Научная статья на тему 'Эволюция денежно-кредитной политики Японии и программа "абэномики"'

Эволюция денежно-кредитной политики Японии и программа "абэномики" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2855
461
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"АБЭНОМИКА" / ЭКОНОМИКА ЯПОНИИ / JAPANESE ECONOMY / НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕРЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ / NONCONVENTIONAL MONETARY POLICY / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ / JAPANESE MONETARY POLICY / ПОЛИТИКА НУЛЕВОЙ ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКИ / ZIRP / ПОЛИТИКА КОЛИЧЕСТВЕННОГО СМЯГЧЕНИЯ / УГЛУБЛЕННАЯ ПРОГРАММА КОЛИЧЕСТВЕННОГО СМЯГЧЕНИЯ / ПОЛИТИКА КОЛИЧЕСТВЕННОГО И КАЧЕСТВЕННОГО СМЯГЧЕНИЯ / ДЕФЛЯЦИЯ / DEFLATION / "ABENOMICS" / QEP / CME / QQE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина С. А.

В работе исследуется развитие денежно-кредитной политики Японии за последние двадцать лет. Одна из главных задач Банка Японии на протяжении всего периода состоит в преодолении дефляции и низких темпов экономического роста. На этом пути Япония в числе первых стала применять нетрадиционные меры денежно-кредитной политики и достигла определенных успехов в финансовом секторе. К сожалению, успехи использованных мер не были долгосрочными и сводились на нет внешними шоками. Новым витком стала комплексная программа, предложенная премьер-министром Японии С. Абе и получившая название «Абэномика». Акцент сделан на трех главных направлениях: это стимулирующая монетарная политика, гибкая бюджетно-налоговая политика и улучшение ситуации с инвестированием в национальную экономику. Таким образом, Япония создает и видоизменяет возможности денежно-кредитной политики, подчеркивая сегодня принцип координации различных политик, с учетом возможных вызовов со стороны глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of the monetary policy of Japan and the “abenomics” program

This article is aimed to research development of Bank of Japan monetary policy for last twenty years. During this period one of the most important targets of Bank of Japan is to break through deflation and low economic growth rates. While solving these issues Japan has started to establish unconventional measures in its monetary policy and has achieved certain success in financial sector. Unfortunately, these results didn’t last long, and were removed by external shocks. New course was established by “Abenomics” program of Prime Minister Sinzo Abe. Abe’s policy based on three main “arrows”: stimulating monetary policy, flexible fiscal policy and system to encourage investments in Japanese economy. Thus, Japan creates and changes monetary policy facilities, underlying coordination of different policies and taking into consideration challenges from globalization.

Текст научной работы на тему «Эволюция денежно-кредитной политики Японии и программа "абэномики"»

Вестник Института экономики Российской академии наук

6/2015

ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

С.А. НИКИТИНА

аспирантка МШЭ МГУ им. М.В. Ломоносова, младший научный сотрудник Института экономики РАН

ЭВОЛЮЦИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЯПОНИИ И ПРОГРАММА «АБЭНОМИКИ»1

В работе исследуется развитие денежно-кредитной политики Японии за последние двадцать лет. Одна из главных задач Банка Японии на протяжении всего периода состоит в преодолении дефляции и низких темпов экономического роста. На этом пути Япония в числе первых стала применять нетрадиционные меры денежно-кредитной политики и достигла определенных успехов в финансовом секторе. К сожалению, успехи использованных мер не были долгосрочными и сводились на нет внешними шоками. Новым витком стала комплексная программа, предложенная премьер-министром Японии С. Абе и получившая название «Абэномика». Акцент сделан на трех главных направлениях: это стимулирующая монетарная политика, гибкая бюджетно-налоговая политика и улучшение ситуации с инвестированием в национальную экономику. Таким образом, Япония создает и видоизменяет возможности денежно-кредитной политики, подчеркивая сегодня принцип координации различных политик, с учетом возможных вызовов со стороны глобализации.

Ключевые слова: «Абэномика», экономика Японии, нетрадиционные меры денежно-кредитной политики, денежно-кредитная политика Японии, политика нулевой процентной ставки, политика количественного смягчения, углубленная программа количественного смягчения, политика количественного и качественного смягчения, дефляция.

1БЬ: Е52, Е58, N15.

Японское экономическое чудо началось с середины 1950-х годов и продолжилось вплоть до конца 1980-х годов. Для этого периода были характерны высокие темпы экономического роста, стране удалось выйти из состояния отстающей экономики на уровень развитых экономик западного мира. Вплоть до 2010 г. Япония сохраняла позиции второй по масштабам экономики мира, уступив впоследствии Китаю.

1 Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ «Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика России на современном этапе глобализации» №15-02-00391.

Период процветания и роста сменился чередой кризисов и рецес-сий. «Пузырь» на рынке недвижимости, «лопнувший» в начале 1990-х годов, начал цепочку событий, которая получила название «потерянное десятилетие». Средние темпы экономического роста опустились с 6% годовых за период 1961-1989 гг. до лишь 1% за 1990-2015 гг. Вместе с этим было отмечено сокращение темпов роста цен, которое переросло в многолетнюю дефляцию, преодолеть которую и сегодня стремится японская экономика. Кроме того, на этот период выпал ряд внешних экономических кризисов: Азиатский кризис 1997 г., кризис на рынке интернет-компаний 2001 г. (кризис «доткомов»), а также мировой финансовый и экономический кризис 2007-2009 гг. Последствия влияния этих кризисов потребовали как от японского правительства, так и от Банка Японии решительных мер, что отразилось в активном применении «нетрадиционных» мер экономической политики. Последние три года японская экономика следует новому курсу, предложенному вновь утвержденным премьер-министром Синдзо Абэ. В связи с этим с декабря 2012 г. в экономическом лексиконе появился новый термин -«Абэномика».

М. Хайамн ТФукун М. Щнракава X. К^ода

Председатели Банка Японии

Источник: http://www.cao.go.jp

Рис. 1. Темпы прироста ВВП и инфляции (%) и изменения денежно-кредитной политики Банка Японии

На протяжении более двух десятилетий третья экономика мира находится под пристальным вниманием экономистов. Японское «эко-

152 ( Вестник ИЭ РАН. №6. 2015

С. 151-165

номическое чудо» сменилось «потерянным десятилетием», а затем плавно перешло в «потерянное двадцатилетие». После прокалывания «пузыря» на рынке недвижимости действия Банка Японии были направлены на стабилизацию финансовой системы и противодействие последствиям проводимой ранее политики. Совокупность денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер способствовала перелому ситуации, и экономика показала признаки роста. Так, к 1995-1996 гг. темпы прироста ВВП стали увеличиваться и поднялись с почти нулевой отметки до 3%.

Если рассматривать данные по темпам прироста ВВП в период с 1990 г. по настоящее время, то четко прослеживаются этапы их роста и падения (см. рис. 1). Частично эти этапы можно объяснить влиянием внешних факторов. Когда экономика показывала первые признаки восстановления, это влияние сводило на нет или притормаживало их, что заставляло японские власти с новой силой браться за восстановление экономики. Среди наиболее значимых событий можно выделить Азиатский кризис 1997-1998 гг., «пузырь доткомов» в начале 2000-х годов, а также мировой финансовый и экономический кризис 20072009 гг.

; я—

.....и____ ! \

.....V— г-1

1

{ .

¡1 п

1 ! 1 1

1 и , \... ... 1... ... 1 1,..

ЯЧЗ 19» 2000 ЛХ11 2002 ЯШ К« ЛХ(> Ж), 2007 ИЮ0 2«» 20» 2011 2012 20В ¿0» 2015

| Базовая учетная ставка н базовая ставка по кр еднту

■ Средняя онкольная ставка по необеспеченным кредитам со сроком овернайт

Источник: Статистика Банка Японии. www.boj.jp.

Рис. 2. Ставки процента Банка Японии с 1998-2015 гг., ежегодный %

С одной стороны, это объясняется сильным влиянием глобализа-ционных процессов на экономику Японии, особенно в финансовой сфере. С другой стороны, это говорит о возможных дисбалансах внутри самой экономики.

Основной целью проводимых начиная с 1999 г. мер денежно-кредитной политики является противодействие дефляции и увеличение темпов роста экономики. За весь последний период Банк Японии про-

Вестник ИЭ РАН. №6. 2015 С. 151-165

водил четыре программы денежно-кредитной политики: политика нулевой процентной ставки (Zero interest rate policy, ZIRP), политика количественного смягчения (Quantitative monetary easing policy, QEP), углубленная программа количественного смягчения (Comprehensive Monetary Easing, CME), политика количественного и качественного смягчения (Quantitative and Qualitative Monetary Easing, QQE2) (см. табл. 1). Каждая из этих программ относится к нетрадиционным мерам монетарного регулирования.

Первой программой, которую начал реализовывать Банк Японии, стала политика нулевой процентной ставки (ZIRP). К февралю 1999 г. таргетируемая ставка процента (ставка по необеспеченным кредитам со сроком овернайт) уже находилась на низком уровне (см. рис. 2). В период действия программы кроме снижения процентной ставки и предоставления ликвидности других специальных мер не проводилось. Председатель Банка Японии М. Хайами объявил, что ZIRP будет проводиться до тех пор, пока признаки дефляции остаются в экономике. Такое заявление ограничивало время действия программы, что давало экономическим агентам ориентир, а значит, Банк мог управлять ожиданиями относительно своих действий. ZIRP рассматривалась как достаточно краткосрочная мера и должна была быть отменена при первых признаках восстановления экономики.

Несмотря на неоднозначное отношение к ZIRP (председатель Банка Японии назвал такую политика «ненормальной» и «присущей только Японии»), было отмечено ее положительное влияние на восстановление финансовой стабильности [9, с. 293]. В 2000 г. экономика показала первые признаки восстановления: прирост реального ВВП составлял более 2 %. Основываясь на данных о росте производства, центральный банк, хоть и с осторожностью, несмотря на голоса в сторону продолжения программы, принял решение об отмене ZIRP в августе 2000 г. К этому моменту в экономике все еще наблюдалась дефляция, а «лопнувший пузырь» на рынке информационных технологий, приведший к глобальному падению фондовых индексов, свел на нет восстановление экономики - к началу 2002 г. прирост ВВП снова оказался в отрицательной зоне. Но, несмотря на отказ от программы ZIRP, в целом она показала свою эффективность в финансовом секторе. Возможно, поэтому ZIRP в неявном виде присутствовала и в последующих программах. Так, с некоторыми послаблениями, она снова существовала с марта 2001 г. по 2006 г. и с 2010 г. по настоящее время. В первый период ставки могли принимать положительное значение, хотя и оставались предельно близкими к нулевой отметке. Во второй отрезок времени

2 QQE можно также разбить на два этапа, так как в октябре 2014 г. было объявлено о расширении программы. Иногда в литературе ее выделяют как QQE2

сохранялся коридор 0-0,1%, в пределах которого должны были поддерживаться ставки.

На фоне слабых показателей роста, сохранения дефляции, а также отголосков Азиатского кризиса, новый внешний шок не позволил сохранить положительные тенденции, достигнутые в рамках предыдущей программы. Ситуация требовала новых мер. В то время также обсуждалась возможность возвращение политики нулевой процентной ставки в том виде, в котором она существовала раньше. На смену ZIRP весной 2001 г. была принята новая программа, получившая название QEP - «политика количественного смягчения». При сохранении положительных или близких к нулю значений краткосрочных и среднесрочных процентных ставок, новый курс был направлен на активное изменение баланса Банка Японии. В качестве руководства для экономических агентов было сказано, что ZIRP будет действовать совместно с QEP до тех пор, пока показатель инфляции не будет стабильно выше нулевой отметки3 [2] .

Целью нового курса политики было выбрано значение счета текущих операций баланса Банка Японии, установленное на уровне 5 трлн йен. Этот показатель повышался восемь раз в течение пяти лет и к марту 2006 г. достиг отметки в 30-35 трлн йен. [6]. Подобное увеличение было связано с тем, что активность экономики продолжала снижаться. Для поддержания поставленных целей Банк Японии начал покупку долгосрочных государственных облигаций (Japanese Government Bonds, JGBs) изначально на сумму в 400 млрд йен в месяц, увеличив этот показатель до отметки в 1200 млрд. йен в начале 2002 года [7, с. 5]. В июле 2003 г. значение процентной ставки опустилось до 0,001%, что ниже значения соответствующего показателя во время политики ZIRP -0,02-0,03%. С июля 2003 г., в качестве временной меры, была запущена программа на 1 трлн йен для покупки обязательств, обеспеченных активами (Asset-backed security, ABS), и высокорискованных ценных бумаг , обеспеченных активами (Asset-backed commercial paper, ABCP). К окончанию первого этапа программы баланс Банка Японии превышал отметку в 30% от ВВП. К ноябрю 2005 г. значение инфляции показало положительную тенденцию, что послужило первым сигналом к возможности скорого отказа от нетрадиционных мер. В марте 2006 г. при значении индекса потребительских цен в 0,5%, Банк Японии посчитал, что все установленные ориентиры соблюдены и приступил к сворачиванию программы QEP. Было предложено вернуться к ставкам по кредитам со сроком овернайт, как к операционной цели. При

3 Положительное значение инфляции должно сохраняться в течение нескольких месяцев, а также центральный банк должен быть уверен в том, что эта тенденция про-

должится.

Таблица 1

Сводная информация о программах Банка Японии с 1999 г. по настоящее время.

Г) г

ел on

Ь-1 •

I INJ

Ь-1 О

ON 1—1

ел ел

Программа Полное название Перевод Период Основные идеи

Начало Окончание

ZIRP Zero interest rate policy Политика нулевой процентной ставки Февраль 1999 Август 2000 Снижение ставок по кредитам со сроком овернайт до максимально низкой отметки; Управление ожиданиями экономических агентов, Предоставление ликвидности

QEP Quantitative monetary easing policy Политика количественного смягчения Март 2001 Март 2006 ZIRP; Инструмент политики: баланс Банка Японии; Управление ожиданиями экономических агентов. Покупка долгосрочных государственных облигаций, покупки обязательств, обеспеченных активами и высокорискованных ценных бумаг, обеспеченных активами

СМЕ Comprehensive Monetary Easing Углубленная программа количественного смягчения Октябрь 2010 Апрель 2013 Послабления в ZIRP, Управление ожиданиями экономических агентов, Программа АРР, Продолжение QEP

QQE Quantitative and Qualitative Monetary Easing Политика количественного и качественного смягчения Апрель 2013 По наст. вр. Послабления в ZIRP. Цель: достижение значений темпа инфляции в 2% за 2 года, Увеличение АРР. Часть «Абэномики»

П к

к а: а

этом было объявлено, что ставки будут находиться на низком уровне, но, несмотря на это, ставки были подняты спустя нескольких месяцев (см. рис. 1). В процессе сворачивания QEP была необходимость снижения объемов счета текущих операций центрального банка, что происходило довольно гладко, так как он состоял в основном из краткосрочных облигаций. Это позволило довольно быстро снизить объемы с 30 трлн йен в марте до 8 трлн йен в июле 2006 г. [9].

Также как и в случае с ZIRP, программа QEP была отменена слишком рано и в неудачный момент. То, что было принято за тренд положительных значений инфляции, оказалось лишь временным шоком, и он не продержался долго. Действие внешних факторов вновь свело на нет результаты монетарной политики. На сей раз речь идет о воздействии мирового финансового и экономического кризиса 2007-2009 гг. В качестве одной из основных мер противодействия новому кризису Банк Японии немедленно снизил ставки процента, но не стал снова возвращаться к нетрадиционным мерам. Возможно, это было связано с относительной готовностью финансового сектора к потрясениям. Отчасти в это время уже были введены меры количественного послабления. В этом ключе Банк Японии предполагал три направления деятельности: гарантирование стабильности на финансовых рынках, содействие корпоративному финансированию и снижение процентных ставок. Согласно этому курсу, процентная ставка снова была снижена до отметки в 0,1%. Постепенно политика Банка Японии стала возвращаться к уже привычному курсу поддержания финансовых институтов и устойчивости финансовой системы. Но такая уверенность привела к существенной задержке, в то время как центральные банки других стран начали использовать именно нетрадиционные меры денежно-кредитной политики. Лишь в октябре 2010 г. Банк Японии представил новую программу. Она получила название Углубленной программы количественного смягчения (CME). По сути, новая политика стала видоизмененной программой политики количественного смягчения, которая в большей степени отвечала потребностям денежно-кредитной политики и учитывала недостатки предыдущих программ. Как говорилось выше, был продлен смягченный вариант ZIRP. Так, целевая ставка могла находиться и изменяться в пределах небольшого интервала - 0-0,1%. Также были объявлены ориентиры на будущее: процентные ставки будут находиться на низком уровне до тех пор, пока в экономике не будет достигнута среднесрочная и долгосрочная стабильность.

Новой составляющей денежно-кредитной политики стала программа по покупке активов APP («Asset Purchase Program»). Согласно плану программы, лимит на покупки центральным банком долгосрочных государственных облигаций (JGBs), казначейских векселей (T-bills), а также корпоративных облигаций и торгуемых на бирже

фондов (ETF) был установлен на уровне в 35 трлн йен, но к 2013 г. он был увеличен до 101 трлн йен. В целом политика показала хорошие результаты, но принятых мер было недостаточно. Довольно низкие темпы роста экономики, несмотря на то, что Япония одна из первых среди развитых стран вернулась на траекторию экономического роста, и сильная подверженность воздействию различных шоков свидетельствуют о том, что положительные тенденции легко обратимы. Так, сильным потрясением для экономики Японии стало землетрясение в районе Канто 11 марта 2011 г., которое повлияло не только на реальный сектор экономики, но и привело к изменениям в энергетической программе, вызванным ситуацией вокруг АЭС Фукусима-1. Все это заставило задуматься о более комплексном подходе к восстановлению экономики Японии.

Большие надежды на перемены стали возлагать именно на курс, выбранный премьер-министром С. Абэ [4]. «Абэномика» предполагает три направления действий: агрессивные монетарные послабления, гибкая фискальная политика и структурные реформы для поддержания политики роста. Наибольший упор был сделан на первое направление. Банк Японии был вынужден сменить режим денежно-кредитной политики на таргетирование инфляции. Целевая инфляция была установлена на отметке в 2%. Была принята новая программа количественных и качественных смягчений (QQE). Временные рамки, в которых должны были быть достигнуты целевые показатели, были установлены на 2 года. Следующим этапом стало увеличение денежной базы. К концу 2014 г. она должна была составить 50% от ВВП. Банк Японии стал также покупать долгосрочные активы и увеличил их количество. Тем самым срок погашения государственных облигаций в его портфеле увеличился с 2-3 лет до 7 лет. Одна из целей данной политики - снижение не только краткосрочных ставок процента, но и влияние на долгосрочные ставки, что должно привести к дальнейшему количественному смягчению. Объем программы APS был увеличен до 60-70 трлн йен, а в октябре 2014 г. - до 80 трлн йен., а также в три раза был увеличен объем покупки долгосрочных активов. Иногда это расширение называют вторым этапом QQE, или QQE2. Отчасти этот шаг был сделан, чтобы смягчить негативные последствия повышения налоговой ставки.

Нововведением этой программы стала идея о том, что без совместного проведения бюджетно-налоговой политики и структурных реформ эффективность денежно-кредитной политики будет низкой. Одна из серьезнейших проблем, которую необходимо преодолеть, -это установка экономических агентов на продолжающуюся дефляцию. На протяжении долгого периода времени японская экономика находилась в состоянии дефляции. Каждый новый виток неудачных попыток избавиться от нее укрепляет уверенность в долгосрочном

сохранении данной тенденции. Ко всему прочему сложности борьбы с дефляцией добавляет и менталитет японцев. На протяжении многих лет они привыкли к накапливанию средств. В определенной степени изменения таких фундаментальных черт возможно только через смену минимум двух поколений, и эти изменения нужны уже сегодня [3]. Именно денежно-кредитная политика стала первым и в какой-то мере основным направлением «абэномики».

Второе направление связано с бюджетно-налоговой сферой. Так как в ситуации дефляции экономические агенты сдерживают свои расходы, государство становится одним из ключевых игроков. В этом контексте были увеличены расходы бюджета на 2012 г. В последующие годы они сохранялись приблизительно на одном и том же уровне. В 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличились расходы на социальное обеспечение (на 3,3%), на национальную оборону (2%) и на программы для поддержки малого и среднего бизнеса (0,2%4). Основные направления расходования были направлены на создание инфраструктуры: строительство дорог, туннелей, мостов и других объектов. Было принято сложное решение о повышении ставки потребительского налога с 5 до 8% в апреле 2014 г. Дальнейшее повышение ставки налога предполагалось в октябре 2015 г. - до 10%, но из-за сильных негативных последствий первого повышения решение было перенесено. Расчет был на то, что экономические агенты увеличат расходы на потребление сейчас, что вызвало краткосрочное увеличение инфляции.

В текущих условиях, учитывая, что долг Японии составляет более 200% от ВВП, в дальнейшем следует ожидать повышения налогов и сокращения расходов [5]. В этом направлении предполагается создание краткосрочных и гибких планов бюджетно-налоговой политики. К 2020 г. намечено снижение дефицита бюджета до нулевой отметки.

Третье направление «Абэномики» связано с повышение конкурентоспособности японских фирм, преодолением энергетических проблем; созданием инновационных платформ и снижением административных препятствий [подробнее см. 10, с. 37-62]. Для повышения конкурентоспособности экономики в целом и темпов экономического роста предполагается развитие медицины, увеличение стипендий на научные исследования, поддержка сельского хозяйства и обеспечение доступа к инновациям малых и средних предприятий [1].

Такая политика уже была опробована Японией в очень схожих условиях. В начале 1930-х годов министр финансов К. Такахаси предложил пять принципов, используя которые, экономика Японии смогла преодолеть рецессию [8]. В 1932 г. увеличение государственных расходов было осуществлено за счет продажи государственных облигаций

4 Данные Министерства финансов Японии. http://www.mof.go.jp.

Банку Японии, что, в свою очередь, увеличивало количество денег в обращении. То, что сделал в то время министр финансов, позволило назвать его «азиатским Кейнсом». Политика Абэ базируется в том числе и на апробированном опыте Такахаси.

Сравнение эффективности различных программ

денежно-кредитной политики

Задачей каждой описанной выше программы ставилось повышение уровня инфляции, поддержание умеренного роста ВВП, а также увеличение занятости населения. Если абстрагироваться от торговой и курсовой политики государства, то остаются два основных канала воздействия на указанные выше показатели - это монетарная политика и фискальная политика.

Для оценки эффективности мер, проводимых в рамках рассмотренных программ Банка Японии, был предложен следующий способ. Главным инструментом денежно-кредитной политики выступают изменения краткосрочных ставок, а также операции с государственными ценными бумагами (изменение денежного предложения). Вместе с тем бюджетно-налоговая политика государства предполагает повышение или снижение государственных расходов. В связи с этим были предложены две переменные, отражающие действие двух указанных каналов. Во-первых, это изменение денежной массы (М2), выраженное в процентных пунктах роста к соответствующему месяцу предыдущего года. Во-вторых, это изменение государственного долга Японии, в процентных пунктах к предыдущему году. В качестве исследуемых показателей были рассмотрены уже названные годовой темп прироста реального ВВП, изменение уровня цен и уровня занятости.

В качестве показателя эффективности рассчитывались мультипликаторы роста соответствующего исследуемого показателя при 1%-ом изменении отдельно денежной массы и государственного долга. В табл. 2, 3 представлены результаты этой оценки.

Для начала рассмотрим динамику самих исследуемых показателей. Во-первых, мы видим, что в период ОЕР ВВП рос в среднем наибольшими темпами, в то время как политика 00Е показывает наименьшие темпы роста экономики (что, вообще говоря, может быть обусловлено также и спадом в мировой экономике). Что же касается темпов роста цен, то следует отметить, что за более чем 2 года удалось вывести среднегодовой темп инфляции на 2%. Однако же, если рассмотреть динамику инфляции за последние несколько месяцев, то обнаруживается ее снижение, а взлет показателя весной 2014 г. может быть объяснен последствием начала ООЕ и повышения ставки потребительского налога в апреле 2014 г.

Что касается занятости, то в период действия последних двух программ рост занятости составлял в среднем 0,35% в год, при том, что период программы ZIRP характеризуется отрицательным изменением занятости. Следует отметить, что изменение в занятости может быть обусловлено также и демографическими процессами, а именно постепенным старением населения и соответствующим снижением экономической активности. Так, в конце 90-х годов ХХ в. доля экономически активного населения в Японии составляла в среднем 63%, тогда как в начале 2015 г. этот показатель был равен 59,6%. Это, в свою очередь, ведет и к падению уровня безработицы.

Отметим также, что наибольший прирост государственного долга Японии пришелся на период действия программы ZIRP и составил в среднем 8,76% в год, в то время как последняя программа привела к росту долга лишь на 1,29% в год, что может быть также связано с повышением объема собираемых налогов.

По темпам прироста денежной массы показатели программ ZIRP, QEP и CME практически идентичны - в среднем 2,5% в год, в то время как во время действия QQE среднегодовой прирост денежного предложения составлял 3,7%, что отражает намерение Банка Японии активнее осуществлять операции на открытом рынке в рамках данной программы.

Мультипликатор ВВП при изменении государственного долга Японии на 1 процентный пункт в рамках программы QQE был равен 0,993, что говорит о том, что рост государственного долга на 1% при прочих равных привел бы в этот период к росту ВВП Японии дополнительно на 0,993%. Таким образом, можно сделать вывод, что с точки зрения роста ВВП наиболее эффективным оказывается увеличение государственного долга на 1% в период программы QQE.

Интересно отметить, что анализ всех мультипликаторов свидетельствует о том, что рост государственного долга (а значит, фискальная политика) был менее эффективен, чем изменение денежной массы (т.е. денежно-кредитная политика), кроме последнего периода, где эффект от 1%-ого увеличения денежного предложения оказывается наименьшим с точки зрения роста ВВП и занятости.

Следует также подчеркнуть, что политика ZIRP характеризуется как наименее эффективная в среднем по двум типам мультипликаторов, хотя действие QQE практически идентично с ней по мультипликатору денежной массы.

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее эффективной программой оказывается политика QEP, так как при наименьшем увеличении денежной массы она дает наибольший прирост исследуемых показателей. В то же самое время программа QQE оказалась одной из наименее эффективных, но бюджетно-налоговая политика, проводи-

Таблица 2

Изменение макроэкономических показателей в периоды различных

политик Банка Японии

Программа Период Изменение ВВП, % Изменение уровня цен, % Изменение занятости % Изменение долга, % Изменение денежной массы, %

Начало Окончание

ZIRP февраль, 1999 август, 2000 0,91 -0,63 -0,34 8,76 2,91

QEP март, 2001 март, 2006 1,33 -0,52 0,08 4,42 2,23

CME октябрь, 2010 апрель, 2013 0,92 -0,17 0,34 3,65 2,68

QQE апрель, 2013 по наст. время 0,61 2,02 0,36 1,29 3,68

Источник: Bank of Japan, http://www.boi.or.ip/; Cabinet Office, http://www.cao.go.jp/; IMF, http://www.imf.org.

Таблица 3

Мультипликаторы изменения макроэкономических показателей к 1%-му изменению государственного долга

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программа Период Мультипликаторы

Начало Окончание ВВП Уровень цен Занятость Среднее

ZIRP февраль, 1999 август, 2000 0,928 0,914 0,916 0,919

QEP март, 2001 март, 2006 0,970 0,953 0,958 0,961

CME октябрь, 2010 апрель, 2013 0,974 0,963 0,968 0,968

QQE апрель, 2013 по наст. время 0,993 1,007 0,991 0,997

Источник: Рассчитано автором по данным Bank of Japan, http://www.boj.or.jp/; Cabinet Office, http://www.cao.go.jp/; IMF, http://www.imf.org.

Таблица 4

Мультипликаторы изменения макроэкономических показателей к 1%-му изменению денежной массы

Программа Период Мультипликаторы

Начало Окончание ВВП Уровень цен Занятость Среднее

ZIRP февраль, 1999 август, 2000 0,981 0,966 0,968 0,972

QEP март, 2001 март, 2006 0,991 0,973 0,979 0,981

CME октябрь, 2010 апрель, 2013 0,983 0,972 0,977 0,977

QQE апрель, 2013 по наст. время 0,970 0,984 0,968 0,974

Источник: Рассчитано автором по данным Bank of Japan, http://www.boj.or.jp/; Cabinet Office, http://www.cao.go.jp/; IMF, http://www.imf.org.

Вестник ИЭ РАН. №6. 2015 С. 151-165

мая параллельно с ней, дала наибольший эффект для рассмотренных показателей.

Заключение

Период развития экономики Японии, характеризующийся как «потерянное десятилетие», отличается низкими и отрицательными темпами инфляции, а также слабым экономическим ростом. Все усилия экономической политики этого периода, а также последующих лет были нацелены в первую очередь на выход из затянувшейся дефляции и повышение темпов экономического роста страны. Были предложены и воплощены в жизнь несколько программ денежно-кредитной политики, использующих так называемые нетрадиционные меры. Банк Японии поддерживал низкие процентные ставки, при этом наполнял экономику ликвидностью, расширяя денежную базу. Однако эти меры во многом не оказали должного эффекта. На протяжении почти 25 лет японская экономика сохраняла крайне низкие темпы роста цен.

Политика, предложенная премьер-министром Абэ («Абэномика»), привела к некоторому улучшению ситуации. С помощью синхронизации усилий денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики удалось повысить темпы роста цен в 2014 г. при неплохих показателях роста ВВП. Абе акцентировал внимание на трех главных направлениях: это стимулирующая монетарная политика, гибкая бюджетно-налоговая политика и улучшение ситуации с инвестированием в национальную экономику. Как уже отмечалось, эффект от этих мер стал ощутим в 2014 г., но в 2015 г. можно наблюдать восстановление прежней картины -снижение темпов роста цен и ВВП. Инфляционный шок, вызванный повышением налоговой ставки, оказался недолговечным, а повторное ее повышение было отложено. Вместе с тем продолжение поддержания низких процентных ставок также не способствовало ускорению экономического развития. Таким образом, стимул, который возник в начале данной программы, не был реализован полностью, что обусловлено не только следствием проводимой политики, но и, вероятно, внешними факторами - замедлением мировой экономики, в частности, снижением спроса со стороны Китая и США.

Отметим, что одна из проблем, возникших при реализации описанных выше программ денежно-кредитной политики в Японии, сводится к слабой или отсутствующей синхронизации с бюджетно-налоговой политикой. Однако в курсе, предложенном премьер-министром Абэ, этому вопросу было уделено особое внимание, что на практике выразилось в намерениях повысить ставку потребительского налога. Первые результаты политики оказались успешными, но закрепить

этот успех не удалось. Здесь кроется не менее важная проблема всех реализованных программ - слишком ранний отказ от введенных мер. Тем не менее Япония создает и видоизменяет возможности денежно-кредитной политики, подчеркивая сегодня принцип координации различных политик, с учетом возможных вызовов со стороны глобализации. Несомненно, Банк Японии находится среди пионеров применения нетрадиционных мер денежно-кредитной политики, и в основном эти меры касались финансового сектора, оставляя за рамками реальный сектор экономики. Одно можно сказать точно, если к 2020 г. действия «абэномики» приведут к устойчивым положительным результатам, экономика Японии снова окажется в фокусе интересов многих ученых.

Литература

1. Aso T. What is Abenomics? Current and Future Steps of Japanese Economic Revival. The CSIS Japan Chair hosts a Statesmen's Forum. 19 April, 2014. http://csis.org/files/attachments/130419_Aso_testimony. pdf. Дата обращения 10.11.2015.

2. Ito T., and Mishkin F. Two Decades of Japanese Monetary Policy and the Deflation Problem. Monetary Policy under Very Low Inflation in the Pacific Rim, NBER-EASE, Volume 15, September, 2006. http://www. nber.org/papers/w10878. Дата обращения 10.11.2015.

3. Kuroda H. Moving forward - Japan's economy under Quantitative and Qualitative Monetary Easing. Speech by Mr Haruhiko Kuroda, Governor of the Bank of Japan, at the Japan Society, New York City, 26 August, 2015. http://www.bis.org/review/r150828a.pdf. Дата обращения 10.11.2015.

4. Nezu R. Abenomics and Japan's Growth Prospects. Friedrich-Ebert-Stiftung. October, 2013. http://library.fes.de/pdf-files/id/ipa/10289.pdf. Дата обращения 10.11.2015.

5. Oguro K. Challenges confronting Abenomics and Japanese public finance —Fiscal consolidation must start by squarely facing reality. Policy Research Institute, Ministry of Finance, Japan, Public Policy Review, Vol.10, No.2, July 2014. https://www.mof.go.jp/english/pri/publication/ pp_review/ppr025/ppr025c.pdf. Дата обращения 10.11.2015.

6. Shirai S. Japan's monetary policy in challenging environment // BIS Speech at Eurasia Business and Economics Society Conference. Rome. 11-12 January. 2013. http://www.bis.org/review/r130702c.pdf. Дата обращения 10.11.2015.

7. Shiratsuka S. Size and Composition of the Central Bank Balance Sheet: Revisiting Japan's Experience of the Quantitative Easing Policy. Discussion Paper No. 2009-E-25. Imes discussion paper series. 2009. http://

www.imes.boj.or.jp/english/publication/edps/2009/09-E-25.pdf. Дата обращения 10.11.2015.

8. Smethurst R. Takahashi Korekiyo's Economic Policies in the Great Depression and their Meiji Roots. Discussion Paper No. JS/00/381 February, 2000. http://eprints.lse.ac.Uk/6914/1/Politics_and_the_ Economy_in_Pre-War_Japan.pdf. Дата обращения 10.11.2015.

9. Takahashi W. Japanese Monetary Policy: Experience from the Lost Decades. INTERNATIONAL JOURNAL OF BUSINESS, 18(4), 2013. http://www.craig.csufresno.edu/IJB/Volumes/Volume%2018/V184-1. pdf. Дата обращения 10.11.2015.

10. Yoshino N., Taghizadeh-Hesary F. An Analysis of Challenges faced by Japan's economy and Abenomics. The Japanese political economy, 40:34, 37-62. 2015. http://www.researchgate.net/publication/276110826_An_ Analysis_of_Challenges_Faced_by_Japans_Economy_and_Abenomics. Дата обращения 10.11.2015.

NIKITINA S.A.

undergraduate student of Moscow School of economics Moscow State University, junior researcher, Institute of Economics Russian academy of science [email protected]

EVALUATION OF JAPANESE MONETARY POLICY AND PROGRAM OF «ABENOMICS»5

This article is aimed to research development of Bank of Japan monetary policy for last twenty years. During this period one of the most important targets of Bank of Japan is to break through deflation and low economic growth rates. While solving these issues Japan has started to establish unconventional measures in its monetary policy and has achieved certain success in financial sector. Unfortunately, these results didn't last long, and were removed by external shocks. New course was established by "Abenomics" program of Prime Minister Sinzo Abe. Abe's policy based on three main "arrows": stimulating monetary policy, flexible fiscal policy and system to encourage investments in Japanese economy. Thus, Japan creates and changes monetary policy facilities, underlying coordination of different policies and taking into consideration challenges from globalization.

Keywords: «Abenomics», Japanese economy, nonconventional monetary policy, Japanese monetary policy, ZIRP, QEP, CME, QQE, deflation. JEL: E52, E58, N15.

5 The article is prepared within framework of RHSF grant «Monetary and fiscal policies of Russia on current stage of globalization» №15-02-00391.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.