Научная статья на тему 'Эволюция и новые очертания теории средств массовой информации в XXI веке (размышления над статьей А. П. Суходолова и М. П. Рачкова «к созданию теории средств массовой информации: постановка задачи»)'

Эволюция и новые очертания теории средств массовой информации в XXI веке (размышления над статьей А. П. Суходолова и М. П. Рачкова «к созданию теории средств массовой информации: постановка задачи») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
605
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / МЕДИА-ГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / MASS MEDIA THEORY / MEDIA LITERACY / MEDIA TECHNOLOGIES / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Попкова Елена Геннадьевна, Нацубидзе Александр Сергеевич

Авторы критически развивают идею теоретизации СМИ, заложенную в статье А. П. Суходолова и М. П. Рачкова «К созданию теории средств массовой информации: постановка задачи», и исследуют опыт создания и развития теоретических подходов относительно СМИ в зарубежной научной литературе. СМИ, по мнению авторов, необходимо рассматривать не как объект и самоцель в проведении фундаментальных исследований, а как инструмент изучения общества и решения прикладных социально-экономических и политических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution and the new outlines of the theory of mass media in the XXI century (reflections on the article of prof. A. P. Sukhodolov and prof. M. P. Rachkov «To create a theory of the media: statement of the problem»)

The authors are critical about the theory of mass media theorization, which was grounded in the article by A. P. Sukhodolov and M. P. Rachkov «To the Theory of Mass Media Creation: Setting up the Goal». They study the experience of making and developing theoretical approaches to mass media in foreign research literature. On the authors opinion, it is essential to consider mass media as a tool to study the society and solve practical, socio-economic and political tasks, but not see them as an object and an end in itself for conducting fundamental research.

Текст научной работы на тему «Эволюция и новые очертания теории средств массовой информации в XXI веке (размышления над статьей А. П. Суходолова и М. П. Рачкова «к созданию теории средств массовой информации: постановка задачи»)»

РЕЦЕНЗИИ. ОТКЛИКИ НА ПУБЛИКАЦИИ ЖУРНАЛА COMMENTS AND REVIEWS ON ARTICLES PUBLISHED IN THE JOURNAL

УДК 070

DOI 10.17150/2308-6203.2016.5(3).521-528

Попкова Елена Геннадьевна

доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и экономической теории, Волгоградский государственный технический университет, 400005, Российская Федерация, г. Волгоград, пр. Ленина, 28, e-mail: [email protected]

Elena G. Popkova

Doctor of Economics, Professor, Chair of World Economy and Economic Theory, Volgograd State Technical University, 28 avenue Lenin, 400005, Volgograd, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Нацубидзе Александр Сергеевич

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и туризма, Московская международная академия, 129075, г. Москва, ул. Новомосковская, 15А, стр. 1, e-mail: [email protected]

Alexander S. Natsubidze

PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Management, Marketing and Tourism, Moscow International Academy, 15A-1 Novomoskovsk Str., Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]

ЭВОЛЮЦИЯ И НОВЫЕ ОЧЕРТАНИЯ ТЕОРИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В XXI ВЕКЕ (РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД СТАТЬЕЙ А. П. СУХОДОЛОВА И М. П. РАЧКОВА «К СОЗДАНИЮ ТЕОРИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ»)

Аннотация. Авторы критически развивают идею теоретизации СМИ, заложенную в статье А. П. Суходолова и М. П. Рачкова «К созданию теории средств массовой информации: постановка задачи», и исследуют опыт создания и развития теоретических подходов относительно СМИ в зарубежной научной литературе. СМИ, по мнению авторов, необходимо рассматривать не как объект и самоцель в проведении фундаментальных исследований, а как инструмент изучения общества и решения прикладных социально-экономических и политических задач.

Ключевые слова. Теория средств массовой информации, медиа-грамотность, медиатехнологии, информационное общество.

Информация о статье. Дата поступления 13 июня 2016 г.; дата принятия к печати 25 июня 2016 г.; дата онлайн-размещения 18 июля 2016 г.

EVOLUTION AND THE NEW OUTLINES OF THE THEORY OF MASS MEDIA IN THE XXI CENTURY

(REFLECTIONS ON THE ARTICLE OF PROF. A. P. SUKHODOLOV AND PROF. M. P. RACHKOV «TO CREATE A THEORY OF THE MEDIA: STATEMENT OF THE PROBLEM»)

Abstract. The authors are critical about the theory of mass media theorization, which was grounded in the article by A. P. Sukhodolov and M. P. Rachkov «To the Theory of Mass Media Creation: Setting up the Goal». They study the experience of making and developing theoretical approaches to mass media in foreign research literature. On the authors' opinion, it is essential to consider mass media as a tool to study the society and solve practical, socio-economic and political tasks, but not see them as an object and an end in itself for conducting fundamental research.

Keywords. Mass media theory, media literacy, media technologies, information society.

Article info. Received June 13, 2016; accepted June 25, 2016; available online July 18, 2016.

Высокий уровень развития, разнообразие и доступность информационно-коммуникационных технологий вносят существенные коррективы в использовании СМИ. Если раньше для выполнения ключевой своей функции — донесения определенной информации до широкой общественности — СМИ должны были быть востребованы потребителями массовой информации, то сегодня ситуация в корне изменилась. В XXI в. в информационном обществе источники получения информации встроены в повседневную жизнь людей и не требуют специального доступа к ним, для получения информации нет необходимости преодолевать препятствия (искать газетный киоск и отсчитывать мелочь на покупку газеты), напротив — информации стало слишком много, а зачастую она просто навязывается. Персональные компьютеры и мобильные устройства, приобретаемые потребителями для личных целей, все чаще используются как возможность установления контакта с широкими массами насе-

ления [1]. Информационный голод сменился переизбытком информации [2]. Первоначально создаваемые исключительно для передачи информации, СМИ нуждаются сегодня в новых подходах к их практическому применению и теоретическому осмыслению. Хаотическое развитие СМИ становится причиной возникновения кибер-терроризма, одним из проявлений которого является распространение антисоциальных идей и заведомо ложной информации [3].

В своей работе А. П. Суходолов и М. П. Рачков обращают внимание на то, что «в условиях беспрерывно ведущихся информационных войн, ставших характерной чертой современного мира, массовой информацией (в силу возрастающей скорости ее распространения и, подчас, непредсказуемых последствий ее воздействия на сознание и поведение людей) нужно управлять не менее искусно, чем космическим кораблем» [4]. Эту мысль следует усилить тем, что неудачное управление космическим кораблем скорее всего приве-

дет к негативным техническим и финансовым последствиям, в то время как неверное управление массовой информацией будет сопровождаться серьезными социальными последствиями, возможно, в глобальном масштабе и потому является более ответственным процессом.

Исследование СМИ устойчиво развивается с середины ХХ в. Изменения в политических системах, слияние и конфликты различных культур, развитие социальных институтов и организаций, а также новых информационных технологий значительно повлияли на развитие медианауки. В 1970-х — 1980-х гг. ученые в ряде стран мира принимали активные меры, чтобы заложить основы современной теории СМИ.

Среди них необходимо отметить таких исследователей, как С. Хойер и Х. Остбай в Норвегии, К. Э. Розен-грен, К. Новак, О. Хультен и Л. Вей-булла в Швеции, Ф. Мортенсен, Э. Н. Свендсен и К. Сьюн в Дании, К. Норденштренд в Финляндии — странах, где журналистика и СМИ являются самостоятельной академической дисциплиной начиная с 1940-х гг. Многие из этих исследователей разработали учебные программы для журналистов и специалистов в области СМИ. Можно выделить несколько теоретических подходов относительно СМИ в зарубежной научной литературе.

Социальный подход был предложен Т. Беннеттом в 1982 г. В рамках этого подхода теория СМИ рассматривается как теория общества, т. е. СМИ сопоставляются с обществом и рассматриваются как его неотъемлемая часть, отражающая современные тенденции социального развития. Ученый утверждает, что теория массового общества полагает связанный ряд исторических контрастов между прошлым и на-

стоящим. Социальные отношения имеют коммунальную и органическую природу. Люди знают свое положение в системе мира, их место в порядке вещей четко фиксировано и узаконено в общеобязательной системе верований и ценностей. Различие между элитами и массами явно стратифицировано. Развитие промышленности приводит к разрушению традиционных социальных отношений. Демократия превращается в свою противоположность как новая форма тирании, играя на страхах и изоляции социально распыленного населения. Культура под воздействием СМИ вырождается в морально-эстетическое варварство [5]. Ученый также акцентирует внимание на важной роли СМИ в формировании и развитии идеологии.

Модернизационный подход, автором которого стал С. Мелкотт в 1995 г., определяет СМИ как средство модернизации и устойчивого развития [6]. Данный подход возник в связи с интенсивными модерниза-ционными процессами, происходящими по всему миру. Основная идея этого подхода заключается в том, что СМИ формируют платформу для внедрения новых технологий в производство и повседневную жизнь. Они обеспечивают информирование населения о возникающих инновациях и принятие их обществом, т. е. их социальное одобрение. Для объяснения данного процесса ученый обращается к поведенческой теории, в рамках которой обозначено общественное сопротивление инновациям. Помимо этого СМИ играют важную роль в формировании общественных ценностей. Учитывая, что концепция устойчивого развития, предполагающая добровольное ограничение социально-экономического развития в интересах защиты окружающей среды, противоречит

основам чистой рыночной экономики, для ее внедрения необходима ценностная основа, которую обеспечивают СМИ.

Основоположником коммуникационного подхода является Д. Сер-ваес (2003 г.), который считает, что СМИ обеспечивают международные коммуникации. В рамках данного подхода коммуникации рассматриваются как средство борьбы с бедностью, анализируется процесс культурного развития посредством СМИ, утверждается важная роль СМИ в борьбе за человеческие права, а также в развитии процессов глобализации и локализации[7].

Компетентностный подход появился в 2005 г. По мнению его основателя С. Юллы, в сравнении с этапом становления СМИ, когда основная проблема заключалась в том, чтобы распространить информацию, будущее развития СМИ связано с систематизацией, осмыслением и отбором нужной и достоверной информации из общего потока. Чтобы вырабатывать собственное представление и мнение о событиях, происходящих в мире, современному человеку нужно понять, как можно использовать СМИ, вместо того, чтобы становиться их жертвой [8]. Медиа-грамотность означает понимание того, как работают СМИ, как они создают реальность и придают ей смысл, как они организованы и как их использовать. Рост медиа-грамотности в обществе способствует обеспечению активной гражданской позиции и пожизненному обучению и саморазвитию человека. Существует потребность в разработке новых навыков и компетенций, необходимых для жизни в современном обществе.

Технологический подход, предложенный У.Р. Нойманом в 2010 г., анализирует СМИ через эволюцию

информационно-коммуникационных технологий [9]. В своем исследовании ученый утверждает, что продолжающаяся цифровая революция в сфере современных медиа-технологий представляет собой важное новое начало в общественной жизни и, вероятно, окажет существенное влияние на то, как отдельные личности, социальные группы и общество определяют себя и окружающий мир. Эти технические переходы дают нам возможность коллективно строить институты и цифровые системы, которые наилучшим образом служат общим (хотя и часто оспариваемым) идеалам общественного блага. Последние два столетия ознаменовались гениальными изобретениями и стремительной эволюцией технологической инфраструктуры СМИ. Так, С. Ф. Б. Морзе изобрел телеграф, А. Г. Белл — телефон, Т. Эдисон — кино, Г. Маркони — радио, Ф. Т. Фарнсворт — телевидение. Впоследствии был изобретен Интернет. Данные переходы между информационно-коммуникационными технологиями сопровождались расширением возможностей и влияния СМИ.

Прогрессивный подход, предложенный В. Шраммом в 2014 г., определяет СМИ как средство социального, экономического и политического прогресса [10]. Предпосылками к созданию данного подхода послужили работы П. Старра в 2004 г. [11] и М. О. Вирта в 2006 г. [12]. В рамках данного подхода предполагается, что СМИ способствуют продвижению прогрессивных идей социально-экономического и политического развития.

СМИ обеспечивают трансляцию сообщений от их создателей к широкой общественности и тем самым являются двигателем прогресса в современном обществе. В зависи-

мости от международной ситуации и той информации, которую необходимо донести до общества, СМИ могут преследовать различные цели. В частности, они могут выражать чье-то мнение и обеспечивать его общественную поддержку либо разглашать информацию, которую ее обладатели хотят скрыть и т. д.

Сравнительный анализ теоретических подходов относительно СМИ в зарубежной научной литературе представлен в таблице (см. ниже).

Как видно из таблицы, СМИ рассматриваются в обозначенных подходах через выполняемые ими функции: отражение социальных явлений и процессов, осуществление коммуникации и т. д. По мере возникновения новых функций происходит обновление теоретических положений СМИ и создание новых подходов. На основании этого можно утверждать об эволюционном характере развития теории СМИ и существовании ее тесной взаимосвязи с общими тенденциями развития социально-гуманитарных наук.

А. П. Суходолов и М. П. Рачков в своей статье указывают на отношение СМИ к социально-гуманитарным наукам и на необходимость их математизации. Нельзя не согласиться с утверждением ученых, что «СМИ представляют собой сложную структурированную информационно-коммуникационную и экономическую систему, которая является одной их самых динамично развивающихся систем и может быть описана с помощью разработанного теорией динамических систем математического инструментария [4].

Следует отметить, что еще с начала XX в. за рубежом предпринимались многочисленные попытки математизации социально-гуманитарных наук в целом и по отдельным отраслям, в частности теории СМИ, некоторые из которых были достаточно успешны. В качестве такого примера можно привести работу С. Е. Шаннона и В. Виавера «Математическая теория коммуникации» (The mathematical theory of communication), опубликованную

Сравнительный анализ теоретических подходов относительно СМИ в зарубежной научной литературе

Теоретические Сущность подхода Автор Год основания

подходы подхода

Социальный СМИ сопоставляются с обществом и рас- Т. Беннетт 1982

подход сматриваются через призму социального развития

Модернизаци- СМИ рассматриваются как средство мо- С. Мелкотт 1995

онныи подход дернизации и устойчивого развития

Коммуникаци- СМИ обеспечивают международную Д. Серваес 2003

онный подход коммуникацию

Компетентност- Развитие СМИ обуславливает необхо- С. Юлла 2005

ный подход димость выработки новых компетенций современного человека

Технологиче- СМИ анализируются через эволюцию У. Р. Нойман 2010

ский подход информационно-коммуникационных технологий

Прогрессивный СМИ определяются как средство соци- В. Шрамм 2014

подход ального, экономического и политического прогресса

в 1949 г. [13]. С помощью теории вероятности они описали будущие траектории развития системы СМИ. Ученые выделили две составляющих СМИ: информационную и социальную. Учитывая существование целой науки, посвященной изучению информации, и различных способов формализации информации, возможность ее математического выражения не вызывает сомнения. Через теорию бихевиоризма ученые описали возможные альтернативные варианты поведения участников системы СМИ, тем самым математически представив социальную составляющую.

Вместе с тем заявление, приведенное в статье А. П. Суходолова и М. П. Рачкова, о том, что из-за «недостаточной математизации в сфере гуманитарных наук наблюдается застой по сравнению с впечатляюще быстрым развитием физического знания» [4] не является бесспорным.

Мы считаем, что социально-гуманитарные науки развиваются значительно более быстрыми темпами благодаря большей доступности широкого методологического и методического инструментария, не ограниченного одной математикой. Об этом свидетельствует значительное количество научных открытий, сделанных без применения математических методов. По нашему мнению, излишняя математизация социально-гуманитарных знаний может привести к искажению их сути и утрате их особой прелести и поэтому не является целесообразной.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что концептуальные основы теории СМИ заложены многочисленными зарубежными авторами и в настоящее время существует необходимость не создания, а развития теории СМИ в контексте новых явлений

современности. То есть задача, поставленная в работе А. П. Суходо-лова и М. П. Рачкова, должна быть соответствующим образом переформатирована.

Последние события, происходящие в мире, формируют очертания современного подхода к пониманию роли СМИ. Сегодня они выступают уже не просто в качестве отражения общественных событий, а в качестве эффективного инструмента воздействия на мирохозяйственные процессы и средства продвижения национальных социально-экономических интересов в рамках реализации международных политических стратегий. Начало данного этапа было положено после распада Советского Союза, когда произошло смещение равновесия сил в глобальном пространстве и СМИ стали использоваться для формирования заданного отношения к различным событиям и создания выгодных их заказчикам шаблонов поведения. Даже сам выбор формулировок и фраз для описания актуальных явлений и процессов в мире несет в себе ценностную смысловую нагрузку.

Если СМИ могут провоцировать и подогревать международные конфликты, то логично предположить, что они также могут и способствовать их решению. На наш взгляд, именно в этом русле видятся перспективы развития теории СМИ. Вполне вероятно, что СМИ смогут стать средством решения глобальных проблем человечества, наиболее серьезными из которых являются проблема сбалансированного развития общества и окружающей среды, проблема уравновешивания интересов глобальных игроков и снижения уровня дифференциации стран в мировой экономике и др.

Следовательно, высокую актуальность на современном этапе

представляет уже не создание теории СМИ, а разработка теории развития общества и решения глобальных социальных проблем с помощью СМИ. Другими словами (мы сказали и облегчили свою душу!), СМИ необходимо рассматривать не как объект

и самоцель проведения фундаментальных научных исследований, а как инструмент изучения общества и решения прикладных социально-экономических и политических задач.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

1. Экономическое развитие: теория, проблемы, практика / Д. Е. Давыдянц, Ж. В. Горностаева, Ю. И. Дубова [и др.]. — Ставрополь : Ставропол. кн. изд-во, 2012. — 314 с.

2. Попова Л. В. Формы саморегулирования рынка как разрешение кризиса доверия его участников / Л. В. Попова, Н. В. Стрельцова, С. В. Ладаускас // Научное обозрение. — 2014. — № 2. — С. 199-204.

3. Попкова Е. Г. Проблема экономической безопасности в условиях глобализации / Е. Г. Попкова, В. Н. Островская // Казанский экономический вестник. — 2015. — № 1 (15). — С. 108-113.

4. Суходолов А. П. К созданию теории средств массовой информации: постановка задачи / А. П. Суходолов, М. П. Рачков // Вопросы теории и практики журналистики. — 2016. — Т. 5, № 1. — С. 6-13. — DOI : 10.17150/2308-6203.2016.5(1).6-13.

5. Bennett T. Theories of the media, theories of society / T. Bennett. — London: Methuen, 1982. — 55 p.

6. Melkotte S. Mass media in support of sustainable development [Electronic resource] / S. Melkotte // Encyclopedia of life support systems. — Mode of access: http://www.eolss. net/sample-chapters/c04/e6-33-04-05.pdf.

7. Servaes J. Communication for development and social change / J. Servaes. — France : UNESCO, 2003. — 428 p.

8. Ulla C. Has Media and Communication Research Become Invisible? Some Reflections from a Scandinavian Horizon / C. Ulla // Gazette. — 2005. — № 67 (6). — P. 543-546.

9. Neuman W. R. Theories of media evolution / W. R. Neuman. — Michigan : University of Michigan press, 2010. — 21 p.

10. Schramm W. Media development's role in social, economic, and political progress [Electronic resource] / W. Schramm. — Mode of access: http://www.mdif.org/wp-content/up-loads/2014/08/Media-Developments-Role-in-Social-Economic-and-Political-Progress-Litera-ture-Review.pdf.

11. Starr P. The creation of the media: political origins of modern communications / P. Starr. — New York : Basic, 2004. — 135 p.

12. Wirth M. O. Issues in media convergence. Handbook of media management and economics / M. O. Wirth. — New York : Routledge, 2006. — 124 p.

13. Shannon C. E. The mathematical theory of communication / C. E. Shannon, W. Weaver. — Urbana, Illinois : University of Illinois Press1, 1949. — 35 p.

REFERENCES

1. Davydyants D. E., Gornostaeva Zh. V., Dubova Yu. I. et al. Ekonomicheskoe razvitie: teoriya, problemy, praktika [Economic development: theory, problems, practice]. Stavropol' Publishing House, 2012. 314 p.

2. Popova L. V., Strel'tsova N. V., Ladauskas S. V. Forms of market self-regulation as the way of mending the credibility gap between its participants. Nauchnoe obozrenie. = Scientific Review, 2014, no. 2, pp. 199-204. (In Russian).

3. Popkova E. G., Ostrovskaya V. N. The problem of economic security in the context of globalization. Kazanskii ekonomicheskii vestnik = Kazan economic messenger, 2015, no. 1 (15), pp. 108-113. (In Russian).

4. Sukhodolov A. P., Rachkov M. P. To create a theory of the media: statement of the problem. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2016, vol. 5, no. 1, pp. 6-13. DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(1).6-13. (In Russian).

5. Bennett T. Theories of the media, theories of society. London, Methuen, 1982. 55 p.

6. Melkotte S. Mass media in support of sustainable development. Encyclopedia of Life Support Systems. Available at: http://www.eolss.net/sample-chapters/c04/e6-33-04-05.pdf.

7. Servaes J. Communication for development and social change. France, UNESCO, 2003. 428 p.

8. Ulla C. Has Media and Communication Research Become Invisible? Some Reflections from a Scandinavian Horizon. Gazette, 2005, no. 67 (6), pp. 543-546.

9. Neuman W. R. Theories of Media Evolution. Michigan, University of Michigan press, 2010. 21 p.

10. Schramm W. Media development's role in social, economic, and political progress. Available at: http://www.mdif.org/wp-content/uploads/2014/08/Media-Developments-Role-in-Social-Economic-and-Political-Progress-Literature-Review.pdf.

11. Starr P. The Creation of the Media: political origins of modern communications. New York, Basic, 2004. 135 p.

12. Wirth M. O. Issues in media convergence. Handbook of media management and economics. New York, Routledge, 2006. 124 p.

13. Shannon C. E., Weaver W. The mathematical theory of communication. Urbana, Illinois, University of Illinois Press1, 1949. 35 p.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Попкова Е. Г. Эволюция и новые очертания теории средств массовой информации в XXI веке (размышления над статьей А. П. Суходолова и М. П. Рачкова «К созданию теории средств массовой информации: постановка задачи») / Е. Г. Попкова, А. С. Нацубидзе // Вопросы теории и практики журналистики. — 2016. — Т. 5, № 3. — С. 521-528. — DOI : 10.17150/2308-6203.2016.5(3).521-528.

REFERENCE TO ARTICLE

Popkova E. G., Natsubidze A. S. Evolution and the new outlines of the theory of mass media in the XXI century (reflections on the article of prof. A. P. Sukhodolov and prof. M. P. Rachkov «To create a theory of the media: statement of the problem»). Voprosy teorii i praktiki zhurnal-istiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2016, vol. 5, no. 3, pp. 521-528. DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(3).521-528. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.