Научная статья на тему 'Эволюция форм собственности в России на рубеже веков'

Эволюция форм собственности в России на рубеже веков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1054
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция форм собственности в России на рубеже веков»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2007. № 1

В.Г. Холодков

ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ

НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

За прошедшее пятнадцатилетие собственность в Российской Федерации претерпела кардинальные преобразования. Пройденный путь может быть оценен по-разному, но в целом он преобразил экономическое лицо страны. Степень завершенности реформирования собственности в России можно оценить как значительную, т.е. эти процессы прошли свою середину и находятся на завершающей стадии. Те или иные преобразования собственности возможны и будут происходить и дальше, но общая структура, отдельные удельные веса ее различных видов радикальным образом вряд ли изменятся1.

Собственность в плановой экономике

Социалистическая плановая экономика2, господствовавшая в СССР более 70 лет, была изначально построена в соответствии с марксистским учением о будущем обществе. Как известно, марксизм отрицал существование в будущем социалистическом обществе частной собственности. Экономической основой такого общества должна была стать общественная собственность на средства производства и продукты труда. Основной формой существования общественной собственности при социализме становилась государственная собственность. В соответствии с этим положением марксизма и была построена экономика Советского Союза, а позднее и других стран мировой социалистической системы.

В Конституции СССР 1936 г., а позднее и в Конституции 1977 г. основой экономической системы СССР провозглашалась «социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности». Отдельной строкой в Конституции проходила «личная собственность граждан». Допускалась основанная на собственном

1 Проблемы собственности на экономическом факультете МГУ на протяжении пятнадцати лет исследовались в рамках лаборатории собственности. Результаты этих исследований опубликованы в ряде научных трудов лаборатории. Некоторые положения этих разработок нашли отражение в данном материале.

2 В данном случае терминология, относящаяся к описанию прошлой общественной системы, существовавшей на территории СССР и других стран, используется формально, без рассмотрения вопроса по существу, насколько «социалистично и планово» было это общество.

труде трудовая частная собственность с запрещением использования чужого, наемного труда. Наличие мелкой частной собственности рассматривалось как непреодоленный пережиток капиталистической системы, неизбежно обреченный исчезнуть в будущем. В Конституции 1977 г. впервые было заявлено о существовании нового вида собственности — собственности общественных организаций. В этом разнообразии форм собственности главенствующую и определяющую роль в экономике СССР и других стран социализма играла государственная собственность на средства производства и продукты труда. Это главенство определялось как по масштабам охвата материально-вещественных объектов, так и по доминирующему воздействию на все другие формы собственности. К концу существования плановой экономики Советского Союза государственная собственность занимала следующие позиции (табл. 1).

Таблица 1

Основные фонды по формам собственности в СССР (на конец 1990 г. в сопоставимых ценах, %)

1990

Все основные фонды (включая скот) 100

В том числе:

государственная собственность 88,7

колхозно-кооперативная собственность (с учетом новых кооперативов в сфере производства и услуг) 8,4

личная собственность граждан 2,9

Рассчитано по: Народное хозяйство СССР в 1990 г. VI.. 1991. С. 291.

Доминирующая роль государственной собственности по отношению ко всем остальным формам собственности проявлялась в том, что последние были прямо зависимы от первой. Можно даже говорить о тотальном огосударствлении всех остальных форм собственности. Характер такого огосударствления будет рассмотрен ниже.

Исторически государственная собственность в Советском Союзе как главная и определяющая формировалась тремя путями. Первый путь — это несколько этапов национализации частной собственности, прошедших после революции в период 1917—1920 гг. Но в этот период были национализированы в основном частные предприятия промышленности, транспорта, непроизводственной сферы. Тогда же возникли первые государственные предприятия на земле — совхозы. Затем в период нэпа прошла некоторая дена-

ционализация, но в целом к 1930 г. доля государственных предприятий цензовой промышленности составила 56,4%3.

Второй путь роста государственной собственности — воспроизводственный. Индустриализация страны с ее масштабными инвестициями коренным образом изменила объемы и долю государственной собственности в экономике страны. В первую пятилетку среднегодовой фактический прирост по народному хозяйству составил 11,9%, во вторую пятилетку этот показатель равнялся 14,6%. Весь этот прирост фактически означал масштабный рост государственной собственности и государственного сектора в народном хозяйстве СССР.

К концу первой пятилетки в СССР на государственную собственность приходилось около 90% всего объема промышленной продукции страны. В дальнейшем гигантский рост масштабов государственной собственности происходил в основном за счет расширенного воспроизводства самого государственного сектора. Тот экономический рост, который наблюдался на протяжении всего советского периода, в подавляющей части был процессом увеличения государственной собственности.

Третий путь увеличения масштабов государственной собственности — изменение соотношения между различными формами собственности: государственной и частной, государственной и кооперативной. Особенно значимо второе соотношение, так как судьба частной собственности была кардинально решена в первые три года после Октябрьской революции. Но еще долгое время в стране оставался значительный кооперативный сектор, который и являлся резервом роста государственного сектора. К 1930 г. доля кооперативных предприятий составляла 43,5%, частных — только 0,1%4.

Кооперативный сектор (кооперированные кустари, промысловая кооперация), который по численности предприятий, в основном мелких, был, как видно из приведенных выше данных, довольно большим. В 1925—1926 гг. его удельный вес, по данным ЦСУ, был значительно меньше: 16,8% — по числу рабочих, 3,7% — по основному капиталу, 2,0% — по валовой продукции, 5,9% общего объема промышленного производства5. В 1928 г. в мелкой кустарной промышленности работало 57,1% от общего числа занятых и производилось 22,4% валовой продукции промышленности6.

3 Итоги выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР. VI.. 1934. С. 61.

4 Там же.

3 Кафенгауз Л.Б. Эволюция промышленного производства России. VI.. 1994. С. 280.

6 История социалистической экономики СССР. Т. III. 1977. С. 284.

К 1932 г. ее подавляющая часть была кооперирована (по некоторым расчетам, до 85—90%), а валовая продукция промысловой кооперации увеличилась в 6 раз. Ее удельный вес в общем объеме обобществленного промышленного производства в 1930 г. составил: в РСФСР — 10,1%, в Украине — 10,3%, в Белоруссии — 11,5%, в Грузии — 19,4%, в Туркмении — 20,8%, в Узбекистане — 12,2%, Таджикистане — 39,9%7.

Степень огосударствления собственности в сельском хозяйстве к данному времени оказалась значительно ниже. Конечно, сильное влияние на все социальные формы сельскохозяйственного производства оказывал фактор государственной собственности на землю. Но непосредственно государственный сектор экономики составляли государственные предприятия: совхозы (советские хозяйства) и МТС (машинно-тракторные станции), возникшие в ходе сплошной, массовой коллективизации сельского хозяйства, развернутой в 1929 г. Размеры этого сектора определялись прежде всего степенью коллективизации крестьянских хозяйств. Процент охвата ею крестьянских хозяйств составлял: в 1929 г. — 3,9%, в 1930 г. -23,6%, в 1932 г. -61,5%.

К концу первой пятилетки около 40% крестьянских дворов еще оставались в единоличном (частном) секторе. Доля частного сектора в валовой сельскохозяйственной продукции была близкой к этому проценту. Поголовье коров в кооперативном секторе находилось на уровне 20%, между тем процент коллективизированной посевной земельной площади составлял в это время 75%. В 1932 г. колхозы и совхозы использовали 78% посевных площадей страны, но на их долю приходилось всего 38% поголовья крупного рогатого скота, овец и коз, половина поголовья свиней. При этом из всей посевной площади страны только около 10% приходилось на посевы совхозов и других государственных хозяйств8. Даже в 1940 г. совхозы и другие государственные хозяйства производили лишь 10% валового производства зерновых культур, 16% — овощей, 16% — мяса, 15% — молока, 3% — яиц, 6% — хлопка-сырца, 15% — шерсти9. Доля этих хозяйств во всей продукции сельского хозяйства составляла всего 12%10. Из этих данных видно, что до полного огосударствления было еще далеко.

7 Там же. С. 294. Данных о доле промысловой кооперации в валовой продукции всей промышленности СССР на указанную дату мы не обнаружили.

8 Итоги выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР. С. 136.

9 История социалистической экономики СССР. Т. III. С. 409, 410.

10 Народное хозяйство СССР в 1980 году. Статистический ежегодник. VI.. 1981. С. 208.

Но этот процесс продолжался и принял особенно бурный характер в 60-е гг. Расширение государственной собственности в сельском хозяйстве шло за счет сокращения числа колхозов: с 1965 по 1982 г. число колхозов в СССР уменьшилось с 36,3 до 26,4 тыс., а среднегодовая численность колхозников, принимавших участие в работах колхозов, — с 18,6 до 12,9 млн человек11.

Кооперативно-колхозная собственность, несмотря на ее самостоятельное существование, являлась таковой лишь по форме. По существу же она несла на себе явственный отпечаток огосударствления. Можно сказать, что это был лишь филиал государственной собственности. По своей природе кооперативная собственность — это самовоспроизводящаяся и самоуправляющаяся собственность. На деле в советских условиях она таковой не была. По способу функционирования она мало отличалась от государственной собственности: колхозам так же, как и государственным предприятиям, спускались задания по производству сельскохозяйственной продукции, они полностью зависели от государственной системы материально-технического снабжения, государственной системы мелиорации, химизации земель. Им жестко указывалось, на каких земельных площадях что и когда сеять, и когда убирать. На сельскохозяйственную продукцию централизованно устанавливались закупочные цены. Руководители колхозов назначались фактически централизованно партийно-государственными органами, хотя это и оформлялось решением общего собрания колхоза. Наконец, главный фактор сельскохозяйственного производства — земля — находился в государственной собственности. Все это выхолащивало реальное содержание кооперативной собственности, делало ее фактически филиалом государственной собственности., их отличие состояло лишь в некоторых внешних, технических особенностях функционирования. Но такие особенности были присущи функционированию государственной собственности и в других отраслях народного хозяйства, и эти особенности в советских условиях еще не коституируют кооперативную собственность как особую собственность и не имеют отношения к реальной кооперации.

Таким образом, государственная собственность как основа экономической системы СССР сложилась к середине 30-х гг. К этому времени было осуществлено огосударствление всей промышленности как объекта собственности. В дальнейшем, до начала 90-х гг., государственная собственность безраздельно господствовала в народном хозяйстве Советского Союза, усиливая свое монопольное влияние на все сферы общественной жизни. Она стала главным

11 Народное хозяйство СССР в 1982 году. С. 255.

устоем экономической системы. Государственная собственность охватывала землю, ее недра, воды, леса. В нее входили основные средства производства в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте и связи, имущество торговли и коммунальных организаций, учреждений культуры, образования и здравоохранения. Огосударствлены были городской жилой фонд, банковская и страховая системы. Исторически огосударствление производственных фондов постоянно нарастало: в 1936 г. в СССР в государственной собственности находилось менее 64% всех основных производственных фондов, а в 1977 г. — почти 86%. Рост государственной собственности наблюдался и во всех остальных социалистических странах. С государственной собственностью была связана трудовая деятельность основной части городского и 3/5 сельского населения.

Этап разгосударствления — первые шаги к восстановлению частной собственности в СССР

Первые попытки преодоления монополии государственной собственности можно отнести к реформе 1965 г. Внедрение в народное хозяйство более или менее реального хозрасчета на практике вело к выделению частного интереса в деятельности субъектов хозяйствования. Предприятия получали возможность в некоторой степени работать на себя, реализовывать данные им фонды в собственных интересах. Собственность же и есть экономическая реализация материальных благ (средств производства) в интересах собственника. В связи с этой реформой начала нарушаться монополия государственной собственности это было замечено, и реформа уже в начале 70-х гг. была свернута. Можно предположить, что, если бы этого не было сделано, все процессы, которые мы наблюдали в конце 80-х — начале 90-х гг. произошли бы уже в 70-е гг. Реформа 60-х гг. стала подготовительным этапом к будущим преобразованиям 80—90-х гг.

Хотя хозяйственная реформа 1965 г. прервала снижение темпов экономического роста СССР, дала толчок к ускорению, она не решила глубинных противоречий государственной экономики. На наш взгляд, главным из них является неспособность существовавшей экономической системы продуцировать и широко внедрять достижения научно-технического прогресса. И уже в начале 70-х гг. темпы роста начали снижаться. Динамику развития народного хозяйства СССР отражает табл. 2.

Стремительное ухудшение в начале 80-х гг. экономического положения, отставание СССР от стран Запада в использовании достижений НТП подтолкнули к поиску новых решений. Сначала исподволь, неосознанно велась подготовка к восстановлению

Таблица 2

Среднегодовые темпы прироста основных показателей экономического и социального развития СССР по пятилеткам (в %)

Показатели 19611965 19661970 19711975 19761980 19811985

Национальный доход, используемый на потребление и накопление 5,7 7,2 5,1 3,8 3,1

Продукция промышленности 8,6 8,5 7,4 4,4 3,7

Производительность общественного труда 6,1 6,8 4,5 3,3 3,1

Реальные доходы на душу населения 3,6 5,9 4,4 3,4 2,1

Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли 6,0 8,2 6,3 4,4 3,1

Источник: Народное хозяйство СССР в 1985 году. VI.. 1986. С. 38.

частной собственности в СССР. Этот процесс начался в середине 80-х гг. и прошел несколько этапов. Проводившиеся в эти годы экономические эксперименты дали толчок процессу расширения экономической самостоятельности государственных предприятий, который рано или поздно должен был привести к их экономической обособленности.

В январе 1984 г. в промышленности был начат крупномасштабный экономический эксперимент, призванный ускорить перевод народного хозяйства на интенсивный путь развития. В ходе эксперимента предусматривалось повысить роль предприятий в разработке планов экономического и социального развития с одновременным усилением их ответственности за степень удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства в выпускаемой ими продукции. Повышалась роль экономических нормативов, которые должны были стать стимулирующими, фондообразующими, неизменными в течение всего планового периода. Годовые планы формировались по заданиям и экономическим нормативам пятилетнего плана. Особая роль отводилась выполнению хозяйственных договоров между поставщиками и потребителями продукции. Работа предприятий, участвующих в эксперименте, оценивалась в основном по выполнению плановых заданий по объему реализации продукции с учетом выполнения заключенных договоров. Расширились права предприятий в использовании фонда развития производства.

Позже, 12 июля 1985 г., в соответствии с развитием крупномасштабного эксперимента вышло Постановление ЦК и СМ

СССР «О широком распространении новых методов хозяйствования и усилении их воздействия на ускорение научно-технического прогресса», в котором определялась система мер, направленных на стимулирование трудовых коллективов к внедрению достижений НТП и росту конечных результатов.

Перечисленные экономические эксперименты начала 80-х гг., предшествовавшие перестройке, указывают на понимание руководством КПСС бесперспективности сложившихся тенденций в развитии экономики страны, на желание их переломить. По воспоминаниям Н.И. Рыжкова, еще в 1983 г. Ю.В. Андропов создал команду, которой было поручено проанализировать положение в стране. То есть и старым партийным руководством предпринимались попытки перестроить экономику СССР, но делались они в таких условиях, которые с самого начала обрекали все эти усилия на провал. Во-первых, идеологически они были заключены в очень узкие рамки государственной экономики «социалистического выбора»; во-вторых, это были варьирования на тему хозяйственного расчета, потенциальные возможности которого в стимулировании производства невелики; в-третьих, все эти новации проходили в атмосфере закрытости любой информации о реальном положении дел в экономике, откровенной лжи со стороны официальных структур и полного безразличия и неверия общества в какие-либо перемены.

Тяжелое экономическое положение СССР и приход в высшие эшелоны партийной власти новых людей обусловили начало нового этапа в развитии страны. В 1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития и на перестройку всего общественного устройства страны.

Перемены в экономике начались с выдвижения концепции ускорения социально-экономического развития страны и с разработки на этой основе грандиозной программы «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986—1990 гг. и на период до 2000 года». В соответствии с этой программой к 2000 г. намечалось увеличить национальный доход страны почти в 2 раза, поднять производительность труда в 2,3—2,5 раза, увеличить выпуск промышленной продукции не менее чем в 2 раза, увеличить реальные доходы на душу населения в 1,6—1,8 раза12. Механизмом реализации намеченной программы было выбрано пятилетнее планирование. Цифры пятнадцатилетнего прогноза развития страны были заранее разверстаны по пятилеткам: двенадцатой, тринадцатой, четырнадцатой. В общих чертах было определено, что получит страна в результате выполнения каждой из

12 Материалы XXVII Съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1986. С. 272-274.

пятилеток. Если учесть принятые продовольственную и жилищную программы, то государственная экономика обещала советскому народу к 2000 г. процветание. Но, как показали дальнейшие события, она доживала последние годы, и уже в середине 12-й пятилетки собственно о пятилетнем плане власти постарались забыть. Не были подведены даже итоги его выполнения. Пятилетнее директивное планирование тихо и без лишнего шума скончалось, как будто его и не было.

В это время продолжалось распространение широкомасштабного эксперимента. Уже в начале 12-й пятилетки основные элементы этого эксперимента вступили в противоречие с курсом на ускорение. Это было противоречие товарно-денежной стороны хозрасчета с директивным плановым началом. Раньше всегда в этом споре побеждало последнее. Но теперь возврата к жесткому планированию уже не могло быть — все понимали его бесперспективность. Поиски шли в направлении новых моделей хозяйственного расчета.

С 1985 г. в Сумском машиностроительном научно-производственном объединении имени М.В. Фрунзе начался эксперимент по самофинансированию. Его сущность состоит в том, что полученная прибыль после уплаты налога в бюджет поступает в распоряжение предприятия. То есть предприятие, получив выручку, покрывает все свои расходы, из прибыли выплачивает единый налог, а из оставшейся суммы прибыли формирует фонды и за счет нее же и амортизационного фонда осуществляет расширенное воспроизводство. Последнее имело особенно большое значение, так как впервые реально существенно расширяло права предприятий. Самофинансирование, захватывающее не только текущую производственную деятельность, но и весь воспроизводственный процесс, представляло максимально возможную степень развития хозяйственного расчета на уровне предприятия, вплотную подводило к появлению новых форм собственности. Предприятие, расширяющее свое производство за счет собственных накопленных средств, постепенно логически перерастало государственную собственность, так как зарабатывать, накапливать средства, расширять за счет них основные производственные фонды имело смысл только в случае, если они становились собственностью трудового коллектива. Так последовательное развитие товарно-денежной стороны хозяйственного расчета в силу внутренней логики этих отношений поставило общество перед дилеммой: или перешагнуть через идеологические догмы государственного социализма и допустить в экономике кроме государственной и другие формы собственности, или не поступаться принципами и вернуться к формальному хозрасчету монопольно-государственной экономики.

Следующим шагом стало принятие Закона о государственном предприятии (объединении), в соответствии с которым все предприятия с 1988 г. переводились на полный хозрасчет. (То есть руководство страны оказалось еще не готово к более решительным шагам по преобразованию государственной экономики и по созданию альтернативных форм собственности.) Полный хозрасчет кроме самофинансирования включает относительную самостоятельность производственных коллективов, организацию хозрасчета внутренних подразделений, внедрение производственной демократии, материальную ответственность вышестоящих хозяйственных органов.

Закон о государственном предприятии (объединении) устанавливал следующие принципы деятельности предприятия:

— деятельность предприятия строится на основе государственного плана экономического и социального развития, при этом оно, руководствуясь контрольными цифрами, государственными заказами, долговременными научно обоснованными экономическими нормативами и лимитами, заказами потребителей, самостоятельно разрабатывает и утверждает свои планы, заключает договора;

— производственная, социальная деятельность предприятия, оплата труда осуществляются за счет заработанных трудовым коллективом средств; прибыль или доход является обобщающим показателем хозяйственной деятельности предприятия; часть прибыли (дохода) используется предприятием для выполнения обязательств перед бюджетом, банками и вышестоящим органом; оставшаяся часть поступает в его полное распоряжение и вместе со средствами на оплату труда образует хозрасчетный доход коллектива;

— деятельность предприятия в условиях полного хозяйственного расчета осуществляется в соответствии с принципом социалистического самоуправления; трудовой коллектив самостоятельно решает все вопросы производственного и социального развития, создавая Советы трудового коллектива;

— предприятия действуют в условиях экономического соревнования между собой, являющегося важнейшей формой социалистического соревнования, за более полное удовлетворение спроса потребителей;

— впервые предприятию в интересах осуществления задач и полномочий, установленных Законом, давалось право по собственной инициативе принимать все решения, если они не противоречили действующему законодательству;

— и наконец, провозглашалось: государство не отвечает по обязательствам предприятия, предприятие не отвечает по обязательствам государства.

В Законе о государственном предприятии закреплялись к практическому использованию две формы хозяйственного расчета.

Первая была основана на нормативном распределении прибыли, когда из прибыли производились расчеты с бюджетом и вышестоящим органом, выплачивались проценты за кредит. Остаточная прибыль поступала в распоряжение трудового коллектива и из нее по нормативам формировались фонды развития производства, науки и техники, социального развития, материального поощрения и др. Фонд заработной платы образовывался по нормативу к объему продукции. Хозрасчетный доход коллектива складывался из фонда заработной платы и остаточной прибыли. Вторая была основана на нормативном распределении дохода, полученного после возмещения из выручки материальных затрат. Из дохода производились расчеты с бюджетом и вышестоящим органом, выплачивались проценты за кредит, после чего образовывался хозрасчетный доход коллектива. Единый фонд оплаты труда образовался как остаток хозрасчетного дохода коллектива после образования из него фондов развития производства, науки и техники, социального развития или других фондов аналогичного назначения, определившихся по нормативам к хозрасчетному доходу.

Закон о государственном предприятии стал фактически последней попыткой реформирования экономики в рамках использования возможностей хозяйственного расчета. Но товарно-денежная сторона хозрасчета постоянно требовала все новых и новых уступок со стороны централизованно планового начала. Сначала произошел отказ от тотального планирования деятельности государственного предприятия и переход к государственному заказу с ограничением планового задания только частью производственных возможностей. Затем товарно-денежные, стоимостные интересы подтолкнули предприятия к борьбе за снижение доли госзаказа и даже к полному отказу от него. Очень быстро на этой основе произошел полный отказ от планирования, и с 1988 г. о двенадцатой пятилетке в официальной печати перестали вспоминать. Не были даже подведены традиционные итоги выполнения пятилетнего задания. А о подготовке следующего пятилетнего плана вопрос уже совсем не вставал.

Почему эти эксперименты и принятие в 1989 г. Закона о государственном предприятии можно считать первым этапом разгосударствления, т.е. размывания государственной собственности?

Дело в том, что их действие было направлено в сторону усиления хозяйственного расчета, а точнее, одной его стороны — товарно-денежной. Одновременно происходило постепенное сворачивание планового управления народным хозяйством. Сначала произошел отказ от тотального планирования деятельности государственного предприятия, переход к государственному заказу с

ограничением планового задания. Затем стоимостные интересы подтолкнули предприятия к борьбе за снижение доли госзаказа. Очень быстро на этой основе произошел полный отказ от планирования.

С другой стороны, создание реального фонда развития производства на предприятиях, самофинансирование, захватывающее не только текущую производственную деятельность, но и весь воспроизводственный процесс, — все это усиливало обособление хозяйствующих субъектов, логически выходило за рамки государственной собственности. Вплотную подвело к возникновению других форм собственности.

Между тем развитие рыночных начал хозрасчета, опрокинув директивное планирование, подвело вплотную к следующим логичным шагам. Такими шагами могло быть только дальнейшее развитие рыночных отношений, их углубление, расширение, подведение под них адекватной им структуры собственности. В основе развитых товарно-денежных (рыночных) отношений лежит не государственная, а частная собственность в различных ее видах, а в более общем плане — смешанная экономика с сочетанием различных форм собственности. Поэтому следующим шагом экономической перестройки стало допущение новых форм хозяйствования, основанных на негосударственных формах собственности.

Хотя в июне 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии (объединении), который провозглашал укрепление государственной (общенародной) собственности на средства производства, но время огосударствления в экономике кончалось. Вера в командные методы хозяйствования даже у коммунистического руководства была на исходе. На июньском Пленуме ЦК КПСС 1987 г. в докладе М.С. Горбачева впервые за многие десятилетия в отношении социалистической экономики было произнесено слово «рынок». А чуть позже, на сессии Верховного Совета, рассматривавшей Закон о госпредприятии, о «социалистическом рынке» говорил Н.И. Рыжков, Председатель Совета министров СССР. Рынок, всегда объявлявшийся чуждым, несовместимым с социализмом элементом, получил права гражданства. Уже с начала 1988 г. началось создание структур рыночной экономики.

С 1986 г. была разрешена индивидуальная трудовая деятельность, которая фактически разрешала мелкую частную собственность. Эта деятельность стала первой формой первоначального накопления капитала, монополия государственной собственности была нарушена.

Следующими шагами на пути воссоздания системы частной собственности стал и переход государственных предприятий на аренду и широкое кооперативное движение. В мае 1988 г. были приняты «Общие методические положения по аренде государственного предприятия трудовым коллективом», а также Закон о

5 ВМУ, экономика, № 1

кооперации в СССР. Эти два юридических акта заложили первые камни в будущую смешанную экономику нового общества.

Их появление знаменовало собой начало принципиально нового процесса в движении советского общества — это была уже не перестройка государственной экономики с сохранением его принципиальных основ, как это было задумано в самом начале ее инициаторами, а отказ от плановой экономики, переход к другому общественному устройству, в основу которого положена смешанная экономика.

Переход к рыночной экономике, а вернее, к экономике, устроенной по западному образцу, где функционируют предприятия различных форм собственности, для стран социалистического блока оказался очень труден. Более семидесяти лет экономика страны развивалась на прямо противоположных принципах: сложилась единая монопольная государственная собственность, оказалось сверхмонополизированным производство, сложилась небывалая милитаризация народного хозяйства; сверхцентрализм в управлении отучил население от инициативы, предприимчивости; отчуждение от собственности воспитало в работнике психологию безответственности, иждивенчества; страна многие десятилетия находилась фактически в самоизоляции — это обусловило ее неконкурентоспособность на мировых рынках, общее отставание по многим направлениям научно-технического прогресса; устарел производственный аппарат народного хозяйства. В этих условиях переходить к рынку крайне сложно.

Практически одновременно с возникновением арендных предприятий, с принятием 26 мая 1988 г. Закона «О кооперации в СССР» началось кооперативное движение. Кооперативы наряду с индивидуальной трудовой деятельностью стали первой формой предпринимательства в СССР после длительного, более чем полувекового перерыва. В то же время их можно считать первой формой частного предпринимательства и фактической формой частной собственности.

В теории кооперативы — коллективная собственность, где все члены кооператива одновременно и работники и собственники. Но в условиях России конца 80-х гг. XX в. кооперативы в большинстве случаев превратились в частные предприятия. В реальной жизни во всех странах кооперативы в силу ряда внутренних причин имеют объективную тенденцию к превращению в предприятия, основанные на частной собственности. Кроме того, Закон «О кооперации в СССР» допускал возможность использовать в кооперативах труд граждан по найму. Эта лазейка быстро привела к тому, что такой труд стал преобладающим в кооперативах. Можно утверждать, что значительная часть кооперативов представляла собой «лжекооперативы», скрывавшие под своей юриди-

ческой формой частнособственнические отношения. Кооперативы стали одной из первых форм первоначального накопления капитала в странах СНГ. Кооперативные предприятия получили возможность действовать на более выгодных условиях хозяйствования, чем государственные предприятия. В этот период сложилось два сектора экономики. Первый — государственный, где оставались фиксированные цены на продукцию, на сырье, комплектующие и энергию. Второй — кооперативно-арендный, где цены на продукцию предприятий были свободные. Это позволило перераспределять доходы из государственного сектора в кооперативный. Механизм был прост: кооперативы через государственные предприятия снабжались сырьем, материалами, оборудованием по низким государственным расценкам, а реализовывали готовую продукцию по свободным ценам. Между государственными предприятиями и кооперативами возникали на этой основе своего рода «браки по расчету». Руководители государственных предприятий обеспечивали дружественные им кооперативы (где получали дополнительные доходы) оборудованием, сырьем, комплектующими по низким государственным ценам, а те свою продукцию реализовывали по свободным (высоким) рыночным ценам. Зачастую продукция государственных предприятий по низкой государственной цене продавалась кооперативу, а тот перепродавал ее по высокой рыночной цене, получая огромную сверхприбыль, часть которой возвращалась руководителям госпредприятия.

В экономике СССР конца 80-х гг. кооперативы стали последней закамуфлированной ступенькой к уже свободному воссозданию системы частной собственности.

Прошедшие во второй половине 80-х гг. преобразования тем не менее не сильно изменили структуру собственности в СССР. Это можно видеть из табл. 3.

Государственная собственность, являвшаяся основой, главным устоем экономической системы на протяжении всего советского периода, и в 80-е гг. продолжала удерживать свое доминирование. Правда, надо иметь в виду, что в государственную собственность по статистике включался и довольно значительный на то время арендный сектор. В 1990 г. арендные предприятия производили порядка 3% промышленной продукции. По своей же сути арендные предприятия по механизму функционирования представляли собой кооперативы, работающие на арендованных у государства основных фондах, выплачивающие государству определенную арендную плату.

Однако в 1990 г. произошел крутой перелом во всей системе отношений собственности, сначала — в правовой конституционной сфере, давшей старт формационной революции. Она заключалась прежде всего в том, что из Конституции СССР были убраны понятия «социалистическая», «всенародная» и «колхозно-ко-

Таблица 3

Основные фонды по формам собственности в СССР (на конец года в сопоставимых ценах, %)

1980 1990

Все основные фонды (включая скот) 100 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В том числе: государственная собственность 86,9 88,7

колхозно-кооперативная собственность (с учетом новых кооперативов в сфере производства и услуг) 8,9 8,4

личная собственность граждан 4,2 2,9

Рассчитано по: Народное хозяйство СССР в 1990 году. VI.. 1991. С. 291.

оперативная» собственность. Вместо них было введено собирательное понятие «коллективная собственность», под которой понимались и кооперативная, и акционерная собственность и собственность общественных, в том числе религиозных, организаций. Коллективная собственность оказалась своего рода «смешанной» ми-ниструктурой в составе «смешанной» экономики страны.

То же произошло и с категорией «личная собственность граждан»: она была заменена понятием «собственность граждан» с новым, по существу, социально-экономическим содержанием. Она включала уже не только прежнюю личную собственность, основывающуюся на трудовых доходах, получаемых от работы в государственных и кооперативных организациях и в личном подсобном хозяйстве, но и частную собственность отдельных лиц, используемую для ведения как «крестьянского хозяйства» (трудовая частная собственность), так и другой «хозяйственной и иной не запрещенной законом» деятельности. В неявном виде не запрещалось использование наемного труда, т.е. фактически допускалась в рамках понятия «собственность граждан» индивидуально-капиталистическая собственность.

Уже в 1990 г. Госкомстат СССР впервые выделил в своем ежегоднике три сектора (уклада) в советской экономике: государственный, кооперативный и индивидуальный. Ранее в теории и официальных документах признавалось наличие двух секторов — государственного и колхозно-кооперативного. Причем двухсек-торная структура материального производства фактически существовала после 1989 г. только в сельском хозяйстве (и рыболовстве). Статистика распределения основных производственных фондов и продукции по этим секторам в плане их обобщенного сопоставления не публиковалась, хотя характеристику обоих секторов можно было получить на основании данных об удельных весах производства основных сельскохозяйственных продуктов обобществленным

сельским хозяйством, т.е. колхозами, совхозами, межхозяйственными объединениями вместе и в отдельности, что давало возможность определить и долю личного подсобного хозяйства в валовой и товарной продукции сельского хозяйства. Однако личное подсобное хозяйство в особый сектор (уклад) не выделялось ни в политической экономии социализма, ни в статистике. Теперь по данным за 1990 г. это было сделано. Личное подсобное хозяйство было отражено в статистике как индивидуальный сектор также и за 5 лет — с 1985 по 1990 г. — «ускорения» и «перестройки». При увеличении удельного веса занятых в нем с 3,1 до 4,6% всей численности занятых в материальном производстве оно сохранило без изменений одну и ту же долю в объеме его продукции (4,1%) и в основных производственных фондах (1,1%). В составе индивидуального сектора появилось уже и крестьянское, фермерское хозяйство (0,1% всех занятых и основных производственных фондов), давшее 0,2% продукции материального производства. Индивидуальная трудовая деятельность по удельному весу занятых за два года сократилась с 0,3 до 0,2%, а по продукции — с 0,6 до 0,5%13.

Таким образом, 1990 г. не только в законодательном порядке, но и фактически восстановил некий частнособственнический и частнохозяйственный элемент в советской экономике, что возвращало ей пока еще малозаметную черту формационной многоукладное™, признак «смешанности» переходного межсистемного типа. Эти моменты дополняются характеристикой изменения места и роли государственной собственности, эффективности форм ее экономической реализации, ее внутренней структуры и методов управления ею.

После того как появилась возможность открыто создавать частные предприятия, большинство кооперативов, являвшихся фактически частными предприятиями, перерегистрировалось, приведя свою юридическую форму в соответствие с внутренним содержанием. Однако продолжал существовать огромный массив государственной собственности, оставшейся от «планового этапа» развития Советского Союза. Без преобразования этого сектора народного хозяйства нечего было и думать о создании системы рыночной экономики, которая только и возможна на основе развитой системы частной собственности.

13 Народное хозяйство СССР в 1990 году. С. 51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.