Научная статья на тему 'Эволюционный держите шаг'

Эволюционный держите шаг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
336
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / КОММУНИЗМ / УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ / НАРОДНИЧЕСТВО / OCTOBER REVOLUTION / COMMUNISM / UTOPIAN SOCIALISM / NARODNIK MOVEMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Триодин Владимир Евгеньевич

После Октябрьской революции (важнейшее событие для нашей страны, перевернувшее основы государственности и социального устройства, изменившее жизнь миллионов людей) прошло уже 100 лет, но до сих пор она не оставляет никого равнодушным. По мнению автора, фундаментом развития общества является культура. Немаловажное влияние на формирование социалистического, а затем и революционного сознания оказали философия, литература и искусство. Приводятся исторические предпосылки зарождения коммунистических идей (в том числе утопического социализма), их эволюция на Западе (Т. Мор, Т. Кампанелла, А. де Сен-Симон, Ш. Фурье и др.). Если говорить о России, то после неудавшегося восстания 1825 г. идеи социализма (в частности, симонизм) долгое время открыто не выражали, создавались тайные кружки и общества (например, петрашевцы), отдельные члены которых были вынуждены покинуть родину. Так, А. И. Герцен и Н. П. Огарев из Европы пытались пробудить Россию своим «Колоколом». Исключительное влияние на развитие идей социализма оказал роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?»: по всей России стали возникать коммуны по образцу созданной Верой Павловной; стоит сказать, что это произведение во многом сформировало взгляды В. И. Ленина. Русский (или крестьянский) социализм 2-й половины XIX в. получил название «народничество» за знаменитое «хождение в народ». Одним из вдохновителей народников был П. И. Лавров («Исторические письма»). Но крестьянам были чужды идеи социализма. Постепенно ненасильственные методы воздействия уступили место силе. Первые 17 лет XX в. период восстания масс. По мнению некоторых ученых, утопический социализм вырос из уравнительной социальной идеологии раннего христианства, поэтому не удивительно, что символом первой русской революции стал священник Г. А. Гапон, активное участие в революциях принимали выпускники семинарий, дети церковнослужителей. Вслед за социально-политической революцией 1917 г. пришла культурная (формирование нового человека, преданного системе; сражение «мы» с «я»), распространившаяся на все сферы деятельности и, конечно же, на искусство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEEP IN AN EVOLUTIONAL STEP

One hundred years have passed since the Great October revolution (one of the main historical events of our country that turned up the grounds of state organization and social structure and changed the lives of millions of people) but many people today still can’t remain indifferent to it. I think that culture is the basis for the development of a society that’s why art and literature first and foremost have greatly influenced the formation of socialist and later also revolutionary consciousness. The author gives historical prerequisites of communist ideas origin (including those of utopian socialism), their evolution in the West (T. More, T. Campanella, H. de Saint-Simon, Ch. Fourier etc.). In Russia after the abortive revolt of 1825 the ideas of socialism (simonism in particular) were not openly expressed but secret circles and societies (e.g. petrushevtsy) some members of which had to leave Russia were formed. Thus A. Herzen and N. Ogarev from Europe were trying to wake up Russia with their “Bell” journal. The novel by N. Chernyshevsky “What to do?” greatly influenced the development of socialist ideas in Russia. A lot of communes like that of Vera Pavlovna appeared in Russia. It’s worthwhile mentioning that this work promoted the formation of V. Lenin’s views. Russian (or peasant) socialism of the second half of the XIX century was named “narodnik movement” for the famous “walking to the folks”. One of the narodniks’ inspirers was P. Lavrov (“Historical letters”). But the ideas of socialism were alien to peasants of Russia at that time and culture of common people differed greatly from that of intelligentsia and noblemen. Gradually coercive methods of impact have replaced non-coercive ones. The first 17 years of the XX century was the period of people’s rebellions. Many scientists think that utopian socialism has originated from equalizing social ideology of early Christianity. No wonder that clergyman G. Gapon became the symbol of the first Russian revolution. Many graduates of theological colleges (seminaries) and children of clergymen were taking active part in revolutions. The political revolution of 1917 was followed by the cultural one (formation of new man devoted to the system; struggle of “we” with “I”). It touched all activity spheres including art.

Текст научной работы на тему «Эволюционный держите шаг»

УДК 008+94(47)

К ЮБИЛЕЮ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

В. Е. Триодин

д-р пед. наук, профессор, Санкт-Петербургское отделение Российского творческого союза работников культуры E-mail: bonicat@list.ru

ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ДЕРЖИТЕ ШАГ

После Октябрьской революции (важнейшее событие для нашей страны, перевернувшее основы государственности и социального устройства, изменившее жизнь миллионов людей) прошло уже 100 лет, но до сих пор она не оставляет никого равнодушным. По мнению автора, фундаментом развития общества является культура. Немаловажное влияние на формирование социалистического, а затем и революционного сознания оказали философия, литература и искусство. Приводятся исторические предпосылки зарождения коммунистических идей (в том числе утопического социализма), их эволюция на Западе (Т. Мор, Т. Кампанелла, А. де Сен-Симон, Ш. Фурье и др.). Если говорить о России, то после неудавшегося восстания 1825 г. идеи социализма (в частности, симонизм) долгое время открыто не выражали, создавались тайные кружки и общества (например, петрашевцы), отдельные члены которых были вынуждены покинуть родину. Так, А. И. Герцен и Н. П. Огарев из Европы пытались пробудить Россию своим «Колоколом». Исключительное влияние на развитие идей социализма оказал роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?»: по всей России стали возникать коммуны по образцу созданной Верой Павловной; стоит сказать, что это произведение во многом сформировало взгляды В. И. Ленина. Русский (или крестьянский) социализм 2-й половины XIX в. получил название «народничество» за знаменитое «хождение в народ». Одним из вдохновителей народников был П. И. Лавров («Исторические письма»). Но крестьянам были чужды идеи социализма. Постепенно ненасильственные методы воздействия уступили место силе. Первые 17 лет XX в. - период восстания масс. По мнению некоторых ученых, утопический социализм вырос из уравнительной социальной идеологии раннего христианства, поэтому не удивительно, что символом первой русской революции стал священник Г. А. Гапон, активное участие в революциях принимали выпускники семинарий, дети церковнослужителей. Вслед за социально-политической революцией 1917 г. пришла культурная (формирование нового человека, преданного системе; сражение «мы» с «я»), распространившаяся на все сферы деятельности и, конечно же, на искусство.

Ключевые слова: Октябрьская революция, коммунизм, утопический социализм, народничество

Для цитирования: Триодин, В. Е. Эволюционный держите шаг / В. Е. Триодин . искусств. - 2017. - № 3 (51). - С. 68-77.

' Вестник культуры и

1. Вызываю огонь на себя

Есть темы, проблемы, которые, словно яблоко раздора, поляризуют общество, вызывают разлом человеческого бытия. Вот, например, только некоторые события самого последнего времени, породившие бурное противостояние: памятник Ивану Грозному в Орле, мемориальная доска Маннергейму в Петербурге, фильм «28 панфиловцев», попытки переименования городов (Волгоград в Сталинград, Краснодар в Екатеринодар). А уж портреты, памятники и даже иконы Сталину и

вовсе провоцируют обожающих его и изго-ляющихся над ним идти друг на друга стенкой на стенку. Что уж говорить о событиях октября 1917 г., потрясших планету.

Тем не менее юбилейный год социалистической революции наступил. И никуда от этого не деться. И уходить от ее осмысления, прятать от нее голову, как страус в песок, бессмысленно.

Начинаю этот сложнейший разговор не потому, что считаю себя носителем истины в последней инстанции. Напротив, я весь в вопросах, сомнениях, однако готов принять огонь

68

на себя, потому что нет другого пути консолидации общества, как взаимоуважительное гласное сопоставление позиций друг друга.

Я исхожу из того, что базисом развития общества является не экономика, а культура. Культура, по определению академика В. С. Стё-пина, - надбиологическая программа деятельности человека1. Носитель культуры -человек. Всякая революция начинается с головы человека, его психологии. А человека во многом формирует литература и искусство. Маяковский мыслил себя деревообделочником людских голов. «Мозги шлифуем рашпилем (напильником. - В. Т.) языка».

К тому же и специфика журнала требует культурологического осмысления социально-экономических событий. Этим объясняется предмет исследования статьи: формирование социалистического (революционного) сознания литературой и искусством. «Все совдепы не сдвинут армий, если марш не дадут музыканты» (В. Маяковский).

2. Звезда пленительного счастья

Идея коммунизма зародилась еще в древности. Человечество испокон веков мечтало о земном рае, о совершенном жизнеустройстве. Это был его идеал. Идеал - слово французского происхождения (Ideal), оно означает высшую цель стремлений, совершенное воплощение, лучший образец чего-либо или кого-либо.

Поэты, писатели предпринимали неоднократные попытки подробно рассказать об идеальном обществе. Но оно всегда оказывалось или в далеком прошлом, или в светлом будущем.

Уже первый (известный по имени) древнегреческий поэт Гесиод (VIII - VII вв. до н. э.) в поэме «Труды и дни» рассказал о самом первом людском роде. Его произвели на свет бессмертные боги Олимпа. Первые люди жили в золотом веке и были счастливы. Они не знали собственности, эксплуатации, неравенства. А потом становилось все хуже и хуже: век серебряный, век железный...

1 Стёпин В. С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различия // Постнеклассика: философия, наука, культура. Санкт-Петербург : М1ръ, 2009. С. 270.

Английский гуманист, писатель Томас Мор (1478-1535) занимал ключевые посты в государстве. Он был сначала главой английского парламента, а потом канцлером - фактически вторым человеком в стране после короля. Но свои представления об устройстве государства предпочитал излагать в сочинениях, а не реализовывать на практике (его главное произведение «Золотая книга о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»).

Утопия (греч. топос - 'место', у - отрицательная частица) - место, которого нет. В несуществующей стране Утопии люди живут общиной в мире и согласии, не угнетают друг друга, трудятся без принуждения, доходы делят по потребностям.

Книга принесла автору всемирную известность. Социализм (лат. socialis) - общественно-совместный строй людей, основанный на справедливости, равенстве, братстве, стал восприниматься как утопия. Отсюда устойчивое словосочетание - утопический социализм. Своеобразная птица счастья завтрашнего дня.

Одним из первых представителей утопического социализма был итальянский философ, богослов, поэт, политический деятель Томмазо Кампанелла (1568-1639). В своем самом известном произведении Кампанелла назвал идеальную страну, где солнце не опаляет, но светит и греет, Городом Солнца. Это модель всемирного государства. Население города ведет «философскую жизнь в коммунизме», т. е. имеет все общее, в том числе и жен (для производства детей жрецы определяют, кто с кем временно обязан соединиться). С уничтожением собственности уничтожаются пороки, развивается любовь к общине. Работы в городе распределяются согласно способностям каждого. Продолжительность трудового дня - 4 часа.

Во главе города стоит верховный первосвященник - Метафизик. Его выбирают из числа мудрейших и умнейших граждан. Метафизику помогает Триумвират: Могущество, Мудрость, Любовь.

69

Первые социальные утописты проповедовали учение о преобразовании общества ненасильственным образом, лишь силою примера.

В Новое время (точка отсчета - рубеж XVI и XVII вв.) художественное описание общества благосостояния и счастья уступило место его научному осмыслению, прежде всего в работах французских мыслителей Анри де Сен-Симона (1760-1825) и Шарля Фурье (1772-1837).

Ячейкой общества будущего, по Фурье, должна стать фаланга - самодостаточная коммуна. Фаланга размещается в фаланстере -дворце особого типа, в нем трудятся, отдыхают, учатся члены коммуны.

Сам Фурье так и не смог создать на практике ни одного фаланстера по финансовым соображениям, как он считал. Но и жизнь фаланстеров, выстроенных финансово обеспеченными последователями Фурье, оказывалась краткосрочной.

Английский предприниматель и общественный деятель Роберт Оуэн (1771-1858) попробовал реализовать идею Города Солнца Кампанеллы. В Шотландии он создал «идеальный рабочий поселок», в США (штат Индиана) построил коммуну «Новая гармония». Увы, коммунары не проявляли интереса к общественному благу, да и равенство в получении благ не складывалось. И противоречие между физическим и умственным трудом не удавалось устранить. Через пару лет и коммуна, и идеальный поселок распались. Не получилось ни общества изобилия, ни безграничного роста производства, ни расцвета личности.

3. Хождение по мукам: путешествие социалистической идеи в России

Поражением декабристов завершилась еще одна глава российской жизни. Открытое массовое сопротивление режиму было уже невозможно.

Новая глава открывалась шелестом страниц и поначалу еле слышным говором, кружковой жизнью. Кружки стали формой оппозиции. Их главная черта - создание автономной зоны независимой свободной мысли. Среди

многочисленных объединений ярким, заметным событием социально-политической жизни стал кружок Герцена - Огарева.

Нравственное пробуждение А. И. Герцена (1812-1870), Н. П. Огарева (1813-1877) произошло после 1825 г. На Воробьевых горах («святых холмах») они дали клятву пожертвовать собой на благо человечества. Сенсимонизм лег в основу их убеждений и членов созданного ими кружка. Реалии жизни как всегда оказались сильнее субъективной готовности изменить жизнь. Герцен и Огарев вынуждены были поселиться в Европе. Там они стали издавать журнал «Колокол», пытаясь им разбудить Россию.

А идея социализма продолжала кружить в небесах, выбирая совестливых людей, которыми овладело нетерпение.

Под влиянием сочинений Фурье, Сен-Симона, Оуэна в Петербурге сложилась тайная организация разночинной молодежи. По имени хозяина дома, где они собирались, революционера, социалиста М. В. Петрашевско-го (1821-1866) объединение получило название петрашевцев.

Собранию блестящих умов в кружке могла бы позавидовать любая академия: Достоевский, Салтыков-Щедрин, Майков, Плещеев, Семенов-Тян-Шанский, ученый-химик Львов, естествоиспытатель, философ Данилевский. Это были разные люди, но их объединяло ощущение мессианства. Петрашевский говорил, что он с колыбели чувствовал свою силу и, как Антей, хотел нести землю на плечах своих. Он видел себя во главе народного движения. Петрашевский был убежден, что нет солнца, которое бы, как Икару, могло опалить его крылья. В гордыне своей он не заметил, что крыльев-то у него не было. Вот показательный пример. В своем имении Петрашев-ский построил двухэтажный дом наподобие фаланстера. Он подробно объяснял крестьянам преимущества жизни сообща. Крестьяне не спорили. Но в канун заселения сожгли дотла оплот своего счастья. Это типичный исход начинаний тех, кто хотел переустроить жизнь и сделать народ счастливым.

70

Кружок просуществовал недолго - меньше 5 лет. В 1849 г. прошли аресты: 21 петрашевца, в том числе Достоевского, приговорили к смертной казни. (Перед самым расстрелом даровали жизнь.)

Петербургского мечтателя Достоевского выслали в Сибирь. Через четыре года из острога вышел совершенно другой человек - закаленный в горниле испытаний, много переосмысливший и укрепившийся в вере.

Величайший след в истории утопического социализма оставил Н. Г. Чернышевский (1828-1889). Его, - считал Некрасов, - «послал Бог гнева и печали рабам земли напомнить о Христе». По части преобразовательной деятельности новый мессия оказался уязвим, но программу счастливой жизни выстроил захватывающую.

Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» как бы загипнотизировал целые слои и группы населения. Всюду начали возникать коммуны по образцу мастерской Веры Павловны. Будто какой-то вирус коммунострое-ния поразил общество. В самом деле, как было не поддаться очарованию счастья швей, освобожденных от власти хозяев. Девушки-швеи в изысканных одеждах не только шили. Они устраивали коллективные праздники, совместные чтения, имели свои театральные ложи, ясли для детей. Вначале одна коммуна, потом сотни, потом тысячи должны были соединиться в хрустальном дворце с алюминиевыми колоннами.

В стране возникает великое множество коммун: ассоциации, товарищества, артели. Некоторые из них сыграли значительную роль в развитии отечественной культуры (артель художников-передвижников, «Могучая кучка» композиторов).

Писатель-демократ В. А. Слепцов осенью 1863 г. организовал Знаменскую коммуну. В нетерпеливом и страстном желании приблизить будущее Слепцов на практике стремился показать преимущества коллективизма, подлинного товарищества, общего труда, раскрепощения женщин. Но и Знаменская коммуна, и все другие распадались так

же быстро, как и возникали. И только сладкие сны подпитывали еще надежду. Фаланстеры Фурье Вере Павловне довелось увидеть только в четвертом сне.

Коммуны, как несчастные семьи у Толстого, были несчастливы по-разному. А счастливых среди них не оказалось.

К сожалению, история действительно мало чему учит. Пока человеку некомфортно в реальном мире, он выстраивает в своей голове небеса обетованные, где счастье так возможно, так близко. И появляются все новые и новые безумцы (или святые), которые будут зомбировать его и заманивать в даль светлую. Французский поэт, автор популярных революционных песен Пьер Жан Беранже (1780-1857) обозначил проблему предельно точно: «Господа, если к правде святой / Мир дорогу найти не сумеет, / Честь безумцу, который навеет / Человечеству сон золотой».

Русский (или крестьянский) социализм второй половины XIX в. получил название народничества за знаменитое «хождение в народ». Народники считали, что Россия, опираясь на общинные крестьянские традиции, сможет перескочить через период буржуазного строя - сразу в разумно устроенное социалистическое общество.

На взгляды народников особое влияние оказали «Исторические письма» нового пророка П. Л. Лаврова (1823-1900). Прогресс общества, - писал Лавров, - куплен кровью, страданиями, трудом миллионов. Настало время оплатить долг - просветить народ, помочь ему в социалистическом переустройстве.

Проповедь П. Л. Лаврова породила особый слой интеллигенции - критически мыслящих личностей, кающихся дворян. Они ощущали себя неоплатными должниками народа. В 1874 г. народники, будто по чьей-то неведомой отмашке, двинулись в деревню просвещать крестьян. Тропа к народу ширилась, приобретала отчетливые очертания дороги. В 1870-е гг. этими дорогами была покрыта вся Россия.

Народников ждало глубокое разочарование. Они оказались для крестьян «умными не-

71

нужностями», столкнулись с крестьянской невосприимчивостью той культуры, которую несли. Народник, писатель С. М. Степняк-Кравчинский (1851-1895) с котомкой книг пытался догнать крестьянина на повозке. Крестьянин одним кнутом хлестал лошадь, а другим отбивался от протянутых пропагандистом книг.

Народники решили изменить тактику. Они селились в деревне учителями, писарями, врачами. Но органического врастания в крестьянскую жизнь не произошло. Оседлость не только не сняла, а углубила противоречия, показав бесплодность хождения.

К проповеди социализма крестьяне оказались не только глухи, но и враждебны. В картине Репина «Арест пропагандиста» отражены драматические реалии того времени, когда крестьяне выдавали властям «друзей народа».

Период розовых мечтаний отходил в прошлое. Ненасильственные методы воздействия уступили место силе. В 1878 г. Вера Засулич (1848-1919) стреляла в петербургского градоначальника Трепова и тяжело его ранила. Выстрел Засулич открыл период терроризма - проклятия новейшей истории.

Засулич была первой женщиной с револьвером в русском революционном движении. Судьба ее - своеобразный портрет народничества. Суд присяжных оправдал ее. Она эмигрировала в Европу, работала с Плехановым, вернулась в Россию в 1905 г. Октябрьскую революцию не приняла. Умерла в нищете, безвестности на 71 году жизни.

Первые 17 лет XX в. в России смело можно было бы назвать восстанием масс. В самом деле - три (!) революции за исторически крохотное время.

Символом первой русской революции стал священник Г. А. Гапон (1870-1906). Именно он оказался во главе рабочего движения столицы, вождем Кровавого воскресенья, его героем и жертвой. День 9 января сделал Гапона исторической личностью, обессмертил его.

Совместимы ли понятия революция и священник? Есть основания думать, что утопический социализм вырос из уравнительной социальной идеологии раннего христианства. Соци-

альное равенство, общественная собственность - это все оттуда. И даже большевистский лозунг: кто не работает, тот не ест - парафраза из Нового Завета. Недаром руководитель Коммунистической партии России Г. А. Зюганов считает Иисуса Христа первым коммунистом.

На рубеже XIX - XX в. дети поповичей1, выпускники семинарий вышли на общественно-политическую сцену.

Христианские концепции владели многими видными революционерами. А. В. Луначарский, например, до революции проповедовал богостроительство. Для него религия была верой не в сверхчеловеческое, а в реальное земное единение людей. Шли острые дискуссии о народе как религиозном понятии, обожествлении народа.

Семинаристами были И. В. Сталин, А. И. Микоян, один из руководителей захвата Зимнего дворца Н. И. Подвойский.

Семинаристский тип мировосприятия оказался характерным для революционной элиты в целом. В. И. Вернадский как само собой разумеющееся упоминал характерный типаж - очень ограниченный коммунист из поповичей.

Гапон создал «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга». Он словно всех околдовал. Ему верили. Сюда шел поток рабочих. Это было модно и престижно. Даже большевики вынуждены были признать, что у Гапона в разы больше рабочих, чем в партии.

Сами рабочие были поражены размахом движения, предписывая это сверхъестественной силе Гапона.

В Петицию Гапона были включены требования политического характера: созыв Учредительного собрания (инструмент ограничения самодержавной власти императора), ответственность министров перед народом, свобода совести, амнистия политзаключенным.

На крестный ход шествие мало походило, хотя были и иконы, и хоругви. Город был на-

1 Поп ( греч. рарроя - 'отец, батюшка') - обиходное название священника в дореволюционной России. Негативный оттенок слово поп получило в советское время.

72

воднен войсками. А у армии есть своя неизбежная логика действий. Тысячи людей были убиты и ранены. Умонастроения масс выразил Гапон: нет больше ни Бога, ни царя.

Гапон как священник умер у Нарвских ворот Петербурга. Последующий год под его именем жил на свете другой человек, вначале «революционер» (с ним встречались Плеханов, Ленин), потом политический провокатор. Его жизнь унизительно и жестоко оборвалась в пригороде Петербурга в 1906 г.

День 9 января стал гранью между XIX и XX в. В политическом и социально-культурном плане XX в. наступил 9 января.

Подведем предварительные итоги.

Вековые попытки человечества показать естество и плоть социалистической идеи оказывались тщетными. Она испарялась, как только человек приближался к ней. Таяла, как снежинки, в руках разгоряченного человека. Маркс, Энгельс «Манифест коммунистической партии» начинают со знаменитых слов: «Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма». Но призрак - это мираж, что-то только кажущееся реальным, воображаемый образ. Вот это смутное, неясное очертание будущего (стихийный социализм, утопический социализм) и бродило по дорогам, пока на смену ему не пришел научный коммунизм.

И еще одно важное наблюдение. Носители социалистической идеи были, как правило, люди, так и не сумевшие гармонично обустроить свою личную жизнь. И потому брались за переустройство общества.

И последнее. Маркс считал, что идея, овладевшая массами, становится материальной силой.

Социалистическая идея, даже не апробированная практикой, будоражила, будила поколение за поколением.

Роман Чернышевского «Что делать» «перепахал» Ленина, перевернул его взгляды, сделал его носителем материальной силы. Впереди маячил еще один вселенский эксперимент. В запломбированном вагоне поезда из воюющей со страной Германии мчался в Петроград новый мессия (или безумец).

4. Пальнем-ка пулей в святую Русь

На смену утопическому социализму пришел научный коммунизм. Его отличительная черта - ставка на силу. В Манифесте коммунистической партии так и сказано: коммунисты открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя.

Рейхсканцлер германской империи Отто Бисмарк (1815-1898) считал, что для строительства социализма прежде всего нужно найти страну, которую не жалко.

Страной, которую никто не пожалел, оказалась Россия. В ее выборе решающую роль сыграл Ленин (хотя страна была беременна революцией, вот-вот должны были начаться схватки).

Лидер большевизма обладал качествами вождя, профессионального революционера, редкой силой воли. Россию он, если и любил, то, по Лермонтову, «странною любовью» («люблю отчизну я, но странною любовью»). Ленин выступал за поражение России в Первой мировой войне, за перерастание империалистической войны в гражданскую. Может быть, всего одна, но пламенная страсть у него была к пролетариату. Ибо коммунизм, по Энгельсу, это и есть рабочее движение. Те, кто был ничем, должны были стать всем. Для них и возводился новый социальный рай.

Вызов Ленина «иду на вы» прозвучал 25 октября (7 ноября) 1917 г. В этот день большевики захватили все важнейшие пункты Петрограда, в том числе Зимний дворец.

Зимний дворец с 1915 г. перестал быть цитаделью монархии. Здесь был открыт госпиталь. Но Временное правительство разместилось в одном из апартаментов госпиталя-дворца. Охраняли его всего 300 казаков, женский батальон и юнкера (ученики военных училищ).

Ультиматум Военно-революционного комитета Временное правительство отвергло. Казаки, женский батальон покинули Зимний дворец. Остались только мальчики-юнкера.

Во время штурма госпиталя (Зимнего дворца) погибло немало тяжелораненых рабочих и

73

крестьян, одетых в солдатские шинели. Шла Первая мировая война. Погибли те, во имя лучшей жизни которых и совершался переворот.

В ночь с 25 на 26 октября отряд В. А. Антонова-Овсеенко обнаружил в Малой столовой дворца членов Временного правительства. Именем Военно-революционного комитета он объявил их арестованными. (Сам Антонов-Овсеенко будет репрессирован в 1939 г.)

Каминные часы в Малой столовой показывали 2 часа 10 минут. Весь советский период эта дата играла роль нового Рождества Христова, отсчета нового времени, новой жизни. Ведь впереди красноармейцев шел Исус (так, по Блоку, с одним «и») Христос.

Любопытная деталь, на которую мало кто обращает внимание. Красноармейцы с Христом палили пулями в Святую Русь.

Конечно, революция не сводится к моменту захвата власти. Она совершается не в один день и даже не в десять дней Джона Рида, потрясших мир. Как, впрочем, и Крещение Руси произошло не в августе 988 г., а затянулось на десятилетия и даже столетия.

Революция 1917 г. - широкий социально-исторический процесс. Его уникальность состояла в том, что впервые в мировой истории будущее не прогнозировали, а строили «весомо, грубо, зримо» (Маяковский).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На этом пути были взлеты и падения. Будущее возводилось за счет жертвенности настоящего. Приходилось «быть и лицом, и ягодицей» (Маяковский) одновременно. Так или иначе, но социализм стал уделом не одной страны, а целого лагеря (слово-то какое!) мировой социалистической системы.

Но будто Фата Моргана вселилась в первопроходцев. (Фея Моргана, по преданию, жила на морском дне и обманывала путешественников призрачным видением.)

Сложный мираж, который виделся прорабам революции, они навязывали обществу. Ленин обещал, что его поколение будет жить при коммунизме. Сталин заявил, что жить стало лучше, жить стало веселее. Писатели, поэты аккомпанировали. Герой А. П. Платонова собирался построить социализм буду-

щим летом. Маяковский - вырастить город-сад через четыре года.

Эстафету подхватили лидеры «развитого социализма». Хрущев назначил точную дату восьмого чуда света - 1980 г. Горбачев обещал к 2000 г. каждому россиянину предоставить изолированную квартиру. Ельцин клялся лечь на рельсы, если жить будет хуже.

Еже писах, писах (Что написано, то написано).

Что же оказалось в сухом остатке? Капитализм не догнали, тем более не перегнали. Социализм, как выяснилось, неконкурентоспособен. Неимоверное напряжение и усталость общества привели к внутреннему взрыву.

В декабре 1991 г. СССР и лагерь социализма приказали долго жить.

5. Культурная революция

Юбилей культурной революции, кажется, еще не отмечали никогда. А ведь Ленин след в след за социально-политической революцией объявил и о культурной.

Культурная революция - коренной переворот в духовной жизни общества. Ее содержание - формирование нового человека.

Как и положено всякой революции, культурная началась с насилия. Свыше 200 лучших умов России, не принявших переворота, на «философском» пароходе были высланы за рубеж (1922 г.). Тех, кто остался, уничтожили физически (Н. Гумилев).

Далее последовало отречение от исторических корней. По Эренбургу, в крестьянской Расее (так писатель называл Россию) жили всего-навсего эмбрионы людей (в постсоветской России наиболее «продвинутые прохвосты» презрительно называют советских людей «совками»).

И, наконец, методика воспитания. Бухарин (самый мягкий и интеллигентный из ленинского окружения, «Бухарчик») предлагал вырабатывать коммунистическое человечество из наличного человеческого материала методом расстрела.

Какова же была содержательная сторона программы воспитания коммунистов (не чле-

74

нов партии, а людей будущего)? Она была вызовом естеству человека, опровергала принципы природосообразности Песталоцци. В самом деле, в фундаменте ее лежала идея уничтожения разделения труда между людьми, воспитание всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, которые умеют делать всё.

Все должны писать стихи, как Пушкин, петь, как Шаляпин, сочинять музыку, как Чайковский, добывать уголь из шахты, как Стаханов.

Нравственно то, что служит делу коммунизма.

Революция живет и побеждает благодаря возвеличиванию вождей. И потому нравственны были, например, такие стихи. К автору поэту Э. Багрицкому является призрак Дзержинского и учит выполнять заветы Ленина: «Но если он скажет: "солги" - солги. Но если он скажет: "убей" - убей».

Коммунистическое общество - значит все общее: земля, фабрики, труд, но прежде всего некая общая психология. Коммунист - это человек-мы.

Лидеры революции знали, что самое большое сопротивление внешним воздействиям оказывает личность. Чтобы сломить сопротивление, личность нужно заменить коллективом. Революция была сражением мы с я.

Маяковский усердствовал: единица -ноль, единица - вздор. Теоретики Пролеткульта утверждали, что подлинным творцом выступает не отдельная личность, а коллектив, что пролетариат обладает особым коллективным мышлением.

Коллективизм воспитывался самим новым образом жизни. Дети большую часть жизни проводили в яслях, детских садах; подростки - в школах; молодежь - в вузах; взрослые - в рабочих коллективах.

Коммунальное жизнеустройство коллективизировало и сферу быта. Фабрики-кухни должны были вытеснить кухню индивидуальную. Не домашняя котлета, а конвейерное производство пищи. Людей учили усмирять

собственный вкус. Ольга Берггольц такие дома-коммуны называла слезой социализма.

Писатель Е. И. Замятин (1884-1937) на новую концепцию откликнулся романом-предупреждением «Мы». В нем бывшие личности отказываются от «дикого» состояния свободы. Сливаясь в единое, миллионорукое тело, они в одну и ту же секунду просыпаются, выходят на работу, подносят ложки ко рту, выходят на прогулки, получают право на определенный администрацией «сексуальный продукт». У них -математически выверенное счастье.

Победу революции мог закрепить только образованный рабочий, поэтому возникла необходимость революционных мер в области образования. Все неграмотные люди в возрасте от 8 до 50 лет обязаны были учиться. Грамотных мобилизовывали на просветительскую работу среди безграмотного населения (чтецкая повинность). При фабриках, клубах, избах-читальнях, библиотеках открывались пункты по ликвидации неграмотности, народные (пролетарские) университеты. Возникали один за другим образовательные почины -ликбезовские спартакиады, стахановский метод в школе и т. д.

Но вот человек овладел грамотой. Что дальше? Дальше шли списки книг, которые можно было читать и находившиеся под запретом.

Литература и искусство становились достоянием масс, когда они овладевали методом социалистического реализма.

Вся система образования и воспитания была направлена на формирование абсолютной преданности системе. «Партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть!». Комсомол говорит пионерам: «Будь готов». «Всегда готов», - чеканит пионер.

Сверхнасилие тоталитарной системы способно парализовать человеческий дух, ослепить человека. Носители насилия превращались в предмет мистического, религиозного поклонения, восторга.

Что же получилось в итоге?

Партийные съезды, официальная пропаганда неустанно повторяли: сформированы

75

новая историческая общность - советский народ, новый тип личности - советский человек.

Но в декабре 1991 г. эти самые «новые» люди не встали на защиту породившего их государства.

И передовой отряд советских людей -коммунисты - опережая события, начали массово выходить из правящей партии. Они не вышли многомиллионными рядами на ее защиту, когда 21 августа 1991 г. деятельность КПСС была приостановлена, а 6 ноября 1991 г. запрещена.

Вот еще один любопытный факт. После НЭПа произошло массовое сокращение учреждений культуры. Н. К. Крупская тогда точно сказала: они не пустили прочных корней в народ.

Очередной обвал случился после распада СССР. Диагноз - тот же. Люди не вышли защищать свои учреждения культуры. У них не было общих прочных корней ни с советской властью, ни с советскими учреждениями культуры.

Так состоялось ли превращение Савла в Павла? (Иудей Савл, став проповедником христианства, апостолом, т. е. учеником Христа, получил имя Павла.)

6. Молюсь за тех и за других

Современник российской смуты и очевидец Русского исхода конца 1920 г. в Крыму Максимилиан Волошин писал: «А я стою один меж них / В текущем грохоте и дыме / И всеми силами своими / Молюсь за тех и за других».

Голос поэта услышан. Министерство культуры РФ выступило с предложением считать 2017-й годом национального примирения.

И красные, и белые по-своему любили Россию. Потомкам остается понять и правду большевизма, и боль белого сопротивления. Завершить войну в сердцах, смирить ярость, почтить память всех участников - как победителей, так и проигравших.

Спустя столетие все более становится очевидным, что позади нас не история города Глу-

пова, а трагедия великой страны. В основе трагедии лежит исходно неправильное прочтение Маркса. Маркс говорил о социализме не как о состоянии, а как о движении, которое уничтожает существующее состояние. В Стране Советов стремление к идеалу преждевременно стали выдавать за идеал.

Тем не менее пора отказаться от «словесной пачкотни» (А. Платонов) истории. Образование от дикости отличается уважительным отношением к прошлому (А. Пушкин). Да, были культы личностей и Ленина, и Сталина, но были и универсальные личности.

Кстати, нужно учиться с едиными мерками подходить к историческим персонажам. Петр I, по Ленину, варварскими способами уничтожал варварство. Не случайно его иногда называют первым большевиком. Но никто не посягает на памятник ему. Кто ему только не поет аллилуйю.

Критерии оценки сложных систем должны избегать односторонности. Нельзя судить о социализме только по репрессиям. Это то же самое, что оценивать христианство по инквизициям.

Страна давно уже понесла своеобразное покаяние. В Москве возводится первый общенациональный мемориал «Стена скорби» (скульптор Георгий Франгулян). Он будет открыт к 30 октября 2017 г. (30 октября -День памяти жертв политических репрессий; отмечается с 1991 г.). В Магадане установлена «Маска скорби» скульптора Эрнста Неизвестного.

В последние годы перезахоронены в русской земле известные деятели Белого движения А. И. Деникин, В. О. Каппель, русский философ И. А. Ильин. В известной степени эта акция - символ того, что братоубийственная война закончена.

Пример взвешенной оценки сложнейшего периода страны показывает В. В. Путин. Кто не сожалеет о распаде СССР, - говорил он, - у того нет сердца. А у того, кто желает его возрождения, нет головы.

И все-таки: можно ли извлечь какой-то урок из истории построения социализма? Можно.

76

Во-первых, эволюция предпочтительнее революции. «Революционный держите шаг», -обращался к массам Блок. «Эволюционный держите шаг», - ответил ему почти век спустя Е. Евтушенко.

Во-вторых, нельзя принудительно загонять людей в счастье.

В-третьих. Самые броские дефиниции коммунизма нуждаются в пересмотре. Ленин определил его как советскую власть плюс электрификацию всей страны. В СССР было и то, и другое. Не было коммунизма.

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о построении коммунизма.

Получено 28.11.2016

V. Triodin

Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Saint-Petersburg Department of Russian Creative Union of Culture Workers E-mail: bonicat@list.ru

KEEP IN AN EVOLUTIONAL STEP

Abstract. One hundred years have passed since the Great October revolution (one of the main historical events of our country that turned up the grounds of state organization and social structure and changed the lives of millions of people) but many people today still can't remain indifferent to it. I think that culture is the basis for the development of a society that's why art and literature first and foremost have greatly influenced the formation of socialist and later also revolutionary consciousness. The author gives historical prerequisites of communist ideas origin (including those of utopian socialism), their evolution in the West (T. More, T. Campanella, H. de Saint-Simon, Ch. Fourier etc.). In Russia after the abortive revolt of 1825 the ideas of socialism (simonism in particular) were not openly expressed but secret circles and societies (e.g. petrushevtsy) some members of which had to leave Russia were formed. Thus A. Herzen and N. Ogarev from Europe were trying to wake up Russia with their "Bell" journal. The novel by N. Chernyshevsky "What to do?" greatly influenced the development of socialist ideas in Russia. A lot of communes like that of Vera Pavlovna appeared in Russia. It's worthwhile mentioning that this work promoted the formation of V. Lenin's views. Russian (or peasant) socialism of the second half of the XIX century was named "narodnik movement" for the famous "walking to the folks". One of the narodniks' inspirers was P. Lavrov ("Historical letters"). But the ideas of socialism were alien to peasants of Russia at that time and culture of common people differed greatly from that of intelligentsia and noblemen. Gradually coercive methods of impact have replaced non-coercive ones. The first 17 years of the XX century was the period ofpeople's rebellions. Many scientists think that utopian socialism has originated from equalizing social ideology of early Christianity. No wonder that clergyman G. Gapon became the symbol of the first Russian revolution. Many graduates of theological colleges (seminaries) and children of clergymen were taking active part in revolutions. The political revolution of 1917 was followed by the cultural one (formation of new man devoted to the system; struggle of "we " with "I"). It touched all activity spheres including art.

Keywords: October Revolution, communism, utopian socialism, narodnik movement

For citing: Triodin V. 2017. Keep in an evolutional step. Culture and Arts Herald. No 3 (51) : 68-77.

Received 28.11.2016

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.