Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ БРИТАНСКОЙ СТРАТЕГИИ БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ'

ЭВОЛЮЦИЯ БРИТАНСКОЙ СТРАТЕГИИ БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
195
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ТЕРРОРИЗМ / РАДИКАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лопатина Василиса Родионовна

На основании законодательных актов и стратегических документов рассматривается развитие антитеррористического законодательства Великобритании и эволюция задач в борьбе с международным терроризмом с выделением этапов формирования подхода к терроризму, определением стратегических приоритетов в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE BRITISH COUNTER-TERRORISM STRATEGY

On the basis of legislative acts and strategic documents, the development of the UK’s anti-terrorism legislation and the evolution of its tasks in the fight against international terrorism are considered, highlighting the stages of the formation of an approach to terrorism, determining strategic priorities in this area.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ БРИТАНСКОЙ СТРАТЕГИИ БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ»

DOI: 10.48137/2074-2975_2022_7-8_45 УДК 94(410); 327

Эволюция британской стратегии борьбы с международным терроризмом

Василиса ЛОПАТИНА

Террористические атаки в Нью-Йорке и Вашингтоне, повлёкшие за собой вторжение коалиционных сил под руководством США в Афганистан, и начало «войны с террором», а также вывод американских войск из Афганистана (2021 г.) спровоцировали новый виток научной дискуссии о методах, задачах и результатах борьбы с международным терроризмом. Действия Великобритании, как одного из главных союзников США и постоянного участника антитеррористических мероприятий, представляет несомненный интерес. Изменение позиции Лондона в вопросах борьбы с терроризмом просматривается в эволюции её стратегии по данной проблеме.

История формирования подхода Великобритании к международной террористической угрозе и методам борьбы с ней может быть разделена на два этапа. Первый (1970-е - 2000 г.) представляет собой активную фазу борьбы с национальным североирландским терроризмом и характеризуется возникновением угрозы со стороны транснациональных террористических группировок. Выбор границы второго периода объясняется принятием Закона о терроризме 2000 г. и началом публикации британских антитеррористических стратегий, а также качественным изменением характера террористической угрозы.

ЛОПАТИНА Василиса Родионовна - стажёр-исследователь Центра пространственного анализа международных отношений ИМИ МГИМО(У) МИД России. E-mail: lopatina-vasilisa@mail.ru Ключевые слова: Великобритания, антитеррористическая стратегия, терроризм, радикализация.

Эволюция британского антитеррористического законодательства

Принятие первого нормативного

документа, касающегося терроризма, было вызвано активизацией североирландских националистов и атаками Ирландской республиканской армии (ИРА). Это стало одной из ключевых угроз внутренней безопасности Великобритании в 3070- х годах. В 1939 г. был принят акт, давший британскому законодательству правовое понятие насилия. Хотя термин «терроризм» в этом законе не употреблялся, использованное в нём определение насилия стало основой для дальнейшей разработки понятия «терроризм» [1].

Первое определение терроризма в британском законодательстве появилось в 1972 г. в Распоряжении о задержании террористов в Северной Ирландии. В последующие годы данное определение стало охватывать действия участников международных террористических организаций [ 2] и использовалось в британском законодательстве до 2000 г.

Первый закон национального уровня, касавшийся терроризма, был принят в 1974 г. после организации Ирландской республиканской армией нескольких взрывов на территории королевства. Акт о предотвращении терроризма 1974 г. повторял определение, данное Распоряжением 1972 г. [3] и наделил государствен-

ных министров правом запрещать деятельность организаций, связанных с террористической деятельностью в Северной Ирландии или поддерживающих её, а также высылать из страны лиц, угрожающих общественной безопасности. Таким образом, в течение 70-х годов британское правительство рассматривало терроризм как явление, свойственное североирландскому вопросу.

Стоит отметить, что угроза международного терроризма для Соединённого Королевства увеличивалась с каждым десятилетием.

Так, в течение 60-х годов на его территории произошло шесть атак, а за 70-е - уже 212.

В 80-х годах наблюдался спад международной террористической активности на британской территории - было зафиксировано около 100 атак [4, р. 43]. Однако это несравнимо с деятельностью североирландских террористов, организовавших с 1969 по 1988 г. более 43 тыс. атак, приведших к гибели более 2,5 тыс. чел., более половины из которых - мирные жители [4, р. 47].

Новое измерение британское антитеррористическое законодательство получило в 1976 г., когда были приняты поправки к Акту 1974 г., расширившие полномочия правоохранительных органов до ареста без ордера и задержания лиц, подозреваемых в подготовке или осущест-

1 Blackbourn J. The evolving definition of terrorism in UK law // Behavioral Sciences of Terrorism and Political Aggression. 2011. Vol. 3. № 2.

2 Prevention of Terrorism (Temporary Provisions) Act 1976 // Legislation.gov.uk // URL: https:// www.legislation.gov.uk/ukpga/1976/8/pdfs/ukpga_19760008_en.pdf

3 Prevention of Terrorism (Temporary Provisions) Act 1974 // Legislation.gov.uk // URL: https:// www.legislation.gov.uk/ukpga/1974/56/contents/enacted

4 JongmanA. J. Trends in international and domestic terrorism in Western Europe, 1968-1988 // Terrorism and Political Violence. 1992. Vol. 4. № 4.

влении актов международного терроризма (т. е. не относящегося к североирландскому) [2].

В 1983 г. министр внутренних дел представил парламенту доклад лорда Джелликоу «О применении Акта о предотвращении терроризма 1976 г.», в котором он заявил об «интернационализации» террористической угрозы и росте угрозы международного терроризма [1, р. 138].

Вехой в эволюции позиции Великобритании стал захват иранского посольства в Лондоне в мае 1980 г. шестью выходцами из арабских стран [5]. Этот инцидент можно назвать знаковым, поскольку впервые британским правительством была применена жёсткая сила против международных террористов: посольство было взято штурмом Специальной авиадесантной службой (SAS). Операция была широко освещена СМИ и вызвала большой резонанс.

Однако стоит отметить, что эта атака и ряд других (к примеру, убийство посла Израиля в Лондоне в июне 1982 г.) не были направлены на Соединённое Королевство как таковое.

Событием, потрясшим страну, стал взрыв самолёта компании Pan American (декабрь 1989 г.), вылетевшего из Лондона в Нью-Йорк и упавшего в шотландском г. Локерби, когда в аварии погибли 270 чел.

Ко второй половине 80-х годов относится начало правового регулирования вопроса финансовых ресур-

сов, принадлежащих террористам [6]. Кроме того, наблюдалось постепенное расширение полномочий правоохранительных органов в борьбе с международными террористами.

Технологический прогресс, трансформация террористической угрозы, решение североирландского вопроса, а также объявленная «война с террором» привели к активному оформлению британской позиции по методам и задачам борьбы с международным терроризмом.

Ещё при консервативном кабинете Дж. Мэйджора в 1995 г. началась работа комиссии лорда Ллойда Бер-вика по обзору действующего антитеррористического законодательства.

Доклад «Антитеррористическое законодательство» увидел свет в 1998 г. [1, р. 131-149]. Основной мыслью документа стало утверждение, что даже при удачном исходе проходивших на тот момент переговоров в Северной Ирландии, исчезновение угрозы международного терроризма было маловероятно. Именно это требовало разработки соответствующей нормативной базы.

Принятый вскоре после этого Акт о терроризме 2000 г. дал британскому законодательству новое определение терроризма и стал основой для всех последующих актов, касающихся этой угрозы [ 7].

На протяжении всего рассматриваемого периода законодательство относительно правонарушений, свя-

5 Sacopulos P. J. Terrorism in Britain: Threat, reality, response // Studies in Conflict & Terrorism. 1989. Vol. 12. № 3. P. 154.

6 Prevention ofTerrorism (Temporary Provisions) Act 1989 // Legislation.gov.uk // URL: https:// www.legislation.gov.uk/ukpga/1989/4/contents

7 Terrorism Act 2000 // Legislation.gov.uk // URL: https://www.legislation.gov.uk/ ukpga/2000/11/contents

занных с терроризмом, ужесточалось. Наблюдалось увеличение сроков тюремного заключения за преступления, связанные с терроризмом; расширение полномочий правоохранительных органов по задержанию подозреваемых лиц и расширение списка противоправных действий.

После атак в сентябре 2001 г. в Нью-Йорке терроризм стал главной угрозой национальной безопасности и приобрёл новое измерение - это нападение на демократический мир и его порядок [8].

С этого времени британские граждане регулярно становятся жертвами атак за границей (например, в ночном клубе на Бали в октябре 2002 г. погибли 24 британца).

Атака смертников из числа приверженцев «Аль-Каиды»* на британские банк и консульство в Турции (ноябрь 2003 г.) - первые успешные действия, направленные непосредственно против Великобритании [9].

7 июля 2005 г. в Лондоне было одновременно совершено четыре атаки, в результате которых погибли 52 чел. (с тех пор эта дата обозначается в британских СМИ как «7/7» по аналогии с «9/11»).

Некоторое изменение антитеррористической стратегии произошло с приходом к власти г. Брауна. В на-

следство от Т. Блэра Брауну досталось участие Британии в двух затянувшихся антитеррористических операциях за рубежом (Афганистан и Ирак). Поскольку стала очевидной невозможность достижения цели исключительно методами «жёсткой силы», правительство предпринимает активные действия в гуманитарной сфере. В политическом дискурсе перестало использоваться понятие «война с террором». Был издан специальный фразеологический словарь, в котором государственным служащим давалось указание вместо терминов «исламистский экстремизм» и «террористы-джихадисты» использовать термины «насильственный экстремизм» и «криминальные убийцы» [10].

Эта позиция нашла некоторое отражение в Законе о борьбе с терроризмом от ноября 2008 г. [11], который расширил правительственные полномочия по сбору и распространению информации для борьбы с терроризмом, предусмотрел дальнейшие меры по замораживанию

источников финансирования терро-

»_, **

ристических групп и организаций .

8 Bamford B. The United Kingdom's "War Against Terrorism" // Terrorism and Political Violence. 2004. Vol. 16. № 4. P. 737-756.

9 Countering International Terrorism: The United Kingdom's Strategy. July 2006 // HM Government // URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/ uploads/attachment_data/file/272320/6888.pdf

10 Общее пространство внутренней безопасности в ЕС: политические аспекты / отв. ред. С. В. Уткин. М.: ИМЭМО РАН, 2011. С. 39 // URL: https://www.imemo.ru/publications/info/ obshtee-prostranstvo-vnutrenney-bezopasnosti-v-es-politicheskie-aspekti

11 Counter-Terrorism Act 2008 // Legislation.gov.uk // URL: https://www.legislation.gov.uk/ ukpga/2008/28/contents

* Террористическая организация, деятельность которой на территории Российской Федерации запрещена на законодательном уровне.

** The Al-Qaida and Taliban (Asset-Freezing) Regulations 2010, the Libya (Asset-Freezing) Regulations 2011, the Afghanistan (Asset-Freezing) Regulations 2011 и др. Деятельность указанных террористических организаций на территории Российской Федерации запрещена на законодательном уровне.

В период своего премьерства Кэ-мерон продолжил линию на «гуманитаризацию» методов борьбы, уделяя особое внимание борьбе с радикализацией населения.

Так, значительная часть Акта о безопасности и борьбе с терроризмом 2015 г. посвящена мерам по предотвращению вовлечения населения в террористическую деятельность и поддержке особо уязвимых в этом отношении социальных групп [12].

Акт 2015 г., а также Акт о борьбе с терроризмом и безопасности государственных границ 2019 г.

[13] отражают изменения внешней среды и вводят соответствующее регулирование, связанное с распространением Интернета, появлением новых видов отравляющих веществ, а также проблемы вмешательства государства в частную жизнь граждан для обеспечения их безопасности.

Таким образом, в рассматриваемый период наблюдалось общее ужесточение британского антитеррористического законодательства, его эволюция в ответ на увеличивающийся масштаб и характер терро-ристичеихой угроз.

Британские антитеррористические стратегии

Главным концептуальным документом, касающимся подхода Британии к борьбе с терроризмом, является Антитеррористическая стратегия.

Версии этого документа были опубликованы в 2006, 2009, 2011 и 2018 гг.

В этот же ряд следует отнести стратегический документ «Глобальная Британия в век конкуренции: Комплексный обзор политики в сфере безопасности, обороны, международного развития и внешней политики» (март 2021 г.).

Все пять документов увидели свет при разных премьер-министрах: Т. Блэре, Г. Брауне, Д. Кэме-роне, Т. Мэй и Б. Джонсоне.

Общим для всех четырёх редакций Антитеррористической страте-

гии является методология рассмотрения проблемы.

Вся антитеррористическая стратегия (CONTEST) разделена на четыре направления деятельности:

- предотвращать через борьбу с радикализацией населения;

- преследовать террористов и их спонсоров;

- защищать население, ключевую инфраструктуру и британские интересы за рубежом;

- готовиться к возможным последствиям террористической атаки.

С начала XXI в. и по сегодняшний день Великобритания выделяет четыре фактора, определяющих современную террористическую угрозу и способствующих её распространению:

- конфликты и нестабильность;

- новые технологии;

12 Counter-Terrorism and Security Act 2015 // Legislation.gov.uk // URL: https://www. legislation.gov.uk/ukpga/2015/6/contents

13 Counter-Terrorism and Border Security Act 2019 // Legislation.gov.uk // URL: https://www. legislation.gov.uk/ukpga/2019/3/contents

- идеологическая составляющая терроризма;

- радикализация населения [ 14, р. 40, 15, р. 32-37, 16, р. 23-24]

Также общей чертой, характерной для британских антитеррористических стратегий, можно назвать особое внимание к вопросам гуманитарной помощи, помощи развитию и сотрудничеству в вопросах постконфликтного урегулирования как элементу направления «предотвращать».

В своей речи 21 марта 2006 г. премьер-министр Т. Блэр заявил, что «терроризм не будет побеждён, пока на корню не будут уничтожены идеи, заражающие умы его приверженцев». Эту мысль он озвучивал и раньше, например, на конференции Лейбористской партии в 2005 г., после серии атак в Лондоне [17].

Именно так британское правительство рассматривает цель оказания гуманитарной помощи и помощи развитию, которая предоставляется в разнообразных формах.

Вместе с тем можно отметить, что внимание правительства к данному аспекту антитеррористической деятельности трансформируется.

Если в первых двух документах этому разделу уделено значитель-

ное внимание, то в последующих оно снижается, а подход к оказанию помощи становится более прагматичным.

В первой опубликованной Антитеррористической стратегии указывается, что правительство Великобритании считает соблюдение международного права и защиту прав человека неотъемлемой частью усилий по борьбе с терроризмом [18].

На национальном уровне для этого предпринимаются меры по установлению большего равенства и интеграции всех жителей в общество.

В рамках же международного сотрудничества Великобритания поддерживает реформы, проводимые правительствами стран мусульманского мира, с тем чтобы устранить социально-экономические проблемы, обусловливающие радикализацию населения. Этому вторит и Стратегия 2009 г., указывая, что «главной задачей антитеррористической деятельности в Великобритании и за рубежом остаётся защита прав человека» [14, р. 10].

Однако уже в Стратегии 2011 г. большее внимание уделяется силовым методам борьбы с радикальными идеями, в частности, депортации, усилению пограничного контроля. И всё же

14 Pursue Prevent Protect Prepare. The United Kingdom's Strategy for Countering International Terrorism. March 2009 // HM Government // URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/ government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/228644/7547.pdf

15 CONTEST. The United Kingdom's Strategy for Countering Terrorism. July 2011 // HM Government // URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/ uploads/attachment_data/file/97995/strategy-contest.pdf

16 CONTEST. The United Kingdom's Strategy for Countering Terrorism. June 2018 // HM Government // URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/ attachment_data/file/716907/140618_CCS207_CCS0218929798-1_C0NTEST_3.0_WEB.pdf

17 Blair speech on terror // BBC News // URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/4689363.stm

18 Countering International Terrorism: The United Kingdom's Strategy. July 2006. P. 9 // HM Government // URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/ uploads/attachment_data/file/272320/6888.pdf

отмечается важность продолжения работы Foreign Office и Министерства международного развития. При этом подчёркивается необходимость разработать более эффективный подход к программам помощи с их большей таргетированностью, т. е. нахождения целевой аудитории [15, р. 60].

Разработка стратегии 2011 г. совпала с событиями на Ближнем Востоке и в Северной Африке, получившими название «арабская весна». С точки зрения британского правительства, она продемонстрировала несостоятельность идеи о том, что террор является единственным возможным путём трансформации [15, р. 22]. Политические изменения произошли, по мнению Лондона, во время народного протеста. Это, с точки зрения британского правительства, подтвердило правильность курса на использование «умной силы», т. е. сочетание военно-силовых методов и международной помощи и гуманитарного сотрудничества.

В редакции 2018 г., принятой уже после решения о выходе страны из Европейского союза, отмечается только, что на Министерство по международным делам и делам Содружества возложена задача создания союзов, укрепления мирового порядка на основе правил и продвижение британских ценностей и интересов, в особенности защиты прав человека

и улучшения системы государственного управления [16, р. 75].

Комплексный обзор содержит лишь небольшое упоминание гуманитарной помощи и мерах по борьбе с радикализацией населения за рубежом [16, р. 80]. Теперь помощь будет предоставляться странам и регионам, наиболее важным для реализации интересов Лондона и где она будет наиболее эффективна. Непосредственно расходы будут сокращены до 0,5% внутренней нормы доходности (ВНД) [19] до тех пор, пока, по словам Джонсона, «бюджет не позволит» вернуться в предыдущему целевому показателю в 0,7% ВНД [20].

Опубликованный в марте 2021 г. стратегический документ британского правительства «Глобальная Британия в век конкуренции: Комплексный обзор политики в сфере безопасности, обороны, развития и внешней политики» называет международный терроризм значительной угрозой национальной безопасности страны [ 21].

Проблемами, решение которых было приоритетным в начале века и остаётся таковым до сих пор, являются борьба с финансированием террористических организаций, вопрос об экстрадиции подозреваемых в терроризме и предотвращение попадания в руки террористических групп оружия массового поражения.

19 Dominic Raab says legislation is needed to cut UK aid spending // The Guardian // URL: https://www.theguardian.com/global-development/2020/nov/26/no-new-legislation-needed-cut-uk-aid-budget-rishi-sunak

20 Brexit news - live: EU may not turn up to trade talks as foreign aid cut to stay for 'foreseeable future' // Independent // URL: https://www.independent.co.uk/news/uk/politics/boris-johnson-news-live-brexit-uk-sunak-b1762114.html

21 Global Britain in a competitive age. The Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy. P. 32 // HM Government // URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/ government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/969402/The_Integrated_Review_of_ Security_Defence_Development_and_Foreign_Policy.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако можно проследить и эволюционные изменения доктриналь-ного подхода к восприятию проблемы терроризма и методов борьбы с ним.

Следует отметить трансформацию внешней среды, а соответственно, и источников террористической угрозы.

Так, в Антитеррористических стратегиях 2006, 2009 и 2011 гг. безусловным основным противником является «Аль-Каида». Затем ожидания относительно скорого разгрома «Аль-Каиды» сменились новыми вызовами со стороны возникшей на Ближнем Востоке новой силы - организации «Исламское государство»*. В Стратегии 2018 г. отмечается, что способность ИГИЛ организовывать атаки и руководить их исполнением представляет наиболее серьёзную угрозу глобального масштаба [16, р. 7]. Подчёркивается, что в связи с использованием террористами всё более простых методов и средств (например, транспорта) видится невозможным в будущем предотвратить все атаки.

Несколько видоизменился за два десятилетия и британский подход к международному сотрудничеству. Если кратко охарактеризовать эти изменения, то можно сказать, что Великобритания перешла от сотрудничества в рамках коалиций (прежде всего с США) к стратегии установления собственного лидерства в нескольких сферах при сохранении поддержки союзников [22].

Так, в Стратегиях 2006 г. и 2009 г. говорится о борьбе с терроризмом как интересе многих стран и многосторонних международных органи-

заций, сотрудничество с которыми является важным элементом защиты британских национальных интересов. Отмечается, что борьба в одиночку невозможна. В качестве стратегических партнёров рассматривались США, страны Содружества (прежде всего Канада, Австралия и Новая Зеландия) и европейские союзники [14, р. 147].

В Стратегии 2011 г. международное сотрудничество рассматривается в контексте необходимости решения таких проблем, как создание эффективной системы обмена информацией между партнёрами, депортация подозреваемых в террористической деятельности, пресечение финансирования террористических организаций, обеспечение безопасности грузоперевозок и совместная оценка угрозы биологического и ядерного терроризма.

Перечисленные вопросы, представляющие интерес для Великобритании, выдвинуты в качестве основных направлений международного взаимодействия в Стратегии 2018 г. Это объясняется желанием страны занять подобающее место в системе международных отношений после выхода из Европейского союза и найти сферы, в которых она могла бы осуществлять значительное влияние.

Стратегия подтверждает приверженность Великобритании действиям международной антитеррористической коалиции. Страна продолжит использовать широкий инструментарий для борьбы с терроризмом за рубежом: дипломатический, экономи-

22 Епифанова Т., Воробьев С. Великобритания - «Глобальная Британия»: эволюция политики в отношении России (2010-2021 гг.) // Обозреватель-Observer. 2022. № 1.

* Террористическая организация, деятельность которой на территории Российской Федерации запрещена на законодательном уровне.

ческий, военный, работу разведки и помощь развитию [16, р. 7].

Королевство, согласно документу, обладает преимуществами в сфере:

- изучения проблем безопасности;

- отправлении правосудия;

- борьбы с преступностью.

Её международное сотрудничество по этим вопросам осуществляется на различных уровнях: в рамках альянса «Пять глаз», на уровне двусторонних отношений с членами ЕС и другими странами, а также с наднациональными институтами ЕС; на многосторонних площадках, таких как ООН, и в рамках НАТО.

Великобритания стремится быть одним из лидеров глобальной антитеррористической кампании, взяв на себя укрепление авиационной безопасности и борьбу против использования террористами Интернета.

В сентябре 2016 г. Великобритания поддержала резолюцию 2309 Совета Безопасности ООН по безопасности авиации, а в декабре 2017 г. -резолюцию 2396, направленную на борьбу с террористическими угрозами, включая обеспечение безопасности авиации и контроля на границах. Также Лондон активно сотрудничал с Международной организацией гражданской авиации в разработке всеобщего плана по безопасной авиации, что нашло отражение в указанных резолюциях.

Комплексный обзор 2021 г. ограничивается общей формулировкой проблем, сотрудничеству по которым будет уделено первостепенное внимание:

- борьба с онлайн-деятельностью террористов;

- укрепление безопасности авиации;

- сотрудничество разведывательных служб, кибербезопасность [23].

Таким образом, подход Великобритании к борьбе с международным терроризмом формировался в два этапа. Первый (70-90-е годы) характеризовался большей угрозой со стороны терроризма внутреннего, а большинство атак международных террористов, в которых пострадала британская сторона, не были направлены непосредственно против неё.

Именно в этот период начинает складываться нормативная база, определяющая терроризм и связанные с ним противоправные деяния.

При эволюции законодательства происходит постепенное перенесение мер, принимавшихся против террористов, связанных с Северной Ирландией, на борьбу против транснациональной террористической угрозы. Однако Великобритания не предпринимает активных наступательных действий за рубежом и не разрабатывает собственную антитеррористическую стратегию.

Второй этап (с 2000-х) определяется серьёзной угрозой, которой стал международный терроризм для страны. Эта угроза исходит прежде всего от радикальных исламских террористических группировок, которые рассматривают Великобританию в качестве союзника США и силы, подрывающей основы государственности в мусульманских странах.

23 Global Britain in a competitive age. The Integrated Review of Security, Defense, Development and Foreign Policy. P. 11 // HM Government // URL: URL: https://assets.publishing.service.gov. uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/969402/The_Integrated_Review_ of_Security_Defence_Development_and_Foreign_Policy.pdf

Этот период стал временем активного законотворчества в сфере борьбы с терроризмом. Акт 2000 г. дал до сих пор действующее правовое понятие «терроризм». В целом принятые законы эволюционировали в сторону конкретизации противоправной террористической деятельности и ужесточения наказания за неё.

В течение последующих 20 лет были опубликованы четыре национальные Антитеррористические стратегии. Эти документы имеют ряд общих черт: схожую структуру, внимание к вопросам международной помощи развитию и гуманитарному сотрудничеству, осознание необходимости международного сотрудничества.

В то же время наблюдаются и качественные изменения. Так, прежде всего меняется источник угрозы, а приоритетное значение для международного сотрудничества приобретают вопросы кибербезопасности, безопасности авиации, взаимодействие с правоохранительными органами партнёров, борьба с финансированием террористов.

В свете выхода страны из Европейского союза лидерство в этих ключевых вопросах может обеспечить Великобритании влияние как в двусторонних отношениях, так и в рамках международных организаций.

Библиография • References

Общее пространство внутренней безопасности в ЕС: политические аспекты / отв. ред. С. В. Уткин. М.: ИМЭМО РАН, 2011. - 147 с. // URL: https://www.imemo. ru/publications/info/obshtee-prostranstvo-vnutrenney-bezopasnosti-v-es-politicheskie-aspekti

[Obshchee prostranstvo vnutrennej bezopasnosti v ES: politicheskie aspekty / otv. red. S. V. Utkin. M.: IMEMO RAN, 2011. - 147 s. // URL: https://www.imemo.ru/ publications/info/obshtee-prostranstvo-vnutrenney-bezopasnosti-v-es-politicheskie-aspekti]

Епифанова Т., Воробьев С. Великобритания - «Глобальная Британия»: эволюция политики в отношении России (2010-2021 гг.) // Обозреватель-Observer. 2022. № 1. С. 48-57.

[Epifanova T., Vorob'ev S. Velikobritaniya - «Global'naya Britaniya»: evolyuciya politiki v otnoshenii Rossii (2010-2021 gg.) // Obozrevatel'-Observer. 2022. № 1. S. 48-57]

Bamford B. The United Kingdom's "War Against Terrorism" // Terrorism and Political Violence. 2004. Vol. 16. № 4. P. 737-756.

Blackbourn J. The evolving definition of terrorism in UK law // Behavioral Sciences of Terrorism and Political Aggression. 2011. Vol. 3. № 2. P. 131-149.

Blair speech on terror // BBC News // URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_ news/4689363.stm

Brexit news - live: EU may not turn up to trade talks as foreign aid cut to stay for 'foreseeable future' // Independent // URL: https://www.independent.co.uk/ news/uk/politics/boris-johnson-news-live-brexit-uk-sunak-b1762114.html

Contest. The United Kingdom's Strategy for Countering Terrorism. July 2011 // HM Government // URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/ uploads/system/uploads/attachment_data/file/97995/strategy-contest.pdf

CONTEST. The United Kingdom's Strategy for Countering Terrorism. June 2018 // HM Government // URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/ uploads/system/uploads/attachment_data/file/716907/140618_CCS207_ CCS0218929798-1_CONTEST_3.0_WEB.pdf Countering International Terrorism: The United Kingdom's Strategy. July 2006 // HM Government // URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/ uploads/system/uploads/attachment_data/file/272320/6888.pdf Countering International Terrorism: The United Kingdom's Strategy. July 2006. P. 9 // HM Government // URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/ uploads/system/uploads/attachment_data/file/272320/6888.pdf Counter-Terrorism Act 2008 // Legislation.gov.uk // URL: https://www.legislation.

gov.uk/ukpga/2008/28/contents Counter-Terrorism and Border Security Act 2019 // Legislation.gov.uk // URL:

https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2019Z3/contents Counter-Terrorism and Security Act 2015 // Legislation.gov.uk // URL: https://www.

legislation.gov.uk/ukpga/2015/6/contents Dominic Raab says legislation is needed to cut UK aid spending // The Guardian // URL: https://www.theguardian.com/global-development/2020/nov/26/no-new-legislation-needed-cut-uk-aid-budget-rishi-sunak Global Britain in a competitive age. The Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy // HM Government // URL: https://assets. publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_

data/file/969402/The_Integrated_Review_of_Security_Defence_Development_

and_Foreign_Policy.pdf Global Britain in a competitive age. The Integrated Review of Security, Defense, Development and Foreign Policy // HM Government // URL: URL: https://assets. publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_

data/file/969402/The_Integrated_Review_of_Security_Defence_Development_

and_Foreign_Policy.pdf Jongman A. J. Trends in international and domestic terrorism in Western Europe,

1968-1988 // Terrorism and Political Violence. 1992. Vol. 4. № 4. P. 26-76. Prevention of Terrorism (Temporary Provisions) Act 1974 // Legislation.gov.uk //

URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1974/56/contents/enacted Prevention of Terrorism (Temporary Provisions) Act 1976 // Legislation.gov.uk // URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1976/8/pdfs/ukpga_19760008_ en.pdf

Prevention of Terrorism (Temporary Provisions) Act 1989 // Legislation.gov.uk //

URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1989/4/contents Pursue Prevent Protect Prepare. The United Kingdom's Strategy for Countering International Terrorism. March 2009 // HM Government // URL: https://assets. publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_ data/file/228644/7547.pdf Sacopulos P. J. Terrorism in Britain: Threat, reality, response // Studies in Conflict

& Terrorism. 1989. Vol. 12. № 3. P. 153-165. Terrorism Act 2000 // Legislation.gov.uk // URL: https://www.legislation.gov.uk/ ukpga/2000/11/contents

Статья поступила в редакцию 30 марта 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.