Научная статья на тему 'Эволюционный подход к формированию программы развития нового нефтегазового района'

Эволюционный подход к формированию программы развития нового нефтегазового района Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тоскунина Вера Эдуардовна

В статье отражена специфика программного подхода к освоению ресурсов углеводородного сырья. Показано, что программное регулирование процесса освоения нового нефтегазового региона в целом должно отражать динамику основных характеристик нефтегазодобычи, а также особенности развития нефтегазового сектора по мере отработки запасов. Особо отмечена взаимосвязь условий функционирования объектов программного управления и эффективности внешних управляющих воздействий, что, в свою очередь, обусловливает эволюцию инструментов государственного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTIONARY APPROACH TO FORMATION OF THE PROGRAM OF DEVELOPMENT OF NEW OIL-AND-GAS REGION

Specificity of the program approach to development of resources of hydrocarbonic raw material is reflected in the article. It is shown, that change of properties and conditions of functioning of objects of program management demands external managing influences that causes evolution of tools of state regulation. Program regulation of process of development of new oil-and-gas region as a whole should reflect dynamics of change of the basic characteristics oil-and-gas extraction, and also features of development and functioning of oil-and-gas sector in process of working off of stocks.

Текст научной работы на тему «Эволюционный подход к формированию программы развития нового нефтегазового района»

ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НОВОГО НЕФТЕГАЗОВОГО РЕГИОНА

Тоскунина В.Э.

В статье отражена специфика программного подхода к освоению ресурсов углеводородного сырья. Показано, что программное регулирование процесса освоения нового нефтегазового региона в целом должно отражать динамику основных характеристик нефтегазодобычи, а также особенности развития нефтегазового сектора по мере отработки запасов. Особо отмечена взаимосвязь условий функционирования объектов программного управления и эффективности внешних управляющих воздействий, что, в свою очередь, обусловливает эволюцию инструментов государственного регулирования.

В России программному методу регулирования экономики в период формирования рыночных отношений принадлежит особое место. Разработка и реализация системы комплексных мер целевого назначения как механизма государственного регулирования социально-экономических процессов в 90-х годах прошлого столетия получили широкое распространение. Принципиальные изменения, произошедшие в экономике, государственном устройстве и системе управления усилили значение целевых программ как одного из основных методов государственного регулирования на современном этапе. В новых условиях возникла необходимость в методах управления, нацеливающих на решение проблем, возникающих в экономике и социальной сфере, и концентрацию ресурсов на главных направлениях экономической и социальной политики.

Освоение природно-ресурсного потенциала при его существенном вкладе в экономику региона как нельзя лучше соответствует применению методологии программно-целевого подхода. Заложенный в нем принцип системности в значительной мере позволяет решать многофакторные и многоаспектные проблемы развития нефтегазовых регионов [1]. Эффективность государственного программного управления процессом освоения нового нефтегазового региона как составной части государственного регулирования экономики во многом зависит от учета особенностей функционирования нефтегазового сектора, которые в значительной степени определяются изменением природных факторов ведения хозяйственной деятельности.

Анализ практики освоения месторождений углеводородного сырья позволяет выделить определенные этапы, во многом обусловленные природными свойствами объектов. По мере разработки месторождения ухудшаются экономические характеристики запасов углеводородов, что, в свою очередь, влияет на поведение субъектов недропользования. Добывающие компании становятся перед выбором: завершать деятельность в связи со снижением эффективности разработки или идти по инновационному пути. Отмеченные процессы характерны не только для освоения отдельных месторождений, но также проявляются на уровне их групп и нефтегазовых провинций.

Нефтегазовые провинции как природные образования проходят определенные этапы (стадии) в процессе разработки, каждый из которых отличается набором характерных признаков.

Стадия поиска и разведки: низкая геологическая изученность территории при подтвержденных признаках нефтегазоносности; высокий уровень риска; привлечение и создание стимулов для нефтегазовых компаний, готовых проводить поисково-

разведочные работы; стимул перспективного получения экономической ренты; поиск рентабельных месторождений.

Стадия растущей добычи: быстрый рост геологической изученности территории; открытие крупных и гигантских месторождений; начало создания необходимой инфраструктуры; рост прибыли; рост рентных доходов.

Стадия стабильной добычи: низкий геологический риск; широкомасштабные работы по освоению и эксплуатации месторождений; размер новых открытий достигает пика; развитие инфраструктуры и добывающих мощностей; преобладающая добыча на крупных месторождениях; постепенное истощение лучших объектов и переход к разработке высокозатратных месторождений; низкие удельные затраты; высокий уровень прибыли; максимум экономической ренты; эффект экономии от масштабов освоения.

Стадия завершающей (падающей) добычи: выбытие "лучших" (низкозатратных) запасов; выбывающие месторождения не компенсируются приростом запасов; основная инфраструктура, необходимая для разработки нефтегазовых ресурсов провинции, уже создана; разработка высокозатратных трудноизвлекаемых запасов; экономическая эффективность разработки месторождений базируется на активном использовании технологических и организационных инноваций и положении объекта по отношению к существующей инфраструктуре; высокий удельный вес низкодебитных скважин; снижение прибыльности операций; рост удельных затрат.

В разрабатываемом в рамках новой институциональной теории подходе к объяснению закономерностей формирования и изменения организационных структур большое значение придается специфике активов того или иного сектора экономики [2, 3, 4]. Запасы углеводородов в недрах - важнейшая составляющая активов нефтегазового сектора. В отличие от многих других секторов экономики, активы нефтегазового сектора подвержены изменениям, в том числе и по причине естественного истощения запасов углеводородов в недрах по мере их исчерпания. Причем, эти изменения носят ярко выраженный динамический характер. Несмотря на то, что права на пользование недрами отражаются в составе нематериальных активов (лицензии, патенты и др.), запасы нефтегазовых ресурсов в недрах, получаемые недропользователем для разведки и разработки, относятся скорее к материально-вещественной составляющей основных производственных активов и обладают рядом специфических свойств, среди которых:

• динамические особенности экономических характеристик;

• ограниченная по времени принадлежность (компании располагают активами в течение определенного срока, на который выдана лицензия);

• высокая специализация активов нефтегазового сектора (специфический технологический характер, связанный с поиском, добычей, транспортировкой и переработкой углеводородов);

• значительная экономия от масштаба производства, резкое снижение удельных издержек при увеличении мощностей комплексов;

• эффективность интеграции различных технологических этапов: от добычи до сбыта углеводородов в рамках вертикально интегрированных компаний.

Динамика активов нефтегазового сектора оказывает существенное влияние на организационную структуру сектора и экономические показатели разработки. На первой стадии в процессе поиска и разведки месторождений участвуют как крупные, так и мелкие нефтегазовые компании, относящиеся к различным формам собственности.

На втором этапе усиливаются позиции крупных вертикально интегрированных компаний. При этом снижение конечных затрат достигается экономией от масштабов

производства. Это период ожидания крупных открытий (обнаружение месторождений с высокими запасами и низкими издержками разработки), когда малым месторождениям не придается значения. Небольшие компании постепенно вытесняются.

На третьей стадии в нефтегазовом секторе сырьевой территории доминирующее положение занимают вертикально интегрированные компании: этап ограниченной конкуренции. На стадии падающей добычи вертикально интегрированные компании стремятся перенести операции в другие провинции и на другие территории, ввиду невозможности поддержания эффективности добычи от экономии от масштаба производства (экономия от масштаба становится менее значимой по сравнению с другими факторами поддержания эффективности добычи). Возможность поддержания уровня прибыли обеспечивается за счет инноваций и специализации компаний. Повышается роль небольших специализированных компаний, способных в новых условиях продолжить добычу.

Истощение запасов в недрах приводит к ухудшению условий добычи, изменению экономических параметров разработки, снижению эффективности финансово-экономической деятельности (рис. 1). В зависимости от стадии освоения в значительной мере метаются структура разрабатываемых запасов, факторы экономической эффективности производства, что влечет за собой изменения в организационной структуре нефтегазового сектора и необходимость институциональных преобразований, направленных на продление сроков экономически эффективного функционирования.

Запасы в недрах

г

Технолс уел >гические овия

г

Экономические параметры разработки

г

Результаты финансово-экономической деятельности

Естественное истощение

Ухудшение условий добычи

Рост издержек

Снижение доходов и прибыли

Рис. 1. Общие тенденции динамики запасов и экономических показателей

в нефтегазодобыче

В процессе освоения нефтегазовых ресурсов в регионе среди общих тенденций по мере отработки запасов следует отметить следующие: • возрастание издержек;

• возрастание роли конкуренции;

• необходимость адаптации институциональной структуры к новым условиям по мере изменения характеристик активов.

Программное регулирование процесса освоения нового нефтегазового региона в целом должно отражать динамику изменения основных характеристик нефтегазодобычи и особенности развития и функционирования нефтегазового сектора по мере отработки запасов. Программа, как инструмент программно-целевого подхода, наряду с определением целей, организационной структурой, временными и ресурсными параметрами целереализующего комплекса предполагает разработку и применение системы управления процессом ее реализации. Изменение свойств и условий функционирования объектов программного управления требует внешних управляющих воздействий, что обусловливает эволюцию инструментов государственного регулирования процесса освоения нефтегазовых ресурсов.

Влияние специфических свойств активов на формирование организационной

структуры нефтегазового сектора

Объективной основой формирования принципов взаимодействия хозяйственных единиц в сфере нефтегазодобычи выступают активы нефтегазового сектора экономики (точнее их природно-ресурсная часть). Специфические свойства активов оказывают существенное влияние на формирование организационной структуры рассматриваемого сектора экономики.

На начальном этапе освоения новой нефтегазовой провинции среди компаний, согласных принять на себя риск поиска и разведки месторождений углеводородного сырья, присутствуют как крупные транснациональные, так и независимые компании (табл. 1). В этот же период, как правило, приходят и государственные компании. В целом для этой стадии характерно разнообразие организационных форм. В условиях дальнейшего роста геологической изученности территории открытие и преимущественная разработка крупных и гигантских месторождений значительно снижают удельные затраты. В то же время их освоение требует огромных инвестиций. Главная причина эволюции организационной структуры нефтегазового сектора по мере нарастания зрелости ресурсной базы заключается в том, что имеет место эффект экономии от масштаба на II и III стадиях за счёт преобладания добычи на крупных месторождениях. Эффект экономии от масштаба деятельности проявляется как в сфере нефтегазодобычи, так и при создании необходимой производственной инфраструктуры. В этот период в организационной структуре сектора отмечается усиление роли вертикально интегрированных компаний, активизируются процессы слияния и поглощения.

Далее под влиянием изменения характеристик активов по мере перехода к освоению более сложных и мелких объектов независимые и малые вновь приходящие компании усиливают свои позиции. Мировой опыт свидетельствует о том, что на заключительных этапах зрелости провинций крупные компании, как правило, уходят. Государственные компании имеют тенденцию оставаться. Для этой стадии характерна более сильная конкуренция. В структуре остающихся на территории крупных компаний в результате конкуренции также отмечаются определённые изменения: вытеснение из их состава непрофильных и не выдержавших конкуренции видов деятельности, а также производственных услуг.

Таблица 1

Динамика организационной структуры нефтегазового сектора в зависимости

от стадии освоения ресурсов углеводородного сырья в регионе

Стадия освоения

I(поиска и разведки) II (растущей добычи) III (стабильной добычи) IV (падающей добычи)

Множество организационных форм Постепенное вытеснение независимых и вновь пришедших компаний Доминирующее положение ВИНК Независимые и малые вновь приходящие компании усиливают свои позиции

Эволюционный характер организационной структуры нефтегазового сектора, обусловленный динамическими особенностями активов, требует создания соответствующей институциональной среды, трансформации механизмов и инструментов регулирования процессов поиска, разведки и разработки ресурсов углеводородного сырья, отражающих особенности развития и функционирования в регионе нефтегазового сектора. Среди направлений государственного регулирования организационной структуры нефтегазового сектора следует выделить необходимость создания условий для становления и развития неинтегрированных компаний, ориентированных на инновационные процессы как в сфере самостоятельной нефтегазодобычи, так и выполнения специализированных работ (формирование сегмента малых и средних компаний), а также регулирование процессов поглощения мелких и средних нефтегазовых компаний. Рассматриваемые регулирующие воздействия направлены на привлечение современных технологий в нефтегазодобычу, создание слоя сервисных компаний, предотвращение кризисных ситуаций в будущем (поддержание уровня нефтегазодобычи и "продление жизни" нефтегазовой провинции после отработки крупных месторождений и высокоэффективных запасов), повышение эффективности функционирования нефтегазового сектора, рациональное освоение ресурсов недр,

Динамика рентных доходов в недропользовании

Вопрос формирования и изъятия дополнительной прибыли при разработке месторождений полезных ископаемых, образование которой не требует предпринимательской деятельности, является краеугольным в недропользовании. Рента не является неизменной величиной: по мере отработки запасов и ухудшения горно-геологических условий добычи ее размер уменьшается. В этом случае говорят о "естественной" динамике экономической ренты (природно-ресурсной составляющей), поскольку она во многом обусловлена природными свойствами разрабатываемых геологических объектов.

Наибольший приток дополнительного чистого дохода, обусловленного рентной составляющей, формируется на стадии зрелости нефтегазовой провинции (этап стабильной добычи). Фактор ухудшения горно-геологических условий добычи по мере отработки высокорентабельных крупных месторождений негативно влияет (в сторону уменьшения) на динамику экономической ренты. По мере отработки запасов и увеличения издержек нефтегазодобычи экономическая рента уменьшается до полного исчезновения. На заключительной стадии освоения провинции нефтегазовый сектор экономики обеспечивает лишь нормальную прибыль.

Различные этапы освоения углеводородных ресурсов определяют динамику издержек, которые растут по мере отработки наиболее эффективных запасов. В процессе разработки месторождения растет обводненность, уменьшается дебит скважин. При

освоении нефтегазовых провинций сначала, как правило, отрабатываются крупные и более доступные месторождения, далее в разработку вовлекаются более мелкие месторождения углеводородного сырья и более сложные в отработке запасы. В целом, по мере отработки запасов (месторождения, нефтегазовой провинции), имеет место тенденция роста издержек.

На начальном этапе поиска и разведки создаются условия для получения дополнительного дохода. Наибольший приток дополнительного чистого дохода, обусловленного наличием рентной составляющей, обеспечивается на стадии зрелости. По мере отработки крупных высокоэффективных месторождений и перехода к освоению более мелких и сложных объектов растут издержки на освоение и разработку месторождений, что приводит к снижению прибыльности операций, уменьшению и исчезновению дополнительного дохода, обусловленного наличием рентной составляющей. Учет динамического характера генерирования доходов рентного характера позволит государству наиболее полно извлекать ренту от нефтегазодобычи в конкретный момент времени.

Огромные запасы минерально-сырьевых ресурсов, наличие крупнейших месторождений нефти и газа на севере России позволяют говорить о существенном для страны рентном потенциале этих территорий, несмотря на удаленность и суровые климатические условия, что значительно удорожает работы в этих регионах. При разумной фискальной политике разработка углеводородного сырья на севере России может стать не только выгодным вложением инвестиций и источником получения рентных доходов для государства, но и основой регионального социально-экономического развития.

Адаптация институциональной структуры к новым условиям

Изменение характеристик активов сектора по мере "старения" территории нефтегазодобычи приводит к достаточно устойчивой тенденции возрастания издержек, снижению прибыли и, как следствие, снижению добычи (рис. 2).

Противостоять этому процессу могут не только технические и технологические инновации, но и институциональные преобразования, связанные с изменением норм и правил взаимодействия компаний и регулированием организационной структуры нефтегазового сектора. Необходимость расширения и дополнения рамок управления и регулирования нефтегазового сектора подтверждается его функционированием в целом ряде стран, особенно в регионах "старой" добычи. Необходимость изменения стратегий функционирования и развития нефтедобывающих компаний по мере перехода к разработке более мелких и труднодоступных месторождений должна сопровождаться применением способствующих этому процессу регулирующих воздействий со стороны государства. Изменение налогового режима и проведение соответствующей лицензионной и структурной политики как механизмов регулирования процесса освоения ресурсов углеводородного сырья по мере нарастания зрелости нефтегазовой провинции будет способствовать адаптации сектора к объективно меняющимся условиям.

Ю

IШШЪ4

¡Йй

о,

^ ^^ I ш I___С

Рис. 2. Динамика экономических характеристик нефтегазодобычи по мере отработки запасов: I - этап поиска и разведки; II - этап растущей добычи; III - этап стабильной добычи; IV - этап падающей добычи

Эволюция методов и механизмов государственного регулирования развития

нефтегазового сектора в регионе

Необходимость государственного регулирования развития нефтегазового сектора определяется не только ролью добычи углеводородов в экономике страны, повышением эффективности управления госсобственностью, но и особенностями функционирования объекта регулирования. Одним из направлений повышения эффективности государственного регулирования нефтегазового сектора экономики может стать учет эволюционного характера данной системы (динамика активов, организационной структуры, ренты от нефтегазодобычи). Для этого необходимо регулирование широкого спектра видов деятельности в рамках формирующегося нефтегазового сектора в регионе.

Система государственного регулирования в процессе освоения нового нефтегазового региона должна строится с учетом следующих основных особенностей нефтегазового сектора:

• возможность генерировать дополнительный доход рентного характера;

• эволюция организационной структуры нефтегазового сектора по мере отработки запасов;

• динамика основных экономических характеристик нефтегазодобычи в процессе освоения углеводородных ресурсов (затраты, экономическая рента, прибыль);

• возможность появления монополии на природные ресурсы;

• высокие барьеры входа в сектор;

• определяющая роль в экономике региона.

Ухудшение характеристик активов нефтегазового сектора (увеличение числа месторождений и ухудшение их качества по мере отработки запасов углеводородного сырья в регионе в целом) требует:

• новых методов управления компаниями;

• формирования новых взаимоотношений между организациями в рамках сектора (потребность в новых формах партнерства);

• более высокого уровня специализации компаний по мере перехода к отработке низкоэффективных запасов;

• формирования соответствующей конкурентной среды, что обусловливает необходимость становления и развития соответствующих регулирующих процедур и механизмов на региональном уровне.

В связи со сказанным можно выделить основные направления регулирования нефтегазового сектора со стороны государства:

• формирование конкурентной среды;

• создание адекватной меняющимся условиям организационной структуры нефтегазового сектора;

• доступ к объектам технологической и транспортной инфраструктуры;

• привлечение инвестиций;

• аккумулирование ресурсной ренты (ресурсной части экономической ренты);

• контроль за обоснованностью издержек в нефтегазовом секторе.

На рис. 3 отражены основные направления и инструменты государственного регулирования нефтегазового сектора в регионе. Возможности использования рассматриваемых инструментов в структурировании экономической деятельности достаточно широки: от создания условий для привлечения инвестиций и стимулирования нефтегазодобычи до формирования организационной структуры нефтегазового сектора.

Повышение эффективности системы государственного регулирования нефтегазового сектора в регионе прежде всего связано с учетом особенностей функционирования и эволюции самого объекта регулирования. Динамика активов сектора обуславливает необходимость эволюции системы государственного регулирования. Эволюционный характер организационной структуры нефтегазового сектора, обусловленный динамическими особенностями активов, требует создания соответствующей институциональной среды, трансформации механизмов и инструментов регулирования процессов поиска, разведки и разработки ресурсов углеводородного сырья, отражающих особенности функционирования формирующегося в регионе нефтегазового сектора.

Направления регулирования

Экономика регио ча № 2/2006

1. Привлечение инвестиций

2. Стимулирование нефтегазодобычи

3. Передача недр в пользование

4. Создание конкурентной среды

Рис. 3. Инструменты государственного регулирования нефтегазового сектора экономики

На рис. 4 отражены инструменты государственного регулирования нефтегазового сектора региона, применяемые в зависимости от этапа (стадии) освоения ресурсов углеводородного сырья.

Задача структурной политики государства в сфере регулирования нефтегазового сектора экономики на региональном уровне состоит в формировании системы мер, направленных на создание условий для становления и развития эффективной производственной структуры. На первом этапе освоения стоит задача привлечения инвестиций и создания благоприятных условий для вложения капиталов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/слогов РГ

о

л

сч^

рПИТ^

ад

.-5>

Рис. 4. Инструменты регулирования нефтегазового сектора региона, применяемые по мере отработки запасов: I - этап поиска и разведки; II - этап растущей добычи; III - этап стабильной добычи; IV - этап падающей добычи

На поисково-разведочной стадии, как правило, государство стремится к поощрению разнообразных организационных форм. Для стадии зрелости (стабильной добычи) характерно доминирование крупных вертикально интегрированных компаний. На этом этапе также активное участие в разработке месторождений принимают государственные компании (государство стремится максимально использовать возможности получения прибыли).

По мере освоения ресурсной базы и перехода к освоению более мелких и низкорентабельных месторождений возрастает роль конкуренции в деятельности компаний (на смену эффекту "экономии от масштаба" приходят организационные и технологические инновации).

На этапе падающей добычи крупные вертикально интегрированные компании стремятся уйти из региона. В этот период государство стремится к ослаблению высокого уровня вертикального контроля в секторе, который складывался на этапе формиро-

вания ВИНК, и усилению роли независимых нефтяных компаний для продления эффективного функционирования нефтегазового сектора в регионе, поддержания объемов добычи и обеспечения занятости. Определение комплекса мер косвенного регулирования (прежде всего на региональном уровне), направленных на поддержку малых и средних независимых компаний, особенно актуально на этапе падающей добычи. Реализация такого подхода в условиях истощения запасов призвана обеспечить:

• ввод в разработку новых низкорентабельных месторождений;

• наиболее полное извлечение запасов:

• стимулирование бюджетных поступлений;

• решение социальных проблем.

Комплекс мер по реализации структурной, лицензионной (передача недр в пользование) и налоговой политики в рамках программы развития нового нефтегазового региона призван в целом обеспечить повышение эффективности функционирования нефтегазового сектора в регионе и придать процессу недропользования социальную направленность. Среди основных направлений регулирования нефтегазового сектора со стороны государства следует отметить:

• формирование конкурентной среды;

• создание адекватной меняющимся условиям организационной структуры нефтегазового сектора;

• привлечение инвестиций;

• аккумулирование ресурсной ренты;

• контроль за обоснованностью издержек в нефтегазовом секторе.

На каждом этапе освоения необходимо проведение соответствующей налоговой, структурной политики и формирование адекватных механизмов и процедур передачи недр в пользование, способствующих адаптации сектора к объективно метающимся условиям. Поскольку степень зрелости ресурсной базы оказывает решающее влияние на экономические показатели освоения (величину издержек, прибыли, ренты), то переход от одного этапа к другому должен сопровождаться изменением целей и задач налогового регулирования. Проведение гибкой налоговой политики (адекватно реагирующей на изменение экономических и горно-геологических условий нефтегазодобычи) не только будет способствовать наиболее полному извлечению экономической ренты в процессе освоения нового нефтегазового региона, но и наиболее полному извлечению запасов из недр (налоговое стимулирование разработки низкоэффективных запасов), ослаблению социальных проблем (например, проблем занятости).

Государственная структурная политика по отношению к нефтегазовому сектору прежде всего должна быть направлена на формирование адекватной меняющимся условиям организационной структуры в новом регионе освоения ресурсов углеводородного сырья. Формирование в нефтегазовом секторе региона слоя сервисных компаний уже на данном этапе может быть достаточно эффективным и способствовать сокращению имеющейся практики вертикального контроля рынка подрядных работ, повышению роли конкуренции в сфере нефтегазодобычи и снижению затрат на освоение. В дальнейшем создание условий для формирования слоя малых и средних независимых и специализированных компаний будет способствовать не только повышению экономической эффективности функционирования нефтегазового сектора в экономике нового нефтегазового региона, но и решению социальных проблем (решение проблем занятости, наполнение регионального бюджета).

На основе разработанного подхода к формированию программы освоения нефтегазовых ресурсов региона с учетом динамических особенностей освоения нефтегазовых провинций предлагается выделить ряд временных этапов в структуре программы, соответствующих стадиям освоения ресурсов углеводородного сырья [5]. Временные интервалы между перечисленными этапами могут быть обозначены путем математического моделирования процесса освоения нефтегазовых ресурсов региона с достаточной долей вероятности. Определенная погрешность может иметь место вследствие действия различных факторов, таких как обнаружение крупных запасов нефти в ранее слабо разведанных горизонтах, резкий рост цен на углеводороды, разработка и внедрение новых революционных технологий разведки и разработки месторождений.

Эффективные меры государственного регулирования функционирования нефтегазового сектора также могут способствовать формированию фаз нового роста добычи углеводородов на стадиях стабильной и даже падающей добычи. Решению этих "проблем" во многом будет способствовать организация системы мониторинга процесса освоения ресурсов нефти и газа, а также принятие мер по корректировке программы (что и предполагает методология программного управления). В рамках программы предлагается разработка специального блока, представляющего собой совокупность процедур и механизмов, формирующую каркас системы государственного регулирования нефтегазового сектора экономики в регионе, направленного на формирование соответствующей институциональной среды, адекватной объективно меняющимся условиям ведения хозяйственной деятельности.

Разработка и реализация программ развития новых нефтегазовых регионов на основе разработанного подхода позволит не только эффективно осваивать нефтегазовые ресурсы, но и создать реальные предпосылки долгосрочного устойчивого развития территорий, повышения качества жизни проживающего здесь населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тоскунина В.Э. Программно-целевой подход к управлению социально-экономическими процессами в регионе // Регион: экономика и социология. 2004. № 2. С. 23 -30.

2. Менар К. Экономика организаций: Пер. с фр. М.: "Инфра-М", 1996. 160 с.

3. Крюков В.А. Институциональная структура нефтегазового сектора: проблемы и направления трансформации. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1998. 280 с.

4. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, "от-ношенческая" концентрация: Пер. с англ. СПб.: Лениздат, CEVPress, 1996. 702 с.

5. Тоскунина В.Э. Освоение нового нефтегазового региона в современных экономических условиях (теоретические основы и практические подходы к формированию программы развития Ненецкого автономного округа). Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2003. 281 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.