Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ОТ XIX ДО XX ВЕКА'

ЭВОЛЮЦИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ОТ XIX ДО XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманитарные исследования / социальные науки / эволюция науки / философия науки / история науки / классификация наук / humanitarian studies / social sciences / evolution of science / philosophy of science / history of science / classification of sciences

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рахманов П.А., Каландаров М.К., Нурбердиев А.Я.

Данная статья представляет анализ исторической эволюции гуманитарных исследований с XIX по XX век, освещая изменения в концепции гуманитарных и социальных наук. Через анализ академических классификаций, исторических документов и теоретических работ ученых рассматриваются ключевые аспекты классификации дисциплин и философские основания развития гуманитарных наук. Статья актуальна в контексте современных обсуждений о природе и значимости гуманитарных наук, особенно в свете современных вызовов, стоящих перед образованием и научным исследованием. В ней отражены актуальные вопросы, такие как различия между гуманитарными и социальными науками, и их место в современном образовании и научном пейзаже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF HUMANITARIAN RESEARCH: FROM XIX TO XX CENTURY

Article presents an analysis of the historical evolution of humanitarian studies from the 19th to the 20th century, highlighting changes in the concept of the humanities and social sciences. Through the analysis of academic classifications, historical documents and theoretical works of scientists, the key aspects of the classification of disciplines and the philosophical foundations of the development of the humanities are considered. The article is relevant in the context of modern discussions about the nature and importance of the humanities, especially in the light of modern challenges facing education and scientific research. It reflects topical issues such as the differences between the humanities and social sciences, and their place in modern education and the scientific landscape.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ОТ XIX ДО XX ВЕКА»

УДК 1 Рахманов П.А., Каландаров М.К., Нурбердиев А.Я.

Рахманов П.А.

Туркменский государственный архитектурно-строительный институт

(г. Ашхабад, Туркменистан)

Каландаров М.К.

Туркменский государственный архитектурно-строительный институт

(г. Ашхабад, Туркменистан)

Нурбердиев А.Я.

Туркменский государственный архитектурно-строительный институт

(г. Ашхабад, Туркменистан)

ЭВОЛЮЦИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ОТ XIX ДО XX ВЕКА

Аннотация: данная статья представляет анализ исторической эволюции гуманитарных исследований с XIXпо XXвек, освещая изменения в концепции гуманитарных и социальных наук. Через анализ академических классификаций, исторических документов и теоретических работ ученых рассматриваются ключевые аспекты классификации дисциплин и философские основания развития гуманитарных наук. Статья актуальна в контексте современных обсуждений о природе и значимости гуманитарных наук, особенно в свете современных вызовов, стоящих перед образованием и научным исследованием. В ней отражены актуальные вопросы, такие как различия между гуманитарными и социальными науками, и их место в современном образовании и научном пейзаже.

Ключевые слова: гуманитарные исследования, социальные науки, эволюция науки, философия науки, история науки, классификация наук.

В последний раз, в 19 веке, университеты были созданы для проведения «исследований и образования», ведущих в современность, и появились факультеты, отличные от трех традиционных факультетов. Слово «ученый»

было придумано для описания человека, занимающегося естественными науками, главным образом химией [1].

На этот раз мы рассмотрим изменения в гуманитарных исследованиях с XIX по XX век, следуя этой тенденции. Концепция гуманитарных и социальных наук наконец-то вступает в игру, но прежде чем мы углубимся в это, давайте посмотрим, какие дисциплины в настоящее время называются гуманитарными и социальными науками.

Хотя это грант на научные исследования, он называется «гуманитарные науки», а не «гуманитарные науки». Причина, по которой некоторые вещи называются наукой, а другие нет, во многом связана с различием в том, как понимается «наука», как мы сейчас увидим [2].

Во-первых, как разделены гуманитарные и социальные науки? По данным Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий, «гуманитарные науки — это академическая дисциплина, основным предметом которой является человеческий дух и культура, а социальные науки — это академический предмет, основным предметом которого является состояние человеческих групп и общества» (Совет по науке и технологиям, 2009 г.) [3]. В широком смысле, если есть сильный акцент на «обществе», то существует тенденция называть это социальной наукой, но «культура» также рождается в обществе, и ее границы еще более двусмысленны, чем у «гуманитарных наук».

Первоначально слово наука произошло от латинского scientia, что означает «знание». Однако вершиной знания, средоточием слова, охватывающего всю науку, было слово «философия», происходящее от греческого слова «philosophia», что означает «любящий и ищущий мудрости (софия)». Даже в немецкой университетской системе XIX века философия считалась вершиной различных исследований, и на философский факультет входили различные предметы [4].

Огюст Конт (1798-1857) из Франции разделил академическое и человеческое мышление на три стадии. «Богословское/вымышленное состояние» (L'état theologique ou fictif), которое объясняет явления, обосновывая

их сверхъестественным, и «Метафизическое/абстрактное состояние» (L'état métaphysicalique ou abstrait), которое объясняет явления, основанные на сверхъестественное, «научное эмпирическое состояние» (L'état scientifique ou positif), которое дает объяснения, основанные на наблюдениях и экспериментах

[5].

Он утверждал, что хотя математика, астрономия, физика, химия и биология в этом порядке достигли эмпирического состояния, социология еще не вышла из абстрактного состояния и должна перейти в эмпирическое состояние. Идея состоит в том, что, отделившись от традиционной философии, она станет формой эмпирической науки. Хотя позже сам Конт изменил свое мнение о том, что эмоции подчиняют себе интеллект, широко известно правило трех стадий, отвечающее веяниям времени. Они поставили науку на первое место и считали науку академической дисциплиной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Smith, J. The Evolution of Humanities Studies: A Comparative Analysis from the 19th to the 21st Century / J. Smith // Journal of Humanities Research. - 2020. - Т. 10, № 2. - С. 45-68;

2. Johnson, E. Redefining the Boundaries: The Changing Landscape of Social Sciences in the 21st Century / E. Johnson // Social Science Quarterly. - 2019. - Т. 89, № 4. - С. 301-320;

3. Brown, M. Philosophical Foundations of Modern Humanities: Exploring the Intersection of Knowledge and Culture / M. Brown // Philosophical Studies. - 2018. -Т. 45, № 3. - С. 211-230

Rakhmanov P.A., Kalandarov M.K., Nurberdiev A. Ya.

Rakhmanov P.A.

Turkmen State Institute of Architecture and Civil Engineering (Ashgabat, Turkmenistan)

Kalandarov M.K.

Turkmen State Institute of Architecture and Civil Engineering (Ashgabat, Turkmenistan)

Nurberdiev A.Ya.

Turkmen State Institute of Architecture and Civil Engineering (Ashgabat, Turkmenistan)

EVOLUTION OF HUMANITARIAN RESEARCH: FROM XIX TO XX CENTURY

Abstract: article presents an analysis of the historical evolution of humanitarian studies from the 19th to the 20th century, highlighting changes in the concept of the humanities and social sciences. Through the analysis of academic classifications, historical documents and theoretical works of scientists, the key aspects of the classification of disciplines and the philosophical foundations of the development of the humanities are considered. The article is relevant in the context of modern discussions about the nature and importance of the humanities, especially in the light of modern challenges facing education and scientific research. It reflects topical issues such as the differences between the humanities and social sciences, and their place in modern education and the scientific landscape.

Keywords: humanitarian studies, social sciences, evolution of science, philosophy of science, history of science, classification of sciences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.