DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10461
К.В. Ермишов - Аспирант кафедры экономики, Северо-Западный институт управления Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, [email protected],
K.V. Ermishov - PhD student, Department of Economics, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (North-West Institute of Management of RANEPA), Saint-Petersburg, Russian Federation;
М.Н. Конягина - Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, Северо-Западный институт управления Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, [email protected],
M.N. Koniagina - Doctor of Economics, Professor, Department of Economics, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (North-West Institute of Management of RANEPA), Saint-Petersburg, Russian Federation
ЭВОЛЮЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЮЖНОЙ КОРЕИ И ВЫЗОВЫ XXI ВЕКА THE EVOLUTION OF SOUTH KOREA'S INNOVATION POLICY AND THE CHALLENGES OF THE 21ST CENTURY
Аннотация. Южная Корея является одним из самых успешных государств в вопросе формирования и реализации инновационной политики. Однако XXI с каждым десятилетием являет новые вызовы, с которыми эта страна пока справляется, но уже демонстрирует некоторые проблемы, успех решения которых предопределит дальнейшую судьбу Корейской Республики. Например, требования к применяемым инструментам развития зачастую не соответствуют укорененным культурным нормам в стране, а методы и инструменты, которые создали «корейское чудо», привели к коррупции, порицаются и должны быть кардинально изменены.
Россия стремится стать в авангарде мирового инновационного фронта, поэтому опыт стран, ставших лидерами мировых инноваций, очень полезен. Важно также понимать слабые места, возникающие в процессе прохождения этого пути. Поэтому выявление этапов и подходов к развитию национальной инновационной системы Южной Кореи, обеспечивших место страны в инновационном авангарде, стало целью настоящей статьи. Для ее достижения авторы изучили принципы функционирования и выявили особенности развития инновационной сферы Республики Корея, что дало возможность определить перспективы развития инновационного потенциала страны и существующие проблемные точки, ограничивающие рамки развития инноваций, предложить способы их разрешения.
Статья будет полезна ученым, занимающимся проблематикой инноваций и стратегического планирования, политикам и чиновникам.
Abstract. South Korea is one of the most successful states in the formation and implementation of innovation policy. However, the XXI century presents new challenges with each decade, with which this country is still coping, but already demonstrating some problems, the success of which will predetermine the further fate of the Republic of Korea. For example, the requirements for the development tools used often do not correspond to the deeply rooted cultural traditions in the country, and the methods and tools that created the "Korean miracle" have led to corruption, are condemned and should be radically changed.
Russia strives to be at the forefront of the global innovation front, so the experience of countries that have become leaders in global innovation is very useful. It is also important to understand the weaknesses that arise in the process of walking this path. Therefore, identifying the stages and approaches to the development of the national innovation system of South Korea, which ensured the country's place in the innovative vanguard, became the purpose of this article. To achieve it, the authors studied the principles of functioning and identified the peculiarities of the development of the innovative sphere of the Republic of Korea, which made it possible to determine the prospects for the development of the country's innovative potential and existing problem points that limit the framework for the development of innovations, and propose ways to resolve them.
The article will be useful for scientists dealing with innovation and strategic planning, politicians and officials.
Ключевые слова: инновации, инновационная политика, инновационное развитие, Южная Корея, государственно-частное партнерство, чеболи
Keywords: innovation, innovation policy, innovative development, South Korea, public-private partnership,
chaebols
Введение
Инновационные процессы все чаще являются определяющим элементом стабильной экономики, устойчивого развития государства. Наибольший исследовательский интерес в вопросе инновационного развития государства представляют успешные инновационные системы, особенности их функционирования, стратегии национальной инновационной политики. Ярким примером успеха стало развитие национальной инновационной системы Южной Кореи, систематизация которого и выявление этапов и подходов, обеспечивших место страны в
инновационном авангарде, стало целью настоящей статьи. Для ее достижения авторы изучили принципы функционирования и выявили особенности развития инновационной сферы Республики Корея, что дало возможность определить перспективы развития инновационного потенциала страны и существующие проблемные точки, ограничивающие рамки развития инноваций, предложить способы их разрешения.
Теоретическую основу проведенной исследовательской работы составили труды отечественных и зарубежных ученых. В первую очередь, стоит отметить специалистов, которые занимаются изучением функционирования экономической сферы Южной Кореи: А.Н. Рязанову [14], В.Д. Халипова [19], А.А. Шокирова [21]. Анализу инновационного потенциала и поиску причин успеха национальной инновационной политики южнокорейского региона уделяют серьезное внимание Дранишникова Е.П. и Нуриева А.Р. [2], Колотырина Е.А. [6], Леша-кова Н.П. [9]. Работы Н.В. Захаровой и А.В. Лабудина [4], Е.И. Левицкой [8] и Т.С. Якиманской [22] посвящены вопросу государственного регулирования инновационных процессов в Республике Корея.
Несмотря на наличие большого числа работ, подробно исследующих инновации в Южной Корее, вопрос адаптации опыта для России по-прежнему остается открытым. Так, например, методологические и практические аспекты, освещенные в работах Е.В. Фоменко [18], Л.П. Шматько и соавторов [20], а также других отечественных исследователей, специализирующихся на экономике инноваций, могли бы быть дополнены анализом нормативно-правового регулирования процессов внедрения и реализации инновационной политики Южной Кореи.
История развития инновационной политики в Южной Кореи: основные этапы формирования
Одним из ключевых факторов развития современной экономики считается внедрение инновационных моделей, рост влияния инновационных технологических разработок. Опыт развитых государств доказывает, что именно инновационные технологии могут стать драйвером роста ВВП. Страны выбирают инновационные пути развития, так как они ведут к прогрессу производственных отраслей, укрепляют позиции государств в сфере наукоемких технологий, способствуют модернизации, росту количества квалифицированных работников. Безусловно, инновационный путь развития является привлекательным для стран, которые не располагают большим количеством природных ресурсов. Таким примером стала и Республика Корея - одно из передовых государств в вопросе разработки и применения инновационных технологий. Проведение грамотной инновационной политики позволило ей войти в рейтинг развитых экономик мира в достаточно короткий исторический период. В 2019 году Европейская комиссия ЕС поставила Южную Корею на второе место по показателям инновационной деятельности в Европейской матрице, по которой оценивается сфера инноваций в 46 странах мира [13]. В список государств Европейской матрицы входят все страны Европейского союза, страны-соседи и десять государств, с которыми ЕС конкурирует в вопросе инновационного развития. Согласно точке зрения представителей Европейской комиссии, в 2020 году инновационный потенциал Южной Кореи будет расти. Сегодня ее объемы обрабатывающей промышленности и инвестиционных потоков в два раза больше, чем в государствах ЕС.
Южная Корея ежегодно занимает место среди мировых лидеров по показателям экономического развития [3]. Так, согласно данным по Глобальному инновационному индексу в 2019 г. (рис.1), продемонстрирован тот факт, что в 2019 году государство заняло 8 место в инновационном рейтинге стран мира. По двум из трех учитываемых в рейтинге пунктов Южная Корея входит в список лидеров, однако в вопросе количества цитируемых источников по индексу Хирша уступает всем основным конкурентам, кроме Великобритании. Глобальный инновационный индекс не только присваивает государствам определенный рейтинг в зависимости от их возможностей и результатов деятельности в инновационной сфере, но и демонстрирует динамику глобальных инновационных изменений, понимание о том, какие страны добиваются особенно весомых успехов в инновационной деятельности [24, с.941]. Опыт государств, которые занимают лидирующие позиции в рейтинге, может стать полезным ориентиром для тех национальных политических программ, которые в настоящий момент разрабатываются.
Рейтинг университетов QS —— Количество патентов, поданных в 2 и более ведомств
Количество цитируемых материалов по индексу Хирша
100 80 60 40 20 0
Рисунок 1 - Глобальный инновационный индекс в 2019 г. [24]
Национальная инновационная система Южной Кореи начала зарождаться в 1960-х годах и стала основным продолжением и составной частью политики, направленной на развитие промышленности в стране. В 1962 году правительство Республики приняло план экономического развития сроком на 5 лет, в рамках которого в 1967 г. создано Министерство культуры и технологий Республики Корея, целью которого стала проработка и реализация научно-технической политики государства. Впоследствии благодаря работе нового министерства был принят закон, направленный на поддержку функционирования научной и технической сферы в стране[10]. На первом этапе развития инновационная политика Корейской республики была сосредоточена на создании устойчивой платформы для осуществления индустриализации государства. Власти Кореи сделали акцент на технологическом импортозамещении и легкой промышленности. «Приоритетом стала политика, направленная на поддержку и адаптацию зарубежных технологий» [14, c.78], создание на их основе собственной научно-технологической сферы. В середине 1960-х годов начал свою работу Корейский институт науки и технологии - исследовательский центр по содействию корейским промышленным предприятиям в вопросе изучения и улучшения технологий зарубежных стран [26].
Новый виток трансформации инновационный политики Республики Корея последовал в середине 1970-х годов. Государство стало осуществлять целевую поддержку капиталоемких и технологически интенсивных промышленных отраслей, среди которых химическая промышленность, электроника, машиностроение, электроэнергетика, судостроение. Корейский институт науки и технологий в этот период функционировал как платформа по созданию научно-исследовательских институтов, финансируемых государством. Их специализацией становилось проведение исследовательской работы в обозначенных выше отраслях промышленности с акцентом на ассимиляцию и улучшение зарубежных технологических разработок для корейского рынка. Помимо этого, корейские власти обратили внимание и на образование и подготовку специальных кадров, квалифицированных в вопросе внедрения и развития инноваций. Этот аспект был реализован посредством создания высших учебных заведений, которые стали инструментами в процессе проведения политики в сфере управления людскими ресурсами и подготовки высококвалифицированных наемных работников.
Начало 1980-х годов привело к наступлению третьего витка развития и реализации инновационной политики Южной Кореи. Он характеризовался ориентацией инновационной деятельности на то, чтобы скорректировать диспропорцию, которая формировалась в процессе концентрации основного инвестиционного потока в конкретных сферах. В этот период были запущены процессы по либерализации в инвестиционной сфере, таможенном регулировании и финансировании, формировались новые научно-исследовательские трансформации [14, с.78].
Первая национальная программа в сфере НИОКР стартовала в Южной Корее в 1982 году. Акценты государства сместились в область фундаментальных исследований. В этот период происходила реконструкция исследовательских институтов в процессе трансформации задач, которые необходимо реализовать, возросло финансирование научной сферы, активно привлекались иностранные преподаватели и специалисты с целью повышения профессионального уровня кадрового состава. В 1983 году был основан Даэдеок (Daedeok Science Town) - научно-исследовательский город, целью которого стало объединение исследователей как государственных, так
и частных учебных и научных институтов, высокотехнологичных и венчурных фирм для совместного проведения исследований и обмена опытом. Важно отметить, что на третьем этапе развития инновационной политики Республики Корея значительную часть финансирования составили внутренние инвестиционные потоки.
В 1990-м году стартовал новый этап развития инновационной деятельности Южной Кореи, который функционирует по настоящее время, основная цель которого - стать частью группы государств с высокоразвитыми технологиями, для чего был выполнен ряд задач [6, c.102-103]:
• принят законодательный акт о технологических и научных инновационных разработках;
• составлен пятилетний план (1997-2002 гг.) развития деятельности в сфере инноваций;
• сформирован Национальный проект высоких технологий;
• создан Корейский институт национальных исследований и т.д.
Обозначенные инструменты позволили государству осуществлять эффективную политику в научно-технической области.
В 1990-х годах крупные компании становятся важными участниками инновационной деятельности. Спецификой Южной Кореи становится присутствие на рынке чеболей - крупных диверсифицированных компаний холдингового типа [11, c.28], финансово-промышленных групп, управляемых одной семьей. Чеболи поддерживаются государством и выступают лидерами национальной экономической сферы. Они представлены конгломератами формально независимых фирм, находящихся под общим финансовым и административным контролем. Чеболи возникли в конце войны в Корее - в 1950-1953 гг. - и существуют по настоящее время. Они играют важную роль в развитии и трансформации научно-технологических и промышленных отраслей в Южной Корее. В 1997 году был принят «Специальный акт о поддержке венчурного бизнеса». Итогом его стало то, что крупнейшие конгломераты, среди которых LG, SK, Samsung, Hyundai, стали активно участвовать в процессах развития инновационной политики в стране. В конце 1990-х годов появились специальные программы по вопросам венчурного финансирования предприятий среднего и малого бизнеса
В 1999 году правительство Республики Корея приняло долгосрочную стратегическую инициативу -«Долгосрочный прогноз развития науки и технологий до 2025 года», которая обозначила инновационную политику государства до настоящего времени. Основной целью стратегии стала реструктуризация исследовательских центров, создание конкурентной среды, что послужило стимулом для эффективного и качественного инновационного развития и роста. В последующем избираемые президенты уделяли особое внимание вопросам трансформации инновационного потенциала. Так в 2003 г. президентом Но Му Хеном был инициирован новый план на 5 лет по сбалансированному развитию с 2004 по 2008 годы. Он отличался особой ориентацией на региональные инновационные процессы [27, c. 171]. Впоследствии Ли Мен Бак продолжил предпринимать попытки стимулирования экономического процветания, опираясь на идею о «зеленом росте», которая заключалась в реализации концепции «зеленая экономика». Для ее внедрения был создан новый план с 2009 по 2013 годы. Республика Корея стала первой страной, которая приняла стратегию «зеленой экономики» на уровне государства, смысл которой заключался в том, что основной фокус направлен на удовлетворение потребностей людей с учетом влияния и «сотрудничества» с окружающей средой. Приоритетом стратегии является благосостояние поколений в будущем. Иными словами, курс «зеленой экономики» представляет собой систему видов деятельности в экономической сфере, которые связаны с процессами производства, распределения, обмена, потребления продуктов и услуг, приводящими к росту уровня благосостояния граждан в перспективе. Предполагается, что в будущем поколения не будут подвергаться серьезным воздействиям экологического риска или экологических дефицитов [5].
Исходя из этого, «зеленая экономика» характеризуется следующими принципами:
— природные ресурсы должны использоваться эффективным образом;
— природный капитал сохраняется и увеличивается;
— количества углеродных выбросов снижается, что приводит к уменьшению загрязнений;
— предотвращаются возможности утрат биологического разнообразия.
Все вышеперечисленные методы должны приводить к росту доходов населения и уровню занятости, сокращению антропогенного воздействия на окружающую среду.
Среди основных мер, которые были предприняты правительством Ли Мен Бака в рамках реализации пятилетнего плана (2009 - 2013 гг.), можно выделить следующие:
— 2% от Внутреннего валового продукта Республики Кореи направляется на проектные разработки, которые связаны с развитием «зеленых» технологий и продуктов. Важнейшее внимание уделено энергетическим процесса, экологичному транспорту, вопросу переработки отходов, сфере экологических научных исследований;
— В 2010 году был создан Институт глобального зеленого роста со штаб-квартирой в Сеуле. Основной целью создания научно-исследовательского центра является консультационная помощь государствам с развивающейся экономикой. Институт сотрудничает со многими международными организациями;
— В 2011 году в Республике Корея начали функционировать зеленые платёжные карты, которые являются уникальные системой. При покупке экопродукции, использовании общественного транспорта, отказе от наличных, граждане Кореи могут копить определенные баллы. Их впоследствии можно оплачивать коммунальные услуги или отправлять на благотворительные нужды. Согласно южнокорейскому плану выброс парниковых газов должен был сократиться на 30% к 2020 году.
Несмотря на принятые меры, правительство страны столкнулось с негативным влиянием сначала разразившегося мирового финансового кризиса, а затем кризисом, вызванным пандемией и падением цен нефти. Нестабильная международная ситуация привела к снижению экспорта более, чем на 30% [16, с.24]. Меры по поддержке экономической сферы вели к усилению монополизации экономических потоков крупными национальными компаниями, так как они обеспечивали большую часть рабочих мест в стране. Монополистическая политика на рынках негативным образом сказалась на функционировании малого и среднего бизнеса. Это послужило причиной того, что «южнокорейским правительством были приняты антимонополистические меры, способствовавшие стимулированию развития среднего и малого бизнеса. Можно выделить такие меры, как льготные тарифы на поставку оборудования для развития НИОКР, освобождение исследователей от армейской службы. В 2010 году были определены бизнес-продукты, которые должны создаваться только малыми и средними компаниями» [21]. Крупные предприятия получили рекомендации отказываться от их создания в ближайшие три года. Описанные выше меры поспособствовали укреплению экономической сферы и поддержали функционирование малого и среднего бизнеса в Республике Корея.
С 2013 года правительство Южной Кореи реализует новую экономическую парадигму «креативной экономики». Серьезное внимание сосредоточено на стимулировании роста малого и среднего бизнеса, привлечении финансовых потоков в инновационные проекты в сфере коммуникационных и информационных технологий. Правительство Южной Кореи под креативной экономикой подразумевает стратегию экономического развития, которая использует креативный подход как основную опору, конвертирует науку, технику, информационно-коммуникационные технологии и существующие отрасли хозяйства, интегрирует промышленность и культурную сферу [23]. Ключевой идеей модели креативной экономики в Республике Корея является создание новых производственных отраслей, товаров и услуг, которые могут обеспечить как экспортное наращивание, так и создание большого количества рабочих мест для высококвалифицированных работников [7, с.150].
Проект нового типа экономики Республики Корея был отражен в «Трехлетнем плане инновационного развития» в 2015 году. Центральными задачами стали:
— прочная экономическая структура, включающая трансформацию государственного аппарата, реформирование сферы социального обеспечения, поддержку среднего и малого предпринимательства;
— динамичная инновационная экономика: рост числа инновационных центров и научно-исследовательских разработок, поддержка развития нового вида отраслей, защита окружающей среды, эффективная торговая политика;
— экономический баланс: поддержка трудовой сферы, стимуляция расширения спроса внутри страны, формирования баланса между экспортом и спросом.
Сегодня программа по внедрению и развитию креативной экономики в Южной Корее продолжает реа-лизовываться, сталкиваясь с преградами в виде культурных особенностей граждан Республики Корея и деятельностью чеболей, которые занимают около 80 % южнокорейского рынка.
Исходя из проведенного анализа, можно выделить следующие этапы инновационного развития Южной Кореи (табл. 2):
Таблица 2 - Этапы инновационного развития Республики Корея
Период Становление экономики с 1960 по 1990 гг. Трансформации и формирование национальной инновационной политики с 1990 по 2010 гг. Смена парадигмы с целью укрепления лидерских позиций в мировой экономике с 2010 по наст. время
Фокус внимания Ресурсные вложения для развития инноваций, проработка научно-технической базы Трансформации академической сферы, квалифицированные кадры Инновационное развития
Основная цель Создание научно-технического потенциала страны за счет развития тяжелой промышленности и индустриализации Увеличение числа патентов, публикаций и т. д. Переход промышленной индустрии на инновационные рельсы, развитие малого и среднего бизнеса как опоры современной государственной экономики, экспорт исследований научно-технического характера
Фактор для перехода Стремление к экономическому росту, воссоединение страны Несовершенство академического знания Переизбыток индустриализма, стремление к созданию креативной экономики
Источник: Составлено авторами с использованием материалов Поспелова Т.В., Ярыгина А.Б. Трансформация инновационных процессов и социокультурной специфики Южной Кореи в рамках Четвертой индустриальной революции //ж. «МИР (Модернизация. Инновации. Развитие)». - М.: Издательский дом «Наука», 2019. - №1, т.10. - с.54-65.
Особенности инновационной политики Южной Кореи
Корейское правительство в вопросе ведения инновационной политики изначально акцентировало внимание на внешнем уровне технологических источников, так как собственный потенциал у государства отсутствовал. Основная стратегия была направлена на создание мер по эффективному трансферту и дальнейшему внедрению зарубежных научно-технических разработок на базе южнокорейских институтов. Помимо этого, важным условием было то, что осуществляемые меры должны способствовать росту и развитию инновационной системы
страны для более качественного использования и усовершенствования иностранных технологических разработок [6, с.99].
Технологический трансферт, согласно инновационной стратегии Республики Корея, заключается в том, что прямые иностранные инвестиции являются источником новых знаний и способом, который стимулирует возможности по освоению зарубежных технологий [6, с.100]. Важно отметить, что правительственные институты Южной Кореи не создавали каких-либо дополнительных стимулирующих способов по привлечению инвестиционных потоков от иностранных партнеров. Нормативно-правовые акты, которые были приняты, создавали препятствия. Например, ограничивали право собственности, устанавливали особые требования в вопросе передачи технологических разработок и экспорту продуктов. Использование подобных мер было неизбежным шагом, так как они отражали отношение граждан к функционированию транснациональных корпораций (ТНК). Открытые границы ведут к росту зависимости государства от иностранных инвестиций, поэтому зарубежные вложения в южнокорейскую экономику не стали движущей силой роста технологической сферы в Южной Корее [25]. Данная особенность является отличительной характеристикой трансформации национальной инновационной системы Республики Корея.
Альтернативой стало инвестирование в собственный производственный сектор. Долгосрочные иностранные кредиты в основные сферы промышленности привели «к росту импорта производственной продукции и внедрению проектов по разработке строительства предприятий зарубежными компаниями. Это дало возможность исследовать продукцию, заимствовать важнейшие технологии. Правительство определяло главные отрасли для инвестирования, а также предпринимателей, которые занимались осуществлением основных проектов» [6, с.111]. Некоторые из предпринимателей в дальнейшем заняли роль владельцев чеболей.
Исходя из вышесказанного, можно отметить ряд основных отличительных черт развития инновационной политики Южной Кореи:
• основная роль в процессах осуществления национальной инновационной политики отводится государству, которое не только регулирует механизмы в рамках инновационной системы, но также является ее важным участником;
• в процессе становления и развития национальной инновационной системы в южнокорейском обществе одну из главных ролей сыграли чеболи, осваивающие новые технологические разработки;
• высокий уровень грамотности населения, активное стремление к осуществлению международного научного и технического сотрудничества, которое стало основным источником базы знаний и научно-технических разработок;
• развитие комплекса региональных кластеров инноваций [28, с.34]. Корейское правительство видит необходимость в создании не только единой национальной инновационной системы, но и в функционировании эффективных региональных инновационных систем.
Активный рост экономики Южной Кореи опирается на две ключевые основы ведения политики в сфере инноваций:
1. На протяжение последних 60 лет она имела последовательный характер, охватывала все институты и сферы государства, что стало гарантом непрерывного развития южнокорейской экономической системы;
2. Политика имеет ко-эволюционный, быстро реагирующий на трансформации характер, устойчива к изменяющимся внешним условиям.
Основной акцент корейское правительство изначально делало на гарантированном поступлении средств и быстрой отдаче, что относилось к промышленной политике, но с 1990-х годов акцент сместился в сторону развития науки и технологий. Так, сфера промышленной и отраслевой политики трансформировалась в высокотехнологическую, что позволило Южной Кореи эволюционировать в одного из мировых лидеров в сфере инноваций.
Проблемы развития и трансформации инновационной политики Южной Кореи
Республика Корея использует серьезные ресурсы для развития науки и уделяет значительное внимание системе образования, что позволяет стране поддерживать имидж передового государства и высокий уровень конкуренции с другими развитыми странами мира. Для эффективной оценки необходимости учета факторов, которые сдерживают инновационный потенциал Южной Кореи, важно сфокусировать внимание на роли творческого составляющего в креативной экономике. Данный вид экономики делает акцент на изменении тактики работы внутри самой организации. Успех ее реализации возможен только при том условии, если в качестве инновационной идеи будет выступать человеческий капитал, содержащий как логические и рациональные установки, так и эмоциональную и творческую составляющую. Особым значением в этом случае наделяются мотивационные установки, воображение и любопытство каждого отдельного индивида в качестве источника нового технологического решения, обеспечения нового бизнес-процесса и инновационной стратегии. Исходя из этого, фундаментальные элементы, которые позволили сформировать Республики Корея конкурентное преимущество в XX веке, могут оказаться препятствием для формирования новой общественной модели и развития креативной экономики. Среди фундаментальных элементов корейского общества можно выделить следующие:
— строгая иерархия общества и государства, истоки которой заключены в конфуцианской традиции и историческом опыте граждан Южной Кореи [17, с.52];
— образовательная система не обладает рычагами, которые могут способствовать развитию критического мышления. Система южнокорейской образовательной сферы опирается на коллективистский подход и четкое выполнение обучающимися поставленных целей и задач, что не способствует индивидуальному раскрытию творческого потенциала каждого обучаемого;
— отсутствие стремления к развитию собственного микро-, малого или среднего бизнеса. Основой развития экономики в Южной Кореи в XX веке стал крупный бизнес, что способствовало укоренению в общественном сознании идеи о том, что корпорации являются более стабильным источником роста и благосостояния. Малый и средний бизнес, в свою очередь, воспринимается как менее перспективный и экономически стабильный;
— проблема доступа к информационному ресурсу, которая заключается в том, что возможность доступа зависит от большого количества факторов: возраст сотрудника, занимаемая должность, трудовой стаж, производственная и личная дисциплина, возможность принимать участие в процессах принятия решений [12, с.61].
Таким образом, инновационному развитию Республики Корея может препятствовать консерватизм общественных устоев, которые являются важным элементом сознания каждого гражданина. Традиционные ценности в данном случае выступают серьезным препятствием на пути инновационного совершенствования научно-технической сферы, так как они могут блокировать стимулы к созданию бизнеса. Однако важно отметить, что реалии XXI века, заключающиеся в глобализационных процессах, развитии интернет-технологий, приводят к существенному разрыву внутри крупных корпораций между поколениями. Взрослое поколение, которое было сформировано в традиционной модели иерархичности, зачастую негативно воспринимает индивидуалистическую генерацию творческих идей молодого поколения, которое выросло в условиях мировой трансформации, имело возможность получить образование за границей, перестроиться на новые темпы и способы ведения бизнеса. Современное поколение граждан Южной Кореи ценит индивидуальность, которая дает возможность каждому внести определенный вклад в процессы генерации идей без учета статусных особенностей участников трудового и образовательного процесса. Молодые граждане Республики Кореи нацелены на то, чтобы найти баланс между социальной жизнью и трудом, так как перспектива работать во благо индустриализации государства и его выход в экономические лидеры на мировой арене в современных реалиях не является достойной мотивацией. Важным условием развития сегодня является возможность использования результатов прогресса в реальном времени.
В настоящее время реализация компонентов креативной экономической системы активным образом внедряется в национальную инновационную систему Южной Корее. Первыми шагами внедрения новой экономической политики становятся меры, стимулирующие смену традиционной культурной парадигмы на современную и инновационную, отвечающую вызовам современного общества. Сегодня важным условием развития Южной Кореи является внедрение креативных подходов управления компанией, стимулирование мотивационного потенциала сотрудников, обучение представителей старшего поколения новым методам менеджмента. Учитывая особенности корпоративной культуры труда в Республики Корея, необходимым шагом в совершенствовании процессов управления является сокращение рабочих часов, уважение личного времени работников. Все чаще корейские компании сотрудничают с представителями иностранного бизнеса, принимают на работу иностранных сотрудников. Однако изменения, которые необходимы для трансформации инновационной системы Южной Кореи в русло, соответствующее современным вызовам, затрагивают фундаментальные основы южнокорейского общества. Исходя из этого, необходимым условием трансформации является принятие четких и последовательных шагов, которые позволили бы плодотворно развиваться инновационной экономике, не вызвав культурного и социального конфликта в общественной среде. Среди возможных мер можно отметить следующие:
1. Реформа системы образования. Образовательный процесс необходимо перестроить в соответствии с требованиями инновационной экономики. Важно, чтобы подход к каждому обучающемуся становился более индивидуальным, что позволит развивать критическое мышление с юного возраста. Ученику необходимо иметь возможность выбора изучения определенных предметов. В школах и университетах должны быть дисциплины, связанные с развитием творческого подхода к принятию решений. Обозначенная мера позволит молодым специалистам «широко» мыслить в процессе осуществления трудовой деятельности, находить незаурядные подходы к реализации поставленных целей и задач, что поспособствует внедрению в экономику Южной Кореи инновационных идей и изобретений;
2. Внедрение технологического предпринимательства. Для того, чтобы эффективным образом развивалось технологическое предпринимательство, важно выстроить новую систему сотрудничества бизнес-структур и научной сферы. Основным элементом этой меры является развитие навыков предпринимательства и стимулирование предпринимательских разработок на уровне университетов. Для успешной реализации этих целей на практике можно проанализировать опыт США, где тесное взаимодействие и сотрудничество университетов и бизнеса стало платформой эффективного развития сферы инноваций;
3. Креативная экономика и чеболи. Ряд исследователей придерживаются мнения о том, что основным препятствием на пути процветания экономики креативного типа в Южной Корее являются именно чеболи [9, с.33]. Крупные конгломераты, чью деятельность долгие годы стимулировала южнокорейская политика, лишают малый и средний бизнес возможности интенсивного развития, приводят к формированию дисбаланса в производительности и оплате труда между малыми и крупными предприятиями. Для инновационной экономики именно сектора малого и среднего бизнеса являются важнейшей платформой формирования и внедрения инноваций. Однако при конкуренции с крупными чеболями, которые имеют свободный доступ к финансированию, возможности малых и средних предприятий значительно ограничены. Именно поэтому важным шагом является
пересмотр на государственном уровне статуса крупных конгломератов, стимулирование малых и средних компаний лояльными нормативно-правовыми актами и субсидиями к эффективному развитию.
4. Государственно-частное партнерство и коррупция. Анализ развития инновационной политики в Южной Корее демонстрирует функционирование особой системы партнерства между государством и бизнесом, где при четкой гарантии интересов каждой из сторон, государство считается участником, который диктует обязательные шаги для исполнения [6, c.113], что при этом открывает широкие возможности коррупции.
Таким образом, институциональные инновации южнокорейского общества должны осуществляться через активную поддержку научно-технической сферы, тесное сотрудничество традиционных и инновационных общественных институтов, их сетевое взаимодействие, опирающееся на принципы открытости. Заключение
Южнокорейское чудо, построенное на основе функционирования инновационного типа экономики, является важным феноменом для исследования. Изначально достаточно жесткий режим управления, подразумевающий мобилизацию всего ресурсного потенциала, включение в экономику крупных компаний, тесное сотрудничество с развитыми государствами, стал ступенью к перестроению разрушенной войной 1950-1953 гг. экономической сферы на инновационные рельсы. Безусловно, в Южной Корее существует ряд проблем, которые препятствуют полноценному развитию южнокорейского общества. Однако стоит отметить, что методы правительства Южной Кореи позволили стране стать одним из лидеров и достойным конкурентом среди развитых экономик мира.
Ограниченность земельных и природных ресурсов стимулировали правительство Южной Кореи рассматривать в качестве основного источника роста экономики человеческий капитал, при чем основной платформой для развития признается экономика знаний, опора на развитие науки и технологий.
Южнокорейское чудо создавалось не по единой стратегической схеме. Изначально подход к управлению осуществлялся через жесткое администрирование: создавалась крупные компании, которые могли мобилизовать большое количество доступных ресурсов, стимулировалась поддержка иностранного капитала. Далее произошла смена парадигм с осознанием того, что более активным стимулом к развитию креативной экономики в стране станут малый и средний бизнес, качественная система образования. Важным препятствием на пути к реализации этих шагов стали культурные особенности южнокорейского общества, опирающиеся на коллективизм, почитание старших и др. Сегодня правительство Южной Кореи осознает проблемные точки, которые стагнируют развитие экономической сферы. Среди основных уроков Республики Корея, которые необходимо учитывать, можно перечислить следующие: тесное взаимодействие государственных органов, промышленного сектора и научного сообщества, центральная роль высшего образования в национальной инновационной системе, поддерживаемое значительными инвестициями, поощрение предпринимательства и создание социального капитала.
В российской экономике, где особенно сильны тенденции стимулирования развития крупных корпораций и стимулирования государственно-частного партнерства с ними, безусловно, следует учитывать достижения и проблемы южнокорейского чуда. Сегодня цифровизация процессов предоставляет такие перспективы для развития, которых не знала Южная Корея ни в 1990-ые, ни в начале 2000-ых годов. Цифровизация учетно-регистра-ционных процедур [1] позволяет минимизировать коррупционную составляющую и уход от налогов. Построение экономики знаний, включающей креативную составляющую и представляющей собой «не только изобретения и разработки, знания, а результат знаний, представленный в виде новых высокоэффективных, наукоемких технологий, инновационных товаров и услуг» [15, c.326] действительно может придать высокий импульс для выдвижения России в авангард инновационных стран. А пока Корейская Республика, несмотря на существующий ряд проблем в развитии инновационной системы, остается одним из лидеров на международной арене, продолжает поддерживать и эффективно развивать экономические институты и наращивать инновационный потенциал.
Источники:
1. Вылкова Е.С., Викторова Н.Г., Покровская Н.В. Цифровизация учетно-регистрационных процедур как условие инновационного развития Российской Федерации // Финансовые и правовые аспекты социально ориентированного инвестирования: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного экономического университета. 2020. С. 30-34.
2. Дранишникова Е. П., Нуриева А. Р. Инновационная стратегия развития Республики Корея // Казанский вестник молодых ученых. 2018. Т. 2. № 1 (4). С. 25-29.
3. Глобальный инновационной индекс 2019 г. - Электронный ресурс. - URL: https://www.wipo.int/global_innovation_in-dex/ru/2019/ (дата обращения 01.06.2020)
4. Захарова Н.В., Лабудин А.В. Особенности формирования инновационной экономики в некоторых азиатских странах: возможности заимствования опыта в условиях РФ. //Управленческое консультирование. 2018. № 11 (119). С. 59-70.
5. Иванова Н.И., Левченко Л.В. «Зеленая» экономика: сущность, принципы, перспективы // Вестник Омского университета. Серия экономика. 2017. № 2. С. 20-35;
6. Колотырина Е. А. Особенности становления инновационной системы Республики Корея. // Вестник РУДН. Экономика. 2015. №2. - с.96-115.
7. Кукла М.П. Политика по созданию креативной экономики в Южной Корее // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. №2 (15). - с.148-151.
8. Левицкая Е. И. Особенности развития инноваций в Южной Корее // Азия и Африка сегодня. 2017. №7 (720). С.60-65.
9. Лешакова Н. П. Роль крупных национальных компаний в развитии инновационной экономики: опыт Республики Корея // Проблемы современной экономики. 2016. №5. С. 30-36.
10. Министерство науки и технологии Республики Корея: официальный сайт. - Электронный ресурс. - URL: http://was.most.go.kr/most/english (дата обращения 22.07.2020)
11. Миннекаева А.Р. Особенности формирования южнокорейских финансово-промышленных групп // Казанский вестник молодых ученых. 2018. Т. 2. № 1 (4). С. 38-44.
12. Поспелова Т.В., Ярыгина А.Б. Трансформация инновационных процессов и социокультурной специфики Южной Кореи в рамках Четвертой индустриальной революции //ж. «МИР (Модернизация. Инновации. Развитие)». - М.: Издательский дом «Наука», 2019. - №1, т.10. - с.54-65.
13. Рейтинг инновационной деятельности ЕС. - Электронный ресурс. - URL: https://regnum.ru/news/econ-omy/2650421.html (дата обращения 01.06.2020)
14. Рязанова А. Н. Политика Республики Корея в формировании инновационной экономики // Вестник ТГУ. 2010. №4. С.78-81.
15. Суржиков М.А., Кузнецова А.С. Интеграция национальных инновационных предприятий в условиях глобализации // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 29 (3). С. 326-328.
16. Суслина С.С. Республика Корея и мировой финансовый кризис // Мировое и национальное хозяйство. 2009. №1 (8). С. 20-34;
17. Тураев К.З. Тенденции социально-экономического развития Азии // Население и инновационное развитие. Проблемы рыночной экономики. 2017. № 4. С. 48-55.
18. Фоменко Е.В. Актуальные тенденции сферы услуг и сервисных инноваций // Вестник Академии знаний. 2018. № 4 (27). С. 239-245.
19. Халипов В.Д. Инновационно-ориентированное развитие экономики Республики Корея // Теория и практика общественного развития. 2015. №14. С.67-69.
20. Шматько Л.П., Яковенко З.М., Новоселова Н.Н. Тенденции и факторы развития российской экономики в контексте обеспечения экономической безопасности страны // Вестник Академии знаний. 2018. № 5 (28). С. 372-379.
21. Шокиров А. А. Основные направления развития экономической политики Республики Корея // Казанский вестник молодых ученых. 2019.
22. Якиманская Т. С. Национальные стратегии государств-лидеров в сфере науки, технологий и инноваций // Инно-Центр. 2013. № 1. С. 14-28.
23. Cha Doo-won. Building a Creative Economy. The Creative Economy of the Park Geun-hye Administration. - Электронный ресурс. - URL: http://www.keia.org/sites/default/files/publications/kei_koreaseconomy_cha.pdf (дата обращения: 20.01.2020)
24. Gallardo R., Meadowcroft D., Whitacre B. E. Firm and regional economic outcomes associated with a new, broad measure of business innovation // Entrepreneurship and Regional Development. V. 31. 2019. P. 930-952.
25. Koo Bon-Young. Role of Government in Korea's Industrial Development // Industrial Development Policies and Issues, ed. K. Lee. Seoul: Korea Development Institute, 1986.
26. Korean Institute of Science and Technology (KIST). - Электронный ресурс. - URL: http//www.kist.re.kr/en (дата обращения: 18.02.2020)
27. Leshakova N.P. Gosudarstvennoe regulirovanie innovatsionnogo razvitiya Respubliki Koreya // State regulation of innovative development of the Republic of Korea.Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 2017. 7. (2). Рр. 161-174.
28. Park, Sam Ock. Regional innovation strategies in the knowledge-based economy. GeoJournal. 2001. Т. 53. № 1. С. 29-38. References:
1. Vylkova E.S., Viktorova N.G., Pokrovskaya N.V. Digitalization of accounting and registration procedures as a condition for the innovative development of the Russian Federation // Financial and legal aspects of socially oriented investment: Materials of the III All-Russian scientific and practical conference. Yekaterinburg: Publishing house of the Ural State Economic University. 2020. Р. 30-34.
2. Dranishnikova EP, Nurieva AR Innovative development strategy of the Republic of Korea // Kazan Bulletin of Young Scientists. 2018.Vol. 2.No. 1 (4). Р. 25-29.
3. Global Innovation Index 2019 - Electronic resource. - URL: https://www.wipo.int/global_innovation_index/ru/2019/ (accessed 06/01/2020)
4. Zakharova N.V., Labudin A.V. Features of the formation of an innovative economy in some Asian countries: the possibility of borrowing experience in the Russian Federation. // Management consulting. 2018. No. 11 (119). Р. 59-70.
5. Ivanova N.I., Levchenko L.V. "Green" economy: essence, principles, prospects // Bulletin of Omsk University. Economics series. 2017. No. 2. P. 20-35;
6. Kolotyrina EA Features of the formation of the innovation system of the Republic of Korea. // Bulletin of RUDN. Economy. 2015. No. 2. - p.96-115.
7. Doll M.P. Policy for the Creation of a Creative Economy in South Korea // Azimuth of Scientific Research: Economics and Management. 2016. No. 2 (15). - p.148-151.
8. Levitskaya EI Features of development of innovations in South Korea // Asia and Africa today. 2017. No. 7 (720). Р. 60-65.
9. Leshakova NP The role of large national companies in the development of an innovative economy: the experience of the Republic of Korea // Problems of modern economics. 2016. No. 5. Р. 30-36.
10. Ministry of Science and Technology of the Republic of Korea: official site. - Electronic resource. - URL: http://was.most.go.kr/most/english (accessed 07/22/2020)
11. Minnekaeva A.R. Features of the formation of South Korean financial and industrial groups // Kazan Bulletin of Young Scientists. 2018.Vol. 2.No. 1 (4). Р. 38-44.
12. Pospelova T.V., Yarygina A.B. Transformation of innovative processes and socio-cultural specifics of South Korea in the framework of the Fourth industrial revolution // J. "MIR (Modernization. Innovation. Development)". - M .: Publishing house "Science", 2019. - No. 1, v.10. - pp. 54-65.
13. EU innovation rating. - Electronic resource. - URL: https://regnum.ru/news/economy/2650421.html (date of treatment 06/01/2020)
14. Ryazanova AN Policy of the Republic of Korea in the formation of an innovative economy // Vestnik TSU. 2010. No. 4. Р.78-81.
15. Surzhikov M.A., Kuznetsova A.S. Integration of national innovative enterprises in the context of globalization // Natural and humanitarian research. 2020. No. 29 (3). S. 326-328.
16. Suslina S.S. Republic of Korea and the global financial crisis // World and national economy. 2009. No. 1 (8). Р. 20-34;
17. Turaev K.Z. Trends in the socio-economic development of Asia // Population and innovative development. Market economy problems. 2017. No. 4. P. 48-55.
18. Fomenko E.V. Actual trends in the service sector and service innovations // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2018. No. 4 (27). Р. 239-245.
19. Khalipov V.D. Innovation-oriented development of the economy of the Republic of Korea // Theory and practice of social development. 2015. No. 14. Р.67-69.
20. Shmatko L.P., Yakovenko Z.M., Novoselova N.N. Trends and factors of development of the Russian economy in the context of ensuring the country's economic security // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2018. No. 5 (28). Р. 372-379.
21. Shokirov A. A. Main directions of economic policy development in the Republic of Korea // Kazan Bulletin of Young Scientists. 2019.
22. Yakimanskaya TS National strategies of the leading states in the field of science, technology and innovation // InnoCentre. 2013. No. 1. Р. 14-28.
23. Cha Doo-won. Building a Creative Economy. The Creative Economy of the Park Geun-hye Administration. - Electronic resource. - URL: http://www.keia.org/sites/default/files/publications/kei_koreaseconomy_cha.pdf (accessed 20.01.2020)
24. Gallardo R., Meadowcroft D., Whitacre B. E. Firm and regional economic outcomes associated with a new, broad measure of business innovation // Entrepreneurship and Regional Development. V. 31.2019. P. 930-952.
25. Koo Bon-Young. Role of Government in Korea's Industrial Development // Industrial Development Policies and Issues, ed. K. Lee. Seoul: Korea Development Institute, 1986.
26. Korean Institute of Science and Technology (KIST). - Electronic resource. - URL: http // www.kist.re.kr / en (date accessed: 18.02.2020)
27. Leshakova N.P. Gosudarstvennoe regulirovanie innovatsionnogo razvitiya Respubliki Koreya // State regulation of innovative development of the Republic of Korea.Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 2017.7 (2). Рр. 161-174.
28. Park, Sam Ock. Regional innovation strategies in the knowledge-based economy. GeoJournal. 2001. T. 53. No. 1. Р. 29-38.
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10462
З.М. Илаева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление региональной экономикой» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,
Z.M. Ilaeva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Regional Economy Management, Chechen State University, [email protected];
З.Х. Безирова - кандидат экономических наук доцент кафедры «Экономика» Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова,
Z.Kh. Bezirova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova; [email protected].
СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СТРУКТУР CONTENT AND FEATURES OF FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE INVESTMENT POLICY OF RE-GIONAL PRODUCTION STRUCTURES
Аннотация. Глобализация и нарастающая экономическая неопределенность требуют переосмысления устоявшихся принципов управления инвестиционной деятельности, а также механизмов формирования и реализации инвестиционной политики.
Особенностью международного интегрирования экономических отношений является то, что на передний план в развитии экономики разных стран выходят региональные производственные структуры, обеспечивающие надлежащую конкурентоспособность, устойчивый экономический рост, повышение уровня и качества жизни населения. Эксперты отмечают, что в качестве основы, обеспечивающей устойчивость, сбалансированность и динамизм развития региональных хозяйственных комплексов, имеющих абсолютные и сравнительные преимущества на внутреннем и международном рынках, выступает формирование и реализация стратегической инвестиционной политики.
Анализ специальной научной литературы по рассматриваемой проблематике показывает отсутствие единого подхода касательно общих принципов построения и осуществления инвестиционной политики региональных хозяйственных комплексов. В основном, исследователи сосредоточиваются на изучении отдельных аспектов инвестиционной деятельности. Вследствие такого положения, многие вопросы, связанные с построением и реализацией инвестиционной политики региональных хозяйственных комплексов, выявлением особенностей ин-