ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА
А. И. Савенков
Ценности и смыслы. 2024. № 3 (91). С. 6-37. Values and Meanings. 2024. No. 3 (91). P. 6-37. УДК 37.012:519.216.3 DOI:10.24412/2071-6427-2024-3-6-37
ЭВОЛЮЦИЯ ДВОРОВОЙ СУБКУЛЬТУРЫ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ
Савенков Александр Ильич
Член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, директор института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва, Россия E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-7532-7540 0
Аннотация. Определение степени влияния территориального поведения детей и подростков на их когнитивное, психосоциальное и психофизическое здоровье — одна из важнейших проблем педагогики, детской, возрастной и педагогической психологии. Одним из действенных инструментов в этом случае выступает предметно-пространственная среда, архитектурно-планировочные решения которой в значительной мере формируют правила жизни как взрослых, так и детских формальных и неформальных сообществ. Для понимания особенностей современного территориального поведения детей и подростков в мегаполисе принципиально важно рассмотреть историю и основные этапы эволюции дворовой субкультуры. Цель данной работы — выявить и кратко охарактеризовать основные этапы развития дворовой детско-подростковой субкультуры, отметить этапы и причины её трансформации в новые формы, развивающиеся и нарабатывающие новое содержание в изменяющихся локациях современного мегаполиса.
Наряду с методом исторической реконструкции, анализом исторических фактов культурологического, психолого-педагогического и архитектурно-градостроительного свойства, выступающих в качестве основных методов исследования, применен редко используемый в психолого-педагогических работах анализ живописных произведений художников и фотографий очевидцев, по-
© Савенков А. И., 2024 6
священных этой тематике. Полученные результаты позволили понять логику и причины изменений, происшедших в системе дворовой детско-подростковой субкультуры, приведших к практически полному её исчезновению, и кратко наметить основные особенности территориального поведения детей и подростков в современном мегаполисе. Исследование позволило сделать вывод о том, что в силу глобальных изменений жизненного уклада и практики существования неформальных городских сообществ, радикальные изменения претерпела жизнь и ребенка, и подростка. Оказавшись предельно регламентированной взрослыми, активная дворовая социальная практика в кругу сверстников растворилась и частично трансформировалась в новые формы.
Ключевые слова: дворовая детская субкультура, территориальное поведение детей и подростков в мегаполисе, предметно-пространственная среда, дворовые игры детей и подростков, архитектурно-планировочные решения как инструмент воспитания.
Для цитирования: Савенков А. И. Эволюция дворовой субкультуры и территориальное поведение детей и подростков в городской среде // Ценности и смыслы. 2024. № 3 (91). С. 6-37.
The Evolution Of The Yard Subculture And The Territorial Behavior Of Children And Adolescents In An Urban Environment
Aleksandr I. Savenkov
Corresponding member of the Russian Academy of Education, Dr.Sc. (Psychology), Dr.Sc. (Education), Professor, Director of the Institute of Pedagogy and Psychology of Education of the Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia E-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0001-7532-7540
Abstract. Determining the degree of influence of the territorial behavior of children and adolescents on their cognitive, psychosocial and psychophysical health is one of the most important problems of pedagogy, child, developmental and educational psychology. One of the effective tools in this case is the subject-spatial environment, the architectural and planning solutions of which largely shape the rules of life for both adults and children's informal communities. To understand the features of modern territorial behavior of children and adolescents in a metropolis, it is fundamentally important to consider the history and main stages of the evolution of the courtyard children's subculture. The purpose of this work is to identify and briefly characterize the main stages of the development of the courtyard children's and adolescent subculture, to note the reasons for its transformation into new forms that develop and acquire new content in the changing locations of the modern metropolis.
Along with the method of historical reconstruction, analysis of historical facts of cultural, psychological-pedagogical and architectural-urban planning properties, which serves as the main method of research, the analysis of paintings by artists and photographs of eyewitnesses devoted to this topic, rarely used in psychological and pedagogical works, was used. The results obtained made it possible to understand the logic and reasons for the changes that took place in the system of the courtyard children's and adolescent subculture, which led to its almost complete disappearance and briefly outline the main features of the territorial behavior of children and adolescents in the modern metropolis. The study allows concluding that due to global changes in the way of life and the practice of existence of informal urban communities, the life of both children and adolescents has undergone radical changes. Finding itself extremely regulated by adults, active courtyard
social practice among peers dissolved and transformed into new forms.
Keywords: courtyard children's subculture, territorial behavior of children and adolescents in a metropolis, subject-spatial environment, courtyard games of children and adolescents, architectural and planning solutions as an educational tool.
For citation: Savenkov A.I. The evolution of the yard subculture and the territorial behavior of children and adolescents in an urban environment //Values and Meanings. 2024. No.3 (91). P. 6-37. (In Rus).
Введение
Исследователи отмечают, что территориальная доминанта организации жизни у человека в отличие от социальных животных значительно менее выражена. В ходе естественной истории человек постепенно освобождался от территориальности в ее изначальном биологическом смысле. Жизнь человеческих сообществ в значительной степени базируется не на территориальной, а на персонально-символической регуляции, требующей способности индивидуального распознавания членов сообщества [18; 24; 25; 38; 43]. Однако, несмотря на менее выраженное, чем у большинства живых существ территориальное поведение, для человека оно тоже характерно. Поэтому психологов всегда интересовало и интересует, что происходит с индивидом в пространстве, как он на него реагирует, как строит коммуникации в тех или иных локациях, как адаптируется к различным параметрам пространственной среды [6; 9; 23; 29; 30].
Проблематика территориального поведения и дворовой детско-под-ростковой субкультуры не часто попадала в поле зрения исследователей, однако нельзя сказать, что антропологи, педагоги, детские психологи и социологи совсем обходили её своим вниманием. Так, например, практически весь ХХ век педагоги пытались бороться с ней и, лишь потеряв еe, к концу ХХ века вдруг ощутили, что утратили важный инструмент социализации детей и подростков. «Детская субкультура вбирает в себя логическую квинтэссенцию истории детства, в которой отражены основные социокультурные и психологические «завоевания» этой истории,— справедливо отмечают психологи В. Т. Кудрявцев и Г. К. Уразалиева,— современная детская субкультура является весьма сложной системой, во многом закрытой для традиционных средств научного анализа» [15, c.70].
Исследования детской вербальной субкультуры как части дворовой детско-подростковой субкультуры с её речевыми особенностями, специ-
фической лексикой, фольклором, проводились в нашей стране и за рубежом с начала ХХ века преимущественно филологами-фольклористами и писателями (Е. А. Аркин, Г. С. Виноградов, А. С. Залужный, О. И. Капица, Е. А. Покровский, Г. А. Фортунатов, К. И. Чуковский и др.). Одной из важных составляющих дворовой детско-подростковой субкультуры во все времена были игры, которые рассматривались и изучались в работах, посвященных психологии и воспитательным возможностям детской игры [3; 5; 10; 13; 17; 19; 32; 33; 35; 36; 41]. Очень важная часть детской и подростковой субкультуры — «детские философствования» и «детская мифология», объединяющие множество жанров детского словесного творчества и творчества взрослых для детей: «стишки», «песенки», «особая лексика», «речевые обороты», «страшные истории» и даже «садистские стишки» [21; 31; 37; 16 ].
Меньше внимания было уделено общим психолого-педагогическим аспектам проблем дворовой детско-подростковой субкультуры, её связи с территориальным поведением детей и подростков в городской среде. В середине и второй половине ХХ века общие вопросы дворовой детско-подростковой субкультуры, находят отражение в исследованиях междисциплинарной научной отрасли — социальной психологии детства [1; 23; 15 ].Исследователями отмечается, что детская субкультура и её часть дворовая субкультура детей и подростков в городской среде — результат постепенного цивилизационно обусловленного увеличения периода детства и нарастающей исторически эмансипации культуры детского сообщества от культурных традиций и норм бытия взрослых [1; 23; 15 ]. Детско-подростковая субкультура стихийно складывается внутри господствующей культурной традиции взрослых и занимает в ней свое, относительно автономное место. Проявляется и развивается она в нерегламентированной взрослыми самостоятельной деятельности, протекающей в специфических локациях, и реализуется в традиционных играх детей и подростков, особых детских словесных произведениях, ритуалах, нормах и правилах поведения и др. [2; 12; 14]. Особое место в ряду исследовательских работ, посвященных этой проблематике, принадлежит трудам психолога М. В. Осориной, наиболее подробно описавшей феноменологию территориального поведения детей, их особые «тайные» занятия и специфические отношения с городским ладшафтом.
При проведении психолого-педагогических исследований детско-под-ростковой субкультуры принято различать личное пространство и лич-
ную территорию. Если личная территория — понятие физическое, то личное пространство — явление исключительно психологическое. Границы своей территории склонны обозначать не только люди, но и животные, при этом у человека есть еще и границы личного психологического пространства, они имеют прямое отношение к территориальному поведению, но часто простираются там, где это самое пространство уже не измеряется в единицах расстояния и площади. Когда люди взаимодействуют, их индивидуальные психологические пространства активно соприкасаются, пересекаются, у них появляются зоны взаимного наложения.
Перекраивая предметно-пространственную среду, новые градостроительные решения создают новые локации для взаимодействия взрослых и детей, и в этой связи важно понять, каким трансформациям в итоге подвергаются их личные пространства и как меняются формы социально-психологического взаимодействия. Если границы территории относительно точно очерчены — это «двор», «улица», «район», то границы личного пространства ощущаются только интуитивно. При этом именно незримое пересечение невидимых личных пространств, создает условия взаимовлияния и взаимодействия одной личности с другой.
Методологические основания и методика исследования
Детская субкультура сложный многоплановый объект исследования, представляющий большой интерес для представителей разных наук: антропологов, этнографов, педагогов, психологов, социологов, филологов и др. Наше исследование направлено на изучение эволюции психолого-педагогических аспектов дворовой детской и подростковой субкультуры, включающей с себя все, что создавалось взрослыми для детей и самими детьми, что часто возникало стихийно и даже в тайне от взрослых. Определенное воспитательное значение имеет и активно воздействует на психику ребенка и подростка создаваемое взрослыми предметно-пространственное и информационное окружение, условно называемое — «детский мир» (информационный контент, одежда, игрушки, мебель, игровые площадки и др.). В значительной мере производными от этого являются не менее значимые с данной точки зрения стихийно формируемые, традиционные элементы детской субкультуры (детская лексика, детский фольклор, дворовые детские игры, детское философствование и мифотворчество и др.).
Для изучения данных явлений наряду с анализом исторических
фактов культурологического, психолого-педагогического и архитектурно-градостроительного свойства, выступающего в качестве основного метода исследования, применен редко используемый в психолого-педагогических работах анализ примеров из произведений художественной литературы и кино, а также живописных произведений и фотографий очевидцев, посвященных тематике дворовой детской и подростковой субкультуры. Живописные произведения и фотографии очевидцев — подлинные документы эпохи, содержащие огромный малоизученный психолого-педагогический материал, часто значительно более информативный и достоверный, чем неизбежно личностно окрашенные тексты исследователей и писателей. Кроме того, использовался метод исторической реконструкции с опорой на личный опыт взаимодействия автора с дворовой детско-подростковой субкультурой в прошлом ХХ веке. Применялись также методы: наблюдения, исследовательские беседы с педагогами, детскими практическими психологами, детьми, подростками и их родителями.
Зарождение дворовой детско-подростковой субкультуры
По продолжительности история детской субкультуры равна истории человечества, взрослые всегда что-то создавали для детей (сказки, стихи, игрушки и др.), а что-то всегда придумывали для себя сами дети. По мере изменения жизненного уклада общества менялась и детско-подростковая субкультура. Современные методы антропологических исследований позволяют нам заглянуть бесконечно далеко в глубь истории, но вряд ли это следует рассматривать как задачу при исследовании психолого-педагогических аспектов дворовой детско-подростковой субкультуры, явно и «тайно», для большинства взрослых, существующей в пространстве больших социально-территориальных отношений.
Дворовая детско-подростковая субкультура как часть более крупной дворовой культуры простых горожан зародилась и стала активно развиваться в период становления и развития индустриального общества. По мере развития промышленности все больше деревенских жителей перемещались в города, где привнесенные ими традиции сельской общинной жизни с характерным для неё высокими уровнем коммуникации переплетались с новым распределением времени на труд, бытовые заботы и отдых.
Труд рабочих на первых промышленных предприятиях и шахтах был
невероятно тяжелым, условия жизни в городах времен зарождения индустриального общества в Европе и Новом свете были ужасны. Взрослые практически все время были вынуждены работать, чтобы выжить, а их дети, часто весьма многочисленные, либо включались в работу с ранних лет, либо оказывались предоставленными самим себе. Естественно, что в это же время представители социальной и экономической элиты, а таже их дети жили в принципиально других условиях. Игровые практики этих детей были во многом похожи на дворовые игры сверстников рабочих окраин. Естественно, что при этом дети элиты были обеспечены игрушками, как правило, очень интересными, сделанными профессиональными производителями (фото 1,2). Но в данном случае мы рассматриваем дворовую субкультуру детей и подростков простых горожан, впоследствии сформировавших многочисленный «средний класс». При этом, в значительной мере дворовая детско-подростковая субкультура была эгалитарной несмотря на то, что условия жизни элит и простых людей, как в те далекие времена, так и сейчас существенно различаются [14 ].
Яркие описания жизни и быта городских поселений тех времен оставила нам художественная литература. Французский писатель, один из самых значительных представителей реализма ХГХ века, лидер и теоретик натуралистического движения в литературе — Эмиль Золя в своем романе «Жерминаль», описывая стачечное движение французских рабочих-шахтеров, параллельно предлагает нам омерзительно-натуралистическое
Фото 1. Н.М. Аничкова в детстве. Автор неизвестен. Начало XX века. Российская империя.
Фото 2. За рулем юный У. Корнелиус Ковенховен ван Хорн и его пассажиры — семейство плюшевых мишек. Автор неизвестен. 1910 год.
описание их быта. Здесь же мы видим ужасающие, леденящие душу сюжеты о жизни и быте детей городских поселений и рабочих поселков тех лет. Неухоженные, плохо одетые, грязные, голодные дети, многие из которых не доживали и до десяти лет, пытались помогать взрослым, воспитывая младших, как-то при этом старались обустроить свою детскую жизнь и даже находили время для своих детских игр, шалостей и забав.
Жизнь детей рабочих окраин конца XIX- начала ХХ веков была тяжела и наблюдалось это повсеместно, во всех городах России, Западной Европы и Нового Света. Очень красноречиво могут рассказать о ней произведения живописи и фотографии тех лет. В качестве примера взгляните на лондонских детей конца Х1Х века (фото 3.4). Они словно иллюстрации романа вышеупомянутого Эмиля Золя. Большинство детей вынуждено было работать с самого раннего возраста. Посмотрите, как они одеты, в какой момент жизни и в каком окружении застал их щелчок камеры фотографа.
Фото 3. Мальчик. Автор Фото 4. Девочка. Автор Horace
Horace Warner. Конец XIX века. Warner. Конец XIX века.
Лондон, Англия. Лондон, Англия.
На других снимках, сделанных известным американским фотографом Льюисом Хайном, мальчики и девочки — работники промышленных предприятий США начала ХХ века — после рабочей смены (фото 5, 6). Худенькие фигурки, напряженные лица, не детские взгляды, здесь не просматривается даже намека на детскую беззаботность. Грязная, совсем не детская одежда, скроенная и пошитая как придется, неудобная обувь, а то и её полное отсутствие. Без всякого преувеличения можно утверждать, что эти дети лишены детства в современном понимании этого слова.
Фото 5, 6. Дети - работники фабрики. Автор Льюис Хайн (Lewis Hine). Начало XX века. Филадельфия. США.
Жизнь их ровесников в деревнях того времени тоже не была беззаботной, но как свидетельствуют художественная литература, живопись и фотография, были в ней и особые детские деревенские радости и забавы, традиционные, передававшиеся из поколения в поколение игры. Деревенские дети с самого раннего возраста помогали взрослым, включались в выполнение посильных крестьянских обязанностей по ведению домашнего хозяйства, выращиванию растений, уходу за животными и вместе с тем находили время для игр и развлечений (фото 7, репродукции 1,2). Вспомним, например, как сетует на тяжелую жизнь и своё пребывание в городе мальчик Ваня из знаменитого рассказа Антона Павловича Чехова — «Ванька». С какой тоской и теплотой вспоминает он свою деревенскую жизнь и, буквально, с молитвой обращается к своему деду: «Приезжай, милый дедушка, Христом богом тебя молю, возьми меня отседа...».
Фото 7. Крестьянские дети. Автор неизвестен.
1902 год. Российская империя. Бессарабия.
Репродукция 1. Игра в бабки. Художник В.Е. Маковский. 1879 год. Государственная Третьяковская галерея.
Репродукция 2.
Снежный ком.
Художник Ф.В. Сычков.
1910 год. Рыбинский государственный
историко-архитектурный музей-заповедник.
Дворовая детская субкультура в период начала стабильного развития индустриального общества
В начале ХХ века, в период вхождения цивилизации в фазу стабильного и интенсивного развития индустриального общества, под воздействием революционного рабочего движения, борьбы профсоюзов очень медленно начинают улучшаться условия труда рабочих промышленных предприятий и также постепенно налаживается их быт. Интенсивный промышленный рост содействует стремительному увеличению городского населения. В это время и начинает активно формироваться свойственная городским поселениям дворовая культура и её особая часть — дворовая детско-подростковая субкультура.
Удивительно то, что формируемая на разных континентах, в разных странах, у народов с разными ментальными установками дворовая дет-ско-подростковая субкультура оказывается весьма схожей по структуре и даже по содержательному наполнению. Одной из причин этого, вероятно, являются прагматичные, унифицированные архитектурные градостроительные решения. Принципы застройки промышленных поселений и утверждаемые в разных странах градостроительные планы приобретают сугубо прагматичный, универсальный характер — ряды многоэтажек вдоль дорог, а впоследствии широких автомобильных трасс, высокая степень функциональности пространства, относительно замкнутые дворовые территории. Все это порождает новые социально-бытовые отношения.
В нашей стране после войн и революций первой четверти ХХ века также набирают силу новые подходы к архитектурно-пространственным решениям, вызванные принципиально новыми социальными преобразованиями. Провозглашенная в качестве главной государственной задачи индустриализация страны, затрагивает все сферы жизни наших соотечественников и резко увеличивает, за счет миграции из деревень, городское население.
Одним из заметных идеологов проектирования и градостроительства в нашей стране в это время становится выдающийся французский архитектор Ле Корбюзье с его радикальными идеями новой городской застройки и особым образом трактуемыми принципами: «прочности, красоты и пользы». Молодое советское государство с сильной властью, желающее заявить о себе как мощной индустриальной державе, мечтающее «.сказку сделать былью!», создает прекрасные условия для воплощения его утопических проектов городского планирования.
Социальная ситуация в стране, в силу еще непреодоленных последствий
революционных событий и Гражданской войны, вынуждает государство и, в первую очередь педагогов, вести планомерную и очень тяжелую работу по «удалению» детей и подростков с улиц. Одним из первых разработку проблематики воздействия среды на социализацию детей и подростков начал известный русский педагог С. Т. Шацкий. В условиях борьбы с детской беспризорностью раскрывается признанный во всем мире талант Антона Семеновича Макаренко. Разворачивается масштабная, планомерная работа по организации всеобщего школьного обучения и системная работа в сфере внешкольной жизни детей и подростков (П. П. Блонский, М. М. Рубинштейн, В. Н. Сорока-Росинский и др.). Создается пионерская организация, первое время противопоставляющая себя самостийным, полукриминальным дворовым детско-подростковым компаниям.
Деятельные попытки поддержать в этой борьбе государство, помочь социальным службам и педагогам, постоянно предпринимаются детской литературой и конечно же «.из всех искусств важнейшим», для советского человека — искусством кино. В конце 1930-х годов известный детский писатель Аркадий Петрович Гайдар пишет сценарии для фильмов: «Военная тайна», «Судьба барабанщика», где касается темы нового поколения советских детей — детей-героев. В 1939 году он начинает трудиться над знаковым, с точки зрения нашей темы, литературным произведением — повестью: «Тимур и его команда» и сценарием фильма с аналогичным названием.
Фильм был снят в 1940 году, в качестве «локации» сценаристом и режиссером была избрана Самарская область (в те времена город Куйбышев и Куйбышевская область), наиболее типичный для нашей страны регион. Светлый, позитивный фильм рассказывает историю о том, как две девочки из Москвы — дочери полковника Александрова, приехавшие на лето в дачный поселок в окрестностях Самары, случайно обнаруживают там тайную мальчишескую организацию. 13-летний мальчишка по имени Тимур создал полувоенную детско-подростковую организацию, объединяющую несколько десятков мальчишек, призванную скрытно, добровольно помогать семьям красноармейцев. Противостоит этому замечательному отряду полукриминальная шайка мелких воришек и дворовых хулиганов под предводительством Мишки Квакина.
Повесть А. П. Гайдара и снятый по ней фильм были призваны не только вербализировать задачи советского воспитания, направленного на борьбу с деструктивным влиянием спонтанной развивающейся дворовой дет-
ско-подростковой субкультуры полукриминального толка, но в первую очередь, их задачей было предложить наглядный пример наиболее желаемого поведения, позитивный образ, осязаемую модель возможной детской неформальной самоорганизации — дать старт в стране «тимуровскому движению». Начавшаяся вскоре Великая Отечественная война в значительной мере усложнила реализацию этих планов, но не отменила их.
Следует признать, что и в предвоенный год, и в более поздние советские десятилетия «тимуровское движение» существовало преимущественно благодаря поддержке пионервожатых и педагогов, которые должны были регулярно отчитываться о своих достижениях в области его стимулирования и продвижения. При этом многочисленные дворовые детско-подростковые компании в разных регионах нашей большой страны жили по своим нередко полукриминальным правилам и традициям. Для педагогов и родителей той поры, а также педагогов ряда последующих десятилетий дворовая детско-подростковая субкультура — это преимущественно полукриминальная, практически неподконтрольная взрослым среда — «Мишка Квакин и его банда». А потому основная задача и школы, и в особенности учреждений внешкольного образования вплоть до 90-х годов ХХ века заключалась в том, чтобы отвлечь детей от улицы. При этом, нельзя не отметить, что на протяжении ХХ века, от десятилетия к десятилетию правила функционирования дворовой детско-подростковой субкультуры становились все более педагогически и социально приемлемыми.
Дворовая детско-подростковая субкультура второй половины ХХ века
Самый интересный и позитивный этап в развитии дворовой дет-ско-подростковой субкультуры, о котором в наше время с тоской вспоминают многие педагоги, родители, дедушки и бабушки, стартовал примерно в 1950-е годы. Этот период в нашей стране характеризуется очередным интенсивным переселением сельских жителей на городские окраины, в многоэтажные, но еще не «запредельно» высокие дома, имевшие относительно изолированные дворы. Здесь разворачивалась своя жизнь, на основе привычной бывшим селянам общинности, высокой коммуникабельности и живущей в глубине их культурного кода соборности. С коллективным отмечанием свадеб и государственных праздников, с неизменными гармошками и частушками, с общим го-
рем на похоронах, с компаниями завсегдатаев, играющих в шахматы или домино, с постиранным и развешенным бельем, конструкциями для выбивания пыли из ковров и, конечно же, нехитрыми качелями, примитивными каруселями и песочницами на детских площадках.
В этой среде большой дворовой жизни взрослых существовала и развивалась дворовая детско-подростковая субкультура.
На фото 1950-1960-х годов представлены сюжеты, повествующие о жизни дворовых детско-подростковых компаний того времени в нашей стране. Фотографии позволяют увидеть позитивное настроение детей, небогато и неразнообразно одетых, но при этом самостоятельных и вполне счастливых. Очевидно, что у этих детей есть свободная, нере-гламентированная, проектируемая и реализуемая не взрослыми, а ими самими жизнь (фото 8, 9, 10, 11).
Фото 8. Игры девочек. Автор неизвестен. 70-е годы. СССР.
л_!__
Фото 10. Футбол во дворе. Автор неизвестен. 50-60 годы. СССР.
Фото 9. Игры мальчиков. Автор неизвестен. 70-е годы. СССР.
Фото 11. Дворовая компания. Автор неизвестен. 50-60 годы. СССР.
На следующих фотографиях, сделанных во Франции и Великобритании середины ХХ века, мы видим аналогичные варианты детско-подростко-вых поведенческих проявлений, детские забавы и шалости. Фотографы фиксируют характерные для подростков варианты деструктивного самоутверждения. Несложно заметить, как похожи по своему внешнему виду и характеру занятий детско-подростковые компании тех времен (фото 12, 13, 14, 15).
Фото 12. Бумажные самолеты. Фото 13. Парижские подростки.
Автор Ван Сикл. 1950 год. Париж, Автор Лем Гарсонс. 1955 год. Париж, Франция. Франция.
Фото 14. Дети, играющие со старой Фото 15. Драка во дворе. Автор шиной. Автор неизвестен. 1951 год. Р. Мейн. 1958 год. Эдинбург, Англия. Манчестер, Англия.
Не менее широко проблематика детской игровой субкультуры как городской, так и сельской детворы той поры была представлена в творчестве советских живописцев. Если фотографы улавливали как позитивные, так и негативные аспекты дворовой детско-подростковой субкультуры, то в живописных произведениях художники отражали преимущественно одобряемые взрослыми моменты жизни детей во дворе. На картине художника Ф. П. Решетникова мы видим кульминационный момент
любимой мальчишками военной игры. Будущие защитники Родины отрабатывают навыки «боевой» работы в игре, безусловно, поддерживаемой взрослыми (репродукция 3).
На картинах советских художников конца 50-х- начало 60-х годов мы видим, в полном смысле этого слова, счастливое детство. Наполненное радостью, любимое детское развлечение — катание с горы замечательно представлено на картине художника С. А. Тутунова (репродукция 4). Картина «Забияка» художника В. Д. Степанова повествует нам о пресечении попытки неправильного поведения самими детьми во дворе, фиксируя и подчеркивая тем самым важные воспитательные возможности дворовой детско-подростковой субкультуры (репродукция 5). На картине художника Ф. В. Савостьянова «Воробушки» дети кормят птиц, фактически они заняты игровой и одновременно общественно полезной деятельностью (репродукция 6).
Репродукция 3. Достали языка. Художник Ф.П. Решетников. 1943 год. СССР.
Репродукция 4. Зима пришла. Детство. Художник С.А. Тутунов. 1960 год. СССР.
Репродукция 5. Забияка. Художник В.Д. Степанов. 1957 год. Музейный центр «Палаты». Владимир, СССР.
Репродукция 6. Воробушки. Художник Ф.В. Савостьянов. 1965 год. СССР.
С наступлением 1970-1980-х годов борьба педагогов с улицей не прекращается: задача вырвать детей из дворовых компаний, максимально вовлечь их во внеклассную работу, в широкую сеть внешкольных организаций рассматривается как актуальная. Однако сама детская дворовая субкультура в это время становится уже вполне цивилизованной и, как будет осознанно позже, начинает работать как важнейший элемент позитивной социализации личности. «Закаленному» дворовой жизнью ребенку впоследствии не страшно оказаться не только в студенческой аудитории, но и влиться в производственный коллектив или пойти служить в армию (фото 16, 17, 18, 19).
Фото 16. Игра в городки. Автор Фото 17. Музыканты-футболисты. неизвестен. 50-60-е годы. СССР. Автор неизвестен. 70-е годы
СССР.
Фото 18. Дети в песочнице. Автор Фото 19. Дружная компания. Автор неизвестен. 70-е годы. СССР. неизвестен. 50-60-е годы. СССР.
Идеализированная картина жизни городского двора тех лет предложена художником И. А. Поповым. В те времена у искусствоведов и художников было определение — «лакировка социалистической действительности». На картине под названием «Наш двор» можно видеть ее наглядный пример. Автор на одном полотне изображает все суще-
Репродукция 7. Наш двор. Художник И.А. Попов. 1964 год. СССР.
ствовавшие варианты предельно идеализированного взрослого и детского времяпрепровождения в городских дворах (репродукция 7).
В городских дворах чаще всего мальчишками создавались «тайные» игровые сообщества со своими секретными ритуалами и традициями. Для этого детским компаниям были необходимы спрятанные от взрослых в особых локациях укромные места — «штабы». Располагались они в сараях, заброшенных зданиях, на высоких деревьях и др. Так удавалось достичь важной для ребенка и подростка приватности, дающей иллюзорное ощущение личной автономии.
Относительно изолированный от «большого мира» двор был местом активной детской жизни, но витальный, присущий генетически каждому ребенку «исследовательский рефлекс» (И. П. Павлов) вынуждал искать и открывать «новые горизонты». Отсюда неуемное стремление детско-подрост-ковых компаний к походам в особенные «страшные» места: заброшенные дома, сараи, гаражи, подвалы, стройки и даже свалки.
Взрослые пресекали это с различной степенью строгости, но детские дворовые компании без этих походов обойтись не могли. Для большинства детей это были рискованные, но все же относительно безопасные путешествия, о которых впоследствии они вспоминали с восторгом и теплотой: «.. .на этой помойке прошло моё детство!». Эти «тайные» пространства нередко использовались детьми для самоутверждения путем проведения категорически запрещаемых взрослыми экспериментов: это и относительно безобидные снежные
Фото 20. «Штаб» на дереве. Автор не известен. 50-е годы. Севастополь, СССР.
сражения, и заплывы на самодельных плотах по окрестным прудам и лужам, и совсем небезобидные действия, такие как: прыжки с крыш гаражей, курение или первые пробы спиртных напитков (фото 21, 22, 23, 24, 25, 26).
Фото 21. Снежное сражение. Автор неизвестен. 70-е годы. СССР.
Фото 22. Почти совсем безопасное путешествие на самодельном плоту. Автор неизвестен. 70-годы, СССР.
Фото 23. Войнушка. Автор Е. Халдей. 50-е годы. Севастополь СССР.
Фото 24. Покоритель луж. Автор неизвестен. 70-е годы. СССР.
Фото 25. Весенние кораблики. Автор неизвестен. 80-е годы. СССР.
Фото 26. Дети во дворе весной. Автор неизвестен. 70-е годы. СССР.
Исчезновение дворовых детско-подростковых сообществ.
Потери и приобретения
С точки зрения нашего исследования важно, опираясь в первую очередь, на объективные данные, а не на эмоциональные, ностальгические реакции людей понять, как же было на самом деле. Что было характерно для дворовой детско-подростковой субкультуры тех времен, что мы частично или полностью потеряли, а что, возможно, приобрели.
Первое, что важно отметить как серьезную потерю — особые самостоятельные дворовые детские игры, передававшиеся из поколения в поколение, от старших к младшим. Счастливое советское детство было наполнено разнообразными коллективными детскими играми, веселыми, полезными и, как правило, добрыми (фото 27, 28, 29; репродукции 8, 9).
Фото 27. Девочки на качелях. Автор неизвестен. 50-60-е годы. СССР.
Фото 29. Настольный хоккей во дворе. Автор неизвестен. 1980 год. СССР.
Репродукция 8. Снежки. Художник Репродукция 9. Хоккей во дворе.
А.В. Волков. 1957 год. СССР. Художник Л.П. Подлясская. 1980 год.
Ленинград, СССР.
Сегодня той игровой дворовой детско-подростковой субкультуры практически нет и те, кто предлагал формировать дворовые «тимуровские команды» и бороться с мифическим «Мишкой Квакиным», тоскуют по ушедшим временам. Детская и подростковая жизнь предельно заорганизована и отрегулирована взрослыми, детей уже не отпускают одних во двор: маньяки, собаки, машины и множество других потенциальных опасностей постоянно присутствуют в сознании родителей и педагогов. Былые дворовые разновозрастные детско-подростковые сообщества с их подвижными спортивными и военными играми мальчишек, «штабами», сконструированными на чердаках и деревьях, передававшимися из поколения играми девочек, характерным детским шумом во дворах, — безвозвратно ушли в прошлое.
Постепенно, в силу новых предпочтений градостроителей, относительно замкнутые пространства — дворы жилых домов — лишаются былой приватности, незаметно превращаясь в парковки и проходные территории. В результате дети выходят гулять уже не во двор, а на «улицу», а в условиях современной городской застройки нерегламентированная взрослыми жизнь подростков разворачивается уже не во «дворах» и даже не на «улицах», а, прошу прощения за сленг,— «на районе».
Важно отметить, что дворовая детская игровая субкультура имела четко выраженные межполовые различия. Как правило, для игр девочек не требовались большие пространства, они расчерчивали асфальт мелом и прыгали через резинку, или аккуратно раскладывали свои «богатства» на относительно небольшой территории. Большинство девочек было твёрдо убеждено, что мальчишки — это «дураки, дурацкие...» и играть
с ними невозможно. Они сразу начнут бегать, толкаться, тут же еще и подерутся, в конечном итоге все разрушат и поломают.
Мальчишки тоже не очень-то хотели играть с девчонками: «им нельзя доверять ничего важного», «с ними нельзя играть в серьезные игры», «они будут ныть, жаловаться, а потом еще и наябедничают взрослым». Территориальное поведение мальчишек в игре во все времена принципиально отличается от игрового территориального поведения девочек. Мальчишкам для игр нужны большие пространства, они будут бегать друг за другом, гонять или бросать мяч или другие предметы, если на горизонтальной плоскости им покажется мало места, они начнут осваивать вертикали — полезут на деревья, чердаки, крыши сараев или гаражей.
На репродукциях картин советских художников представлены типичные сюжеты, описывающие самые популярные игры девочек и мальчиков. На картинах художника А. В. Волкова девочки играют в классики, а дворовая команда мальчиков уже готова к футбольному сражению (репродукции 10, 11). Девочки будут, тщательно соблюдая правила, аккуратно и увлеченно прыгать по намеченным квадратикам. А мальчишки — настоящие герои, они могут и дотемна мяч погонять и беспричинно и беззлобно подраться с мальчишками из соседнего двора, без агрессии и особых оснований, просто так, «.. .чтобы знали наших!».
Репродукция 10. Классики. Репродукция 11. Футбольная
Художник А.В. Волков. 1969 год. команда. Художник А.В. Волков.
СССР. 1965 год. СССР.
Особого внимания исследователей заслуживает выявленная закономерность связи пола ребенка с объемом осваемого им пространства.
М. В. Осорина отмечает: «.в любом возрасте, от самого младшего до подросткового, территория, осваиваемая мальчишками в полтора-два раза больше территории девочек» [23, с. 66]. Посвятивший вопросам межполовых различий в поведении биолог В. А. Геодакян отмечал, что такая стилистика поведения мальчиков и девочек обусловлена глубинными причинами психофизиологического свойства. Самой природой мужские особи любого вида ориентированы на исследование и активное освоение окружающего мира, они особенно ценят неизведанное и постоянно готовы пробовать все новое на себе. Такое поведение порой очень опасно, но именно оно расширяет поведенческий репертуар вида и содействует его развитию и адаптации к постоянно меняющейся среде (В. А. Геодакян).
Следующая потеря — особая детская дворовая лексика, специфический детский фольклор. Здесь и особенные детские словечки, считалки и поговорки до сих пор неизвестно как продолжающие жить в детской среде: «На златом крыльце сидели.», «Вышел месяц из тумана.» и др. В этом же коммуникационном поле возникало бесчисленное количество вариантов детских дразнилок и обзывалок, которые были средством беззлобной вербальной детской агрессии и одновременно способами противостояния ей:
— «жадина — говядина, соленый огурец, на полу валяется никто его не ест. муха подлетела, понюхала и съела»;
— «тили — тили тесто, жених и невеста»;
— «мирись — мирись — мирись, и больше не дерись, если будешь драться, я буду кусаться! А кусаться ни при чем — я ударю кирпичом! А кирпич ломается, дружба начинается.»;
— «обманули дурака на четыре кулака» и др.
Особое место в детском дворовом фольклоре принадлежало рассказам-страшилкам («В одном черном-черном городе! На одной черной-черной улице! Стоял черный-черный дом! В нем была черная-черная комната.»). Сюда же можно отнести и особый детский дворовый юмор: детские анекдоты, истории-небылицы и, конечно, — детские «садистские» стишки и др.
Не менее значимой потерей вместе с утратой дворовой детско-под-ростковой субкультуры является исчезновение специфического «правового кодекса». Вполне естественно, что в дворовой детско-подростковой субкультуре складывался свой «правовой кодекс», регулирующий нормы поведения в детском сообществе. Взаимодействуя изо дня в день друг
с другом, дети на практике постигали, что такое дружба, что такое честность, что такое трусость, что такое предательство и т.п. К нарушителям применялись вполне чувствительные меры воздействия и даже наказания.
Несмотря на фактическое исчезновение дворовой детско-подростко-вой субкультуры, сохранилось в детской среде, перекочевав в интернет, наивное «детское философствование» и особая «детская мифология». Ребенок по-своему, как и ранее, пытается осознать нормы и правила жизни большого мира взрослых, общечеловеческие ценности и особенности устройства мироздания. Если раньше дети в своих дворовых компаниях пытались рассуждать друг с другом о добре и зле, о смысле жизни и смерти, то теперь все это происходит в цифровой среде, почти также как раньше, только уже не в реальном общении во дворе. Активно формируемая школьным образованием научная картина мира, позволяет им находить и выстраивать логические связи, объясняющие базовые законы функционирования глобального взрослого мира. И живет все это теперь в виртуальной, информационной среде, в средствах массовой коммуникации.
В рамках дворовой детско-подростковой субкультуры развивались особая детская эстетика и специфическая детская мода. Все это существует и сегодня, но уже в других локациях. Если в школу приходится надевать строгую одежду или даже школьную (гимназическую) форму, для походов с родителями в кино или в театр специально купленную ими для таких случаев нарядную одежду, то для прогулок во дворе каждый надевает, что считает нужным. Естественно, есть особые предпочтения подростков в одежде — неизвестно откуда берущиеся модные тенденции, меняющиеся с течением времени и, как обычно, невероятно раздражающие взрослых.
Важным элементом дворовой детской субкультуры было, практически полностью утраченное, детское собирательство. Специалисты по развитию общих когнитивных способностей постоянно подчеркивают, что интерес к собирательству, коллекционированию является одним из индикаторов детской одаренности (А. И. Савенков, Н. Б. Шумакова, В. С. Юркевич и др.). Коллекционирование значков, монет, фантиков, марок было чрезвычайно распространено в среде членов дворовых компаний ХХ века. Дети-коллекционеры делились с друзьями содержанием своих сокровищниц, обменивались ценными экземплярами.
Дворовая детская субкультура выполняла целый ряд социально-педагогических функций:
— постепенно усложняющееся знакомство с простыми моделями
мироустройства и практикой построения межличностных коммуникаций и социальных отношений;
— естественная интеграция в детско-взрослые сообщества путем освоения формальных и неформальных правил поведения;
— освоение опыта регуляции позитивного социального взаимодействия с детьми разного возраста и пола;
— становление социальной идентичности через удовлетворение потребности в признании, идентификации и обособлении;
— накопление опыта осознания и отстаивания своего социального статуса;
— приобретение личной практики жизнестойкости путем развития способностей противостоять словесной и даже физической агрессии.
Важной особенностью дворовой детской субкультуры традиционно была её способность к самовоспроизводству и самостоятельному социальному контролю детско-подростковых неформальных объединений.
Заключение.
О современной ситуации развития дворовой детско-подростковой субкультуры
Архитектура современных городов и практика жизни современных горожан уже совсем не такие, какими были они в ХХ веке. Промышленное, или индустриальное общество, опиравшееся на научно-технический прогресс и машинное производство, с характерными формами активного, «живого» социального взаимодействия, сменило общество «информационное». В новых социально-экономических условиях большинство работающих оказалось связано с поиском, переработкой и трансляцией информации. Доступность мировых информационных ресурсов, коммуникативная активность в цифровой среде многократно усилились. Значительная часть жизни современных взрослых и детей протекает в виртуальном мире, что не могло не сказаться на бытовых поведенческих проявлениях и детей, и взрослых.
Жизнь детей поменялась радикально, значительная её часть протекает в цифровой среде, кроме того, она максимально заорганизована взрослыми, в итоге практически все возможности для существования и развития автономной дворовой детско-подростковой субкультуры предельно ограничены. Резко сократились возможности живого общения современных детей со сверстниками и взрослыми. Детское сообщество
в значительной мере утратило собственное содержание, современная детско-подростковая субкультура перенасыщена элементами культуры взрослых. Существенно деформировала детско-подростковую субкультуру цифровая среда с её виртуальной и дополненной реальностью.
Избыточная загруженность детей и подростков «полезными для будущего» занятиями, излишняя структурированность и упорядоченность жизни подрастающих поколений лишили их возможности свободно проводить время и выстраивать собственные социальные связи. Фактически мы имеем дело с вариантом госпитализма (термин, введенный в 1945 году австрийским психологом Р. Шпицем, который обозначает комплекс психических и соматических нарушений, обусловленных длительным пребыванием ребенка в отрыве от естественного окружения). Точнее эту ситуацию следует квалифицировать как «вторичный» госпитализм, потому что современные ограничения свободного социально-психологического взаимодействия ребенка со сверстниками вызваны не лишениями, а повышенным уровнем заботы о нём. Педагоги, боровшиеся с дворовыми самостийными детско-подростковыми объединениями, победили, современные дети и подростки постоянно заняты очень важными делами: школа, репетиторы, художественная, музыкальная или спортивная школы, студии, кружки, секции и др. Явно избыточный характер приобрела забота о «безопасности» детей: шлемы для катания на роликах, велосипедах и самокатах, налокотники, наколенники и др.
Все это не может не удивлять представителей старших поколений, которые, будучи детьми, не боялись пить воду из-под крана, гоняли на велосипедах со сбитыми коленями и локтями, прыгали с гаражей, преодолевали без разрешения взрослых водные преграды. Они осваивали окружающее пространство путем активного перемещения в нем, находили себе занятие сами даже там, где, казалось бы, нет ничего особенного и интересного.
Современная детская площадка уже мало напоминает двор для игр, это скорее тренажер для развития умений перемещаться по веревочным конструкциям или развивать вестибулярный аппарат на всевозможных качающихся и вращающихся приспособлениях.
Подрастают дети, лишенные того живого социального опыта, который был у их дедушек, бабушек и родителей, они входят в мир через экран компьютера и смартфона. Во что это выльется, пока неизвестно, но очевидно, что:
— основные локации, где проводят время подростки — уже не дворы, а скорее специальные пространства для прогулок, торговые центры, специализированные детские площадки, скейт-паркинги и др. (фото 30; фото 31);
— дворовые детские игры, передававшиеся из поколения в поколение, от старших к младшим, вытеснены компьютерными играми;
— особая детская дворовая лексика и детский фольклор (считалки, дразнилки, обзывалки, игровые песенки и др.) выжили, но изменились, при этом ужасной «нормой» подросткового самоутверждения стала «сниженная лексика» (нецензурная);
— детский юмор (истории-небылицы, детские садистские стишки и др.) стали редкостью, его место пребывания уже не устное детское творчество, а социальные сети;
— особый детский «правовой кодекс» — нормы и правила, принятые в детском сообществе, ввиду отсутствия свободной практики социального взаимодействия целиком оказались забыты;
— детское философствование, освоение ребенком общечеловеческих ценностей, помогающее в решении детских проблем (рассуждения о жизни и смерти и пр.), детская картина мира, определяющая систему знаний и представлений ребенка об окружающем мире, видоизменилась и переместилась в интернет;
— детская эстетика и детская мода странным образом существует и продолжает раздражать взрослых;
— ритуальные компоненты детского общения (примирительные отговорки в ответ на вербальную агрессию и др.) — мало, но все же известны современным детям;
— «тайники», «штабы» в заброшенных зданиях, на деревьях и в других «секретных местах» как способ материализовать свое тайное присутствие в том или ином месте, способствовавшие формированию иллюзии личной автономии, ушли в прошлое;
— походы в «особые страшные» места, запрещаемые взрослыми (заброшенные дома, подвалы, стройки, свалки, гаражи) остаются по-прежнему привлекательными и интересными, но тотальный контроль существенно осложняет реализацию этих потребностей;
— детское собирательство (коллекционирование игрушек, значков, фантиков, монет и т.д.), изготовление «секретов», создание и поиск тайников, сокровищниц — в прошлом.
Фото 30. Подростки в торговом центре. Автор неизвестен. 2020 год. Россия.
Фото 31. Подростковая мобильность. Автор неизвестен. 2020 год. Россия.
При всем этом нельзя не отметить, что современные дети играют не меньше, чем их сверстники в прежние времена, но игры их изменились, они стали мало похожи на игровые практики детей прошлых поколений. В этой ситуации многим взрослым кажется, что, если дети не играют в те игры, в которые играли они, значит дети не играют совсем, а, следовательно, и не проживают полноценно период детства, и это обязательно должно негативно сказаться на их когнитивном, психосоциальном и психофизическом развитии.
Литература
1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба?: Современный ребенок в мировой цивилизации. М.: Данилов благовестник, 1999. 142 с.
2. Алиева Т.И. Об одном подходе к проектированию условий создания детской картины мира // Развивающее образование в системе дошкольного воспитания / Под ред. В.Т. Кудрявцева и Н.А. Смирновой. Дубна, 1995. С. 58-67.
3. Аркин Е.А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание. 1995. № 3. С. 8-15.
4. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Книга первая. Иркутск: Издание Иркутской секции научных работников, 1930 (типография издательства «Власть труда»).! т. IX. 234 с.
5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития ребенка. М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. С. 200-223.
6. Два пола. Зачем и почему? Эволюционная теория пола В. А. Геодакяна. Москва, 2012. С. 250. Ил. 54, табл. 33.
7. Залужный А.С. Учение о коллективе. Методология. Детский коллектив / проф.
A.С. Залужный. М.; Л.: Работник просвещения, 1930. 300 с.
8. Запорожец А.В., Усова А.П. Психология и педагогика игры дошкольника. М.: Просвещение, 1966. 351 с.
9. Иванова С.В., Иванов О.Б. Актуальные вопросы совершенствования методологии исследования образовательного пространства // Ценности и смыслы. 2023. № 3(85). С. 61-73. DOI 10.24412/2071-6427-2023-3-61-73. EDN PUNNQJ
10. Калоцца Д.А. Детские игры и их психологическое значение. М.: Московское книгоиздательство. 1911. 260 с.
11. Капица О. И. Детский фольклор [Текст] : песни, потешки, дразнилки, сказки, игры / О. И. Капица. Л. : Прибой, 1928. 15 с.
12. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М., 1988.
13. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология игры: культурно-исторический подход. М.: Левъ, 2017. 344 с.
14. Кудрявцев В. Т. Исследования детского развития на рубеже столетий (научная концепция института) // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 3-21. EDN NBEULZ.
15. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К. Социальный и психологический смысл явлений детской субкультуры // Журнал прикладной психологии. 1999. № 1. С. 64-78. EDN OPBBJJ.
16. Лурье С.В. Историческая этнология : учеб. пособие для вузов / С. В. Лурье ; С.
B. Лурье. Москва : РГБ, 2009. 1 с. EDN QPMFAV.Мид М. Культура и мир детства. М.: 1988. 325 с.
17. Миллер С. Психология игры / Перс англ. Сысоев В.С. СПб.: Университетская книга, 1999. 319 с.
18. Мудрик А. В. Социальная психология воспитания (избранные социально-педагогические очерки) / А. В. Мудрик. Москва : Московский психолого-социальный университет, 2017. 440 с. ISBN 978-5-9770-0912-6. EDN PGPJMT.
19. Мухина В.С. Детская психология. Учебник для студентов пед. институтов / Под ред. Л.А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1985. 272 с.
20. Нартова-Бочавер С. К. Развитие жизненного пространства ребенка в онтогенезе // Стратегия дошкольного образования в 21 веке: проблемы и перспективы. М., 2001.
21. Нарыкова Г. В. Детская субкультура как педагогический феномен / Г. В. Нарыкова // Наука через призму времени. 2018. № 6(15). С. 200-204. EDN XQCBDN.
22. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. 1997. № 3. С.84—87.
23. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.; 2008.
24. Палмер Дж. Палмер Л. Секреты поведения Homo Sapiens : эволюционная психология / Дж. Палмер, Л. Палмер ; [пер. с англ.: А. Кулаков, И. Павлова, С. Рысев].
Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2007. 384 с. : ил., портр.; 21 см. (Серия : Научный бестселлер).ISBN 978-5-93878-448-2
25. Панов В.И., Лидская Э.В. Типы коммуникативных (субъект-средо-вых) взаимодействий старшеклассников в образовательной, семейной и дружеской средах / В. И. Панов, // Mир психологии. 2023. № 2(113). С. 198-207. DOI 10.51944/20738528_2023_2_198. EDN ETBXTW
26. Покровский Е.А. Детские игры: Преимущественно русские / Е.А. Покровский; [Послесл. и примеч. В. В. Головина]. [Репринт. воспроизведение]. СПб. : Фирма «ЛАНС», 1994. 387 с. : ил.; 22 см. (Историческое наследие).; ISBN (В пер.) (В пер.) : Б. ц.
27. Поливанова К.Н., Сазонова Е.В., Шакарова М.А. Что могут рассказать о современных детях их чтение и игры // Вопросы образования. 2013. № 4. С.278-294.
28. Савенков А. И. Как рассадить детей в классе. Психологическое пространство личности ребенка / M. : Издательский дом «Первое сентября», 200б. 32 с. ISBN 5-9бб7-0212-8. - EDN VUPWYR
29. Савенков А.И., Цицулина А.В.. И. Игра, игрушка и особенности игровых практик современных детей // Педагогика. 2022. Т. 8б, № б. С. 35-47. EDN HLSTIZ.
30. Смолова Л. В. Психология взаимодействия с окружающей средой // Экология человека. 2007. № б. С. 30-33. EDN HZUPST.
31. Трыкова О. Ю. О современном состоянии жанров детского фольклора // Ярославский педагогический вестник. 2001. № 3-4(28-29). С. 103-107. EDN ENKKTT.
32. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. M.: Просвещение. 197б. 9б с.
33. Фабри К.Э. Игры детей и игры животных (сравнительно — психологические аспекты) // Вопросы психологии. 1982. № 3. С. 2б-34.
34. Фортунатов Г. А. Педология : Учебник для школьных отд-ний пед. техникумов / Г. А. Фортунатов, M. В. Соколов. 2-е изд. M.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 193б. 247 с. 23 см.
35. Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. Сост., пер. и предисл. Д. В. Сильвестрова. Комм. Д. Харитоновича. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2011. 41б с.
36. Чередникова, М. П. «Голос детства из дальней дали... » (Игра, магия, миф в детской культуре) / M.: Издательство Лабиринт, 2002. 224 с. ISBN 5-87б04-012-б. EDN MPPIUZ.
37. Чуковский К.И. От двух до пяти / К. И. Чуковский. M.: Педагогика, 1990. 381 с. ISBN 5-7155-0258-б
38. Шмаков С.А. Игры учащихся-феномен культуры / M.: Новая шк., 1994. 238,[1] с.; 22 см.; ISBN 5-7301-00б4-7.
39. Шмерлина И.А. Mеждисциплинарные ракурсы социологии пространства // Вестник РУДН, серия Социология. 2003, № 1 (4) С.53-бб.
40. Шпиц Р.А. Психоанализ раннего детского возраста. M.: «Канон», 2023, 25б c. ISBN: 978-5-88373-573-7
41. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. M.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 3б0 с.
42. Эриксон Э. Детство и общество / пер. с англ., изд. 2-е, перераб. и дополн. СПб.: ИТД «Летний сад». 2000. 41б с.
43. Bronfenbrener U. Development research, public policy, and the ecological ofchildhood //Child development, 1974. 45 (1), 1-5 .
References
• Abramenkova V.V. Igry i igrushki nashih detej: zabava ili paguba?: Sovremennyj rebenok v mirovoj civilizacii. M.: Danilov blagovestnik, 1999. 142 s. [In Rus].
• Alieva T.I. Ob odnom podhode k proektirovaniyu uslovij sozdaniya detskoj kartiny mira // Razvivayushchee obrazovanie v sisteme doshkol'nogo vospitaniya / Pod red. VT. Kudryavceva i N.A. Smirnovoj. Dubna, 1995. S. 58-б7. [In Rus].
• Arkin E.A. Iz istorii igrushki // Doshkol'noe vospitanie. 1995. № 3. S. 8-15. [In Rus].
• Vinogradov G.S. Russkij detskij fol'klor. Kniga pervaya. Irkutsk: Izdanie Irkutskoj sekcii
nauchnyh rabotnikov, 1930 (tipografiya izdatel'stva «Vlast' truda»).I t. IH. 234 s. [In Rus].
• Vygotskij L.S. Igra i ee rol' v psihicheskom razvitii rebenka // Psihologiya razvitiya rebenka. M: Izd-vo Smysl, Izd-vo Eksmo, 2004. S. 200-223. [In Rus].
• Dva pola. Zachem i pochemu? Evolyucionnaya teoriya pola V A. Geodakyana. Moskva, 2012. S. 250. Il. 54, tabl. 33. [In Rus].
• Zaluzhnyj A.S. Uchenie o kollektive. Metodologiya. Detskij kollektiv / prof. A.S. Zaluzhnyj. M.; L.: Rabotnik prosveshcheniya, 1930. 300 s. [In Rus].
• Zaporozhec A.V., Usova A.P. Psihologiya i pedagogika igry doshkol'nika. M.: Prosveshchenie, 1966. 351 s. [In Rus].
• Ivanova S.V., Ivanov O.B. Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya metodologii issledo-vaniya obrazovatel'nogo prostranstva // Cennosti i smysly. 2023. № 3(85). S. 61-73. DOI 10.24412/2071-6427-2023-3-61-73. EDN PUNNQJ [In Rus].
• Kalocca D.A. Detskie igry i ih psihologicheskoe znachenie. M.: Moskovskoe knigoizdatel'stvo. 1911. 260 s. [In Rus].
• Kapica O. I. Detskij fol'klor [Tekst] : pesni, poteshki, draznilki, skazki, igry / O. I. Kapica. L. : Priboj, 1928. 15 s. [In Rus].
• Kon I.S. Rebenok i obshchestvo: (Istoriko-etnograficheskaya perspektiva). M., 1988. [In Rus].
• Kravcov G.G., Kravcova E.E. Psihologiya igry: kul'turno-istoricheskij podhod. M.: Lev", 2017. 344 s. [In Rus].
• Kudryavcev V. T. Issledovaniya detskogo razvitiya na rubezhe stoletij (nauchnaya koncepciya instituta) // Voprosy psihologii. 2001. № 2. S. 3-21. EDN NBEULZ. [In Rus].
• Kudryavcev V.T., Urazalieva G.K. Social'nyj i psihologicheskij smysl yavlenij detskoj subkul'tury // Zhurnal prikladnoj psihologii. 1999. № 1. S. 64-78. EDN OPBBJJ. [In Rus].
• Lur'e S.V. Istoricheskaya etnologiya : ucheb. posobie dlya vuzov / S. V. Lure ; S. V Lur'e. Moskva : RGB, 2009. 1 s. EDN QPMFAVMid M. Kul'tura i mir detstva. M.: 1988. 325 s. [In Rus].
• Miller S. Psihologiya igry / Pers angl. Sysoev VS. SPb.: Universitetskaya kniga, 1999. 319 s. [In Rus].
• Mudrik A. V. Social'naya psihologiya vospitaniya (izbrannye social'no-pedagogicheskie ocher-ki) / A. V Mudrik. Moskva : Moskovskij psihologo-social'nyj universitet, 2017. 440 s. ISBN 978-5-9770-0912-6. EDN PGPJMT. [In Rus].
• Muhina V.S. Detskaya psihologiya. Uchebnik dlya studentov ped. institutov / Pod red. L.A. Vengera. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Prosveshchenie, 1985. 272 s. [In Rus].
• Nartova-Bochaver S. K. Razvitie zhiznennogo prostranstva rebenka v ontogeneze // Strategiya doshkol'nogo obrazovaniya v 21 veke: problemy i perspektivy. M., 2001. [In Rus].
• Narykova G. V. Detskaya subkul'tura kak pedagogicheskij fenomen / G. V. Narykova // Nauka cherezprizmu vremeni. 2018. № 6(15). S. 200-204. EDN XQCBDN. [In Rus].
• Novoselova S.L. O novoj klassifikacii detskih igr // Doshkol'noe vospitanie. 1997. № 3. S.84— 87. [In Rus].
• Osorina M.V. Sekretnyj mir detej v prostranstve mira vzroslyh. SPb.; 2008. [In Rus].
• Palmer Dzh. Palmer L. Sekrety povedeniya Homo Sapiens : evolyucionnaya psihologiya / Dzh. Palmer, L. Palmer ; [per. s angl.: A. Kulakov, I. Pavlova, S. Rysev]. Sankt-Peterburg : Prajm-Evroznak, 2007. 384 s. : il., portr.; 21 sm. (Seriya : Nauchnyj bestseller).ISBN 978-5-93878448-2 [In Rus].
• Panov V.I., Lidskaya E.V. Tipy kommunikativnyh (sub'ekt-sredovyh) vzaimodejstvij starshek-lassnikov v obrazovatel'noj, semejnoj i druzheskoj sredah / V. I. Panov, // Mir psihologii. 2023. № 2(113). S. 198-207. DOI 10.51944/20738528_2023_2_198. EDN ETBXTW[In Rus].
• Pokrovskij E.A. Detskie igry: Preimushchestvenno russkie / E.A. Pokrovskij; [Poslesl. i primech. V. V. Golovina]. [Reprint. vosproizvedenie]. SPb. : Firma \"LANS\", 1994. 387 s. : il.; 22 sm. (Istoricheskoe nasledie).; ISBN (V per.) (V per.) : B. c. [In Rus].
• Polivanova K.N., Sazonova E.V., Shakarova M.A. Chto mogut rasskazat' o sovremennyh detyah ih chtenie i igry // Voprosy obrazovaniya. 2013. № 4. S.278-294. [In Rus].
• Savenkov A. I. Kak rassadit' detej v klasse. Psihologicheskoe prostranstvo lichnosti rebenka / A. I. Savenkov. Moskva : Izdatel'skij dom \"Pervoe sentyabrya\", 2006. 32 s. ISBN 5-9667-02128. - EDN VUPWYR[In Rus].
• Savenkov A. I. Igra, igrushka i osobennosti igrovyh praktik sovremennyh detej / A. I. Savenkov,
A. V Ciculina // Pedagogika. 2022. T. 86, № 6. S. 35-47. EDN HLSTIZ. [In Rus].
• Smolova L. V. Psihologiya vzaimodejstviya s okruzhayushchej sredoj // Ekologiya cheloveka. 2007. № 6. S. 30-33. EDN HZUPST. [In Rus].
• Trykova O. Yu. O sovremennom sostoyanii zhanrov detskogo fol'klora / O. Yu. Trykova // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2001. - № 3-4(28-29). - S. 103-107. - EDN ENKKTT. [In Rus].
• Usova A.P. Rol' igry v vospitanii detej [Tekst] : [Stat'i] / A. P. Usova ; Pod red. [i s vstup. stat'ej] A. V Zaporozhca. - Moskva : Prosveshchenie, 1976. 96 s. [In Rus].
• Fabri K.E. Igry detej i igry zhivotnyh (sravnitel'no — psihologicheskie aspekty) // Voprosy psihologii. 1982. № 3. S. 26-34. [In Rus].
• Fortunatov G. A. Pedologiya [Tekst] : Uchebnik dlya shkol'nyh otd-nij ped. tekhnikumov / G. A. Fortunatov, M. V Sokolov. 2-e izd. M. : Gos. ucheb.-ped. izd-vo, 1936. 247 s. : il.; 23 sm. [In Rus].
• Hyojzinga J. Homo ludens. Chelovek igrayushchij. Sost., per. i predisl. D. V Sil'vestrova. Komm. D. Haritonovicha. SPb.: Izdatel'stvo Ivana Limbaha, 2011. 416 s. [In Rus].
• Cherednikova, M. P. «Golos detstva iz dal'nej dali...» (Igra, magiya, mif v detskoj kul'ture) / M. P. Cherednikova. - Moskva : Izdatel'stvo Labirint, 2002. - 224 s. - ISBN 5-87604-012-6. - EDN MPPIUZ. [In Rus].
• Chukovskij K.I. Ot dvuh do pyati / K. I. Chukovskij; [Predisl. Yu. A. Sorokina; Poslesl. A. G. Arushanovoj]. M. : Pedagogika, 1990. 381 s. ISBN 5-7155-0258-6 [In Rus].
• Shmakov S.A. Igry uchashchihsya-fenomen kul'tury / S. A. Shmakov. M.: Novaya shk., 1994. 238,[1] s.; 22 sm.; ISBN 5-7301-0064-7. [In Rus].
• Shmerlina I.A. Mezhdisciplinarnye rakursy sociologii prostranstva // Vestnik RUDN, seriya Sociologiya. 2003, № 1 (4) S.53-66. [In Rus].
• Shpic R.A. Psihoanaliz rannego detskogo vozrasta. M. : «Kanon» ; 2023, 256 c. ISBN: 978-5-88373-573-7[In Rus].
• El'konin D.B. Psihologiya igry. 2-e izd. M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 1999. 360 s. [In Rus].
• Erikson E. Detstvo i obshchestvo / per. s angl., izd. 2-e, pererab. i dopoln. SPb.: ITD «Letnij sad». 2000. 416 s. [In Rus].
• Bronfenbrener U. Development research, public policy, and the ecological of childhood // Child development, 1974. 45 (1), 1-5 . [In Rus].
Статья поступила в редакцию 19.02.2024; одобрена после рецензирования 21.03.2024; принята к публикации 15.05.2024.
The article was submitted 19.02.2024; approved after reviewing 21.03.2024; accepted for publication 15.05.2024.
Все иллюстрации к статье взяты из открытых источников сети Интернет.