Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В СВЯЗИ С ПАНДЕМИЕЙ COVID-19'

ЭВОЛЮЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В СВЯЗИ С ПАНДЕМИЕЙ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
436
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / ПАНДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магдилов М.М., Дадаев Д.И.

В статье анализируются актуальные вопросы эволюции функций современного российского государства в связи с пандемией коронавируса. Глобальные изменения в функционировании государства затронули абсолютно все направления деятельности, поэтому в статье подробно проанализировано воздействие распространения этой опасной болезни на социальную, экономическую и правоохранительную функции государства. Основной вывод в исследовании данного аспекта - констатация положения, что Россия, учитывая положительный и отрицательный опыт других государств, которые уже на протяжении длительного времени ведут борьбу с коронавирусной инфекцией COVID-19, предпринимает своевременные и во многом эффективные меры, в том числе и ужесточение юридической ответственности, по противодействию распространению опасной инфекции. Очевидно, что возникшая ситуация с пандемией COVID-19 внесла коррективы в функционирование всех государств мира, затронув содержание всех основных направлений деятельности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Магдилов М.М., Дадаев Д.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF STATE FUNCTIONS IN RESPONSE TO THE COVID-19 PANDEMIC

This article analyzes the current issues of the evolution of the functions of the modern Russian state in connection with the coronavirus pandemic. Global changes in the entire direction of the state's functioning have affected absolutely all areas of activity, so the article analyzes in detail the impact of the spread of this dangerous disease on the social, economic and law enforcement functions of the state. The main conclusion of the study of this aspect is the statement that Russia, taking into account the positive and negative experience of other States that have been fighting against the COVID-19 for a long period of time, is taking timely and largely effective measures, including tightening legal responsibility, to counter the spread of a dangerous infection. It is obvious that the situation with the COVID-19 pandemic has made adjustments to the functioning of all States of the world, affecting the content of all the main activities of the state.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В СВЯЗИ С ПАНДЕМИЕЙ COVID-19»

УДК 340.132.1

БО1; 10.21779/2500-1930-2020-35-3-82-87 М.М. Магдилов, Д.И. Дадаев

Эволюция функций государства в связи с пандемией СОУГО-19

Дагестанский государственный университет; Россия, 367000, г. Махачкала; ул. М. Гаджиева, 43а; madgmag65@gmail.com, kaftgp@mail.ru

В статье анализируются актуальные вопросы эволюции функций современного российского государства в связи с пандемией коронавируса. Глобальные изменения в функционировании государства затронули абсолютно все направления деятельности, поэтому в статье подробно проанализировано воздействие распространения этой опасной болезни на социальную, экономическую и правоохранительную функции государства. Основной вывод в исследовании данного аспекта - констатация положения, что Россия, учитывая положительный и отрицательный опыт других государств, которые уже на протяжении длительного времени ведут борьбу с коронавирусной инфекцией СОУГО-19, предпринимает своевременные и во многом эффективные меры, в том числе и ужесточение юридической ответственности, по противодействию распространению опасной инфекции. Очевидно, что возникшая ситуация с пандемией СОУГО-19 внесла коррективы в функционирование всех государств мира, затронув содержание всех основных направлений деятельности государства.

Ключевые слова; функции государства, социальная функция, экономическая функция, правоохранительная функция, пандемия.

Одним из глобальных кризисов последнего времени является пандемия СОУГО-19, которая отразилась на функционировании всех государств мира в целом и на Российской Федерации в частности. Глобальные изменения в функционировании государства затронули абсолютно все направления деятельности [3, с. 12]. Рассмотрим изменение содержания отдельных функций государства в связи со сложившейся в 2020 году ситуацией.

Серьезным испытаниям подверглась социальная сфера государства. СОУГО-19 обнажил социально-экономическое неравенство и уже в ближайшем будущем может его усилить. Социальную политику любого государства на сегодняшний момент можно разделить на «до» и «после» пандемии [7, с. 129]. Имеется огромный кластер социально-экономических проблем, которые не решаются многие годы, - чрезмерно высокая степень износа основных фондов (зданий, сооружений и оборудования) объектов социальной сферы (здравоохранения, образования, культуры и др.), неразвитость социальной инфраструктуры в целом, кадровый дефицит для осуществления социальной политики, недостаточный объем бюджетного финансирования и низкая эффективность расходования бюджетных средств; к этому списку добавляется с приходом пандемии и падение реальных доходов граждан, рост безработицы.

Президент В.В. Путин в своем обращении к гражданам 25 марта 2020 года озвучил ряд мер, нацеленных на поддержку экономики в условиях ускорения процесса распространения коронавирусной инфекции на территории РФ. Данные меры сфокусированы на четырех направлениях;

1. Обеспечение товарами первой необходимости и поддержка населения (мониторинг потребительских цен; мониторинг наличия в продаже товаров первой необходимости; реализация мер активной поддержки занятости; установление «зеленого коридора» в отношении импорта товаров первой необходимости).

2. Поддержка отраслей экономики, оказавшихся в зоне риска (освобождение туроператоров от уплаты взносов и установление компенсации их убытков; мониторинг финансового положения застройщиков и подрядных организаций; предоставление отсрочки по налоговым платежам сроком на 3 месяца организациям и отраслям, наиболее пострадавшим от пандемии).

3. Поддержка малого и среднего предпринимательства (мораторий на проверки малого и среднего бизнеса; отсрочка уплаты арендных платежей в случае с использованием государственного или муниципального имущества; предоставление форм льготного кредитования).

4. Общесистемные меры (создание финансового резерва в размере до 300 млрд рублей; гарантийного фонда для реструктуризации кредитов компаний, пострадавших от ухудшения экономической ситуации) [5, с. 209].

Очевидно, снижение занятости в связи с изоляционными мероприятиями, вызванными распространением коронавируса, негативным образом отразилось на денежных доходах населения. Согласно модели их сокращение оценивается на уровне 12 %, но установленные в срочном порядке меры социальной поддержки позволяют компенсировать десятую часть этих потерь. Поскольку меры поддержки, принятые в связи с пандемией, направлены в основном на семьи с детьми, то ожидаемо, что наибольший эффект от мер будет выявлен именно в этих семьях.

Несмотря на проводимые государством меры по преодолению последствий пандемии, пока не удается стабилизировать социальную ситуацию и достигнуть уровня доэпидемического развития поддержки общества.

Серьезной трансформации подверглась экономическая функция государства [4, с. 31], что связано с парализацией экономического роста стран вследствие невозможности участия в нем человеческого фактора ввиду массового поражения людей ко-ронавирусной инфекцией либо действия государственных ограничительных мер с целью сдерживания распространения вируса. Пандемия СОУГО-19 стала большим испытанием и для российской экономики.

Оборот денежных средств напрямую не связан с распространением вируса, однако ввиду сопряженности финансовых операций с очными или заочными контактами граждан банковская сфера является объектом повышенного риска для современного общества [8, с. 29]. Кроме того, банковские услуги для бизнеса, в частности наиболее распространенные из них - расчетно-кассовое обслуживание, зарплатные проекты, кредитные линии, обеспечивают жизнеспособность на экономической арене любой организации, фирмы или предприятия. Все сказанное свидетельствует о важности банковской сферы для показателей экономики страны и сохранения ее финансового равновесия в условиях пандемии.

Распространение коронавирусной инфекции и введение правительством России ограничительных мер для граждан привели к массовому оттоку денежных средств из банковской сферы и, следовательно, из экономики страны. Огромное количество потребителей банковских услуг не смогли реализовать свои экономические потребности из-за соблюдения режима самоизоляции, нахождения на карантине либо лечения в медицинских учреждениях. У многих граждан возникли сложности с выплатой кредитов, ипотечных взносов. Более того, бизнес-кредиты, выданные малым и средним организа-

циям, оказались под угрозой невозвращения вследствие невозможности работы этих фирм в условиях пандемии и неполучения ими прибыли, из которой предприниматели ранее выплачивали кредит.

Убыточными в период распространения коронавирусной инфекции стали многие отрасли российской экономики, причем возможность компенсации потерянных денежных средств в будущем остается весьма призрачной. В частности, розничная торговля и производство испытали в период эпидемии огромный спад, однако при увеличении числа потребителей нельзя исключать и возможный рост финансовой прибыли подобных предприятий [2, с. 141].

21.03.2020 г. Правительством Российской Федерации был утвержден «План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» [9, с. 73]. В соответствии с обозначенным планом необходимо увеличение программы выдачи кредитов на льготных условиях, а также осуществление реструктуризации выданных ранее займов с предоставлением более выгодных ставок [10, с. 97].

В условиях меняющейся ситуации с пандемией коронавируса необходимо разработать ряд мер по поддержке экономических институтов;

1. Использовать все возможности для увеличения числа клиентов, в том числе расширять спектр цифровых и дистанционных услуг. Пандемия является ускоряющим механизмом использования технологий дистанционного банковского обслуживания, а также новых методов взаимодействия клиентов с банками. В этом случае проблема безопасности обслуживания особенно обостряется, а механизмы цифрового взаимодействия требуют доработки.

2. Осуществлять полноценный финансовый консалтинг с учетом современной ситуации. Банки могут предоставить своим клиентам новые возможности посредством дистанционных консультаций, а также предложить бухгалтерские и налоговые услуги.

3. Проводить поддержку клиентов посредством положительных решений по реструктуризации займов и предложений использования альтернативных банковских продуктов.

В связи с необходимостью обеспечения безопасности всей сферы киберуслуг резко возрастает значение подфункции по обеспечению информационной безопасности. Данная деятельность осуществляется в рамках правоохранительной функции, при которой в новых условиях также произошли существенные изменения.

Для урегулирования отношений, возникающих в связи с введением на территории России специальных режимов самоограничения (самоизоляции), в отдельных случаях карантина, Правительством РФ приняты экстренные меры в первую очередь организационного, экономического и социального характера, направленные на защиту здоровья населения, борьбу с коронавирусом, а также поддержку бизнеса в чрезвычайных условиях, вызванных интенсивным распространением инфекции.

В целях повышения эффективности превентивной функции предпринятых Правительством РФ [1] мер, а также формирования серьезного отношения граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к введению карантинных мероприятий, необходимых в первую очередь для обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения, защиты жизни и здоровья граждан, были ужесточены меры административной и уголовной ответственности за ряд правонарушений, связанных распространением коронавирусной инфекции.

В настоящее время введенные ограничения, связанные с противодействием распространению коронавируса СОУГО-19, многими юристами расцениваются как непра-

вомерные в связи с тем, что специального закона, раскрывающего понятие и содержание «самоизоляция» и «самоограничение» не создано. В свою очередь не разрешает проблему и подпункт «д» пункта 10 ст. 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (на него ссылаются некоторые юристы), в котором говорится о компетенции должностного лица, имеющего право «принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» и «ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации» [6].

Отношения, складывающиеся в процессе развития пандемии в России, нуждаются в более тщательном правовом регулировании, требуется развитие нормативно-правовой базы. Однако анализ норм Конституции РФ и международных правовых норм позволяет сделать вывод, что ограничение некоторых прав граждан и иных субъектов отношений в связи с необходимостью предотвратить распространение коронавируса COVID-19 имеет правовую основу.

В сложившихся условиях, возможно, нет времени и необходимых ресурсов для поэтапного планомерного внесения изменений и дополнений в действующее законодательство, для того, чтобы разобраться в применяемых формулировках и терминах, но необходимо принимать быстрые, своевременные и максимально эффективные решения, позволяющие справиться с возникшей проблемой, призывая граждан и других субъектов отношений к сознательности и правильному пониманию вводимых ограничений.

Ужесточение юридической ответственности в условиях распространения коро-навирусной инфекции в России, как и во многих странах мира, сопровождается проведением дополнительных комплексных мероприятий организационного, экономического, социального и воспитательного характера, направленных на стимулирование граждан и хозяйствующих субъектов соблюдать обусловленные сложной пандемической ситуацией ограничения.

Можно согласиться с мнением многих специалистов, что Россия, учитывая положительный и отрицательный опыт других государств, на протяжении длительного времени ведущих борьбу с коронавирусом COVID-19, предпринимает своевременные и во многом эффективные меры, в том числе и ужесточение юридической ответственности, по противодействию распространению опасной инфекции.

Таким образом, возникшая ситуация с пандемией COVID-19 внесла коррективы в функционирование всех государств мира, затронув содержание всех основных направлений деятельности государства.

Литература

1. COVID-19. Меры правительства по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики // Официальный сайт Правительства РФ. - Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/883/events/ (дата обращения: 03.12.2020).

2. Асеев О.В., Машкина Н.А., Велиев А.Е. Банковская система реального сектора экономики в условиях неопределенности // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2019. - № 1. - С. 141-146.

3. Болгов В.А., Шуваева Ю.В. Функции государства: классификация, роль и характер в разные периоды в Российской Федерации // Территория науки. - 2017. - № 3.

4. Государственная экономическая политика: учебное пособие для вузов / под ред. Т.Г. Морозова. - М.: Юнити-Дана, 2019.

5. Мищенко В.И., Гудков А.И., Красильщиков А.В. О социальной направленности поправок в Конституцию РФ и их реализации в условиях борьбы с распространением коронавируса // Евразийское научное объединение. - 2020. - № 4-3 (62). - С. 209-212.

6. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ; ред. от 01.04.2020 // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/6ff5e98fee989a34bd9ce012f4b62c fa4d8ed1d0/.

7. Осколков А.В. Социальная политика РФ в условиях пандемии // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 65-3. - С. 129.

8. Попова И.Н., Пономарев А.П. Проблемы банковской деятельности в условиях пандемии // StudNet. - 2020. - № 8. - С. 29-36.

9. Шагинян Т.В. Социально-экономические последствия пандемии COVID-19 // Новые экономические исследования. - Пенза, 2020. - С. 73-75.

10. Щурина С.В. Меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в приоритетных отраслях российской экономики в 2020 году // Экономика. Налоги. Право. - 2020. - № 1.

References

1. COVID-19. Mery Pravitel'stva po bor'be s koronavirusnoj infekciej i podderzhke ekonomiki // Oficial'nyj sajt Pravitel'stva RF. - Rezhim dostupa: http://government.ru/rugovclassifier/883/events/ (data obrashcheniya - 03.12.2020).

2. Aseev O.V., Mashkina N.A., Veliev A.E. Bankovskaya sistema real'nogo sektora ekonomiki v usloviyah neopredelennosti // Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skohozyajst-vennoj akademii. 2019. № 1. S. 141-146.

3. Bolgov V.A., Shuvaeva Yu.V. Funkcii gosudarstva: klassifikaciya, rol' i harakter v raznye periody v Rossijskoj Federacii // Territoriya nauki. 2017. № 3.

4. Gosudarstvennaya ekonomicheskaya politika: uchebnoe posobie dlya vuzov /pod red. T.G. Morozova. - M.:YUNITI-DANA, 2019.

5. Mishchenko V.I., Gudkov A.I., Krasil'shchikov A.V. O social'noj napravlennosti popravok v Konstituciyu RF i ih realizacii v usloviyah bor'by s rasprostraneniem koronavirusa // Evrazijskoe Nauchnoe Ob"edinenie. 2020. № 4-3 (62). P. 209-212.

6. O zashchite naseleniya i territorij ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera: federal'nyj zakon ot 21.12.1994 № 68-FZ; red. ot 01.04.2020 // Konsul'tantPlyus. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/6ff5e98fee989a34bd9ce012f4b62c fa4d8ed1d0/.

7. Oskolkov A.V. Social'naya politika RF v usloviyah pandemii // Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2020. № 65-3. 129 p.

8. Popova I.N., Ponomarev A.P. Problemy bankovskoj deyatel'nosti v usloviyah pandemii // StudNet. 2020. № 8. S. 29-36.

9. Shaginyan T.V. Social'no-ekonomicheskie posledstviya pandemii COVID-19 // No-vye ekonomicheskie issledovaniya. Penza, 2020. S. 73-75.

10. Shchurina S.V. Mery podderzhki sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva v prioritetnyh otraslyah rossijskoj ekonomiki v 2020 godu // Ekonomika. Nalogi. Pravo. 2020. № 1.

Поступила в редакцию 17 июня 2020 г.

UDC 340.132.1

DOI: 10.21779/2500-1930-2020-35-3-82-87

The Evolution of State Functions in Response to the COVID-19 Pandemic

M.M. Magdilov, D.I. Dadaev

Dagestan State University; Russia, 367000, Makhachkala; M. Gadzhiev st., 43a; madgmag65@gmail.com, kaftgp@mail.ru

This article analyzes the current issues of the evolution of the functions of the modern Russian state in connection with the coronavirus pandemic. Global changes in the entire direction of the state's functioning have affected absolutely all areas of activity, so the article analyzes in detail the impact of the spread of this dangerous disease on the social, economic and law enforcement functions of the state. The main conclusion of the study of this aspect is the statement that Russia, taking into account the positive and negative experience of other States that have been fighting against the COVID-19 for a long period of time, is taking timely and largely effective measures, including tightening legal responsibility, to counter the spread of a dangerous infection. It is obvious that the situation with the COVID-19 pandemic has made adjustments to the functioning of all States of the world, affecting the content of all the main activities of the state.

Keywords: state functions, social function, economic function, law enforcement function, pandemic.

Received 17 June, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.