Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ "ФОЛКЛЕНДСКОЙ ПРОБЛЕМЫ" В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (1984-1990)'

ЭВОЛЮЦИЯ "ФОЛКЛЕНДСКОЙ ПРОБЛЕМЫ" В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (1984-1990) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
286
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
АРГЕНТИНА / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ФОЛКЛЕНДСКИЕ ОСТРОВА / КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бредихин А.В., Бабик А.О.

В статье проанализирован вопрос трансформации государственного статуса Фолклендских (Мальвинских) островов в период с 1984 по 1990 гг. Аргументируется тезис о том, что в данный период территориальный спор Великобритании с Аргентиной по поводу статуса Фолклендских островов оставался наиболее болезненным вопросом двусторонней повестки дня. Предпринятые британским правительством меры по социально-экономическому развитию региона были направлены на укрепление позиций Великобритании в споре с Аргентиной. В связи с этим, предоставление в 1985 г. островам конституции и статуса автономии должно было юридически означать реализацию местным населением права на самоопределение. Благодаря этому Лондон отошёл от колониальных стереотипов, при этом, формально сохранив максимум присутствия в регионе для сохранения контроля над Фолклендскими островами в формате их конфедеративной ассоциации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF THE FALKLAND PROBLEM IN THE SYSTEM OF INTERNATIONAL RELATIONS (1984-1990)

The article analyzes the issue of transformation of the state status of the Falkland Islands during the period since 1984 till 1990 . In the period of second half of the 1980’s unresolved territorial dispute Argentine with Great Britain over the ownership of the Falkland Islands remained the most sensitive issue on the bilateral agenda. The measures taken by the British government for the socio-economic development of the Falkland Islands were aimed at strengthening the position of Great Britain in the territorial dispute with Argentina. In this regard, the granting of a constitution and autonomous status to the archipelago in 1985 symbolized the realization of the right to self-determination by the local population. Thanks to this, London moved away from the colonial stereotype, taking a course to maintain a maximum presence in the region in order to maintain control over stability on the islands in the format of their confederative association.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ "ФОЛКЛЕНДСКОЙ ПРОБЛЕМЫ" В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (1984-1990)»

АКТУАЛЬНАЯ ГЕОПОЛИТИКА

Бредихин А.В. доктор исторических наук, заведующий кафедрой всемирной истории ГОУВПО «Донецкий национальный

университет» kf.vsemir@donnu.ru

Бабик А.О. магистр истории,

аспирант кафедры всемирной истории и международных отношений ГОУ ВО ЛНР

«Луганский государственный педагогический университет»

alyona.babik@yandex.ua

ЭВОЛЮЦИЯ «ФОЛКЛЕНДСКОЙ ПРОБЛЕМЫ» В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (1984-1990)

Аннотация: в статье проанализирован вопрос трансформации государственного статуса Фолклендских (Мальвинских) островов в период с 1984 по 1990 гг. Аргументируется тезис о том, что в данный период территориальный спор Великобритании с Аргентиной по поводу статуса Фолклендских островов оставался наиболее болезненным вопросом двусторонней повестки дня. Предпринятые британским правительством меры по социально-экономическому развитию региона были направлены на укрепление позиций Великобритании в споре с Аргентиной. В связи с этим, предоставление в 1985 г. островам конституции и статуса автономии должно было юридически означать реализацию местным населением права на самоопределение. Благодаря этому Лондон отошёл от колониальных стереотипов, при этом, формально сохранив максимум присутствия в регионе для сохранения контроля над Фолклендскими островами в формате их конфедеративной ассоциации.

Ключевые слова: Аргентина, Великобритания, Фолклендские острова, конфликт

Для характеристики исторического периода второго десятилетия XXI в. в научной и публицистической литературе прочно закрепилось определение «второе издание Холодной войны», в контексте которого употребляются термины «бифуркация» и «турбулентность». Такая ситуация связана с ломкой установившегося в 1991 г. Брюссельско-Вашингтонского порядка и его заменой на многополярную систему международных отношений, которой характерна тенденция активизации роли Российской Федерации в качестве одной из ведущих мировых держав. Выстраивание новых алгоритмов её отношений с остальными акторами мировой политики диктует необходимость учёта накопленного в этой связи исторического опыта и недопущения допущенных ранее просчётов.

В ряду указанных акторов особым образом выделяется Великобритания, отношения с которой отличались напряжённостью практически на всём протяжении существования России в качестве государства, серьёзным образом обострившись в 2010-х гг. Соответственно, все очаги напряжения, в которые вовлечены интересы Соединённого Королевства, представляют стратегический интерес и заслуживают научной разработки.

В свете существующей ныне тенденции интенсификации конкурентной борьбы корпораций и правительств за иссякающие ресурсы планеты, особо примечательным является опыт и уроки одного из локальных конфликтов недавнего прошлого, участником которого выступила Великобритания - Фолклендской войны 1982 г. Поражение Аргентины и отставка её военного правительства в 1984 г. не прекратили, а лишь перевели спор в латентную форму. С учётом этого, целью данной статьи является анализ эволюции «фолклендской проблемы» в системе международных отношений с 1984 по 1990-й гг. (до

35

момента восстановления дипломатических отношений и формального окончания конфликта).

В конце 1984 г. эволюция «фолклендского вопроса» была ознаменована несколькими важными событиями. Заключив 19 декабря «Объединённую китайско-британскую декларацию по вопросу передачи Гонконга», кабинет М. Тэтчер, одновременно взял курс на укрепление своего положения в других зависимых территориях, остававшихся под юрисдикцией Лондона.

С целью нивеляции колониального статуса архипелага, Лондон корректировал его правовой статус: островитянам было предоставлено полное гражданство, а также дарована конституция, существенным образом расширившая их автономию и полномочия во внутренних делах. Вступивший в силу 18 апреля 1985 г. «указ о конституции Фолклендских островов» увеличил число избираемых членов местного Законодательного совета до восьми и гарантировал права и конституционные положения островитян1. Кроме того, Лондон предоставил жителям право на самоопределение, впрочем, учитывая, что в своем подавляющем большинстве они являлись и чувствовали себя англичанами, это ничего не значило.

В качестве справки следует привести данные исследования специальной комиссии Палаты общин, усилиями которой после войны 1982 г. было проведено исследование о степени законности требований Аргентины на архипелаг с исторической и международно-правовой точки зрения. По итогам работы, комиссия заключила, что «не в состоянии прийти к категоричному выводу» о степени правоты Лондона и Буэнос-Айреса.

Таким образом, степень самоуправления Фолклендов была существенным образом расширена, что должно было ослабить аргументы Буэнос-Айреса об их ассимиляции британцами. В тот же период, ко всей существовавшей напряженности были добавлены другие проблемы:

• разведка в акватории архипелага значительных запасов нефти (в октябре 1984 г. американская компания First Land Oil and Gas провела на островах разведку углеводородов и в январе 1985 г. начала её добычу);

• открытие в мае 1985 г. аэропорта Маунт-Плезант в Порт-Стэнли (особое раздражение аргентинцев вызвал факт участия в торжествах принца Эндрю, ветерана войны 1982 г.).

С учётом указанных факторов, правительство Аргентины стремилось усилить давление на Соединённое Королевство. В сентябре 1985 г. Р. Альфонсин встретился в Париже с лидером британской парламентской оппозиции - лейбористом Н. Кинноком. Оба согласились с необходимостью восстановления дипломатических и торговых отношений между двумя странами и проведения переговоров, которые включали бы все аспекты будущего островов.2

Месяц спустя Р. Альфонсин встретился в Мадриде с Д. Стилом, занимавшим пост председателя либеральной партии, а также членом британской Палаты лордов. В ходе разговора с ним было также отмечено совпадение во взглядах на пути решения «фолклендской проблемы», что позволило согласовать ряд шагов для нормализации двусторонних отношений:

• прекращение Аргентиной формально продолжавшихся военных действий;

• снятие Великобританией зоны отчуждения вокруг островов;

• возобновление межправительственных переговоров о будущем архипелага.

1 The Falkland Islands Constitution Order 1985. URL: https://www.worldstatesmen.org/Falkland_orderl985.pdf (accessed: 30.01.2021).

2 Dolzer R. El status territorial de las Islas Malvinas-Falkland. Pasado y presente. Buenos Aires: Monteverde, 1995. -426 p. - P. 389-390.

Неформальные контакты, к которым присоединился социал-демократ Д. Оуэн, продолжились и в следующем году, хотя твёрдое обязательство по вопросу о возможности пересмотра суверенитета более не звучало.1

Продолжалась работа аргентинцев и в рамках ООН. В частности, до конца 1985 г. Министр иностранных дел Д. Капуто провёл в стенах этой организации два мероприятия. Первое было проведено в сентябре, когда снова был осуждён отказ Великобритании вести переговоры по вопросу о суверенитете, как и её чрезмерное военное присутствие в Южной Атлантике.

Во втором выступлении 26 ноября 1985 г. Д. Капуто выразил надежду на поддержку миролюбивых сил во всём мире, а предложенный им текст резолюции не содержал терминов, связанных с суверенитетом, что представляло уступку британцам для их согласия на продолжение открытых переговоров. Впервые также была затронута проблема рыбных ресурсов, а также подчёркнута опасность дальнейшей милитаризации региона. В итоге, на следующий день была опубликована резолюция 40/21, в которой признавалось, что обе стороны заинтересованы в нормализации своих отношений2.

В апреле 1986 г. Буэнос-Айрес посетил Генеральный секретарь ООН, однако его усилия были перечёркнуты нагнетанием новой волны напряжения. В частности, ужесточением правительством Аргентины политики в области рыболовства в Южной Атлантике. Новые акценты в этом вопросе включали в себя выдачу разрешений на рыбную ловлю Советскому Союзу и Болгарии, т.е. странам враждебного Великобритании социалистического содружества. Договоры о предоставлении аналогичных привилегий были заключены и с рядом других стран.3

Ещё большее беспокойства Лондона вызвали события, связанные с перехватом аргентинскими ВМС тайваньского (т.е. контролируемого США) рыболовецкого судна и приказом следования в аргентинский порт для проведения суда. На аргументы тайваньского капитана о ловле рыбы в водах Фолклендских островов, а не в пределах аргентинской юрисдикции, ему были выдвинуты обвинения в незаконной деятельности в акватории островов, принадлежащих Аргентине. Ввиду провала продолжавшихся в течение нескольких часов переговоров и отказа рыболовного судна выполнить требования, из Буэнос-Айреса поступил приказ о применении силы, вследствие чего тайваньское судно было расстреляно.4 В свою очередь, Великобритания осудила действия Аргентины, носившие характер устрашения, акцентировав внимание на готовности «отстаивать суверенитет островов силой» и ужесточению патрулирования близлежащей акватории. Кроме того, правительство М. Тэтчер использовало этот инцидент для оправдания своего одностороннего решения об установлении в радиусе 150 морских миль вокруг архипелага «зоны охраны Фолклендских островов».5

Реакция Великобритании вызвала ещё большее ужесточение позиции со стороны Аргентины, выразившей готовность к открытому диалогу лишь на условиях, выдвигаемых ООН, вновь заявив, что центральным вопросом является суверенитет островов, требуя снятия морской блокады. Примечательно, что многие главы правительств стран Латинской Америки и Западной Европы поддержали позицию Аргентины. Президент Франции Франсуа Миттеран, а также Генеральный секретарь ООН, выступили в качестве посредников.

1 Beck P.J. The Falkland Islands Dispute as an International Problem. - London: Routhledge, 1988. - 247 p. - P. 178179.

2 Вопрос о Фолклендских (Мальвинских) островах. A/RES/40/2I. 27 ноября I985 г. // Организация Объединённых Наций. URL: https://undocs.org/ru/A7RES/40/21 (дата обращения: 30.01.2021).

3 Borón A., Faúndez J. Malvinas hoy: herencia de un conflict. - Buenos Aires: Puntosur, 1989. - 315 p. - P. 95.

4 Escudé C. La Política Exterior de Alfonsín. Lecciones de una Sobredosis de Confrontaciones. - Buenos Aires: Universidad Torcuato Di Tella, 1996. - 185 p. - P. 21.

5 Dolzer R. - Op. cit. - P. 390-391.

Характеризуя отношение к «фолклендской проблеме» аргентинского общества, отметим, что внутри него существовали влиятельные группы, которыми владели миролюбивые настроения. Среди них был и историк Луис Альберто Ромеро, заявивший о британцах: «Мы не должны завоевывать их территорию, но её людей, их сердца и их разум»1. Именно в этом свете следует рассматривать события Чемпионата мира по футболу, проходившего в 1986 г. в Мексике. Матч 1/4 финала между Аргентиной и Англией, состоявшийся 22 июня, закончился со счётом 2:1 в пользу первой. Решающий гол Д. Марадоны, названный «Рукой Бога» вызвал драку на трибунах между британскими и аргентинскими болельщиками. Автор гола отметил по этому поводу: «Мы защищали не просто честь сборной, но честь страны. Конечно, до матча мы говорили, что футбол никак не связан с войной за Мальвинские острова, но мы знали многих ребят, которые погибли там... Это была месть. Как будто мы отвоевали несколько островов. В предматчевых интервью все мы говорили, что футбол и политику нельзя мешать, но это была ложь. Мы не могли не думать об этом... Для нас победа значила больше, чем просто выигрыш, выход в следующий круг и вылет Англии из чемпионата. В какой-то мере мы винили английских футболистов за всё, что произошло, за все страдания аргентинского народа. Это чувство было сильнее нас: мы защищали цвета флага, погибших ребят и тех, кто уцелел»2.

Примечательно, что когда спустя год после чемпионата, 8 августа 1987 г., Д. Марадона участвовавший в проходившем на Уэмбли матче, посвящённом 100-летию английской футбольной лиги в составе сборной мира, получал пас, на трибунах проносился недовольный гул.

Другой важный игрок в «фолклендском вопросе» - США - с озабоченностью наблюдали за новым витком напряжённости и пытались добиться сближения сторон в ходе серии секретных переговоров, не имевших, впрочем, ощутимого эффекта. Впрочем, эффекта не имели и официальные переговоры. В частности, четвёртое выступление Министра иностранных дел Д. Капуто в Генеральной Ассамблее ООН состоялось в сентябре 1986 г., когда он выступил с речью, основанной на инициативе Бразилии по объявлению Южной Атлантики «зоной мира и сотрудничества народов Южной Америки и Африки» . Кроме того, он вновь осудил чрезмерное британское военное присутствие в регионе, в результате чего, 27 октября 1986 г. была принята резолюция 41/11, которая призывала к созданию предложенной «Зоны мира»4. Примечательно, что Великобритания поддержала данную инициативу, которая, впрочем, ни к чему её не обязывала.

Продолжая свою политику «мягкого давления», правительство Аргентины через посольство Бразилии 17 ноября 1986 г. вновь представило декларацию, в которой при содействии Генерального секретаря ООН предлагались переговоры, включавшие вопрос о суверенитете. Великобритания отклонила это предложение через Министра иностранных дел Т. Эггара. С учётом этого, в речи перед Генеральной Ассамблеей ООН, состоявшейся 24 ноября, Д. Капуто, опираясь на морское право прибрежной страны, осудил ведение Великобританией промысла в Южной Атлантике5.

1 Negrete C. Malvinas: errores de la diplomacia a 35 años de la Guerra. URL: https://noticias.perfil.com/2017/06/14/malvinas-errores-de-la-diplomacia-a-35-anos-de-la-guerra (accessed: 30.01.2021).

2 Марадона Д. А. Я - Диего. - М.: Советский спорт, 2000. - 325 с. - С. 32.

3 Discurso del Ministro de Relaciones Exteriores de Argentina Caputo en la Asamblea General de la ONU el 15 de septiembre de 1986 // El Ministerio de Relaciones Exteriores y Culto de la República Argentina. URL: http://www.mrecic.gov.ar/es/politica-exterior...por-tal/cancilleria (accessed: 30.01.2021).

4 Зона мира и сотрудничества в Южной Атлантике. A/RES/41/11. 27 октября 1986 г. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/41/11 (дата обращения: 30.01.2021).

5 Discurso del Ministro de Relaciones Exteriores de Argentina Caputo en la Asamblea General de la ONU el 24 de noviembre de 1987 // El Ministerio de Relaciones Exteriores y Culto de la República Argentina. URL: http://www.mrecic.gov.ar/es/politica-exterior...por-tal/cancilleria (accessed: 30.01.2021).

Несмотря на все резолюции ООН, 1 февраля 1987 г. Великобритания начала реализацию «зоны охраны Фолклендских островов», важная роль в которой была возложена на компанию «Falkland Islands Fisheries Ordenance». Несколько международных организаций, включая ОАГ1, выступили против односторонней британской меры, но большинство государств, которые вели промысловую деятельность в регионе, приняли правила, установленные Лондоном. Сбор налогов с азиатских и испанских судов, промышлявших в Южной Атлантике, позволили вкладывать вырученные средства в улучшение инфраструктуры и системы коммуникаций на островах. Таким образом, для жителей архипелага присутствие британских ВМС имело позитивный эффект, поскольку благодаря продаже лицензий на рыболовство иностранным компаниям, доходы в местный бюджет значительно повысились. Всё это позволило небольшому, удалённому от материка архипелагу, экономика которого традиционно основывалась на разведении овец, добиться высокого профицита бюджета. В результате, средний доход на душу населения на островах превысил уровень, характерный для Соединённого Королевства, что настроило «келперов» ещё более антиаргентински.

Тем не менее, демографическая политика, проводимая Лондоном на Фолклендских островах, косвенным образом усилила позиции Буэнос-Айреса в данном споре. Ранее аргументы островитян об их праве на самоопределение строились на том, что несколько поколений их предков рождались и проживали на островах. Однако с 1985 г., по мере того, как Великобритания проводила кампанию по привлечению и расселению на островах иммигрантов, эта ситуация изменилась. В результате, помимо англичан, значительную часть населения составили уроженцы Ирландии, ФРГ, Австралии, Новой Зеландии, стран Африки и даже Восточной Европы. Кроме того, следует упомянуть и латиноамериканскую иммиграцию (в основном из Чили). На островах поселилось около 1000 военнослужащих, которые ушли в отставку и остались там ради социальных льгот. Укреплённая после кризиса 1982 г. военная база превратилась в основного работодателя островитян и иностранцев. Получил своё развитие и «военный туризм»2.

В краткосрочной перспективе, задача по восстановлению суверенитета над островами ещё более усложнилась после того, как 11 июня 1987 г. М. Тэтчер была избрана на пост Премьер-министра в третий раз. Как и в случае её предыдущего переизбрания, построенная на консервативной основе избирательная кампания подчёркивала жёсткую риторику и несгибаемость «Железной Леди» перед претензиями Аргентины. Обозреватели вполне резонно отмечали, что любые уступки в политике переговоров касательно суверенитета были бы равнозначны признанию «напрасной гибели британцев». Поэтому до конца периода её пребывания во главе правительства никаких изменений не ожидалось.

Более того, 16 марта 1988 г. Соединённое Королевство анонсировало начало на архипелаге серии учений и военных манёвров (в совокупности называвшихся «Файр фокус») с участием тысяч солдат и офицеров, большого количества самолётов и кораблей Королевского флота.

В свою очередь, Р. Альфонсин ответил началом военной мобилизации и энергичными протестами в рамках ряда международных организаций. За несколько дней до начала британских учений и впервые после войны 1982 г. правительство Аргентины потребовало созыва Совета Безопасности ООН. Для оказания на Лондон воздействия с целью прекращения манёвров Министр Д. Капуто провёл переговоры с Генеральным секретарем ООН и с европейскими лидерами. Весомой реакции Совета Безопасности на обращение Аргентины «о ситуации, созданной в Южной Атлантике решением правительства

1 Declaración sobre las Islas Malvinas en relación con las zonas marítimas circundantes y los recursos naturales que ellas contienen. 3 de febrero de 1987 // Instituto de Relaciones Internacionales. URL: http://www.iri.edu.ar/publicaciones _irimanual/Malvinas/res.II-OEA.pdf (accessed: 30.01.2021).

2 Borón A. - Op. cit. - P. 67.

Соединённого Королевства о проведении военных маневров на Фолклендских островах» не проследовало. В отличие от ОАГ, чей постоянный совет (27 голосами «за» против двух воздержавшихся) 18 марта издал резолюцию, в которой выражалась глубокая обеспокоенность последствиями вызывающего поведения британцев.1 Против действий Великобритании выступили почти все латиноамериканские страны; заявление о «решительном осуждении» решения Лондона о проведении военных учений опубликовало также и Движение неприсоединения. Британский представитель в ООН К. Тикелл оправдал британские военные учения в Южной Атлантике, отметив, что они были оборонительными. 2 Лондон же все международные протесты проигнорировал, завершив учения в срок, 31 марта 1988 г. Подчеркнём, что время проведения британских учений оказалось наиболее напряжённым этапом эволюции «фолклендского вопроса» за весь период после окончания войны 1982 г.

Следующая попытка Аргентины привлечь внимание ООН к вопросу об островах была предпринята 11 августа 1988 г., когда Комитет по деколонизации одобрил проект Кубы, Чили и Венесуэлы, призывавший к переговорам по урегулированию спора о суверенитете островов. Резонанс в Великобритании был усилен тем, что в следующем месяце Д. Капуто был избран президентом Генеральной Ассамблеи ООН. Отметим в этой связи, что односторонняя непримиримость, навязываемая аргентинцами в течение 1980-х гг., была для интересов Великобритании абсолютно функциональной, поскольку она смогла «заморозить» выгодную позицию силы, оправдывая её словами «они не хотят говорить». Впрочем, «оборотной стороной» такой позиции для британцев была постоянная необходимость поиска контраргументов.

Пытаясь снизить напряжение, в июне Великобритания сняла с Аргентины торговое эмбарго, а та, в свою очередь, предложила начать полное примирение путём возобновления переговоров о суверенитете3. Лондон не согласился с этим предложением, несмотря на что в период с апреля по сентябрь 1988 г. аргентинские власти ослабили свои ограничения в отношении импорта британских товаров, не отменив их официально.

Итак, во второй половине 1980-х гг. администрация Р. Альфонсина рассматривала несколько вариантов решения «мальвинской проблемы»:

• модель контактной группы;

• «модель Андорры»;

4

• «модель зонтика».

Первая из указанных моделей была разработана Президентом Перу Ф.Б. Терри, который ещё в мае 1982 г. предложил прекращение огня, взаимный вывод войск с островов и введение на временной основе контактной группы, состоящей из Бразилии, Перу, ФРГ и США до достижения соглашения об окончательном решении спора. Контактная группа должна была взять на себя ответственность за проверку вывода войск и обеспечение безопасности. Неудивительно, что после окончания активной фазы боевых действий в 1982 г. такая модель британцами была полностью отвергнута.

Второй подход - «модель Андорры» - предусматривал создание на островах трёхстороннего правительства с участием британцев, аргентинцев и островитян, либо же двухстороннее правление архипелагом британским монархом и аргентинским Президентом. Данный подход часть либеральной настроенной общественности Великобритании находила

1 Resolución de la Organización de los Estados Americanos sobre las preocupaciones sobre la situación alrededor de las Islas Malvinas 18 de marzo de 1988 // Instituto de Relaciones Internacionales. URL: http://www.iri.edu.ar/publicaciones _iri/manual/Malvinas/res.II-OEA.pdf (accessed: 30.01.2021).

2 Diplomacia de Malvinas, 1945-1989...

3 British Lift Argentine Ban // The New York Times. - 9 July 1985. URL: https://www.nytimes.com/1985/07/09/business/british-lift-argentine-ban.html (accessed: 30.01.2021).

4 Торкунов А.В., Наринский М.М. История международных отношений. Т. III: Ялтинско-Потсдамская система. -М.: Аспект Пресс, 2017. - 552 с. - C. 368.

более приемлемым, однако на практике он также оказался недостижим.

В итоге, принята к рассмотрению была предложенная правительством Р. Альфонсина в августе 1988 г. модель под названием «зонтик». В соответствии с ней, стороны могли решать такие вопросы, как восстановление торговых и культурных связей, оставляя вопрос суверенитета островов за скобками. Впервые после 1982 г. речь шла о восстановлении дипломатических отношений. В ноябре 1988 г. посредником между обеими сторонами выступила администрация Р. Рейгана,1 и, казалось, его сдержанные усилия начали приносить плоды: правительства обеих стран согласилось продолжить переговоры в рамках предложенной «зонтичной формулы». В ходе предварительных переговоров, вопрос о суверенитете, на который претендовала Аргентина, был отставлен в сторону, что вместе с тем, позволило возобновить консульские связи.

Итак, провал Аргентины в попытках прямого давления на Лондон становился всё более очевидным, поскольку в стремлении вернуть ситуацию к февралю 1833 г. (т.е. моменту сохранения суверенитета над островами, унаследованными от Испании) Р. Альфонсин смог продемонстрировать лишь серию неудач. Для Аргентины, десятилетие 1980-х гг. стало «потерянным». Единственным выходом из тупика бессилия и разочарований виделось развитие прямого диалога с британцами на основе твёрдой и недвусмысленной позиции.

По сравнению с правительством военных, внешняя политика Р. Альфонсина опиралась, в первую очередь, на дипломатию и «мягкую силу», однако путём её применения во внутренней политике ему не удалось замедлить темп развития негативных тенденций в социально-экономической жизни. Ему не доверяли военные, высокомерно державшиеся даже после «фолклендского фиаско», церковь, профсоюзы, а затем и население, вначале приветствовавшее его, но по мере ежемесячного удвоения цен разочаровавшееся в нём.2 Р. Альфонсин смог преодолеть череду военных мятежей, уступив требованиям не предавать суду офицеров, обвинявшихся в совершении преступлений против гражданского населения на рубеже 1970-х - 1980-х гг. Несмотря на это, по результатам парламентских выборов, возрождённая «Перонистская партия» получила 16 из 20 постов губернаторов, а на президентских выборах 1989 г. с большим перевесом победил кандидат сирийского происхождения, перонист К. Менем. В ходе предвыборной кампании он использовал лозунги как лево-, так и праворадикального толка (аппелируя, соответственно, к личностям Ф. Кастро и А. Стресснера); используя риторику в стиле Перона, обещал решить проблему бедности.3

Показателем бедственного положения населения Аргентины был тот факт, что в должность Президента К. Менем вступил сразу после выборов, - в июне, а не в ноябре, как полагалось согласно Конституции. Вопреки демонстрации во время предвыборной кампании непреклонной решимости вернуть Мальвины, К. Менем после инаугурации немедленно санкционировал предварительные переговоры о восстановлении дипломатических и торговых отношений с Великобританией. Был в таком решении и геополитический расчёт: стремительный распад мирового социалистического содружества серьёзным образом сузил возможности манёвра для нейтральных стран. Многие в Аргентине испытывали желание «впрыгнуть» в последний вагон уходящего поезда победившего лагеря.

Новая инициатива аргентинского правительства, заключавшаяся в призыве договориться о долгосрочной политике, должна была вывести граждан из виктимного настроения, а также заставить британцев, хотя бы в символической формальности, произносить слово «суверенитет».

1 Diehl J. Reagan-Alfonsin Chat Marks Upswing In U.S.-Argentine Ties Since Falklands // The Washington Post. - 10 April 1984. URL: https://www.washingtonpost.com/1984/10/04/reagan-alfonsin-chat-marks-up-swing-in-us-rgentine-ties-since-falklands.html (accessed: 30.01.2021).

2 Крысенко Д.С., Бредихин А.В. Эволюция роли вооружённых сил во внутри- и внешнеполитической жизни Аргентинской Республики последней трети ХХ в. // Вестник ДонНУ. Серия В. Гуманитарные науки. - № 2. -2019. - С. 5-14.

3 Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 г. Кн. 2. - М.: Междунар. отнош., 2000. - 461 с. - С. 328.

Впрочем, по причине отсутствия у Великобритании заинтересованности, восстановление отношений явно затягивалось. В итоге, соответствующие переговоры были проведены лишь 18-19 октября 1989 г1. На этой встрече, состоявшейся в Мадриде, представительства Аргентины и Великобритании достигли соглашения о восстановлении полных дипломатических отношений, разорванных после Фолклендской войны восьмью годами ранее. Примечательно, что переговоры проходили под председательством ветеранов дипломатии: Л. Г. дель Солар и К. Тикелла.

В ходе секретного подготовительного совещания главы обеих делегаций уточнили детали примирения: Соединённое Королевство было готово сократить зону отчуждения, на тот момент достигавшую 150 морских миль (225 километров), однако британцы уточнили, что для их страны это решение требует «убеждения в том, что Аргентина отказалась от любого намерения возобновить нападение на острова». Британия считала эту зону жизненно важной для безопасности островов, а Аргентина - неприемлемым пережитком войны 1982 г. Речь шла о введении мер взаимного доверия, которые позволили ликвидировать зону отчуждения.

Переговоры также включали такие темы, как визовый режим для посещения аргентинцами островов, введение между ними и континентом транспортного сообщения, а также условия выдачи лицензий на рыбную ловлю. Что касается последнего пункта, принятое решение удовлетворило обе стороны, была также создана совместная комиссия по защите морской фауны. Следует подчеркнуть, что вопрос о суверенитете не рассматривался, поскольку ранее было достигнуто взаимное согласие не озвучивать его. Вместе с тем, аргентинские делегаты отметили, что «вопрос суверенитета над островами является пунктом № 39 в повестке дня Комитета ООН по деколонизации, где он должен обсуждаться».2

С одобрения обоих правительств и при поддержке Британского совета по внешней торговле 26 ноября 1989 г. в Буэнос-Айресе начала свою работу первая официальная торговая миссия Великобритании. Во главе с лордом Монтгомери, группа, состоявшая из более чем 50 участников, посетила города Кордову, Мендосу, Росарио и Сан-Николас, где они были тепло встречены как на государственном, так и на личном уровне. Благодаря этому, были возобновлены коммерческие контакты и изучены возможности для инвестиций, передачи технологий, импорта и экспорта.3

Развивая начатый диалог, в ходе встречи, вновь состоявшейся в Мадриде 16 февраля 1990 г., делегации, возглавляемые Л. Гарсиа дель Солар и К. Тиккеллом, торжественно объявили о полном возобновлении дипломатических отношений между Великобританией и Аргентиной. В зачитанном на испанском и английском языках заявлении из 18 пунктов говорилось, что 150-мильная зона отчуждения будет отменена. Соглашение предусматривало, что обе страны должны предварительно уведомлять о воздушных и морских военных маневрах в окрестностях южноатлантических островов. «Цели этой системы - повысить доверие между Соединённым Королевством и Аргентиной и внести вклад в достижение здоровой ситуации в регионе без лишних задержек», - подчёркивалось в заявлении. 4 Как снятие зоны отчуждения, так и новая система безопасности вступили в силу 31 марта того же года.

Начало нового политического диалога между правительствами способствовало «врачеванию» ран войны: в течение 1990-х гг. был проведён ряд встреч между участниками боевых действий обеих стран. В ходе этих встрече они выражали восхищение друг другом,

1 Falkland enemies resume relations // The New York Times. - February 16, 1990. URL: https://www.nytimes.com/1990/02/16/world/falkland-enemies-resume-relations.html (accessed: 30.01.2021).

2 García del Solar L. El paraguas de soberanía. - Buenos Aires: Archivos del Presente, 1997. - 249 p. - P. 28.

3 Tabbush A. Commercial Relations between Britain and Argentina in the 1990's. URL: http://www.staff.city.ac.uk/p.willetts/SAC/0P/0CCPAP08.HTM (accessed: 30.01.2021).

4 Quot. for: Falkland enemies resume relations // The New York Times. - February 16, 1990. URL: https://www.nytimes.com/1990/02/16/world/falkland-enemies-resume-relations.html (accessed: 30.01.2021).

делились воспоминаниями и опытом. По воле обеих сторон, было решено обустроить кладбище с останками погибших аргентинских солдат и офицеров, члены семей которых смогли свободно посещать острова, чтобы почтить их память. Прогресс был достигнут и в деле разминирования территории островов.

Резюмируя, отметим, что официальное восстановление отношений между Великобританией и Аргентиной могло знаменовать закрытие «фолклендского вопроса» и его передачу из компетенции военных исключительно в сферу дипломатии. Однако дальнейшее развитие ситуации в Южной Атлантике не позволяло констатировать наличие в этом регионе атмосферы дружбы и добрососедства. С учётом этого, суть анализируемой нами проблемы может быть до конца понята только при условии тезисного освещения логики событий в двусторонних отношениях в период 1990-х - 2010-х гг.

Итак, распад СССР в 1991 г. ознаменовал собой глобальные перемены в международных отношениях. На смену устоявшейся за полвека двухполюсной системе, в которой находившиеся «в тени» Москвы и Вашингтона государства мира могли выбирать, «с кем и против кого дружить», получая выгоду и, что не менее важно, уважение, пришел однополюсный Брюссельско-Вашингтонский порядок, в котором не было места для сопротивления воле англосаксов. С учётом этого, идеологической основой внешнеполитического курса правительства К. Менема, остававшегося на посту главы Аргентины до конца 1999 г. стала концепция «периферийного реализма»,1 краеугольным камнем которой была объективная оценка роли страны в регионе и мире.

Несмотря на то, что к середине 1990-х гг. провал неолиберальных реформ стал очевидным даже для их организаторов, осуществление провальной экономической политики продолжилось. Всё это привело к дальнейшему росту внешней задолженности, в результате чего на рубеже веков республика погрузилась в тяжелейший после «Великой депрессии» экономический и социально-политический кризис. Сменившие друг друга в течение 19992003 гг. исполнявшие обязанности Президента Ф. де ла Руа, Ф. Р. Пуэрта, А. Р. Саа, Э. Каманьо, Э. Дуальде не смогли справиться с ситуацией, уходя в отставку. Безразличие к ситуации в стране со стороны стран Запада и отсутствие обещанной поддержки вызвало возвращение казавшихся забытыми антибританских фобий. «Разрядка» в двусторонних отношениях была неофициально прекращена.

Начало нового витка развития «мальвинского вопроса» было ознаменовано принятием 22 ноября 2000 г. конгрессом Аргентины закона № 25 370, согласно которому 2 апреля было объявлено «Днём ветеранов и погибших в войне на Мальвинских островах».2

Несмотря на то, что в 2001 г. Премьер-министр Великобритании Т. Блэр с официальным визитом посетил Аргентину, в тот период продолжалась политика нагнетания антибританских настроений. В частности, на всех пограничных контрольно-пропускных пунктах перед указателями «Аргентинская Республика» был размещён лозунг «Мальвины принадлежат Аргентине», а в школьные программы по истории возвращён тезис о том, что территория страны без Мальвин «недостаточна» и обретение ею «конституционного размера» является общенациональной задачей.

Кризис 2001-2002 гг. стал в истории Аргентины переломным моментом, одним из следствий которого была тенденция возвращения в её внешнеполитическую стратегию прагматического национализма. Именно перонизм в контексте преодоления последствий кризиса явился для президентов Н. Киршнера (2003-2007) и К. Киршнер (2007-2015) основой для выбора союзников, в качестве которых наибольшие симпатии вызывали Китай и

1 Щербакова А.Д. Внешняя политика Аргентины в постбиполярный период. Автореф. дисс... к. и. н. - М., 2008. URL: http://cheloveknauka.eom/vneshnyaya-politika-argentiny-v-postbipolyarnyy-period#ixzz5xXsfreIR (дата обращения: 30.01.2021).

2 Día del Veterano de Guerra y de los Caídos en la Guerra de las Malvinas. URL: http://diaspatrios.yaia.com/argentina24.html (accessed: 30.01.2021).

Россия. Сближение происходило и с леворадикальными правительствами Венесуэлы, Боливии и Кубы.

В начале 2010-х гг. «фолклендская проблема» вновь вошла в международную повестку дня. Помимо напряжения ситуации в Аргентине, такая ситуация была связана с началом разработки весной 2010 г. британской компанией «Rockhopper Exploration» нефти, обнаруженной в акватории островов. На протесты аргентинского МИДа и требование К. Киршнер немедленно прекратить работы, британский Премьер-министр Д. Кэмерон ответил категорическим отказом.

В ответ, при поддержке участников Общего рынка стран Южного Конуса (Меркосур) Аргентине удалось добиться закрытия южноамериканских портов для судов, проводивших разведку и добычу нефти в акватории Мальвинских островов.1 Как и следовало ожидать, протесты Форин Офиса (как и обвинения властями островов аргентинцев во вмешательстве в их внутренние дела) была проигнорирована. В свою очередь, британцы проигнорировали все требования аргентинской стороны в стенах многих международных организаций о прекращении разработки месторождений.

Спираль напряжения в аргентино-британских отношениях продолжила движение после того, как для прохождения стажировки в качестве пилота на архипелаг прибыл британский наследный принц Уильям. МИД Аргентины опубликовал заявление, в котором такую стажировку назвали «нежелательной», а К. Киршнер выразила сожаление в связи с тем, что внук Елизаветы II едет на «аргентинскую суверенную территорию, надев форму завоевателя, а не в качестве мудрого государственного деятеля, борющегося за мир и конструктивный диалог между нациями».2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Весьма символично, что в канун 30-летия войны, в феврале 2012 г. К. Киршнер назвала гибель крейсера «Хенераль Белграно» «преступлением», вновь обратившись в международные инстанции с просьбой о пересмотре дела. С учётом таких тенденций, в 2013 г. на островах был проведён инициированный Великобританией референдум, явка на который составила 92 % (1518 избирателей из 1672 имеющих право голоса). На вопрос: «Хотите ли вы, чтобы Фолклендские острова сохранили свой нынешний политический статус заморской территории Соединённого Королевства?» - утвердительно ответили 98,8% участников плебисцита. 3 Впрочем, Аргентина результаты референдума охарактеризовала как «попытку манипулирования» и предупредила, что «это не положит конец спору о суверенитете».

В апреле 2014 г. новым губернатором островов стал К. Робертс, который обвинил Аргентину в «моральных пытках» островитян, подчеркнув, что «Буэнос-Айрес должен вести себя хорошо, чтобы избежать новой напряженности с Лондоном». Столь резкие заявления вызвали такой же резкий ответ аргентинского посла в Лондоне А. Кастро, которая заявила о том, что «это британцы неуважительно относятся к Аргентине», будто она «подчинена Британской империи».4

Надежда на ослабление напряжения появилась в результате избрания в 2015 г. президентом Аргентины М. Макри. Однако, несмотря на некоторое смягчение официальной риторики, можно констатировать, что аргентинцы продолжили бороться за свою национальную идею. Дополнительные шансы на её реализацию появились в результате

1 Гриценко И.А. 30 лет спустя: эскалация напряженности в Южной Атлантике. URL: http://naukarus.com/30-let-spustya-eskalatsiya-napryazhennosti-v-yuzhnoy-atlantike (дата обращения: 30.01.2021).

2 Más diplomacia menos armas Martes. Información para la Prensa N°: 022/12. 31 de enero de 2012 // Ministerio de Relaciones Exteriores y Culto de Argentina. URL: https://www.cancilleria.gob.ar/es/actualidad/comunicados/mas-diplomacia-menos-armas (accessed: 30.01.2021).

3 Brock J.Falklands Vote 98.8% Yes // Falkland Islands News Network. URL: http://falklandnews.com/public/story.cfm?get=6491&source=3 (accessed: 30.01.2021).

4 Negrete C. - Op. cit.

«брекзита» - выхода Великобритании из Европейского союза в 2016 году.1 Для Лондона ситуация усложнялась тем, что в результате такого решения были усугублены многие «замороженные» территориальные проблемы: спор с Испанией о принадлежности Гибралтара, о политическом статусе Шотландии и о демаркации границ Северной Ирландии с Республикой Ирландия. Вновь обострился и «фолклендский вопрос», поскольку Лиссабонский договор 2009 г. (согласно которому страны-участницы ЕС рассматривали Фолклендские острова как Британскую заморскую территорию) официально прекратил своё действие.

В условиях глобального ослабления позиций Лондона, возможность аргентинского реванша за поражение 1982 г. можно охарактеризовать как чрезвычайно высокую. По словам Министра иностранных дел Аргентины Х. Фори в интервью «Дэйли Телеграф» 25 октября 2018 г., «независимо от того, выйдет Великобритания из ЕС или нет, позиция Аргентины о возвращении суверенитета над Мальвинскими островами останется неизменной».

По состоянию на нынешний момент, ситуация остаётся напряжённой, а дипломатическая активность Аргентины в направлении давления на Великобританию -высокой. В качестве примера можно привести принятие 25 июня 2019 г. Специальным комитетом ООН по деколонизации новой резолюции, которая призвала Лондон к возобновлению переговоров с Буэнос-Айресом о суверенитете над архипелагом.

Подводя итог, отметим, что неразрешённый территориальный спор Аргентины с Великобританией по поводу принадлежности Фолклендских островов по-прежнему остаётся наиболее болезненным вопросом двусторонней повестки дня. Аргентина, как и ранее, претендует на острова, и никакое мыслимое правительство не сможет отказаться от этого требования. Преградой решения данного вопроса является экономический кризис, не позволяющий развить вооружённые силы до уровня, позволяющего отвоевать спорные острова.

Литература:

1. Алексеева Н. Все на выход: может ли брексит стоить Великобритании части заморских территорий URL: https://russian.rt.com/world/article/568065-breksit-territorii-velikobritaniya (дата обращения: 30.01.2021).

2. Вопрос о Фолклендских (Мальвинских) островах. A/RES/40/21. 27 ноября 1985 г. // Организация Объединённых Наций. URL: https://undocs.org/ru/AZRES/40/21 (дата обращения: 30.01.2021).

3. Гриценко И.А. 30 лет спустя: эскалация напряженности в Южной Атлантике. URL: http://naukarus.com/30-let-spustya-eskalatsiya-napryazhennosti-v-yuzhnoy-atlantike.

4. Зона мира и сотрудничества в Южной Атлантике. A/RES/41/11. 27 октября 1986 г. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/41/11 (дата обращения: 30.01.2021).

5. Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 г. Кн. 2. - М.: Междунар. отнош., 2000. - 461 с.

6. КрысенкоД.С., Бредихин А.В. Эволюция роли вооружённых сил во внутри- и внешнеполитической жизни Аргентинской Республики последней трети ХХ в. // Вестник ДонНУ. Серия В. Гуманитарные науки. - № 2. - 2019. - С. 5-14.

7. Марадона Д. Я - Диего. - М.: Советский спорт, 2000. - 325 с.

1 Алексеева Н. Все на выход: может ли брексит стоить Великобритании части заморских территорий. URL: https://russian.rt.com/ world/article/568065-breksit-territorii-velikobritaniya (дата обращения: 30.01.2021).

2 Faurie J. Argentina will exploit a no-deal Brexit to «enhance» its claims to Falklands. 25 October 2018. URL: https://www.telegraph.co.uk/news/2018/10/25/argentina-will-exploit-no-deal-brexit-enhance-falklands-claims (Дата обращения: 30.01.2021).

8. Торкунов А.В., Наринский М.М. История международных отношений. Т. III: Ялтинско-Потсдамская система. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 552 с.

9. Щербакова А.Д. Внешняя политика Аргентины в постбиполярный период. Автореф. дисс... к. и. н. - М., 2008. URL: http://cheloveknauka.com/vneshnyaya-politika-argentiny-v-postbipolyarnyy-period#ixzz5xXsfreIR (дата обращения: 30.01.2021).

10. Beck P.J. The Falkland Islands Dispute as an International Problem. - London: Routhledge,

1988. - 247 p.

11. Borón A., Faúndez J. Malvinas hoy: herencia de un conflict. - Buenos Aires: Puntosur,

1989. - 315 p.

12. British Lift Argentine Ban // The New York Times. - 9 July 1985. URL: https://www.nytimes.com/1985/07/09/business/british-lift-argentine-ban.html (accessed: 30.01.2021).

13. Brock J. Falklands Vote 98.8% Yes // Falkland Islands News Network. - URL: http://falklandnews.com/public/story.cfm?get=6491&source=3 (accessed: 30.01.2021).

14. Declaración sobre las Islas Malvinas en relación con las zonas marítimas circundantes y los recursos naturales que ellas contienen. 3 de febrero de 1987 // Instituto de Relaciones Internacionales. URL: http://www.iri.edu.ar/publicaciones_irimanual/Malvinas/res.II-OEA.pdf (accessed: 30.01.2021).

15. Día del Veterano de Guerra y de los Caídos en la Guerra de las Malvinas. URL: http://diaspatrios.yaia.com/argentina24.html (accessed: 30.01.2021).

16. DiehlJ. Reagan-Alfonsin Chat Marks Upswing in U.S.-Argentine Ties Since Falklands // The Washington Post. - 10 April 1984 URL: https://www.washingtonpost.com/1984/10/04/reagan-alfonsin-chat-marks-up-swing-in-us-rgentine-ties-since-falklands.html (accessed: 30.01.2021).

17. Diplomacia de Malvinas, 1945-1989 // Escudé C. Historia General de las Relaciones Exteriores de la Argentina. - Santa Fe: El Cid, 2015. URL: http://www.argentina-rree.com/12/12-05.htm (accessed: 30.01.2021).

18. Discurso del Ministro de Relaciones Exteriores de Argentina Caputo en la Asamblea General de la ONU el 15 de septiembre de 1986 // El Ministerio de Relaciones Exteriores y Culto de la República Argentina. URL: http://www.mrecic.gov.ar/es/politica-exterior...por-tal/cancilleria (accessed: 30.01.2021).

19. Discurso del Ministro de Relaciones Exteriores de Argentina Caputo en la Asamblea General de la ONU el 24 de noviembre de 1987 // El Ministerio de Relaciones Exteriores y Culto de la República Argentina. URL: http://www.mrecic.gov.ar/es/politica-exterior...por-tal/cancilleria (accessed: 30.01.2021).

20. Dolzer R. El status territorial de las Islas Malvinas-Falkland. Pasado y presente. - Buenos Aires: Monteverde, 1995. - 426 p.

21. Escudé C. La Política Exterior de Alfonsín. Lecciones de una Sobredosis de Confrontaciones. - Buenos Aires: Universidad Torcuato Di Tella, 1996. - 185 p.

22. Falkland enemies resume relations // The New York Times. - February 16, 1990. URL: https://www.nytimes.com/1990/02/16/world/falkland-enemies-resume-relations.html (accessed: 30.01.2021).

23. Faurie J. Argentina will exploit a no-deal Brexit to «enhance» its claims to Falklands. 25 October 2018. URL: https://www.telegraph.co.uk/news/2018/10/25/argentina-will-exploit-no-deal-brexit-enhance-falklands-claims (accessed: 30.01.2021).

24. García del Solar L. El paraguas de soberanía. - Buenos Aires: Archivos del Presente, 1997. - 249 p.

25. Más diplomacia menos armas Martes. Información para la Prensa N°: 022/12. 31 de enero de 2012 // Ministerio de Relaciones Exteriores y Culto de Argentina. URL: https://www.cancilleria.gob.ar/es/actualidad/comunicados/mas-diplomacia-menos-armas (accessed: 30.01.2021).

26. Negrete C. Malvinas: errores de la diplomacia a 35 años de la Guerra. URL: https://noticias.perfil.com/2017/06/14/malvinas-errores-de-la-diplomacia-a-35-anos-de-la-guerra (accessed: 30.01.2021).

27. Resolución de la Organización de los Estados Americanos sobre las preocupaciones sobre la situación alrededor de las Islas Malvinas 18 de marzo de 1988 // Instituto de Relaciones Internacionales. URL: http://www.iri.edu.ar/publicaciones_iri/manual/Malvinas/res.II-OEA.pdf (accessed: 30.01.2021).

28. Tabbush A. Commercial Relations between Britain and Argentina in the 1990's. URL: http://www.staff.city.ac.uk/p.willetts/SAC/0P/0CCPAP08.HTM (accessed accessed: 30.01.2021).

29. The Falkland Islands Constitution Order 1985. URL: https://www.worldstatesmen.org/Falkland_order1985.pdf (accessed: 30.01.2021).

References:

1. Alekseeva N. Vse na vyhod: mozhet li breksit stoit' Velikobritanii chasti zamorskih territorij URL: https://russian.rt.com/world/article/568065-breksit-territorii-velikobritaniya (accessed: 30.01.2021).

2. Vopros o Folklendskih (Mal'vinskih) ostrovah. A/RES/40/21. 27 nojabrja 1985 g. // Organizacija 0b#edinjonnyh Nacij. URL: https://undocs.org/ru/A7RES/40/21 (accessed: 30.01.2021).

3. Gricenko I.A. 30 let spustja: jeskalacija naprjazhennosti v Juzhnoj Atlantike. URL: http://naukarus.com/30-let-spustya-eskalatsiya-napryazhennosti-v-yuzhnoy-atlantike (accessed: 30.01.2021).

4. Zona mira i sotrudnichestva v Juzhnoj Atlantike. ATRES/41/11. 27 oktjabrja 1986 g. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/41/11 (accessed: 30.01.2021).

5. Kal'vokoressi P. Mirovaja politika posle 1945 g. Kn. 2. - M.: Mezhdunar. otnosh., 2000. -461 s.

6. Krysenko D.S., Bredihin A.V.Jevoljucija roli vooruzhjonnyh sil vo vnutri- i vneshnepoliticheskoj zhizni Argentinskoj Respubliki poslednej treti HH v. // Vestnik DonNU. Serija V. Gumanitarnye nauki. - № 2. - 2019. - S. 5-14.

7. Maradona D. Ja - Diego. - M.: Sovetskij sport, 2000. - 325 s.

8. Torkunov A.V., Narinskij M.M. Istorija mezhdunarodnyh otnoshenij. T. III: Jaltinsko-Potsdamskaja sistema. - M.: Aspekt Press, 2017. - 552 s.

9. ShherbakovaA.D. Vneshnjaja politika Argentiny v postbipoljarnyj period. Avtoref. diss... k. i. n. - M., 2008. URL: http://cheloveknauka.com/vneshnyaya-politika-argentiny-v-postbipolyarnyy-period#ixzz5xXsfreIR (accessed: 30.01.2021).

30. Beck P.J. The Falkland Islands Dispute as an International Problem. - London: Routhledge,

1988. - 247 p.

31. Borón A., Faúndez J. Malvinas hoy: herencia de un conflict. - Buenos Aires: Puntosur,

1989. - 315 p.

32. British Lift Argentine Ban // The New York Times. - 9 July 1985. URL: https://www.nytimes.com/1985/07/09/business/british-lift-argentine-ban.html (accessed: 30.01.2021).

33. Brock J. Falklands Vote 98.8% Yes // Falkland Islands News Network. - URL: http://falklandnews.com/public/story.cfm?get=6491&source=3 (accessed: 30.01.2021).

34. Declaración sobre las Islas Malvinas en relación con las zonas marítimas circundantes y los recursos naturales que ellas contienen. 3 de febrero de 1987 // Instituto de Relaciones Internacionales. URL: http://www.iri.edu.ar/publicaciones_irimanual/Malvinas/res.II-OEA.pdf (accessed: 30.01.2021).

35. Día del Veterano de Guerra y de los Caídos en la Guerra de las Malvinas. URL: http://diaspatrios.yaia.com/argentina24.html (accessed: 30.01.2021).

36. DiehlJ. Reagan-Alfonsin Chat Marks Upswing in U.S.-Argentine Ties Since Falklands // The Washington Post. - 10 April 1984 URL: https://www.washingtonpost.com/1984/10/04/reagan-alfonsin-chat-marks-up-swing-in-us-rgentine-ties-since-falklands.html (accessed: 30.01.2021).

37. Diplomacia de Malvinas, 1945-1989 // Escudé C. Historia General de las Relaciones Exteriores de la Argentina. - Santa Fe: El Cid, 2015. URL: http://www.argentina-rree.com/12/12-05.htm (accessed: 30.01.2021).

38. Discurso del Ministro de Relaciones Exteriores de Argentina Caputo en la Asamblea General de la ONU el 15 de septiembre de 1986 // El Ministerio de Relaciones Exteriores y Culto de la República Argentina. URL: http://www.mrecic.gov.ar/es/politica-exterior...por-tal/cancilleria (accessed: 30.01.2021).

39. Discurso del Ministro de Relaciones Exteriores de Argentina Caputo en la Asamblea General de la ONU el 24 de noviembre de 1987 // El Ministerio de Relaciones Exteriores y Culto de la República Argentina. URL: http://www.mrecic.gov.ar/es/politica-exterior...por-tal/cancilleria (accessed: 30.01.2021).

40. Dolzer R. El status territorial de las Islas Malvinas-Falkland. Pasado y presente. - Buenos Aires: Monteverde, 1995. - 426 p.

41. Escudé C. La Política Exterior de Alfonsín. Lecciones de una Sobredosis de Confrontaciones. - Buenos Aires: Universidad Torcuato Di Tella, 1996. - 185 p.

42. Falkland enemies resume relations // The New York Times. - February 16, 1990. URL: https://www.nytimes.com/1990/02/16/world/falkland-enemies-resume-relations.html (accessed: 30.01.2021).

43. Faurie J. Argentina will exploit a no-deal Brexit to «enhance» its claims to Falklands. 25 October 2018. URL: https://www.telegraph.co.uk/news/2018/10/25/argentina-will-exploit-no-deal-brexit-enhance-falklands-claims (accessed: 30.01.2021).

44. García del Solar L. El paraguas de soberanía. - Buenos Aires: Archivos del Presente, 1997. - 249 p.

45. Más diplomacia menos armas Martes. Información para la Prensa N°: 022/12. 31 de enero de 2012 // Ministerio de Relaciones Exteriores y Culto de Argentina. URL: https://www.cancilleria.gob.ar/es/actualidad/comunicados/mas-diplomacia-menos-armas (accessed: 30.01.2021).

46. Negrete C. Malvinas: errores de la diplomacia a 35 años de la Guerra. URL: https://noticias.perfil.com/2017/06/14/malvinas-errores-de-la-diplomacia-a-35-anos-de-la-guerra (accessed: 30.01.2021).

47. Resolución de la Organización de los Estados Americanos sobre las preocupaciones sobre la situación alrededor de las Islas Malvinas 18 de marzo de 1988 // Instituto de Relaciones Internacionales. URL: http://www.iri.edu.ar/publicaciones_iri/manual/Malvinas/res.II-OEA.pdf (accessed: 30.01.2021).

48. Tabbush A. Commercial Relations between Britain and Argentina in the 1990's. URL: http://www.staff.city.ac.uk/p.willetts/SAC/OP/OCCPAP08.HTM (accessed: 30.01.2021).

49. The Falkland Islands Constitution Order 1985. URL: https://www.worldstatesmen.org/Falkland_order1985.pdf (accessed: 30.01.2021).

THE EVOLUTION OF THE FALKLAND PROBLEM IN THE SYSTEM OF INTERNATIONAL RELATIONS (1984-1990)

Bredikhin A.V.

Doctor in History, Head at the Department of World History of the Donetsk National University (DonNU)

kf.vsemir@donnu.ru Babik A.O.

Master of History, post-graduate student of the Department of World History and International

Relations of the Lugansk State Pedagogical University (LSPU)

alyona.babik@yandex.ua

Abstract: The article analyzes the issue of transformation of the state status of the Falkland Islands during the period since 1984 till 1990. In the period of second half of the 1980's unresolved territorial dispute Argentine with Great Britain over the ownership of the Falkland Islands remained the most sensitive issue on the bilateral agenda. The measures taken by the British government for the socio-economic development of the Falkland Islands were aimed at strengthening the position of Great Britain in the territorial dispute with Argentina. In this regard, the granting of a constitution and autonomous status to the archipelago in 1985 symbolized the realization of the right to self-determination by the local population. Thanks to this, London moved away from the colonial stereotype, taking a course to maintain a maximum presence in the region in order to maintain control over stability on the islands in the format of their confederative association.

Key words: Argentina, Great Britain, Falkland Islands, conflict

Для цитирования: Бредихин А.В., Бабик А.О. Эволюция «Фолклендской проблемы» в системе международных отношений (1984-1990)// Архонт, 2021. № 2 (23). С. 35-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.