Этносы и конфессии
Сергей уСТИНКИН, Геннадий ТИМОФЕЕВ,
Алевтина шуНИНА, Валентина ИВАНОВА
ЭВОЛЮЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСЛАМСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье проводится анализ деятельности исламских политических партий и общественных движений в современной России. Установлены основные элементы, определившие эволюцию исламских организаций. На примере ряда исламских партий и движений показан ход этой эволюции.
The article analyses the activity of Islamic political pailles and social movements in modern Russia. Basic elements which determined Islamic organizations’ evolution are established. The course of that evolution is illustrated on the example of some Islamic parties and movements.
Ключевые слова:
ислам, политические партии, выборы, мусульманская умма, закон о партиях; Islam, political parties, elections, Muslim
События конца 1980 - х — начала 1990 - х гг. в СССР/России, сопровождавшиеся крушением коммунистической идеоло -гии, ослаблением государственности и ростом национали -стических настроений, не могли не отразиться и на религиозной сфере. Вне всяких сомнений, стремительному росту религиозных настроений в обществе способствовали и резкий экономический спад, возрастание безработицы, материальное обнищание населе -ния. А интенсификация этнического самосознания, неизбежная в условиях крушения полиэтнического Советского государства, столь же неизбежно вела к углублению конфессиональной самоиденти -фикации. Все это в полной мере относится и к исламу.
Важную роль в специфике так называемого исламского возрож дения и особенностях его структурирования сыграло более чем 70 -летнее господство атеистической идеологии и стремление го -сударства поставить под свой контроль религиозные организации. Отсюда шло и тяготение к минимизации конфессиональной инфра -структуры, ее максимальной централизации. С 1944 г. в СССР дей -ствовали четыре духовных управления мусульман (далее — ДУМ) — Средней Азии и Казахстана, Европейской части СССР и Сибири, Северного Кавказа и Закавказья. Распад СССР привел к тому, что на территории России оказались лишь два легальных объединения мусульман. Между тем, значительная часть российской уммы, осо бенно из числа молодых мусульман, относилась с подозрением к деятельности ДУМ, обвиняла их в полном подчинении государству, в нежелании прислушиваться к новым веяниям в общественной и религиозной жизни. Новое поколение мусульман, более радикальное в отстаивании интересов ислама, требовало и своей доли власти.
Желание этих представителей «мусульманского полуподполья» прийти к власти в начале 1990-х гг. выразилось как в попытках сменить руководство в уже существующих муфтиятах, так и в создании альтер нативных структур, одним из типов которых стали исламские партии. На этой первой, идеалистической, волне было образовано несколько партий, чьи основатели вполне искренне считали, что некая полити ческая идея, украшенная религиозным содержанием, способна спло тить вокруг себя всех мусульман и сделать главных носителей этой идеи политическими лидерами федерального масштаба1.
1 Михайлин Д. Можно ли поделить Всевышнего // Российская газета, 1994, 30 нояб.
Ummah, party law.
УСТИНКИН
Сергей
Васильевич — д.и.н., профессор, заведующий кафедрой международных отношений и политологии НГЛУ им. Н.А. Добролюбова ustin@lunn.ru
ТИМОФЕЕВ Геннадий Александрович — к.и.н., заместитель директора Научноисследовательского предприятия социально политических и информационных технологий и процессов nip@prime-nn.ru
ШУНИНА
Алевтина Александровна — к.э.н., доцент кафедры экономики и управления ННГЛУ
ИВАНОВА Валентина Алексеевна — аспирант кафедры международных отношений и политологии ННГЛУ
Такому развитию событий способство -вали и особенности ислама как мировоз -зрения. Исламская умма не похожа на объ -единения христиан, иудеев или буддистов. В исламе нет различия между вопросами политики и повседневной жизни, ибо политика с точки зрения ислама — часть повседневной жизни, а ислам и пришел, чтобы урегулировать повседневную жизнь людей. Исламские правоведы говорят, что цель исламских законов — сохранение для человека 5 жизненно важных элементов: личности, ума, религии, имущества и чести. Поэтому ислам не делает различия между понятиями «политическое движе -ние» и «религиозное движение». Ислам объединяет эти понятия. Следовательно, понятия «политическое» и «неполити ческое» движение в исламе изначально отсутствуют1.
Однако не следует делать вывод, что политизация исламского движения неиз бежна. Немалая часть мусульман, в т.ч. и в России, не поддерживала и не поддер -живает прямое вмешательство в поли тическую жизнь, ограничиваясь обще поведенческими императивами. Отсюда и то разнообразие форм организации, которое имеет исламское движение в России. Значительную роль в структур -ном изменении исламских объединений сыграл и Федеральный закон от 11.07.2001 № 95 - ФЗ, п. 3 ст. 9 которого прямо гласит, что не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиоз ной принадлежности2. В декабре 2004 г. этот пункт был специально подтвержден постановлением Конституционного Суда РФ № 18 - П как не противоречащий Конституции РФ3. Это резко уменьшило влияние чрезмерно политизированных членов исламской уммы.
Таким образом, деятельность ислам -ских организаций в современной России можно, пусть и несколько условно, в силу самой специфики ислама разделить на два основных этапа. На первом этапе (до 2001 г.) заметную, хотя и не определяю -щую роль играло стремление исламских организаций к политизации, к увеличе нию представительства своих членов в органах государственной власти, в т.ч. в
1 http://www.islamnews.ru/news-5648.html
2 Российская газета, 2001,11 июля.
3 Российская газета, 2004, 24 дек.
Государственной Думе. На втором этапе (после 2001 г.) — главную роль стало играть внутреннее устройство уммы во всем его многообразии, определение места уммы в системе институтов гражданского обще -ства.
В 1994 г. организационный раскол в среде мусульман привел к созданию двух парал лельно действующих крупнейших ислам ских организаций: Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР) во главе с Равилем Гайнутдином и Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ), возглавляе мого Талгатом Таджуддином. Само значе -ние этого события очень велико и требует, безусловно, отдельного исследования. В рамках же данной работы будут рассмо трены вопросы возникновения и деятель ности других исламских организаций в России.
Первой из исламских партий нового времени, созданных в России, стала Исламская партия возрождения (ИПВ), учредительный съезд которой прошел в июне 1990 г. в Астрахани. На съезде при -сутствовали 250 делегатов и 100 гостей, представляющих около 10 тыс. членов партии. Первоначально партия позицио нировала себя как общесоюзную, но в связи с последующим распадом СССР в 1992 г. была переоформлена в российскую политическую партию со штаб квартирой в Москве4. Лидерами партии были Ахмад -кади Ахтаев, избранный председателем Совета улемов ИПВ, и Гейдар Джемаль — заместитель председателя и главный идео -лог партии. Однако на территории России партия успеха не имела, практически не занималась политической деятельностью, во всяком случае в выборах в Госдуму 1993 и 1995 гг. никакого участия не принимала. Ахмад - кади Ахтаев, в конце 1992 г. ставший депутатом Верховного Совета Дагестана, отходит от партийной деятельности. По сути, партия уже с 1993 г. приходит в упа док. Возможно, это было связано также с увлечением Гейдара Джемаля — главного харизматичного лидера партии — другими проектами, но уже с 1996 г. об ИПВ как о реально существующей организации упо минаний нет.
4 Алов А.А., Владимиров Н.Г. Ислам в России. Ислам в Европейской России и Сибири // Исламские религиозно-политические движения в Европейской России и Сибири. — М., 1996, с. 71-72.
В апреле 1991 г. начинает свою чрезвы -чайно активную деятельность Абдул - Вахед Ниязов (В.В. Медведев). По согласованию с имам - мухтасибом Московского мухта -сибата Равилем Гайнутдином он создает Исламский культурный центр Москвы и Московской области. Вскоре, однако, последовал конфликт молодого (22 года) исламского деятеля с Гайнутдином. Когда Р. Гайнутдин отбыл за границу, Ниязов, собрав мусульманскую общину, объявил себя главой московского муфтията. Однако попытка сменить исламскую духовную власть в Москве успехом не увенчалась, и Абдул Вахед Ниязов впоследствии был снят с поста генерального директора Исламского культурного центра Москвы и Московской области. В ответ Ниязов создает Исламский культурный центр России (ИКЦР), и эта структура оказывается достаточно жизнеспособной. В 1993 г. Ниязов восстанавливает отношения с Гайнутдином и с этого времени неизменно поддерживает того в его соперничестве с руководителем ЦДУМ Таджуддином.
В эти годы основной задачей ИКЦР была организация паломничества (хаджа) в Мекку. Впоследствии Ниязов не раз обвинялся противниками в нецелевом расходовании средств на эти нужды, а то и в прямых хищениях. Во второй половине 1990 -х гг. Абдул - Вахед Ниязов делает ставку на политику. В эти годы на базе ИКЦР были созданы Союз мусуль -ман России, Общероссийское политиче ское общественное движение «Рефах» и Евразийская партия — Союз патриотов России. В 1999 г. Ниязов становится депу татом Госдумы от избирательного блока «Единство». В 2007 г. возглавляемый Ниязовым Исламский культурный центр России получил статус Общественного крыла Совета муфтиев России, т.е. фактически Ниязов вошел в высшее руковод ство ДУМЕР1.
В 1995 г. бывший главный идеолог Исламской партии возрождения Гейдар Джемаль создает новую организацию — Исламский комитет России (ИКР). В 1996 г. ИКР вошел в состав так называе -мого Союза национальных и патриоти ческих организаций, который призывал поддерживать Александра Лебедя на пре -зидентских выборах, однако впоследствии
1 По материалам сайтов http://ru.wikipedia.org/ wiki; http://islamcenter.sU/m/anons/view; http:// www.compromat.ru
Гейдар Джемаль порвал отношения с Лебедем, обвинив его в шовинизме. ИКР участвовал в парламентских выборах 1999 г. в блоке с Движением в поддержку армии Илюхина и Макашова, но после неудачи на выборах ИКР по существу свертывает политическую деятельность. На сегод -няшний день основная деятельность Исламского комитета России, по данным их собственного сайта, заключается в про паганде ценностей ислама.
В мае 1995 г. группой московских татар и выходцев с Северного Кавказа создается Общероссийское мусульманское обще ственное движение «Нур» («Свет»). На этом этапе оно выступает как противовес создаваемому параллельно Союзу мусуль ман России. 4 июня 1995 г. в Москве про ходит учредительная конференция «Нура». 16 июня 1995 г. «Нур» проходит регистра цию в Минюсте. Лидерами «Нура» стано вятся Халит Яхин и Вафа Яруллин. «Нур» стал первой исламской партией, которая непосредственно, а не в составе избира тельного блока приняла участие в выборах в Государственную Думу. На парламент -ских выборах декабря 1995 г. «Нур» набрал 0,58% голосов и занял 23 - е место среди участвовавших в выборах 43 партий и дви -жений2. Лишь в Чечне и Ингушетии это исламское политическое движение смогло преодолеть 5 - процентный барьер. Такой итог выборов был воспринят как серьезная неудача, и в феврале 1996 г. Халит Яхин был снят со своего поста. Новое руководство на президентских выборах 1996 г. решило поддержать Григория Явлинского. В марте того же года была сделана попытка созда -ния блока с Союзом мусульман России, но она закончилась неудачей.
Осенью 1998 г. «Нур» исключает из своего названия слово «мусульманское» и позже инициирует создание предвыбор ного блока исламских партий и движений «Меджлис». Однако этот блок оказался нежизнеспособным и уже к сентябрю 1999 г. распался. После этого «Нур» под готовил собственный предвыборный список, но Центризбирком отказал ему в регистрации из за несвоевременного оформления финансовых документов3. 20 декабря 2000 г. на расширенном засе дании «Нура» было принято решение о
2 Силантьев Р.А. Новейшая история ислама в России. - М. : Алгоритм, 2007, с. 74, 239.
3 Прибыловский В.В. Политики под знаменем ислама // Независимая газета, 01.10.2003.
преобразовании его в Демократическую мусульманскую организацию, которая, впрочем, впоследствии не подавала при -знаков жизни.
Параллельно «Нуру» действовал Союз мусульман России, зарегистрированный в Минюсте в один день с «Нуром». Первоначально это был, по существу, совместный проект с ЛДПР — гене -ральным секретарем Союза был избран Ахмет Халитов, близкий соратник В.В. Жириновского. Но уже в сентябре
1995 г. аппаратную победу одерживает Абдул Вахед Ниязов. халитов был снят со своего поста за «политическую анга жированность» (новым генеральным секретарем СМР становится глава ДУМ Поволжья Мукаддас Бибарсов), а Ниязов начинает ориентировать СМР на сотрудничество с проправительственным бло -ком «Наш дом — Россия»1. Сам СМР из за организационных недоработок не допускается Центризбиркомом к участию в парламентских выборах. В феврале в Союзе вновь сменяется лидер — им ста -новится Надиршах хачилаев. А в декабре
1996 г. на довыборах в Госдуму Хачилаев избирается депутатом и входит во фракцию НДР. Под влиянием Хачилаева Союз приобретает все более экстремистский характер. Смертельный удар по СМР был нанесен в мае 1998 г., когда Хачилаев со своими сторонниками захватил и сутки удерживал здание Госсовета в Махачкале. После этого Хачилаев был лишен депутат ской неприкосновенности, а СМР ликви дирован Минюстом как организация экс тремистской направленности2. Попытка реанимировать СМР, сделанная в декабре
1998 г., успеха не имела.
Из всех политических партий и дви -жений исламской направленности наи большего успеха добилось созданное в ноябре 1998 г. все тем же Абдул Вахедом Ниязовым Общероссийское политиче -ское общественное движение «Рефах» (благоденствие). В него вошли ряд чле -нов бывшего СМР, дистанцировавшихся от Надиршаха Хачилаева. В июне 1999 г. «Рефах» входит в упоминавшийся избира тельный блок «Меджлис», но уже в августе того же года Ниязов начинает сближение с формируемым проправительственным
1 Силантьев Р.А. Указ. соч., с. 73—74.
2 Хачилаев Н.М. «Союзом мусульман» займется
Минюст // Независимая газета, 04.07.1998; http:// ru.wikipedia.org/wiki/
блоком «Единство». На выборах в декабре
1999 г. 5 членов «Рефаха», в т.ч. и Ниязов, становятся депутатами Госдумы от блока «Единство». Деятельность Ниязова в Думе вызвала, однако, недовольство руководства фракции, и уже 19 марта 2001 г. Ниязов, находясь под угрозой прямого исключения, сам выходит из фракции.
В это же время он начинает новое пар тийное строительство. 15 марта 2001 г. «Рефах» преобразуется в Евразийскую пар тию России, позже (в октябре 2002 г.) полу -чившую название «Евразийская партия - Союз патриотов России». Параллельно один из противников Ниязова - Магомед Раджабов - создает Исламскую партию России, учредительный съезд которой проходит 25 марта 2001 г. Однако в связи с принятием в 2001 г. нового закона о пар -тиях, запрещающего создание политиче ских партий на религиозной основе, ИПР не проходит регистрацию в Минюсте. В 2002-2003 гг. Раджабов создает на базе ИПР две новых партии - Истинную пар тию России (сохраняя тем самым первона чальную аббревиатуру) и Партию справед ливости и развития России. Вскоре ИПР переименовывается в партию «Истинные патриоты России», а в сентябре 2003 г. созданные Раджабовым партии на про шедшей в Махачкале совместной конфе ренции объединяются в избирательный блок «Истинные патриоты России»3.
Оба исламских объединения на выбо рах в Государственную Думу 2003 г. ожи дал сокрушительный провал. Ниязовская Евразийская партия набирает 0,28% голо сов избирателей, а раджабовский блок -всего 0,25%.
Закон о политических партиях 2001 г. и тяжелое поражение на выборах в Государственную Думу 2003 г. предопреде -лили дальнейшую эволюцию исламских организаций и движений. Итогом стал полный отказ от прямых политических действий, в т.ч. и от участия в выборах как федерального, так и местного уровня. В основе деятельности современных ислам ских организаций лежит пропаганда ислама и его культурное продвижение, строительство мечетей и медресе, упоря дочивание деятельности мусульманской уммы.
3 Исламские общественно-политические объединения в России : справка // Отечественные записки, 2003, № 5(13).