Научная статья на тему 'Эволюция и перспективы строительства зданий цирков в Европе'

Эволюция и перспективы строительства зданий цирков в Европе Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
981
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИРК / АРЕНА / МАНЕЖ / КУПОЛЬНОЕ ПОКРЫТИЕ / ЗДАНИЕ / СООРУЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Сысоева Елена Владимировна

В статье проанализирована история появления и развития строительства специализированных каменных зданий цирков в таких европейских странах, как Франция, Великобритания, Испания, Германия, Китай, др. Дано определение и происхождение слова «цирк» (circus»). Рассказано о причинах возникновения и необходимости зданий такого типа. Представлены четыре этапа эволюции строительства цирковых сооружений с VI века до н. э до наших дней: английский период, французский период, немецкий период, европейский период. Для каждого из них рассматриваются характерные примеры зданий цирков. На основе изучения опыта работы европейских зданий цирков даны перспективы строительства новых и реконструкции имеющихся зданий цирков в европейских странах. В статье представлено большое количество фотографий, дающих представление о конструкциях покрытий цирковых сооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Сысоева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция и перспективы строительства зданий цирков в Европе»

Эволюция и перспективы строительства зданий цирков в Европе

Слово цирк произошло от латинского «circus», что означает «круг». Ведь сценой для выступлений служит круглая арена (или манеж).

Первые сооружения открытого типа, построенные для демонстрации представлений и развлечения публики (рис. 1, а, б), не имели круглого плана. В VI веке до нашей эры Луций Таркви-ний Приск (или Тарквиний Древний) построил сооружение, вмещающее 150 тысяч зрителей, для проведения регулярных скачек и празднеств. Уже тогда человек жаждал «хлеба и зрелищ» и получил зрелища внутри этого амфитеатра [1]. Это сооружение Древнего Рима, названное Большим цирком (Circus Maximus), имеет U-образный план с сиденьями с трех сторон и низкой стеной посередине арены, вокруг которой мчались колесницы. Впоследствии его увеличили до размеров 610х190 м с возможной вместимостью до 250 тысяч человек. Большой цирк (Circus Maximus) - открытое сооружение, похожее скорее на спортивное, чем на театрально-цирковое.

Сысоева Елена Владимировна,

кандидат технических наук, кафедра проектирования зданий и сооружений, ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет" (НИУ МГСУ), sev4279@yandex.ru

В статье проанализирована история появления и развития строительства специализированных каменных зданий цирков в таких европейских странах, как Франция, Великобритания, Испания, Германия, Китай, др. Дано определение и происхождение слова «цирк» (circus»). Рассказано о причинах возникновения и необходимости зданий такого типа. Представлены четыре этапа эволюции строительства цирковых сооружений с VI века до н. э до наших дней: английский период, французский период, немецкий период, европейский период. Для каждого из них рассматриваются характерные примеры зданий цирков. На основе изучения опыта работы европейских зданий цирков даны перспективы строительства новых и реконструкции имеющихся зданий цирков в европейских странах. В статье представлено большое количество фотографий, дающих представление о конструкциях покрытий цирковых сооружений. Ключевые слова: цирк, арена, манеж, купольное покрытие, здание, сооружение.

а) Рисунок Большого цирка. Источник: http://www.liveinternet.ru/users/aramill_stells/post408136071/)

О ы

а

s

«

а б

б) Макет Большого цирка (Источник: www.gopixpic.com) Рис. 1. Большой цирк (Circus Maximus), Древний Рим, II век н. э.

Несмотря на то, что сооружение было построено для развлечения публики и называлось Большим цирком, его нельзя назвать первым специальным зданием для циркового искусства в мире. Само искусство цирка еще не зародилось. С тех пор прошло еще двадцать четыре столетия, когда в 1766 году старший лейтенант в отставке Филип Астлей с молодой женой начинают выступления на «небольшом участке величиной в полпенни» в Лондоне [2]. Впоследствии, в 1786 г., на этом же месте, недалеко от Вестминстерского моста, англичанин Астлей построил трехэтажное деревянное здание с изображениями конных и акробатических номеров, пристройку с конюшнями и манеж с ложами для зрителей (таблица 1). Здание больше походило на театр, чем на современное здание цирка. Но именно его можно назвать первым зданием в мире, начавшим шествие зданий для циркового искусства (рис. 2).

В 1782 году Астлей берет в аренду участок в предместье Тампль (Франция) и строит там деревянное здание, похожее на здание цирка на Стэнгейт-стрит.

Рис. 2. «Нью - Астлей», г. Лондон, Англия, 1782 г. (Источник: [2])

В 1808 году Ф. Астлей открыл в Лондоне на Вайч-стрит второе здание цирка. В качестве строительного материала использовался «старый фрегат», т.е. белый английский дуб, использовавшийся в то время для строительства военно-морских кораблей и привезенный с юга Англии.

Третье здание цирка Филипа Астлея в Лондоне было построено между 1809-1810 годами и стало называться Королевским амфитеатром искусств. После многочисленных пожаров в Лондоне здание было выстроено из камня по проекту Джона Гендерсона Грива. Диаметр манежа увеличен до 44 футов, что соответствует 13,41 м. За манежем располагалась сцена. Между ними - оркестровая яма. Организаторами четвертого здания цирка Астлей в Лондоне стали Бэтти и Уильям Кук. В этом здании увеличился размер сцены, причем два помоста были соединены с манежем.

Когда Большой цирк Энгилл-Стрит в 1909 г. был переоборудован в мюзик-холл, в Лондоне больше не осталось капитальных зданий цирков (таблица 1).

Вторым этапом истории строительства зданий для цирковых представлений можно назвать появление специализированных цирковых зданий во Франции.

Первое парижское деревянное здание зимнего цирка было построено по инициативе англичанина Ф. Астлея и называлось Английским амфитеатром.

Таблица 1

Место расположения здания Год постройки Архитектурные и конструктивные особенности

Первый этап эволюции в строительстве зданий для цирковых представлений - английский период - появление крытых зданий специализирующихся только на цирковом искусстве; резкое увеличение числа зданий цирков; появление первых передвижных цирков (тентовые сооружения из дерева и брезента)

«Амфитеатр верховой езды» (с 1786 г. - «Королевская роща»), г. Лондон, Англия 1779 г. Первое крытое деревянное здание, предназначенное для цирковых выступлений. Здание использовалось в любую погоду. Основатель Ф. Астлей. Покрытие - деревянный купол. Диаметр манежа - 40 футов (~12,92 м).

«Цирк и конная филармоническая академия», Блэкфраерс, г. Лондон, Англия 1782 г. Зрительский зал - амфитеатр, соединен со сценой (новшество того времени). Организатор -англичанин Хьюз.

«Олимпийский павильон», Вайч-стрит, г. Лондон, Англия 1806 г. Второе здание цирка, открытое Астлей в Лондоне. Здание использовалось в зимнее время. Строительный материал - «старый фрегат».

Королевский амфитеатр искусств, г. Лондон, Англия примерно 1809-1810 гг. Третье здание цирка, открытое Астлей в Лондоне. Первое каменное здание цирка, проект Джона Гендерсона Грива. Диаметр манежа - 44 фута (13,41 м). За манежем располагалась сцена. Между ними - оркестровая яма.

Амфитеатр Астлея 1841 г. Четвертое здание цирка, открытое Астлей в Лондоне. Увеличилась сцена, два помоста соединили ее с манежем. Организаторы - Бэтти и Уильям Кук.

Большой цирк Энгилл-Стрит, г. Лондон, Англия 1871 г. Арена считалась самой красивой в Англии. Владелец - наездник Чарльз Хенглер. Цирк был закрыт в 1897 г.

Второй этап эволюции в строительстве зданий цирков - французский период

Английский амфитеатр Астлея, г. Париж, Франция 1783 г. Первый парижский цирк, похожий на цирк на Стэнгейт-стрит, освещался канделябрами. Здание действовало в течение четырех зимних месяцев. Руководитель цирка - Джон Астлей (сын Филипа Астлея).

Олимпийский цирк на бульваре Тампль 1827 г Здание было оснащено современной по тем временам техникой. Имел прямоугольный план.

Цирк на Елисейских полях 1841 г. Построен на участке, прилегающем к улице Матиньон, рядом с улицей Рон_Пуэн. Архитектор -Жак Иньяс Гитторф. Здание имело круглую форму. Фасад украшали четыре коринфские колонн со статуей амазонки на фронтоне работы скульптора Прадье.

о ы

а

s

«

а б

Место расположения здания Год постройки Архитектурные и конструктивные особенности

Третий этап эволюции в строительстве зданий цирков - немецкий период

Цирк Кроне 1905 г. Каркасно-тентовое здание. Вместимость 5000 человек. Площадь 48 х 64 метров. Купол имеет высоту 14 м.

Цирк Сарразани. Дрезден, 1912 г. 1912 г. Диаметр купола 46,5 м, максимальная высота зала 29 м, г. Глубинная сцена соединена с манежем. Архитекторы Хейль-ман и Литтман. Для связи со сценой манеж расположен эксцентрично по отношению к зрительному залу. Во время концертов на манеже могут быть размещены кресла для зрителей. Общее число мест достигало 3860 /3/.

Четвертый этап эволюции в строительстве зданий цирков - распространение строительства специальных цирковых зданий по всей территории Европы

Блэкпульский цирк, г. Блэкпул, Великобритания 1900 г. Расположен между четырьмя стальными опорами-фермами Блэкпульской башни. Манеж цирка трансформируется в бассейн. Архитекторы проекта -Максвелл и Тьюк, конструкторы -Хинен и Фроуд. Архитектор интерьера - Франк Мэтхем.

Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского, г. Москва, Россия 1971 г. Самый большой стационарный цирк в Европе. Архитекторы - С.Х. Сатунц, Я.Б. Белопольский, Е. П. Вулых и Л. В. Мисожников. Конструкцию купола разработали инженеры Г. Кривин и А. Левенштейн.

Шанхайский цирк, г. Шанхай, Китай 1999 г. Вместимость зала 1638 человек. В зале есть сцена на вращающейся платформе, сцена, которая может подниматься на разную высоту, сцена, которая может превращаться в экран.

Цирк Прайс, г. Мадрид, Испания 2006 г. В 2002 г. архитектор Мариано Байон начал восстановительные работы. Расположен в Ронда-де-Аточа. Имеет площадь 17 300 м2. Выполняет функции театра, культурного, образовательного и экспозиционного центра. Зал рассчитан на 2254 места, легко трансформируется. Архитектор -Мариано Байона.

В 1827 году на бульваре Тампль (г. Париж) был выстроен Олимпийский цирк с самой современной на то время техникой. Цирк не был похож на классическое здание в понимании современного архитектора и инженера, т.к. имело прямоугольный план, больше похожий на театр, чем на цирк (рис. 3).

В декабре 1851 года было выдано разрешение на строительство зимнего цирка. Архитектором здания был приглашен Жак Игнас Хитторф, автор цирка д'Эте («Летний цирк»). Работа была начата 17 апреля 1852 года и продолжалась в течение 8 месяцев. Цирк был торжественно открыт принцем Луи-Наполеоном 11 декабря 1852 года и назван в его честь [3].

Диаметр здания цирка составляет 42 метра, диаметр самонесущего купола 27,5 метра. По всему периметру здания располагаются 40 окон, по два в пределах каждой из 20 секций (рис. 4, а). Общая площадь здания - 1300 м2. Здание вмещает 1600 человек. Конструкция покрытия состоит из 20 деревянных полуферм, опирающихся на стальной опорный контур-ферму [4]. Внутреннее и внешнее оформление было создано известными скульпторами второй половины XIX века: Жан Жак Прадье, Франсуа Жозеф Бозио, Эдмунд Госсе и Луи-Эрнест Барриа (рис. 4, б).

Рис. 3. Олимпийский цирк на бульваре Тампль, г. Париж, Франция, 1827 г. Чернила и гуашь от Жака Тестарда, 1837. (Источник: http://fr.academic.ru/dic.nsf/frwiki/1882187/Cirque-Olympique)

б) Барельефы фасада

Рис. 4. Зимний цирк (Cirque d'Hiver), г. Париж, Франция (Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Cirque_d%27hiver)

В 1870 году зимний цирк был переименован и в дальнейшем стал известен как Зимний цирк (Cirque d'Hiver). Сегодня здание Парижского цирка находится в 11 округе на улице Амело , 110.

а) Фасад цирка Кроне, г. Мюнхен, Германия. (Источник:

https://en.wikipedia.0rg/wiki/Circus_Kr0ne_Building#/media/File:

Circus_Krone_in_M%C3%BCnchen.jpg)

б) Строительство цирка Кроне, г. Мюнхен, Германия, 1962 г. (Источник:

https://en.wikipedia.0rg/wiki/Circus_Kr0ne_Building#/media/File: Circus_Krone_in_M%C3%BCnchen.jpg)

Рис. 5. Цирк Кроне, г. Мюнхен, Германия.

Строительство специализированных зданий для цирковых представлений после Франции началось и в Германии, что ознаменовало начало III периода. Цирк Кроне (Circus Krone) в Мюнхене был основан Карлом Кроне (нем. Carl Krone) в 1905 году. Здание имеет шатровое тентовое покрытие на зал вместимостью 3000 мест и площадью 48х64 метров. Купол имеет высоту 18 метров (рис. 5, а и б). Зрительный зал перекрыт деревянными балками, опирающимися на основной опорный контур. Завершает конструкцию светоаэрационный фонарь диаметром 9 м.

Интересен цирк Сарразани в Дрездене (рис. 6) [5]. Архитектором цирка был приглашен Макс Литтманн. Здание введено в эксплуатацию в 1912 году.

у////////////;

'PKW МвОЗОМУН*!!

Как и многие европейские цирки, здание цирка Сарразани является многофункциональным сооружением с диаметром купола 46,5 м. Оно считается одним из самых крупных европейских цирков, имея современное инженерное оборудование и трансформируемый в бассейн манеж. Высота здания составляла 36 метров, высота подкупольного пространства - 28,95 метра [6].

К нему примыкает дополнительный блок для зверинца и конюшни вместимостью 130 лошадей (рис. 7, а и б).

А) Здание цирка Сарразани в Дрездене, 1912 г. (Postcard of Circus Sarrasani in Dresden (1912) — ''Dominique Jando Collection'')

(Источник: http://www.circopedia.org/Circus_Sarrasani)

Рис. 6. Здание цирка Сарразани. Продольный разрез, г. Дрезден, Германия, 1912 г.

Б) Интерьер здания (Источник: http://www.circopedia.org/Circus_Sarrasani)

Рис. 7. Здание цирка Сарразани, г. Дрезден, Германия, 1912 г.

Мадрид четырежды пережил падение и взлет интереса к специализированным зданиям цирка. Теперь цирк Прайса - единственный стационарный цирк Мадрида. Это современное здание вмещает 2000 человек. Многофункциональный театр-цирк Прайса имеет площадь 17 300 и выполняет функции театра, культурного, образовательного и экспозиционного центра. Зал рассчитан на 2254 места и легко трансформируется (рис. 8).

Здание стационарного цирка находится на месте бывшей пекарни печенья Рааэа в квартале Лавапьес. Его строительство было начато в 2002 году по проекту архитектора Мариано Байона.

О R

£

55 П П

Комплекс состоит из четырех корпусов разной формы: выставочного здания, центрального здания с круглой цирковой ареной, подсобного корпуса с погрузочно-разгрузочными площадками и административного здания. В подвале находятся технические помещения, а на открытом пространстве между корпусами размещаются мастерские.

Тбилиси в 1940), Я. Б. Белопольский, Е. П. Ву-лых и Л. В. Мисожников. Конструкция купола разработана инженерами Г. Кривиным и А. Ле-венштейном. Купол представляет собой 24 металлических складки с консолью, вес каждой из которых составляет 30 тонн. Между внешней оболочкой и подвесным потолком зала располагаются ярусы колосников для закрепления подвесного сценического оборудования.

Конец прошлого столетия ознаменован строительством Шанхайского цирка с куполом (рис. 9), опирающимся на стеклянную ротонду. Он был спроектирован как современное каркасное здание и открыт в 1999 г. Вместимость зала 1638 человек. В зале есть сцена на вращающейся платформе, сцена, которая может подниматься на разную высоту, сцена, которая может превращаться в экран.

ы

а

s

«

а б

Рис. 8. Цирк Прайс (Teatro Circo Price), г Мадрид, Испания (Источник: https://ispaniagid.ru/teatro-circo-price-madrid/)

Четвертым этапом эволюции в строительстве зданий цирков можно назвать распространение строительства специальных цирковых зданий на территории всей Европы. Теперь каждый столичный или крупный европейский город строит специализированные сооружения, чтобы принять артистов цирка со всего мира.

Уникальным по своей конструкции является здание цирка Блэкпульской башни (The Blackpool Tower Circus). Его конструктивной особенностью является то, что он расположен между четырьмя стальными опорами-фермами Блэкпульской башни. Манеж цирка трансформируется в бассейн глубиной 4 фута 6 дюймов (1,37 м), как в Германии и Франции. Архитекторами проекта стали Максвелл и Тьюк (Maxwell and Tuke), конструкторами Хинен и Фроуд (Heenan & Froude). Архитектором интерьера стал Франк Мэтхем. Работа была завершена к 1900 г. Блэкпульский цирк является одним из немногих работающих в данное время европейских цирков.

Самым большим по размерам и вместимости зала является стационарное здание Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского [7]. Вместимость зрительного зала составляет более 3300 мест, высота купола — 26 метров. Здание имеет пять быстрос-меняющихся манежей — конный, ледовый, водный, иллюзионный и световой. Архитекторами здания стали Степан Христофорович Сатунц (имевший к этому времени в своем арсенале осуществленный проект цирка на 2000 мест в г.

Рис. 9. Шанхайский цирк, г. Шанхай, Китай (Источник: https://www.tury.ru/sight/id/3002)

Перспективы реконструкции и строительства цирков в европейских странах

Все стационарные здания цирков являются объектами архитектурного наследия. С целью их сохранения и продолжения мировых традиций циркового искусства необходимы дальнейшее сохранение зданий цирков по всему миру с возможной модификацией и трансформацией их в многофункциональный тип здания. Кроме показа цирковых представлений, необходимыми функциями таких зданий в каждом городе являются возможность проведения просветительских и культурных мероприятий (конференций, лекций, семинаров, др.), создания цирковых школ для привлечения молодежи.

Все немногочисленные успешные европейские стационарные здания цирков (Зимний цирк (Cirque d'Hiver) во Франции, Цирк Прайс (Teatro Circo Price) в Испании) к началу XXI века были трансформированы в многофункциональные здания. Кроме цирковых представлений, они проводят такие культурные мероприятия, как творческие встречи с артистами, конференции, научные семинары, концерты, шоу, выставки, обучение молодежи в цирковой школе, дают

возможность аренды манежа на многие разновидности культурных мероприятий. В этом случае рентабельность здания повышается в несколько раз, территория самого здания цирка и прилегающая территория дает жителям городов любого возраста иметь разнообразные возможности для культурно-просветительского отдыха.

Литература

1. Тит Ливий. История Рима от основания города. Том III. М., изд-во «Ладомир», 2002. Сверено с изданием: М., «Наука», 1994. Перевод Г. С. Кнабе. Комментарий составлен Ф. А. Михайловским, В. М. Смириным. Редакторы перевода (изд. 2002) М. Л. Гаспаров и Г. С. Кнабе. Лат. текст: Loeb Classical Library, E. T. Sage, 1936/1985, с.140.

2. Д. Жандо «История мирового цирка», М., Искусство, 1984 (перевод с французского), с. 191.

3. http://www.cirquedhiver.com/en/our-story/

4. http://www.cirquedhiver.com/louer-le-cirque-d-hiver/

5. Эрнст Нойферт. «Строительное проектирование» /Ernst Neufert. "BAUENTWURFSLEHRE".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Gustav van Hahnke, Zirkus Sarrasani — Hinter den Kulissen einer Weltschau (Berlin, Erich Schmidt Verlag, 1952).

7. «Новый цирк на проспекте Вернадского». Ruscircus.ru. Журнал Советский цирк, №12, 1965.

Evolution and prospects of circus buildings construction in

Europe Sysoeva E.V.

Moscow state University of civil engineering (National Research University)

The article analyzes the history of emergence and development of specialized construction of stone circus buildings in European countries such as France, Great Britain, Spain, Germany, China, etc. The definition and the ancestry of the word "circus" are presented. The causes of the origin and the need of this type of buildings are made. Four stages of the circus construction evolution from the sixth century before our era till nowadays are presented. They are English period, French period, German period and European period. For each of them typical examples of the circus buildings are considered. On the basis of studying the experience of European circus buildings some prospects of construction of new buildings and reconstruction of existing buildings of the circuses in European countries are suggested. The article deals with plenty of photos that give an imagination of circus constructions. Key words: circus, arena, dome, building, construction. References

1. Tit Livy. History of Rome from the founding of the city. Volume

III. M, Ladomir publishing house, 2002. It is verified with the edition: M, "Science", 1994. G.S. Knabe's translation. The comment is made by F.A. Mikhaylovsky, V.M. Smirin. Translation editors (prod. 2002) M.L. Gasparov and G.S. Knabe. Lat. text: Loeb Classical Library, E. T. Sage, 1936/1985, page 140.

2. D. Zhando "History of world circus", M., Art, 1984 (translation

from French), page 191.

3. http://www.cirquedhiver.com/en/our-story/

4. http://www.cirquedhiver.com/louer-le-cirque-d-hiver/

5. Ernst Noyfert. "Construction design" / Ernst Neufert. "BAUENTWURFSLEHRE".

6. Gustav van Hahnke, Zirkus Sarrasani — Hinter den Kulissen

einer Weltschau (Berlin, Erich Schmidt Verlag, 1952).

7. "New circus on Vernadsky Avenue". Ruscircus.ru. Magazine

Soviet circus, No. 12, 1965.

0 R U

£

R

n

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.