова: избирательное законодательство, современные тенденции, выборы, голосование.

Любое демократическое общество должно иметь возможность избирать представителя в органах публичной власти. Это подразумевает регулярное проведение выборов. Они являются центральным институтом демократии, поскольку публичная власть исходит исключительно от согласия управляемых. Основным механизмом, который превращает это согласие во власть правительства, являются свободные, тайные, равные, всеобщие и периодические выборы. Они являются формой участия всего народа в политической жизни своей страны. Голоса избирателей должны быть равными, а результаты не должны быть сфальсифицированы.

Право граждан на участие в формировании институтов публичной власти является общепризнанным элементом современного общества и государства.

Выборы прочно вошли в жизнь российского общества как подлинно функционирующий институт формирования представительных основ демократии.

Процесс формирования избирательного законодательства охватывает все уровни правового регулирования — федеральный, региональный и муниципальный.

С развитием правового демократического государства в России демократия стала реальной конституционной основой российского государства, механизмом его реформирования и дальнейшего развития.

Свободные, периодические, равные, всеобщие и тайные выборы становятся неотъемлемым атрибутом современного российского государства, что объективно способствует роли и важности посредничества их избирательного права, создавая правовую основу для формирования и функционирования всех институты представительной демократической системы.

В Российской Федерации выборы являются механизмом реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Выборы дают изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти.

Российское избирательное законодательство успешно прошло проверку временем в непростых условиях социальных, экономических и политических преобразований. Сформированная на ее основе избирательная практика позволяет эффективно решать проблемы политического представительства, участия и конкуренции, обеспечивая демократический процесс передачи политической власти.

Ключевой характеристикой российского избирательного законодательства является его ориентированность на инновации, постоянное совершенствование институциональных основ системы и правоприменительной практики.

Основной вектор развития избирательного законодательства направлен на следующие изменения:

• Расширить возможности голосования, создать условия, позволяющие избирателям осуществлять активное избирательное право.

• Повысить уровень комфорта и удобства процесса голосования.

• Постоянное совершенствование избирательных процедур на основе гласности, открытости и прозрачности.

Стабильности основных институтов политического представительства способствует поправка к Конституции РФ, принятая на всероссийском голосовании 2020 года.

© К.А. Завьялов, 2022.

Научный руководитель: Слободчикова Светлана Николаевна - кандидат юридических наук, доцент, Байкальский государственный университет, Россия.

Несмотря на все это, существует ряд проблем избирательного законодательства. Рассмотрим некоторые конкретные современные тенденции развития избирательного законодательства, их направление и проблематику. Как следствие, предложим варианты совершенствования законодательства.

В целом, можно выделить несколько современных тенденций законодательства.

Первая - многодневное голосование. Данная форма позволяет голосовать на избирательных участках в несколько дней, включая основной день голосования (воскресенье), а также дни, предшествующие основному дню голосования.

Так, дню общероссийского голосования, определенному 1 июля 2020 года с 25 по 30 июня, предшествовало досрочное голосование.

В данной части Российская Федерация заимствовала заграничный опыт, прежде всего, опыт Южной Кореи. 15 апреля 2020 года прошло всеобщее голосование за кандидатов в Национальное Собрание Республики Корея и установленному дню голосования предшествовали двое суток. В результате, практика такого голосования нашла отражение в российском федеральном законодательстве, в частности, в статьях 63.1 и 65 ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Эта форма получила безоговорочное одобрение избирателей. Многодневное голосование существенно расширяет возможности осуществления гражданами активного избирательного права. В первую очередь речь идет о тех категориях избирателей, которые по тем или иным причинам не могут прийти на избирательный участок в воскресенье.

Результатом анализа правоприменительной практики стало дальнейшее развитие избирательного законодательства, принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 г. № 267-ФЗ. [1]

Законом предусмотрена возможность голосования в течение нескольких дней, но не более трех дней, возможность голосования избирателями, участниками референдума вне помещения для голосования на территориях и в местах, пригодных для оборудования голосования (на прилегающих территориях, в местах общего пользования и в других местах).

Безусловно, главной проблемой многодневного голосования является то, что возрастает возможность для фальсификации. Однако, на наш взгляд, самый действенным способом решения проблемы, является расширение наблюдения и подключение институтов гражданского общества. Ведь, институт наблюдателей, являясь одним из самых молодых элементов избирательной системы, представляет собой неотъемлемую часть демократически развивающегося государства.

«Общественное наблюдение повышает уверенность электората в справедливости выборов, создает атмосферу открытости и гласности, что способствует повышению явки избирателей в день голосования и позволяет сформировать четкий вектор суверенного развития в стране». [2]

Вторая траектория модернизации избирательного законодательства — дистанционное электронное голосование.

Дистанционное электронное голосование — это голосование без бумажного бюллетеня, с использованием специального программного обеспечения.

В Российской Федерации система дистанционного электронного голосования, как альтернатива традиционному голосованию на избирательном участке, развивается с 2019 года. В 2020 году дистанционное электронное голосование применялось на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы 7-го созыва в Курской и Ярославской областях и на всероссийском голосовании в Москве и Нижегородской области.

В 2021 году, а именно с 12 по 14 мая 2021 г. на всей территории России состоялось пробное дистанционное электронное голосование, в котором приняло участие свыше 1,2 миллиона граждан или 52,13%. На выборах в сентябре этого года дистанционное электронное голосование было реализовано в 6 субъектах: Москве, Севастополе, Курской, Нижегородской, Мурманской, Ростовской и Ярославской областях с явкой более 90% зарегистрированных в дистанционном формате избирателей. Безусловно, в общем, это содействовало повышению практически на 4 % явки на голосовании 2021 года по соотношению с 2016 (51,68 % / 47,88 %).

Одним из важнейших преимуществ дистанционного электронного голосования является его простота, а значит удобство выражения своего мнения, без привязки к конкретному месту. Интернет-голосование помогает людям, находящимся за границей, участвовать в избирательных процессах страны.

Еще одним преимуществом активного внедрения ДЭГ в России является экономия бюджетных средств. Это заключается в том, что таким образом можно избежать некоторых затрат в части расходов, связанных с финансированием выборов. Это уменьшит затраты на печатные статьи расходов — распечатка

различных методических материалов, брошюр, плакатов, бюллетеней; стоимость оплаты труда членов избирательной комиссии будет снижена; кроме того, будет снижена стоимость технического оснащения избирательной комиссии.

Однако, безусловно, есть и недостатки дистанционного электронного голосования.

К примеру, проблема внедрения дистанционного голосования в юридическом плане самым тесным образом связана с несовершенством информационно-коммуникационных технологий на современном этапе их развития и внедрения. «Это заключается в том, что существует очень большая вероятность технических неполадок, компьютерных сбоев случайного характера, так и неполадки преднамеренного характера. Возможно цель осуществления таких сбоев — это фальсификация результатов выборов, а также срыв процедур выборов». [3]

Кроме того, одной из проблем дистанционного электронного голосования является невозможность исключить нарушение конфиденциальности. Как известно, одним из принципов избирательного права является тайное голосование. То есть компьютерная система хранит все данные об избирателе, который непосредственно участвовал в выборах, голосовал. Следовательно, эти данные могут быть использованы против этого лица как незаконный метод.

Также стоит отметить, что внедрить систему дистанционного электронного голосования в различных странах мира непросто. В мировой избирательной практике немало скандалов, связанных, прежде всего, с техническими несовершенствами, следовательно, и с изъянами в процессе голосования. Это привело к тому, что в ряде стран отказались от использования дистанционного электронного голосования. К ним относятся, в частности, такие страны, как Норвегия и Швейцария.

В связи с этим решение подобных проблем заключается в следующем. Основной задачей является обеспечение состояния безопасности системы дистанционного электронного голосования. Для этого необходимо иметь высококвалифицированных специалистов в данной области, способных гарантировать основные принципы избирательного права, применимые к созданию электронного голосования: тайну, независимость, безопасность, удобство и практичность.

Еще одной траекторией модернизации избирательного законодательства является возможность переноса голосования.

Как известно, 17 марта 2020 года Указом Президента общероссийское голосование было назначено на 22 апреля. Однако в Указе от 25 марта того же года во избежание рисков для здоровья граждан в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой было установлено, что дата всенародного голосования будет определяться отдельным указом. Практика такого переноса голосования была затем закреплена в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67.

В частности, с 1 апреля 2020 года ст. 10.1 устанавливается возможность в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации при наличии угрозы жизни и здоровью избирателей или участников референдума по решению избирательной комиссии отложить голосование.

При этом сроки таких ограничений определяются комиссией в каждом конкретном случае исходя из особенностей режима на соответствующей территории, а полномочия ранее избранных органов продлеваются до избрания их нового состава.

Однако, многие европейские страны, не переносили выборы в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой. Так, в частности, 3 марта 2020 г. в Израиле прошли парламентские выборы. 5 марта 2020 г. местные выборы состоялись во Франции. 15 марта 2020 г. прошли выборы местных парламентов, бургомистров и обер-бургомистров в Германии. [4] То есть, многие европейские, и не только европейские, страны не стали переносить даты выборов.

На наш взгляд, эти изменения в целом логичны и правильны, но в дальнейшем «административный ресурс» может использовать эту возможность в своих интересах, введя режим повышенной готовности на случай, например, наводнения и перенося выборы, где его кандидаты потенциально были бы проигравшими.

Вопрос также вызывает уровень комиссии, которая будет принимать решение о переносе голосования. Статьей 10.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что решение о переносе голосования принимает вышестоящая избирательная комиссия. Однако, возможно, стоило в законодательстве предусмотреть обстоятельство о том, что принять решение о переносе голосования необходимо организующей комиссии, а не вышестоящей, ведь из-за этого снизится оперативность принимаемых мер, так как потребуется больше времени на информирование обо всех обстоятельствах введения режима ЧС или повышенной готовности.

Безусловно, помимо приведенных тенденций, есть еще ряд современных направлений развития избирательного законодательства. К примеру, «мобильный избиратель», электронный сбор подписей, цифровые избирательные участки и ряд иных.

Подводя итог всему вышесказанному, разумеется, есть проблемы в современных направлениях развития избирательного законодательства, которые, несомненно, необходимо решать. Однако, в целом, тенденцией развития избирательного законодательства на современном этапе является совершенствование форм и способов реализации избирательных прав граждан, расширение гласности и открытости электоральных процедур, внедрение в избирательный процесс современных информационных технологий.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 г. № 267- ФЗ https://rg.ru/2020/08/06/izmeneniya-dok.html

2.Егорова Алла Викторовна Институт наблюдателей на выборах как фактор легитимации власти в современной России // Управленческое консультирование. 2019. №5 (125). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-nablyudatelei-na-vyborah-kak-faktor-legitimatsii-vlasti-v-sovremennoi-rossii

3.Наумова, Н. В. Дистанционное электронное голосование в Российской Федерации / Н. В. Наумова, А. М. Ар-утюнян, М. К. Балыгин, П. Д. Помиркованый. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2021. — № 9 (33). — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/210/6831/

4.Закускин Александр Андреевич БУДУТ ЛИ НОВЫЕ ПЕРЕНОСЫ ДАТ ГОЛОСОВАНИЯ? // Евразийский Союз Ученых. 2020. №9-7 (78). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/budut-li-novye-perenosy-dat-golosovaniya

5.Босова Е.Н., Реут Д.А. Дистанционное электронное голосование: поиск законодательного оформления // Правоприменение. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-elektronnoe-golosovanie-poisk-za-konodatelnogo-oformleniya

6.Юсубов Эльман Сулейманович, Сизов Павел Николаевич «Мобильный избиратель» как новая гарантия активного избирательного права // Избирательное право. 2018. №2 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnyy-izbi-ratel-kak-novaya-garantiya-aktivnogo-izbiratelnogo-prava

ЗАВЬЯЛОВ КИРИЛЛ АНДРЕЕВИЧ - магистрант, Байкальский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.