Научная статья на тему 'Эволюция американской спортивной журналистики'

Эволюция американской спортивной журналистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1702
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Донской Д. Б.

В статье рассматривается эволюция американской спортивной журналистики и ее функций в свете развития американской истории и истории американского спорта. На разных исторических этапах можно отслеживать эволюцию как американских СМИ, так и жанров журналистики. В статье приведены крупные представители американской спортивной журналистики, которые своими материалами влияли не только на развитие журналистики, но и американской литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of the American Sports Journalism

In this clause evolution of the American sports journalism and its functions in a view of development of the American history and history of the American sports is considered. At different historical stages it is possible to trace evolution both the American mass-media, and genres of journalism. In clause large representatives of the American sports journalism who the materials influenced not only development of journalism, but also the American literature are resulted.

Текст научной работы на тему «Эволюция американской спортивной журналистики»

ЭВОЛЮЦИЯ АМЕРИКАНСКОЙ СПОРТИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Д.Б. Донской

Кафедра теории и истории журналистики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва. Россия, 117198

В статье рассматривается эволюция американской спортивной журналистики и ее функций в свете развития американской истории и истории американского спорта. На разных исторических этапах можно отслеживать эволюцию как американских СМИ, так и жанров журналистики. В статье приведены крупные представители американской спортивной журналистики, которые своими материалами влияли не только на развитие журналистики, но и американской литературы.

Американская спортивная журналистика является одним из самых интересных явлений мировых СМИ по жанровому наполнению, стилистике, языку, многообразию каналов коммуникации.

Особенно ярко это проявляется в настоящее время на рубеже ХХ! в. Спорт превращается в отдельную, чрезвычайно важную сферу жизни общества, вовлеченным в процесс мировой глобализации становится продуктом, генерирующим положительную энергию, представляющим захватывающее зрелище с непредсказуемым финалом. Участником и двигателем этого процесса является специализированная журналистика, которая принимает участие в формировании общественного мнения у широких масс населения США, создавая имиджи спортсменов и команд. Объем спортивной рекламы в СМИ и масштабы инвестиций за рубеж тесно связаны.

Кроме того, спорт взаимодействует с политикой и бизнесом.

Одной из отправных точек становления американской спортивной журналистики можно считать период создания первой профессиональной лиги по бейсболу — Национальной бейсбольной лиги (National Baseball League) в 1876 г. По своему характеру эта лига была элитной организацией, в которой выступали только белые игроки-профессионалы, выпускники университетов. Все ведущие спортивные журналисты США были также выпускниками престижных американских университетов.

Объективно функция журналистики начального этапа формирования профессионального спорта, должна быть просветительской для того, чтобы увлечь как можно большее количество населения спортом как зрелищем. Напомним, что в 1865 г. закончилась Гражданская война между Севером и Югом, а в 1869 г. была основана первая профессиональная бейсбольная лига. В 1871 г. был проведен первый чемпионат. Спорт становится тем звеном, который объединяет страну после войны. В первом же бейсбольном чемпионате приняли участие команды пяти городов. Событие приняло общенациональный характер.

Надо отметить, что в это время начали появляться и первые газетные тресты, владельцы которых боролись за тираж. Они быстро поняли, что спорт стал продуктом, который был способен давать тираж и способствовать размещению рекламы.

Первый матч в истории американского футбола состоялся в том же 1869 г. между командами Принстонского университета (Princeton) и Рутгерс (Rutgers). Разрозненные турниры привели к созданию в 1903 г. лиги NCAA. Интересно, что эта лига была основано по инициативе президента США Теодора Рузвельта с целью окончательно утвердить и обезопасить правила этой игры (сын президента, студент Гарвардского университета, получил тяжелую травму во время одного из матчей). Подобный сюжет отразил известнейший американский писатель Роберт Пенн Уоррен в романе «Вся королевская рать». В этом произведении тема футбола является одной из связующих тем всего сюжета.

К началу ХХ в. большинство населения страны уже знало правила американского футбола. Популяризации этого вида спорта способствовала журналистика. Одним из первых, кто стал писать колонки о спорте и об американском футболе стал Уолтер Чонси Кэмп (Walter Chouncy Camp) (1859—1925) [11]. Его вместе с еще несколькими репортерами считают по сей день отцами спортивной журналистики США. Он родился в городке под названием Нью-Британ в штате Коннектикут, а проходил образование в Йельском университете, где учился с 1876 по 1880 гг., и стал известен как «Отец американского футбола». Он разработал первые правила игры, которые регламентируют поединок от начала до конца. Большинство из введений Кэмпа действуют по сей день. В результате о Кэмпе узнали далеко за пределами Йельского университета. Одно из самых влиятельных изданий того времени, журнал Harper’s Weekly пригласил к себе на должность спортивного колумниста.

Кэмп выступал как популяризатор и ведущий пропагандист игры, любовь к которой только выходила на нынешний уровень. Благодаря его статьям американские читатели хотели познакомиться с футболом еще ближе. Матчи между студенческими командами посещало больше зрителей. Кэмп стал первым, кто начал выделять лучших игроков, объединяя их в символические сборные. В одном из выпусков спортивной еженедельной газеты The Week’s Sport в 1880 г. Кэмп впервые вел в употребление термин All-America team [12], которым до сих пор обозначаются лучшие игроки студенческих чемпионатов NCAA, собранные в символические сборные по видам спорта [13]. Отметим, что затем по этому же принципу впоследствии стали определять символические сборные в профессиональном спорте, в частности, в бейсболе, в котором к этому времени уже существовал профессиональный чемпионат.

Время 1860—1890 гг. является бумом движения за здоровый образ жизни, а период 1890—1920 гг. становится триумфом профессионализма. Кэмп сначала сам был звездой спорта, а затем своим творчеством в журналистике создавал звезд, став «отцом» как самого популярного в США спортивного зрелища, так и аналитической журналистики столь популярной в США.

Развитие профессионального спорта окончательно превращает его в успешное коммерческое предприятие. Возникают организации, контролирующие спортивные соревнования, функционирующие до сих пор. В эти годы окончательно определяются границы между профессиональными и любительскими соревнованиями. За любительские чемпионаты с тех пор (с 1903 года) отвечает лига NCAA,

а профессиональные первенства получили свои руководящие органы. Так, в 1903 г. профессионалами была сыграна первая бейсбольная «Мировая серия» (World Series), а в 1917 г. была сформирована Национальная хоккейная лига (National Hockey League). (При этом только в 1916 г. в студенческих командах по американскому футболу появляется первый афроамериканский игрок. Первый же афроамериканец в МЛБ появился лишь в 1947 г. Им стал великий атлет Джэки Робинсон (Jackie Robinson)).

Затем наступает эпоха Грантланта Райса (Grantland Rice) (1880—1854). Он поднял спортивную журналистику США на новый качественный уровень. Райс был продолжателем традиций Кэмпа в просветительстве, но его творчество носило другой характер. Он создал вокруг спорта имидж, задав векторы развития как спорта вообще, так и спортивной журналистики в частности. Журналистика Райса дала возможность американцам понять, что спорт — это не только зрелище, но событие, которое может быть национальным и волновать общественное сознание. Райс в своих материалах сделал спорт значимым для жизни американского общества.

Журналист родился в Марфрисборо (штат Теннесси), а учился в знаменитом на то время университете Вандербилт (Vanderbilt University). Начинал свою работу в качестве репортера, Райс в Atlanta Journal и Cleveland News.

Больше всего он известен своими публикациями о символических сборных All-America, поскольку ввел в практику публиковать предварительные материалы о ведущих спортсменах. Так, из очерка в газете New York Herald Tribune о четырех игроках команды из Нотр-Дама. Так родилось целое произведение «Четыре всадника Нотр-Дама» (Four horseman of Notre Dame), в котором спорт, а точнее футбол, был описан как героическое событие.

В книге прекрасно прослеживается тенденция придания спортивным соревнованиям национальной идейной окраски. Через несколько лет этот феномен можно будет обнаружить в литературе и газетных материалах, о бейсболе времен Великой Депрессии. Многие современные американские читатели рассмеялись бы, увидев такие материалы на страницах сегодняшней прессы, но тогда Райс очаровывал читателей, придавая игре статус эпической битвы, делая игроков полубогами. Известность Райса достигла апогея в 1930 г., когда его начали называть «патриархом спортивной журналистики США». Именно он охарактеризовал 20-е гг. ХХ столетия как «Золотой век спорта».

Гатланд Райс первым создает образ спортсмена, как национального героя. Благодаря его перу такие спортсмены как Бэйб Рут, Джэк Дэмпси, Бобби Джонс, Билл Тилден, Кент Грэйндж вошли в историю США. Уже в то время Райс становится на защиту, зарождавшегося профессионального спорта. В частности, в своих материалах он отстаивал права спортсменов, которые хотели получать денежное вознаграждение за свою работу на спортивных аренах.

В 20-е гг. прошлого столетия еще не оформлена полная структура профессионального спорта. Правда, уже тогда складывается система освещения спортивных соревнований, а спортивные лиги превращаются в предприятия, которые производят зрелища, проводя чемпионаты, и получая деньги за вступительный взнос.

Освещение спортивных чемпионатов становится главной деятельностью журналистики. Однако не менее важной задачей является и освещение околоспор-тивной жизни лиг, команд и спортсменов. В этом контексте многого добился великий американский журналист и писатель Ринг Ларднер (Ring Lardner) (1885— 1933), который начал заниматься расследовательской журналистикой в области спорта.

Ларднер родился в 1885 г. С самого начала своего карьерного пути Ринг хотел стать выдающимся спортивным репортером, что лишний раз свидетельствует о том, что уже тогда спорт был на первых ролях в американском обществе [14].

В итоге Ларднер получает позицию репортера в издании Chicago Inter-Ocean в 1907 г. В 1910 г. за свои достижения в журналистике он становится редактором Sporting News. В дальнейшем Ларднер получает колонки в таких изданиях как Boston American, Chicago American. В этих городах в это время играли лучшие клубы МЛБ. Ларднер стал одним из первых, кто был включен в Зал бейсбольной славы (Baseball Hall of Fame).

В дальнейшем Ланднер стал одним из крупнейших американских писателей. Он работал в жанре сатиры, при этом уделяя много времени в своем творчестве спорту.

Эти произведения принесли ему впоследствии огромную литературную известность, а их коммерческий успех, позволил переехать в Голливуд. Там он становится одним из самых суровых кинокритиков. Пока же первым сборником новелл Ларднера становится You Know Me Al, который в 1916 г. становится бестселлером.

Новеллы Ларднера носили сатирический характер, что на фоне эпических творений Гатланда Райса смотрелись, как карикатуры на спорт. С одной стороны Ларднер призывал взглянуть на спорт с юмором, который был весьма характерен для автора, но с другой именно Ларднер своими фельетонами, а иной раз и памфлетами разрушал тот образ, который строил тот же Райс. При этом, нужно отметить, что борьбы между двумя наметившимися лагерями не произошло. Всем было понятно, что профессиональный спорт испорчен борьбой за деньги, а студенческий все-таки оставался игрой, где спортсмены демонстрировали свои качества, ради самой игры.

Можно предположить, что после публикации книги Round up, в которой он раскритиковал все бейсбольные устои того времени, популярность игры, в которой все решают деньги, стала падать.

Ларднер был не одинок в своем отношении к национальной игре. При этом писатель действительно болел за свою любимую команду «Чикаго Уайт Сокс» (Chicago White Sox), в которой и произошел самый громкий за всю историю игры скандал.

Ларднер оказал огромное влияние на журналистику первой половины ХХ в. Затем была продолжительная пауза, вызванная Второй мировой войной, после чего в США начинается новый этап развития спортивной журналистики, в которой появляются новые жанры, направления и лидеры.

Так, в 60-е гг. начинается эпоха «нового журнализма». В этот период одним из самых интересных представителей спортивной журналистики становится

Джордж Эймс Плимптон (George Ames Plimpton) (1927—2003). Он родился в Нью-Йорке, учился в трех школах Сан-Бернарда, Филипс Экстер и Дайтона Бич. Затем в июле 1944 года Плимптон поступил в Гарвардский университет, где сразу же попал в «клуб Пуддинга». Это сообщество первокурсников Гарварда, которое объединяло студентов одного выпуска. В этом клубе Плимптон познакомился, а затем и подружился с Робертом Кеннеди.

В своей карьере спортивного журналиста Плимптон впервые использует метод, который вошел в историю под названием Immersion journalism (журналистика погружения). Будучи незаурядным спортсменом и харизматичной личностью, Плимптон завел друзей в разных командах, которые давали ему возможность потренироваться в условиях, приближенных к настоящим.

Во время работы над книгой «Моя собственная лига» (My own league) [8], Плимптон тренировался в предсезонных матчах вместе с командой «Янкиз» (Yankees). Отметим, что в 1960 г. Плимптон вышел на поле в Матче всех звезд (All Star Game) для того, чтобы ввести в игру церемониальный первый мяч. Кроме того, перед работой над серией статей для журнала Sports Illustrated, Плимп-тон провел несколько спарринговых боев против Арчи Мура (Archie Moore) и чемпиона мира в супертяжелом весе того времени «Шугара» Рэя Робинсона (Sugar Ray Robinson). Статьи имели большой успех, поскольку Плимптон ознакомился с тактикой и стратегией бокса Робинсона на профессиональном ринге. Робинсон стал хорошим другом Плимптона.

Одна из центральных книг Плимптона о спорте — «Бумажные Львы» (Paper Lions) — была написана в 1965 г. и повествовала о команде «Детройт Лайонс» (Detroit Lions). Работа над ней заняла два года. Воспользовавшись связями с тренерским штабом «Лайонс» Плимптон смог провести несколько дней в тренировочном лагере «Львов» для того, чтобы тренироваться вместе с игроками команды на позиции квотербека. Иной раз он вызывал нарекания со стороны тренеров и товарищей по команде, за свою неуклюжесть и нерасторопность. Книга получила положительные отзывы от футболистов и тренеров [15].

В этом произведении проявилось писательское мастерство автора, который открыл для публики внутренний мир игроков и тренеров команды, с которой он работал в течение двух месяцев. Он отобразил личности игроков, которые считались великими в те времена. После этого в подобном стиле он продолжил серию книг о хоккее и гольфе, где перед читателями предстал неумеха гольфист, а также голкипер, который пытался пробиться в команду «Бостон Брюинз» [16] (Boston Bruins).

Спортивной журналистикой занимались также и корифеи американской военной и политической журналистики. К этой плеяде, прежде всего, относится Дэвид Хэлберстам (David Halberstam) (1934—2007). Он получил мировую известность благодаря серии работ о войне во Вьетнаме, а также о международных военных конфликтах.

В 1981 г. Хлберстам пишет книгу «Взломать игру» (Bracking up the game), где останавливается на личности легендарного центрового «Портленд Трэйл Блэй-зерс» (Portland Trail Blazers) Билла Уолтона (Bill Walton), который фактически в одиночку приводит команду к победе в чемпионате 1979—1980 гг. [17].

Одним из центральных его трудов в области спортивной журналистики становится книга о величайшем баскетболисте Майкле Джордане (Michael Jordan) под названием «Майкл Джордан — игрок на все времена. Джордан и мир, который он сотворил». Здесь он подробно останавливается на биографии знаменитого спортсмена, который стал не только обладателем множества баскетбольных рекордов, но и новой американской иконой и примером для подражания целого поколения американцев [18].

Хэлберстам задействовал до ста ньюсмейкеров, которые в разное время давали автору интервью, примененные им в работе над произведением. В этом произведении Хэлберстам оценивает личность Джордана с позиции разных людей, но приходит к выводу, что Джордан является неординарным игроком и человеком. В книге раскрываются и другие образы великих спортсменов того времени. В какой-то степени эта книга похожа на произведения Плимптона, но Плимптон исходил лишь из своей субъективной оценки происходящего, а Хэлберстам старался привести в произведении точки зрения всех действующих лиц.

В этот же период творил Хантер Стоктон Томпсон (Hunter Stockton Thompson) (1937—2005), который основал новое направление в журналистике, известное как «гонзо-журналистика». В основу ее положена сугубо личностная оценка происходящего, где сам журналист является действующим лицом, создавая действие вокруг себя. Сам термин появился после спортивного материала, который Томпсон написал по итогам скачек на приз Кентакки Дерби (Kentucky Derby).

В спортивную журналистику Томпсон пришел после работы в департаменте информационной службы на авиабазе Эглин во Флориде в 1956 г., где он был спортивным редактором собственной газеты базы «Главный курьер». После службы он переехал в Нью-Йорк и по солдатскому биллю о правах (GI Bill) стал посещать школу основных дисциплин при Колумбийском университете, специализируясь в написании коротких рассказов.

В течение этого времени он недолго работал в журнале The Time копирайтером, а затем репортером для Middletown Daily Record в Нью-Йорке. В 1960 г. Томпсон переехал в Сан Хуан, Пуэрто-Рико, чтобы принять работу в спортивном журнале El Sportivo, который вскоре закрылся.

Впервые термин «гонзо» был использован редактором Boston Globe, Биллом Кардозо, после того, как он прочитал статью Томпсона «Дерби в Кентакки: Упадочно и Порочно» в 1970 г. Иллюстрации к материалу подготовил английский художник Ральф Стедман. (В действительности же Томпсон просто не успевал подготовить материал к моменту его сдачи и решил отправить редактору страницы, вырванные из своей записной книжки, наброски в которых имели глубоко субъективную окраску). Томпсон пропагандирует субъективный стиль журналистики и во время работы в журнале «Спортс Иллюстрейтед», а затем и в издании ESPN.com.

С течением времени, личностная оценка и субъективная окраска ушли на второй план и к концу 90-х годов прошлого века на авансцену выходит новый вид спортивной журналистики, который основан на документализме, осторожной эмоциональной окраске и личном опыте журналиста. В связи с этим можно при-

вести последнюю книгу Томпсона Hey Rube (2004), которую он посвятил, среди прочих журналистов, Джорджу Плимптону. В книге содержится стихотворение, посвященное его памяти [9]

Одним из ярких представителей нового поколения спортивных журналистов является Майк Лупика (Mike Lupica) (1961). Он получил журналистское образование в Бостон Колледж. Начал работать в газете New York Daily News. Литературная деятельность на ниве спорта помогла Липуке быстро приобрести авторитет среди спортивных авторов. У Лупика также есть собственный стиль подготовки произведений на спортивную тематику. В них он обращается к читательской аудитории как отец большого семейства. В Америке, исповедующей культ семьи, такие материалы быстро становились бестселлерами.

Главным на сегодняшний день творением журналиста-писателя можно считать книгу «Лето 98: Когда хоумраны летели и рекорды падали» [19] (The Summer of ’98: When Homers Flew, Records Fell). В этой книге описывается сезон 1998 г., когда помимо непосредственно борьбы за место в плей-офф МЛБ вся страна следила за гонкой между двумя великими спортсменами Самми Сосой (Sammi Sosa) и Марком МакГуайром (Mark McGuire), которые оспаривали титул «Короля хоумранов». По ходу этой гонки два спортсмена обновили много рекордов, которые казались в МЛБ вечными.

Эту книгу отметил Том Брокау (Tom Brocow) бывший в то время руководителем службы новостей телеканала NBC. Прославленный журналист назвал Липуку лучшим из авторов, которые писали о великой американской игре когда-либо [20].

В данной статье мы затронули творчество лишь некоторых крупнейших американских спортивных журналистов. В действительности их количество, разнообразие жанров, в которых они работают, индивидуальное мастерство, уровень подготовки, значительно разнообразнее.

Спортивная журналистика США, является чрезвычайно динамичным, постоянно развивающимся и конкурентных видов литературной деятельности, требующих чрезвычайной оперативности, железного здоровья, умения устанавливать и поддерживать контакт со своими героями. В этом смысле вышеупомянутые авторы являются своеобразными эталонами для нового поколения журналистов, специализирующихся по данной тематике.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Энциклопедия мировой индустрии СМИ. — М.: Аспект Пресс, 2006.

[2] Согрин В. Политическая история США. ХVП—ХХ вв. — М.: Весь мир, 2001.

[3] Многоликая Глобализация / Под. ред. П. Бергера и С. Хантингтона. — М.: Аспект Пресс, 2004.

[4] История США. Т. 4. — М.: Наука, 1987.

[5] Faithful: Two Diehard Boston Red Sox Fans Chronicle the Historic 2004 Season. Scribner (2004).

[6] Ring Lardner. You Know Me Al. Book Jungle (April 20, 2007). — 252 p. George Plimpton. Paper Lion: Confessions of a Last-String Quarterback.

[7] The Lyons Press; 1 edition (September 1, 2006).

[8] George Plimpton. Out of My League: The Classic Hilarious Account of an Amateur’s Ordeal in Professional Baseball. The Lyons Press; First edition edition (October 1, 2003).

[9] Thompson S., Hunter. Hey Rube: Blood Sport, the Bush Doctrine, and the Downward Spiral of Dumbness. — New York: Simon & Schuster, 2004.

[10] Уоррен Р.П. Вся Королевская рать; Дерби: Романы. — М.:ОЛМА-ПРЕСС; Звездный мир, 2004.

[11] Ronald A. Smith, Sports and Freedom: The Rise of Big-Time College Athletics, (1990).

[12] http://www.ncaa.org/library/records/football/footballs_finest/2002/154-174.pdf

[13] http://www.afca.com/SportSelect.dbml?SPSID=69273&SPID=7863&DB_OEM_ID=9300 &ATCLID=289344

[14] Andrew Ferguson. «Five Best: Some humor doesn’t age well, but these American classics remain funny beyond compare, says writer Andrew Ferguson», review article in The Wall Street Journll, December 2, 2006 page P8, accessed (on a free part of the newspaper’s Web site) December 3, 2006.

[15] The Best of Plimpton; Atlantic Monthly Press; ISBN-13: 978-0871135032.

[16] Open Net; The Lyons Press; First edition edition (October 1, 2003); ISBN-13: 9781592281206.

[17] The Breaks of the Game. Ballantine Books. ISBN 0-345-29625-7.

[18] Playing for Keeps: Michael Jordan and the World He Made. Broadway Books. ISBN 07679-0444-3.

[19] Mike Lupica. The Summer of ’98: When Homers Flew, Records Fell http://www.amazon.com/ gp/product/product-description/0399145141/ref=dp_proddesc_0?ie=UTF8&n=283155&s=books

EVOLUTION OF THE AMERICAN SPORTS JOURNALISM

D.B. Donskoy

Department of Theory and History of Journalism Russian Peoples’ Friendship University

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 177198

In this clause evolution of the American sports journalism and its functions in a view of development of the American history and history of the American sports is considered. At different historical stages it is possible to trace evolution both the American mass-media, and genres of journalism. In clause large representatives of the American sports journalism who the materials influenced not only development of journalism, but also the American literature are resulted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.