Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ПО ТУРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЭВОЛЮЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ПО ТУРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования / федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования / поколение стандартов

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соломина И.Ю., Калиш Е.Е.

Статья посвящена рассмотрению развития образовательных стандартов по туризму в системе высшего образования в РФ. Дается сравнительный анализ образовательных стандартов по туризму от ГОС ВПО по специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» до ФГОС 3++ по направлению подготовки 43. 03.02 «Туризм».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соломина И.Ю., Калиш Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ПО ТУРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 346.544.42

ЭВОЛЮЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ПО ТУРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Соломина И.Ю.

Канд. филос. наук, доцент Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация $1и@. bk.ru Калиш Е.Е.

Канд. филол. наук, доцент

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» г. Иркутск, Российская Федерация

Студент магистратуры Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация е1епауук@таИ. ги

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению развития образовательных стандартов по туризму в системе высшего образования в РФ. Дается сравнительный анализ образовательных стандартов по туризму от ГОС ВПО по специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» до ФГОС 3++ по направлению подготовки 43. 03.02 «Туризм».

Ключевые слова: государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, поколение стандартов

Последние десятилетия наблюдается активное становление и развитие туристской отрасли в РФ. Сейчас туризм представляет приоритетное направление развития экономики России, при этом государство активно участвует, регулирует и предписывает план дальнейшего развития этой чрезвычайно сложной и комплексной сферы услуг.

Очень большое значение для успешного развития туризма имеет профессионализм работников индустрии гостеприимства. Подготовка высококвалифицированных кадров в туризме невозможна без целенаправленного государственного регулирования и стандартизации требований к образованию будущих специалистов.

Академическая система туристского образования в Российской Федерации начала складываться относительно недавно, в последнее десятилетие XX века. Подготовка кадров индустрии гостеприимства стала осуществляться также с середины 90-х годов. С этого момента появляются государственные образовательные стандарты (далее - ГОС) для высшего образования.

Понятие образовательных стандартов возникает с момента введения в 1992 году Закона РФ «Об образовании» № 3266-1, статья 7 которого впервые посвящается ГОС [1].

5 марта 1994 года приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию № 180 утверждается стандарт специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» [6].

22 августа 1996 года в рамках Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ утверждается образовательный стандарт высшего профессионального образования, определивший государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» [2]. В стандарте определяется квалификация выпускника - «специалист по сервису и туризму», перечисляются услуги, оказываемые в области туризма, музейно-выставочного дела, документоведения и делопроизводства, гостиничного хозяйства и связанных с ними информационных технологий. Также указываются виды профессиональной деятельности будущих специалистов: организационно-управленческая, референтская, туристско-экскурсионная, музейно-выставочная и научно-исследовательская.

Таким образом, в конце XX века с введением первых законов об образовании была создана правовая основа для разработки временных образовательных стандартов, которые легли в основу современных федеральных государственных стандартов (далее - ФГОС).

Рассмотрим развитие образовательных стандартов по туризму в системе высшего образования в РФ в диахронии, для наглядности представим результаты в виде таблицы ниже.

С 2000 года принимаются ГОС высшего профессионального образования по каждой специальности и направлению подготовки соответствующих ступеней образования. Так, 2 марта 2000 года приказом Министерства образования РФ «Об утверждении образовательных стандартов высшего профессионального образования» № 686 утверждается стандарт первого поколения — 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» [11].

В 2003 году Россия подписывает Болонскую декларацию, вступая тем самым, официально в процесс создания единого образовательного пространства. Следующие поколения образовательных стандартов, соответственно, создаются с учетом принятой европейской системы образования с получением степени бакалавра и магистра.

В 2005 году приказом Министерства образования и науки РФ № 197 утверждается направление подготовки 100200 «Туризм» для подготовки бакалавров туризма, тем самым вводится стандарт второго поколения [12].

Таблица 1 - Сравнительная таблица по государственным образовательным стандартам по специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм», направлению 100200.62

«Туризм», направлению 100400.62 «Туризм» и направлению подготовки 43.03.02 «Туризм»

Компонент ООП Государственные Федеральные государственные

образовательные стандарты образовательные стандарты 3 поколения

1 и 2 поколения

Стандарт 1 Стандарт 2 (ФГОС ВПО, (ФГОС 3+, 2015 г.) (ФГОС

поколения поколения (ГОС 2009 г.) 43.03.02 «Туризм» 3++, 2017

(ГОС ВПО, ВПО, 2005 г.) 100400.62 г.,

2000г.) 100200.62 «Туризм» последняя

100103.65 «Туризм» редакция

/230500 от 2021 г.)

«Социально- 43.03.02

культурный «Туризм»

сервис и

туризм»

Ди Цикл ГСЭ 1800 ч. (из 1800 ч. (из них 50-55 Академ Прикла

сци (гуманитарны них дисциплины по ЗЕ/1800-1980 ический дной

пли е и дисциплины выбору студента, ч. бакалав бакалав

ны социально- по выбору устанавливаемые (вариативная риат риат

(мо экономически студента, вузом - 270 ч. часть - 28 Всего на

дул е устанавливае ЗЕ/1008 ч.) Всего Всего дисциплин

и) дисциплины) мые вузом - на на ы не менее

270 ч.) дисцип дисцип 180

Цикл ЕН 600 ч. (из них 770 ч. (из них 35-45 ЗЕ лины лины ЗЕ/6480 ч.

(общие дисциплины дисциплины по /1260-1620 ч. 213-216 201-207 (вариативн

математическ по выбору выбору студента, (вариативная ЗЕ/7668 ЗЕ/7236 ая часть до

ие и студента, устанавливаемые часть - 18-23 -7776 ч. -7452- 55

естественно- устанавливае вузом - 60 ч.) ЗЕ/648-828 ч.) (вариат ч. процентов

научные мые вузом - 5 ивная (вариат от общего

дисциплины) ч.) часть - ивная объема

Цикл ОПД 2500 ч. (из 1980 ч. (из них Профессиона 111-129 часть - программы

(общепрофес них дисциплины по льный цикл: ЗЕ/3996 111-129 )

сиональные дисциплины выбору студента, 110-120 -4644 ЗЕ/3996

дисциплины) по выбору устанавливаемые ЗЕ/3960-4320 ч.) -4644

студента, вузом - 100 ч.) ч. ч.)

устанавливае (вариативная

мые вузом - часть - 65

250 ч.) ЗЕ/2340 ч.)

Цикл 2912 ч. 1750 ч. (из них

ДС дисциплины по

(дисциплины выбору студента,

специализац устанавливаемые

ии) вузом - 1220 ч.)

Физическая - - 2 ЗЕ/72 ч. 2 ЗЕ/72 ч. 2 ЗЕ/72 ч.

культура

Всего часов 8262 ч. 6750 ч. отдельно не отдельно не отдельно

теоретического обозначено обозначено не

обучения обозначено

Практика мин 14 25 недель 12-15 ЗЕ/468- 15-21 24-33 не менее

недель 540 ч. ЗЕ/540- ЗЕ/864- 30 ЗЕ/1080

756 ч. 1188 ч. ч.

ГИА мин 16 мин 6 недель 12 ЗЕ/432 ч. 6-9 ЗЕ/216-324 ч. не менее 9

недель ЗЕ/324 ч.

Общий объем 260 недель 208 недель 240 ЗЕ/8640 240 ЗЕ/8640 ч. 240

освоения ч. ЗЕ/8640 ч.

программы (с

учетом каникул)

Квалификация Специалист Бакалавр туризма Бакалавр Бакалавр Бакалавр

по сервису и

туризму

В связи с внедрением бакалавриата, время освоения основной образовательной программы (далее - ООП), по сравнению с ГОС первого поколения, сократился на год и меняется название квалификации на «бакалавр туризма». Как можно увидеть на общей сравнительной Таблице 1 в стандартах второго поколения наблюдается ряд существенных изменений соотношения компонентов программы обучения будущих выпускников туристкой индустрии.

Изменения касаются количественного соотношения часов, отводимых на цикл естественнонаучных дисциплин, на них дается на 110 часов больше, при этом на дисциплины по выбору студента отводится чуть большее количество часов. Особо существенные изменения касаются цикла общепрофессиональных и специализированных дисциплин. Программа обучения будущих выпускников туристской сферы сократилась на 520 часов в части общепрофессиональных дисциплин и 1162 часа в части дисциплин специализации, при этом выпускники имеют право выбирать наиболее интересные им дисциплины из так называемого «вузовского компонента», из 1750 часов 1220 отводится на дисциплины по выбору.

Сокращение часов данных циклов профессиональных дисциплин компенсируется значительным увеличением количества часов, отведенных на практику. Так, всего программой ГОС-2 ВПО предусмотрено 25 недель практики, из них 4 недели -производственной [12], в предыдущем стандарте было 14 недель.

Таким образом, вполне логичной выглядит формулировка в ГОС второго поколения, что в результате освоения образовательной программы студенты должны получать не только знания, но также умения и навыки [12].

Дальнейшая эволюция ГОС ВПО была вызвана поправками, внесенными президентом в 2007 году в вышеупомянутые законы об образовании Российской Федерации от 1992 года 1996 года [3, 4].

Три ступени высшего профессионального образования уступили место двум уровням высшего образования, где первый уровень соответствует бакалавриату, второй -специалитету и магистратуре. Система ГОС снова должна была трансформироваться, и с 2009 года утверждаются федеральные государственные стандарты третьего поколения (ФГОС).

28 октября 2009 года Министерством образования и науки РФ подписывается приказ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 «Туризм» № 489 [7].

Прием обучающихся по специальностям «Социально-культурный сервис и туризм» и «Туризм» был прекращен в 2011 году. Студенты, поступившие ранее, завершали обучение по данным специальностям, но новый набор студентов уже велся по новым направлениям подготовки согласно ФГОС 3.

В рамках образовательных стандартов третьего поколения закладывается принцип мобильности и компетентностный подход. Мобильность предполагает возможность продолжения образования выпускнику уровня «бакалавриат» по любому направлению подготовки второго уровня. Компетентностный подход по схеме «знать-уметь-владеть» предполагает приоритетную ориентацию образования на результаты: формирование необходимых общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных компетенций (ПК).

Тем самым в требованиях ФГОС ВПО впервые задаются требования не только к обязательному минимуму содержания образования (количество часов уже указывается в зачетных единицах (ЗЕ), 1 ЗЕ соответствует 36 академическим часам), но и к результатам освоения ООП, выраженных на языке компетенций.

Стандарты третьего поколения отличаются от предыдущих выделением значительно большего количества времени на дисциплины вариативной части образовательной программы, которая устанавливается Вузом. Так, соотношение установленной и вариативной части программы уже превышает соотношение 1:1 в пользу дисциплин по выбору. Впервые выделяется 2 ЗЕ (72 академических часа) на физическую подготовку (что сохранится в ФГОС 3+ и ФГОС 3++).

Дальнейшие изменения в образовательные стандарты вносятся согласно принятому 29 декабря 2012 года Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [5]. Система высшего профессионального образования (уровень бакалавриата и специалитета с магистратурой) объединилась с послевузовским профессиональным образованием, подготовкой кадров высшей квалификации (аспирантура, адъюнктура, ординатура, ассистентура-стажировка) и стала именоваться высшим образованием. ФГОС ВПО получил название ФГОС ВО.

В рамках ФГОС уже третьего поколения продолжаются изменения. 14 декабря 2015 года был подписан приказ Министерством образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм» № 1463 [8]. С 2016 года вводятся стандарты ФГОС 3 +.

В программе бакалавриата выделяется академический и прикладной бакалавриат со значительной разницей в количестве часов, отводимых на практику, 15-21 ЗЕ (540-756 ч.) и 24-33 ЗЕ (864-1188 ч.) соответственно.

Спустя всего полтора года, в 2017 году высшим учебным заведениям предлагаются снова обновленные стандарты ФГОС 3 ++ [9], что, как отмечает ряд авторов, создало очень большие неудобства Вузам, поскольку при аккредитации приходилось готовить два пакета документов по наборам студентов до 2018 года, когда действовали стандарты ФГОС 3 + и уже для нового набора обучающихся с 2018 года с введенными стандартами ФГОС 3++ [15].

Согласно Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129, выбрано направление «комплексного развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации за счет создания условий для формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, усиление социальной роли туризма и обеспечение доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления для граждан Российской Федерации» [13]. III часть стратегии называется «Инструменты развития туризма», в ней представлены 15 основных направлений развития туризма. Одними из важных направлений развития туризма является 6 направление «Кадры и образование».

Представлены следующие меры по совершенствованию кадрового обеспечения развития туризма в Российской Федерации:

• разработка совместно с профессиональными объединениями, бизнесом и образовательными организациями концепции кадрового обеспечения развития туризма с определением системных подходов к формированию и развитию кадрового потенциала;

• разработка совместно с представителями туристского бизнеса и профильных объединений отраслевой рамки квалификаций в туризме, а также профессиональных стандартов для выделенных в ней видов профессиональной деятельности; дальнейшее совершенствование образовательных стандартов в индустрии рекреации и туризма с учетом региональных особенностей, с привлечением бизнеса и профессиональных ассоциаций, в сотрудничестве с международными профильными образовательными учреждениями, внедрение практико-ориентированной модели обучения при формировании стандартов; расширение перечня образовательных программ, например, в части подготовки гидов-переводчиков, экскурсоводов, специалистов в области курортной медицины, инструкторов-проводников и др.;

• развитие системы дополнительного образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, в том числе на основе новых форм образования, дистанционного образования, с целью обеспечения доступности для бизнеса инструментов развития сотрудников и повышения их квалификации;

• развитие системы повышения квалификации руководителей туристских организаций, органов власти, педагогических кадров, работающих в сфере туризма, специальных программ дополнительного профессионального образования малого и среднего предпринимательства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• дальнейшее развитие системы аттестации и переаттестации персонала в форме независимой оценки по соответствующей квалификации с участием бизнеса и профессиональных ассоциаций; создание условий и проведение в России соревнований и конкурсов в сфере профессиональной деятельности в туризме с их интеграцией в международные системы рейтингов специалистов, в том числе для работников с ограниченными возможностями здоровья;

• разработка концепции и организацию регулярных конкурсов управленческих команд в сфере туризма, а также профессионального всероссийского конкурса лучших туристских практик;

• формирование и развитие программ и мер популяризации туристских профессий в рамках школьного и профессионального образования. Отдельное внимание необходимо уделить: созданию условий для подготовки кадров для отдаленных, малонаселенных, но перспективных в туристском отношении районов страны;

• повышение уровня знания иностранных языков сотрудников туристской индустрии, в особенности развитию системы подготовки гидов, владеющих редкими языками, в том числе в рамках программ профессиональной подготовки и дополнительного образования; подготовке кадров для развития инклюзивных видов туризма для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

• подготовке кадров для видов туризма, требующих специальных мер государственной поддержки.

Данные установки, на наш взгляд, послужили основой для решения задач кадрового обеспечения и механизмов его реализации в новом ФГОСе 3++. В последней редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 8 февраля 2021 года ФГОС 3++ отличается от ФГОС 3+ несколькими существенными параметрами.

Во-первых, в пункте 1.11 иначе очерчиваются сферы профессиональной деятельности выпускника: 1) культура и искусство, 2) сервис, оказание услуг населению и 3) сфера прикладных исследований. В ФГОС 3+, пункте 4.1 область профессиональной

деятельности выпускников определялась значительно уже, как «разработка, продвижение и реализация туристского продукта, обладающего качествами, удовлетворяющими требования потребителей (туристов), организация комплексного туристского обслуживания в основных секторах туристской индустрии» [8].

Во-вторых, изменился состав и степень детализации компетенций. На смену общекультурным компетенциям пришли универсальные (УК), тем самым происходит «универсализация всей системы компетенций по различным уровням высшего образования» [14, с.69]. Выделяется 10 УК по категориям: системное и критическое мышление; разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, коммуникация, межкультурное взаимодействие, самоорганизация и саморазвитие, безопасность жизнедеятельности, экономическая культура, в том числе финансовая грамотность и гражданская позиция [9]. Последние три компетенции были добавлены в федеральный стандарт в 2020 году.

Общепрофессиональные компетенции представлены 8 категориями: технологии, управление, качество, маркетинг, экономика, право, безопасность обслуживания, информационно-коммуникационные технологии для профессиональной деятельности [9].

Что касается профессиональных компетенций, то, в отличие от 13 ПК в ФГОС 3+ и ФГОС 3++, они должны формироваться на основе профессиональных стандартов и требований к выпускникам на современном рынке труда, с ориентацией на нужды работодателей туристской отрасли. В этом заключается главная трудность и противоречие. Дело в том, что, ФГОС 3++, ориентируется на формирование у обучающихся компетенций для определенного вида профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессиональных стандартов в отрасли, которые практически отсутствуют.

Особенно остро эта проблема стоит для направления подготовки 43.03.02 «Туризм». На начало 2023 года существует один очень узкий профессиональный стандарт «Экскурсовод (гид)». В редакции от 24 декабря 2021 была также введена должность «ассистент экскурсовода», который может выполнять трудовые функции только совместно и под контролем аттестованного гида [10].

Наконец, во ФГОС 3++ наблюдается продолжение тенденции выделения еще большего количества часов на практику - не менее 30 ЗЕ, что в два раза больше времени, отводившегося на практику в ФГОС ВПО (12-15 ЗЕ) и на 30% больше времени, отводившегося на академический бакалавриат во ФГОС 3+ (прикладной бакалавриат во ФГОС3++ не выделяется).

Краткий обзор образовательных стандартов высшего образования по туризму показывает, что за последние 20 лет сменилось три поколения ГОС, что правомерно рассматривать, как настоящую эволюцию требований к образованию, которое должен получить выпускник для того, чтобы успешно осуществлять трудовую профессиональную деятельность. В достаточно короткий временной период был осуществлен переход от стандартов, где преобладали обязательные теоретические дисциплины, к стандартам с высоким уровнем вариативности ООП, упором на профильные дисциплины значительной трудоемкостью практических занятий и увеличенными сроками практик. В преподавании туризма в рамках высшей школы был пройден большой путь по адаптации системы академического образования под требования и запросы современного рынка труда.

В настоящее время готовится реформа высшего образования, которая будет строится на синтезе советского и российского образования. К 31 июля 2023 года должны быть представлены предложения по подготовке поправок в законодательство о высшем образовании. Изменения будут следующего направления:

• введение базового высшего образования и соответствующих ему программ подготовки специалистов с высшим образованием со сроками обучения от четырех до шести лет в зависимости от направления;

• введение специализированного высшего образования для лиц, имеющих высшее образование не ниже базового (основного), и соответствующих специализированному высшему образованию программ магистратуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки;

• выделение аспирантуры в самостоятельный уровень профессионального образования, предусматривающий подготовку научных и научно-педагогических кадров. Определить проведение научных исследований как ведущий вид деятельности в аспирантуре (адъюнктуре).

Подготовка и проведение реформы высшего образования ставит новые вызовы для всей системы образования в России. Изменения государственных стандартов будут проходить постепенно, а в течении трёх ближайших лет будут действовать ещё старые стандарты.

Литература

1. Федеральный закон от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании».

2. Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

3. Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 29.012.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 24.10.2007 г. № 232-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)».

6. Приказ Госкомвуза РФ от 5.03.1994 г. № 180 «Об утверждении государственного образовательного стандарта в части Классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования».

7. Приказ Минобрнауки РФ от 28.10.2009 г. № 489 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 «Туризм».

8. Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 1463 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм (уровень бакалавриата)».

9. Приказ Минобрнауки РФ от 8.06.2017 г. № 516 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата)» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2020 № 1456, от 08.02.2021 г. № 83).

10. Приказ Минтруда РФ от 24.12.2021 г. № 913н об утверждении профессионального стандарта «Экскурсовод (гид)».

11. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Минобрнауки РФ от 20. 03. 2000 г. 230500 «Социально-культурный сервис и туризм».

12. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Минобрнауки РФ от 20.01. 2006 г. 100200 «Туризм».

13. Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 года URL: http://government.ru/docs/37906/

14. Шпырня О.В. Аналитический обзор федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3++ по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» /О.В. Шпырня //Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2017. - № 4. - С. 68-73.

15. Шпырня О.В. Проблемы внедрения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования 3++ в индустрии туризма и гостеприимства / О. В. Шпырня, М. Н. Андрейко // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2018. - № 3. - С. 105-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.