Научная статья на тему 'Эволюционная модель становления регионального музыкального образования'

Эволюционная модель становления регионального музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
101
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюционная модель становления регионального музыкального образования»

А. Демченко

ЭВОЛЮЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СТАНОВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

■ 1сли проанализировать ход развертывания гН музыкального образования в различных Ж регионах Юга России, где форпостом является Ростов-на-Дону, а также в периферийных центрах России в целом, обнаружится некий инвариант, который несет в себе определенные закономерности и типовые формы. Практически все характерное в данном отношении представляет картина этого процесса в Саратове, который находится на геофизической границе Центра и Юга России. Среди всего прочего очень показательной является и роль личностного фактора. Как в свое время неоценимое значение для Саратова приобрела деятельность С. К. Экснера, так не менее важным оказался художественный, просветительский и организационный вклад С. М. Старикова в музыкальную жизнь Тамбова, М. Л. Пресмана в культуру Ростова-на-Дону и т. д.

Реконструируем вкратце начальные этапы становления музыкального образования в Саратове. Как и везде, начиналось оно с сугубо эмбриональных форм, то есть с обучения детей более или менее состоятельных родителей путем частных уроков. На всем протяжении XIX столетия непременным атрибутом жизни города являлось любитель-

ское музицирование. Поэтому столь ходовой оказалась профессия домашнего учителя музыки. Одного из них история отметила особо - это А. И. Вил-луан, педагог братьев Антона и Николая Рубинштейнов. До 1830 года Виллуан преподавал в провинциальных городах (в том числе и в Саратове), а затем в Москве, где снискал репутацию одного из лучших фортепианных педагогов.

С 1840-х годов наметился постепенный переход от сугубо индивидуальных форм обучения к практике регулярных занятий в частных пансионах, а с 1856 года и при Женском институте. С 1866 года в городе стали появляться частные музыкальные школы, а в 1873 году только что открывшееся Саратовское отделение Русского музыкального общества первым делом позаботилось о создании музыкальных классов. Причем сразу же во всей полноте специализаций, представленных тремя отделениями - фортепианным, оркестровым и вокальным. Среди педагогов музыкальных классов поначалу преобладали музыканты-любители, но постепенно ценз профессионализма растет, и в последующем музыкальные классы возглавляют выпускники различных консерваторий - Московской (В. И. Вильборг, К. Э. Вебер), Петербургской

А. Демченко. Эволюционная модель становления регионального музыкального образования

(Ф. М. Достоевский, однофамилец писателя), Варшавской (Л. И. Винярский).

Тем не менее к началу 1880-х годов в деятельности музыкальных классов назрел кризис, резко снизилось число учащихся, и встал вопрос об их закрытии. Но в 1883 году в Саратов был направлен С. К. Экснер, годом позже он назначается директором музыкальных классов, и ему удается быстро выправить положение. Этот недавний выпускник Лейпцигской и Петербургской консерваторий сразу же показал себя человеком необычайно деятельным и целеустремленным, что побудило дирекцию местного отделения РМО незамедлительно ввести его в свой состав. Как никто другой, он способствовал профессиональной постановке музыкального образования в Саратове. Более того, ему было суждено на протяжении трех десятилетий находиться в центре музыкальной жизни города. Энергия и незаурядные организаторские способности позволили Экснеру поднять уровень художественной культуры Саратова, придать ей размах и упорядоченность.

Наилучшим образом наладив работу музыкальных классов, он к 1895 году добился их преобразования в музыкальное училище и стал его первым директором. Ему удалось привлечь к преподаванию высокообразованных музыкантов, многие из которых впоследствии стали профессорами Саратовской консерватории: пианисты (кроме самого Экс-нера) В. В. Адамовский, Н. Н. Буслов, Э. Я. Гаек, М. П. Домбровский, А. П. Рахманов, И. А. Розен-берг, скрипачи Н. К. Авьерино, Я. Я. Гаек, В. В. Зайц, виолончелисты М. Е. Букиник, М. Я. Гордель, теоретики А. Т. Зубанов, Л. М. Рудольф (оба ученики С. И. Танеева).

Прошло немногим более десятилетия после основания музыкального училища, и с 1907 года неутомимый С. К. Экснер начинает предпринимать усилия по открытию в Саратове консерватории. Понадобилась вся та исключительная энергия и целеустремленность, которой был наделен этот человек, чтобы усилия эти увенчались успехом. В день открытия консерватории, 21 октября 1912 года, он не без горечи писал в «Саратовском листке»: «Пришлось мне пережить пять лет упорной борьбы, нередко даже издевательств, но все это, к счастью, прошло, прошло бесследно, и так долго лелеянная мечта моя осуществилась: Саратов получил высшее музыкальное учреждение, первое в провинции и третье в России».

Действительно, препятствий было много. Одно из них возникло, когда такой авторитетный музыкант, каким был С. В. Рахманинов, посланный из столицы с инспекционной целью, дал отрицательный отзыв об идее открытия консерватории в Саратове. Единственно, что признавалось как безусловный плюс - наличие хорошего здания. В ряду претензий значилось отсутствие надлежащего контингента квалифицированных педагогов. И Экснер решает эту проблему большой серией новых приглашений. Кто же были эти профессора, помимо тех, что перешли сюда из музыкального училища (В. В. Адамовский, И. А. Розенберг, Я. Я. и Э. Я. Гае-ки, В. В. Зайц, Л. М. Рудольф, сам С. К. Экснер и некоторые другие)?

Начнем этот ряд с пианистов. И. И. Сливинский по окончании Варшавской консерватории совершенствовался у Т. Лешетицкого в Вене и А. Г. Рубинштейна в Петербурге. Пианист с европейской известностью, он с успехом гастролировал в ряде стран мира и, работая в Саратове, продолжал эти гастрольные выезды. Бок о бок с ним в Саратове преподавали М. Л. Пресман (игре на фортепиано обучался в Москве у Н. С. Зверева и В. И. Сафонова, известен как редактор фортепианных произведений, в том числе 32 сонат Бетховена), Б. К. Раду-гин (окончил Московскую консерваторию по классу А. Б. Гольденвейзера с большой серебряной медалью), Н. А. Дубасов (по окончании Петербургской консерватории завоевал звание лауреата на I Международном конкурсе им. А. Г. Рубинштейна, концертировал в России и за рубежом) и А. Н. Дроздов (совершенствовался в Вене у Л. Годовского и Т. Лешетицкого).

Уже на примере пианистов хорошо видно, сколь многоликим был интернациональный состав первых педагогов консерватории, что способствовало взаимообогащению школ и дарований. Среди них оказались выпускники таких консерваторий, как Петербургская (С. К. Экснер - вначале он занимался в Лейпцигской консерватории, А. Ф. Склярев-ский, И. А. Розенберг, Н. А. Дубасов, А. Н. Дроздов), Московская (М. Л. Пресман, П. Ю. Эггерт, Н. Н. Федотова-Козолупова, Б. К. Радугин), Варшавская (И. Я. Сливинский, В. В. Адамовский), Пражская (Э. Я. Гаек).

Что касается первых педагогов консерватории по другим специальностям, то картина была следующей: теория музыки и композиция - Г. Э. Ко-нюс и Б. В. Карагичев (оба ученики С. И. Танеева),

Музыкальное образование

виолончелисты С. М. Козолупов, Л. В. Ростропович (отец М. Л. Ростроповича), Б. А. Струве и кроме того - В. Г. Брандт (труба), Г. Я. Белоцерковский (валторна), Г. К. Поповицкий (гобой), И. В. Липаев (тромбон, история музыки), а также педагоги-вокалисты М. Е. Медведев, А. М. Пасхалова, М. А. Эй-хенвальд-Дубровская, Н. И. Сперанский и другие.

Итак, в 1912 году была открыта первая в российской провинции консерватория. В определенном смысле это был исторически значимый факт. Как в свое время создание консерваторий в Петербурге (1862) и Москве (1866) означало принципиально новую эпоху в воспитании музыкантов-профессионалов, так и теперь, ровно полстолетия спустя, становилась реальной перспектива территориального расширения этого процесса - после Саратова консерватории были основаны в 1913 году в Киеве и Одессе, в 1917 году в Харькове и Тифлисе, а позже и в некоторых других городах страны.

Консерватория явилась мощным катализатором художественного процесса, став тем краеугольным основанием, на котором музыкальная культура края стала развиваться капитальнейшим образом - вширь и вглубь. Ныне этот старейший музыкальный вуз страны располагает педагогиче-

скими кадрами самого высокого уровня, о чем говорят следующие факты: около двухсот его педагогов были удостоены различных ученых и почетных званий, множество выпускников вуза стали лауреатами и дипломантами Всероссийских, Всесоюзных и Международных конкурсов, более ста носят высокое звание народных и заслуженных артистов, заслуженных деятелей искусств или стали лауреатами Государственных премий. Ныне обучение здесь ведется практически по всем музыкальным и театральным специальностям, поскольку уже многие годы в состав консерватории входит театральный факультет. Функционируют многочисленные творческие коллективы: симфонический и камерный оркестры, оркестр народных инструментов, академический и народный хоры, камерные и фольклорные ансамбли, учебный театр. Все это делает консерваторию неотъемлемым компонентом и одним из определяющих факторов культурной жизни города и региона.

Такова в самых общих чертах траектория становления музыкального образования в Саратове, типичность которой могут подтвердить примеры развития музыкально-образовательного процесса многих других регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.